Исследования молодых ученых
УДК 378.091.398+351.74
Педагогические условия развития профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел в процессе курсовой подготовки
М. А. Малаев
https://orcid.org/ 0009-0008-4617-5857 Martin_malaev@mail .ru
Pedagogical conditions for the development of professional reliability of internal affairs officers in the course of training
M. A. Malaev
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Профессионализм сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудники ОВД) обеспечивается как их глубокими всесторонними профессиональными знаниями, имеющимися умениями, физическими способностями, так и сформированными нравственно-этическими качествами, развитыми личностными особенностями. Одним из таких качеств выступает профессиональная надежность, которая способствует компетентному решению служебных задач в сложных обстоятельствах правоохранительной деятельности. Для развития профессиональной надежности сотрудников ОВД целесообразно использовать возможности учреждений повышения квалификации системы МВД России при специально созданных условиях.
Цель исследования состоит в выявлении и описании педагогических условий развития профессиональной надежности сотрудников ОВД в процессе курсовой подготовки. Научный обзор исследований показал необходимость обновления применяемых методов и форм обучения, способствующих развитию профессио-
нальной надежности специалистов правоохранительной сферы. Методологию (материалы и методы) исследования составляют положения В. Д. Небылицына, исследовавшего профессиональную надежность специалиста и выделяющего ее факторы (уровень квалификации, тренированность и психофизические качества личности), которые должны учитываться при обучении сотрудников.
Результаты исследования. Предложены условия развития профессиональной надежности сотрудников ОВД в процессе повышения их квалификации: 1) использование кейс-метода на занятиях по правовой подготовке; 2) освоение способов восстановления психофизических ресурсов в рамках морально-психологической подготовки; 3) ознакомление сотрудников с современными научными разработками в области специальной подготовки. Данные условия апробированы в СевероКавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России.
Научная новизна. Определены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное осуществление процесса развития
профессиональной надежности сотрудников ОВД в процессе повышения квалификации. Практическая значимость выражается в применении предложенных решений для совершенствования стратегий обновления дополнительного профессионального образования представителей правоохранительных органов. Определены перспективы дальнейшей разработки исследуемой темы.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. Professionalism of internal affairs officer (IAO) is provided both by their profound comprehensive professional knowledge, available skills, physical abilities, and formed moral and ethical qualities, developed personal characteristics. One of such qualities is professional reliability, which contributes to the competent solution of service tasks in difficult circumstances of law enforcement activity. The development of professional reliability of internal affairs officer is advisable to use the opportunities of professional development institutions of the system of the Russian Ministry of Internal Affairs under specially created conditions.
The goal of the research is to identify and describe the pedagogical conditions for the development of professional reliability of internal affairs officer in the process of training. Scientific review of research has shown the need to update the applied methods and forms of training that contribute to the development of professional reliability of law enforcement specialists. The methodology (materials and methods) of the research consists of the provisions of V. D. Nebylitsyn, who studied the professional reliability of a specialist and singled out its factors (qualification level, training and psychophysical qualities ofpersonality), which should be taken into account when training officers.
Results. The conditions for the development of professional reliability of internal affairs officer in the process of their advanced training have been proposed: 1) the use of the case method in the classes of legal training; 2) the mastering of methods of recovery of psychophysical resources in the framework of moral and psychological training; 3) the familiarization of employees with modern scientific developments in the field of special training. These conditions have been tested in the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch)
of Krasnodar University of the Russian Interior Ministry.
Scientific novelty. Pedagogical conditions providing effective implementation of the process of development of professional reliability of internal affairs officer in the process of advanced training are defined and substantiated. Practical significance is expressed in the application of the proposed solutions to improve strategies for updating additional professional education of representatives of law enforcement agencies. The prospects for further development of the topic under research are determined.
Ключевые слова: педагогические условия, развитие профессиональной надежности, сотрудники ОВД, курсовая подготовка, повышение квалификации, система МВД России, кейс-метод, правовая подготовка, морально-психологическая подготовка, специальная подготовка.
