УДК 37.013.43
Лопасова Елена Владимировна
старший преподаватель кафедры академического рисунка и живописи Краснодарского государственного университета культуры и искусств [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)
Lopasova Elena Vladimirovna
Senior Lecturer of the Academic Drawing and Painting Department, Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]
EDUCATIONAL CONDITIONS FOR STUDENTS' DESIGNING THINKING DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION (TIMELINESS OF THE SUBJECT MATTER)
Аннотация:
В статье раскрывается актуальность научных исследований по проблемам организации педагогических условий развития композиционного мышления учащихся в системе дополнительного образования и необходимости их решения. Обозначается роль художественного образования в формировании и развитии гармоничной, творческой личности учащихся.
Ключевые слова:
развитие, педагогические условия, композиционное мышление, художественное образование, учащиеся, система дополнительного образования.
Summary:
The article substantiates timeliness of the research concerning organization of educational conditions for students' designing thinking development in the system of continuing education. The author designates role of art education in formation and development of a harmonious and creative personality of the students.
Keywords:
development, educational conditions, designing thinking, art education, students, system of continuing education.
В настоящее время гражданами России активно обсуждается новый закон об образовании, где поднимаются актуальные проблемы сохранения и развития художественного образования в системе общего и дополнительного образования.
К учреждениям дополнительного образования детей относятся детские художественные школы (ДХШ), детские школы искусств (ДШИ), студии изобразительного и декоративноприкладного искусства, кружки рисования и т. д. Учебные программы учреждений системы дополнительного образования, сформированные и зарекомендовавшие себя на протяжении ХХ в., были направлены не столько на общее эстетическое воспитание подрастающего поколения и развития творческих способностей учащихся, выявление одаренных и талантливых детей, сколько на овладение детьми профессиональных навыков, необходимых для поступления в средние специальные образовательные учреждения (художественные училища, вузы).
В современных условиях развития художественного образования сложилось так, что основная цель образовательных учреждений системы дополнительного образования - выявление талантливых детей и ранняя их профессионализация. Следует отметить, что художественное образование учащихся основано на сохранении академических традиций русской художественной школы, которым уже более 260 лет. Именно на этих традициях воспитывались яркие творческие личности, чьи имена известны всему миру. При мировом развитии технического и компьютерного прогресса необходимо внедрение инноваций в сферу образования, в том числе и художественного, но при сохранении академической школы русского изобразительного искусства. Условия развития общества определяют новый характер направленности педагогической системы художественного образования, который заключается в ориентации субъектов деятельности на творческий поиск при формировании и развитии гармоничной, творческой личности.
Образование в сфере изобразительного искусства системы дополнительного образования является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившейся в нашем современном обществе, национальным достоянием нашего государства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности учащегося.
В Концепции художественного образования Российской Федерации мы находим определение художественному образованию, которое заключается в процессе овладения и присвое-
ния человеком художественной культуры своего народа и человечества, является одним из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства [1, с. 84].
Процессы модернизации художественного образования системы довузовской подготовки в России предъявляют современные требования к содержанию образовательной деятельности детских учреждений и подчеркивают необходимость развития у учащихся художественнотворческого мышления.
В связи с этим содержание художественного образования необходимо ориентировать на определение и формирование совокупности специальных знаний, умений и навыков учащихся, готовых к самореализации, творческой самостоятельности и профессиональному самоопределению.
Художественное образование выполняет значимую роль в сохранении и развитии культурных традиций при интеграции личности в духовную культуру как общероссийскую, так и мировую. Искусство учит пониманию и принятию другого человека, способствует становлению толерантного сознания, гуманистической направленности личности. Изобразительное искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится ведущим средством воспитания и развития личности, суть которых заключается в обращении к человеку - носителю творческой созидательной природы, в наполнении учебных дисциплин эмоциональными чувствами, яркими художественными образами.
В.А. Сухомлинский определял искусство как время и пространство, в котором живет красота человеческого духа, и говорил: если гимнастика выпрямляет тело, то искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в себе подобном, поднимет себя до светлого и прекрасного. Это высказывание актуально и на современном этапе развития российского государства [2, с. 5].
При внедрении инновационных подходов в области художественного образования и эстетического воспитания в целом учебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования продолжает оставаться традиционным и типичным, недостаточно учитывающим индивидуальные особенности учащихся при развитии творческих способностей и степень их творческого мышления в работе над композицией.
