Практика применения специальных методик по запоминанию текста при работе с любительским театральным коллективом
Шевкунов Александр Николаевич,
канд. пед. наук, заведующий кафедрой режиссуры, БУ ВО «Сургутский государственный университет» E-mail: [email protected]
Статья посвящена поиску путей и способов быстрого запоминания текста участниками любительского театрального коллектива. В статье разбираются причины трудностей, с которыми сталкивается руководитель любительского театрального коллектива при работе над новой постановкой в разрезе опыта данной деятельности. Дается описание различных методик, используемых при работе с любительскими театральными коллективами в практике запоминания текстовой основы будущего спектакля (текста пьесы, инсценировки, отрывка и т.д.), в том числе нетрадиционных с точки зрения театральной практики. Приводятся результаты эксперимента с использованием эффекта Блюмы Вульфовны Зейгарник, в котором студийцы показали положительную динамику по запоминанию незнакомого текста прозаической формы. Делается предположение, согласно которому, использование данной методики в репетиционном процессе, позволяет сократить время на запоминание текста в 1,5-2 раза.
Ключевые слова: запоминание текста, любительский театральный коллектив, память.
Вопросы деятельности руководителя любительского театра, а уж тем более проблемы педагогической, методической и воспитательной его деятельности, в научном сообществе практически не обсуждаются. Помимо проблем подготовки специалистов по данному направлению («Народная художественная культура»), существует еще целый ряд трудностей, которые остаются на сегодняшний день неразрешенными. Так, уже достаточно давно, существует проблема работы с любителями в области художественного слова и заучивания текста. Несмотря на то, что выпускники высших учебных заведений, пусть даже не в значительной степени (по сравнению, например, со специальностью «Актер драматического театра и кино»), но все же изучали дисциплину «Сценическая речь», этого оказывается недостаточно для успешной деятельности в качестве руководителя любительского театра. И дело даже не в том, что у них отсутствует наработанный опыт или, наличествуют неглубокие знания в данной области, основная причина неудач находится как раз в объекте деятельности - самих участниках любительских театральных коллективов. Несмотря на большое желание заниматься в студии, и прикладываемые усилия, будь то дети, подростки или взрослые люди, у всех студийцев отсутствует опыт театральной деятельности, который получили их наставники в процессе обучения. Вряд ли, кто-либо из руководителей любительского театрального коллектива может позволить себе держать в студии человека, не выводя его на сцену в течении 4-5 лет, пока последний не наберется опыта публичных выступлений или не примет все наследие Константина Сергеевича Станиславского как свое собственное убеждение. При этом, возникает еще одна достаточно значимая проблема, эта проблема заучивания текста роли. Ведь исходя из логики и структуры любительского театрального коллектива, очевидно, что участие в той или иной постановке - это не единственный вид деятельности, которым занимается его участник. Чаще всего, в любительскую театральную студию, попадают именно исходя из интереса к театральному творчеству, в то время как основным видом деятельности выступает, либо учеба, либо работа. Именно поэтому члены коллектива, даже теоретически не могут посвящать своему увлечению столько времени, сколько ему посвящали руководители любительского театрального коллектива во время обучения или профессиональные актеры.
Проблемы запоминания текста для участника любительского театрального коллектива состоит
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
в том, что знание текста необходимо «здесь и сейчас» и не близко к тексту, а абсолютно в соответствии с текстом автора. Даже для начинающего актера, который уже в процессе обучения должен сформировать индивидуальные технологии запоминания текстовой основы, необходимые для успешного обучения, проблема запомнить большой объем текстового материала, не является легкой. В ситуации работы с любителями, будь то детская театральная студия или студия, состоящая из людей пенсионного возраста, проблема запоминания текста пьесы сглаживается только желанием заниматься в студии, желанием, подкрепляемым публичными выступлениями или большой любви к театру. В подобном положении полезными могут оказаться приемы работы, позволяющие пройти застольный и/или начальный этап работы над пьесой с «минимальным потерями». В практике актерского ремесла существует целый ряд методик, позволяющих достаточно быстро запомнить текст, при этом каждый актер использует для себя индивидуальные техники и приемы. Так, Елена Яковлева и Марина Неелова запоминали текст многократно переписывая диалоги и монологи в специальные тетрадки, Наталья Гундарева в подобной тетради плюс ко всему еще делала пометки, связанные с комментариями режиссера, Сергей Шакуров тексты своих ролей записывал в аудиофайл, а затем многократно прослушивал и запоминал, а Александр Абдулов вообще не учил слова своих киногероев, а использовал специальные растяжки, находящиеся за пределами кадра. Студенты театральных вузов, развивают свою память во время комплексов специальных упражнений, призванных формировать концентрацию внимания и запоминания.
