УДК 37.013
Наумов Петр Юрьевич
Адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, petr.naumov. [email protected], Новосибирск
Скибицкий Эдуард Григорьевич
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой философии, педагогики и психологии Сибирской академии финансов и банковского дела, [email protected], Новосибирск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИя РАЗВИТИя СИСТЕмЫ ЦЕННОСТЕЙ будущих офицеров внутренних ВОЙСК мВД РОССИИ
Аннотация. В статье, на основе изучения различных источников, проанализировано содержание словосочетания «педагогические условия», определены его структурные компоненты, предпринята авторская интерпретация данного понятия. На основании этого, рассмотрены педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России. Приведено их компонентное содержание, сущность, задачи и функции. Показано как они влияют на педагогический процесс в военном институте внутренних войск МВД России. Основным результатом работы является то, что соблюдение условий выявленных авторами, позволяет создать в военном институте среду, способствующую развитию системы ценностей будущих офицеров.
Ключевые слова: условие, педагогические условия, развитие, система ценностей курсантов.
Naumov Peter Yuryevich
Part and full-time Adjunct of Novosibirsk I.K. Yakovlev Military Institute of Internal Military Forces of Russian Ministry of Internal Affairs, petr.naumov. [email protected], Novosibirsk
Skibitskiy Eduard Grigoryevich
Doctor of pedagogical sciences, Professor, Head of the Department of Philosophy, Pedagogics and Psychology of the Siberian academy of the finance and banking, [email protected], Novosibirsk
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF VALUES OF FUTURE OFFICERS OF INTERNAL MILITARY FORCES OF RUSSIAN ministry OF INTERNAL AFFAIRS
Abstract. The content of the word combination "pedagogical conditions", based on many theoretical sources, was analyzed; the structural components of the word combination were identified; the author's attempt to make an interpretation of the concept was made. The pedagogical conditions of the development of the system of values of future officers of internal military forces of Russian ministry of Internal Affairs were concerned; their structure, essence, objectives, and functions are suggested. Their influence on the educational process of the institute of internal military forces of Russian ministry of Internal Affairs is revealed. The main result of the research is the assumption that the conditions identified by the authors, allow to create in a military institute an environment that promotes development of the system of values of future officers.
Keywords: condition, pedagogical conditions, development, system of values of future officers.
В современной ситуации, связанной с вопросами разработки проблемы развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России*, важное место отводится условиям, при которых возможна
* Далее - «будущих офицеров»
ее создание и реализация в высшее профессиональное образование, в общем, и в военный институт, в частности.
При решении задач развития системы ценностей будущих офицеров, на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, и проведенных экспериментальных работах, нами, выявлен
комплекс педагогических условий, необходимых для успешной реализации, вышеназванного процесса.
Для проведения нашей работы, основное методологическое значение имеет системный подход, поскольку рассмотрение явлений в рамках системного подхода, в трех плоскостях, предметной, функциональной и исторической, позволяет не только смоделировать его состав и структуру, но и выявить связь системы со средой и понять условия, которые способствуют ее существованию и развитию, либо наоборот.
Прежде, чем привести, описать и объяснить данные условия в нашей работе и обосновать, как они влияют на развитие системы ценностей будущих офицеров, необходимо установить семантику слов, входящих в словосочетание «педагогические условия».
Различными авторами в своих трудах, по-свящённых анализу феномена «условия» и «условий различных явлений», приводится большое количество определений данного понятия. Здесь, необходима оговорка о том, что в данной работе перечислением и анализом понятий «условие» мы занимаемся с определенными ограничением, поскольку данная работа носит не только обзорный характер.
Проанализируем основные черты и признаки понятия «условие» в различных аспектах. В научной литературе «условие», как правило, понимается в трех основных значениях:
1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;
2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;
3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [5, с. 588].
Термин «условие», берет начала своей научной трактовки в философии, а также рассматриваются в рамках психологии и педагогики (таблица 1).
В логике выделяют условия достаточные и необходимые. Необходимые условия-те, которые имеют место всякий раз, как только возникают действия. Без них существование различных предметов, как материальных, так и идеальных невозможно, и по своему иерархическому значению, они занимают более важное место по отношению к пред-
посылкам этих явлений. Достаточные, те, которые непременно вызывают различные явления или действия [3].