Следует отметить, что педагогической наукой накоплен обширный материал по формированию и развитию художественно-творческого мышления, но проблема развития композиционного мышления при обучении учащихся системы дополнительного образования остается нерешенной, что подчеркивает актуальность подобных исследований. Таким образом, необходимость в формировании и развитии композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования как основной цели обучения и воспитания стимулирует научное сообщество к поиску новых оптимальных и эффективных педагогических условий.
Анализ научно-исследовательских трудов известных философов, психологов, педагогов, физиологов и т. д. позволяет нам предположить, что физиологические и интеллектуальные особенности современной личности требуют современного подхода к формированию и развитию ее духовных и мировоззренческих позиций, вследствие чего возникает необходимость выбора адекватных происходящим изменениям воспитательных, формирующих и развивающих педагогических условий, влияющих на развитие композиционного мышления учащихся.
Проблема «мышления» рассматривается нами как с позиций психологии, так и с позиции художественно-творческой деятельности. Термин «образное мышление» отражает процесс художественного познания в изобразительной деятельности во взаимосвязи эмоциональночувственного, логического, интуитивного и их компонентов (Н.Н. Волков, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов и др.). А.В. Свешников в своем диссертационном исследовании вводит новое понятие «композиционное мышление» и определяет его как процесс организации диалога между художником и зрителем в целостную композиционную структуру со свойственным ей интегральным смыслом при организации целостной художественной формы [3].
Мы под термином «композиционное мышление» понимаем составную часть наиболее общих категорий художественного мышления и художественно-творческой деятельности при организации формы и образа на плоскости. Условно выделяя из структуры общего вида мышления (конкретно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-теоретического) композиционное, следует отметить, что его можно охарактеризовать по общим позициям: широта, глубина, самостоятельность, критичность, гибкость и быстрота.
Известно, что мыслительную деятельность психологи разделяют на пять основных этапов познания: анализ - мысленное разъединение целого на части; синтез - объединение частей в единое целое; сравнение и обобщение; абстрагирование; конкретизация и систематизация. Таким образом, в процессе композиционного мышления на занятиях композицией учащиеся также совершают мыслительные действия анализа, синтеза, сравнения и классифи-
кации информации с целью создания целостного художественного образа композиции, а также формирования своих собственных представлений, понятий, суждений, умозаключений.
Значимость развития композиционного мышления для учащихся системы дополнительного образования крайне велика по ряду причин. Одна из них заключается в том, что в изобразительной деятельности им необходимо выполнять такие задачи, как наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности и выражение их через художественные образы для последующего создания на высоком уровне авторских произведений. Следует отметить, что при развитии композиционного мышления, играющего важную роль в профессиональном самоопределении учащихся, возникает необходимость преобразования учебного процесса средствами выявления и организации педагогических условий.
Таким образом, появляется возможность заявить о том, что уровень организации педагогических условий активно влияет на развитие композиционного мышления учащихся.
Традиционно обучение в системе дополнительного образования ориентируется преимущественно на решение когнитивных проблем и не уделяет достаточного внимания развитию композиционного мышления учащихся. В ходе эксперимента было проведено анкетирование преподавателей детских художественных школ и школ искусств. Результаты свидетельствует о том, что большинство преподавателей рисунка, живописи и в какой-то степени преподаватели композиции и декоративно-прикладного искусства не уделяют должного внимание проблеме развития композиционного мышления и соответственно не создают необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и развития. В большинстве случаев не обращается внимания на разработку методической системы развития композиционного мышления как одного из факторов педагогического условия обеспечения образовательного процесса, на создание предметно-развивающей среды.
Анализ существующей практики обучения учащихся системы дополнительного образования показал, что вопрос организации педагогических условий, направленных на формирование и развитие композиционного мышления, в настоящее время недостаточно изучен, поэтому мы считаем целесообразным разработать педагогические условия, позволяющие активизировать развитие композиционного мышления непосредственно при выполнении заданий по дисциплине «Композиция».
От нерешенности выше обозначенной проблемы в значительной мере страдает качество художественного образования в системе дополнительного образования. По этой причине учащиеся сталкиваются с рядом сложностей при создании художественного образа в процессе разработки композиции. Стремясь к созданию художественного образа как сложной системы отражения объективной действительности, учащиеся постепенно изучают ее, последовательно переходя на все более высокие уровни познания. В художественном образе автор композиции выражает свое понимание мира, дает оценку явлениям жизни, объясняет их сущность и смысл, воплощает свои мысли, чувства, эстетические идеалы. Не секрет, что знание законов композиции в творческой работе не застраховывает от неудачи автора, в то время как спонтанность, руководимая вдохновением, способствует созданию шедевра. Практика показывает, что невозможно, следуя только жесткой логике, рационально, последовательно организовать выразительный, добротный проект композиции. Именно при развитом композиционном мышлении учащиеся на более высоком творческом уровне справляются с решением обозначенных преподавателем задач.
