Научная статья на тему 'Методика духовно-нравственной работы режиссера в современном студенческом театре'

Методика духовно-нравственной работы режиссера в современном студенческом театре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеенко Я. И.

Статья освящает перспективам любительского театра в области духовно-нравственной работы с молодежью. Современная социокультурная ситуация показывает как востребованность и престиж данного вида досуговой деятельности, так и его нерастраченный воспитательный потенциал. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания и формирование ценностных ориентаций молодежи посредством любительского театра уваляется, в первую очередь задачей режиссера-руково­дителя коллектива. Поэтому в статье особое внимание уделено основным принципам работы режиссера в этом направлении. Авторская методика работы режиссера, направленная на формирование здоровых ценностных ориентаций, изложена в тезисах и может быть использована в социально-педагогической работе досуговых учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика духовно-нравственной работы режиссера в современном студенческом театре»

МЕТОДИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ РАБОТЫ РЕЖИССЕРА В СОВРЕМЕННОМ СТУДЕНЧЕСКОМ ТЕАТРЕ

© Алексеенко Я.И.*

Белорусский государственный университет культуры и искусств, Республика Беларусь, г. Минск

Статья освящает перспективам любительского театра в области духовно-нравственной работы с молодежью. Современная социокультурная ситуация показывает как востребованность и престиж данного вида досуговой деятельности, так и его нерастраченный воспитательный потенциал. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания и формирование ценностных ориентаций молодежи посредством любительского театра уваляется, в первую очередь задачей режиссера-руководителя коллектива. Поэтому в статье особое внимание уделено основным принципам работы режиссера в этом направлении. Авторская методика работы режиссера, направленная на формирование здоровых ценностных ориентаций, изложена в тезисах и может быть использована в социально-педагогической работе досуговых учреждений.

Любительский театр сегодня - не только форма культурного досуга, но и мощный социально-педагогический инструмент, обладающий неисчерпаемым воспитательным потенциалом. Однако рациональное его использование возможно только в случае правильно организованной работы режиссера любительского театра, который одновременно является и руководителем коллектива.

Режиссер не только руководит любительским театральным коллективом и определяет его творческий путь, от него зависят вопросы внутренней организации, в том числе создание благоприятной, творческой атмосферы, регулирование взаимоотношений участников коллектива, а также их духовно-нравственное воспитание. Театральное искусство в каждом своём структурном элементе - от работы над текстом до актерского воплощения - имеет возможность воздействовать на направленность личности, на формирование ее мировоззрения и ценностных ориентаций. Таким образом, методика работы режиссера любительского театра может включать в себя работу над духовно-нравственным обликом студийцев. Кроме этого режиссер может выстраивать борьбу на сцене и ставить спектакли так, чтобы вместе с участником любительского коллектива и через него находить нужный отклик в душе зрителей. Поэтому задача современной режиссуры сегодня - как в

* Аспирант кафедры Педагогики социокультурной деятельности.

любительском, так и профессиональном театре - есть острое, точное, активное восприятие и воспроизведение действительности, умение выразить ее художественными средствами, воздействующими на ум, волю и чувства как самих актеров, так и зрителя.

Режиссер, руководитель любительского театра должен быть озабочен тем, чтобы процесс работы над спектаклем всякий раз становился школой жизни для актеров, продолжением их практики во взаимоотношениях, чтобы всякий раз исполнителям было бы чему учиться, что преодолевать, что искать и от чего привычного отказываться.

Следует, пожалуй, высказать одно принципиальное соображение, касающееся специфики работы режиссера с артистами-любителями. Нам кажется, что никакую серьезную профессиональную проблему, возникающую в практической творческой деятельности режиссеров-руководителей любительских коллективов, нельзя решить, исходя исключительно из специфических особенностей жизни и работы любительского театра, в отрыве от социальных, культурных процессов. Поэтому разговор о режиссуре любительских театров - это разговор о коренных проблемах общества, самых острых проблемах современного театра и режиссерского искусства, в частности - о методике работы режиссера. Современная духовно-нравственная ситуация в среде студенческой молодежи остро ставит вопрос о ценностных ориентирах и мировоззрении, о нравственном воспитании и духовности этой категории общества. Любительский театр сегодня, имея сильнейшие средства воздействия на человека, не использует свой потенциал в области реанимации внутреннего мира личности, а следует моде на развлекательный характер досу-говых учреждений. Поэтому, говоря о методике работы режиссера в любительском театре, следует уделять особо пристальное внимание внедрению воспитательной работы, направленной на формирование ценностных ориен-таций студенчества, в репетиционный и учебный процесс.

Суммируя опыт работы в любительском театре БГУ «На Балконе» в процессе постановки спектакля «Зимы не будет» В. Ольшанского, спектакля «Полусказка» Ф. Кривина, а также работу в студии Камерного драматического театра, можно предложить следующую модель работы режиссера в любительском театре.