В данной работе, акцент мы делаем на педагогический аспект, поэтому коротко (в качестве примера) рассмотрим другой термин, входящий в словосочетание «педагогические условия», а именно понятие «педагогика» (таблица 2).
Сведение дефиниций «педагогика» и «условия» в определении «педагогические условия», позволяет нам перейти к исследованию их сущности и классификации.
В педагогической науке, кроме, собственно «педагогических условий», выделяют еще «организационные», или «организационно-педагогические». Организационно-педагогические условия - принципиальные основания для связывания процессов деятельности при разработке различных педагогических концепций. Исходя, из принципов системного подхода, данные условия необходимо рассматривать как систему. Понятие «система организационно-педагогических условий» подразумевает: а) осмысление той части педагогического процесса, которое подвергается преобразованию, как многоаспектной проблемы; б) определение сущности, содержания, функции и параметров образовательной системы. Подробным изучением организационно-педагогических условий, мы заниматься, не будем, поскольку в своей дальнейшей работе, рассматриваем и используем только педагогические условия.
Собственно, проблеме анализа педагогических условий посвящены труды различных ученых-педагогов, например В. И. Андреева, М. В. Зверевой, Н. В. Ипполитовой, А. Я. Найна, Н. М. Яковлева и др. Данные авторы, приводят различные определения этого понятия и приводят различные доказательства, при его обосновании.
В. А. Ермолаев считает, что дефиниция «педагогические условия» в широком смысле включает в себя совокупность факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и параметров, учет выполнения которых обеспечит достижение предполагаемого педагогического результата [8, с. 208].
О. Л. Назарова исходит из определения педагогических условий, как совокупности объективных возможностей, содержания,
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 1- Анализ понятий «условие»
№ п\п Автор Определение понятия Ключевые слова
1. И. Т. Фролов Категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает при этом, как нечто обусловленное, а условие как относительно внешнее предмету, многообразие объективного мира. В отличие от причины, порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [10]. Отношение, предмет, окружающие явления, нечто обусловленное, процесс, среда, обстановка.
2. Л. Ф. Ильичев Связь с отношением предмета, к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия, которого с необходимостью следует существование данного явления [11, с. 707]. Связь, отношение, явление, существенный компонент, необходимость, существование.
3. Н. В. Ипполи-това, Н. А. Стер-хова Условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов, влияющих на развитие, воспитание и обучение человека; ускоряет или замедляет процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты [2]. Совокупность причин, влияние, объект, воспитание, обучение, процесс развития, результат.
4. Р. С. Немов Понятие «условие» автором, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [4, с. 270-271]. Контекст, психическое развитие, совокупность причин, процесс развития, конечный результат.
Таблица 2- Краткий анализ понятия «педагогика»
№ п\п Автор Определение понятия Ключевые слова
1. П. И. Пидкаси-стый Под педагогикой понимает науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества [7, с. 6.]. Наука, личностно детерминированная деятельность, человеческие существа, жизнь общества.
2. В. А. Сласте-нин Под педагогикой понимает науку, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей жизни [6, с. 61]. Наука, сущность, закономерности, пед. процесс, развитие человека.
3. В. И. Волын-кин Под педагогикой понимает науку об общих закономерностях воспитания, образования и обучения людей, формах и методах специально социально-организованных педагогических взаимодействий, построения педагогических систем и педагогического процесса на основе определенной парадигмы [1, с. 11]. Наука, общие закономерности, воспитание, образование, обучение, пед. взаимодействие, пед. система, парадигма.
4. О. В. Артюш-кин, Э. Г. Скибиц-кий Педагогика-наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека и его социального опыта, на протяжении всей жизни [9]. Наука, сущность, закономерности, принципы, пед. процесс, развитие человека, социальный опыт.
форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач [8, с. 208].
Н. В. Ипполитова и Н. А. Стерхова, говорят о том, что рассматривали педагогические условия, как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие [2].
На основе приведенных выше, определений словосочетания «педагогические условия», дадим собственную дефиницию данного термина, в контексте нашего исследования. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных мер, необходимых для создания целенаправленного образовательного процесса с использованием педагогически полезного дидактического обеспечения, разработанного на базе современных технологий с целью развития системы ценностей курсантов.
