Научная статья на тему 'Педагогические условия повышения качества профессионального образования при изучении начертательной геометрии в вузе'

Педагогические условия повышения качества профессионального образования при изучении начертательной геометрии в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / SYSTEM OF EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / DESCRIPTIVE GEOMETRY / QUALITIES OF KNOWLEDGE / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Ольга Григорьевна

В статье предлагаются пути формирования и профессионального развития субъектной позиции студентов на основе взаимоотношения систем преподавания и учения в практике обучения вуза, который рассматривается как целостный, взаимосвязанный инвариантом отношений комплекс. Материалы основаны на понятиях теории систем, теории управления и дидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF RAISING THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION IN STUDYING DESCRIPTIVE GEOMETRY IN HIGH SCHOOL

The article suggests ways of formation and professional development of subjective position of students on the basis of the relationship systems of teaching and learning in the practice of teaching of high school, which is considered as a holistic complex, interconnected by invariant of relationships. The materials are based on the concepts of theory of systems, theory of management and didactics.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия повышения качества профессионального образования при изучении начертательной геометрии в вузе»

УДК 378.016:514

Клименко Ольга Григорьевна

Klimenko Olga Grigorievna

старший преподаватель кафедры начертательной геометрии и инженерной графики Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск ngig@festu.khv.ru

senior lecturer of the chair of descriptive geometry and engineering graphics, Far Eastern State University of Railway Transport, Khabarovsk ngig@festu.khv.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ В ВУЗЕ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF RAISING THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION IN STUDYING DESCRIPTIVE GEOMETRY IN HIGH SCHOOL

Аннотация:

The summary:

В статье предлагаются пути формирования и профессионального развития субъектной позиции студентов на основе взаимоотношения систем преподавания и учения в практике обучения вуза, который рассматривается как целостный, взаимосвязанный инвариантом отношений комплекс. Материалы основаны на понятиях теории систем, теории управления и дидактики.

The article suggests ways of formation and professional development of subjective position of students on the basis of the relationship systems of teaching and learning in the practice of teaching of high school, which is considered as a holistic complex, interconnected by invariant of relationships. The materials are based on the concepts of theory of systems, theory of management and didactics.

Ключевые слова:

система обучения, профессиональное образование, начертательная геометрия, качества знаний, моделирование.

Keywords:

system of education, professional education, descriptive geometry, qualities of knowledge, modeling.

В педагогической науке существует много направлений и подходов к повышению качества образования. Применение концепции системного подхода способно эффективно организовать поиск результативных методов исследования и организации учебного процесса в вузе, поскольку системный подход позволяет рассматривать педагогическое образование в вузе как «целостный, взаимосвязанный инвариантом отношений между его элементами (целями), комплекс, технологический режим воздействия которого позволяет гарантировать получение результата - профессионально подготовленного специалиста» [1].

Подготовка специалиста с позиции системного подхода осуществляется за счет взгляда на студента как субъекта системы учения, взаимодействующей с системой преподавания, субъектом которой является педагог.

Субъект - это развивающаяся личность, способная в деятельности и жизнедеятельности осознавать цели и адекватные им технологии, осуществлять моделирование своего поведения, организацию деятельности по достижению целей и самоанализ результата [2].

Моделирование начинается с осмысления целей, разработки адекватных целям технологий, построения самой модели, организации деятельности по достижению целей.

Образовательное пространство вуза с позиции системного подхода есть взаимодействие трех систем: системы обучения, системы воспитания и системы управления [3]. Систему мы рассматриваем как организованный комплекс средств достижения общей поставленной цели. Система характеризуется составом (конечный перечень элементов), структурой (инвариант отношений между элементами состава, которым является цель), функционированием (взаимодействие педагога и учащихся, направленное на достижение целей).

В теории систем и социального управления различают цели трех уровней: стратегические, оперативные и тактические.

Стратегическими целями в системе образования вуза являются цели системы высшего образования, сформулированные в Государственных стандартах высшего профессионального образования: развитие интеллектуального, духовного и профессионального потенциала молодого поколения.

Цели обучения на оперативном уровне реализуются в виде образовательных, воспитательных и развивающих компонентов.

Образовательные цели определяют уровень усвоения информационного материала. Усвоение знаний происходит на трех уровнях: 1-й уровень усвоения - осознанное восприятие, понимание и запоминание, которое внешне проявляется в точном и близком воспроизведении информации; 2-ой уровень усвоения - применение знаний по образцу в сходной ситуации; 3-ий уровень усвоения - творческое применение знаний, то есть применение знаний в новой, ранее не знакомой обучающемуся ситуации [4].

Для реализации стратегических целей необходимо систему взаимосвязанных и постепенно усложняющихся знаний вывести на оперативный и тактический уровень. Это позволяет сформулировать следующее понимание познавательного саморазвития: поставив цель 1-го уровня усвоения и, используя алгоритм усвоения информации на этом уровне (восприятие ^ понимание ^ заучивание ^ воспроизведение), мы развиваем память, предоставляя студентам информацию по предметам, которые изучаются на занятиях.

1-й и 2-й уровни усвоения являются целями развития познавательной деятельности, обеспечивающей воспроизведение научной информации, выработанной предшествующими поколениями.