Keywords: pedagogical conditions, development of professional reliability, internal affairs officers, course training, advanced training, system of the Russian Internal Affairs Ministry, case method, legal training, moral and psychological training, special training.
Введение
Профессиональная деятельность специалистов правоохранительных органов считается достаточно сложной, серьезной, ответственной и опасной. В Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел...» указано, что «сотрудник органов внутренних дел - это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы.», его деятельность регламентируется принципами «взаимосвязи ограничений, обязанностей, запретов, ответственности»1. К сотрудникам ОВД сегодня предъявляются серьезные требования. Они должны быть психологически устойчивыми, соблюдать культуру речи, уметь точно передавать мысли и придерживаться принятых речевых норм. Сотрудникам правоохранительных органов за-
1 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 05.12.2022) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_122329/ (дата обращения: 25.04.2023).
прещается состоять, материально поддерживать политические партии и принимать участие в деятельности этих партий. Данные специалисты не могут отказаться от выполнения своих обязанностей, а в период военного положения на них возлагаются дополнительные обязанности без их согласия. При поступлении на службу сотрудники ОВД дают присягу, в которой клянутся «уважать и защищать права и свободы человека, быть мужественным, честным и бдительным, не щадить своих сил в борьбе с преступностью, достойно исполнять свой служебный долг»2.
Важнейшая функция правоохранительной деятельности заключается в осуществлении и обеспечении правопорядка, охране особо важных государственных объектов и пресечении правонарушений. Для того чтобы решать множество таких разнообразных задач, соответствовать требованиям, отраженным в законодательных документах, быть успешным и эффективным в служебной деятельности, сотрудникам ОВД важно отличаться профессиональной надежностью. Это качество может совершенствоваться на разных этапах профессионального образования и личностного развития данных специалистов. Его становление может происходить стихийно в результате накопления позитивного и негативного профессионального опыта. Однако любая служебная ошибка сотрудника ОВД может «дорого стоить» как ему, так и гражданам, чью безопасность он обеспечивает. Соответственно уместно говорить о целенаправленном процессе развития профессиональной надежности, который может осуществляться в рамках курсовой подготовки сотрудников ОВД. Развитие профессионального самоконтроля, помощь в предотвращении или устранении профессиональных ошибок может более успешно происходить в дополнительном профессиональном образовании при определенных условиях. Поиск и реализация соответствующих педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной надежности слушателей, будет способствовать в дальнейшем выполнению представителями правоохранительных
2 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 05.12.2022) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_122329/ (дата обращения: 25.04.2023).
органов разнообразных, в том числе сложных действий в различных обстоятельствах служебной практики.
Цель исследования - выявить и описать педагогические условия развития профессиональной надежности сотрудников ОВД в процессе курсовой подготовки.
Обзор литературы
Проблема исследования надежности сотрудников ОВД рассматривалась во многих научных работах. Ученых интересовали ценностные ориентации сотрудников правоохранительных органов, вопросы диагностики профессиональной надежности и условия ее формирования у курсантов вузов системы МВД России. Так, в статье Н. А. Гончаровой изучаются психологические особенности аксиологической надежности сотрудников ОВД на различных стадиях профессиогенеза [1]. Утверждается, что ценностные ориентации определяют профессиональное поведение данных специалистов. Выявлено, что у сотрудников, совершивших правонарушения и осужденных за них, преобладали внешние (прагматические) ценности. Соответственно выделяется аксиологическая надежность, как основа морально-психологической готовности данных специалистов, которая является «субъективной концентрацией сознания сотрудников на нравственно-деловых сторонах оперативно-служебных задач» [1, с. 33].
В. В. Крючков также связывает профессиональную надежность сотрудников ОВД с их ценностными ориентациями. Автор пишет о необходимости исследования профессиональных ценностей у лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел [2]. Вопросы определения готовности молодых сотрудников полиции к профессиональной деятельности не теряют своей актуальности много лет, так как именно данные специалисты в силу недостаточной опытности могут совершать различные профессиональные ошибки, не владеть необходимыми знаниями и умениями для решения профессиональных задач.
