Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ РЕБЁНКА В ДВИЖЕНИИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ / САМООЦЕНКА ДОШКОЛЬНИКА / PEDAGOGICAL CONDITIONS / THE CHILD'S NEED FOR MOVEMENT / THE MOTOR CAPABILITIES OF PRESCHOOLERS / SELF-ESTEEM OF A PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарбузов Сергей Петрович, Аванесов Вачиган Семёнович

В теории и практике российского дошкольного образования в настоящий период времени в качестве приоритетного выступает интеллектуальное развитие дошкольников. В этой связи в образовательной среде дошкольного учреждения преобладают малоподвижные занятия, вследствие чего дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже рекомендуемых возрастных норм и требований к организации двигательной активности. Как показал анализ психолого-педагогической литературы и современного программного обеспечения дошкольного образования, слабая реализация развивающих возможностей двигательного потенциала у дошкольников является одним из негативных явлений как новых, так и традиционных систем дошкольного образования. Одна из причин такого положения - непонимание и игнорирование авторами современных программ психологических и физиологических механизмов, которые обусловливают взаимосвязь духовного и физического в целостном развитии личности. В содержании программ не обозначены направления деятельности по активизации самосознания дошкольника, которые помогают каждому ребёнку адекватно оценить свои способности, личные качества и продуктивно заниматься самостоятельной деятельностью. Проведенное теоретическое исследование проблемы развития самооценки дошкольников позволило установить, что выявление педагогических условий, определяющих успешность процесса формирования самооценки двигательных возможностей детей дошкольного возраста, раскрывает траектории целенаправленных педагогических воздействий на процесс ее формирования и определяет статус самооценки как важного регулятора поведения ребенка. Разработанная авторская программа включала ряд тематических игровых-моделирующих занятий, отражающих содержание знаний ребенка о культуре телосложения и расположения тела в пространстве, обеспечивающих возможность приобретения способов и опыта культуры расположения тела в пространстве. Занятия проводятся с чередованием интеллектуально-познавательных и тренирующих видов следующим образом: содержание материала о строении своего организма предшествует ознакомлению детей с ценностями культуры телосложения, знания, полученные на интеллектуально-познавательных и игровых занятиях, закрепляются на тренирующих занятиях. В результате анализа литературы и педагогической рефлексии собственного опыта формирования самооценки двигательных возможностей дошкольников нами выделены и сгруппированы наиболее значимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарбузов Сергей Петрович, Аванесов Вачиган Семёнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF SELF-ASSESSMENT OF MOTOR CAPABILITIES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The intellectual development of preschoolers is a priority at the present time in the theory and practice of Russian preschool education. In this regard, sedentary activities prevail in the educational environment of a preschool institution, as a result of which children experience a "motor deficit," that is, the number of movements they make during the day is lower than the recommended age standards and requirements for organizing motor activity. As the analysis of psychological and pedagogical literature and modern software of preschool education showed, the weak realization of the developing possibilities of motor potential in preschoolers is one of the negative phenomena of both new and traditional preschool education systems. One of the reasons for this situation is the lack of understanding and disregard by the authors of modern programs of psychological and physiological mechanisms that condition the relationship of spiritual and physical in the holistic development of the personality. The content of the programs does not indicate the areas of activity to increase the self-consciousness of the preschool, which help each child adequately evaluate his/her abilities, personal qualities and productively engage in independent activities. A theoretical study of the problem of developing self-esteem of preschoolers made it possible to establish that the identification of pedagogical conditions that determine the success of the process of forming self-esteem of the motor capabilities of preschool children reveals the trajectories of targeted pedagogical influences on the process of its formation and determines the status of self-esteem as an important regulator of child behavior. The developed author's program includes a number of thematic game-modeling exercises reflecting the content of the child's knowledge of the culture of physique and body location in space, providing the opportunity to acquire methods and experience of the culture of body location in space. Classes are held with alternation of intellectual, cognitive and training types as follows: the content of material about the structure of one's organism precedes the familiarization of children with the values of physique culture, the knowledge gained in intellectual, cognitive and play classes is fixed in training classes. As a result of the analysis of literature and pedagogical reflection of our own experience in forming a self-assessment of the motor capabilities of preschoolers, we have identified and grouped the most significant pedagogical conditions that ensure the effectiveness of this process.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК [796.012.1:159.923.2]:373.2 ББК 75.1 Г 20

