А.А. ЕВСЕНКОВА (Ростов-на-Дону)
педагогические условия развития познавательной Активности иностранных студентов
Освещены вопросы развития познавательной активности иностранных студентов в процессе изучения русской фразеологии. Представлены результаты исследования, связанного с обоснованием педагогических условий развития познавательной активности в процессе изучения ими русской фразеологии. Рассмотрена диагностика уровня сформирован-ности познавательной активности.
Ключевые слова: познавательная активность, уровни познавательной активности, условия развития познавательной активности.
Специфика системы современного высшего образования состоит в том, что образовательная система должна быть способна не только давать знания обучающимся, но и вследствие скорого преобразования и обновления знаний формировать у них потребность в самостоятельном и непрерывном овладении новой информацией [5]. Отсюда исходит основная задача обучения - реализация принципа активности в учении: формирование оптимальных условий для выявления и развития способностей обучающихся, удовлетворение их интересов и потребностей, развитие познавательной активности и творческой самостоятельности. При этом традиционное образование, основанное на овладении знаниями, умениями, навыками, а также подготовке к будущей профессиональной деятельности, переосмысливается, приобретает еще один важный аспект - становление личности человека, обретение им самого себя, своей индивидуальности и духовности. Духовно-этическая ориентация познавательной активности позволяет в рамках учебного процесса направить познавательное развитие обучающихся на духовную, ценностно-смысловую сферу жизни [2].
Проблема развития познавательной активности - одна из приоритетных задач в педагогике. К ней обращаются психологи, педагоги и даже философы. Но, несмотря на то, что исследование познавательной активности имеет давние традиции, проблема нуждается в дальнейшем уточнении и переосмыслении. Мы
О Евсенкова А.А., 2016
кие науки -
проанализировали теоретические исследования в этой области и пришли к выводу, что необходимо усовершенствовать методику обучения иностранных студентов русской фразеологии, что может послужить средством развития познавательной активности. В связи с этим перед нами встал вопрос выбора технологий обучения и воспитания.
Среди технологий, направленных на эффективное формирование познавательной активности студентов в процессе изучения русского языка как иностранного, можно выделить три основных направления:
1. Личностно ориентированные технологии, технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения.
2. Активизирующие технологии: технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре, игровые, проблемные и информационные технологии.
3. Духовно ориентированные технологии, направленные на развитие духовных ценностей обучающихся [4].
Применение данных технологий и планомерная работа преподавателя, направленная на формирование познавательной активности и самостоятельности студентов, приведут к достижению результата - повышению уровня сформированное™ указанного качества. Наше исследование опирается на духовно ориентированную парадигму Т.И. Власовой, акцентирующую внимание на духовности человека.
Концепция духовно ориентированного воспитания, внедряющаяся в последнее время в практику учебных заведений, создает возможности осваивать культурно-эстетическое поле, органически усваивать вечные ценности и духовно-нравственные традиции мировой и русской культуры [3]. Решению этой задачи в немалой степени способствует работа по усвоению русской фразеологии и русского языка как иностранного, поскольку изучение языка не только является средством интеллектуального развития, но и дает возможность студентам обрести духовные смыслы в опоре на культурные традиции народа, преображающие и обновляющие духовный облик.
на занятиях по русскому языку как иностранному можно создать условия, способствующие развитию духовно-интеллектуального потенциала обучающихся. Для этого необходимо учесть ряд требований. Т.И. Власова выделяет следующие требования:
1. Актуализировать креативную составляющую учебно-воспитательного процесса, мак-
известия вгпу
симально приблизить деятельность обучающихся к творческому уровню.
2. Создавать атмосферу, в которой обучающийся чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать познавательный интерес обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а также потребность учиться.
3. Затрагивать личность студента в целом, стимулировать его речевые, духовные, когнитивные, творческие способности.
4. Создавать ситуации, в которых преподаватель не является центральной фигурой; студент должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными педагогом приемами обучения [2].
Очень важно для нас при создании условий, развивающих познавательную активность, стремиться к тому, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения [8]. Процесс изучения фразеологии должен по всем признакам носить исследовательский характер. Реализация этого требования даст возможность достичь высшего уровня познавательной активности - творческого.