В этой связи А. Ф. Караваев с коллегами изучали проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника [3]. Были выделены факторы, которые влияют на надежность данных специалистов: нехватка времени, необхо-
димость совмещать несколько действий, внезапность, опасность и пр. Соответственно сотрудникам ОВД важно научиться противостоять данным факторам, совладать со стрессовыми влияниями и успешно выполнять свои функции.
Е. А. Лопатин связывает профессиональную надежность сотрудников ОВД c социально-психологическим здоровьем, адаптированно-стью и самоактуализацией личности. Данные проявления позволяют «снизить психоэмоциональное напряжение, возникающее вследствие действий неблагоприятных факторов профессии» [4, с. 4]. Итак, исследования ученых показывают, что профессиональная надежность является комплексным качеством, которое включает в себя ценностные ориентации сотрудников, уровень их социально-психологического здоровья. Профессиональная надежность очень важна для данных представителей силовых структур, так как их профессиональная деятельность связана с риском, высокой эмоциональной, моральной, физической нагрузкой.
Соответственно имеет смысл исследовать условия, направления, методы развития профессиональной надежности у представителей правоохранительных органов. К примеру, Е. И. Гаркавцев выделяет три направления формирования профессиональной надежности будущих сотрудников ОВД: специально-тактическое, психологическое и педагогическое [5]. Первое предполагает овладение специальными умениями: стрельбы, использования специальных средств, применения индивидуальной защиты в экстремальных условиях. Второе направление связывается с развитием профессионально значимых качеств (волевых, мотивационных, коммуникативных) курсантов, а третье - с формированием системы знаний, навыков для выполнения профессиональной деятельности.
С. Н. Федотов также рекомендует повысить качество психологической работы с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах повышения показателей надежности [6]. В качестве одного из методов обучения, направленного на решение данной задачи, называется тренинг формирования толерантности. Рекомендуется также проводить мероприятия на сплочение и улучшение социально-психологического климата. Стоит отметить,
что ученые разрабатывают принципы и технологии психологического обеспечения профессиональной надежности сотрудников силовых структур [7], подчеркивая важность профессионального отбора кадров.
А. А. Ендржеевский, В. М. Крук, В. Г. Мельников рассматривают систему обеспечения надежности сотрудника ОВД, которую определяют «как совокупность дополнительных к существующим мероприятиям, направленную на предотвращение внутренних угроз и сдерживание внутреннего нарушителя (посвященного лица)» [8, с. 8]. Утверждается целесообразность в данной системе выявления проблем психофизического благополучия личности.
А. В. Кравченко предлагает модель лич-ностно-профессиональной надежности участковых уполномоченных полиции, в которой особый интерес вызывают критерии: критерии результативности, критерии качества, критерии профессионализма и критерии оценки потенциала [9]. Данные критерии детально описаны и позволяют получить всестороннее представление о сформированности изучаемого качества сотрудников.
Кроме того, ученые исследовали особенности повышения квалификации сотрудников ОВД. Рекомендовалось делать упор на практические занятия [10], формировать и развивать новые компетенции [11], повышать качество тактической подготовки через боевое слажива-ние [12] и пр. [13; 14]. Таким образом, проведенный научный обзор показывает, что вопросы формирования и развития профессиональной надежности активно разрабатываются отечественными учеными. Причем внимание уделяется профессиональной подготовке будущих сотрудников ОВД в этом аспекте. Однако данное качество должно совершенствоваться непрерывно, поэтому имеет смысл рассмотреть условия его развития в системе повышения квалификации МВД России.
Методология (материалы и методы). В качестве методологического основания исследования выступают положения известного отечественного ученого В. Д. Небылицына, исследовавшего профессиональную надежность специалиста [11]. Он говорил о связи надежности личности с ее профессиональной эффективностью, отмечал, что это качество тестируется в первую очередь в экстремальных усло-
виях деятельности. Ученый писал, что среди факторов надежности выделяют три основных: уровень квалификации специалиста, его тренированность и психофизические качества (функционирование сердечно-сосудистой и нервной систем, волевые проявления личности). Многие из этих качеств поддаются целенаправленному воспитанию. Соответственно в данном исследовании мы будем рассматривать условия повышения квалификации сотрудников ОВД, которые расширяют их знания, стимулируют к самовоспитанию и повышению работоспособности организма.