С.П. Гарбузов

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: [email protected]

В.С. Аванесов

Доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Рецензирована)

Аннотация. В теории и практике российского дошкольного образования в настоящий период времени в качестве приоритетного выступает интеллектуальное развитие дошкольников. В этой связи в образовательной среде дошкольного учреждения преобладают малоподвижные занятия, вследствие чего дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже рекомендуемых возрастных норм и требований к организации двигательной активности. Как показал анализ психолого-педагогической литературы и современного программного обеспечения дошкольного образования, слабая реализация развивающих возможностей двигательного потенциала у дошкольников является одним из негативных явлений как новых, так и традиционных систем дошкольного образования. Одна из причин такого положения - непонимание и игнорирование авторами современных программ психологических и физиологических механизмов, которые обусловливают взаимосвязь духовного и физического в целостном развитии личности. В содержании программ не обозначены направления деятельности по активизации самосознания дошкольника, которые помогают каждому ребёнку адекватно оценить свои способности, личные качества и продуктивно заниматься самостоятельной деятельностью. Проведенное теоретическое исследование проблемы развития самооценки дошкольников позволило установить, что выявление педагогических условий, определяющих успешность процесса формирования самооценки двигательных возможностей детей дошкольного возраста, раскрывает траектории целенаправленных педагогических воздействий на процесс ее формирования и определяет статус самооценки как важного регулятора поведения ребенка. Разработанная авторская программа включала ряд тематических игровых-мо-делирующих занятий, отражающих содержание знаний ребенка о культуре телосложения и расположения тела в пространстве, обеспечивающих возможность приобретения способов и опыта культуры расположения тела в пространстве. Занятия проводятся с чередованием интеллектуально-познавательных и тренирующих видов следующим образом: содержание материала о строении своего организма предшествует ознакомлению детей с ценностями культуры телосложения, знания, полученные на интеллектуально-познавательных и игровых занятиях, закрепляются на тренирующих занятиях.

В результате анализа литературы и педагогической рефлексии собственного опыта формирования самооценки двигательных возможностей дошкольников нами выделены и сгруппированы наиболее значимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса.

Ключевые слова: педагогические условия, потребность ребёнка в движении, двигательные возможности дошкольников, самооценка дошкольника.

S.P. Garbuzov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

of Physical Culture and Biomedical Disciplines, Armavir State Pedagogical

University; Е-mail: [email protected]

V.S. Avanesov

Associate Professor of the Department of Physical Culture and Biomedical

Disciplines, Armavir State Pedagogical University; Е- mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF SELF-ASSESSMENT OF MOTOR CAPABILITIES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Abstract. The intellectual development of preschoolers is a priority at the present time in the theory and practice of Russian preschool education. In this regard, sedentary activities prevail in the educational environment of a preschool institution, as a result of which children experience a "motor deficit," that is, the number of movements they make during the day is lower than the recommended age standards and requirements for organizing motor activity. As the analysis of psychological and pedagogical literature and modern software of preschool education showed, the weak realization of the developing possibilities of motor potential in preschoolers is one of the negative phenomena of both new and traditional preschool education systems. One of the reasons for this situation is the lack of understanding and disregard by the authors of modern programs of psychological and physiological mechanisms that condition the relationship of spiritual and physical in the holistic development of the personality. The content of the programs does not indicate the areas of activity to increase the self-consciousness of the preschool, which help each child adequately evaluate his/her abilities, personal qualities and productively engage in independent activities. A theoretical study of the problem of developing self-esteem of preschoolers made it possible to establish that the identification of pedagogical conditions that determine the success of the process of forming self-esteem of the motor capabilities of preschool children reveals the trajectories of targeted pedagogical influences on the process of its formation and determines the status of self-esteem as an important regulator of child behavior. The developed author's program includes a number of thematic game-modeling exercises reflecting the content of the child's knowledge of the culture of physique and body location in space, providing the opportunity to acquire methods and experience of the culture of body location in space. Classes are held with alternation of intellectual, cognitive and training types as follows: the content of material about the structure of one's organism precedes the familiarization of children with the values of physique culture, the knowledge gained in intellectual, cognitive and play classes is fixed in training classes.

