УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10003
Voskovskaya A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Karpova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
USE OF WEB QUESTS FOR ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The article considers the problem of organizing students' independent work in the context of digitalization of education. The article is dedicated to a comprehensive analysis of the use of web quests in the process of teaching foreign languages. The study is based on research of foreign authors and deals with the structure of web quests, providing a detailed description of the main stages of the process. On the base of the considered theoretical material, as well as the analyzed experience of creating and using web quests by foreign teachers the authors of the article developed and conducted a web quest, and then analyzed the attitude of students to this method of organizing their independent work. The method of web quests is considered as the most accessible and simple method of using Internet resources to organize the independent work of students. The advantages of using web quests in comparison with traditional tasks for self-preparation are highlighted and a detailed analysis of these advantages is carried out. Particular attention is paid by the authors of the article to the development of criteria for selecting Internet sources used to develop web quest tasks. The article provides a number of recommendations on the development of this method of organizing independent work of students of a non-linguistic university. The final results of the experimental research allow the authors of the article to conclude that conducting web quests increases the productivity of practical exercises, and also helps to increase motivation to learn a foreign language.
Key words: web quest, independent work, Internet resources, Internet technologies.
А.С. Восковская, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: [email protected]
Т.А. Карпова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема организации самостоятельной работы студентов в условиях цифровизации образования. Статья посвящена комплексному анализу применения веб-квестов в процессе обучения иностранному языку На основании исследования работ зарубежных авторов рассматривается структура веб-квестов, дается детальное описание основных этапов их проведения. На основе рассмотренного теоретического материала, а также проанализированного опыта создания и применения веб-квестов зарубежными педагогами авторами статьи был разработан и проведен веб-квест, а затем осуществлен анализ отношений студентов к данному способу организации их самостоятельной работы. Метод веб-квестов рассматривается как наиболее доступный и простой метод использования Интернет-ресурсов для организации самостоятельной работы студентов в современных условиях. Выделяются преимущества использования веб-квестов по сравнению с традиционными заданиями на самоподготовку, а также проводится подробный анализ данных преимуществ. Особое внимание авторами статьи уделено разработке критериев отбора Интернет-источников, используемых для разработки заданий веб-квестов. Авторы статьи, опираясь на свой опыт использования веб-квестов в процессе обучения иностранному языку, приводят ряд рекомендаций по разработке и применению данного метода. Представленный материал опытно-экспериментального исследования позволяет сделать вывод о том, что проведение веб-квестов повышает продуктивность практических занятий, а также способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: веб-квест, самостоятельная работа, Интернет-ресурсы, Интернет-технологии.
На современном этапе развития высшего образования Интернет-технологии стали неотъемлемой частью обучения. С расширением возможности применения педагогических технологий в учебные программы вузов все больше интегрируются учебные ресурсы на основе Интернета. В настоящее время информационно-коммуникативные технологии играют все более важную роль в обучении иностранному языку по всему миру. Интернет-технологии представляют особый интерес как для преподавателей, так и для студентов, поскольку благодаря им предоставляется возможность постоянного использования аутентичного языкового материала и виртуального погружения в атмосферу изучаемого языка. Тем не менее недавние исследования показывают, что современные студенты испытывают определенные трудности, когда взаимодействуют с аутентичным текстом, полученным в результате поиска в Интернете [1]. Представителям цифрового поколения свойственно стремление к незамедлительной обратной реакции, что подразумевает получение скорого ответа, потому они не получают мгновенного удовлетворения от быстрого поиска немедленных ответов, и знания, полученные в результате подобных Интернет-поисков, можно назвать фрагментарными [2]. Современные студенты часто делают поспешный, случайный выбор из множества возможных источников информации, не задумываясь и не оценивая качество полученной информации. Многие зарубежные исследователи [3], [4] утверждают, что молодым людям сегодня необходим определенный уровень контроля над использованием Интернет-ресурсов для обучения. Чтобы осуществлять передачу информации, необходимо учитывать, что студенты предпочитают следовать многоплановым темам в разных логических направлениях, подобно методам мозгового штурма, а не получать постоянную однонаправленную информацию. Как результат, возникает противоречие между необходимостью использовать неограниченные возможности Интернет-ресурсов и отсутствием навыка самостоятельной работы по изучению иностранного языка с использованием Интернет-технологий. Для преодоления подобного противоречия преподавателям иностранного языка необходимо организовывать самостоятельную работу студентов с Интернет источниками, помогая им находить и правильно отбирать нужные для обучения материалы. Следует отметить, что педагогам необходимо направлять в нужное, продуктивное русло потребность современных студентов проводить большую часть своего свободного времени в Интернете, так как возможности для самообразования во Всемирной сети безгра-
ничны [5, c. 30]. Одним из способов решения данной задачи является разработка и использование веб-квестов.
