ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Педагогические условия развития речевой культуры участников любительского театрального коллектива
Бирюкова Наталья Сергеевна,
канд. филол. наук, доцент кафедры режиссуры, БУ ВО «Сургутский государственный университет» E-mail: [email protected]
Шевкунов Александр Николаевич,
канд. пед. наук, заведующий кафедрой режиссуры, БУ ВО «Сургутский государственный университет» E-mail: [email protected]
Статья посвящена сложному педагогическому процессу - развитию речевой культуры молодого поколения в любительском театральном коллективе.
В России на сегодняшний день осознается падение нравственности подростков, речевой культуры, что означает смену ценностных ориентаций молодежи. Как следствие наблюдается значительное снижение уровня речевой культуры: стало модным употребление варваризмов, жаргонизмов, просторечий и бранной и ненормативной лексики; наблюдаются многочисленные нарушения в ударении; неместное употребление иностранных слов, что ведет к непониманию принятой информации; употребление сленга и грубой лексики с негативной эмоционально-экспрессивной окраской; огрубление речевого поведения, обращение на ты и по имени; неуважительное отношение к русскому языку; психологические зажимы, заикание и пр. В этой связи развитие речевой культуры стоит в одном ряду с фундаментальными проблемами психологии и педагогики, среди которых проблема педагогической запущенности, проблема социальной адаптации и реабилитации, проблема индивидуализации обучения и др. Учреждения дополнительного образования играют важную роль в формировании личности, развитии единой культуры, укреплении здоровья, в выборе специальности. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в обосновании педагогических условий развития речевой культуры участников любительского театрального коллектива.
Ключевые слова: речевая культура, педагогические условия развития речевой культуры, участники любительского театрального коллектива.
о с
U
сэ см о см со
Введение
XXI век - это век информационной культуры, информатизации и цифровизации. Результаты исследований В.В. Грехнева, В.В., В.А. Григорьевой-Голубевой, В.Г. Зайцевой, А.П Храмченко, А.П. Чудинова и др. свидетельствуют о том, что формирование общества происходит под воздействием средств массовой информации, телевидения, Интернета и пр., где наблюдается неудержимая свобода от норм и правил литературного языка, неразборчивость в использовании языковых средств, сознательное игнорирование морально-этических установок, словесная грубость, агрессия и т.д. Как следствие наблюдается значительное снижение уровня речевой культуры: стало модным употребление варваризмов, жаргонизмов, просторечий и бранной и ненормативной лексики; наблюдаются многочисленные нарушения в ударении; неуместное употребление иностранных слов, что ведет к непониманию принятой информации; употребление сленга и грубой лексики с негативной эмоционально-экспрессивной окраской; огрубление речевого поведения, обращение на ты и по имени; неуважительное отношение к русскому языку; психологические зажимы, заикание и пр. [1, 2].
Недостаточное внимание к решению этой проблемы в науке и практике привело к возникновению противоречия между необходимостью развития речевой культуры общества и недостаточной разработанностью в педагогике педагогических условий развития речевой культуры.
Ведущей идеей исследования является определение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию речевой культуры в учреждениях дополнительного образования. Процесс развития речевой культуры участников любительского театрального коллектива будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: - создание развивающей речевой среды в любительском театральном коллективе с учетом их индивидуальных особенностей (целенаправленный, планомерный, последовательный процесс педагогической деятельности. Он включает в себя не только организацию деятельности обучаемых по развитию речевой культуры, педагогический контроль и оценку достижений, но и разработку программно-методического обеспечения [3]);
- внедрение методов театральной педагогики в практику развития речевой культуры участников любительского театрального коллектива (этюдный метод, метод действенного анализа, метод физических действий);
- разработка и применение практико-ориенти-рованных развивающих упражнений по развитию речевой культуры участников любительского театрального коллектива (учебно-методическое пособие «Культура сценической речи: упражнения, тренинги, этюды» представляет собой подборку упражнений, направленных на: 1) тренировку техники дыхания, 2) формирование привычки правильно и красиво произносить гласные и согласные звуки, 3) правильное нормативное произношение слов и словосочетаний, 4) умение логически анализировать текст, 5) развитие культуры речевого общения, 6) раскрытие творческого потенциала студентов и участников любительских театральных коллективов [4]).
