Научная статья на тему 'Диагностика коммуникативной компетентности студентов вузов'

Диагностика коммуникативной компетентности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5007
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УРОВЕНЬ ЭМПАТИИ / САМОКОНТРОЛЬ В ОБЩЕНИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шолудякова Анастасия Витальевна

В статье раскрыта сущность коммуникативной компетентности, приведены результаты диагностики коммуникативной компетентности студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика коммуникативной компетентности студентов вузов»

УДК 378.035+316.6-057.87

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

DIAGNOSTICS OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCY OF UNIVERSITY STUDENTS

А. В. Шолудякова A. V. Sholudyakova

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрыта сущность коммуникативной компетентности, приведены результаты диагностики коммуникативной компетентности студентов вузов.

Abstract. The essence of communicative competency has been revealed, the diagnostic results of communicative competency of university students has been given, in the article.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные и организаторские способности, уровень эмпатии, самоконтроль в общении.

Keywords: communicative competency, communicative abilities and organizational skills, level of empathy, self-control in communication.

Актуальность исследуемой проблемы. Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является разработка механизма включения коммуникативной составляющей в содержание процесса подготовки студентов по экономическим направлениям. В современных условиях внедрения новых образовательных стандартов, их ориентации на потребности бизнеса особенно актуальной становится проблема развития коммуникативных и организаторских способностей личности. Умение говорить, слушать, убеждать, работать с разного рода информацией, устанавливать контакты с клиентами и коллегами - необходимые требования, предъявляемые к будущему специалисту. Работодатели отдают предпочтение таким умениям, как способность выбирать оптимальный стиль общения в деловых ситуациях, аргументированно доказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями, чувствами, поведением. Работодатели заинтересованы в специалистах, которым присуща эмоциональная устойчивость, что указывает на осознание ее важности как элемента профессионального мастерства.

Компетентность является одним из определяющих факторов успешности профессиональной деятельности в современных условиях. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного состоит в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и реализует их в практической деятельности. Компетентность предполагает наличие внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и отношение к своей работе как к ценности. Это не только набор, а именно сочетание, расширенная система, некий модуль, состоящий из разных уровней и необходимых характеристик [4]. Моделирование и построение компетенций не-

обходимы современному бизнесу, поскольку важно знать, каковы критерии успешности сотрудников, а не просто руководство стандартным набором KSAO (Knowledge, Skills, Abilities and Other characteristics - знания, навыки, способности и другие характеристики). KSAO определяет должностные требования и обязанности, но не может полностью охарактеризовать их исполнителя, что, соответственно, не позволяет максимально эффективно использовать все имеющиеся человеческие ресурсы, т. е. не достигаются бизнес-цели, не повышаются стандарты работы, не появляется высокий уровень мотивации сотрудников.

Материал и методика исследований. Методический инструментарий исследования коммуникативной компетентности студентов направлен на определение свойств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности будущих специалистов и возможность практической реализации полученных знаний и личностных качеств.

Личность необходимо изучать комплексно, поэтому важно как исследование ее мотивационной и эмоциональной сфер, так и интеллектуальной сферы. Для этого используются методики, диагностирующие познавательные процессы и способности, различные личностные свойства и отношения, как сознательные, так и бессознательные. С использованием различных методик психодиагностики личности нами проведен опрос студентов второго, третьего и четвертого курсов высших учебных заведений Чувашской Республики (620 человек).

Методика выявления уровня коммуникативных и организаторских способностей (КОС), авторами которой являются В. В. Синявский и Б. А. Федоришин, базируется на принципе отражения и оценки некоторых особенностей поведения в различных ситуациях, знакомых по опыту [2, 528]. В методике представлены вопросы для изучения коммуникативных способностей и выявления следующих особенностей поведения: проявляет ли личность стремление к общению; быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу; легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; легко ли выступает перед аудиторией; насколько быстро реагирует на просьбы; проявляет ли интерес к общественной работе. Методика выявления организаторских способностей включает также 20 вопросов, помогающих оценить такие качества, как быстрота ориентации в сложных ситуациях, находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность, склонность к организаторской деятельности, самостоятельность, самокритичность; выдержка, отношение к общественной работе, общительность.

Результаты исследований и их обсуждение. Термины «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» нередко употребляются без разграничения смысла между ними, однако они существенно различаются между собой [1, 5]. Коммуникативная компетенция - это демонстрируемая область успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. В отличие от коммуникативной компетенции, коммуникативная компетентность определяется в современной науке как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности. Этот ресурс включает не только компоненты, измеряемые с помощью языкового тестирования, но и иные составляющие, которые не входят в конструкт языкового тестирования и не могут измеряться с помощью языковых тестов. На наш взгляд, они обнаруживаются на более высоком личностном уровне и включают в себя интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью.

