было проведено анкетирование на форуме в специально созданной для этого группе в социальной сети, позволяющее оценить интерес студентов к подобной форме организации их самостоятельной работы. Результаты проведенного анкетирования показали, что из 57 студентов, участвовавших в выполнении веб-кве-ста, 78% были удовлетворены проделанной работой и высказали свое одобрение в пользу проведения веб-квестов; 17% студентов положительно оценили веб-кве-сты как новый для них способ самостоятельной работы, но были не вполне довольны своими результатами, 5% студентов не справились с поставленными задачами и показали негативное отношение к подобным заданиям. Кроме того, были также проанализированы пожелания студентов, отображенные в анкете. В основном они касались первого и второго этапа веб-квеста, и нами был сделан вывод о необходимости более тщательной предварительной подготовки к проведению веб-квеста, более подробного разъяснения структуры веб-квестов.
В заключение следует отметить, что анализ применения веб-квестов успешно осуществлён, при этом результаты экспериментального исследования веб-квеста можно считать продуктивными. Проведенный анализ экспериментального исследования позволяет сформулировать ряд рекомендаций по при-
Библиографический список
менению веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе: для наиболее оптимального использования веб-квестов они должны стать неотъемлемой частью всего курса обучения; веб-квесты должны проводиться на регулярной основе и быть включены в рабочие программы; все задания должны быть тщательно продуманы и логически выстроены в соответствии с поставленными задачами; во время прохождения веб-квеста необходимо организовать общение студентов в режиме онлайн как с преподавателем, так и друг с другом; веб-квест должен иметь определенные временные рамки, и его результаты должны быть представлены определенным образом в виде презентации, доклада, отчета или эссе. Таким образом, использование веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях цифро-визации современного образования можно считать целесообразным. Выбранные актуальные темы в сочетании с современными веб-сайтами и доступом к большому количеству материалов в Интернете позволяют повысить как продуктивность самостоятельной работы обучающихся, так и уровень их мотивации к изучению иностранного языка.
1. Calvert S.L., Rideout V.J., Woolard J.L., Barr R.F. & Strouse G.A. Age, ethnicity, and socioeconomic patterns in early computer use. American Behavioral Scientist. 2005; № 48 (5): 590 - 607.
2. Восковская А.С. Особенности обучения студентов нового поколения в условиях цифрового общества. Самоуправление. 2019; № 2: 288 - 290.
3. Meyer B., Haywood N., Sachdev D., Faraday S. Independent Learning: Literature Review. London: Department for Children, Schools and Families Research Report 051, 2008.
4. Marzano R.J. A different kind of class: Teaching with dimensions of learning. Alexandria VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 1992.
5. Восковская А.С., Карпова Т. А., Мельничук М.В. Педагогические условия формирования коммуникативно-профессиональной компетентности студентов неязыкового вуза в условиях цифрового общества: монография. Москва: «КНОРУС», 2019.
6. Dodge B. Some thoughts about WebQuests. San Diego: University of San Diego. Available at: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html
7. Gaskill M., McNulty A., Brooks D. Learning from WebQuests. Journal of Science Education and Technology. 2006; № 15 (2): 133 - 136.
8. Dudeney G. The Internet and the Language Classroom. Cambridge University Press, 2007.
9. Восковская А.С., Карпова Т.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Самоуправление. 2019; Т. 2, № 3 (116): 83 - 86.
10. Koenraad A.L.M. TalenQuest: WebQuests for Modern Languages. CALL Professionals and the Future of CALL Research. Antwerp: University of Antwerp, 2002: 159 - 168.
11. March T. The learning power of WebQuests. Educational Leadership. 2003; № 61 (4): 42 - 47.
12. Merrill M.D. First Principles of Instruction. Educational Technology Research and Development. 2002; № 50 (3): 43 - 59.
References
1. Calvert S.L., Rideout V.J., Woolard J.L., Barr R.F. & Strouse G.A. Age, ethnicity, and socioeconomic patterns in early computer use. American Behavioral Scientist. 2005; № 48 (5): 590 - 607.
2. Voskovskaya A.S. Osobennosti obucheniya studentov novogo pokoleniya v usloviyah cifrovogo obschestva. Samoupravlenie. 2019; № 2: 288 - 290.
3. Meyer B., Haywood N., Sachdev D., Faraday S. Independent Learning: Literature Review. London: Department for Children, Schools and Families Research Report 051, 2008.
4. Marzano R.J. A different kind of class: Teaching with dimensions of learning. Alexandria VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 1992.