Реализация данных условий возможна при систематической, целенаправленной, планомерной, последовательной педагогической деятельности. Оптимально подобранные педагогические условия будут способствовать развитию речевой культуры участников любительского театрального коллектива. В этой связи необходимо подобрать такие формы, методы и средства педагогического воздействия, которые обеспечат реализацию содержания и достижение поставленных задач перед участниками любительского театрального коллектива.
Развитие речевой культуры - это целенаправленный процесс педагогической деятельности, который направлен на понимание языка, закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка, повышение культуры разговорной речи, с целью эффективного общения на всех уровнях и видах коммуникативного (интерпесонального, межличностного, группового, массового и др.) взаимодействия.
Под развитием речевой культуры участников любительского театрального коллектива мы понимаем целенаправленный процесс педагогической деятельности, направленный на положительную динамику изменения содержания компонентов (мотивационно-ценностный компонент (осознание роли речевой культуры в будущей своей профессии, мотивацию к её совершенствованию и развитию), когнитивный компонент (риторические (дик-ционные, орфоэпические, речеголосовые нормы) и лингвистические (порядок слов в предложении, правила употребления и сочетаемость слов) знания участников любительского театрального коллектива), деятельностный компонент (проявление коммуникативных навыков), рефлексивно-оценочный компонент (оценка собственной речевой деятельности).
Любительские театральные коллективы существенно отличаются от профессиональных, так как не имеют специальных знаний и академиче-
ской подготовки, следовательно, развитие речевой культуры участников любительского театрального коллектива имеет свои особенности, к ним относятся организация, структура, содержание занятий, а также учет индивидуальных особенностей каждого участника любительского театрального коллектива:
- возрастной состав (возраст большинства информантов 17-20 лет, следовательно, выводы, которые сделаны по итогам данного исследования, относятся преимущественно к молодежной среде;
- гендерный состав (участниками любительского театрального коллектива являются в основном девушки (следует отметить, что специальное ген-дерное распределение ответов не проводилось, так как не входило в число задач исследования);
- образование (участники любительского театрального коллектива - это студенты БУ ВО «Сургутский государственный университет» Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, обладающие элементарными знаниями об ораторском мастерстве, актерской игре);
- социально-демографический состав (не работающие студенты, не женаты/не замужем, не имеющие детей (в настоящем исследовании не учитывался важный для некоторых экспериментов фактор «социальное происхождение» (например, этот фактор важен при изучении речевой культуры, где особенно значимы традиции семьи). Следовательно, выводы, которые сделаны по итогам данного исследования, относятся только к студентам. Во время проведения опытно-экспериментальной работы все испытуемые проживали в городе Сургуте. В связи со сложностью получения данных не систематизировались сведения о месте рождения респондентов, так как подобная характеристика не входила в задачи исследования. Не систематизировались и данные о том, какие школы (городские или сельские) закончили студенты, принявшие участие в опытно-экспериментальной работе);
- мотивация (учитывается внутренняя мотивация: желание выступать на сцене, желание общаться, развивать свои способности, нравится процесс перевоплощения; а также внешняя мотивация: желание, чтобы оценили друзья/знакомые/родственники);
- психические свойства личности (характер, темперамент, способности (артистичность, новаторство, непосредственность, организованность (время занятий в любительском театре ограничено, участник должен быть собранным, ответственным, уметь находить время), уровень саморегуляции, работоспособность);
- психические познавательные процессы (восприятие, объем и переключение внимание, память, воображение - продуктивность, оригинальность, творческие возможности, эмпатия);
- психические состояния (эмоции, чувства);
- взаимоотношения участников внутри любительского театрального коллектива;
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
- физиологические особенности (заикание, шепелявость) и т.д.
