Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шпехт Марина Викторовна

В статье рассматриваются особенности и значение коммуникативных характеристик студентов в процессе их адаптации при обучении в вузе. Автором представлены результаты исследования коммуникативных склонностей и установок, адаптационных способностей студентов-психологов педагогического вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

и невербальным интеллектом. Развитие невербального и практического интеллекта находится на более высоком уровне, что позволяет на практике лучше выполнять материальные и рецептивные действия в умственной деятельности и хуже - действия во внутреннем плане, без опоры на какие-либо внешние средства.

2. Операциональная сторона интеллекта также неоднородна по своей структуре. Анализ, синтез, операция экстраполяции, двухмерное мышление развиты у студентов с нарушениями слуха также как, как у нормально слышащих студентов. Показатели по трехмерному мышлению и запоминанию у студентов с нарушениями слуха достоверно выше. Более низкие показатели были получены по конкретному мышлению, логике и операции вычислений. Это влияет на приемы учебной деятельности (сравнение, раскрытие причинных связей, составление характеристик изучаемых явлений), а также на общеучебные умения и навыки (осмысление учебного материала, выделение главного, абстрагирование и конкретизация, анализ, синтез, классификация, систематизация доказательств, аргументирование).

3. Структура интеллектуальных действий и операций влияет на следующие характеристики деятельности: полноту выделения существенных признаков; степень обобщенности их формулиров-

ки в слове; соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий с данными признаками; устойчивость достигнутых обобщений (теоретических и практических); степень самостоятельности в выделении и оперировании признаками новой закономерности или правила; чувствительность к подсказке, помощи со стороны обучающихся.

В реальной практике профессионального обучения лиц с ограничениями здоровья мы наблюдаем индивидуальные различия по интеллектуальным действиям и характеристикам у студентов с нарушениями слуха. Необходимо дальнейшее исследование умственной деятельности у студентов в условиях профессионального обучения для психолого-педагогического обоснования форм и методов обучения взрослых глухих и тренировки их психофизиологических свойств, характеристик и умственных функций, так как продуктивная интеллектуальная деятельность тесно связана с изучением всех учебных дисциплин.

Сведения об авторе:

Марина Павловна Сутырина - ст. преподаватель Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, г. Новосибирск Россия. E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

М. В. Шпехт

ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск, Россия

Резюме. В статье рассматриваются особенности и значение коммуникативных характеристик студентов в процессе их адаптации при обучении в вузе. Автором представлены результаты исследования коммуникативных склонностей и установок, адаптационных способностей студентов-психологов педагогического вуза.

Ключевые слова: адаптация, коммуникативная компетентность, коммуникативные установки.

Features adaptation of students to training in high school

M. V. Shpecht State pedagogical university, Novosibirsk, Russia

Abstract. The article considers personal communicative and adaptive characteristics of students of pedagogical university. Authors investigated the communicative and social abilities, communicative attitude, professional adaptation and their interaction. The authors shows necessity investigate further communicative characteristics of communication activity, the negative aspects of interpersonal communication.

Key words: adaptation, communicative competence, communicative attitude.

Студенттердин жогорку окуу жайларында (жож) билим алууга карата адаптациялануу езгечелуктеру

М. В. Шпехт

Корутунду. Макалада жож окуусундагы алардын адаптациялануу процессиндеги студенттердин ком-муникативдик мYнeздeмeсYHYн мааниси жана eзгeчeлYктeрY каралган. Автор тарабынан педагогикалык жож студент-психологдордун адаптациялык жeндeмдYYЛYктeрY, коммуникативдик ийкемдYYЛYГY жана аныктоолор

Основной целью высшего образования является удовлетворение потребностей личности в получении знаний. Новые способы организации обучения в вузе, высокая интенсивность изучения

учебного материала, недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде, а также недостаточное формирование коммуникативных знаний и умений

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

является одной из причин замедленной адаптации студентов первого курса в вузовской системе обучения. Поэтому решение проблемы адаптации студентов является одной из наиболее важных, так как от успешности протекания этого процесса зависит уровень академической успеваемости студентов, способность достигать психологической комфортности в условиях вуза и пр.

«Социальная адаптация» - это многоаспектное и сложное понятие, которое исследуется многими учеными в области философии, социологии, медицины, психологии, педагогики, и актуальность этого процесса носит устойчивый характер. В трудах отечественных психологов при исследовании социально-психологической адаптации, в качестве критерия уровня развития подобного состояния, рассматриваются отношения и установки испытуемых, отражающие опыт взаимоотношений с другими людьми; самооценка успешности в различных сферах межличностных отношений. А. Г. Маклаков [1] оценивает социально-психологическую адаптацию по показателям нервно-психической устойчивости, конфликтности, общительности, морально-нравственной ориентации и др.

Социальную адаптацию студентов Д. А. Андреева [2] рассматривает как процесс усвоения молодым человеком норм студенческой жизни, включение его в систему межличностных отношений группы. Поэтому можно отметить, что несоответствие межличностных отношений указанным выше критериям, следует рассматривать как дезадаптацию личности, у которой нарушены или снижены возможности социализации. Степень дезадаптации может зависеть, в том числе, и от коммуникативных способностей личности.

Одним из ведущих видов деятельности студента является учебно-профессиональная деятельность, в которой процесс коммуникации выходит на первый план. Именно в процессе общения студенты учатся обмениваться опытом, знаниями, идеями для установления взаимоотношений в коллективе, учатся подчинять свои интересы и потребности, приобретают социальный опыт коммуникативной деятельности.

Одним из показателей успешности в общении является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность определяется, в том числе, и как совокупность способностей, знаний, умений и навыков, которые проявляются в процессе межличностного взаимодействия и необходимы для эффективного общения. Коммуникативная компетентность позволяет осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека -и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.

