Научная статья на тему 'Педагогические условия развития коммуникативной компетенции руководителей СПО в условиях сетевого взаимодействия'

Педагогические условия развития коммуникативной компетенции руководителей СПО в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛИ СПО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMUNICATION COMPETENCE / COLLEGE DIRECTORS / PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Ю.В.

В статье предлагаются меры по адаптации Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре информационнокоммуникативной компетенции работников сферы образования в целях формирования коммуникативной компетенции руководителей организаций среднего профессионального образования с учетом достижений российской науки в данной сфере. Систематизируются результаты научных исследований отечественных ученых, посвященных определению педагогических условий развития коммуникативной компетенции управленческих работников учреждений СПО в условиях сетевого взаимодействия. Методологическая основа исследования представлена принципами компетентностного подхода в педагогике. В качестве основных методов использовались анализ и систематизация специальной литературы, анкетирование (с использованием разработанной автором анкеты), метод оценки уровня компетенции с применением картирования, сравнительный анализ. В исследовании принимали участие 35руководителей образовательных организаций СПО Орловской области. На констатирующем этапе было выявлено, что участники исследования характеризуются преимущественно средним уровнем развития коммуникативных компетенций. По итогам исследования был сформирован перечень педагогических условий, положительно влияющих на коммуникативные способности и навыки управленцев в сфере среднего профессионального образования в условиях сетевого взаимодействия. Организационно-содержательной основой повышения коммуникативной компетенции руководителей организаций СПО стали междисциплинарные курсы «Социальная психология управления. Психология общения», «Деловое общение» и «Управление персоналом в образовательной организации», интегрированные в Программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Реализация тематических междисциплинарных курсов на базе БУ ДПО «Институт развития образования» Орловской области оказала положительное влияние на динамику уровня развития коммуникативной компетенции руководителей СПО, статистически достоверно подтверждено влияние педагогических условий на результативность педагогической работы в данным контингентом обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT FOR COLLEGE DIRECTORS IN THE NETWORK INTERACTION

The article deals measures to adapt the UNESCO Framework Recommendations on the structure of information and communication competence of educators in order to form the communicative competence for college directors, taking into account the achievements of Russian science in this field.The results of scientific research by domestic scientists on the definition of the pedagogical conditions for communicative competence development of managerial employees in networking are systematized.The methodological basis of the study is represented by the principles of the competence approach in pedagogy. The study involved 35 college directors in the Oryol region. At the ascertaining stage it was revealed that the research participants are characterized mainly by the average level of development of communicative competences. According to the results of the study, a list ofpedagogical conditions was formed which positively affect communication skills and skills of managers in the network interaction. The interdisciplinary courses “Social Psychology of Management. Psychology of communication ”,“ Business communication ”and“ Personnel management in educational organizations ”, integrated into the Program of professional retraining“ Management in education ”. The implementation of thematic interdisciplinary courses on the basis of the OryolInstitute of Educational Development has a positive effect on thecommunicative competence dynamics, and the influence ofpedagogical conditions on the pedagogical work is statistically reliable for this contingent of students .

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития коммуникативной компетенции руководителей СПО в условиях сетевого взаимодействия»

УДК 377.111.3:378.113 ЛИТВИНОВА Ю.В.

аспирант, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: litvinova_jul@mail.ru

UDC 377.111.3:378.113 LITVINOVA Yu.V.

Graduate student, Department of technologies of psychological-pedagogical and special education,Orel State

University E-mail: litvinova_jul@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПО

В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT FOR COLLEGE DIRECTORS

IN THE NETWORK INTERACTION

В статье предлагаются меры по адаптации Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре информационно-коммуникативной компетенции работников сферы образования в целях формирования коммуникативной компетенции руководителей организаций среднего профессионального образования с учетом достижений российской науки в данной сфере. Систематизируются результаты научных исследований отечественных ученых, посвященных определению педагогических условий развития коммуникативной компетенции управленческих работников учреждений СПО в условиях сетевого взаимодействия. Методологическая основа исследования представлена принципами компетентностного подхода в педагогике. В качестве основных методов использовались анализ и систематизация специальной литературы, анкетирование (с использованием разработанной автором анкеты), метод оценки уровня компетенции с применением картирования, сравнительный анализ. В исследовании принимали участие 35руководи-телей образовательных организаций СПО Орловской области.