Веб-квесты, изначально созданные Берни Доджем (Bernie Dodge) в Государственном университете Сан-Диего в 1995 году, представляют собой самостоятельные, «ориентированные на запросы» действия в Интернете. Б. Додж утверждает, что веб-квесты разработаны для поддержки мышления обучающихся на уровне анализа, синтеза и оценки с использованием информации, предоставленной в подлинных веб-ресурсах, которые используются для составления заданий веб-квеста [6]. При этом основное внимание уделяется использованию Интернет-контента как средства для развития когнитивных навыков путем вовлечения студентов в выполнение задач, которые требуют от них практического применения этих навыков.
Первые веб-квесты были разработаны достаточно давно, и их структура была четко определена. Однако следует заметить, что данная структура должна быть принята только в качестве основного руководства, и преподаватели должны разрабатывать свои веб-квесты в соответствии с потребностями и стилем обучения своих студентов. Анализ зарубежных Интернет-источников [7], [8] показал, что, как правило, традиционный веб-квест содержит четыре основных раздела: введение, постановка задачи, процесс выполнения, оценка. Прежде чем перейти к анализу данного метода организации самостоятельной работы студентов, представляется целесообразным кратко рассмотреть основные этапы проведения веб-квеста.
Первый этап - введение. Этот этап обычно используется для ознакомления с общей темой веб-квеста, определяет его основную идею. Целью введения является сделать веб-квест увлекательным для студентов, мотивируя их на дальнейшее изучение иностранного языка. Любые проекты, связанные с увлечениями, идеями, прошлым опытом или будущими целями студентов, по своей сути, более интересны для выполнения и мотивируют студентов на выполнение веб-квеста. Также данный этап подразумевает предоставление справочной информации по теме и глоссария основных понятий, которые студенты должны будут освоить для выполнения поставленной задачи.
Второй этап - постановка задачи. В данном разделе веб-квеста четко и точно объясняется алгоритм действий студентов, выполняющих веб-квест. Разработка задачи или основной исследовательской проблемы является наибо-
лее сложным и творческим аспектом создания веб-квестов. Студентов можно попросить опубликовать свои результаты на веб-сайте, сотрудничать в рамках исследовательской инициативы с другим сайтом или учреждением, создать мультимедийную презентацию по определенному аспекту их исследования. Задача должна быть мотивирующей и актуальной для обучающихся, иметь четкое соотнесение с реальной жизненной ситуацией.
Третий этап - процесс выполнения. На данном этапе преподаватель, разрабатывая веб-квест, должен направлять студентов в нужное русло, предлагая им ряд последовательных и логически выстроенных заданий и исследовательских задач, используя набор заранее определенных Интернет-ресурсов. Эти ресурсы в основном основаны на веб-технологиях и обычно представлены в интерактивной форме в документе задачи (важно помнить, что щелкнуть ссылку намного проще, чем набрать ее с любой степенью точности). В случае применения веб-квеста для организации самостоятельной работы по изучению иностранного языка на данном этапе можно вводить лексический материал или уточнять грамматические конструкции, которые важны для выполнения задачи. Веб-квест обычно подразумевает составление отчета или доклада, подготовку презентации или выступления, которые студенты должны представить в конце проведения веб-квеста и которые являются основанием для оценивания их работы.