Результаты
Для развития профессиональной надежности сотрудников ОВД в процессе курсовой подготовки нами выделены три педагогических условия: 1) использование кейс-метода на занятиях по правовой подготовке; 2) освоение способов восстановления психофизических ресурсов в рамках морально-психологической подготовки; 3) ознакомление сотрудников с современными научными разработками в области специальной подготовки. Первое условие направлено на актуализацию правовых знаний в области осуществления правоохранительной деятельности. Второе условие способствует мобилизации психических возможностей, а третье условие - физических ресурсов. Итак, раскроем более подробно каждое из указанных педагогических условий.
Первое педагогическое условие предполагает использование кейс-метода на занятиях по правовой подготовке, этот метод позволяет сотрудникам ОВД интегрировать свои теоретические знания с практическими умениями в области применения норм современного права.
Кейс - это строящееся на реальных фактах описание проблемной ситуации, которая требует решения. Обязательное условие и отличительная его особенность - изложение жизненного правдивого случая и его контекстной информации. Преимуществом кейса является то, что он не имеет одного единственно верного ответа, который нужно найти. Соответственно, он развивает вариативность, креативность мышления. Еще одно достоинство данного метода заключается в том, что в обучении он позволяет плавно перейти из теории в практику, осмыслить обучающимися реальную ситуацию, развить интеллектуальную активность слуша-
телей и научить грамотно формулировать свои мысли, профессиональные решения.
Российское законодательство стремительно развивается, обновляются нормативные документы федерального и регионального уровней, совершенствуются законы и подзаконные акты. Соответственно, сотрудникам полиции необходимо практически ежедневно обращаться к нормативно-правовой базе с целью актуализации применяемых в своей работе юридически установленных норм и правил. Стоит отметить, что с целью обеспечения безопасности российских граждан часть законов ужесточается. Речь идет, например, о мерах наказания за государственную измену, дискредитацию российской армии, уклонения от призыва на военную службу и пр. В некоторые законопроекты вносятся поправки, которые существенно меняют права, обязанности и юридическую ответственность граждан нашей страны. Учитывая тот факт, что именно сотрудники ОВД являются носителями правовых знаний, им важно всегда владеть актуальной информацией в данном аспекте. Поэтому в курсовой подготовке целесообразно использовать кейс-метод для совершенствования правовых знаний слушателей.
Кейсы могут использоваться для совершенствования навыков составления исковых заявлений, возражений, ходатайств и других процессуальных документов [14]. Кейс включает в себя введение в проблемную ситуацию, описание особенностей правоотношения, проведение «мозгового штурма» по поиску способов решения в соответствии с нормами права, оценку последствий принятого решения, прогноз дальнейшего развития события.
Кейсы могут включать в себя вопросы, связанные также с правами, обязанностями и ответственностью самых сотрудников ОВД, закрепленных в ключевых документах, регламентирующих их деятельность. Например, уточнять, в каких статьях Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» зафиксированы требования к служебному поведению специалиста.
Уместно рассматривать ситуации из практики работы сотрудников ОВД, в которых их поведение не соответствовало данным требованиям, демонстрировало недостаточно развитую про-
ЧИППКРО
фессиональную надежность. Такие кейсы могут составляться, исходя из новостных лент официальных российских изданий, в том числе пресс службы органов внутренних дел. Таким образом, использование кейс-метода на занятиях по правовой подготовке способствует развитию когнитивной сферы, совершенствованию юридических знаний сотрудников ОВД, повышению их профессионализма, что, несомненно, обеспечивает развитие их профессиональной надежности.
Второе педагогическое условие предполагает включение в курсовое обучение заданий, способствующих освоению сотрудниками ОВД способов восстановления психофизических ресурсов. Данные вопросы уместно рассматривать в рамках морально-психологической подготовки слушателей, в которой они развивают свои моральные качества, эмоциональную сферу, волевые способности.
