Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная компетентность / среднее профессиональное образование / педагогические условия / студенческое самоуправление / social competence / secondary vocational education / pedagogical conditions / student self-government

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Б. Ромаева, С.В. Кузьмина

В статье обоснована актуальность проблемы развития социальной компетентности студенческой молодежи в системе среднего профессионального образования. С учетом анализа дефиниций разных авторов приведена сущностная характеристика термина «педагогические условия развития социальной компетентности». Определена совокупность педагогических условия развития социальной компетентности студентов СПО. Реализация указанных педагогических условий продемонстрирована на примере ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» в процессе деятельности студенческого самоуправления, творческих коллективов, социального партнерства с молодежными организациями различных уровней, будущими работодателями в совместной реализации проектов, мероприятий. Авторы делают выводы, что педагогические условия должны быть предопределены спецификой образовательной деятельности с учетом особенностей контингента студентов, а также стратегических направлений деятельности образовательной организации, исходящими из ее социальной миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Б. Ромаева, С.В. Кузьмина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article substantiates the relevance of a problem of developing the social competence of students in the system of secondary vocational education. Taking into account the analysis of definitions of different researchers, the essential characteristic of the term “pedagogical conditions for the development of social competence” is given. A set of pedagogical conditions for the development of social competence of secondary vocational education students has been determined. The implementation of these pedagogical conditions is demonstrated with reference to the Stavropol Construction College in the process of student self-government, creative teams, social partnership with youth organizations of various levels, future employers in the joint implementation of projects and events. The authors conclude that pedagogical conditions should be predetermined by the specifics of educational activities, taking into account the characteristics of the contingent of students, as well as the strategic directions of the educational organization’s activities, proceeding from its social mission.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

материально-технической базы создает условия для выполнения практических заданий, решение которых в отсутствие данных средств невозможно. Имитация реальной ситуации позволяет повысить качество освоения теоретических знаний обучающимися, повышает интерес курсантов (слушателей), инициирует их интеллектуальную активность, усиливает концентрацию внимания во время занятий, повышает мотивацию к освоению учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка».

Таким образом, с использованием учебного места для досмотра транспорта полигонного комплекса «Контрольно-пропускной пункт» курсанты (слушатели) имеют возможность качественно освоить специальные тактические дисциплины и сформировать профессиональные компетенции на уровне, соответствующем требованиям оперативно-служебной деятельности.

В условиях отсутствия реально осязаемой ситуации (например, контрольно-пропускного пункта, места для досмотра транспорта и т. п.) в целях её имитации целесообразно использование оборудования виртуальной и дополненной реальности. Данное техническое дидактическое средство позволяет погрузить обучающегося в центр игровой ситуации посредством его органов чувств. Возможности оборудования виртуальной и дополненной реальности, используемого в образовательной деятельности организаций МВД РФ, позволяют на основе единого ситуационного центра использовать одновременно несколько комплектов оборудования. Это позволяет самостоятельно, не применяя компьютерный алгоритм, отработать ряд профессиональных действий для выполнения поставленных задач, реализуя все полученные на занятиях практические навыки. Данный формат занятия наиболее приближен к реальным ситуациям служебно-бое-вой деятельности сотрудника полиции.

Преподаватель, используя программное обеспечение оборудования виртуальной реальности, получает возможность самостоятельного планирования ситуационного центра в соответствии с конкретными критериями подготовки обучающихся, например, уровнем владения теоретическим материалом и оборудованием обучающегося по данной учебной дисциплине. К положительным сторонам применения оборудования виртуальной реальности следует отнести повышение интереса обучающегося к предмету, получение обучающимися дополнительных знаний по дисциплине; повышение качества обученности; эффективное применение практико-ориентированной модели обучения; максимальное сближение процесса обучения с реальными ситуациями (например, применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции). Примером ситуационного центра является, например, стрелковый тир. Целесообразно утверждать, что оборудова-

Библиографический список

ние виртуальной и дополненной реальности обладает высоким ресурсным образовательным потенциалом.

Рассмотрим пример использования игровых технологий во внеаудиторной деятельности. В рамках освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере, специализация «Технологии защиты информации в правоохранительной сфере», применяется практико-ориентированная методика подготовки с использованием метода соревнований по практической информационной безопасности Capture the flag (CTF).