As a result of the analysis of literature and pedagogical reflection of our own experience in forming a self-assessment of the motor capabilities of preschoolers, we have identified and grouped the most significant pedagogical conditions that ensure the effectiveness of this process.

Keywords: pedagogical conditions, the child's need for movement, the motor capabilities of preschoolers, self-esteem of a preschooler.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» указывается на необходимость создания в образовательных учреждениях условий, гарантирующих охрану и укрепление физического и психического здоровья обучающихся для полноценного развития индивидуальных способностей воспитанников [1]. Таким образом, актуализируются приоритетные направления организации педагогических исследований в области дошкольного образования, ориентированные на воспитание личности здорового ребенка.

Однако приходится констатировать, что в теории и практике российского дошкольного образования в настоящий период времени в качестве приоритетного выступает интеллектуальное развитие дошкольников. В этой связи в образовательной среде дошкольного учреждения преобладают малоподвижные занятия, вследствие чего дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже рекомендуемых возрастных норм и требований к организации двигательной активности. Неудовлетворенная потребность ребёнка в движении, по мнению Ю.Ф. Змановского, и сдерживаемая двигательная активность приводят к негативным изменениям в психологическом и физическом развитии ребенка дошкольного возраста [2]. Многие исследователи подчеркивают, что потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников - одна из жизненно важных потребностей и условий полноценного развития ребёнка в дошкольный период онтогенеза.

Как показал анализ психолого-педагогической литературы и современного программного обеспечения дошкольного образования, слабая реализация развивающих возможностей двигательного потенциала у дошкольников является одним из негативных явлений как новых, так и традиционных систем дошкольного образования. Одна из причин такого

положения - непонимание и игнорирование авторами современных программ психологических и физиологических механизмов, которые обусловливают взаимосвязь духовного и физического в целостном развитии личности. В содержании программ не обозначены направления деятельности по активизации самосознания дошкольника, которые помогают каждому ребёнку адекватно оценивать свои способности, личные качества и продуктивно заниматься самостоятельной деятельностью. Пробуждение и усиление интереса к своей личности - условие целенаправленности самостоятельной деятельности ребёнка [3]. Самосознание формируется на основе расширения знаний о деятельности, развития адекватной самооценки своих возможностей. Этому способствует развитие у детей умения анализировать свою деятельность, характеризовать себя (свои положительные стороны и недостатки) [4: 7].

Особенно важным и значимым в воспитании дошкольников, по мнению ряда педагогов, является развитие у детей потребности в положительной самооценке своих двигательных возможностей, что способствует развитию уверенности в своих силах, эмоциональному развитию, так как негативный опыт обучения движениям часто «отвращает» детей от стремления к утверждению себя в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх [5].

Представления о двигательной деятельности ребёнка по-разному складывались в различных школах и направлениях педагогики и психологии. Зарубежные исследователи описывают в основном моторные акты движений человека в ходе «моторного научения» (В. Сге^у, В. Кпарр, L. Dowell, J. Ка11е, D. Law-Шег и др.) как результат созревания соответствующих структур мозга. Для описания двигательных актов используется термин «движение» как моторный навык.

Исследователи детских движений отмечали различные стороны и свойства движений. Так, Э. Клапа-ред обратил внимание на нерасчлененность двигательных действий и восприятия ребенком окружающей действительности («синкретизм восприятия»). К. Гроос изучал движения ребенка в связи с его игровой деятельностью. Он полагал, что игра представляет собой атавистическое напоминание ребенку о прошлом опыте человечества. Основатели эво-люционно-биологического подхода Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, Э. Геккель, К. Коффка, Г. Спенсер, С. Холл, Ф. Шиллер и др. трактовали развитие движений человека как восхождение к более совершенным формам.

