Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Коммуникативная компетентность / неязыковые вузы / народная педагогика / педагогические условия / развитие студентов / образовательный процесс / интерактивные методы обучения / образовательная среда / индивидуализация обучения / культурные традиции

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Доолотова Ж. К., Жусупкелдиев К. К., Жамалова В. Ж., Гапарова Т. М.

Данная статья рассматривает педагогические условия, способствующие развитию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов с использованием методов народной педагогики. В статье анализируются основные принципы народной педагогики и их применимость в современном образовании. Рассматриваются методы и техники, позволяющие сформировать у студентов навыки эффективного общения на основе народных традиций и культурных ценностей. Также освещается роль преподавателя в создании подходящей образовательной среды и обеспечении индивидуализированного подхода к каждому студенту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ

НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ДООЛОТОВА Ж.К

Преподаватель

ЖУСУПКЕЛДИЕВ К.К

старший преподаватель

ЖАМАЛОВА В.Ж

и.о доцент

ГАПАРОВА Т.М

и.о.доцент

Аннотация. Данная статья рассматривает педагогические условия, способствующие развитию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов с использованием методов народной педагогики. В статье анализируются основные принципы народной педагогики и их применимость в современном образовании. Рассматриваются методы и техники, позволяющие сформировать у студентов навыки эффективного общения на основе народных традиций и культурных ценностей. Также освещается роль преподавателя в создании подходящей образовательной среды и обеспечении индивидуализированного подхода к каждому студенту.

Ключевые слова: Коммуникативная компетентность, неязыковые вузы, народная педагогика, педагогические условия, развитие студентов, образовательный процесс, интерактивные методы обучения, образовательная среда, индивидуализация обучения, культурные традиции

ТИЛДИК ЭМЕС ЖОЖДОРДУН СТУДЕНТТЕРДИН КОММУНИКАТИВДИК КОМПЕТЕНТТУУЛУГУН ЭЛДИК ПЕДАГОГИКАНЫН НЕГИЗИНДЕ ОНУКТУРУУНУН ПЕДАГОГИКАЛЫК ШАРТТАРЫ

ДООЛОТОВА Ж.К

Окутуучу

ЖУСУПКЕЛДИЕВ К.К

ага окутуучу

, ЖАМАЛОВА В.Ж

доцент м.а

ГАПАРОВА Т.М

доцент м. а

Аннотация: Бул макалада элдик педагогиканын методдорун колдонуу менен лингвистикалык эмес университеттерде студенттердин коммуникативдик компетенттYYЛYгYн oнYктYPYYгo квмвктвШYYЧY педагогикалык шарттар каралат. Макалада элдик педагогиканын негизги принциптери жана алардын азыркы билим беруудвгу колдонулушу талданат. Студенттерде элдик каада-салттарга жана маданий баалуулуктарга негизделген эффективдуY коммуникация кoндYмдoрYн калыптандырууга

MYMKYudyK 6epYY4Y ыкмалар жана методдор каралат. Ылайыктуу билим 6epyY 4eupecYH mY3YY жана ар бир окуучуга жекече мамиле жасоодо мугалимдин ролу да камтылган.

Негизги свздвр: Коммуникативдик компeтeнттYYЛYк, лингвистикалык эмес жогорку окуу жайлары, элдик педагогика, педагогикалык шарттар, студенттердин eнYгYYCY, окуу процесси, интeрактивдYY окутуу усулдары, билим бeрYY чeйрeсY, окууну жeкeлeштирYY, маданий салттар

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES BASED ON

FOLK PEDAGOGY

DOOLOTOVA ZH.K

lecturer

JUSUPKELDIEV K.K

senior lecturer

JAMALOVA V.J A.A

professor

GAPAROVA T.M A.A

professor

Abstract: This article examines pedagogical conditions that contribute to the development of communicative competence of students at non-linguistic universities using methods of folk pedagogy. The article analyzes the basic principles of folk pedagogy and their applicability in modern education. Methods and techniques are considered that allow students to develop effective communication skills based on folk traditions and cultural values. The role of the teacher in creating a suitable educational environment and providing an individualized approach to each student is also covered.

Key words: Communicative competence, non-linguistic universities, folk pedagogy, pedagogical conditions, student development, educational process, interactive teaching methods, educational environment, individualization of learning, cultural traditions

Введение. Коммуникативная компетентность является важным аспектом профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов, поскольку современное общество требует от выпускников не только высоких профессиональных знаний, но и умения эффективно общаться на различных уровнях. В свете этого, народная педагогика представляет собой ценный ресурс для развития коммуникативных навыков студентов, так как она основана на многовековом опыте общения и взаимодействия в рамках культурных традиций. В данной статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие развитию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов на основе народной педагогики.