Методика позволяет эффективно осваивать следующие дисциплины, предусмотренные учебным планом образовательной программы: «Компьютерная разведка», «Криптографическая защита информации», «Программно-аппаратная защита информации», «Анализ безопасности информационных систем». Образовательный результат достигается в процессе решения задач по практической информационной безопасности. К таким задачам относятся дифференцированные по уровню сложности задачи по компьютерной криминалистической экспертизе, анализу бинарного кода, эксплуатации уязвимостей, администрированию операционных систем, сетевой безопасности, криптографии, поиску и эксплуатации веб-уязвимостей.

Использование данной методики позволяет повысить уровень профессиональной подготовки, что является чрезвычайно важным с учетом актуальных угроз информационной безопасности в условиях быстро меняющихся тенденций развития информационных технологий; эффективно решать актуальные задачи правоохранительных органов в области обеспечения информационной безопасности; непрерывно и оперативно совершенствовать практические навыки обучающихся; усилить мотивацию обучающихся за счет соревновательной составляющей [8].

Завершая исследование, следует отметить, что поставленные цель и задачи исследования были выполнены. Анализ материалов, примеры использования игровых технологий в образовательном процессе вузов системы МВД РФ свидетельствуют о целесообразности и активизации применения разных форм игровых технологий. Можно утверждать, что правильно подобранные игровые технологии (с учетом целей и задач занятия, уровни подготовленности обучающихся, содержания материалов конкретного занятия и пр.) позволяют обеспечить достижение курсантами и слушателями запланированных образовательных результатов в соответствии с программой обучения.

1. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. Перевод с голандского Д.В. Сильвестрова. Москва: Прогресс-Традиция, 1997.

2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1989.

3. Емельянова Т.В., Медяник Г.А. Игровые технологии в образовании. Тольятти: Издательство ТГУ, 2015. Available at: https://dspace.tltsu.rU/bitstream/123456789/6227/1/ Emelyanova-eui-1-54-14%20-%20Z.pdf

4. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

5. Колокольникова З.У. Игровые технологии. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. Available at: https://lpi.sfukras.ru/files/kolokolnikova_igrovye_ tehnologii_2021.pdf?ysclid=lu1cbj7aue523579772

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. Москва: НИИ школьных технологий, 2005.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Москва: Академия, 2007.

8. «Спортивный» хакинг: виды и польза. Cyber Media. Available at: https://securitymedia.org/info/sportivnyy-khaking-vidy-i-polza.html?ysclid=lu1ed6dds121321179 References

1. Hejzinga J. Homo Ludens; Statipo istorii kul'tury. Perevod s golandskogo D.V. Sil'vestrova. Moskva: Progress-Tradiciya, 1997.

2. 'El'konin D.B. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1989.

3. Emel'yanova T.V., Medyanik G.A. Igrovye tehnologii vobrazovanii. Tol'yatti: Izdatel'stvoTGU, 2015. Available at: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/6227/1/Emelyanova-eui-1-54-14%20-%20Z.pdf

4. Rubenshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

5. Kolokol'nikova Z.U. Igrovye tehnologii. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet, 2020. Available at: https://lpi.sfukras.ru/files/kolokolnikova_igrovye_tehnologii_2021. pdf?ysclid=lu1cbj7aue523579772

6. Selevko G.K. Pedagogicheskie tehnologii na osnove akiivizacii, intensifikaciii 'effektivnogo upravleniya UVP. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2005.

7. Selivanov V.S. Osnovy obschejpedagogiki: teoriya i metodika vospitaniya. Moskva: Akademiya, 2007.

8. «Sportivnyj» haking: vidy i pol'za. Cyber Media. Available at: https://securitymedia.org/info/sportivnyy-khaking-vidy-i-polza.html?ysclid=lu1ed6dds121321179

Статья поступила в редакцию 25.03.24

УДК 377.5

Romaeva N.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector for Educatonal and Organizational Work, Stavropol Regional Institute for the Development

of Education, Advanced Training and Retraining of Educators (Stavropol, Russia), E-mail: romaeva.natalia@mail.ru

Kuzmina S.V., pedagogue-organizer, teacher, Stavropol Construction College (Stavropol, Russia), E-mail: vip.sveta0703@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The

article substantiates the relevance of a problem of developing the social competence of students in the system of secondary vocational education. Taking into account the analysis of definitions of different researchers, the essential characteristic of the term "pedagogical conditions for the development of social competence" is given. A set of pedagogical conditions for the development of social competence of secondary vocational education students has been determined. The implementation of these pedagogical conditions is demonstrated with reference to the Stavropol Construction College in the process of student self-government, creative teams, social partnership with youth organizations of various levels, future employers in the joint implementation of projects and events. The authors conclude that pedagogical conditions should be predetermined by the specifics of educational activities, taking into account the characteristics of the contingent of students, as well as the strategic directions of the educational organization's activities, proceeding from its social mission.