Важным условием является также создание комфортной, свободной атмосферы, в которой студенты будут чувствовать себя уверенно, а учеба станет не обязанностью, а насущной потребностью. Этого можно достигнуть, опираясь на принцип индивидуализации - организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов. Каждый студент индивидуален, его способности к обучению, личностные качества могут как способствовать учебному процессу, так и замедлять его. Однако личность студента должна являться главной ценностью для педагога [7].
Для того чтобы достичь главной цели нашего исследования - создание эффективных условий для развития познавательной активности у иностранных студентов, изучающих русский язык, на примере обучения русской фразеологии, - необходимо решить следующие задачи:
- выявить состояние познавательной активности студентов;
- определить условия развития познавательной активности учащихся.
Важным моментом является выбор измерительного инструментария, с помощью которого можно провести исследовательскую
работу. Он должен соответствовать ряду требований. Во-первых, методы исследования должны взаимодополнять друг друга. Во-вторых, информация, полученная в результате исследования, должна объективно отражать состояние сформированности познавательной активности, быть достаточной, полной.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы используем такие методы, как тестирование, анкетирование, наблюдение [8]. Существуют различные методики выявления уровня сформированно-сти познавательной активности: диагностика Б.К. Пашнева, Е.Е. Туник, «Познавательная потребность» (В.С. Юркевич); «Уровень тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера) и т.д.
Однако аудитория иностранных студентов обладает своей спецификой, поэтому требуется внести изменения в уже существующую диагностику в соответствии с актуальными запросами. Нами была разработана входная диагностика уровней познавательной активности иностранных студентов. Мы опирались на исследования, проводившиеся ранее в области диагностики познавательной активности, в том числе на опросник Ч.Д. Спилбергера, направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.
Основным методом диагностики было анкетирование. Мы соотнесли оценку, полученную в результате наблюдений за студентами в процессе теоретического обучения, и самооценку обучающихся. Для выявления сфор-мированности компонентов познавательной активности нами были составлены специальные анкеты. Мы модифицировали опросник Ч.Д. Спилбергера и сформулировали закрытые по форме вопросы, предполагающие фиксированные ответы по 3 шкалам. настоящий вариант состоит из 9 вопросов и определен нами как «Диагностика уровня познавательной активности».
Вопросы для опросника подбирались таким образом, чтобы они отражали три основных аспекта познавательной активности: познавательный интерес, психическую активность и волевое усилие. Данный опросник адресован иностранным студентам. Составлена оценочная шкала. Уровень познавательной активности оценивается по пятибалльной шкале путем суммирования баллов. Разработанная анкета приведена в табл. 1 на с. 21.
Мы выделили три уровня познавательной активности: интуитивный, практический и творческий. На первом (интуитивном) уров-
- педагогические науки -
соотнесение уровней и содержания познавательной активности
Таблица 1
№ п/п Вопрос А Б В
1 С каким настроением Вы идете на урок русского языка? С радостью Надо значит надо Без радости
2 Стараетесь ли Вы понять материал урока и многое сделать на уроке? Иногда стараюсь Всегда стараюсь Не стараюсь
3 Если Вы не понимаете материал урока, Вы готовы сразу задать вопрос учителю? Не задаю вопросов Иногда спрашиваю Готов всегда
4 Если во время работы на уроке Вы не можете выполнить задание, что Вы сделаете? Посмотрю в тетрадь и сделаю по образцу Буду стараться понять, найду ответ на вопрос сам Спрошу у других студентов, как это сделать
5 Сразу ли Вы просите помощи других, если на уроке появляются трудности? Сразу Сначала сам подумаю, а если не получится, прошу помочь Если не получается, ни у кого не прошу помощи
6 Как часто Вы делаете домашнее задание по русскому языку самостоятельно? Часто Нечасто Всегда
7 Сколько времени Вам нужно для подготовки домашнего задания по русскому языку? Около 30 мин Около 1 часа Больше часа
8 Вам интересно находить дополнительную информацию по русскому языку (в Интернете, книгах, фильмах)? Да, интересно. Я так делаю Иногда я читаю дополнительную литературу Нет, я считаю, что на уроке мы получаем много информации
9 Нужно ли изучать дополнительный материал по русскому языку, например пословицы, стихи и т.д.? Я считаю, это можно делать, чтобы урок проходил веселее Не обязательно. Самое главное - хорошо освоить грамматику Да, это очень важно, потому что помогает хорошо освоить язык
не студент постигает объект познания с помощью ассоциативного мышления. Студент узнаёт фразеологизм в потоке речи, опираясь больше на свою догадку, чем на знания. Это характерно для восприятия фразеологизма на неродном языке. Однако в дальнейшем студент будет следовать инструкции преподавателя и действовать строго по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, вопросов типа «Почему?».