5. Voskovskaya A.S., Karpova T.A., Mel'nichuk M.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kommunikativno-professional'noj kompetentnosti studentov neyazykovogo vuza v usloviyah cifrovogo obschestva: monografiya. Moskva: «KNORUS», 2019.
6. Dodge B. Some thoughts about WebQuests. San Diego: University of San Diego. Available at: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html
7. Gaskill M., McNulty A., Brooks D. Learning from WebQuests. Journal of Science Education and Technology. 2006; № 15 (2): 133 - 136.
8. Dudeney G. The Internet and the Language Classroom. Cambridge University Press, 2007.
9. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v processe izucheniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Samoupravlenie. 2019; T. 2, № 3 (116): 83 - 86.
10. Koenraad A.L.M. TalenQuest: WebQuests for Modern Languages. CALL Professionals and the Future of CALL Research. Antwerp: University of Antwerp, 2002: 159 - 168.
11. March T. The learning power of WebQuests. Educational Leadership. 2003; № 61 (4): 42 - 47.
12. Merrill M.D. First Principles of Instruction. Educational Technology Research and Development. 2002; № 50 (3): 43 - 59.
Статья поступила в редакцию 21.10.19
УДК 373 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10004
Zakharova V.S., postgraduate, Department of Preschool and Elementary General Education, UlGPU n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES IN CONDITIONS OF ORGANIZATION OF MOTOR ACTIVITY OF CHILDREN. The work presents an analysis of Russian and foreign studies on the relationship of the physical and cognitive development of preschool children. The conditions for the development of cognitive processes in the organization of physical activity in a preschool organization are highlighted. The possibilities of physical education in the development of thinking, memory, attention of the child are determined. Attention is drawn to the applicable forms and means of physical education, to the methodological aspects of their use. Particular attention is paid to game forms of work, the use of motor-game tasks. The research also studies how to create a stimulating subject environment for the kindergarten group, the organization of the "space of mobility" of the child.
Key words: cognitive development, memory, preschooler, physical activity, exercises, conditions, motor games.
В.С. Захарова, аспирант, ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В статье представлен анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме взаимосвязи физического и познавательного развития детей дошкольного возраста. Выделяются условия развития познавательных процессов при организации физической деятельности в дошкольной организации. Определяются возможности физического воспитания в развитии мышления, памяти, внимания ребенка. Обращается внимание на применяемые формы и средства физического воспитания, методические аспекты их использования. Особое внимание уделяется игровым формам работы, применением дви-гательно-игровых заданий. Обращено внимание на создание стимулирующей предметной среды для группы детского сада, организацию «пространства подвижности» ребенка.
Ключевые слова: познавательное развитие, память, дошкольник, физическая активность, упражнения, условия, двигательные игры.
Период дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием психической и двигательной сферы, познавательных процессов, что определяет успешность социализации и предопределяет его готовность к школьному обучению. Первокласснику необходимо воспринимать, осмысливать учебный материал, который может быть и не всегда интересен; действовать в соответствии с инструкцией, организовывать познавательную деятельность. Однако очень часто первоклассники не умеют ставить перед собой учебную задачу, удерживать ее, бывают невнимательными. Причины этого кроются в неподготовленности детей к школьному обучению, связанной с недостаточным развитием навыков учебной деятельности в период дошкольного обучения, часто с непониманием родителями задач и содержания такой готовности, что приводит к излишней интеллектуализации, увеличению объема запоминаемого материала и т.д. Память и внимание - это те познавательные процессы, развитие которых во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе. В связи с этим понятен интерес исследователей к изучению особенности развития памяти и внимания в дошкольном возрасте, определению условий, влияющих на их формирование. Среди них ученые выделяют физическую активность ребенка [1 - 3]. В исследованиях доказано влияние физической активности детей на развитие у них познавательных процессов, выявлена связь между двигательной активностью и уровнем развития внимания, мышления. Однако какая именно активность обеспечивает больший прогресс в развитии, выяснено не до конца; на практике воспитатели применяют традиционные подходы к организации занятий, образовательного процесса детей, чередуя физическую и умственную деятельность ребенка.
В многолетних психофизиологических теориях изучения психических процессов определена природа и условия их развития. В теории деятельности А.Н. Леонтьева все психические процессы определяются в качестве интери-оризированной внешней деятельности ребенка под руководством взрослого. Согласно концепции Л.С. Выготского, разум имеет социальную природу, развитие когнитивной сферы ребенка идет от социума к индивиду. Теория поэтапного формирования умственных действий П.А. Гальперина выдвигает обучение в качестве единственного источника когнитивных процессов. Оно позволяет сформировать ориентировочную основу действия в каждой из областей знания. Физиологические теории памяти базируются на учении И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. Физиологической основой памяти является образование, укрепление и угасание временных нервных связей.