Сегодня, в практике театра вообще и любительского театра в частности, наиболее популярным по-прежнему остается метод К.С. Станиславского - метод действенного анализа. Со слов Константина Сергеевича, данный метод предполагает начинать анализ пьесы с действенных фактов, их взаимодействия и последовательности, что в конечном итоге приведет не только к пониманию сущности происходящих событий, их точному воспроизведению, но и как следствие, к запоминанию роли. Однако, в практике любительского театрального коллектива, практически отсутствует возможность глубокого и полного освоения системы К.С. Станиславского, что в конечном итоге приводит к «недоделанности» роли. При этом время, которое руководитель любительского театра может позволить отвести на застольный период, ограничено еще и психологией участников самого коллектива, в особенности если речь идет о детях или подростках, которым важно получить результат немедленно - «здесь и сейчас». В дан-5 ном случае выход на площадку необходимо фор-§ сировать, в ущерб всем остальным компонентам работы над спектаклем, включая подбор ролей, ° событийно-действенный анализ, застольный пе-1 риод и многое другое. Помимо этого, тот факт, что
любительский театральный коллектив, создается не для того, чтобы обеспечить занятость свободного времяпрепровождения и не ради обучения театральному мастерству (это есть лишь рабочий инструмент актера), а имеет в своем целеполагании гораздо более широкие мотивы и нацелен прежде всего на создание продукта (не зря после присвоения любительскому театру звания «Народный», театр обязан ежегодно подтверждать свой статус, выпуская в свет премьерные спектакли). Именно подготовленный и показанный на широкую аудиторию готовый продукт, говорит о продуктивной деятельности любого образования в сфере народной художественной культуры, будь то любительский театр, любительский хореографический коллектив или кино- фотостудия.
В связи со всем вышесказанным, возникла острая необходимость поиска путей и способов быстрого запоминания текста участниками любительского театрального коллектива, что привело нас к исследованию приемов запоминания текста и рассмотрению общих понятий памяти.
На современном этапе развития, проблемами памяти занимается не только психология и педагогика, эта проблема является актуальной для философии, нейрофизиологи, бионики, биохимии, биологии и многих других. Согласно философскому энциклопедическому словарю, память - «способность сохранять восприятия и представления после момента переживания... Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет «след» в больших полушариях мозга, и память может действовать только в том случае, если создается связь между этим следом и новым переживанием» [1, с. 330-331]. Сегодня существует достаточно большое количество классификаций памяти, однако большинство из них сводится к тому, что память разделяется на две формы, в зависимости от наличия целенаправленности процесса: 1) непроизвольная и 2) произвольная (непреднамеренная и преднамеренная). Вполне очевидно, что для целей нашего исследования нас в большей степени интересует именно преднамеренная память, т.е. та ситуация, в которой актер любительского театра ставит перед собой цель что-то запомнить или припомнить. Однако, помимо целеполагания, существует еще целый ряд критериев, по которым память разделяется на определенные виды и системы. Так, в зависимости от вида анализаторов, различают: 1) образную, 2) логическую и 3) эмоциональную память. При этом, исходя из того, что в любом виде деятельности человек использует весь арсенал процессов памяти, можно говорить о взаимосвязи четырех известных систем памяти: 1) иконической, 2) кратковременной, 3) оперативной, 4) долговременной. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого отдельного человека, различают типы памяти, которые определяются различными качественными характеристиками, встречающимися в разнообразных комбинациях и приводят к появлению огромного разнообразия типов памяти: 1) объем и точность за-
поминания материала; 2) скорость запоминания, 3) долговечность (прочность) запоминания, 4) ведущие анализаторы запоминания (слуховая, зрительная, двигательная и т.д.), 5) особенности взаимодействия первой и второй сигнальной системы (логическая, образная) [2].
