Научная статья на тему 'Развитие актерских способностей у будущих специалистов социокультурной сферы'

Развитие актерских способностей у будущих специалистов социокультурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУДИИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР / АКТЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АКТЕРА И РЕЖИССЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольцева Марионелла Алексеевна, Ильин Иван Петрович

Статья посвящена роли студенческого театра в развитии актерских способностей и формировании общекультурных и профессиональных компетенций у будущих специалистов социокультурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие актерских способностей у будущих специалистов социокультурной сферы»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

РАЗВИТИЕ АКТЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Колокольцева Марионелла Алексеевна, Астраханский государственный университет (АГУ), г. Астрахань

E-mail: marionella68@mail.ru

Ильин Иван Петрович, Астраханский государственный университет (АГУ), г. Астрахань

E-mail: hunter_30rus.96@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена роли студенческого театра в развитии актерских способностей и формировании общекультурных и профессиональных компетенций у будущих специалистов социокультурной сферы.

Ключевые слова: театральные студии, студенческий театр, актерские способности, взаимодействие актера и режиссера

Возможно, каждый человек хочет быть знаменитым, что бы о нем говорили при встрече на улице - «О! Это же вы! Можно с вами сфотографироваться?». Стать знаменитым в своей сфере, будь то наука, искусство, спорт - тяжелый труд. Нужно, во-первых, иметь сильное желание, мотивацию, стремление достичь успеха. А, во-вторых, искать способы овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками. Так, будущим специалистам социокультурной сферы важно определить и построить путь развития своих актерских способностей, становления себя как актерской личности.

Желательно, чтобы будущие специалисты направления подготовки «Социально-культурная деятельность» еще в школьные годы посещали различного рода театральные кружки, самодеятельные театры и студии. В таких творческих коллективах дети и подростки имеют возможность развивать свои актерские способности, приобщаться к миру театрального искусства, раскрывать свой творческий потенциал. Примером такого коллектива может служить «Народный коллектив, молодежный театр-студия «Мы» (рук. Е.Н Докучаев, г.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Астрахань) [1]. Многие выпускники этой студии стали профессиональными актерами. Так, Р. Фомин окончил Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России и в настоящее время входит в состав труппы Московского академического театра им. Вл. Маяковского [2; 3]. Кроме этого снялся в телесериалах: «Галина», «Восьмидесятые», «Маруся», «Меч» и др. Это не единичный случай, когда студийцы, выпускники театра-студии «Мы», смогли поступить в высшие театральные ВУЗы России.

После окончания школы не все выпускники выбирают актерский путь, но всё равно продолжают увлекаться театральной деятельностью. Для таких ребят и создаются в высших учебных заведениях студенческие театры, в которых они имеют возможность реализовать свои творческие способности. Особенно важна роль студенческого театра в процессе подготовки будущего специалиста социокультурной сферы, которому необходимо, в соответствии ФГОС ВПО, быть готовым решать профессиональные задачи в области творческо-производственной деятельности:

- использование культурного наследия для удовлетворения духовных • потребностей различных групп населения в процессе культурно-просветительной деятельности;

- обеспечение технологического процесса подготовки и проведения социально-культурных мероприятий (информационных, выставочных, праздничных) в учреждениях культуры;

- постановка культурно-досуговых программ (информационно-просветительных, художественно-публицистических, культурно-развлекательных) на основе оригинального сценарно-режиссерского решения.

Участие студентов в постановках и показах спектаклей предполагает взаимодействие друг с другом, режиссером и зрителями, что способствует развитию коммуникативных умений и навыков. В процессе работы над выразительностью речи, пластикой, сценическим образом, развиваются такие личностные качества как: трудолюбие, упорство, ответственность, активность и инициативность. Формируются важные психологические качества личности, как стрессоустойчивость и эмоциональный самоконтроль. Можно утверждать, что студенческий театр является важным средством формирования у будущих специалистов социокультурной сферы следующих общекультурных компетенций:

- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать

142

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7).

В процессе постановки спектакля студент-актер, наблюдая за деятельностью режиссера-постановщика, его методами, перенимает его практический опыт, что развивает следующие профессиональные компетенции:

- быть способным к разработке сценарно-драматургической основы социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием технических средств (световое, звуковое, кино-, видео- и компьютерное оборудование) и сценического оборудования учреждений культуры (ПК-6);

- быть готовым использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2) [4].

Приведем пример успешной деятельности студенческого театра. На базе Астраханского государственного университета, создан студенческий театр «На Коновалова», руководителем которого является режиссер, актер Астраханского • драматического театра - А.П. Матвеев, объединивший студентов разных курсов и направлений подготовки. За всё время своего существования студенческий театр сыграл спектакли по пьесам: Р. Хоудона «Шикарная свадьба»; Д. Урбана «Все мыши любят сыр»; мюзикл «Король лев»; спектакль, посвященный победе в Великой Отечественной войне, «День рождения»; В. Ольшанского «Последняя звезда». Актеры студенческого театра участвуют в постановке и показах новогодних спектаклей для детей дошкольного и школьного возраста: «Новогодняя сказка»; «Необыкновенное приключение в зимнем лесу»; «Пингвины на южном полюсе».