На констатирующем этапе было выявлено, что участники исследования характеризуются преимущественно средним уровнем развития коммуникативных компетенций. По итогам исследования был сформирован перечень педагогических условий, положительно влияющих на коммуникативные способности и навыки управленцев в сфере среднего профессионального образования в условиях сетевого взаимодействия. Организационно-содержательной основой повышения коммуникативной компетенции руководителей организаций СПО стали междисциплинарные курсы «Социальная психология управления. Психология общения», «Деловое общение» и «Управление персоналом в образовательной организации», интегрированные в Программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Реализация тематических междисциплинарных курсов на базе БУ ДПО «Институт развития образования» Орловской области оказала положительное влияние на динамику уровня развития коммуникативной компетенции руководителей СПО, статистически достоверно подтверждено влияние педагогических условий на результативность педагогической работы в данным контингентом обучающихся.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, руководители СПО, педагогические условия формирования коммуникативной компетенции.

The article deals measures to adapt the UNESCO Framework Recommendations on the structure of information and communication competence of educators in order to form the communicative competence for college directors, taking into account the achievements of Russian science in this field.The results of scientific research by domestic scientists on the definition of the pedagogical conditions for communicative competence development of managerial employees in networking are systematized.The methodological basis of the study is represented by the principles of the competence approach in pedagogy. The study involved 35 college directors in the Oryol region.

At the ascertaining stage it was revealed that the research participants are characterized mainly by the average level of development of communicative competences. According to the results of the study, a list ofpedagogical conditions was formed which positively affect communication skills and skills of managers in the network interaction. The interdisciplinary courses "Social Psychology of Management. Psychology of communication "," Business communication "and" Personnel management in educational organizations ", integrated into the Program of professional retraining" Management in education ". The implementation of thematic interdisciplinary courses on the basis of the OryolInstitute of Educational Development has a positive effect on thecommunicative competence dynamics, and the influence ofpedagogical conditions on the pedagogical work is statistically reliable for this contingent of students .

Keywords: communication competence, college directors, pedagogical conditions for the formation of communicative competence.

© Литвинова Ю.В. © LitvinovaYu.V.

Эффективность профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций определяется не только уровнем их теоретической и практической подготовленности к управлению в образовательной сфере, но и навыками общения с различными субъектами: родителями, обучающимися, коллегами, представителями государственных, в том числе контрольно-надзорных органов, работодателями и рядом других субъектов. Значимость общения в искусстве управленческой деятельности подтверждается и результатами современных исследований. По статистике руководители тратят на коммуникации от 50% до 90% своего рабочего времени [12, с.8]. Неразвитые коммуникативные навыки демонстрируют высокий уровень корреляции с негативной психологической симптоматикой, в том числе с высоким уровнем тревожности и напряженности, способствуют быстрому психологическому выгоранию [7, с.118]. Результаты исследования Н.Рождественской свидетельствуют о зависимости от уровня управленческой коммуникации руководителя образовательной организации таких аспектов ее функционирования, как формирование коммуникативного пространства между субъектами образовательного процесса, морально-психологический климат в педагогическом коллективе, эффективное взаимодействие между государственными органами, педагогами, работодателями, обучающимися, удовлетворенность педагогов своим трудом и возможности для развития их творческого потенциала, непосредственно влияющими на качество предоставляемых образовательных услуг и результативность образовательного процесса в целом [10, с. 97]. Проведенное с участием 50 руководителей образовательных организаций Москвы и Санкт-Петербурга показало, что только 22% из них стремятся развивать взаимную информированность с коллегами в возглавляемых учреждениях, 14% применяют коллегиальные способы формирования целей и задач развития организации, 9% прислушиваются к советам педагогов о наиболее эффективных формах проведения образовательных мероприятий и только 5% применяют нематериальные методы мотивации педагогов в форме похвалы [9, с. 125-126].

Таким образом, владение теорией и практикой эффективной коммуникации, знание закономерностей коммуникативных процессов, владение приемами эффективного взаимодействия положительно влияет на профессиональную деятельность руководителей образовательной организации, что говорит о важности коммуникативной компетенции в управленческой работе.

Актуальность выбранной для исследования темы подчеркивается и устойчивым научным интересом к ее исследованию. Большое внимание обозначенной проблематике уделяется в работах отечественных [3; 6; 7; 8; 13; 14; 16; 17] и зарубежных [18; 19] исследователей. При этом открытым остается вопрос об уровне и направлениях среднего профессионального образования в связи со спецификой данного вида деятельности и особенностями формирования коммуникации данного вида профессионального образования.