Key words: social competence, secondary vocational education, pedagogical conditions, student self-government

Н.Б. Ромаееа, д-р пед. наук, проф., проректор по учебно-организационной работе ГБУДПО «Ставропольский краевой институт развития

образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Ставрополь, E-mail: romaeva.natalia@mail.ru

С.В. Кузьмина, педагог-организатор, преп., ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» г. Ставрополь, E-mail: vip.sveta0703@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обоснована актуальность проблемы развития социальной компетентности студенческой молодежи в системе среднего профессионального образования. С учетом анализа дефиниций разных авторов приведена сущностная характеристика термина «педагогические условия развития социальной компетентности». Определена совокупность педагогических условия развития социальной компетентности студентов СПО. Реализация указанных педагогических условий продемонстрирована на примере ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» в процессе деятельности студенческого самоуправления, творческих коллективов, социального партнерства с молодежными организациями различных уровней, будущими работодателями в совместной реализации проектов, мероприятий. Авторы делают выводы, что педагогические условия должны быть предопределены спецификой образовательной деятельности с учетом особенностей контингента студентов, а также стратегических направлений деятельности образовательной организации, исходящими из ее социальной миссии.

Ключевые слова: социальная компетентность, среднее профессиональное образование, педагогические условия, студенческое самоуправление

Актуальность темы обусловлена тем, что создание реальных конкурентных преимуществ профессиональной образовательной организации по удовлетворению рыночного спроса на кадры новой формации через использование внутренних возможностей, результативности деятельности по обеспечению высокого качества подготовки специалистов среднего звена на сегодняшний день является приоритетной целью образовательной системы государства в целом.

С опорой на приоритетные направления реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года, являющейся совокупностью личностно-професси-ональных качеств человека, обеспечивающих его успешное функционирование во всех сферах жизнедеятельности, социальная компетентность интегрирует личностный, социальный и профессиональный смыслы образования. При этом полноценная реализация личностно ориентированного образования невозможна без целенаправленного сопровождения развития социальной компетентности студентов как обобщенного качественного результата профессионального образования современного специалиста [1].

Отметим, что процесс развития социальной компетентности студентов СПО включает в себя педагогическое и социальное воздействие, носящее взаимодополняющий характер и обеспечивающее влияние на их личность. При этом он должен быть построен с учетом особенностей контингента студентов, к которым можно отнести возрастные, гендерные, национальные, социально-статусные, уровень сформированности универсальных учебных действий и личностных компетенций на предыдущей ступени образования, а также в соответствии со стратегическими направлениями деятельности образовательной организации, исходящими из ее социальной миссии.

Например, миссия ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» (ГБПОУ ССТ) заключается в обеспечении необходимого качества практико-ори-ентированных образовательных услуг по подготовке специалистов строительной отрасли, формирование высоконравственной личности с современными профессиональными компетенциями в соответствии с потребностями человека, общества, государства путем создания инновационного образовательного пространства.

Цель данной статьи заключается в теоретическом и практическом обосновании совокупности педагогических условий развития социальной компетентности студентов среднего профессионального образования.

Задачи, необходимые для решения указанной цели: привести сущностную характеристику термина «педагогические условия развития социальной компетентности»; определить совокупность педагогических условия развития социальной компетентности студентов СПО; показать, как могут решаться подобные задачи на примере ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум».

В процессе исследования были использованы научные методы: анализ научной литературы и иных источников в соответствии с заявленной тематикой; анализ опыта создания педагогических условий исследуемого феномена в ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум»

Научная новизна представленных результатов исследования заключается в том, что обоснованы педагогические условия развития социальной компетентности обучающихся системы среднего профессионального образования.