Профессионально надежные сотрудники характеризуются умениям преодолевать трудности, могут демонстрировать выдержку и самообладание в конфликтных и экстремальных ситуациях. Они должны уметь совладать с собственным страхом или неконструктивной агрессией, быть терпеливыми и настойчивыми, уметь быстро восстанавливаться после больших физических нагрузок и пр.
Поэтому в рамках морально-психологической подготовки необходимо использовать широкий спектр методов, упражнений, техник, приемов для сохранения и восстановления психофизических ресурсов личности.
Нами рекомендуются различные техники самовнушения, самоубеждения, самоприказов для повышения выносливости и устойчивости организма к стрессам.
В курсовой подготовке могут предлагаться уже готовые мотивационные установки для обсуждения и применения данными специалистами. Они включают простые вербальные формулы: «Соберись!», «Ты справишься!», «Отлично!».
А также могут использоваться позитивные жизнеутверждающие фразы: «Все к лучшему!», «Жизнь замечательна!», «Мир прекрасен!» и пр. Данные когнитивные установки сотрудники ОВД будут применяться как по отношению к регуляции своего собственного психофизического состояния, так и по отношению к регуляции состояния других лиц: своих коллег, социальных партнеров, граждан.
Помимо когнитивных установок, уместно слушателям осваивать и техники снятия тревоги через дыхание, созидающую визуализацию, физическую активность или, наоборот, пассивность: отдых, сон.
Учитывая многообразие индивидуальных особенностей слушателей курсовой подготовки, необходимо знакомить их с широкой вариацией указанных техник.
Освоение различных способов восстановления психофизических ресурсов должно проходить в рамках практических занятий с непременной отработкой рекомендуемых слушателям техник. Например, если речь идет о дыхательных упражнениях, необходимо их обязательно проделать несколько раз, чтобы знания перешли в навыки.
При рассмотрении способов визуализации также предлагается слушателям представить определенные места, ситуации, события, вызывающие позитивные эмоции и позволяющие снять эмоциональное напряжение. Уместно в таких техниках применять расслабляющую музыку, релаксационные видеоролики, презентации с красивыми видами природы.
Также важно обсуждать то, какие обычные житейские способы могут использовать сотрудники ОВД для укрепления своего морального и эмоционального состояния. Это могут быть общение с близкими, отдых на природе, полноценный сон, закаливающие процедуры и пр. Итак, второе педагогическое условие предполагает освоение слушателями способов восстановления психофизических ресурсов в рамках морально-психологической подготовки. Они могут использоваться с целью восстановления эмоционального баланса личности.
Третье педагогическое условие развития профессиональной надежности предполагает ознакомление сотрудников ОВД с современными научными разработками в области специальной подготовки. Специальная подготовка необходима для совершенствования у сотрудников навыков выполнения служебных задач в чрезвычайных ситуациях. Ранее уже указывалось, что именно нестандартные, чрезвычайные, кризисные условия профессиональной деятельности являются истинными обстоятельствами, определяющими профессиональную надежность специалиста.
Специальная подготовка предполагает определение действий сотрудников ОВД в чрезвычайных ситуациях не только мирного, но и военного времени. Важно научить слушателей ориентироваться на местности, составлять и реализо-вывать планы территориальной обороны, выстраивать конструктивное взаимодействие между участниками специальной операции.
В рамках специальной подготовки осваиваются приемы выполнения работ при оборудовании окопа, способы маскировки, применения средств для стрельбы.
Сюда же входят знания и умения оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим, оказанию самопомощи в результате различного рода повреждений и ранений (ножевых, огнестрельных, термических ожогов, переохлаждения и пр.).
Современные научные и технические разработки позволяют более эффективно обеспечивать защиту и нападение в условиях специальной операции, проводить разведку и осуществлять оборону. Сегодня применяются различные роботы для разминирования, бесплотные летательные аппараты для проникновения на разные территории. Учеными с полной уверенностью утверждается, что «беспилотные аппараты имеют большой технический потенциал в рамках совершенствования работы правоохранительных органов, могут использоваться для оперативно-розыскной деятельности» [15].