В постсоветский период передача образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, на региональный уровень управления представляется одной

из ключевых реформ российской системы образования, означающей разрыв с традиционной советской системой довузовского профессионального образования. В середине 1990-х гг. в 16 субъектах Российской Федерации был реализован пилотный проект, в рамках которого регионы стали учредителями организаций начального профессионального образования, функционирующих на их территории [4, с.114-117]. Постепенно круг участников реформы расширялся и уже к началу 2000-х годов уже почти 35% всех учреждений, осуществляющих довузовскую профессиональную образовательную подготовку, были переданы в управление органам управления сферой образования субъектов Российской Федерации. В 2003 г. полномочия по предоставлению начального и среднего профессионального образования были окончательно закреплены за регионами [2]. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» полномочия по предоставлению среднего профессионального образования были окончательно закреплены за субъектами Российской Федерации, также было упразднено начальное профессиональное обучение [1].

Передача полномочий по управлению средним профессиональным образованием предопределяет специфику коммуникаций руководителей образовательных организаций данного типа: сокращается срок передачи информации, функционируют различные форматы обсуждения проблем регионального уровня, упрощается задача уточнения потребности работодателей в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, оптимизируется процесс интеграции образовательных учреждений и производственной базы предприятий.

Современное общество по мере развития информационно-коммуникационных технологий все в большей степени основывается на знаниях и информации. Развитие коммуникативных навыков и навыков обработки информации способствует не только повышению эффективности использования в управлении образовательным процессом информации, но и развитию творческого потенциала, способности к решению сложных проблем в профессиональной деятельности работников сферы образования. Значимость условий формирования коммуникативной компетенции педагогических работников, в том числе руководителей образовательных организаций, подчеркивается в рекомендациях ЮНЕСКО, свидетельствующих о необходимости приобретения и развития соответствующих навыков. В 2013 г. были разработаны Рамочные рекомендации ЮНЕСКО по структуре информационно-коммуникативной компетенции работников сферы образования [11]. Несмотря на то, что целевой аудиторией рамочных рекомендаций являются,в том числе, и руководители образовательных организаций, следует признать, что по своему содержанию они направлены, в первую очередь, на развитие коммуникативных компетенций и навыков работы с информацией, прежде всего, непосредственно педагогов и учителей. В этой связи предлагается адаптировать указанные Рамочные рекомендации к специфике управленческого труда в российской системе среднего профессионального образования в контексте лучших практик отечественного опыта по развитию коммуникативной компетенции руководителей организаций СПО, применив их для определения соответствующих педагоги-

ческих условий, гарантирующих эффективность развития данного вида компетенций.

Для достижения поставленной цели проанализируем опыт российской педагогической науки по выявлению педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной компетенции руководителей образовательных организаций.

И.Д. Агафонова указывает, что формирование коммуникативной компетенции менеджеров образовательных организаций профессионального образования обеспечивается комплексом педагогических условий, включающих в себя поддержку мотивации коммуникативной деятельности и толерантности в деловом общении, использование интерактивного моделирования и тренинговых программ, направленных на развитие коммуникативно-речевых навыков. В исследовании подчеркивается, что менеджер выполняет активную роль в коммуникации, в связи с чем ему необходимы умения конструктивно общаться с разными людьми, отстаивать собственную точку зрения и убеждать других в справедливости и обоснованности своих идей. Важными личностными качествами, способствующими развитию коммуникативной компетенции, представляются эмпатия, мотивация к общению, толерантность и способность к сотрудничеству в сочетании с умением разрешать конфликты с минимальными негативными последствиями. Блок образовательных и тренинговых мероприятий рекомендуется включать в программу повышения квалификации по управлению персоналом [3, с.10].

В исследовании И.В. Чичикина определены следующие педагогические условия формирования коммуникативной компетенции менеджера:

- обеспечение комплексного подхода к формированию коммуникативной компетенции, приводящего к системному влиянию и единству всех ее функциональных компонентов;

- обеспечение комплексного характера формирования коммуникативной компетенции в контексте структуры речевой деятельности и ее многообразных функций в процессе профессионального взаимодействия;

- организация субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе, направленном на развитие коммуникативной компетенции;

- организация учебного процесса посредством имитации профессионального и социального взаимодействия с использованием активных форм обучения (деловые игры, ролевое моделирование, коммуникативная имитация, свободное общение, ситуационные задания, тренинги);

- работа по развитию и применению навыков аутентичности в коммуникативном процессе [15, с. 69-70].