Л.С. Выготский отмечал, что память у ребенка раннего возраста необыкновенно «остра». В этом возрасте наблюдается большая взаимосвязь между памятью и мышлением, именно память во многом определяет мышление ребенка [4]. Развитие памяти и внимания в дошкольном возрасте определяется уровнем развития произвольности, качественными изменениями в функциональном состоянии коры головного мозга. Главными условиями развития произвольности внимания является формирование интереса, планирующей функции речи.
Многие зарубежные исследования посвящены изучению влияния физической активности на деятельность мозга, определению роли нейротрофического фактора в процессе нейропластичности мозга, влияющего на запоминание и обучение [5]. Во время выполнения физических движений увеличивается кровообращение во всем организме, в том числе и в мозге. Исследования, проведенные учеными техасского университета, показали, что существует положительная корреляция между повышением мозгового кровообращения и улучшением памяти [6].
Обучение и воспитание (образование) учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, создавая условия для развития познавательных процессов и самого познания. Данные положения лежат в основе психолого-педагогических основ организации образовательного процесса в дошкольных организациях. Познавательное и физическое развитие выделены в качестве приоритетных направлений развития детей в Федеральном государственном стандарте и характеризуются показателями здоровья и уровнем готовности детей к школе. Физическое воспитание и развитие ребенка в дошкольной организации осуществляется как в процессе целенаправленной деятельности воспитателя при организации занятий по физической культуре, досуговой деятельности, спортивных праздников, мероприятий на прогулках при проведении подвижных игр, так и в свободной деятельности детей. Несмотря на то, что существуют исследования, выявляющие взаимосвязь между умственным и физическим развитием детей, исследователи отмечают, что они в рамках детского сада представляют собой «мало взаимосвязанные явления».
Развитие познавательных процессов происходит в процессе познания способов выполнения движений, возможностей своего тела, сенсорного развития при использовании спортивного оборудования. Занятия физическими упражнениями, подвижные игры в дошкольном возрасте развивают умения действовать по инструкции, сосредоточиваться, проявлять волевые усилия. С возрастом физическая активность ребенка увеличивается, и усложняются условия ее реализации: ребенок учится определять цель физической деятельности, выбирать вид действия для ее достижения, контролировать и корректировать свою деятельность.
Влияют на развитие памяти, мышления, внимания и разные виды физических упражнений. В исследовании Т.А. Щербаковой [7] выявлено положительное
влияние физических упражнений на развитие внимания, когда от ребенка при овладении сложно координированными упражнениями требуется концентрации внимания при их выполнении, мышления, поскольку необходимо определить причину неправильности выполнения и т.д.
В исследовании И.К. Спириной (2000) установлена взаимосвязь между уровнем развития познавательных процессов и показателями физической подготовленности. Исследования, проведенные ГА. Каданцевой, доказали, что на познавательную активность детей 6 лет влияют скоростные, координационные и скоростные-силовые способности детей. По данным В.А. Пегова (2000) наиболее психологически подготовленными к школе являются дети, которые развиты в двигательном плане.
Двигательные действия опосредованно и непосредственно влияют на развитие познавательных процессов. Непосредственное влияние характеризуется развитием психических процессов, умственных действий (равнение, анализ, обобщение) при выполнении физических упражнений. Опосредованное влияние на развитие познавательных процессов характеризуется общим укреплением организма, физическим развитием, повышением функциональных возможностей центральной нервной системы, что влияет на умственную работоспособность и повышение качества познавательных психических процессов. При этом можно выделить физиологические и психологические основы взаимовлияния физической активности на познавательное развитие.
Физиологические основы:
- быстрое влияние на умственную активность (физкультминутки). Во время них увеличивается поток проприоцептивных импульсов от работающих мышц в мозг, что приводит к его активизации и обеспечению состояния оптимальной работоспособности;
- отсроченное влияние физической тренировки на умственную деятельность. Это объясняется лучшей скоординированностью деятельности физиологических функций организма. Двигательная деятельность (особенно циклические упражнения на выносливость) улучшает деятельность всех систем и органов, повышает работоспособность;
- восстановительное влияние, связанное с тем, что при умственном утомлении работоспособность лучше восстанавливается после физических упражнений, поскольку возбуждение в одних нервных центрах коры больших полушарий индукционно способствует торможению в зоне, утомлённой от предшествующей умственной работы.