В научной среде, достаточно известны работы по изучению особенностей развития памяти (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) как психического процесса, включающего запоминание, сохранение и воспроизведение информации, определенного опыта [3]. Работы психологов показывают, что качество запоминания и сохранения текстов напрямую зависит от множества факторов, таких как мышление, особенностей самих текстов, заинтересованности, способов работы с текстовым материалом, использование специальных техник, методик и заданий и др. Признавая столь важную роль всех научных изысканий в области памяти и запоминания, необходимо заметить, что до сих пор, практически отсутствуют разработки в области запоминания текста для конкретных видов деятельности, в частности театра. В основном все разработки сводятся либо к системе образования детей, либо в области функциональной организации памяти как системы хранения и переработки информации, направленные на решение познавательных задач. Действительно, в современном мире существует достаточно большое количество профессий, где запоминание большого объема текстового материала является если не первостепенной, но тем не менее достаточно важной частью профессиональных компетенций, но, пожалуй, ни в одной из них, дословное знание не играет столь существенной роли как у актеров. В театральной среде важнейшим компонентом деятельности выступает работа в команде, где каждый актер, действующий на площадке, в конечном итоге работает на своего партнера. Даже незначительное отклонение от оригинального текста (например, замена слова - синонимом), может привести к «зависанию» всего действа. В профессиональных театральных коллективах, в случае если один из актеров забыл свой текст, или «выдал» его не так (даже если он сделал это специально), вряд ли произойдет «коллапс» спектакля. Достаточно большой опыт, глубокие литературные познания, актерский талант не позволят партнеру по сцене впасть в ступор. Однако, когда речь идет о любительском театральном творчестве, где в ходе выступления на публике у актеров возникает скорее эффект социальной ингибиции нежели социальной фа-силитации, последствия могут быть катастрофическими. С подобными примерами сталкивался практически каждый руководитель любительского театрального коллектива. Когда, например, после фразы одного персонажа, которая заканчивается определенным словом, второй начинает свою именно с этого слова, или использует его в своей фразе с определенным контекстом. Изменение посыла первым актером, вводит в ступор второ-
го актера любительского театра, который не в состоянии изменить заученный текст или же не в состоянии его вспомнить исходя из новой данности. Именно поэтому, так важно знание текста дословно, а не близко к тексту, так важно дословное цитирование, а не пересказ.
Естественно, что при работе с любительским театральным коллективом, особенно в начальный период работы над пьесой, каждый отдельный студиец показывает различные результаты запоминания текста, и естественно, что опытный режиссер, понимая трудности, с которыми сталкиваются его актеры использует весь свой арсенал технологий и методик, для более быстрого и успешного запоминания текста всеми участниками будущего спектакля. Самой большой проблемой в работе над постановкой, является, прежде всего, слабое знание текста, без которого вся работа режиссера сводится к суфлированию и напоминанию, что значительно снижает не только скорость подготовки будущего спектакля, но и «ломает» сам репетиционный процесс. Очевидным является тот факт, что если большинство общих приемов развития памяти и запоминания необходимо использовать для данных целей деятельности, то мнемонические приемы запоминания (буквенный код, ассоциации, рифмы, созвучие и др.), оказываются абсолютно бесполезны в условиях работы над спектаклем.
В ходе эксперимента по запоминанию текста, помимо всего арсенала режиссерских методик и технологий, нами были использованы системные приемы развития навыков запоминания. Одними из первых с точки зрения описания, а не использования, выступают приемы концентрации внимания в процессе запоминания. Для этих целей прежде всего используется мотивация, как психофизический процесс побуждения к действию и эмоциональная отдача от деятельности. Повторение, как один из системных приемов развития памяти, вытекает уже из самой деятельности, осуществляемой в ходе репетиционного процесса, однако и здесь на помощь режиссеру может прийти программа повторения по методике Г. Эббингауза (1850-1909). Немецкий психолог Герман Эббин-гауз [4], еще в 1885 году после проведения ряда экспериментов вывел кривую «чистой» памяти, используя которую в профессиональной деятельности, режиссер любительского театра, может подобрать оптимальный режим проведения репетиций. Даже если режим занятий регламентирован, необходимо обеспечить такой порядок работы студийцев, чтобы процесс запоминания текста соотносился с кривой Г. Эббингауза. Все остальные техники запоминания и развития памяти, уже достаточно давно вошли в арсенал не только режиссеров, но и актеров, т.к. используются в методике подготовки в вузах, как наследие К.С. Станиславского.
В ходе деятельности руководителя любительского театрального коллектива, особенно с начинающими студийцами, достаточно часто возни-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
и
см со
кает проблема запоминания и удержания определенных словесно-логических комбинаций и содержательной основы пьесы. В ходе эксперимента, попытки «затягивания» застольного периода или разбора логико-сюжетной линии, достаточно часто не приводили к достижению положительного результата. Начинающий актер-любитель, в ходе своей основной деятельности, «вытесняет» знания, полученные на предыдущих репетициях, во время прогонов спектакля входит в «ступор» и только помощь режиссера или более опытных коллег помогают сдвинуться с «мертвой точки».
