Научная статья на тему 'Модель педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования'

Модель педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT / EDUCATIONAL CONDITIONS / DESIGNING THINKING / ARTISTIC EDUCATION / STUDENTS / SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопасова Елена Владимировна

В статье автор доказывает, что организация эффективных педагогических условий основывается на целостной методической системе самого педагогического процесса, создания художественно-творческой развивающей среды и организации творческой деятельности при соблюдении последовательности этапов развития композиционного мышления, и разрабатывает модель педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопасова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF EDUCATIONAL CONDITIONS FOR STUDENTS' DESIGNING THINKING DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

The article proves that organization of the efficient educational conditions bases on the integral methodological system of the educational process itself, as well as formation of the artistically creative developmental environment, and organization of the creative activity with consideration for designing thinking development stages succession. The author also develops a model of educational conditions for students' designing thinking development in the system of continuing education.

Текст научной работы на тему «Модель педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования»

УДК 37.01

Лопасова Елена Владимировна

старший преподаватель кафедры академического рисунка и живописи Краснодарского государственного университета культуры и искусств dom-hors@mail.ru

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Lopasova Elena Vladimirovna

Senior Lecturer of the Academic Drawing and Painting Department, Krasnodar State University of Culture and Arts dom-hors@mail.ru

MODEL OF EDUCATIONAL CONDITIONS FOR STUDENTS' DESIGNING THINKING DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

Аннотация:

В статье автор доказывает, что организация эффективных педагогических условий основывается на целостной методической системе самого педагогического процесса, создания художественно-творческой развивающей среды и организации творческой деятельности при соблюдении последовательности этапов развития композиционного мышления, и разрабатывает модель педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования.

Ключевые слова:

развитие, педагогические условия, композиционное мышление, художественное образование, учащиеся, система дополнительного образования.

Summary:

The article proves that organization of the efficient educational conditions bases on the integral methodological system of the educational process itself, as well as formation of the artistically creative developmental environment, and organization of the creative activity with consideration for designing thinking development stages succession. The author also develops a model of educational conditions for students' designing thinking development in the system of continuing education.

Keywords:

development, educational conditions, designing thinking, artistic education, students, system of continuing education.

Анализ существующей практики обучения учащихся системы дополнительного образования показал, что вопрос организации педагогических условий, направленных на формирования и развития композиционного мышления, в настоящее время недостаточно изучен, поэтому мы считаем целесообразным разработать модель организации педагогических условий, позволяющих активизировать развитие композиционного мышления непосредственно при выполнении заданий по дисциплине «композиция». Для формирования и развития композиционного мышления на занятиях композицией изобразительного искусства недостаточно природных предпосылок, и для активной и результативной работы мышления необходимо создать соответствующие педагогические условия.

Организация эффективных педагогических условий основывается на целостной методической системе самого педагогического процесса, создания художественно-творческой развивающей среды и организации творческой деятельности при соблюдении последовательности этапов развития композиционного мышления:

1) внедрение в педагогический процесс целостной методической системы развития композиционного мышления, состоящей из целей и задач творческой деятельности; принципов, методов, средств и форм педагогического процесса, системно используемых в образовательном процессе и раскрывающих закономерности усвоения знаний, умений и навыков. Разработанная нами целостная методическая система развития композиционного мышления включает в себя оптимальные условия ее эффективности, апробированные в ходе эксперимента при создании благоприятных психологических условий развития композиционного мышления; осуществлении разнообразных мер стимулирования деятельности учащихся системы дополнительного образования; при анализе результатов творческой деятельности, выражающихся в раскрытии художественного образа и выразительности произведения;

2) организация развивающей художественно-творческой среды и творческой деятельности, которая способна вызвать творческую активность учащихся, сформировать их художественно-творческие потребности и обеспечить рост художественно-творческих способностей. В нашем исследовании развивающая среда строится на основе предметнопространственного, эмоционального, духовно-нравственного аспектов при опоре на психолого-