В числе условий, положительно влияющих на развитие коммуникативной компетенции руководителей в сфере образования, Дж.П.Мило указывает институциональные условия (организация коммуникационной вертикали передачи информации по уровням системы управления образованием, четкая нормативная регламентация обязанностей руководителей в обмене информационными данными, мониторинг развития коммуникативной компетенции, формирование наглядных блок-схем организации коммуникации по линиям «руководитель-сотрудник», «руководитель-руководитель», «руководитель-клиенты»), а также мероприятия по развитию коммуникативной ком-

петенции конкретного руководителя (тренинги, семинары, мастер-классы, рабочие совещания) [19, с. 23]. Следует отметить, что в рамках данного подхода нельзя выявить собственно педагогических условий, однако, представляется обоснованным определением тренингов и семинаров как эффективных форм педагогической работы по формированию коммуникативной компетенции менеджеров образовательных организаций. Представляется обоснованным разделение субъектов инициативы организации дополнительных образовательных мероприятий и программ для повышения компетенции управленческих работников. С одной стороны, такими субъектами могут быть региональные или муниципальные власти и соответствующие бюджетные учреждения, организующие обучающие курсы, программы переподготовки, семинары, направленные, в том числе, на развитие коммуникативной компетенции. С другой стороны, сам руководитель образовательной организации может быть заинтересован в самообразовании и развитии определенных навыков и способностей и принимать участие в мастер-классах, неформальных профессиональных сообществах для обмена опыта с коллегами, участвовать в научной деятельности и использовать прочие формы развития коммуникативной компетенции.

В исследовании И. Д. Чечель в качестве педагогического условия развития профессиональной компетенции рассматривает непрерывность в формеинформального, формального и неформального образования [13, с. 25-26], сочетание которых отвечает требованиям гуманизации современной системы образования России и позволяет реализовать многосторонние потребности менеджеров в личностном и профессиональном развитии.

Управленческая деятельность руководителя организации СПО предполагает повседневное решение различных задач в рамках коммуникативного взаимодействия. На этапе констатирующего эксперимента нами был определен уровень развития коммуникативной компетенции 35 руководителей образовательных организаций СПО Орловской области, проведено исследование их коммуникабельности и конфликтности с использованием тестов В. Ряховского [5, с. 285]. Исследование дополнено авторской анкетой, направленной на диагностику основных проблем в коммуникативной сфере.

По результатам констатирующего эксперимента высокий уровень развития коммуникативной компетенции был констатирован только для 14% руководителей орловских организаций СПО, у 83% - средний уровень развития (в том числе близко к пороговым значениям между средним и высоким уровнем), у 3% - низкий уровень развития коммуникативной компетенции. Дополнительное исследование с использованием тестов В. Ряховского позволяет сделать вывод о том, что 29 % руководителей коммуникабельны, но в спорах и конфликтах придерживаются стратегии избегания и не достаточно настойчивы в отстаивании собственной точки зрения. Развитая коммуникативная компетенция, но непринятие экстравагантного поведения и индивидуальности окружающих свойственно 29% респондентов. 20% респондентов характеризуются оптимальной для руководителей коммуникабельностью и мобильностью. Еще у 9% коммуникабельность развита на достаточном уровне, но такие респонденты склонны к игнорированию практики делегирования ответственности. Представители

данной группы часто берут на себя слишком много обязанностей, что повышает риск не довести некоторые дела до конца. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента говорят о целесообразности разработки специальных педагогических мер и условий для повышения уровня сформированности коммуникативной компетенции руководителей организаций СПО, при этом результаты дополнительной диагностики позволяют определить актуальное проблемное поле для оптимизации содержания междисциплинарных курсов для развития коммуникативной компетенции. Так как БУ ДПО Орловской области «Институт развития образования» реализует Программу профессиональной переподготовки для управленцев сферы образования, было решено усилить блоки тематических междисциплинарных курсов «Социальная психология управления. Психология общения», «Деловое общение» и «Управление персоналом в образовательной организации» в соответствии с выявленными проблемами в развитии коммуникативной компетенции. Достижению данной цели будет способствовать комплекс педагогических условий, определенных по результатам критического осмысления собственного педагогического опыта, систематизации и анализа результатов современных исследований и в контексте Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре информационно-коммуникативной компетенции работников сферы образования:

- обучение руководителей организаций СПО основам современных знаний в сфере управления персоналом, разрешения конфликтов, социальной психологии управления, применения информационно-коммуникационных технологий в управлении, в том числе с использованием дистанционных методов;

- обеспечение формирования сети коммуникаций с участием субъектов взаимодействия в региональной системе СПО (образовательные организации СПО, органы государственного и муниципального управления, бюджетные организации дополнительного профессионального образования, работодатели), заинтересованных в результативности образовательного процесса, и повышения их мотивации к активному использованию ее возможностей;

- обеспечение возможности использования современных информационно-коммуникационных технологий в управлении организацией СПО для формирования сети

коммуникаций на уровне образовательной организации с участием субъектов (менеджеры организации, педагоги, родители, обучающиеся), заинтересованных в результативности образовательного процесса, и повышения их мотивации к активному использованию ее возможностей;

- обеспечение формирования сети коммуникаций с участием субъектов взаимодействия в региональной системе СПО, заинтересованных в результативности образовательного процесса, и повышения их мотивации к активному использованию ее возможностей

- включение междисциплинарных курсов, направленных на развитие коммуникативной компетенции руководителей организаций СПО, в реализуемые на региональном уровне программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- применение интерактивных форм и методов образования (тренинги, кейсы, эссе, проектная работа) для развития коммуникативной компетенции и повышения уровня информационной грамотности в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей СПО.

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы позволяет сделать вывод о статистически достоверных различиях в динамике уровня коммуникативной компетенции руководителей, вошедших в контрольную и экспериментальную группы. Среди представителей последней группы по итогам проведенного исследования процент руководителей, характеризуемых высоким уровнем развития коммуникативной компетенции, увеличился, статистически обоснована достоверность наблюдаемых изменений и их детерминация реализованными педагогическими условиями и целенаправленными педагогическими мероприятиями в рамках междисциплинарных курсов. Увеличилось число менеджеров, склонных применять конструктивные способы разрешения конфликтов, на высоком уровне владеющих навыками использования современных информационно-коммуникационных технологий в деловом общении. Участники экспериментальной группы стали лучше ориентироваться в малознакомой обстановке, усовершенствовали навыки публичных выступлений, умение аргументировано отстаивать собственную точку зрения.

Библиографический список

1. Федеральный закон №273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012 г. №53 (часть I). Ст. 7598.

2. Распоряжение Правительства РФ № 1565-р от 3.12.2004 г. «О передаче федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования, в ведение субъектов Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/document/901917720 (дата обращения: 21.10.2018 г.).

3. Агафонова И.Д. Формирование коммуникативной компетенции у менеджеров в дополнительном профессиональном образовании: автореферат дисс. ...к.пед.н. Екатеринбург, 2009. 27 с.

4. Агранович М.Л. Последствия передачи финансирования профессионального образования с федерального на региональный уровень (на примере начального профессионального образования) // Вопросы образования. 2005. № 2. С.112-128.

5. Алдошина М.И. Опыт практической реализации в университете программ подготовки педагога-психолога по работе с детьми с девиантным поведением // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 115. С. 284-293.

6. Болотина Т.В. Специальные компетентности руководителей общеобразовательных организаций, обеспечивающие создание вну-тришкольных межэтнических коммуникаций и процесса их формирования // Управление образованием: теория и практика. - 2015. №1 (17). С. 99-116.

7. Гусева Н.В. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения // Молодой ученый. 2011. №10. Т.2. С. 118-131.

8. Крымовская И.А. Подготовка руководителей образовательных организаций к образовательному нормотворчеству: дисс. ... к.пед.н. М., 2015. 235 с.

9. Мацаренко Т.Н. Ключевые компетенции руководителей центров дополнительного образования детей // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4). С.123-127.

10. Рождественская Н. Управленческая коммуникация//Народное образование. 2001. № 1. С.94-105.

11. Руководство по адаптации Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности работников сферы образования (методологический подход к локализации UNESCO ICT-CFT). М.: ИИЦ «Статистика России». 2013. 72 с.

12. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 192 с.