С ростом интереса ученых к этнографии возник социологический подход в объяснении причин развития движений ребенка (В. Вундт, Л. Морган, Г.В. Плеханов, Э. Тейлор и др.).

Важное место в исследовании движений ребенка занимают работы А. Валлона, который является одним из первых исследователей, утверждавших, что психическое развитие ребенка обусловлено развитием его движений, что любое движение осуществляется с помощью ориентировки в пространстве: в передвижении ребенок использует силы гравитации («бежит за своим центром тяжести»). А. Валлон выделяет три этапа овладения ребенком пространством движений: «пространство рта», «пространство руки» и «пространство передвижения» [6]. Подход А. Валлона к анализу движений ребенка не получил продолжения в психологии и педагогике.

В отличие от А. Валлона, Ж. Пиаже рассматривал двигательное развитие ребенка как развитие его сенсомоторных реакций в связи с проблемами развития его интеллекта, где двигательный компонент играет существенную роль - мыслительная деятельность и движения ребенка взаимосвязаны. Для нас

ценным в работах Ж. Пиаже является анализ усложнения сенсомотор-ных реакций ребенка от рождения до 2-х лет, который впоследствии не применялся к анализу развития движений ребенка [7].

В исследованиях движений ребенка, выполненных Ф. Бойтендай-ком, вводятся «правила движений», которые усваиваются ребенком посредством «методик движений». Ф. Бойтендайк предлагал осуществлять обучение движениям по образцу с помощью «инструкции, подражания, опыта» с тем, чтобы ребенок мог усвоить «схему тела», воспроизвести движение, сформировать геш-тальт. Результат такого обучения он видел в автоматизации движения, поэтому он вводит понятия: «правила», «проект», «план», которые должны предшествовать реализации движения. Этим Ф. Бойтендайк воспроизвел картину построения навыка, это был первый опыт построения образа движений ребенка, хотя и с позиций чисто внешнего его описания [4: 19].

Из отечественных учёных в контексте развития движений ребёнка интерес представляют научные работы Л.С. Выготского, который рассматривает развитие ходьбы, хвата ребенка как развитие его высших психических функций наряду с речью и восприятием. Развитие этих функций носит опосредованный характер и проистекает из внешней деятельности. Л.С. Выготский показал, что развитие двигательных действий ребенка образуется тем же путем, каким хождение производится вслед за ползаньем, не вытесняя его из опыта ребенка. Ему принадлежит приоритет описания триады совместной жизнедеятельности ребенка: ребенок —> взрослый —> среда; выделение трех этапов развития любой высшей психической функции: «вещь в себе», «вещь для других», «вещь для себя» [6]. Это указание Л.С. Выготского в дальнейшем к анализу двигательной деятельности не применялись.

Дальнейшее развитие представлений о двигательных действиях ребенка связано с развитием понятия «деятельность». А.Н. Леонтьев в своих исследованиях открывает, что двигательная деятельность ребенка подчиняется двум важным обстоятельствам: объективному значению деятельности и открывающимся субъективным условиям жизни, в которых ребенок реализует свои двигательные возможности. Выделяя стадии развития психической жизни, А.Н. Леонтьев раскрывает построение различных видов дея-тельностей человеком в результате усложнения содержания и строения жизни [9]. Эти идеи нашли свое продолжение в работах А.В. Запорожца, посвященным изучению произвольных движений. Его исследования являются обобщением всех знаний о движениях ребенка своего времени. А.В. Запорожец исследовал становящуюся двигательную деятельность ребенка. В этих работах впервые употреблялось понятие «двигательная деятельность», что для нас имеет особое значение [10].

Значительное влияние на разработку научных представлений о движениях оказали исследования А.И. Подольского о становлении и развитии предметных действий в парадигме теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [9].