Психологические основы характеризуются тем, что упражнения для развития познавательных процессов способствуют перестроению моторики, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в изменяющихся условиях.
Таким образом, можно отметить, что познавательное развитие, имея психофизиологическую основу, протекает под влиянием различных социокультурных и педагогических детерминант.
Анализ современных исследований в области взаимовлияния физической и умственной активности, развития познавательных процессов позволил определить организационно-педагогические условия, направленные на активизацию развития познавательных процессов в условиях организации двигательной деятельности детей. К ним нами отнесены следующие:
• увеличение объема двигательной активности на всех занятиях, проводимых в детском саду в течение всего дня. Т.А. Швалева доказала, что эффективность физического воспитания в подготовительных группах дошкольных организаций достигается за счет дополнительных 20-минутных трехразовых занятий с комплексным использованием подвижных, сюжетно-ролевых игр и игровых упражнений, дифференцированных по основанию преимущественного развития физических способностей и мышления [8];
• повышение адаптационных возможностей организма, его укрепления за счет закаливания, проведения занятий на открытом воздухе; введения пеших и велосипедных прогулок (в соответствии с возрастом детей, их выносливости) в условиях общественного и семейного воспитания;
• сочетание практических, словесных и наглядных методов обучения для активизации мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям. Особое внимание целесообразно обратить на анализ ребенком выполнения движений, достижения поставленной цели;
• использование подвижно-игровых занятий. Принятая роль в игре либо игровые правила обеспечивают запоминание последовательности выполнения действий. В исследованиях отечественных психологов и педагогов особое внимание уделяется изучению влияния разных форм детской деятельности на физическое и умственное развитие детей. Исследователи учитывают ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и разрабатывают разные возможности игровой деятельности ребенка;
• активное использование вариативности подвижных игр. Подвижные игры несут в себе огромный потенциал развития мыслительной деятельности и закрепления способов выполнения движений. В подвижных играх предусмотрены изменения условий выполнения тех или иных действий, что требует от ребенка определенных мыслительных процессов, проявление самостоятельности в выборе способа выполнения действий, активности, нестандартности принятия решений [9];
• включение старших дошкольников в специально создаваемые ситуации, предполагающие решение двигательных задач на основе систематизации имеющихся знаний, анализа предлагаемых условий, группировки и др. обеспечит активизацию развития познавательных процессов и двигательной активности детей. В качестве педагогического средства возможно применение двига-тельно-игровых заданий, которые можно использовать и в режимных моментах, и в самостоятельной деятельности детей. Двигательно-игровые задания - это определенная проблемная ситуация, создаваемая педагогом в контексте режимных моментов и свободной деятельности. Содержание проблемы определяется характером деятельности детей и выполняемыми движениями.
• чередование физических и умственных заданий для детей с учетом принципа «однополюсной траты энергии», сформулированного К.Н. Корниловым. Согласно данному принципу, трата энергии в центральном пункте нервной системы и рабочем органе находится в обратном отношении. В связи с этим дви-гательно-игровые задачи формулируются в цепочке: последовательное выполнение умственных и физических действий - одновременное при условии невысокой двигательной и умственной нагрузки;
• создание стимулирующей предметно-развивающей среды группы и детского сада. Важно, чтобы у ребенка было «пространство подвижности». Безусловно, размеры групповых комнат позволяют применять игры малой физической
Библиографический список
активности в помещении, но даже такие ограничения не являются препятствием для использования двигательно-дидактических игр, к примеру, на координацию действий. При этом важно контролировать безопасность поведения детей. Участок детского сада позволяет проводить утренние пробежки по периметру, организовывать «туристские слеты», зарницы. Данные формы оздоровительно-патриотической работы вызывают детский интерес, стимулируют к выполнению двигательных заданий, развивая скоростные, силовые способности, обеспечивая точность выполнения, что, с одной стороны, определяется уровнем развития познавательных процессов и, с другой, влияет на их развитие;
• повышение компетентности педагогов в области познавательного и физического развития детей.
Таким образом, проведенный анализ современных исследований в области познавательного развития детей, организации физического воспитания в дошкольном учреждении, изучение проблем готовности ребенка к школьному обучению позволяет констатировать необходимость дальнейшего совершенствования методик и технологий, направленных на развитие познавательной сферы личности. Необходимо осознавать и родителям, и педагогам тесную взаимосвязь между физическим и познавательным развитием ребенка, учитывая непосредственное и опосредованное влияние физических упражнений на развитие психических процессов.
1. Datar A., Sturm R., Magnabosco J.L. Childhood overweight and academic performance: national study of kindergartners and first-graders. Obesity research. 2004; vol. 12, № 1: 58 - 68.