Молодежный открытый студенческий театр комедии «2-КОТА» был создан в 2011 году по инициативе кафедры режиссуры Сургутского государственного университета. Участники любительского театрального коллектива - это молодые инициативные люди, способные к реализации разнообразных художественно-творческих проектов. На счету Молодежного открытого студенческого театра комедии «2-КОТА» целый ряд мероприятий, направленных на различные сферы социальной среды. Наиболее значимые события:
- подготовка и показ спектаклей для взрослых: «Шум за сценой» по пьесе Фрейна Майкла «Театр», «Собачья дверца» по произведению К. Сергиенко «До свидания, овраг», «Три дюжины устриц» по пьесе Рэя Куни «Он, она, окно, покойник», «Живет такой парень» по рассказам В.М. Шукшина, «Завтра была война» по одноименной повести Б. Васильева;
- подготовка и показ детских новогодних спектаклей: «Золушка» по пьесе Евгения Шварца, «Тайна Снежной Королевы», «Все мыши любят сыр» по одноименной сказке Д. Урбана, «Шел по городу волшебник» по одноименной повести Ю. Томина и др.
Трансляция спектаклей проходит в школах и на театральных площадках г. Сургута, а также городах ХМАО - Югры. Участники любительского театрального коллектива принимали участие в конкурсном показе спектакля «Все мыши любят сыр» по одноименной сказке Д. Урбана на VI всероссийском межвузовском фестивале-конкурсе «ТеАгТ - 2019», который прошел в г. Челябинске в 2019 году.
Проекты, над которыми работают участники любительского театрального коллектива получили поддержку от Фонда президентских грантов (подготовка и трансляция спектакля «Завтра была война» по одноименной повести Бориса Васильева, 2019) и правительства ХМАО - Югры (подготовка и трансляция полнометражного кукольного спектакля «Стая» по произведению Константина Сергиенко «До свидания, Овраг! Повесть о бездомных собаках», 2020).
Определяя качественные показатели любительской театральной деятельности, отметим, что за успехом стоит большая и трудоемкая работа организаторов - это и создание специфических условий, обеспечивающих трансформацию внешних реальных возможностей в личностные установки деятельности; формирование творческих задатков, развитие речевой культуры и способностей участников любительского театрального коллектива путем самоорганизации деятельности, овладения специальными умениями и навыками 5 в условиях минимального, но достаточного мате-§ риального обеспечения любительской театральной деятельности. ° Исходя из вышесказанного работа по развитию ав речевой культуры участников любительского теа-
трального коллектива носит практико-ориентиро-ванный характер.
Создание развивающей речевой среды в любительском театральном коллективе с учетом их индивидуальных особенностей (что является первым педагогическим условием развития речевой культуры участников любительского театрального коллектива) - это целенаправленный, планомерный, последовательный процесс педагогической деятельности. Он включает в себя не только организацию деятельности обучаемых по развитию речевой культуры, педагогический контроль и оценку достижений, но и разработку программно-методического обеспечения [3].
В этой связи нами разработано программно-методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Речевая культура и сценическая речь» (далее по тексту Программа), которое включает в себя программу и учебно-методические материалы для ее реализации [4].
Программа представляет собой модифицированный вариант разноуровневого планирования образовательной деятельности в любительском театральном коллективе молодежного открытого студенческого театра комедии «2-КОТА». В основу содержания Программы заложена исследовательская работа в области изучения искусства звучащего слова кандидата педагогических наук, доцента Князькиной Н.Х. [5].
Программа относится к социально-педагогической направленности. Уровень освоения программы - общекультурный. Цель программы - развитие речевой культуры и сценической речи участников любительского театрального коллектива. Задачи программы: обучающие, развивающие, воспитывающие. Программа адресована обучающимся/студентам, возраст -18-22 лет. При построении данной программы были учтены возрастные особенности обучающихся. Программа предлагается как элемент профориентационной работы и активизации интереса к гуманитарным дисциплинам. Принцип формирования группы: принимаются все желающие 18-21 лет, в том числе выпускники школ, проявляющие интерес к театральному искусству, а также желающие поступить на направление: Народная художественная культура, профиль: Руководитель любительского театра. Количество обучающихся: Программа рассчитана на групповую форму обучения в течение года по 10 человек в группе. Продолжительность образовательного процесса: рассчитана в соответствии с учебным планом на один год обучения, 120 часов. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительность одного часа 45 минут. Форма обучения: групповая, индивидуальная. Программа разработана согласно требованиям нормативных документов.