В рамках специальной подготовки сотрудники ОВД могут изучать способы ликвидации взрывоопасных объектов, их поиска, изучения средств защиты и условий безопасности при нахождении взрывоопасных объектов. Также рекомендуется отрабатывать навыки по освобождению заложников, пресечению деятельности банд. Современные научные разработки постепенно внедряются в деятельность сотрудников правоохранительных органов.
Все чаще используются технические средства фиксации для выявления и расследования преступлений, определения и преследования правонарушителей. Искусственный интеллект, роботизированные комплексы могут применяться для мониторинга и прогнозирования инцидентов в области защиты граждан. При этом важно учитывать факторы этичности, надежности и безопасности применения современных разработок на службе полиции.
Таким образом, ознакомление сотрудников ОВД с современными научными разработками в области специальной подготовки позволяют им более качественно выполнять сложные служебные задачи, демонстрировать свою профессиональную надежность в экстремальных ситуациях.
Обсуждение
Развитие профессиональной надежности сотрудников ОВД нами осуществляется с использованием трех педагогических условий, а именно: использование кейс-метода на занятиях по правовой подготовке; освоение способов восстановления психофизических ресурсов в рамках морально-психологической подготовки; ознакомление сотрудников с современными научными разработками в области специальной подготовки. Данные условия могут использоваться как в рамках курсовой подготовки, так и в ситуациях внутриорганизационного обучения в подразделениях полиции.
Для их реализации требуется высокая профессиональная компетентность преподавателей, владение современными научными и практическими знаниями, мотивация к профессиональному росту и коммуникации со слушателями. Указанные условия универсальны и апробированы в Северо-Кавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России.
Заключение
В современных условиях высокой агрессивности мировой общественности, возрастания внутренней напряженности в стране большое значение имеет способность силовых структур обеспечить безопасность населения. В этой связи повышается важность задачи развития профессиональной надежности сотрудников ОВД, которые смогут эффективно выполнять свои функции как в типичных, так и в сложных обстоятельствах служебной практики. В рамках курсовой подготовки имеет смысл уделять особое внимание данному процессу, для которого необходимо создать определенные условия.
Использование кейс-метода на занятиях по правовой подготовке позволит актуализировать современные юридические знания сотрудников ОВД. Освоение слушателями способов восстановления психофизических ресурсов в рамках морально-психологической подготовки позволит им укрепить свое морально-
ЧИППКРО
нравственное здоровье, отрегулировать эмоциональное состояние. Ознакомление сотрудников ОВД с современными научными разработками в области специальной подготовки обеспечивает повышение их стрессоустойчи-вости, углубление знаний в области решения служебных задач в экстремальных ситуациях: чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Таким образом, в статье выделены педагогические условия развития профессиональной надежности сотрудников ОВД, которые апробируются в системе повышения квалификации данных специалистов. Перспективы развития исследования видятся в адаптации данных условий для проведения внутриорганизацион-ного обучения сотрудников правоохранительной системы.
Библиографический список:
1. Гончарова, Н. А. Психологические особенности аксиологической надежности сотрудников органов внутренних дел на различных стадиях профессиогенеза / Н. А. Гончарова. -Текст : непосредственный // Психология и право - 2018. - Т. 8, № 3. - С. 25-33.
2. Крючков, В. В. Исследование ценностных ориентаций лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, как компонента их профессиональной надежности /
B. В. Крючков. - Текст : непосредственный // Человеческий капитал. - 2019. - № 5 (125). -
C. 48.
3. Караваев, А.Ф. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника / А. Ф. Караваев, В. М. Крук, И. Н. Носс, М. В. Виноградов. - Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. -№ 3 (62). - С. 106-113.
4. Лопатин, Е. А. Гуманистическая концепция профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел / Е. А. Лопатин. -Текст : непосредственный // Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт. - 2018. - С. 184-189.
5. Гаркавцев, Е. И. Педагогические условия формирования профессиональной надежности будущих сотрудников органов внутренних дел / Е. И. Гаркавцев. - Текст : непосредственный //
Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 1-2. - С. 68-73.