В результате изучения специальной литературы, связанной с основами техники запоминания, автор публикации, обнаружил исследования Блюмы Вульфовны Зейгарник, посвященные достаточно интересному эффекту [5]. Так согласно описанию, в своих исследованиях Б.В. Зейгарник, установила, что испытуемые более качественно запоминают прерванные задания, т.е. те задания, которые в ходе выполнения были остановлены, так и не достигнув своего финала. При этом, интересным является тот факт, что вероятность проявления этого эффекта, тем выше, чем выше у испытуемого желание довести задачу до конца.
Данное исследование проводилось Б.В. Зейгарник, под руководством К. Левина и было напрямую посвящено проблеме влияния мотивации на запоминание. По сути, у испытуемого возникало ощущение внутренней незавершенности, что является одним из основных мотивационных компонентов деятельности актера. Данный факт побудил автора, провести ряд экспериментов с участниками любительского театрального коллектива, направленных на определение оптимальных технологий организации процесса подготовки к театральной постановке.
Для доказательства или опровержения результатов исследований Б.В. Зейгарник, в частности для возможности их использования при работе с любительскими театральными коллективами, для достижения более высоких показателей запоминания текста, мы использовали две группы любительского театра, работавшими над одним и тем же спектаклем. По уровню профессиональных компетенций, общему уровню подготовки, половому и возрастному составу - обе группы были приблизительно равны. В ходе эксперимента группа «А» (контрольная) работала в обычном режиме подготовки спектакля: три репетиции в неделю по три часа каждая. В ходе репетиционного процесса использовался этюдный метод, который начинался и заканчивался логически завершенным этюдом. В ходе работы с экспериментальной группой («В»), репетиционный процесс приобрел нестандартный характер, несмотря на то, что режим и метод работы (этюдный метод, три раза в неделю) был абсолютно идентичен, в ходе всего процесса мы неожиданно для участников группы «В» в тот или иной период репетиции под разными предлогами останавливали процесс и отпускали участников «до следующей встречи». При следующей встрече, репетиционный процесс начи-
нался с незавершенного ранее этюда и продолжался новым этюдом, который в свою очередь также внезапно обрывался.
Вся экспериментальная работа проходила в осенне-зимний период 2019-2020 гг. при работе Молодежного открытого студенческого театра комедии «2-КОТА» (г. Сургут) над полнометражным спектаклем по рассказам В.М. Шукшина. Для этих целей, были подготовлены инсценировки по рассказам «Микроскоп», «Бык», «Крыша над головой», «Артист Федор Грай», которые были объединены общим лейтмотивом. Две группы студийцев приступили к подготовке спектакля в одно и тоже время и занимались работой над спектаклем в течении четырех месяцев. В ходе работы над спектаклем, после завершения первого этапа (работа над инсценировками «Микроскоп» и «Бык»), мы изменили роль групп - первая (А) стала экспериментальной, вторая (В) - контрольной.
В ходе эксперимента, исследования Б.В. Зейгарник полностью подтвердились - экспериментальная группа выучила текст предложенной пьесы почти в два раза быстрее участников контрольной группы (Рисунок 1).
□ Контрольная группа (А)
□ Эксперементальная группа (В)
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Рис. 1
В дальнейшем, мы повторили эксперимент поменяв группы местами. В результате группа «А» показала более высокие результаты по запоминанию текста, при этом результаты группы «А» оказались значительно выше, чем при аналогичных обстоятельствах у группы «В». Мы предполагаем, что различие в результатах эксперимента связанна с индивидуальными характеристиками участников театрального коллектива, однако для более валидных результатов требуются дополнительные эксперименты и многократное повторение опыта. Возможно, результативность эффекта Б.В. Зей-гарник, с течением времени, при работе с одним и тем же коллективом студийцев будет снижаться, однако, в стандартной ситуации достаточно большой текучести участников любительского театрального коллектива, например, школьников или студентов, подобная практика может найти широкое применение в работе любительских театральных коллективов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешного решения поставленной задачи (запоминания нового текстового материала актерами любительского театра), во-первых, не-
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
обходима достаточно сильная мотивация направленная на завершение проекта; во-вторых, в ходе репетиционного процесса выстраивать его необходимо не логично-модульно, а так чтобы каждая репетиция заканчивалась на определенном логическом этапе (сменой сцены, кульминацией, законченным диалогом (конфликтом, противостоянием и т.д.), а именно нелогичной ситуацией требующей разрешения, другими словами на пике конфликта, в середине разговора, непосредственно перед завершением того или иного элемента спектакля; в-третьих, делать это (прерывать репетиционный процесс) необходимо «спонтанно», неожиданно для участников театрального коллектива. Как показывает опыт руководства любительской театральной студией, подобный подход к репетиционному процессу, при условии, что все остальные компоненты деятельности в театральной студии отвечают основным театральным канонам (разминка, тренинги, упражнения и т.д.), позволяет сократить время на запоминание текста примерно в 1,5-2 раза, что становится наиболее актуально при работе с детьми и подростками, для которых конечный результат является главенствующим по отношению ко всему прочему.