педагогические условия взаимодействия преподавателя и учащихся, стимулирующие основы творчества в образовательном пространстве, такие как:

а) создание творческой, дружеской атмосферы в процессе работы над композицией; б) внедрение познавательных и творческих задач при обучении композиции учащихся системы дополнительного образования, которые отвечают функциям проблемного обучения и направлены на развитие их композиционного мышления, где учебно-творческие задания строятся на основе проблемной формулировки темы, которая побуждает юных художников к поиску нового знания, что естественно способствует развитию их композиционного мышления; в) формирование у учащихся системы дополнительного образования мотивации к развитию композиционного мышления, а также и у учащихся и у художника-педагога должна быть сформирована мотивационная готовность к совместным познавательным усилиям в процессе учебно-творческой деятельности; г) формирование и развитие у юных художников потребностей к художественно-творческой деятельности в сфере изобразительного искусства и, в частности, композиции; д) формирование системы оценки результатов художественно-творческой деятельности учащихся системы дополнительного образования, полученных в процессе сотворчества и сотрудничества как с преподавателем, так и между собой при совместном анализе и самоанализе; е) организация и проведение выставочно-конкурсной деятельности юных художников системы дополнительного образования;

3) соблюдение последовательности этапов развития композиционного мышления, которая состоит из трех частей: первый этап - начальный, когда определяется целеполагание; проводится диагностика педагогических условий; прогнозируются результаты достижений учащихся; планируется процесс развития их композиционного мышления; второй этап -деятельностный, когда происходит непосредственное осуществление педагогического процесса, направленного на развитие композиционного мышления; постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие преподавателя и учащихся; применение целостной методической системы развития принципов, форм, методов, средств; создание благоприятных педагогических и психологических условий; осуществление мер стимулирования деятельности учащихся; оперативный контроль; обратная связь; третий этап - итоговый, когда проводится анализ достигнутых результатов; происходит выявление возникших недочетов; вычленение ошибок; анализ причин; разработка соответствующих мер по их устранению.

Выявленные особенности композиционного мышления, а также педагогические условия его развития у учащихся системы дополнительного образования легли в основу экспериментальной модели развития композиционного мышления. Разработанная нами экспериментальная модель представляет собой образовательный процесс, направленный на качественные изменения в образности, целостности и гармоничности, художественной выразительности композиционных работ учащихся от низкого к среднему и высокому уровням.

Модель организации педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования состоит из целевого, мотивационного, содержательного, основного (компонент композиционного мышления), критериального и результативного компонентов.

В контексте нашей научной проблемы и разработанной экспериментальной модели основополагающим компонентом является целевой, так как именно он обозначает стратегию всего педагогического исследования. Достижение поставленной цели осуществляется на основе обозначенных принципов обучения: научности, наглядности, последовательности и системности, единства сознания и деятельности, прочности усвоения знаний, умений и навыков, проблемного обучения.

Особая роль отведена мотивационному компоненту, так как очевидно влияние на эффективность процесса развития композиционного мышления учащихся следующих мотивов: метода мотивации внешнего стимулирования, метода самоактуализации, метода поощрения, метода педагогической установки, метода творческого напряжения.

Моделью предусмотрено применение определенных приемов, мотивирующих процесс обучения.

Основными исходными положениями функционирования содержательно-процессуального компонента выступают классические принципы дидактики. Критериально-диагностический компонент модели включает в себя комплекс диагностических методик, а также систему критериев и показателей, по которым можно судить об уровнях развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования.

Результативный компонент оценивает эффективность образовательного процесса, которая проявляется в виде позитивных изменений в уровнях развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования.

Таким образом, нами предлагается следующая модель организации педагогических условий развития композиционного мышления учащихся, которая схематично изображена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Модель организации педагогических условий развития композиционного мышления учащихся

Ссылки:

Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: монография. М., 2005.

References (transliterated):

Alekseeva I.V. Razvitie khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostey studentov k dekorativno-prikladnoy deyatel'nosti: monograph. M., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.