Теоретическая значимость определена обоснованием решения задач исследования в практической деятельности образовательной организации.

Практическая значимость состоит в анализе опыта создания представленных педагогических условий в конкретном учреждении СПО.

Среди основных стратегических направлений деятельности ГБПОУ ССТ в рамках исследуемой нами темы следует выделить:

- повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

- подготовка студентов к участию во всероссийских олимпиадах, конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства «Молодые профессионалы»;

- реализация Программы развития социального партнерства;

- совершенствование воспитательного процесса через развитие системы классного руководства, преподавателей и студенческого самоуправления техникума;

- организация мероприятий, способствующих воспитанию и развитию физически и психологически здоровой личности;

- совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию студентов, развитие волонтерского движения;

- создание системы выявления и сопровождения талантливых обучающихся;

- создание пространства, обеспечивающего социальную мобильность молодежи;

- формирование позитивной мотивации к будущей трудовой деятельности, обеспечивающей высокую деловую активность, эффективное поведение в рыночной экономике;

- правовое, патриотическое и предпринимательское воспитание студентов и другие.

Отметим, что эффективность любого процесса зависит от соблюдения определенных условий и, как показал проведенный анализ, в образовательной организации должны реализовываться такие педагогические условия, которые способствуют личностному, профессиональному и социальному развитию студентов на протяжении жизни.

Для обоснования указанных условий уточним, что понимается под таковыми разными исследованиями (табл. 1).

Таблица 1

Дефиниция «педагогические условия»

Автор Дефиниция

Божович Л.И., Конникова Т.Е. комплекс мер, направленных на увеличение эффективности учебно-воспитательной деятельности [2]

Беликов В.А. совокупность потенциальных характеристик образовательной среды, направленных на достижение конкретных педагогических задач [3]

Ипполитова Н.В. элемент образовательной системы, включающий внутренние (для личностного развития обучающихся и педагогов) и внешние (для процессуального развития системы) составляющие, способствующие эффективному функционированию и развитию [4]

Зверева М.В. содержательное описание компонентов педагогической системы - содержания, организационных форм, средств обучения, взаимоотношений педагогов и обучающихся [5]

Володин А.А., Бондаренко Н.П атрибут образовательной системы, отражающий потенциал образовательной среды, создание которого обеспечивает эффективность ее функционирования и развития [6]

С учетом вышеприведенных дефиниций, исходя из задач исследования, педагогическими условиями развития социальной компетентности студентов мы считаем совокупность форм и методов педагогической деятельности, особенности образовательной среды образовательной организации, применение которых будет способствовать повышению эффективности процесса развития социальной компетентности студентов (табл. 2).

Рассмотрим порядок реализации указанных выше педагогических условий.

Формированию у студентов лидерских качеств, готовности участвовать в общественном управлении, умению конструктивного межкультурного взаимодействия содействует развитое студенческое самоуправление. При этом, безусловно, развитию социальной компетентности у студентов в большей степени способствует слаженно работающий коллектив.

Первичным коллективом в образовательной организации СПО является студенческая группа. В формировании студенческой группы значимая роль принадлежит классному руководителю, задачей которого становится педагогическое сопровождение деятельности студенческого коллектива, организация самоуправления, определение векторов развития, коррекция межличностных отношений, совместная деятельность и достижение поставленных целей.

Несомненно, большое значение в студенческой жизни имеет неформальное самоуправление.

Студенческое самоуправление - это форма инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов и составная часть системы демократического управления ССТ, предусматривающая делегирование отдельных управленческих функций студенческому коллективу и его общественных органов - Совета студенческого самоуправления техникума и Студенческого профсоюзного комитета (табл. 3).

Педагогические условия в части развития творческих инициатив студентов, создания и развития творческих объединений и коллективов подлежат реализации комплексно, через деятельность Центра развития и творческой самореализации студентов ССТ (табл. 4).