В отечественной психологии и педагогике представления о самооценке традиционно развивались в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мерлина, В.С. Мухиной в рамках изучения самосознания и самоотношения, кроме того, самооценка рассматривалась как один из аспектов проблемы становления Я-концепции здоровой личности. Выполненный анализ доступной психолого-педагогической литературы показал, что разработка организационно-методических основ развития самооценки двигательных

возможностей в условиях современного воспитательно-образовательного процесса у дошкольников является актуальным направлением исследований. Таким образом, оформилась следующая эвристическая последовательность: сознание - самосознание, самооценка - образ Я - самооценка двигательных возможностей.

Проведенное теоретическое исследование проблемы развития самооценки дошкольников позволило установить, что выявление психолого-педагогических условий, определяющих успешность процесса формирования самооценки двигательных возможностей детей дошкольного возраста, раскрывает траектории целенаправленных педагогических воздействий на процесс ее формирования и определяет статус самооценки как важного регулятора поведения ребенка.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие общие задачи, заключающиеся в разработке и экспериментальной проверке методики формирования самооценки двигательных возможностей дошкольников в условиях ДОУ; обосновании педагогических условий, определяющих процесс формирования самооценки двигательных возможностей дошкольников.

Педагогический (формирующий) эксперимент, главной целью которого явилась проверка эффективности разработанной методики, осуществлялся в 2018-2019 годах в условиях дошкольной образовательной организации МАДОУ №18 г. Армавира. Целью его являлось развитие самооценки двигательных возможностей дошкольников, позволяющих им выступать субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять свое развитие, пути и средства его реализации. Экспериментальная работа проводилась за счет одного занятия по физической культуре (из трёх в неделю). Распределения на контрольные

и экспериментальные группы не было. Изучался уровень двигательного развития до и после внедрения разработанной программы.

Проведенный опрос педагогов ДОУ (методистов, воспитателей, инструкторов по физической культуре) позволил сделать вывод о том, что многие из них не имеют достаточно сформированных представлений о значимости самооценки в становлении личности и двигательном развитии ребенка, не владеют методами её диагностики и развития. В познании детьми своих двигательных возможностей, по мнению специалистов ДОУ, наиболее значимыми являются такие средства, как подвижные игры (указали 24,3% опрошенных) и специализированные эстафеты и полосы препятствий (указали 28,9% респондентов). Улучшение процесса развития самооценки двигательных возможностей у дошкольников в первую очередь связано с насыщением содержания практической деятельности упражнениями на совершенствование самопознания (с элементами восточных спортивных и оздоровительных систем) - мнение 23,8% опрошенных; и с возможностью формирования самооценки в игровой деятельности -мнение 25,6% респондентов.

Организация формирующей части эксперимента заключалась в разработке авторской методики развития самооценки двигательных возможностей у старших дошкольников на основе реализации содержания авторской программы.

Цели, задачи и содержание программы.

Программа рассчитана для дошкольников подготовительной группы и состоит из 32 часов год (из расчёта: одно занятие в неделю) и из двух частей 6 разделов.

Целью программы явилось формирование самооценки двигательных возможностей у старших дошкольников на основе их сопряженного физического и психического развития.

Задачи:

1. Развитие представлений ребенка о своих двигательных и психических возможностях и качествах.

2. Обучение детей умениям соотносить свой интегративный образ с образом другого, отраженного на фотографиях, картинках, слайдах, фильмах.

3. Обучение навыкам владения своим телом и элементам саморегуляции и самооценки.

4. Формирование у детей адекватной самооценки собственных двигательных возможностей.

Авторская программа включала ряд тематических игровых-моде-лирующих занятий: «Я - человек», «Мальчики и девочки», «Моя фигура: осанка и красота», «Самый сильный на Земле», «Я расскажу о себе движением», «Гребцы и пловцы», «Мое тело в пространстве», «Движение и красота». Все они отражают содержание знаний ребенка о культуре телосложения и расположения тела в пространстве, обеспечивающее возможность приобретения способов и опыта культуры расположения тела в пространстве. Занятия проводятся с чередованием интеллектуально - познавательных и тренирующих видов следующим образом: содержание материала о строении своего организма предшествует ознакомлению детей с ценностями культуры телосложения, знания, полученные на интеллектуально-познавательных и игровых занятиях, закрепляются на тренирующих занятиях.