Практический уровень характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, познанию связей между явлениями и процессами, овладению способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель - большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. В изучении фразеологии этот показатель будет проявляться в умении анализировать новый фразеологизм, находить ему практическое применение в высказываниях и текстах.
Творческий уровень характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением. Самым главным показателем сформированности данного уровня будут творческая активность, поиск новых путей и возможностей. В области изучения фразеологии этот признак проявляется следующим образом: студент самостоятельно создаёт высказывания и контексты с применением фразеологизмов, иллюстрирует фразеологизмы событиями из жизни и т.д.
Полученные в результате диагностики данные заносятся в табл. 2 результатов диагностики познавательной активности (см. с. 22).
9-26 баллов - интуитивный уровень познавательной активности.
27-36 - практический уровень познавательной активности.
37-45 - творческий уровень познавательной активности.
- известия вгпу -
Матрица-бланк диагностики познавательной активности, баллы
Таблица 2
№ вопроса
А — интуитивный Б — практический В — творческий
1 5 3 1
2 3 5 1
3 1 3 5
4 3 5 1
5 3 5 1
6 3 1 5
7 1 3 5
8 5 3 1
9 3 1 5
На констатирующем этапе выявления уровня сформированное™ познавательной активности иностранных студентов показателями исходного состояния будут:
- количество студентов с интуитивным уровнем познавательной активности, выраженное в процентах от общего числа исследуемых;
- количество студентов с практическим уровнем познавательной активности;
- количество студентов с творческим уровнем познавательной активности.
После обработки и анализа результатов можно приступать к осуществлению учебного процесса, направленного на повышение уровня познавательной активности путем обучения русской фразеологии, после чего можно провести повторную диагностику.
Главным моментом в построении обучающей модели развития познавательной активности иностранных студентов является стремление поднять уровень познавательной активности до творческого. Среди наиболее эффективных условий для развития познавательной активности студентов при переходе к творческому уровню можно выделить следующие:
- грамотное педагогическое управление процессом развития познавательной активности;
- мотивация студентов к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности;
- преобладание активной познавательной деятельности над репродуктивным усвоением знаний;
- постоянное поэтапное усложнение содержания учебной деятельности [6].
Для определения эффективности данной методики обучения необходимо провести по-
вторную диагностику и сравнить результаты с данными констатирующего эксперимента. Также показателями успешности проведенной работы станут: успеваемость студентов, выявляемая по традиционным нормам оценок, достигнутый уровень самостоятельности лингвистического мышления, достигнутый уровень активности студентов в процессе учебы.
Целью нашего исследования является развитие познавательной активности студентов, их готовности совершенствоваться не только в профессиональной, но и в духовной сфере на основе духовно-этической ориентации учебной деятельности посредством обращения к ценностям и смыслам обучающихся в процессе овладения русской фразеологией [1].
Для достижения поставленной цели (развитие познавательной активности иностранных учащихся) нужно создать соответствующие дидактические условия: отобрать учебный материал, создать систему разноуровневых обучающих заданий, выбрать адекватные формы и методы обучения, направленные на развитие исследуемого явления [3].
Мы разработали систему заданий, направленных на последовательный переход от интуитивного уровня к самому высокому - творческому уровню. Для этого были созданы благоприятные развивающие условия.