Четвертый этап - оценка. На данном этапе студенты сравнивают и сопоставляют то, что они выполнили, и осуществляют обратную связь, делая выводы о том, что они узнали и достигли. Такой анализ своей деятельности, безусловно, способствует развитию навыка самооценки своей самостоятельной работы. При этом следует отметить, что одной из основных целей современного языкового образования является формирование «автономного студента», важнейшим навыком которого является способность контролировать и оценивать собственный образовательный прогресс [9]. Также данный этап подразумевает оценку преподавателем работы студента. Хорошо разработанные веб-квесты дают возможность отслеживать процесс выполнения заданий и с учетом достигнутых результатов позволяют формировать последующие задания.
Можно выделить несколько преимуществ использования веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка: интерактивное обучение, возможность работать в группах, повышение мотивации к обучению, развитие когнитивных навыков. Следует отметить, что наряду с данными преимуществами метод веб-квестов является доступным и относительно простым способом применения Интернет-технологий [10], [11]. Рассмотрим преимущества веб-квестов подробнее.
Применение веб-квестов рассматривается нами как один из эффективных способов осуществления интерактивного обучения иностранному языку при помощи Интернет-технологий, что, безусловно, является преимуществом по сравнению с инструкциями на основе традиционных учебников. Как правило, преподаватели в качестве организации самостоятельной работы студентов предлагают чтение заранее подготовленного текста, и студенты в таком случае являются пассивными получателями знаний. Веб-квесты в отличие от традиционных заданий на самоподготовку являются ориентированными на студентов задачами, требующими использования интерактивных методов обучения.
Организация самостоятельной работы при помощи веб-квестов может также включать в себя совместные действия, позволяя студентам работать в парах или небольших группах для достижения одного результата. Веб-квесты обеспечивают естественную среду для поощрения разнообразия взглядов и интересов. Работая вместе, студенты сталкиваются с различными мнениями других членов своей группы, которые стремятся работать вместе для более глубокого понимания темы. Разнообразные мнения и новые способы понимания и знания выдвигаются на первый план, а сходства и различия помогают в решении проблемы.
Веб-квесты являются методом, аккумулирующим мотивирующие аутентичные задания, и побуждают студентов воспринимать действия, которые они выполняют, как нечто реальное или полезное, что неизбежно ведет к большим усилиям, большей концентрации и реальной заинтересованности в решении задач. Это может быть также более эффективным стимулом к дальнейшему изучению иностранного языка, чем устаревшие учебники и другие подобные учебные материалы.
Более того, веб-квесты поощряют развитие когнитивных навыков, таких как сравнение, классификация, формулировка выводов, анализ ошибок и перспектив дальнейших исследований. Помимо чтения и запоминания студенты анализируют, синтезируют, оценивают и применяют полученную информацию. После того как студенты изучат и прочитают ряд текстов, они преобразуют информацию в новый продукт (доклад, отчет, эссе, презентация). Таким образом, веб-квесты требуют от обучающихся применять и обобщать знания при выполнении задания.
Для преподавателей разработка веб-квестов является относительно простым способом применения Интернет-технологий в языковой аудитории, поскольку для их производства или использования не требуются специальные технические знания. Однако необходимо помнить об основных принципах создания веб-квестов. Как подчеркивает М. Меррилл (МегпШ МЛ), при разработке любого учебного материала на основе Интернет-источников необходимо руководствоваться пятью основными принципами эффективного обучения: 1) обучающиеся участвуют в решении реальных проблем; 2) существующие знания активируются в качестве основы для новых знаний; 3) знания демонстрируются обучающимся;
4) обучающийся применяет новые знания; 5) новые знания интегрируются в мир обучающегося [12].