Одной из областей развития мыслительной деятельности является развитие абстрактного мышления посредством начертательной геометрии, использующей как предметные средства наглядные изображения, выраженные в абстрактных образах.

Уровни усвоения дополняются качествами знаний (параметрами, отражающими образовательную цель и результат обучения). В современной педагогической литературе сложилась определенная система качества знаний: полнота (1), глубина (2), конкретность (3), обобщенность (4), свернутость (5), развернутость (6), системность (7), систематичность (8), оперативность (9), гибкость (10) [5].

Качества знаний связаны со способами работы мышления: индукцией и дедукцией, анализом и синтезом, суждением и умозаключением.

При определенных уровнях усвоения формируются соответствующие качества знаний. Эта взаимосвязь может быть выражена следующим образом:

- 1-ый уровень усвоения: качества знаний 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 в любом наборе с обязательной конкретностью 3;

- 2-ой уровень усвоения: качества знаний 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 + 2, 9, то есть к качественным характеристикам первого уровня усвоения добавляются необходимые для второго уровня глубина 2 (за счет поэлементного наложения образца на конкретный пример) и оперативность 9 (как скорость выполнения операции наложения образца на конкретный пример);

- 3-ий уровень усвоения: качества знаний 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 + 2, 9 + 10, то есть к качествам знаний, которые могут быть сформированы на первом и втором уровнях усвоения (при обязательных 3, 2, 9), добавляется гибкость 10 для применения знаний в нестандартных ситуациях.

Качества знаний как характеристики способов мыслительной деятельности должны быть усвоены при обучении. Формирование качеств знаний как форм сохранения информации на занятиях ведется последовательно и целенаправленно (от первого уровня усвоения ко второму и далее к третьему). Качества знаний как сохраняемые модели содержания образования гарантируются применением технологии обучения (последовательность методов, средств и форм обучения) и отслеживаются на выходе с помощью технологической документации.

Поставив цель 2-го уровня усвоения, мы перерабатываем сущностное знание понятий, усвоенных на 1-ом уровне усвоения, в технологическую форму алгоритма для применения знаний в сходной ситуации. Кроме того, применяем по мере необходимости операционный алгоритм (анализ —— диагноз —— решение — результат).

Система обучения, система воспитания и система управления вступают в отношения, которые являются переменными, то есть одна из систем в данных отношениях является субъектом, а другая объектом. У данных систем образуются переменные субъектно-объектные отношения.

Когда педагог определяет цель занятия, тогда система преподавания становится субъектной системой, а система учения в этом случае является объектной. В случае если цель принята студентами и они приступают к ее реализации, система учения становится субъектной. Как только цель поставлена, система становится самоорганизующейся. Если цели едины (преподаватель передает цель, а студенты принимают ее) возникает взаимодействие. Если цель принята и не реализуется, то усвоение знаний студентами не происходит.

Кроме целей преподаватель в тему занятия встраивает предметную область учебной дисциплины -начертательной геометрии. В теме содержится проблема, которую надо решить, и информационная область учебной дисциплины, выраженной в информации и способах деятельности. Из темы занятия преподаватель отмечает цели, для достижения которых разрабатываются технологии на языке предметной области. Предметная область становится составом системы. А студент становится субъектом в образовавшейся системе: осмысливает цели, разрабатывает технологии, моделируют свою деятельность по целям и технологиям, применяет технологии, то есть переводит идеальную модель в реальную и осуществляет анализ - достигнута цель или нет.

В такой логике рассуждений студент приобретает опыт постановки целей и разработки технологий. В этой ситуации система выходит на новый качественный уровень: с одной стороны, студент сам приобретает качества субъекта, а с другой стороны, сам объект переходит в новое качественное состояние - задача или проблема решена.

Анализ результата по степени достижения целей производится не на основании «решена задача или нет», а реализован или нет уровень усвоения; правильно ли поставлена цель, правильно ли разработаны технологии. На основании системного подхода мы стремимся обучить студентов при решении учебных задач управлять своим мышлением, а следовательно, ставим целью учебных занятий выход на саморазвитие и самообразование студентов.

Таким образом, при постановке образовательных целей прослеживается последовательное усложнение уровней усвоения и качеств знаний, что соответствует одному из ведущих принципов дидактики -принципу последовательности и доступности обучения.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Карева Д.Ф. Взаимодействие систем обучения и воспитания в вузовском образовании: монография. Хабаровск, 2003.

2. Дворянкина Е.К. Развитие субъектной позиции студентов в системе вузовского образования: учеб. пособие. Хабаровск, 2003.

3. Карева Д.Ф. Указ. соч.

4. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М., 1978.

5. Там же.

1. Kareva D.F. Vzaimodeystvie sistem obucheniya i vospitaniya v vuzovskom obrazovanii: monograph. Khabarovsk, 2003.

2. Dvoryankina E.K. Razvitie subektnoy pozitsii studentov v sisteme vuzovskogo obrazovaniya: ucheb. posobie. Khabarovsk, 2003.

3. Kareva D.F. Op. cit.

4. Lerner I.Y. Kachestva znaniy uchashchihsya. Kakimi oni dolzhny byt'? M., 1978.

5. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.