6. Федотов, С. Н. Психологическая работа с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах повышения показателей надежности / С. Н. Федотов, А. В. Кравченко. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. -№ 6. - С. 299-303.
7. Федотов, А. Ю. Принципы и основные технологии психологического обеспечения профессиональной надежности сотрудников силовых структур / А. Ю. Федотов. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2017. - № 3 (75). - С. 216-219.
8. Ендржеевский, А. А. Система обеспечения надежности сотрудника органов внутренних дел / А. А. Ендржеевский, В. М. Крук,
B. Г. Мельников. - Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 4 (59). - С. 3-10.
9. Кравченко, А. В. Моделирование лич-ностно-профессиональной надежности участковых уполномоченных полиции / А. В. Кравченко, Т. Е. Еременко. - Текст : непосредственный // Юристъ-правоведъ. - 2017. - № 2 (81). -
C.116-119.
10. Астафьев, Н. В. Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, ответственных за огневую и физическую подготовку / Н. В. Астафьев, Е. В. Коновалов. -Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. -№ 1 (17). - С. 122-127.
11. Косиковский, А. Р. Вопросы повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел России в рамках спортивных судейских семинаров по служебно-прикладным видам спорта / А. Р. Косиковский. - Текст : непосредственный // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). -С.164-168.
12. Сысоев, А. А. Особенности тактической подготовки сотрудников ОВД / А. А Сысоев,
A. А. Каримов. - Текст : непосредственный // Полицейская деятельность. - 2020. - № 1. -С. 36-44.
13. Небылицын, В. Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления /
B. Д. Небылицын. - Текст : непосредственный /
под ред. А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, Д. Ю. Панова // Инженерная психология. -Москва : МГУ, 1964. - С. 362-368.
14. Алямкин, С. Н. Применение кейс-метода в преподавании правовых дисциплин / С. Н. Алямкин. - Текст : электронный // Мир науки и образования. - 2017. - № 1 (9). - URL: https:// cyberleninka.ru/ artide/n/primenenie -keys-metoda-v-prepodavanii-pravovyh-distsiplin (дата обращения: 25.04.2023).
15. Косовский, В. Б. Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в органах внутренних дел Российской Федерации / В. Б Косовский, С. Н. Мартынюк. -Текст : непосредственный // Общество: политика, экономика, право. - 2020. - № 3 (80). -С. 25-29.
References:
1. Goncharova, N. A. Psychological features of axiological reliability of internal affairs officer at different stages of professogenesis [Psihologiches-kie osobennosti aksiologicheskoj nadezhnosti sotrudnikov organov vnutrennih del na razlichnyh stadiyah professiogeneza], Psychology and law, 2018, Vol. 8, No. 3, pp. 25-33.
2. Kryuchkov, V. V. The study of value orientations of persons who are first hired into the service of internal affairs officer, as a component of their professional reliability [Issledovanie cennostnyh orientacij lic, vpervye prinimaemyh na sluzhbu v organy vnutrennih del, kak komponenta ih pro-fessional'noj nadezhnosti], Human capital, 2019, No. 5 (125), 48 p.
3. Karavaev, A. F., Kruk, V. M., Noss, I. N., Vinogradov, M. V. Problems of personalprofessional diagnostics in professional selection of candidates for service in internal affairs officer and evaluation of employee reliability [Problemy lichnostno-professional'noj diagnostiki v profotbore kandidatov na sluzhbu v organy vnu-trennih del i ocenki nadezhnosti sotrudnika], Psy-chopedagogy in Law Enforcement Agencies, 2015, No. 3 (62), pp. 106-113.
4. Lopatin, E. A. Humanistic concept of professional reliability of internal affairs officer [Gumanisticheskaya koncepciya professional'noj nadezhnosti sotrudnikov organov vnutrennih del], Modernization of education: scientific achievements, national and foreign experience, 2018, pp.184-189.