В исследованиях, посвященных изучению сущности коммуникативной компетентности, отмечается зависимость этого процесса от многих социально-психологических характеристик: сте-

пени сформированности теоретических знаний в области межличностного взаимодействия, коммуникативных и социальных умений.

Необходимо отметить, что необходимость изучения коммуникативной компетентности обусловлена имеющимися противоречиями в реальном образовательном процессе между направленностью образовательного процесса на становление профессиональных ролей через освоение образовательной программы и недостаточным вниманием к развитию коммуникативной компетентности как средства социальной адаптации. Исходя из указанных противоречий, целью исследования является выявление коммуникативных и адаптационных особенностей студентов-психологов педагогического вуза.

К социально-психологическим характеристикам личности относят коммуникативные склонности и установки, организаторские склонности, общительность, эмоциональную устойчивость, самоконтроль, склонность к асоциальному поведению. Необходимость изучения указанных выше личностных характеристик определило выбор диагностических методик.

Методики исследования: 1) методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, направленная на изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности; 2) методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) 3) методика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) В. В. Синявского, Б. А. Федоришина, для выявления коммуникативных и организаторских склонностей; 4) методика оценки деструктивных коммуникативных установок (ДКУ) В. В Бойко, позволяющая определить наличие и степень выраженности негативных коммуникативных установок, Исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета. В исследовании принимало участие 65 студентов факультета психологии в возрасте 18-20 лет.

Результаты исследования по методике КОС-2 показали, что у 15% респондентов коммуникативные склонности низкие и ниже среднего, 52% испытуемых имеют уровень коммуникативных склонностей в пределах нормы и у 33% студентов

- коммуникативные склонности выше среднего уровня и высокие. Анализ результатов исследования по методике КСК позволил выявить низкий уровень социальной коммуникативной компетентности у 9% респондентов, 75% респондентов

- показатели КСК в пределах нормы, и у 11% испытуемых - показатели коммуникативной социальной компетентности выше нормы. Данные нашего исследования подтверждают результаты других исследований о преобладании высоких показателей коммуникативных склонностей у студентов, выбравших профессию, связанную с общением [3; 4].

Анализ выявленных значений по методике ДКУ показал среднюю и сильную степень выраженности деструктивных коммуникативных установок у 53% респондентов. Результаты наших исследований ДКУ подтверждают имеющиеся данные других ученых, изучающих деструктивность в общении у представителей различных профессий. Профессии, входящие в систему «человек-человек» и основанные на общении, имеют общую тенденцию к формированию у своих представителей более выраженных негативных коммуникативных установок. Так у медсестер, врачей и воспитателей установка на завуалированную жестокость в отношениях к людям выявлена в 40-53%, что также превышает указанную в методике В. В. Бойко норму [5].

Эмпирическое исследование по методике СПА выявило высокий показатель адаптивности у 24% респондентов, 76% испытуемых имеют показатель адаптивности в пределах нормы, респонденты с признаками дезадаптации не выявлены.

Таким образом, у студентов педагогического вуза выявлено, что большинство респондентов обладают хорошими коммуникативными навыками и умениями, что позволяет им легче адаптироваться к условиям обучения в вузе. При этом у половины респондентов имеется негативный опыт общения, скрытая или завуалированная жестокость в отношении других при межличностном общении. Такие установки могут формироваться под влиянием неблагоприятного опыта человеческого взаимодействия, что характерно для процесса адаптации на первом курсе обучения в вузе. Это объясняется новыми условиями обучения и другими требованиями, предъявляемыми к обучающимся в вузе на фоне их отрыва от привычного социального окружения, необходимости отказа от привычных стереотипов поведения и пр.

Итак, мы можем отметить, что студенты, выбравшие профессию системы «человек-человек» имеют высокий потенциал для формирования коммуникативных способностей, который является необходимым условием профессиональной психолого-педагогической деятельности. При этом выявленные показатели подтверждают данные других исследований по студентам-психологам, которые указывают на общую тенденцию к проявлению жестокости, негативной оценке окружающих, не-

гативизму в общении у лиц данного возрастного периода, а также лиц выбравших профессию, основанную на общении [4; 6].

Данные нашего эмпирического исследования подтверждают необходимость дальнейшего более глубокого исследования динамики изменений коммуникативных характеристик у студентов педагогического вуза. Необходимо также исследовать состояние адаптивных возможностей студентов-психологов различных сроков обучения в педагогическом вузе для составления вероятного прогноза их успешности в будущей профессиональной деятельности и их профессионального самоопределения.

Литература.

1. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебное пособие для вузов СПб. : Питер, 2006. С. 438-439

2. Андреева Д. А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе. А. : Человек и общество, 2006. 415 с.

3. Дорошенко Т. В. Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности: дис. . . канд. психол. наук: 19. 00. 01. Хабаровск, 2007. 205 с.

4. Шпехт М. В. Коммуникативная компетентность и ее роль в военной профессиональной адаптации //Компетен-тностно-деятельностный подход как стратегический приоритет современной модернизации системы образования: Материалы международной научно-практической конференции 18-23 августа 2014г; под ред. А. В. Петрова. Горно-Алтайск: РМНКО, 2014. С. 193-195.

5. Аникеева, Ю. В. Психологические детерминанты развития коммуникативных способностей студентов-психологов: дис. .. канд. психол. наук: 19. 00. 07/Аникеева Юлия Владимировна. - Ставрополь, 2012. - 236 с.

6. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В. В. Бойко. -М. : Филинъ, 1996. - 472 с.

Сведения об авторах:

Марина Викторовна Шпехт - аспирант факультета психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28. т. shpeht@yandex. ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.