Основные педагогические условия: 1. Интеграция народной педагогики в учебный процесс: Интеграция народной педагогики в учебный процесс:

Интеграция народной педагогики в учебный процесс представляет собой важный аспект современного образования, основанный на использовании народных традиций, мудрости и опыта для обогащения образовательной среды, и совершенствования учебного процесса. Данная стратегия обеспечивает связь между образованием и культурой народа, способствуя формированию у студентов ценностного отношения к народной культуре и традициям.

Интеграция народной педагогики в учебный процесс осуществляется через ряд ключевых механизмов:

Развитие культурного контекста: Преподавание дисциплин с использованием материалов народной культуры и традиций, таких как народные песни, сказки, обряды, обычаи и прочее, позволяет студентам углубленно понимать культурные особенности и ценности своего народа.

Включение народной мудрости: Изучение пословиц, поговорок и народных мудростей становится неотъемлемой частью учебного процесса, обогащая знания студентов и развивая их мышление, логику и способность к анализу.

Создание интерактивных учебных сред: Организация практических занятий, мастер-классов, культурных праздников и выставок, где студенты могут применить полученные знания на практике и взаимодействовать с представителями народной культуры.

Использование народных традиций в методиках преподавания: Преподаватели интегрируют народные традиции в методику преподавания различных предметов, что позволяет сделать учебный процесс более доступным и интересным для студентов.

Интеграция народной педагогики в учебный процесс способствует формированию у студентов глубокого уважения к своей культуре, развитию их личности и формированию толерантного отношения к культурным различиям. Это помогает создать образовательную среду, насыщенную культурными ценностями, и способствует развитию гармоничной личности студента.

• Освоение студентами народных традиций и культурных особенностей через изучение народной мудрости, пословиц, поговорок и народных сказок.

• Включение элементов народной педагогики в учебные программы и методики преподавания.

2. Применение интерактивных методов обучения:

Применение интерактивных методов обучения играет ключевую роль в развитии коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов на основе народной педагогики. Интерактивные методы обучения активно вовлекают студентов в учебный процесс, способствуют развитию их коммуникативных навыков и формированию умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Ключевые аспекты применения интерактивных методов обучения в контексте народной педагогики включают следующее:

Групповая работа: Организация студентов в группы для совместного выполнения заданий, дискуссий и проектной работы по темам, связанным с народными традициями и культурой.

Обсуждение и диалог: Проведение групповых и классных обсуждений на темы, связанные с народной мудростью, обычаями, сказками и историческими событиями, что способствует обмену мнениями, развитию критического мышления и умению аргументировать свою точку зрения.

Ролевые игры: Организация ситуационных игр и ролевых моделирований, где студенты могут вжиться в роли персонажей народных сказок, исторических личностей или представителей народных профессий, что позволяет им на практике применять знания о народной культуре и традициях.

Использование творческих методов: Проведение творческих мастер-классов, работ по созданию народных ремесел, художественных и музыкальных произведений, что способствует самовыражению студентов и развитию их творческого потенциала.

Использование современных технологий: Внедрение современных интерактивных технологий в учебный процесс, таких как интерактивные доски, онлайн-платформы для обмена информацией и обучающие игры, что делает учебный процесс более интересным и доступным для студентов.

Применение интерактивных методов обучения в сочетании с принципами народной педагогики способствует созданию стимулирующей образовательной среды, где студенты могут активно взаимодействовать друг с другом и с преподавателями, обогащать свой опыт и развивать коммуникативные навыки. Это помогает создать атмосферу взаимного уважения и понимания, необходимую для успешного обучения и социальной адаптации студентов.

• Организация групповой работы, обсуждений и творческих мастер-классов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

• Использование ролевых игр и ситуативных упражнений для практики общения на различные темы.

3. Создание образовательной среды, способствующей диалогу и взаимодействию:

Создание образовательной среды, которая активно поддерживает диалог и взаимодействие между студентами и преподавателями, играет важную роль в развитии коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов на основе народной педагогики. Такая среда обеспечивает студентам возможность обмена идеями, опытом и знаниями, что способствует их личностному росту и профессиональному развитию. Ключевые аспекты создания образовательной среды, способствующей диалогу и взаимодействию, включают следующее:

Открытость и доверие: Преподаватели и администрация вуза создают атмосферу открытости и доверия, где студенты чувствуют себя комфортно и свободно выражать свои мысли и идеи без страха быть осужденными или недопонятыми.

Стимулирование активного участия: Преподаватели активно стимулируют студентов к активному участию в учебном процессе, задавая провокационные вопросы, организуя дискуссии и дебаты, и поддерживая открытый обмен мнениями и точками зрения.

Создание комфортной образовательной среды: Вуз предоставляет студентам комфортные условия для обучения и общения, такие как современные учебные аудитории, пространства для самостоятельной работы, а также зоны для общения и отдыха.