5. Garkavtsev, E. I. Pedagogical conditions of formation of professional reliability of future internal affairs officer [Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj nadezhnosti bu-dushchih sotrudnikov organov vnutrennih del], Actual problems of humanities and natural sciences, 2015, No, 1-2, pp. 68-73.
6. Fedotov, S. N., Kravchenko, A. V. Psychological work with cadets of educational organizations of the Russian Interior Ministry in the interests of improving reliability indicators [Psiholog-icheskaya rabota s kursantami obrazovatel'nyh or-ganizacij MVD Rossii v interesah povysheniya pokazatelej nadezhnosti], Bulletin of the Moscow University of the Russian Interior Ministry, 2017, No. 6, pp. 299-303.
7. Fedotov, A. Yu. Principles and basic technologies of psychological support of professional reliability of internal affairs officer [Principy i os-novnye tekhnologii psihologicheskogo obespeche-niya professional'noj nadyozhnosti sotrudnikov silovyh struktur], Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, No. 3 (75), pp. 216-219.
8. Jendrzejewski, A. A., Kruk, V. M., Melnikov, V. G. System of reliability of internal affairs officer [Sistema obespecheniya nadezhnosti sotrudnika or-ganov vnutrennih del], Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2014, No. 4 (59), pp. 3-10.
9. Kravchenko, A. V., Eremenko, T. E. Modeling of personal and professional reliability of police commissioners [Modelirovanie lichnostno-professional'noj nadezhnosti uchastkovyh upolnomochennyh policii], Jurist-legal scholar, 2017, No. 2 (81), pp. 116-119.
10. Astafiev, N. V., Konovalov, E. V. Professional development of internal affairs officers responsible for fire and physical training [Pov-yshenie kvalifikacii sotrudnikov organov vnutren-nih del, otvetstvennyh za ognevuyu i fizicheskuyu podgotovku], Professional Education in Russia and abroad, 2015, No. 1 (17), pp. 122-127.
11. Kosikovsky, A. R. Issues of advanced training of internal affairs officer of Russia in the framework of sports refereeing seminars on service-applied sports [Voprosy povysheniya kvalif-ikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennih del Rossii v ramkah sportivnyh sudejskih seminarov po sluzhebno-prikladnym vidam sporta], Scientific Notes of Lesgaft University, 2020, No. 2 (180), pp.164-168.
12. Sysoev, A. A., Karimov, A. A. Peculiarities of the tactical training of internal affairs officer [Osobennosti takticheskoj podgotovki sotrudnikov OVD], Police activity, 2020, No. 1, pp. 36-44.
13. Nebylitsyn, V. D. Robustness of operator's work in a complex control system [Nadezhnost' raboty operatora v slozhnoj sisteme upravleniya], ed. by A. N. Leontiev, V. P. Zinchenko, and D. Y. Panov. Engineering Psychology. Moscow: Moscow State University, 1964, pp. 362-368.
14. Alyamkin, S. N. Application of the case-method in teaching legal disciplines [Primenenie
kejs-metoda v prepodavanii pravovyh disciplin], Mir nauki i obrazovaniyu, 2017, No. 1 (9). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7primenenie-keys-metoda-v-prepodavanii-pravovyh-distsiplin (accessed date: 04/25/2023).
15. Kosovsky, V. B., Martynyuk, S. N. Actual issues ofpractical application of drone technology in internal affairs officer of the Russian Federation [Aktual'nye voprosy prakticheskogo primeneniya bespilotnoj tekhniki v organah vnutrennih del Ros-sijskoj Federacii], Society: Politics, Economics, Law. 2020, No. 3 (80), pp. 25-29.
Образец для цитирования статьи:
Малаев, М. А. Педагогические условия развития профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел в процессе курсовой подготовки / М. А. Малаев. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2023. - № 2 (55). -С.111-120.
Example for article citation:
Malaev, M. A. Pedagogical conditions for the development of professional reliability of internal affairs officers in the course of training [Pedagogicheskie usloviya razvitiya professionafnoj nadyozhnosti sotrudnikov organov vnutrennih del v processe kursovoj podgotovki], Scientific support of a system of advanced training, 2023, No. 2 (55), pp. 111-120.