На основе вышеизложенного теоретического материала нами был разработан веб-квест, а затем осуществлен анализ отношения студентов к данному способу организации их самостоятельной работы. Созданный нами веб-квест предназначен для преподавания темы «Personality» («Личность»), предусмотренной рабочей программой дисциплины «Иностранный язык» для студентов первого курса. Основной целью данного веб-квеста является развитие навыков работы с Интернет-источниками, развитие навыков самостоятельного пополнения лексического запаса, развитие навыков работы в команде.
На первом этапе проведения веб-квеста студентов распределелили на группы по три человека, была проведена разъяснительная работа о правилах прохождения веб-квеста, сформулирована его основная идея, проработан весь необходимый лексико-грамматический материал, обсужден пример конечного продукта как результата прохождения теста (структура доклада или отчета).
Второй этап проведения веб-квеста включал в себя формулировку задач. Предполагалось, что после выполнения заданий, включенных в веб-квест, студенты смогут дать определение понятию «личность»; рассказать об основных классификациях типов личности; пройти на выбор один из трех тестов на английском языке и проанализировать его результаты; разработать свой опросник и апробировать его; написать доклад (отчёт) о проделанной исследовательской работе.
В соответствии с поставленными задачами осуществляется третий этап - выполнение пяти заданий.
Задание 1. Для определения понятия «личность» студенты обращаются к трем Интернет-источникам, которые необходимо проанализировать и выбрать наиболее подходящее, на их взгляд, определение:
• https://dictionary.cambridge.org/ru
• https://www.britannica.com/topic/personality
• https://www.apa.org/topics/personality.
В том случае, если студентов не удовлетворяют предложенные на данных сайтах определения, они могут найти свои источники или попробовать дать определение самостоятельно.
Задание 2. Студенты рассматривают несколько классификаций типов личности по трем Интернет-источникам, при этом они должны:
• проанализировать описание 16 типов личности согласно теории Майер-са-Бриггса - https://www.personalityperfect.com/16-personality-types/
• прочитать статью: «Are extroverts happier than introverts?» и выразить свое мнение по поводу того, какой вывод делает автор статьи -https:// happyproject.in/extroverts-happier/
• прочитать статью: "How your personality types influences your career choice and success?" и выразить свое мнение - https://careers.workopolis.com/ advice/how-your-personality-type-influences-your-career-choices-and-success/
Задание 3. Студентам предлагают протестировать самих себя по любому из предложенных опросников, анализируя свой тип личности и соответствие полученных результатов со своим представлением о самом себе:
• тест на определение типа личности, основанный на теории Майер-са-Бриггса, - https://psychcentral.com/personality-test/start.php
• DISC тест https://www. 123test.com/disc-personality-test/
• тест Айзенка https://psycho-tests.com/test/eysencks-temperament-test
Задание 4. На основе исследованного материала студенты составляют анкеты, помогающие охарактеризовать личность человека, и дают советы по выбору профессиональной деятельности. Необходимо опросить трех человек, затем описать тип их личности и дать рекомендации по выбору карьеры.
Задание 5. На завершающем этапе студенты составляют доклад (отчёт), который должен включать результаты по всем пройденным заданиям; также по результатам прохождения веб-квеста студенты готовят групповые презентации.
При составлении данных заданий мы придерживались следующих критериев для отбора Интернет-источников:
1) подлинность: тексты и задания являются аутентичными в том смысле, что они специально не подготовлены для преподавания этой темы;
2) соответствие профессиональному уровню и академическому уровню студентов;
3) краткость: слишком длинные статьи не подходят для группы студентов первого курса, поэтому было решено включить статьи с ограниченным количеством слов (2 500 слов);
4) разнообразие: большая часть информации, необходимой для успешного выполнения всех задач, может быть найдена почти во всех этих источниках с различной степенью детализации;
5) практичность: все источники посвящены идеям практико-ориентирован-ного преподавания иностранного языка.