В структуре Центра развития и творческой самореализации студентов осуществляют деятельность различные творческие коллективы (объединения, студии), например, театр костюма «Палитра», вокальный ансамбль «Лира»; ансамбль танца «Русский стиль»; Школа ведущих; театр-студия «Мельпомена»; фотостудия «Фотообъектив», КВН, студенческое творческое объединение «КиноЛень», экспериментальная форма «НеФормат» и др. Творческие коллективы Центра принимают участие в различных фестивалях и конкурсах, становясь их победителями, например, в краевом конкурсе патриотической песни «Солдат-

Таблица 3

Основные цели и функции студенческого самоуправления

Основные цели Основные функции

Совет студенческого самоуправления Студенческий профсоюзный комитет

- развивать социальную активность личности в сочетании с высокой нравственностью, чувством ответственности за результаты своей деятельности; - повышать роль обучающихся, их активность в учебной, научной, общественной деятельности образовательной организации; - создавать благоприятную обстановку, способствующую повышению эффективности образовательного процесса, воспитательной работы, профессиональной самореализации студентов; - создавать условия для гармоничного развития обучающихся; - готовить выпускников СПО к качественному исполнению функций управления и самоуправления - руководство и организация деятельности студенческих комиссий по направлениям деятельности; - оказание практической помощи студенческим группам по проблемам организации самоуправления; - формирование благоприятного морально-психологического климата в студколлективе; - обеспечение контроля учебной дисциплины, посещаемости занятий, соблюдение правил внутреннего распорядка; - выявление лучших групп отделений по итогам полугодия в соответствии с критериями; - внесение предложений и ходатайств, формирование запросов в администрацию, общественные организации по вопросам студенческого самоуправления, в том числе поощрения и наказания обучающихся; - участие в деятельности стипендиальной комиссии; - участие в деятельности строительного отряда; - формирование и контроль над работой отряда по обеспечению правопорядка на территории техникума и общежитий; - организация работы по благоустройству территорий, помещений, участие в оборудовании кабинетов и лабораторий - осуществление общественного контроля над соблюдением жилищного законодательства, распределение жилой площади в общежитии совместно с администрацией; - контроль над выполнением норм техники безопасности в аудиториях; - организация предоставления помощи правового и информационно-методического характера студентам; - участие в обсуждении вопросов обеспечения стипендией студентов, оказания материальной помощи, контроль над корректностью начисления социальных выплат; - разработка и проведение мероприятий по здоровьесбере-жению студентов; - организация санаторно-курортного лечения и отдыха обучающихся; - участие в проведении культурно-массовых мероприятий, организации конкурсов; - содействие в организации досуга учащихся; - инициирование поощрения морального и материального характера студентов, отличившихся высокими результатами в учебе, достижениями в научной, общественной, спортивной работе и др.

ский конверт», краевом фестивале-конкурсе художественного творчества «Я вхожу в мир искусств», в фестивале студенческого творчества «Студенческая весна Ставрополья», краевом конкурсе-фестивале детских театральных коллективов «Огни рампы», в Международном конкурсе дарований и талантов «Времена года», Международной выставке-конкурсе дизайна и моделирования «АЛ-откры-тие», Национальном открытом чемпионате творческих компетенций ArtMasters и других.

География интересов участников творческих коллективов выходит за рамки побед на конкурсах и фестивалях. Творческие коллективы принимают активное участие в просветительских, благотворительных, культурных мероприятиях города Ставрополя и Ставропольского края, например, в XXVI Кирилло-Мефо-диевских чтениях «Наследники просветителей: к истории учебных заведений Ставропольской губернии», проводимых ГБУК «СКУНБ им. М.Ю. Лермонтова», в Международном дне борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств «Солнце внутри нас», организованным ГБУЗ ККНД, в торжественных мероприятиях, посвященных Дню работника культуры, Международном форуме творческих союзов «Белая акация», народном дефиле «Час моды», проводимом Министерством культуры Ставропольского края, в краевом выпускном бале, организованном по поручению губернатора Ставропольского края, Министерством культуры СК и Министерством образования СК и других.