на подготовительном этапе работы необходимо установить, какие задания соответствуют ранее сформированным навыкам учебной деятельности. на основании этого при предъявлении нового материала студентам предлагаются задания более высокой сложности. Если студенты не справляются с такими заданиями, преподаватель возвращается к более простому варианту, дает пояснения, контролирует процесс выполнения заданий, зада-
ет вопросы, ориентирующие студентов на правильное выполнение.
на протяжении всего процесса обучения важно организовать учебную деятельность на основе личностно ориентированного взаимодействия преподавателя и студентов. Педагогическая поддержка во время урока и после него немало этому способствует [7]. Под педагогической поддержкой мы понимаем создание положительного эмоционального фона на занятиях, доброжелательное отношение ко всем студентам, независимо от их успехов, позитивную оценку, использование игровых методик, направленных на взаимодействие обучающихся и преподавателя. Особенно важно учитывать это условие в группе иностранных студентов, т.к. всё обучение проходит на неродном для них языке, и это создает напряжение и вызывает ряд трудностей [6].
Итак, исходя из целей нашего исследования, мы решили следующие задачи:
1. Выявить исходный уровень познавательной активности студентов. С этой целью нами была разработана собственная диагностика познавательной активности, основанная на уже существующих методиках, однако учитывающая особенности обучения иностранных студентов.
2. Выявить условия развития познавательной активности иностранных студентов. Основываясь на принципах духовно ориентированного воспитания Т.И. Власовой, мы выделили ряд условий, способствующих развитию духовно-интеллектуального потенциала обучающихся, и перенесли их в область обучения русской фразеологии.
Разработанная нами технология позволит самому студенту включиться в процесс поиска, постепенно переходя от заданий репродуктивного характера к заданиям творческой направленности [9]. При этом фразеология как предмет обучения является благодатной почвой для развития тех навыков и умений, которые студент может перенести впоследствии и в другие области учебной деятельности.
список литературы
1. Власова Т.И. Современные проблемы профессионального образования: учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д.: Изд. центр ДГТУ, 2015.
2. Власова Т.И., Базалий Р.В., Денисова Я.В. Содержание и технологии духовно ориентированного воспитания: учеб. пособие / под общ. ред. Т.И. Власовой. Ростов н/Д.: Изд. центр ДГТУ, 2013.
кие науки -
3. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов: сб. науч. тр. / редкол. И. Л. Баскакова и др. М.: МГПИ, 1979.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
5. Зимняя И.А. Гуманизация образования (состояние проблемы, перспективы) // Гуманизация образования. 1995. № 8. С. 45-48.
6. Кракова И.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иноязычной фразеологии в неязыковом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2000.
7. Маклакова Н.В. Индивидуальный фактор в обучении иностранному языку // Язык и методика его преподавания: материалы респ. науч.-практ. конф. Казань, 1999. С. 74-75.
8. Методы активизации познавательной деятельности студентов: сб. ст. по проблемам высшей школы / отв. ред. С.И. Дуров. Новочеркасск: НГТУ, 1993.
9. Turban R., Blanton R.L. Creating effective undergraduate research programs in science the transformation from student to scientist. N. Y.:
Teachers College Press, 2008.
* * *
1. Vlasova T.I. Sovremennye problemy professional'nogo obrazovanija: ucheb.-metod. posobie. Rostov n/D.: Izd. centr DGTU, 2015.
2. Vlasova T.I., Bazalij R.V., Denisova Ja.V. Soderzhanie i tehnologii duhovno orientirovanno-go vospitanija: ucheb. posobie / pod obshh. red. T.I. Vlasovoj. Rostov n/D.: Izd. centr DGTU, 2013.
3. Vozrastnye osobennosti poznavatel'noj dejatel'-nosti shkol'nikov i studentov: sb. nauch. tr. / redkol. I. L. Baskakova i dr. M.: MGPI, 1979.
4. Davydov V.V. Problemy razvivajushhego obuchenija: opyt teoreticheskogo i jeksperimental'-nogo psihologicheskogo issledovanija. M.: Pedago-gika, 1986.