На четвертом этапе студенты выступали со своими презентациями-отчетами и, прежде всего, оценивали свою работу сами, определяя степень трудности заданий и уровень заинтересованности всех членов группы. Затем группы оценивали работу друг друга, и только на завершающем этапе преподаватель давал свою оценку, высказывал замечания и рекомендации.
Мы были заинтересованы, прежде всего, в осуществлении обратной связи, выявлении эмоционального состояния студентов и уровня их мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка с использованием веб-квестов. Нами
было проведено анкетирование на форуме в специально созданной для этого группе в социальной сети, позволяющее оценить интерес студентов к подобной форме организации их самостоятельной работы. Результаты проведенного анкетирования показали, что из 57 студентов, участвовавших в выполнении веб-кве-ста, 78% были удовлетворены проделанной работой и высказали свое одобрение в пользу проведения веб-квестов; 17% студентов положительно оценили веб-кве-сты как новый для них способ самостоятельной работы, но были не вполне довольны своими результатами, 5% студентов не справились с поставленными задачами и показали негативное отношение к подобным заданиям. Кроме того, были также проанализированы пожелания студентов, отображенные в анкете. В основном они касались первого и второго этапа веб-квеста, и нами был сделан вывод о необходимости более тщательной предварительной подготовки к проведению веб-квеста, более подробного разъяснения структуры веб-квестов.
В заключение следует отметить, что анализ применения веб-квестов успешно осуществлён, при этом результаты экспериментального исследования веб-квеста можно считать продуктивными. Проведенный анализ экспериментального исследования позволяет сформулировать ряд рекомендаций по при-
Библиографический список
менению веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе: для наиболее оптимального использования веб-квестов они должны стать неотъемлемой частью всего курса обучения; веб-квесты должны проводиться на регулярной основе и быть включены в рабочие программы; все задания должны быть тщательно продуманы и логически выстроены в соответствии с поставленными задачами; во время прохождения веб-квеста необходимо организовать общение студентов в режиме онлайн как с преподавателем, так и друг с другом; веб-квест должен иметь определенные временные рамки, и его результаты должны быть представлены определенным образом в виде презентации, доклада, отчета или эссе. Таким образом, использование веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях цифро-визации современного образования можно считать целесообразным. Выбранные актуальные темы в сочетании с современными веб-сайтами и доступом к большому количеству материалов в Интернете позволяют повысить как продуктивность самостоятельной работы обучающихся, так и уровень их мотивации к изучению иностранного языка.
1. Calvert S.L., Rideout V.J., Woolard J.L., Barr R.F. & Strouse G.A. Age, ethnicity, and socioeconomic patterns in early computer use. American Behavioral Scientist. 2005; № 48 (5): 590 - 607.
2. Восковская А.С. Особенности обучения студентов нового поколения в условиях цифрового общества. Самоуправление. 2019; № 2: 288 - 290.
3. Meyer B., Haywood N., Sachdev D., Faraday S. Independent Learning: Literature Review. London: Department for Children, Schools and Families Research Report 051, 2008.
4. Marzano R.J. A different kind of class: Teaching with dimensions of learning. Alexandria VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 1992.
5. Восковская А.С., Карпова Т. А., Мельничук М.В. Педагогические условия формирования коммуникативно-профессиональной компетентности студентов неязыкового вуза в условиях цифрового общества: монография. Москва: «КНОРУС», 2019.
6. Dodge B. Some thoughts about WebQuests. San Diego: University of San Diego. Available at: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html
7. Gaskill M., McNulty A., Brooks D. Learning from WebQuests. Journal of Science Education and Technology. 2006; № 15 (2): 133 - 136.
8. Dudeney G. The Internet and the Language Classroom. Cambridge University Press, 2007.
9. Восковская А.С., Карпова Т.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Самоуправление. 2019; Т. 2, № 3 (116): 83 - 86.