Если коммуникативная компетенция представляет собой область успешной коммуникативной деятельности, то коммуникативная компетентность есть более глобальное образование, именуемое личностным ресурсом и выходящее за пределы компетенции разработчиков языковых тестов.

В списке наиболее часто используемых видов компетенций, составленном на основе анализа 49 словарей компетенций, коммуникация заняла второе место среди 553 компетенций, получив 73 %. Кроме того, более 40 % перечисленных компетенций в той или иной степени отражает коммуникативные аспекты деятельности личности [5].

С помощью шкалы оценок можно определить уровни проявления коммуникативных и организаторских способностей (табл. 1).

Таблица 1

Шкала оценок коммуникативных и организаторских способностей студентов вузов

Шкала коэффициента коммуникативных способностей Доля респондентов, % Шкала коэффициента организаторских способностей Доля респондентов, % Уровень проявления способностей

от 0,1 до 0,45 29,63 от 0,2 до 0,55 66,67 низкий

от 0,46 до 0,55 40,74 от 0,56 до 0,65 22,22 ниже среднего

от 0,56 до 0,65 16,67 от 0,66 до 0,70 1,85 средний

от 0,66 до 0,75 11,11 от 0,71 до 0,80 3,70 высокий

от 0,76 до 1,00 1,85 от 0,81 до 1,00 5,56 очень высокий

На рис. 1 представлено распределение респондентов по уровням проявления коммуникативных способностей. Более 70 % (70,37 %) опрошенных отличаются низким и ниже среднего уровнями проявления коммуникативных способностей. У 16,67 % опрошенных коэффициент коммуникативных способностей находится в пределах границ 0,56-0,65, что констатирует средний уровень. 11,11 % респондентов отличаются высоким и только 1,85 % - очень высоким уровнем проявления коммуникативных способностей.

40,74

□ средний

1,85

66,67

] очень высокий

3 ниже среднего

□ очень высоким

3,70

16,67

Рис. 1. Распределение респондентов по уровням про- Рис. 2. Распределение респондентов по уровням прояв-

явления коммуникативных способностей ления организаторских способностей

На рис. 2 представлено распределение респондентов по уровням проявления организаторских способностей. В совокупности у 88,89 % опрошенных определен уровень проявления коммуникативных способностей ниже среднего и низкий, в том числе 66,67 % из них отличает низкий уровень, 22,22 % - уровень ниже среднего. Средний уровень проявления организаторских способностей отмечен у 1,85 % респондентов, что является крайне низким показателем. Высокий и очень высокий уровни зафиксированы у 3,7 и 5,6 % опрошенных соответственно.

Таким образом, использование данной методики показало, что большая часть респондентов отличается низким уровнем коммуникативных и организаторских способностей, проявление инициативы в деятельности крайне занижено, студенты предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Средний уровень коммуникативных и организаторских способностей проявляется в том, что респонденты стремятся к контактам, отстаивают свое мнение, планируют работу. Однако потенциал этих способностей не отличается высокой устойчивостью в зависимости от ситуации. Группы опрошенных с низким, ниже среднего и средним уровнями проявления коммуникативных и организаторских способностей нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию этих способностей.

Высокий и очень высокий уровни проявления коммуникативных и организаторских способностей определяются способностью опрошенных быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденностью поведения в новом коллективе, высоким уровнем адаптации. Респонденты, показавшие эти уровни, инициативны, предпочитают принимать самостоятельные решения, в том числе в сложных и нестандартных ситуациях, отстаивают свое мнение и добиваются того, чтобы оно было принято.

Следует отметить, что коммуникативный самоконтроль является важным компонентом как профессиональной компетентности в целом, так и коммуникативной компетентности будущего специалиста в частности [3, 124]. Рассмотрим результаты опроса по методике диагностики самоконтроля в общении, автором которой является М. Снайдер [2, 554]. Респонденты с высоким коммуникативным контролем, по М. Снайдеру, управляют выражением своих эмоций, однако они не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с более низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты.