5. Zimnjaja I.A. Gumanizacija obrazovanija (sostojanie problemy, perspektivy) // Gumanizacija obrazovanija. 1995. № 8. S. 45-48.
6. Krakova I.A. Razvitie poznavatel'noj samo-stojatel'nosti studentov pri izuchenii inojazychnoj frazeologii v nejazykovom vuze: dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2000.
7. Maklakova N.V. Individual'nyj faktor v obu-chenii inostrannomu jazyku // Jazyk i metodika ego prepodavanija: materialy resp. nauch.-prakt. konf. Kazan', 1999. S. 74-75.
8. Metody aktivizacii poznavatel'noj dejatel'nosti studentov: sb. st. po problemam vysshej shkoly / otv. red. S.I. Durov. Novocherkassk: NGTU, 1993.
известия вгпу
Pedagogic conditions of development of the cognitive activity of foreign students
There are covered the issues of development of the cognitive activity of foreign students in the process of Russian phraseology study. There are described the research results regarding the pedagogic conditions of development of foreign students' cognitive activity in the process of Russian phraseology study. There is considered the diagnostics of the level of the cognitive activity development.
Key words: cognitive activity, levels of cognitive activity, conditions of development of cognitive activity.
(Статья поступила в редакцию 19.01.2016)
Т.И. ВЛАСОВА (Ростов-на-Дону)
духовно-онтологичЕский подход к социальному партнёрству в профессиональном образовании и воспитании студентов
Представлена хронотопная модель социального партнёрства в профессиональном образовании в постсоветский период. Уточнено содержание элементов и показателей социального партнёрства в рамках духовно-онтологического подхода, что помогает в условиях антироссийских санкций достаточно быстро реагировать на запросы совокупных субъектов профессионального образования.
Ключевые слова: социальное партнёрство, антироссийские санкции, показатели социального партнёрства, профессиональное образование, воспитание студентов, работодатели, духовно-онтологический подход.
Проблема социального партнёрства не является новой для отечественного гуманитарного знания. Однако в условиях антироссийских санкций требуется иной взгляд на неё, поскольку перед профессиональным образованием стоит цель по выпуску мобильных спе-
циалистов, способных решать амбициозные задачи в различных сферах российской действительности.
В начале ХХ1 в. основные теоретические конструкты социального партнёрства в сфере среднего профессионального образования были разработаны нами в рамках системного и культурологического подходов совместно с А.Д. Будницким, итогом чего стала защита кандидатской диссертации под нашим руководством в 2009 г. [2; 3]. Наряду с выше-обозначенными подходами автором данной статьи был разработан [4] и применён в указанном и других исследованиях (см. работы, например, Е.В. Азаровой, А.И. Замысло-вой, А.Н. Кудряшовой, Ю.А. Кузьминой, Л.Н. Ломовой, Л.В. Упоровой, А.А. Шмыдко, Ю.С. Яценко и др.) духовно ориентированный подход, позволивший актуализировать экзистенциальные ценности студентов в процессе организации социального партнёрства между совокупными субъектами профессионального образования [1; 6; 8; 9; 11; 16; 18; 19]. Раскроем основное содержание компендиума «социальное партнёрство» для того, чтобы обозначить как необходимость его дальнейшего внедрения, так и возможность уточнения его главных конструктов на основе актуального на современном этапе развития педагогического знания духовно-онтологического подхода.
Известно, что социальное партнёрство являлось механизмом решения социально-экономических проблем в зарубежных странах с середины ХХ в., что предопределило его изучение [21; 22]. На рубеже веков в отечественных гуманитарных науках было закреплено содержание понятия «социальное партнёрство» как «формы взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позволяющей им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации» [7, с. 20], которое вполне коррелиру-ется с вышеобозначенными подходами в зарубежной науке.
Поскольку процессы реформирования российской действительности актуализировали необходимость сотрудничества между различными совокупными субъектами, в образовании они также нашли свое место. учитывая, что командно-административные методы управления профессиональным образованием на том отрезке времени, с одной сторо-
О Власова Т.И., 2016