Программа состоит из шести основных разделов (1. Техника речи - дикция; 2. Работа над рассказом от первого лица; 3. Постановка речевого голоса; 4. Работа над стихотворным произведением. Стихотворная речь; 5. Логика сценической
речи; 6. Работа над эстрадными речевыми жанрами). В Программу включены темы как теоретического, так и практического характера: артикуляционная гимнастика; упражнения на освобождение голоса от напряжения, на его развитие и укрепление; проговаривание чистоговорок, скороговорок, пословиц и поговорок; упражнения, развивающие фонационное дыхание, способствующие правильному звукоизвлечению и звукопроизношению; работа над текстом от первого лица; работа с описательной прозой/сказкой; чтение всех видов стихов; отработка дикционной выразительности; чтение монологов и эстрадных рассказов.
Обучение предполагает активное использование информационно-коммуникативных технологий как одного из средств, способствующих интенсификации и оптимизации учебного процесса, помогающего поднять интерес обучающихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы. Использование таких технологий способствует развитию логического мышления, формированию навыков самостоятельной работы, оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Отличительными особенностям Программы является то, что она предусматривает обучение основам театрального искусства участников любительского театрального коллектива (не профессионалов) через систему знаний по речевой культуре и сценической речи, а развитие необходимых умений осуществляется посредством выполнения различного вида заданий, построенных на особенностях голоса (звучность, красота тембра, легкость, полётность, плавность, мелодичность и пр.), выразительности дикции, правил логики (речевые такты, паузы, знаки препинания, ударения) и т.д. Обучающимся предлагается узнать основы театрального искусства, побывать в роли актеров, проявить свои коммуникативные, творческие и ораторские способности через показы перед зрителями.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям по развитию речевой культуры и способствует творческому росту обучающихся.
Способами определения результативности реализации данной Программы является осуществление контроля за работой обучающихся: текущий - проводится в ходе учебного процесса. Формами подведения итогов реализации данной Программы являются: практическая работа в группе,
рабочий показ, практический показ перед зрителями, участие в конкурсах, фестивалях и пр. В Программе представлены планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные); описано материально-техническое оснащение, куда входит специализированная аудитория с большим пространством, оснащение для групповых занятий (мебель: диван, лавочка, столы, стулья), театральные атрибуты, декорации, грим, костюмы, ауди-отехника, осветительное оборудование, ширмы и пр.), а также инструменты и приспособления для изготовления костюмов и атрибутов; информационные источники: литература для педагога и литература для обучающихся. Требования к структуре дополнительных общеразвивающих программ выдержаны.
Работа по развитию речевой культуры участников любительского театрального коллектива предполагает внедрение методов театральной педагогики в практику обучения (что является вторым педагогическим условием развития речевой культуры участников любительского театрального коллектива).
Этюдный метод. Этюдный метод предложил К.С. Станиславский в 1905 году. Этюд - это воплощение определённого задания в целях простейшего драматического вымысла, воспроизведение определенного эпизода из настоящей жизни в сценическую. Этюдные работы - это постижение творческих законов и органической природы, спонтанная разработка мизансцены, проба артиста войти в роль без заготовленного заранее режиссерского замысла. С помощью этюда можно воссоздать сюжетную линию своего персонажа, его значение и роль в пьесе. Например, работая над спектаклем «Шёл по городу волшебник» по одноименной повести Юрия Томина, участники любительского театрального коллектива разыграли этюды: «Встреча с волшебником», «Незаслуженная «5», «Добрая мама», «Награда от милиционера», «Невыученное стихотворение», «Ссора родителей», «Похищение Толика волшебником во Вчерашний День», «Раскрытие Железным Человеком тайны о часах», «Побег из Вчерашнего Дня», «Возвращение домой» и др.
