Научная статья на тему 'Возможности использования учебной компьютерной программы в математическом образовании дошкольников'

Возможности использования учебной компьютерной программы в математическом образовании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
COMPUTER PROGRAM AND METHODOLOGICAL TECHNIQUES / FORMATION / MATHEMATICAL KNOWLEDGE IN PRESCHOOL CHILDREN / КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ / ФОРМИРОВАНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбонова Мукамбар Абдугаффоровна, Курбонова Нозима Абдугаффоровна

В статье анализируется содержание учебной компьютерной программы и методические приёмы её использования в процессе формирования математических знаний у детей дошкольного возраста. Использование учебной компьютерной программы наряду с решением образовательных математических задач акцентирует внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников; формирование задатков логического мышления, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; способствует активизации познавательной деятельности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбонова Мукамбар Абдугаффоровна, Курбонова Нозима Абдугаффоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING THE EDUCATIONAL COMPUTER PROGRAM IN MATHEMATICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS

The article analyzes the content of the educational computer program and methodological methods of its use in the process of forming mathematical knowledge in preschool children. The use of an educational computer program along with the solution of educational mathematical problems focuses the attention of preschool educators on the development of creative and intellectual abilities of preschool children; formation of inclinations of logical thinking, correction of emotional-volitional and motor spheres; contributes to the activation of cognitive activity of the child.

Текст научной работы на тему «Возможности использования учебной компьютерной программы в математическом образовании дошкольников»

POSSIBILITIES OF USING THE EDUCATIONAL COMPUTER PROGRAM IN MATHEMATICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS Kurbonova M.A.1, Kurbonova N.A.2 (Republic of Uzbekistan) Em ail: [email protected]

'KurbonovaMukambar Abdugafforovna—primary school Teacher, SCHOOL № '6;

2Kurbonova Nozima Abdugafforovna — Teacher, SCHOOL № 38,

NAVBAKHAR DISTRICT, NAVOI REGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the content of the educational computer program and methodological methods of its use in the process offorming mathematical knowledge in preschool children. The use of an educational computer program along with the solution of educational mathematical problems focuses the attention ofpreschool educators on the development of creative and intellectual abilities of preschool children; formation of inclinations of logical thinking, correction of emotional-volitional and motor spheres; contributes to the activation of cognitive activity of the child. Keywords: computer program and methodological techniques, formation, mathematical knowledge in preschool children.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ Курбонова М.А.1, Курбонова Н.А.2 (Республика Узбекистан)

'КурбоноваМукамбар Абдугаффоровна—учитель начальных классов, школа № '6;

2Курбонова Нозима Абдугаффоровна—учитель, школа № 38,

Навбахарский район, Навоийская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется содержание учебной компьютерной программы и методические приёмы её использования в процессе формирования математических знаний у детей дошкольного возраста. Использование учебной компьютерной программы наряду с решением образовательных математических задач акцентирует внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников; формирование задатков логического мышления, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; способствует активизации познавательной деятельности ребенка.

Ключевые слова: компьютерной программы и методические приёмы, формирования, математических знаний у детей дошкольного возраста.

Систему дошкольного образования, как первостепенного и фундаментального уровня раскрытия важных потенциальных способностей ребёнка, инновационные процессы затрагивают в первую очередь. Развитие современной системы дошкольного образования, качественный переход на новый уровень последующего развития невозможно без разработки и использования в процессе обучения компьютерных технологий.

Все учебные занятия с использованием игровых заданий подпрограмм «В стране геометрических фигур», «Закрась фигуры», «Найди недостающую фигуру», «Пройди по лабиринту фигур», «Геометрические орнаменты», «Матрица фигур» и другие проводятся в игровой форме, что соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста [1].

Подпрограмма «Закрась фигуры». Цель: закрепить знания о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур; развивать пространственные представления; упражнять в умении составлять предметные изображения из геометрических фигур по предложенному образцу.

Содержание. 1 группа - «Закрась два одинаковых предмета (фигуры)». Задания этой группы предусматривают нахождение во множестве геометрических фигур либо предметов разнообразной формы двух одинаковых фигур (предметов) и закрашивание их в заданный цвет.

2 группа - «Закрась предмет». Задания направлены на развитие умения членить предметные изображения на составные части - фигуры и умение находить их во множестве фигур. Каждое

87 ■ European science № 2 (51). Part II

задание этой группы представляет вниманию дошкольников два вида множества: а) геометрические фигуры; б) готовые предметные изображения окружающего мира, составленных из фигур. Условие задания предполагает выбор единственного верного предмета из множества других, которое сложено из всех геометрических фигур, представленных в кадре. Определив его, ребенку необходимо закрасить его в заданный программой цвет.

Каждое задание 3 группы - «Закрась геометрические фигуры» - предлагает для анализа множество геометрических фигур разных видов и лишь одно предметное изображение, сложенное из фигур. Дошкольникам необходимо, рассмотрев изображение предмета, определить какие именно «фигуры» и какое их количество его составляют. Затем ребенок подводит к ним курсор и выделяет их заданным заранее цветом.

Возрастная направленность: дошкольники 5-6 лет.

Предварительная работа. Различение геометрических фигур, составление из набора фигур предметных изображений по образцу, указанию педагога, по собственному замыслу.

Дозировка заданий: на одном занятии рекомендуется использовать не более двух заданий подпрограммы.

Методические указания: В работе с заданиями первой группы подпрограммы важно правильно построить и реализовать систему вопросов к детям. Используются вопросы: Какие фигуры вы видите? Назовите каждую из них. Сколько всего фигур? Как они расположены на экране? Что находится справа, слева, вверху, внизу, в центре экрана? Какого цвета фигуры? Что можно сказать об их величине (размере)? Что общего у всех фигур? В чем их различие? Найдите две одинаковые фигуры. Чем они схожи? и т.д.

В последующих заданиях этой части подпрограммы заметно усложнение: одинаковые фигуры располагаются в различных положениях на плоскости, что в некоторой степени затрудняет выбор нужных фигур. После нахождения двух одинаковые фигуры, дошкольникам предлагается их закрасить в заданный цвет. Наводя «кисточку» точно на поверхность фигуры дошкольник нажимает клавишу «Enter». Фигура окрашивается в заданный цвет.

Если все вышеуказанные действия выполнены детьми звучит веселая мелодия, сигнализирующая о правильности выполнения задания. Ребенок может переходить к выполнению следующего задания. В случае неправильного выбора двух одинаковых фигур, например, закрашивание трапеции и параллелограмма, выполнение задания приостанавливается - звучит грустная мелодия, указывающая на ошибочность действия. При этом нужно нажать клавишу «Пробел». Вследствие этого экран высветит повторно это задание и выполнение его нужно начать сначала.

Использование учебной компьютерной программы наряду с решением образовательных математических задач акцентирует внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников; формирование задатков логического мышления, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; способствует активизации познавательной деятельности ребенка.

В условиях систематического использования компьютерных программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей математическим знаниям с разным уровнем подготовки.

Список литературы / References

1. Абдукадыров А.А. Обучение элементам новых информационных технологий в детском саду

// Информационные технологии в образовании: Материалы республиканской научно-

практической конференции. Т., 2000. С. 11-12.

European science № 2 (51). Part II ■ 88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.