Литература
1. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 2007.- 576 с.
2. Волченков, Э. И. О взаимосвязи внимания, восприятия и памяти в структуре основных психических процессов / Э.И. Волченков // Сервис PLUS.- 2009.- № 2. - С. 22-25. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vzaimosvyazi-vnimaniya-vospriyatiya-i-pamyati-v-strukture-osnovnyh-psihicheskih-protsessov (дата обращения: 13.08.2020).
3. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студ. высш. уч. заведений / А.Н. Леонтьев.- 5-е изд., стер. - М.: Смысл: Academia, 2010.- 509 с.
4. Салливан, Б. Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше / Боб Салливан и Хью Томпсон; пер. с англ. Павла Миронова. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.- 320 с.
5. Золотова, Н. В Научное наследие Б.В. Зей-гарник в отечественной медицинской (клинической) психологии / Н.В. Золотова, В.А. Ма-зилов, М.В. Базиков // Ярославский педагогический вестник.- 2016.- № 1. - С. 174-187. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-nasledie-b-v-zeygarnik-v-otechestvennoy-meditsinskoy-klinicheskoy-psihologii (дата
обращения: 13.08.2020).
the practice of application of special text
REMEMBERING TEcHNIQuEs wHEN woRKING wiTH
an amateur theater collective
Shevkunov A.N.
Surgut State University
The article is devoted to the search for ways and means of quick memorization of the text by members of an amateur theatrical group. The article deals with the reasons for the difficulties faced by the head of an amateur theatrical group when working on a new production in the context of the experience of this activity. A description of various techniques used when working with amateur theatrical groups in the practice of memorizing the textual basis of a future performance (text of a play, staging, excerpt, etc.), including non-traditional from the point of view of theatrical practice, is given. The article presents the results of an experiment using the Bluma Wolfovna Zeigarnik effect, in which the students showed positive dynamics in memorizing an unfamiliar text in a prose form. An assumption is made, according to which, the use of this technique in the rehearsal process, can reduce the time for memorizing the text by 1.5-2 times.
keywords: memorization of the text, amateur theater group, memory.
References
1. Philosophical Encyclopedic Dictionary. - M.: INFRA-M, 2007.576 p.
2. Volchenkov, E.I. On the relationship of attention, perception and memory in the structure of the main mental processes / EI Volchenkov // Service PLUS.- 2009. - No. 2. - S. 2225. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/o-vzaimosvyazi-vn-imaniya-vospriyatiya-i-pamyati-v-strukture-osnovnyh-psihich-eskih-protsessov (date of access: 13.08.2020).
3. Leontiev, A.N. Lectures on general psychology: a tutorial for students. higher. uch. institutions / A.N. Leontiev.- 5th ed., Erased. - M.: Meaning: Academia, 2010.- 509 p.
4. Sullivan, B. The plateau effect. How to overcome stagnation and move on / Bob Sullivan and Hugh Thompson; per. from English. Pavel Mironov. - M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2014.- 320 p.
5. Zolotova, N.V. Zeigarnik's scientific heritage in domestic medical (clinical) psychology / N.V. Zolotova, V.A. Mazilov, M.V. Ba-zikov // Yaroslavl Pedagogical Bulletin.- 2016. - No. 1. - S. 174187. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-nasl-edie-b-v-zeygarnik-v-otechestvennoy-meditsinskoy-klinich-eskoy-psihologii (date of access: 13.08.2020).
С
о со "О m
m
О m
П m 1=1
m
сз
m О от
■s
ы о со