Участники любительского театрального коллектива разыгрывают этюды разные по видам: одиночные, парные, массовые, вырастающие из упражнений, или основанные на сюжете пьесы, или на основе любого другого литературного произведения. В отличии от упражнения этюд имеет свою композицию: зачин, кульминация, развязка. Приведем примеры этюдов, которые предлагаются участникам любительского театрального коллектива в самом начале обучения: этюд-визитка, этюд на определение реакции нереального события, этюд-музыкальный инструмент (произношение звуков), этюд на рождение слова.
Режиссер ставит спектакль, задает определенное эмоциональное состояние. Этюдный метод помогает ему погрузить актера в роль, так как именно он (актер) передает все то, что было написано за-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
долго до него другими людьми. Этюдный метод -это анализ пьесы произведения, осуществленный в действии. Работая с этюдами на занятиях, участники любительского театрального коллектива рассаживаются, получают задание и выходят на сцену, неоднократно пересказывая своими словами текст произведения. Чем больше они это делают, тем ближе подходят к авторскому тексту [6]. Такой прием способствует естественному запоминанию рассказа или монолога. Когда участник любительского театрального коллектива определился с выбором монолога, начинается следующий этап работы - анализ драматического материала.
Метод действенного анализа. После прочтения пьесы определяется ее актуальность, жанр, тема, идея - философская оценка происходящего, свер-хазадача, выстраивается событийно-действенный ряд. Одновременно с этим участник любительского театрального коллектива анализирует язык произведения (афоризмы, пословицы, интертекстуальность (напоминание на известные личности, события), определяет социальную природу персонажа (например, принадлежность к определенному классу - дворянству, купечеству, крестьянству и пр.). Вчитываясь в текст произведения, участники любительского театрального коллектива отвечают на вопросы: Почему у автора здесь стоит точка, восклицательный или вопросительный знак? Чем обогатит мысль пауза? Причем авторская трактовка монолога/диалога может не совладать с мнением режиссера. Цель анализа состоит не в том, чтобы «подвести под единый знаменатель», наложить общепринятый штамп, а в том, чтобы научить обучающихся вслушиваться в звучание текста произведения, улавливать средства выразительности, авторский стиль, его языковую особенность, тогда замысел спектакля будет соотнесен с авторским замыслом, а его выразительные средства будут отражать описываемую эпоху.
Метод физических действий. Главная цель на самом первом этапе процесса обучения - это нахождение участниками любительского театрального коллектива действия, девственных задач, конфликтных фактов. С первых занятий обучающиеся понимают, что на сцене надо быть занятым в действительном процессе, воспроизводить поведение. Физическое действие в учении К.С. Станиславского - это не физическое механическое движение, а действие психофизическое [7]. На занятиях и репетициях участники любительского театрального коллектива не удивляют своей игрой, они ищут, отрабатывают переходы от одного эпизода к другому. Постепенно рождается спектакль. А играют участники любительского театрального коллектива уже на публике, для зрителей. И как писал и говорил К.С. Станиславский: «Играть - это значит правильно действовать фи-
5 зически» [8].
0 Однако прежде, чем выйти с готовым продуктом (спектаклем) на сцену и покорять своим ис-
° кусством зрителей, предшествует большая и тру-
1 доемкая работа по совершенствованию своего
мастерства. Грамотно и адекватно подобранные учебно-методические средства: учебники, учебные пособия, методические разработки и т.п. способствуют успешной реализации разработанного учебного содержания и деятельности.
Разработка и применение практико-ориентиро-ванных развивающих упражнений является третьим педагогическим условием развития речевой культуры участников любительского театрального коллектива. Наиболее популярные упражнения по развитию культуры речи изложены в нашем учебно-методическом пособии «Культура сценической речи: упражнения, тренинги, этюды» [4].