Проведение совместных мероприятий: Организация различных мероприятий, таких как конференции, семинары, культурные вечера и спортивные мероприятия, которые объединяют студентов и преподавателей и способствуют формированию дружественных отношений и командного духа.

Использование инновационных методов коммуникации: Применение современных средств коммуникации, таких как онлайн-платформы, социальные сети и мессенджеры, для организации взаимодействия и обмена информацией между студентами и преподавателями.

Создание образовательной среды, которая способствует диалогу и взаимодействию, не только помогает студентам развивать свои коммуникативные навыки, но и формирует у них ценности сотрудничества, взаимопомощи и уважения к мнению других. Это важное условие успешного обучения и подготовки к профессиональной деятельности в современном обществе.

• Поддержание открытого диалога между преподавателями и студентами, а также между самими студентами.

• Организация мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, таких как дебаты, конференции и тематические вечера.

4. Индивидуализация обучения:

Индивидуализация обучения играет значимую роль в развитии коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов на основе народной педагогики. Этот подход позволяет учитывать индивидуальные потребности, способности и особенности каждого студента, создавая условия для максимального раскрытия их потенциала.

Ключевые аспекты индивидуализации обучения в контексте народной педагогики включают следующее:

Диагностика потребностей студентов: Преподаватели проводят анализ знаний, умений и навыков каждого студента с целью выявления индивидуальных потребностей и

способностей. Это позволяет определить индивидуальные образовательные траектории и разработать персонализированные программы обучения.

Разнообразие методов обучения: Преподаватели используют разнообразные методы обучения, учитывая индивидуальные предпочтения и стилевые особенности студентов. Например, некоторые студенты могут предпочитать визуальное обучение, в то время как другие - аудиальное или кинестетическое.

Индивидуальные задания и проекты: Студентам предоставляются возможности для самостоятельной работы над проектами и заданиями, соответствующими их интересам и уровню подготовки. Это позволяет им развивать свои коммуникативные навыки в контексте интересующих тем и областей.

Консультации и обратная связь: Преподаватели проводят индивидуальные консультации с каждым студентом, обсуждают их успехи и трудности, помогают уточнить цели и задачи обучения, что способствует эффективному прогрессу в развитии коммуникативной компетентности.

Формирование гибкого учебного расписания: Вуз предоставляет студентам возможность выбирать учебные дисциплины и формы обучения в соответствии с их интересами, потребностями и особенностями. Это позволяет каждому студенту создать оптимальные условия для своего образования.

Индивидуализация обучения в контексте народной педагогики позволяет создать благоприятные условия для развития коммуникативной компетентности каждого студента, учитывая его уникальные характеристики и потребности. Этот подход способствует эффективному обучению и развитию личности, что является ключевым аспектом современного образования.

• Учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого студента при организации образовательного процесса.

• Предоставление возможностей для самостоятельной работы и развития коммуникатива

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Иванова, Е. П. (2020). Развитие коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов: теория и практика. Москва: Издательство "Просвещение".

2. Петров, А. Н. (2018). Народная педагогика: традиции и современность. Санкт-Петербург: Издательство "Питер".

3. Сидорова, О. К. (2016). Коммуникативная компетентность как основа профессионального развития будущих специалистов. Вестник Томского государственного университета, (409), 127-132.

4. Гаврилова, Н. В. (2019). Применение народных педагогических методов в высшем образовании для развития коммуникативной компетентности студентов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования, (4), 42-47.

5. Лебедева, И. М. (2017). Коммуникативная компетентность в контексте современного высшего образования: проблемы и перспективы. Педагогическое образование в России, (1), 88-95.

6. Карпова, Е. В. (2021). Использование народных педагогических традиций в развитии коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов. Методические рекомендации. Москва: Издательство "Просвещение".

7. Герасимова, О. Н. (2019). Развитие коммуникативной компетентности студентов вуза на основе принципов народной педагогики. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, (4), 94-99.

8. Калашникова, Н. П. (2020). Коммуникативное обучение на основе народной педагогики: опыт и перспективы. Образование и наука, (2), 56-63.

9. Лебедев, В. И. (2018). Народная педагогика как основа развития коммуникативной компетентности студентов. Современное образование: проблемы и решения, (3), 78-83.

10. Мельникова, Л. А. (2017). Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов на основе народной педагогики. Педагогическое образование в России, (2), 102-109.

11. Новиков, А. П. (2021). Применение народных педагогических методов в обучении коммуникативной компетентности студентов неязыковых специальностей. Педагогический вестник, (1), 34-40.

12. Орлова, Е. В. (2019). Использование фольклорных традиций в формировании коммуникативной компетентности будущих специалистов. Проблемы современной педагогики, (3), 72-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.