Принципиальным положением авторской методики является установка на максимально эффективное использование репетиционного времени для творческого и нравственного развития участников театра. Актеров-любителей невозможно учить и развивать по той же схеме, что студентов театральных ВУЗов, невозможным является и методика работы с профессиональными актерами-практиками. Это обусловлено досуговым характером любительского коллектива, а значит - нерегулярностью занятий и непостоянством состава актеров. Поэтому режиссура любительского театра должна

98

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

представлять собой концентрацию определенных методов развития творческих способностей, приемов работы с актером в процессе постановки спектакля и воспитательной работы. Как правило, факт ограниченности во времени толкает режиссеров любительских коллективов отказаться от подготовительной работы - тренингов, этюдов, мастер-классов и тем более от работы над внутренним наполнением актера. Приступая к спектаклю, режиссер попросту навязывает свое видение и актерам-любителям ничего не остается, как слепо копировать его идеи, модели поведения, не задумываясь о сути пьесы и роли. Для того чтобы не совершать подобных ошибок мы вводим в процесс постановки спектакля: 1) тренинговый учебный момент; 2) действенный анализ событий, мотивов, поступков героев. То есть останавливаемся в определенном моменте пьесы, для того, чтобы уточнить и развить тот или иной элемент актерского мастерства, сценической речи, сценического движения или определить внутреннюю сторону поведения героя с целью выявления мотивов и ценностных ориентаций. Это позволяет не только качественно использовать время и способствует более глубокому восприятию и усвоению как теоретического, так и практического материала, но и учит присваивать правильные модели поведения и здоровые ценностные ориентации.

Таким образом, процесс работы режиссера в любительском театре, направленный на развитие творческих способностей и формирование здоровых ценностных ориентаций, может строиться следующим образом: 1) работа над драматургическими текстами; 2) голосовая настройка; 3) этюдный метод; 4) внутреннее наполнение; 5) художественное наполнение; 6) импровизация.

Каждый элемент работы должен совмещать в себе творческие задания и воспитательную работу следующим образом.

1. Работа над драматургическим текстом является не только неотъемлемой частью работы над спектаклем, но и благодатной почвой для формирования ценностных ориентаций личности. Прослеживая событийный ряд, задачи, сквозное действие героя произведения, актер приобретает драгоценный опыт, возможность проследить последствия поступков и присвоить мировоззрение и ценностные ориентации героя сначала на сцене, а затем использовать в реальной жизни.

2. Голосовая настройка. Начало репетиции - голосовая настройка участников спектакля происходит следующим образом: голосовые и речевые упражнения строятся на тексте роли, то есть каждый участник спектакля работает по тексту своей роли, выбирая тот или иной отрывок для проработки. Настройка приучает студийцев к благородности и чистоте речи, обогащает словарный запас и тем самым формирует ценностное отношение к культуре речи.

3. Этюдный метод К.С. Станиславского не только профессионально закаляет актера, он может быть использован как методика Форум-театра, в кото-

рой проигрываются все возможные варианты развития событий, пока их результат не удовлетворит всех участников. То есть студенты учатся анализировать события, прослеживать причинно-следственные связи и мотивировать свои действия, как на сцене, так и в жизни.

4. Внутреннее наполнение роли актером - сложный психологический процесс, сопряженный с работой над собой. Правильно расставленные режиссером акценты формируют в сознании студийцев устойчивую привычку следить за наполнением определенным смыслом своих слов, поступков, действий и, соответственно, ценностные ориентации.

5. Художественное наполнение спектакля включает в себя элементы музыкального, художественного, пластического искусств. В любительском театре, где отсутствуют цеха, оформление спектакля становится заботой участников театра. Приобщение к синтезу искусств в театре, безусловно, способствует формированию эстетических ценностей у студийцев.

6. Импровизация как вид спонтанного художественного творчества, суть которого заключается в объединении здесь и сейчас процессов рождения замысла и его воплощения предполагает авторство и большую творческую самостоятельность. Она позволяет человеку вступать в сложные и напряженные отношения со временем - дает человеку права на ошибку, права на пробу. Импровизация также заставляет человека вступать в сложные отношения с самим собой. Он рискует преимуществом использования своих собственных клише и привычек поведения, рискует обнажить самые сокровенные мысли, чувства, чтобы утвердиться в своей поистине ничем не ограниченной свободе. Таким образом, метод импровизации дает возможность практически проверить установившиеся ценностные ориентации студенческой молодежи.

Таким образом, авторская методика построена на общих принципах режиссуры предполагает работу согласно методикам, разработанными театральными педагогами и режиссерами-практиками, которые должны быть использованы с учетом вышеперечисленных авторских принципов. Практическое использование методики позволяет утверждать ее эффективность, согласно результатам диагностики творческих способностей личности и ценностных ориентации, проведенной на базе народного студенческого театра БГУ «На Балконе». Кроме того, эффективность методики подтверждается высокими достижениями театра и наградами за спектакль «Зимы не будет» - Специальным дипломом жюри международного театрального фестиваля студенческих театров «Театральный куфар» и дипломом Лауреатов этого фестиваля. Методика активно используется в театре при постановке нового спектакля «Все мальчишки дураки» К. Драгунской, пробует сотрудничать с другими инновационными методиками работы с актером и с текстом и имеет хорошие перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.