В основной части учебно-методического пособия представлена подборка упражнений, направленных на:
1) тренировку техники дыхания. Техника дыхания - это первый этап работы над речеголосо-вым звучанием. От того как дышит человек, произносящий речь, зависит сила голоса, его красота, легкость, яркость, колорит. Наша речь - это озвученный выдох, для того, чтобы говорить красиво и объемно необходимо сформировать правильный диафрагмальный вдох (вдох под ребра). Для этого существуют различные упражнения и тренинги, направленные на раскрытие голосовых возможностей и активизацию деятельности всего организма;
2) формирование привычки правильно и красиво произносить гласные и согласные звуки. Работа над дикцией включает в себя формирование привычки правильно и красиво произносить гласные и согласные звуки, исправление тех нюансов (шепелявость, картавость, скороговорение, когда все в речи воспринимается одинаково неважно и одинаково непонятно, нет главных слов и т.д.), которые отличают профессиональную дикцию от непрофессиональной. Особое внимание на этом этапе уделяется работе нижней челюсти (причиной проблем, связанных с невнятной речью, в 90% является зажатость нижней челюсти - она не открывается);
3) правильное нормативное произношение слов и словосочетаний. Орфоэпия - правильное нормативное произношение. Ни в одном языке мира звуки не читаются так, как они пишутся. Данный этап работы включает в себя упражнения и тренинги на отработку орфоэпических норм литературного произношения, принятых в русском языке. Однако необходимо отметить, что во время тренингов важно обращать внимание на жанр произведения, характер героя, его социальную среду, эмоциональное и интеллектуальное состояние;
4) умение логически анализировать текст. При работе над логическим анализом текста необходимо акцентировать внимание на выразительных особенностях устной речи, расстановке пауз, ударений, интонации, поиску логического хода мыслей, который приводит к мелодическому выражению фразы или абзаца. Логический анализ текста - это творческий поиск подтекста, видения автора, его замысла. Помогает в этом расстанов-
ка авторских знаков препинания. Для работы над логическим анализом текста рекомендуются произведения известных писателей, таких как А. П Чехов, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, стихи А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой и др.;
5) развитие культуры речевого общения. Воспитание культуры речевого общения - это основная задача педагогики. Умение точно подбирать слова, уместно их применять в различных ситуациях, а также логично и правильно, доступно, чисто, богато, выразительно и непринужденно выражать свои мысли - вот показатели коммуникативной и общей культуры человека;
6) раскрытие творческого потенциала студентов и участников любительских театральных коллективов. Театральная практика раскрывает творческий потенциал участников любительских театральных коллективов, тренирует воображение, память, различные мыслительные процессы, а также помогает преодолевать комплексы, стра-хи,стеснение и пр.
Все упражнения направлены на освоение обучающимися задаваемого содержания, привитие интереса к театральному искусству, желание самосовершенствоваться.
Таким образом, систематические занятия по развитию речи и тренировки речевого аппарата дают положительный результат: вырабатывается привычка четкой артикуляции звуков; произношение слов и текстов ведет к исправлению недостатков речи и освоению норм литературного произношения; развивается воображение, память, различные мыслительные процессы, что в целом повышают речевую культуру.
Анализ результатов работы свидетельствует о положительной динамике развития речевой культуры участников любительского театрального коллектива: мотивационно-ценностный компонент - участники любительского театрального коллектива экспериментальной группы все - 100% осознают роль речевой культуры в будущей своей профессии; когнитивный компонент - свободного владения риторическими (дикционные, орфоэпические, речеголосовые нормы) и лингвистическими (порядок слов в предложении, правила употребления и сочетаемость слов) знаниями добились 89% обучаемых; деятельностный компонент - свободно/компетентно стали проявлять коммуникативные навыки, адекватно реагировать на справедливую критику, поддерживать своих товарищей, точно выражать свои мысли, хорошо вступать в диалог для общения с участниками любительского коллектива стали 97% обучаемых; рефлексивно-оценочный компонент - умением аргументированно оценивать результаты собственной речевой культуры овладели 100% обучаемых.
Литература
1. Суриков, Д.О. Влияние языка СМИ на нормы речевого общения / Д.О. Суриков // Мо-
лодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https:// nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17). pdf (дата обращения: 15.11.2019).