Для определения эффективности процесса формирования самооценки физических возможностей нами были определены интегративные критерии (физический, когнитивный, эмоциональный, диагностический). Они позволили выделить три уровня сформированности компонентов самооценки (высокий, средний, низкий) и дать поуровневую характеристику каждому из них.

В результате анализа литературы и педагогической рефлексии собственного опыта формирования

самооценки двигательных возможностей дошкольников мы выделили и сгруппировали наиболее значимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса:

- вовлечение ребенка в творческую двигательную деятельность, вызывающую положительные эмоции;

- обеспечение развития субъективной позиции личности дошкольника;

- реализацию индивидуально-дифференцированного подхода в процессе двигательной деятельности;

- опору на имеющиеся знания и опыт ребёнка при организации и совместной двигательной деятельности;

- создание базовых основ развития техники основных двигательных действий;

- разработку критериев оценки и диагностического инструментария показателей самооценки развития двигательных способностей дошкольников;

- обеспечение ситуаций успеха двигательной деятельности.

Выделенные условия вполне согласуются с имеющимися данными, представленными в работах ряда авторов [13, 14, 15].

Таким образом, рассмотренные в статье материалы, основанные на анализе литературных источников, передового педагогического опыта и данных собственного экспериментального исследования, позволяют сделать выводы относительно целесообразности использования предложенного нами подхода к развитию самооценки двигательных возможностей старших дошкольников.

Примечания:

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 29.07.2017) // СПС КонсультантПлюс. М., 2020.

2. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. 128 с.

3. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. М.: Владос, 2006. 119 с.

4. Психология самосознания: хрестоматия. Самара, 2000. 672 с.

5. Теория и методика физической культуры дошкольников. СПб.: Сфера, 2008. 656 с.

6. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М., 20100. 167 с.

7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1994. 486 с.

8. Выготский Л.С. Сознание как проблема поведения. М., 1989. 164 с.

9. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995. 144 с.

10. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960. 458 с.

11. Подольский А.И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. М., 2017. 488 с.

12. Bryden R. On taking liberties with will // Pilosophy. 1975. P. 50.

13. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2003. 384 с.

14. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.

15. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / сост. А.Н. Ноткина, Л.И. Казьмина, H.H. Бойнович. СПб.: Акцидент, 1995. 36 с.

References:

1. On education in the Russian Federation: Federal Law dated by December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on July 29, 2017) // SPS ConsultantPlus. M., 2020.

2. Zmanovsky Yu.F. Let's raise our children healthy. M.: Medicine, 1989. 128 pp.

3. Smirnova E.O. Pedagogical systems and programs of preschool education. M.: Vlados, 2006.119 pp.

4. Psychology of self-awareness: anthology. Samara, 2000. 672 pp.

5. Theory and methodology of physical culture of preschool children. SPB.: Sphere, 2008. 656 pp.

6. Wallon A. The psychological development of the child. M., 20100. 167 pp.

7. Piaget J. Selected psychological works. M.: Prosveshchenie, 1994. 486 pp.

8. Vygotsky L.S. Consciousness as a problem of behavior. M., 1989. 164 pp.

9. Leontiev A.N., Zaporozhets A.V. Problems of psychology of a preschool child. M., 1995. 144 pp.

10. Zaporozhets A.V. The development of voluntary movements. M., 1960. 458 pp.

11. Podolsky A.I. Developmental psychology. Psycho-emotional well-being of children and adolescents. M., 2017. 488 pp.

12. Bryden R. On taking liberties with will // Pilosophy. 1975. P. 50.

13. Ilyin E.P. Psychomotor organization of a person. SPb.: Piter, 2003. 384 pp.

14. Barannikova E.A., Petkov V.A. Pedagogical support for the development of personality of preschool children // Cultural life of the South of Russia. 2008. No. 2. P. 58-60.

15. Assessment of the physical and neuropsychic development of children of early and preschool age / comp. by A.N. Notkina, L.I. Kazmina, N.N. Boynovich. SPb.: Accident, 1995. 36 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.