ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В.С. Захарова, аспирант
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10416
Аннотация. В статье рассматриваются разные варианты интеграции в образовательном процессе дошкольной организации. Особое внимание обращается на интеграцию умственного и физического развития детей. Приводятся разные подходы к оптимизации физической и мыслительной активности детей дошкольного возраста. Определяется роль игровой деятельности, как интегративного средства оптимизации умственного и физического развития детей.
Ключевые слова: физическая деятельность, умственная деятельность, интеграция, дети дошкольного возраста, игра.
Проблема интеграции в образовании, построение педагогического процесса на интегративной основе не новая в отечественном образовании. В современных исследованиях интеграция определяется в качестве важнейшей методологической категории. Определяет целостность образовательного процесса, образовательных систем и всей системы образования. Как любая методологическая категория интеграция представляет собой способ познания, анализа и преобразования действительности [7]. Интеграция в образовании является определяющей при конструировании содержания образования, целепола-гании.
В научной литературе интегративный подход рассматривается как «условие всестороннего развития личности ребенка» [4], как методологическое основание формирования целостной картины мира у развивающей личности. Основная задача современного образования связана с всесторонним развитием личности, со становлением личностной системы ценностей, среди которых и потребности, социальные мотивы, ценности здорового образа жизни, творческое мышление, и др. Что и определяет необходимость интеграции в образовательном процессе дошкольной организации [3].
Интеграция в соответствии с энциклопедической литературой рассматривается как сторона процесса развития, связанная с
объединением в целое разнородных частей (философская энциклопедия); как состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое. Из характеристики данного понятия можно выделить следующие положения, характеризующие сущность интеграции и положения, значимые для дошкольного образования:
- объединение разных составляющих, компонентов образовательного процесса: что предполагает применение разнообразных технологий, имеющих гуманистическую основу; взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, отбор содержания на основе объединения направлений образовательной деятельности и развития детей;
- интегративный результат педагогического процесса, выраженный, в том числе, в комплексных личностных характеристиках;
- объединение воспитательного потенциала разных образовательных, культурно-просветительных, оздоровительных учреждений;
- применение проблемных методов обучения и воспитания детей;
- организация взаимодействия на основе принципа диалогичности.
Организация образовательного процесса в дошкольных учреждениях строится в соответствии с обязательными требованиями, которые выделены во ФГОС ДО.
Это требования к структуре программы и ее объему; к условиям реализации программы; к результатам освоения программы. Результаты освоения программы выделены в виде целевых ориентиров, представляющие собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, к примеру, ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, любознателен, активен и т.д. Эти характеристики по своей сути являются ин-тегративными показателями развития ребенка, показывающие развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и преобразующей сферы личности.
В данной статье мы остановимся на интеграции физического и умственного развития детей. Выбор двух направлений развития не случаен. Внимание к физической активности ребенка в последнее время становится все более очевидным и необходимым. И родители, и учителя отмечают, что современный ребенок стал менее подвижным, дети стали меньше играть, отдавая предпочтения пассивным занятиям: просмотру телевизоров, компьютерным играм, что, безусловно, сказывается на их здоровье [2]. По данным Научного центра здоровья детей РАМН только 17,3% абсолютно здоровых дошкольников идут в школу, а 70% детей имеют функциональные и морфофункциональные нарушения.
В основе интеграции двигательной и познавательной деятельности лежит формирование системных связей между отдельными компонентами деятельности: умственными, сенсорными, моторными, обеспечивая суммирование и усиление их эффекта. Исследователи изучали наличие тесной связи между уровнем физической подготовленности и развитием познавательных процессов у дошкольников (А.С. Дворкин, Ю.К. Чернышенко), между формирования физических способностей и мышления детей [6], между физической активностью и произвольным вниманием (Г.П. Позднякова), между двигательной активностью и познавательными способностями [1] и др.
Анализ современных отечественных исследований в области интеграции двигательной и умственной деятельности детей дошкольного возраста показывает, что ученые предлагают разные варианты активизации физической деятельности детей в условиях дошкольной организации, в связи с ухудшающим состоянием здоровья детей: увеличилось количество детей, страдающих болезнью костно-мышечной, мочеполовой, нервной, эндокринной и др. систем.