13. Чечель И.Д. Директор школы и его команда: стратегия и тактика коллективного профессионального развития. - М.: НКЦ ИФ «Сентябрь», 2016. 192 с.

14. Чечель И.Д. О компетентностном подходе к деятельности руководителей общеобразовательных учреждений // Инновации в образовании. 2012. №3. С. 46-51.

15. Чичикин И.В. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности менеджеров // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 6. С.68-71.

16. Шабунина В.А. и др. Теория и практика профессиональной подготовки студентов в аграрном вузе: коллективная монография. М., 2018.

17. Шерайзина И.М., Донина И.А. Становление и развитие современного руководителя образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. «Педагогика. Психология». - 2013. №2. С.309-312.

18. Lang-akan P.B. Leadership styles and organizational effectiveness of school administrators of the University of the Cordilleras. Baguio City: University of the Cordilleras, 2008. 117 р.

19. Milo J.P. Communication Competence Of College Administrators: Characteristic Of Good Leadership And Management // International Journal of Scientific and Technologic research. 2016. Vol. 5. №7. P. 19-2

References

1. Federal law No. 273-FZ of 29.12.2012. "About education in the Russian Federation"//the Collection of the legislation of the Russian Federation. 31.12.2012 No. 53 (Part I). Article 7598.

2. Order of the Government of the Russian Federation No. 1565-r of 3.12.2004. «About transfer of the federal state institutions of education which are under authority of Federal Agency for Education to maintaining territorial subjects of the Russian Federation». URL: http://docs.cntd.ru/ document/901917720 (date of the address: 21.10.2018).

3. Agafonova I.D. Formation of communicative competence at managers of additional professional education: abstract yew. ... to. пед. N Yekaterinburg, 2009. 27 p.

4. Agranovich M.L. Consequences of transfer of financing of professional education with federal on the regional level (on the example of primary professional education)//Issues of education. 2005. No. 2. Pp. 112-128.

5. Aldoshina M.I. Experience of implementation in the university of programs of training of the educational psychologist for work with children with deviant behavior//the Polythematic network online scientific magazine of the Kuban state agricultural university. 2016. No. 115. Pp. 284-293.

6. T.V. Spetsialnye's marshy place of competence of heads of the general education organizations, the providing creation of intra school interethnic communications and process of their formation//Management by education: theory and practice. 2015. No. 1 (17). Pp. 99-116.

7. GusevaN.V. Communicative abilities in professional activity of the head of educational institution//the Young scientist. 2011. No. 10. T.2. Pp. 118-131.

8. KrymovskayaI.A. Training of heads of the educational organizations for educational rule-making: yew. ... to. пед. N of M., 2015. 235 p.

9. Matsarenko T. N. Key competences of heads of the centers of additional education of children//the New word in science: prospects of development. 2015. No. 2 (4). Pp. 123-127.

10. Christmas N. Administrative communication//National education. 2001. No. 1. Pp. 94-105.

11. Guide to adaptation of Frame recommendations of UNESCO to structure of ICT competence of educators (methodological approach to localization of UNESCO ICT-CFT). M.: IITs «Statistics of Russia». 2013. 72 p.

12. Snetkov V.M. Communication psychology in the organizations. M.: Institute of all-humanitarian researches, 2002. 192 ps.

13. ChechelI.D. Principal and his team: strategy and tactics of collective professional development. M.: NKTs IF «September», 2016. 192 pages.

14. Chechel I.D. About competence-based approach to activity of heads of educational institutions//Innovations in education. 2012. No. 3. Pp. 46-51.

15. Chichikin I.V. Pedagogical conditions of formation of communicative competence of managers//Messenger of the Tambov university. It is gray. Humanities. 2010. No. 6. Page 68-71.

16. Shabunina V. A., etc. The theory and practice of vocational training of students in agrarian higher education institution: collective monograph. M, 2018.

17. Sherayzina I.M., Donina I.A. Formation and development of the modern head of educational institution//Vector of science of the Tolyatti state university. It is gray. «Pedagogics. Psychology». - 2013. No. 2. Page 309-312.

18. Lang-akan P.B. Leadership styles and organizational effectiveness of school administrators of the University of the Cordilleras. Baguio City: University of the Cordilleras, 2008. 117 р.

19. Milo J.P. Communication Competence Of College Administrators: Characteristic Of Good Leadership And Management // International Journal of Scientific and Technologic research. 2016. Vol. 5. №7. P. 19-2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.