Созданию мотивации к творческой и социальной активности студентов -участников творческих коллективов и проектов Центра развития и творческой самореализации является демонстрация творческих достижений. Одним из значимых проектов для студентов нашей страны является Российская национальная

Таблица 2

Педагогические условия развития социальной компетентности студентов СПО

Условия Цель

Неформальное функционирование студенческого самоуправления Сформировать лидерские качества у студентов, готовность участвовать в общественном управлении, умения конструктивного межкультурного взаимодействия

Создание и развитие творческих объединений и коллективов Развивать культурные и духовные интересы студентов, выявлять и поддерживать талантливую молодежь, содействовать творческому самоопределению и самореализации

Конструирование стимулирующей среды как гармоничного сочетания стимулирующих воздействий и мотивацион-ного управления активностью студенческой молодежи Поддержать процесс самообразования, способствовать достижению успеха, развитию чувства самодостаточности, психологического комфорта, эмоциональной стабильности

Осуществление социального партнёрства с молодежными организациями различных уровней, будущими работодателями в совместной реализации проектов, мероприятий и др. Сформировать активную жизненную позицию студентов, способность к социальному взаимодействию, обеспечивающих реализацию социальной роли активного гражданина

Таблица 4

Задачи и функции Центра развития и творческой самореализации студентов ССТ

Задачи Функции

- сформировать творческую среду, способствующую развитию ценностных ориентаций студентов в области отечественной и мировой культуры; - развивать творческие способности студенческой молодежи средствами различных искусств; - организовывать творческий досуг студентов, способствовать интеллектуальному, эстетическому, нравственному развитию; - формировать гражданственность и российское самосознание; - развивать медиакультуру обучающихся; - вырабатывать у студентов социальную и коммуникативную компетентность; - формировать умения продуктивного сочетания учебной, творческой и активной общественной деятельности - организовывать и проводить концертные программы, конкурсы, фестивали и другие культурные акции для нравственно-эстетического развития обучающихся; - создавать творческие коллективы, студии, объединения студентов, организовывать их работу; - способствовать участию творческих студенческих коллективов в конкурсном движении и фестивалях различного уровня; - устанавливать и развивать связи с творческими коллективами студенческой молодежи организаций СПО г. Ставрополя и Ставропольского края; - разрабатывать и реализовывать творческие программы и проекты; - разрабатывать сценарии фестивалей, конкурсов и др. внеучебных мероприятий

премия «Студент года» - уникальный конкурсный и образовательный проект для обучающихся образовательных организаций Российской Федерации, имеющих особые достижения в учебной, научной, спортивной, творческой и общественной жизни. Премия реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» Национального проекта «Образование». Организаторами премии являются Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, автономная некоммерческая организация «Россия - страна возможностей» и Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи». Ежегодно Центр демонстрирует свою деятельность на региональном этапе Национальной премии в номинации «Студенческий клуб года», по итогам которого участники неоднократно становились победителями, представляя затем ее результаты на Всероссийском этапе.

Обобщая изложенное, отметим, что целенаправленная, систематическая работа Центра способствует реализации студентами своего творческого потенциала не только в техникуме, но и в процессе адаптации в вузе для продолжения обучения в производственных учреждениях в ходе выполнения ежедневных профессиональных заданий, достижения успеха в иных видах деятельности. Вопросы, связанные с организацией стимулирования и мотивацией студенческой деятельности, решаются в соответствии с Положениями о студенческом самоуправлении и стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов ГБПОУ ССТ, утвержденными директором техникума по согласованию со студенческой первичной профсоюзной организацией.

В соответствии с Положением о студенческом самоуправлении в ГБПОУ ССТ основными видами стимулирования и мотивации студентов являются награждение благодарностями, почетными грамотами техникума, Союза строителей СК, грамотами Администрации города Ставрополя, Думы Ставропольского края, Министерства образования СК и др. за активное участие в различных областях студенческой деятельности. Наряду с указанными видами морального поощрения, помимо государственной академической стипендии в техникуме предусмотрен стипендиальный фонд для награждения студентов за достижение высоких результатов в общественной, научной, творческой, спортивной деятельности техникума, города, края и т. д. через повышение академической стипендии. Результативность в указанных видах деятельности учитывается наравне с академической успеваемостью студентов при выдвижении кандидатур на стипендию СРО, ФПСК, именную стипендию губернатора Ставропольского края. В качестве одного из эффективных средств мотивационного управления деятельностью студентов можно назвать уже ставшее традиционным для техникума ежегодное вручение на торжественной линейке, посвященной Дню знаний, переходящего кубка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

«Самая активная группа ССТ» и именных медалей студентам-выпускникам за активную жизненную позицию, талант и высокие достижения в творческой жизни техникума при вручении дипломов.