2. Бирюкова, Н.С. Развитие речевой культуры как психолого-педагогическая проблема / Н.С. Бирюкова // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук: сборник науч. трудов по мат-лам Международной научн.-практ. конф. (26 ноября 2019 г.). -Казань, РФ, 2019. - С. 10-12.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. №98н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2018 г. Регистрационный № 52016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения: 18.04.2020).
4. Культура сценической речи: упражнения, тренинги, этюды: учеб.-метод. пособие / сост. Н.С. Бирюкова; Сургут: ИЦ СурГУ. - Сургут, 2019.- 50 с.
5. Князькина, Н.Х. Искусство звучащего слова: учебно-методическое пособие / Н.Х. Князькина. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2016.- 92 с.
6. Эфрос, А.В. Профессия: режиссер / А.В. Эфрос. - М.: Изд-во Вагриус, 2000.- 367 с.
7. Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения / К.С. Станиславский. - Санкт-Петербург: Азбука, 2012.444 с.
8. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой. Работа актёра над ролью / К.С. Станиславский. - Изд-во: Азбука, 2015.- 370 с.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SPEECH CULTURE DEVELOPMENT OF AMATEUR THEATER STAFF
Biryukova N.S., Shevkunov A.N.
Surgut State University
The article is devoted to the complex pedagogical process - the development of the speech culture of the young generation in the amateur theatrical collective.
In Russia today, the decline in the morality of adolescents and speech culture is being realized, which means a change in the value orientations of young people. As a result, there is a significant decrease in the level of speech culture: the use of barbarisms, jargon, vernacular and abusive and profanity has become fashionable; there are numerous violations in stress; non-local use of foreign words, which leads to a misunderstanding of the received information; the use of slang and harsh vocabulary with a negative emotional and expressive coloring; coarsening of speech behavior, addressing you and by name; disrespectful attitude towards the Russian language; psychological clamps, stuttering, etc. In this regard, the development of speech culture is on a par with the fundamental problems of psychology and pedagogy, including the problem of pedagogical neglect, the problem of social adaptation and rehabilitation, the problem of individualization of training, etc. Institutions of additional education play an important role in the formation personality, development of a single culture, health promotion, in the choice of specialty. The scientific novelty and theoretical significance of the research lies in the substantiation of the pedagogical conditions for the development of the speech culture of the members of the amateur theater group.
СЭ
о
CO
-a
I=i А —i о
сз т; о m О от
З
ы о со
Keywords: Speech culture, pedagogical conditions for the development of speech culture, members of an amateur theatrical group.
References
1. Surikov, DO Influence of the language of the media on the norms of speech communication / DO Surikov // Youth scientific forum: Humanities: electr. Sat. Art. by mat. XVIII int. stud. scientific-practical conf. No. 11 (17). URL: https://nauchfo-rum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (date accessed: 15.11.2019).
2. Biryukova, NS Development of speech culture as a psychological and pedagogical problem / NS Biryukova // Formation of psychology and pedagogy as interdisciplinary sciences: collection of scientific. works on materials of International scientific-practical. conf. (November 26, 2019). - Kazan, RF, 2019. - S. 10-12.
3. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of May 5, 2018 N298n "On the approval of the
professional standard" Teacher of additional education for children and adults "(registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on August 28, 2018, Journal No. 52016) [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/upload-files/profstandart/01.003.pdf (date of access: 18.04.2020).
4. Culture of stage speech: exercises, trainings, etudes: study guide. manual / comp. N.S. Biryukova; Surgut: IC SURGU. -Surgut, 2019.- 50 p.
5. Knyazkina, N. Kh. The art of the sounding word: teaching aid / N. Kh. Knyazkina. - Omsk: Publishing house Om. state University, 2016.- 92 p.
6. Efros, A. Profession: director / A.V. Efros. - M.: Publishing house Vagrius, 2000.- 367 p.
7. Stanislavsky, KS The work of an actor on himself in the creative process of embodiment / KS Stanislavsky. - St. Petersburg: Az-buka, 2012.- 444 p.
8. Stanislavsky, KS The work of an actor on himself. The work of the actor on the role / KS Stanislavsky. - Publishing house: Az-buka, 2015.- 370 p.
o d
u
CM CO