В соответствии с решаемой задачей по развитию системы ценностей будущих офицеров, мы определили следующие условия:
- разработка содержательной модели, системы ценностей будущих офицеров;
- создание модели развития системы ценностей будущих офицеров;
- готовность преподавателей в ходе учебной деятельности к проведению целенаправленной работы по развитию системы ценностей будущих офицеров;
- готовность курсантов к развитию у себя системы ценностей.
Рассмотрим кратко их содержание.
1) Под содержательной моделью системы ценностей будущих офицеров, мы понимаем определенную систему в своих свойствах отображающую данный феномен. В структуру ее входят следующие компоненты (виды ценностей): экзистенциальные, этические, правовые, эстетико-художествен-ные, воинские традиции и нормы.
Она выполняет следующие задачи: представляет собой содержательное основание развитию системы ценностей будущих офицеров; формирует представления о феномене, который отображает; позволяет решить
исходную исследовательскую цель.
Выполняет следующие функции: общепедагогические (воспитывающие, обучающие, развивающие), а также организующую, информативно-содержательную и др.
2) Под моделью развития системы ценностей будущих офицеров, мы понимаем определенную систему в своих свойствах отображающую данный процесс. Представляет собой единство целей, задач, субъектов, этапов, механизмов и результата развития системы ценностей будущих офицеров.
Она выполняет следующие задачи: объединяет и организует процесс развития системы ценностей будущих офицеров; позволяет скорректировать работу в зависимости от результата.
Выполняет следующие функции: формирующую, развивающую, управленческую, процессуальную, результативную и др.
3) Готовность преподавателей в ходе учебной деятельности к развитию системы ценностей будущих офицеров представляет собой пригодность преподавателей, выражающаяся в активном положительном отношении данных лиц к деятельности по развитию системы ценностей. Именно данное условие, позволяет создать диалоговую среду, где и преподаватель и курсант выступают значимыми друг для друга.
Она выполняет следующие задачи: представляет собой характеристику личности преподавателя, необходимую для развития системы ценностей будущих офицеров; позволяет решить создать среду диалога и понимания требований преподавателя.
Выполняет следующие функции: моти-вационную, диалогическую, корректирующую, рефлексивную и др.
4) Готовность курсантов к развитию у себя системы ценностей, представляет собой пригодность курсантов, выражающаяся в активном положительном отношении данных лиц к собственной деятельности по восприятию и развитию системы ценностей специфического военного этноса. Именно данное условие, позволяет создать диалоговую среду, где и преподаватель и курсант выступают значимыми друг для друга.
Она выполняет следующие задачи: представляет собой характеристику личности курсанта, необходимую для развития системы ценностей будущих офицеров; позволяет
решить создать среду диалога и понимания потребностей и имеющихся ценностей у курсанта.
Выполняет следующие функции: развивающую, а также мотивационную, диалогическую, корректирующую и др.
Исследования показали, что эффективность проведения мероприятий, связанных с разработкой и реализацией в педагогическом процессе военного института внутренних войск МВД России развития системы ценностей курсантов, возможна при соблюдении в комплексе вышеназванных педагогических условий.
Библиографический список
1. Волынкин В. И. Педагогика в схемах и таблицах: учеб. пособие - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 282 с.
2. Ипполитова Н. В. Стерхова Н. А. - Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. // Generaland Professional Education. - 2012. -№1. - С. 8-14
3. Кирилов В. И., Старченко А. А. Логика: учеб. пособие. - М.: Изд. Юристъ, 1997. - 254 с.
4. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. - М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -Ч. 2. - 352 с.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцо-ва. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Изд. Оникс»: ООО Изд. «Мир и образование», 2007. - 588 с.
6. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2004.- 576 с.
7. Педагогика. - М.: Пед. Общество России, 1998.- 640с.
8. Скибицкий Э. Г., Шабанов А. Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы: монография.- Новосибирск: СИБФД, СГА, - 2004 г. - 208с.
9. Терминологический словарь молодого исследователя. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2005. - 100 с.
10. Философский словарь // Под. ред. И. Т. Фролова.- 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. -590 с.
11. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 707с.