Согласно проведенному опросу (рис. 3), 12,96 % респондентов характеризует низкий коммуникативный контроль, их поведение устойчиво, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций, однако способны к искреннему самораскрытию в общении, их также отличает излишняя прямолинейность. Более чем половина опрошенных (57,41 %) имеет средний уровень коммуникативного контроля. Они искренни, но не сдержанны в эмоциональных проявлениях и способности учитывать интересы окружающих. 29,63 % респондентов отличает высокий коммуникативный контроль, они гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют окружающих и даже способны предвидеть впечатление, которое производят.

3,70

□ низкий Передний □ высокий □ очень низкий □ заниженный Передний Почень высокий

Рис. 3. Распределение респондентов по уровням са- Рис. 4. Распределение респондентов по уровням

моконтроля в общении по методике М. Снайдера эмпатических способностей по методике В. В. Бойко

В рамках методики диагностики эмпатических способностей, автором которой является В. В. Бойко, анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии [5, 523]. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 1 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. В. В. Бойко выделяет следующие шкалы эмпатии:

^ рациональный канал;

^ эмоциональный канал;

^ интуитивный канал;

^ установки, способствующие или препятствующие;

^ проникающая способность;

^ идентификация.

В интерпретации основного показателя - уровня эмпатии - шкальные оценки выполняют вспомогательную роль. На рис. 4. представлены результаты опроса по определению уровня эмпатических способностей. У 66,66 % опрошенных зафиксированы очень низкий и заниженный уровни эмпатии (22,22 и 44,44 % соответственно). Средний уровень эмпатических способностей отмечен у 29,63 % респондентов. Очень высокий уровень эмпатии определен у 3,70 % опрошенных.

На рис. 5 представлено распределение респондентов по каналам в структуре эмпатии. Наиболее развитыми являются интуитивный и эмоциональный каналы.

Идентификация

Проникающая способность

■= Установки

л

5

X

2 Интуитивный

Эмоциональный

Рациональный

О 10 20 30 40 50 60 70

%

Рис. 5. Распределение респондентов по каналам в структуре эмпатии по методике диагностики

эмпатических способностей В. В. Бойко

В рациональном канале эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому; он позволяет непредвзято выявить сущность партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать на него возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру посредством эмоционального канала эмпатии. Соучастие и сопереживание выполняют между людьми роль связующего звена.

На уровне интуитивного канала замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция зависит от оценочных стереотипов менее, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Наоборот, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

1- о □ 5 О 6

1- о □ со О 4

1- о □ 0 О 2

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. Важное условие успешной эмпатии - идентификация. Это умение понять другого человека на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации лежит легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Диагностика эмпатических способностей выявила достаточно низкий уровень их сформированности, что свидетельствует о необходимости дальнейшей серьезной и планомерной работы по формированию и развитию эмпатических способностей у студентов. Одним из направлений решения этой задачи может служить введение специализированных курсов, направленных на развитие профессионально значимых коммуникативных и организаторских способностей. Специализированные курсы - важнейший компонент профессионального обучения, поэтому их разработка и внедрение становятся частью региональных программ профильного обучения. Курсы должны быть построены так, чтобы они позволяли в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные технологии, проектные формы работы.

В практике ведущих образовательных учреждений зарубежных стран широко применяется внедрение в образовательные программы специализированных курсов (коммуникативные практики, проектная деятельность, развитие рефлексивных способностей, развитие навыков самообразования и т. д.). При этом обязательным условием является самостоятельный выбор учебных курсов студентами, формирование ими индивидуального учебного плана.

Резюме. Методический инструментарий исследования коммуникативной компетентности студентов является достаточно разнообразным, но требует тщательного подхода к выбору и обработке результатов. При этом необходимо учитывать, что возрастные психологические особенности (от 18 лет до 21 года), излишняя эмоциональность, юношеский максимализм оказывают значительное влияние на поведение молодых людей. Диагностика самоконтроля в общении подтвердила наличие у них потенциала развития коммуникативных и организаторских способностей. Поэтому его необходимо развивать на протяжении всего процесса профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 20 с.

2. Райгородский, Д. Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика персонала / Д. Я. Рай-городский. - Самара : Бахрах-М, 2010. - 790 с.

3. Хрисанова, Е. Г. Теория и практика подготовки студентов педвуза к самоконтролю профессионально-педагогической деятельности / Е. Г. Хрисанова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. - 328 с.

4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] /

А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - Режим доступа:

ИНр ://е1(!о8.ги/)оита1/2002/0423.Мт.

5. Определение понятия «компетенция» [Электронный ресурс] // Источник HR-Porta1.ru. - Режим доступа: http://www.hr-porta1.ru/artic1e/oprede1enie-ponyatiya-kompetentsiya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.