Самым интересным спектаклем из репертуара студенческого театра «На Коновалова», многие считают музыкальный спектакль, по пьесе Виктора Ольшанского «Тринадцатая звезда», который носит созвучное название «Последняя звезда». В постановке этого спектакля, актеры труппы столкнулись с множеством проблем. Это и вопрос о композиции спектакля, и вопрос о музыкальном сопровождении, вопрос об оформлении сцены и самый главный вопрос о поиске образа своего персонажа. Так при исполнении роли кролика Пушка необходимо было раскрыть его характер - трусливого, стеснительного, молодого кролика, который почти на протяжении всего спектакля находится в страхе. Но появление новых друзей, желание помочь им, когда угрожает опасность, рождают нового Пушка, который идет на риск, совершая отчаянные поступки. В пьесе у персонажа есть монологи, которые были изначально для актера сложны тем, что их нужно произносить быстро и самое главное -

143

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

понятно. Для того что бы справиться с поставленной задачей помогают разные театральные тренинги по развитию речевого аппарата. Это скороговорки: «Лигурия», «33 корабля», «Повар Павел, повар Петр», «Карл у Клары украл кораллы», «Бык тупогуб». Упражнения для губ: «Трубочка улыбка», круговое вращение губ. Упражнения для языка: круговое вращение языка, «Укольчик», «Ложечка-лопатка».

Работа над ролью кролика Пушка была сложной. Находясь под волной эмоций, можно потерять контроль над текстом, но образ Пушка актеру удалось пронести через весь спектакль, показать психологический рост персонажа. Зрители высоко оценили успешную работу актера в спектакле, положительно комментируя его работу.

Процесс постановки спектакля - нелегкий процесс. Не только актеры прилагают большой труд к постановке, но и не менее важную задачу выполняет режиссер. Он не только руководит театральным коллективом и определяет его творческий путь, от него зависят вопрос внутренней организации, в том числе создания благоприятной, творческой атмосферы, регулирование взаимоотношений. •

Важным аспектом развития актерской личности является как индивидуальная работа над поиском образа, так и взаимоотношение с режиссером. В студенческом театре «На Коновалова» такие взаимоотношения прекрасно налажены. Актеры труппы «слушают» режиссера, но и одновременно он «слушает» и их, когда последние предлагают свои варианты видения.

Например, когда студенты-актеры занимались постановкой спектакля «День рождения», режиссер, А.П. Матвеев, задал установку, как нужно себя вести в финальной сцене. Актер, исполняющий роль Рыжего, должен был в последний раз выбежать из подвала, в котором находились другие подростки. По пьесе, персонаж героически бросается на отряд противников с гранатой и проносит себя в жертву, ради спасения друзей. Занимаясь разбором этого образа, выстраивая логическую цепочку возможного продолжения действия после взрыва, актер нашел для себя удивительную вещь. Другие подростки, больше не увидят Рыжего, но он, навсегда останется у них в памяти и сердцах, и поэтому решил снять атрибут своей тюремной робы, а именно шапку, и оставить её как единственную материальную память о Рыжем. Режиссер, выслушав эту задумку, одобрил эту её. Используя свой опыт, он подсказал как нужно себя повести в данный момент, что бы это прочиталось. А именно снять шапку не спеша и почти спонтанно.

По мнению Я.И. Алексеенко, режиссер, руководитель любительского театра должен быть озабочен тем, чтобы процесс работы над спектаклем всякий раз становился школой жизни для актеров, продолжением их практики во

144

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

взаимоотношениях, чтобы всякий раз исполнителям было бы чему учиться, что преодолевать, что искать и от чего привычного отказываться. Также автор считает, что режиссура любительского театра должна представлять собой концентрацию определенных методов развития творческих способностей, приемов работы с актером в процессе постановки спектакля и воспитательной работы [5].

Как говорил К.С. Станиславский: «С актерами нельзя говорить сухим научным языком, да и я сам не человек от науки, и поэтому не смог бы взяться не за свое дело. Моя задача говорить с актером его языком: не философствовать об искусстве... а открывать в простой форме практически необходимые ему приемы психотехники, главным образом во внутренней области артистического переживания и перевоплощения» [6].

Таким образом, участие в спектаклях очень важно для будущих специалистов социокультурной сферы, ведь многие не только получают удовольствие от сцены, но и развиваются как актерская личность, занимаясь поиском образов и внутреннего смысла спектакля. Это очень значимо, ведь в работе специалистов социально-культурной деятельности важна активность, • креативность и артистизм.

Литература:

1. Народный коллектив молодежный театр-студия «Мы» // ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества»: сайт. Астрахань. - URL: http://center-dt.ru/tvorcheskie-obedineniya-i-studii/ (дата обращения: 23.06.2016)

2. Кино-театр.ру: Роман Фомин / Биография. 2016. - URL: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/272660/bio (дата обращения: 25.06.2016).

3. Московский академический театр им. Вл. Маяковского. Москва. - URL: http:// www.mayakovsky.ru (дата обращения: 25.06.2016)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. №16. - URL.: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_98407/

5. Алексеенко Я.И. Методика духовно-нравственной работы режиссера в современном студенческом театре // Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Республика Беларусь, г. Минск. - 2013. - С. 1; 4.

6. Станиславский К. С. Собрание сочинений. В 8 кн. Кн. 6: Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания (1917-1938). М.: Искусство, 1959. - С. 205. 325 с.

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.