При создании теоретической базы нашего исследования мы опирались на фундаментальные труды в сфере философии природы творчества Платона, Аристотеля, В.Ф. Асмуса, Г.-В.-Ф. Гегеля, И.А. Ильина, И. Канта, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, А.Г. Спиркина, Е.Н. Трубецкой, Е.Л. Фейнберга, П.А. Флоренского и других. В истории отечественной психологии проблемы творческого мышления рассматривалась Б.Г. Ананьевым, Т.И. Артемьевой, Л.С. Выготским, Н.Н. Волковым, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружининым, Л.Я. Дорфманом, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьевым, В.С. Кузиным, С.Л. Рубинштейном и др.
Психологическими исследованиями установок, раскрывающих взаимосвязь работы логического и образного мышления, то есть процессов отражения логического мышления в образах бессознательного, в результате бессознательных, интуитивных процессов, занимались А.С. Кармин, Д.Н. Узнадзе и др.
Педагогические исследования, связанные с формированием и развитием художественнообразного мышления творческой личности отражены в трудах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Г.В. Беды, Е.В. Бондаревской, С.А. Гавриляченко, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, Л.Г. Медведева, В.А. Сластенина, Е.В. Шорохова, А.И. Щербакова и других. Поиску методов развития творческих способностей, художественно-образного мышления средствами изобразительного искусства посвящены диссертационные исследования Т.В. Бе-
лой, Д.В. Брагиной, И.Б. Ветровой, А.А. Голуб, А.В. Данилова, В.П. Зинченко, П.И. Медведева,
H.А. Терещенко, Ю.С. Ушаневой, Е.А. Черной и др.
Практическую и теоретическую значимость для данного исследования представляют работы ученых в сфере художественного образования - И.В. Алексеевой, Г.В. Беды, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, Ю.Ф. Катхановой, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, А.С. Пучкова, Н.Н. Ростовцева, А.В. Триселева, А.А. Унковского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина и других.
Основной педагогической идеей построения образовательного процесса развития выступает концепция личностно-ориентированного гуманистического образования - Е.В. Бондарев-ская, М.С. Каган, B.C. Леднев, С.В. Панюкова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.
Тем не менее проблема развития художественно-образного мышления учащихся рассматривалась учеными как второстепенная, косвенно связанная с исследуемой ими проблемой, а проблема организации педагогических условий развития композиционного мышления вообще не рассматривалась. Следует отметить, что потенциалом развития композиционного мышления учащихся и его психолого-педагогическими предпосылками обладает практически каждый ребенок. В связи с этим мы рассматриваем проблему не как привилегию ярких и талантливых детей в сфере изобразительного искусства, а как проблему общего художественного образования.
Анализ научных исследований, публикаций, связанных с проблемой организации педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования, свидетельствует о том, что существует ряд нерешенных вопросов как теоретического, так и практического характера, которые являются актуальными и требуют основательного изучения.
Также существует ряд противоречий между:
- необходимостью создания эффективных педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования и системой художественного образования в целом;
- востребованностью данных художественных умений и навыков учащихся и реальным состоянием организационно-педагогических условий их развития в учреждениях дополнительного образования;
- значимостью труда преподавателей детских учреждений дополнительного образования в создании педагогических условий развития композиционного мышления учащихся и результатов развития композиционного мышления, полученных знаний, умений, навыков учащимися системы дополнительного образования.
Таким образом, изучение педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования имеет большое методологическое значение в процессе обучения изобразительному искусству, приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность.
Ссылки:
I. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. № 2. С. 84.
2. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., 2006. 176 с.
3. Свешников А.В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. СПб., 2003.
References (transliterated):
1. Kontseptsiya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii // Iskusstvo v shkole. 2002. № 2. P. 84.
2. P'yankova N.I. Izobrazitel'noye iskusstvo v sovremennoy shkole. M., 2006. 176 p.
3. Sveshnikov A.V. Kompozitsionnoye myshleniye v izobrazitel'nom iskusstve : avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovede-niya. SPb., 2003.