2. Бондаренко Е.В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников. Автореферат ... кандидата психологических наук, Ставрополь. 2002.
3. Дворкина Н.И., Трофимова О.С. Развитие физических способностей и мышления детей 6 - 7 лет в условиях игровой деятельности. Физическая культура, спорт -наука и практика. 2011; № 1: 31 - 33.
4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Санкт-Петербург: Союз, 1997.
5. Davis C.L, Tomporowski P.D, McDowell J.E. et al. Exercise improves executive function and achievement and alters brain activation in overweight children: a randomized, controlled trial. Heath Psychology. 2011; № 30 (1): 91 - 98. Available at: https://doi.org/10.1037/a0021766
6. Chapman S.B., Aslan S., Spence J.S., DeFina L.F., Keebler M.W., Didehbani N. & Lu H. Shorter term aerobic exercise improves brain, cognition, and cardiovascular fitness in aging. Frontiers in Aging Neuroscience. 2013; № 5. Available at: https://doi.org/10.3389/fnagi.2013.00075
7. Щербакова Т. А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Набережные челны, 2011.
8. Швалева Т.А. Комплексное использование игры в физическом воспитании старших дошкольников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2006.
9. Захарова В.С. Влияние физической активности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; Т. 1, № 3:136 - 143.
References
1. Datar A., Sturm R., Magnabosco J.L. Childhood overweight and academic performance: national study of kindergartners and first-graders. Obesity research. 2004; vol. 12, № 1: 58 - 68.
2. Bondarenko E.V. Vliyanie dvigatel'noj aktivnosti na razvitie psihomotornyh i poznavatel'nyh sposobnostej shkol'nikov. Avtoreferat ... kandidata psihologicheskih nauk, Stavropol'. 2002.
3. Dvorkina N.I., Trofimova O.S. Razvitie fizicheskih sposobnostej i myshleniya detej 6 - 7 let v usloviyah igrovoj deyatel'nosti. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. 2011; № 1: 31 - 33.
4. Vygotskij L.S. Lekcii po psihologii. Sankt-Peterburg: Soyuz, 1997.
5. Davis C.L, Tomporowski P.D, McDowell J.E. et al. Exercise improves executive function and achievement and alters brain activation in overweight children: a randomized, controlled trial. Heath Psychology. 2011; № 30 (1): 91 - 98. Available at: https://doi.org/10.1037/a0021766 <https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/a0021766
6. Chapman S.B., Aslan S., Spence J.S., DeFina L.F., Keebler M.W., Didehbani N. & Lu H. Shorter term aerobic exercise improves brain, cognition, and cardiovascular fitness in aging. Frontiers in Aging Neuroscience. 2013; № 5. Available at: https://doi.org/10.3389/fnagi.2013.00075
7. Scherbakova T.A. Celevoe, soderzhatel'noe i tehnologicheskoe obespechenie intellektual'nogo razvitiya detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe fizicheskogo vospitaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Naberezhnye chelny, 2011.
8. Shvaleva T.A. Kompleksnoe ispol'zovanie igry v fizicheskom vospitanii starshih doshkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2006.
9. Zaharova V.S. Vliyanie fizicheskoj aktivnosti na poznavatel'noe razvitie detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kultury i sporta. 2017; T. 1, № 3:136 - 143.
Статья поступила в редакцию 24.10.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10005
Kopovoi A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Secondary School № 39, (Ashitkovo Village, Moscow District, Russia), E-mail: [email protected]
Smirnov V.M., Cand. of Sciences (Psychology), Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolator, Russia),
E-mail: [email protected]
IMPACT OF DEVELOPMENT'S RESEARCH OF INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE ON THE PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PRACTICE. The article analyzes the structure and contents of modern education, focused on the subjects of educational relations in secondary education. The examples of some resources in varying degrees of demand among the pedagogical and the parents' communities are given. The authors propose specific measures to use the educational potential of the modern information space. The authors conclude that comprehensive work is needed to develop individual media consumption strategies, which include diagnostic tools, a set of psychological and educational activities (trainings, seminars, colloquiums), recommendations to practitioners of educational institutions, as well as a set of measures to create conditions for effective development of safe media consumption strategies.
Key words: educational potential of information space, information space, media-safe behavior, educational resource.
A.С. Коповой, канд. пед. наук, доц., зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 39», с. Ашитково, Воскресенский р-н, Московская обл.,
E-mail: [email protected]
B.М. Смирнов, канд. психол. наук, доц., Гжельский государственный университет, г. Гжельск, E-mail: [email protected]