Необходимость усиленного научно-методического влияния на организацию физической деятельности детей обусловлена и недостаточным уровнем готовности детей к школьному обучению: неумение концентрироваться на задании, плохом запоминании.
В связи с этим, исследователи предлагают разные варианты и виды оптимизации физической и мыслительной активности детей дошкольного возраста:
- увеличение объема двигательной активности не только на занятиях физическими упражнениями, но и на занятиях по другим разделам программы (Прав-дов М.А.),
- разрабатываются интегративные технологии (Головкина А.А.), методики с учетом половых особенностей детей (Ста-родубцова И.В.)
- предлагаются разные виды интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в образовательном процессе в ДОО на основе учета закономерностей формирования двигательных программ и становления «схемы тела» (Прав-дов М.А.),
- включение мыслительных задач на занятиях по физической культуре (А.В. Кенеман, Н.В. Потавцева).
Особое внимание ученые уделяют изучению влияния разных форм детской деятельности на физическое и умственное развитие детей. Исследователи, учитывают ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и разрабатывают разные возможности игровой деятельности ребенка, прежде всего подвижной. Безусловно, подвижные игры несут в себе огромный развивающий потенциал развития мысли-
тельной деятельности и закрепления спо- ния, которые можно использовать и в ре-собов выполнения движений. В подвиж- жимных моментах и в самостоятельной ных играх предусмотрены изменение ус- деятельности детей. Это определенная ловий выполнения тех или иных действий, проблемная ситуация, создаваемая педаго-что требует от ребенка определенных гом в контексте режимных моментов и мыслительных действий, проявление са- свободной деятельности. Содержание про-мостоятельности в выборе способа выпол- блемы определяется характером деятель-нения действий, активности, нестандарт- ности детей и выполняемыми движения-ности принятия решений [5]. ми.
Подвижные игры - обязательный ком- Таким образом, интегративный подход
понент физкультурных занятий, прогулки при организации образовательного пров детском саду. Вместе с тем необходимо цесса в дошкольной организации позволя-увеличить двигательно-мыслительную ак- ет комплексно решать задачи физического тивность детей, учитывая возрастные и и умственного развития детей, обеспечи-индивидуальные возможности. В качестве вая всестороннее развитие формирующей-педагогического интегративного средства ся личности. предлагаются двигательно-игровые зада-
Библиографический список
1. Бондаренко Е.В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников: автореф дисс... к.псих.н., Ставрополь, 2002.
2. Zakharova L.M. Zakharova V.S. Influence of Motor Activity on the Development of Voluntary Attention in Children Aged 6-7 Years in Rural and Urban Microsocium // International Education Studies; Vol. 11, No. 4; 2018.
3. Курвина А.В. Дидактические условия реализации интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников: автореф дисс.к.п.н., Петрозаводск, 2007.
4. Махмутов М.И., Артемьева Л.А. Вопросы интегративного потенциала дидактики/ Проблемы интегративного процесса обучения в СПТУ // Под ред. Махмутова М.И. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 4-44.
5. Пасмурова Л.Э. Активизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с элементами спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Электронный журнал. 2008. №9 (4). С. 1-6.
6. Трофимова О.С. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе группы средствами игровой деятельности: автореф дисс. к.п.н. - Краснодар, 2010.
7. https://murzim.ru/nauka/pedagogika/29007-integraciya-v-obrazovanii-kak-odno-iz-napravleniy-razvitiya-socialno-pedagogicheskoy-sistemy-regiona.html
INTEGRATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL ORGANIZATION AS A CONDITION OF EFFECTIVE DEVELOPMENT
OF CHILDREN
V.S. Zakharova, postgraduate
Ilya Ulyanov state pedagogical university
(Russia, Ulyanovsk)
Abstract. The article discusses various options for integration in the educational process of pre-school organization. Special attention is paid to the integration of the mental and physical development of children. Different approaches to optimizing the physical and mental activity of preschool children are given. The role of play activity is determined as an integrative means of optimizing the mental and physical development of children.
Keywords: physical activity, mental activity, integration, children of preschool age, play.