10. Koenraad A.L.M. TalenQuest: WebQuests for Modern Languages. CALL Professionals and the Future of CALL Research. Antwerp: University of Antwerp, 2002: 159 - 168.
11. March T. The learning power of WebQuests. Educational Leadership. 2003; № 61 (4): 42 - 47.
12. Merrill M.D. First Principles of Instruction. Educational Technology Research and Development. 2002; № 50 (3): 43 - 59.
References
1. Calvert S.L., Rideout V.J., Woolard J.L., Barr R.F. & Strouse G.A. Age, ethnicity, and socioeconomic patterns in early computer use. American Behavioral Scientist. 2005; № 48 (5): 590 - 607.
2. Voskovskaya A.S. Osobennosti obucheniya studentov novogo pokoleniya v usloviyah cifrovogo obschestva. Samoupravlenie. 2019; № 2: 288 - 290.
3. Meyer B., Haywood N., Sachdev D., Faraday S. Independent Learning: Literature Review. London: Department for Children, Schools and Families Research Report 051, 2008.
4. Marzano R.J. A different kind of class: Teaching with dimensions of learning. Alexandria VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 1992.
5. Voskovskaya A.S., Karpova T.A., Mel'nichuk M.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kommunikativno-professional'noj kompetentnosti studentov neyazykovogo vuza v usloviyah cifrovogo obschestva: monografiya. Moskva: «KNORUS», 2019.
6. Dodge B. Some thoughts about WebQuests. San Diego: University of San Diego. Available at: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html
7. Gaskill M., McNulty A., Brooks D. Learning from WebQuests. Journal of Science Education and Technology. 2006; № 15 (2): 133 - 136.
8. Dudeney G. The Internet and the Language Classroom. Cambridge University Press, 2007.
9. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v processe izucheniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Samoupravlenie. 2019; T. 2, № 3 (116): 83 - 86.
10. Koenraad A.L.M. TalenQuest: WebQuests for Modern Languages. CALL Professionals and the Future of CALL Research. Antwerp: University of Antwerp, 2002: 159 - 168.
11. March T. The learning power of WebQuests. Educational Leadership. 2003; № 61 (4): 42 - 47.
12. Merrill M.D. First Principles of Instruction. Educational Technology Research and Development. 2002; № 50 (3): 43 - 59.
Статья поступила в редакцию 21.10.19
УДК 373 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10004
Zakharova V.S., postgraduate, Department of Preschool and Elementary General Education, UlGPU n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES IN CONDITIONS OF ORGANIZATION OF MOTOR ACTIVITY OF CHILDREN. The work presents an analysis of Russian and foreign studies on the relationship of the physical and cognitive development of preschool children. The conditions for the development of cognitive processes in the organization of physical activity in a preschool organization are highlighted. The possibilities of physical education in the development of thinking, memory, attention of the child are determined. Attention is drawn to the applicable forms and means of physical education, to the methodological aspects of their use. Particular attention is paid to game forms of work, the use of motor-game tasks. The research also studies how to create a stimulating subject environment for the kindergarten group, the organization of the "space of mobility" of the child.
Key words: cognitive development, memory, preschooler, physical activity, exercises, conditions, motor games.
В.С. Захарова, аспирант, ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В статье представлен анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме взаимосвязи физического и познавательного развития детей дошкольного возраста. Выделяются условия развития познавательных процессов при организации физической деятельности в дошкольной организации. Определяются возможности физического воспитания в развитии мышления, памяти, внимания ребенка. Обращается внимание на применяемые формы и средства физического воспитания, методические аспекты их использования. Особое внимание уделяется игровым формам работы, применением дви-гательно-игровых заданий. Обращено внимание на создание стимулирующей предметной среды для группы детского сада, организацию «пространства подвижности» ребенка.
Ключевые слова: познавательное развитие, память, дошкольник, физическая активность, упражнения, условия, двигательные игры.