Основными социальными партнерами при реализации Программы развития социальной компетентности студентов являются Ставропольская краевая общественная организация «Российский Союз Молодежи»; МБУ г. Ставрополя «Центр молодежных инициатив «Трамплин»»; МБУ г Ставрополя «Центр патриотического воспитания молодежи»; ГБОУ ДОД «Краевой центр развития творчества детей и юношества им. Ю.А. Гагарина»; ГБУК «СКУНБ им. М.Ю. Лермонтова»; Ассоциация «Саморегулируемая региональная организация строителей Северного Кавказа»; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» и другие.

Социальные партнеры (руководители и специалисты) принимают участие в различных мероприятиях, например, в качестве членов жюри - в период проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей; как эксперты - в деловых играх; как специалисты-аналитики - в заседаниях круглых столов, встреч со студентами и т. д. В свою очередь, студенты техникума являются активными участниками совместных с социальными партнерами мероприятий, таких как, например, «Школа актива учащейся молодёжи Ставропольского края» (Ставропольская краевая общественная организация «Российский Союз Молодежи»), Лагерь студенческого актива «Лидер ПРО» (Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Центр молодежных проектов»), Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств «Солнце внутри нас» (ГБУЗ ККНД), проект «Битва студий» (ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет») и другие.

Таким образом, для успешного развития социальной компетентности студентов СПО необходимы следующие педагогические условия:

- неформальное функционирование студенческого самоуправления;

- создание и развитие творческих объединений и коллективов студентов;

- конструирование стимулирующей среды как гармоничного сочетания стимулирующих воздействий (морального и материального характера) и мотива-ционного управления активностью студенческой молодежи;

- осуществление социального партнёрства с молодежными организациями различных уровней, будущими работодателями в совместной реализации проектов, мероприятий и др.

Следует отметить, что указанные педагогические условия должны быть предопределены спецификой образовательной деятельности с учетом особенностей контингента студентов, а также стратегических направлений деятельности образовательной организации, исходящими из ее социальной миссии.

1. Ромаева Н.Б., Кузьмина С.В. Модель развития социальной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования. Гуманитарные науки. 2019; № 3 (49): 54-60.

2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. Москва, 2000.

3. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. Москва, 2010.

4. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2000.

5. Зверева М.В. О понятиях «дидактические условия». Новые исследования в педагогических науках. Педагогика. 1987; № 1: 29-32.

6. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия». Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014; № 2.

References

1. Romaeva N.B., Kuz'mina S.V. Model' razvitiya social'noj kompetentnosti studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Gumanitarnye nauki. 2019; № 3 (49): 54-60.

2. Bozhovich L.I., Konnikova T.E. Nravstvennoe formirovanie lichnostishkol'nika v kollektive. Moskva, 2000.

3. Belikov V.A. Obrazovanie. Deyatel'nost'. Lichnost': monografiya. Moskva, 2010.

4. Ippolitova N.V. Teoriya iprakiika podgotovkibuduschih uchitelejkpatrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2000.

5. Zvereva M.V. O ponyatiyah «didakticheskie usloviya». Novye issledovaniya v pedagogicheskih naukah. Pedagogika. 1987; № 1: 29-32.

6. Volodin A.A., Bondarenko N.G. Analiz soderzhaniya ponyatiya «Organizacionno-pedagogicheskie usloviya». Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2014; № 2.

Статья поступила в редакцию 27.03.24

УДК 378

Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Secondary Vocational Education, Professional Pedagogical College,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: djamila05@mail.ru

Suleymanova Z.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia);

General Director, Museum-Reserve-Ethnographic Complex "Dagestan Aul" (Makhachkala, Russia), E-mail: suleimanova@mail.ru

THE SPECIFICS OF THE PROCESS OF DEVELOPING A PROFESSIONAL IMAGE IN STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES. The article highlights a problem of forming a professional image among students mastering creative specialties in modern Russian universities. To solve this problem, the authors study the definition of the term "professional image", take into account the specifics of the educational, and later professional activities by persons mastering the above-mentioned area of training. The work determines the place that this process occupies in the system of students' professional and personal competencies. The possibilities of various educational activities organization forms in the process of this development are considered. The authors reveal factors that have the most significant impact on the effectiveness inherent in them in this sense. The article provides the most significant organizational and pedagogical conditions, which are to be observed to contribute to improving the developing process of the professional image in students.

Key words: higher education, training of students of creative specialties, formation of professional image, educational activities, extracurricular activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.