Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей вуза'

Формирование коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / DEVELOPING / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE APPROACH / COMMUNICATIVE SKILLS / VALUE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гричановская Елена Сергеевна

В статье представлено эмпирическое исследование процесса формирования коммуникативной компетентности студентов вуза и анализ его результатов. Эксперимент проведен на основе модели формирования коммуникативной компетентности студентов, которая состоит из мотивационного, эмоционально-волевого, личностного, операционного, социального и лингвистического компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей вуза»

УДК 372.8 Гричановская Елена Сергеевна

старший преподаватель кафедры иностранных языков Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета тел.: (962) 297-79-64

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА

Grichanovskaya Elena Sergeevna

Senior Lecturer of the Foreign Languages Department, Amur State University of Humanities and Pedagogy tel.: (962) 297-79-64

DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE ECONOMY DEPARTMENTS’ STUDENTS

Аннотация:

В статье представлено эмпирическое исследование процесса формирования коммуникативной компетентности студентов вуза и анализ его результатов. Эксперимент проведен на основе модели формирования коммуникативной компетентности студентов, которая состоит из мотивационного, эмоционально-волевого, личностного, операционного, социального и лингвистического компонентов.

Ключевые слова:

формирование, коммуникативная компетентность, профессиональная коммуникация, коммуникативный подход, коммуникативные способности, ценностные ориентации.

Summary:

The article presents the empirical study of the process of developing communicative competence of the economy departments’ students and analyses its results. The research is based upon the model of developing communicative competence of university students, which consists of some components: motivational, personal, operational, social, linguistic, emotional and volitional.

Keywords:

developing, communicative competence, professional communication, communicative approach, communicative skills, value system.

Современные процессы информатизации и глобализации выдвигают на передний план новые социально значимые задачи. Одной из них является совершенствование качества сознания людей, их умения адекватно понимать друг друга и, следовательно, конструктивно взаимодействовать, то есть владеть коммуникативной компетентностью. Именно эту задачу должно выполнять современное образование.

На сегодняшний день существует проблема в области профессиональной коммуникации, особенно на международном уровне. В перечне предметов, предлагаемых сегодня студентам экономических специальностей, отсутствуют те, которые бы влияли на развитие навыков профессиональной коммуникации, в свою очередь, способствующей успешной социализации нового специалиста в коллективе. Иностранный язык является одной из обязательных дисциплин. Изучение этого предмета в сложившейся ситуации можно рассматривать как эффективный способ формирования коммуникативной компетентности студентов вуза.

Ведущими в обучении иностранным языкам сегодня являются коммуникативный подход, деятельностный, проективный, цикловой и межцикловой подход, эмоционально-смысловой, суггесто-кибернетический интегральный метод, метод активизации возможностей личности и коллектива. Каждый из перечисленных подходов и методов индивидуален и отличается достаточной результативностью при серьезном его использовании. Тем не менее на данный момент в вузе на неязыковых специальностях достаточно проблематично реализовать данные подходы и методы в полном объеме. Первоочередной задачей вуза является подготовка квалифицированного, компетентного специалиста в своей области, а следовательно, каждый предмет учебной программы должен соответствовать данной задаче. Таким образом, нашей целью является создание оригинальной системы обучения иностранному языку, направленной на формирование коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей. Для этого нами была разработана модель формирования коммуникативной компетентности студентов вуза, состоящая из личностного, мотивационного, операционного, эмоционально-волевого, социального и лингвистического компонентов.

В результате анализа федерального государственного образовательного стандарта были выявлены общекультурные, профессиональные и общенаучные компетенции, которыми должен обладать выпускник [1, 2]. Кроме того, мы рассмотрели профессиональные, личностные требования, предъявляемые соискателям в современных кадровых агентствах, такие как каче-

ство выполнения должностных обязанностей; работоспособность каждого из сотрудников и степень помощи коллегам; организаторские способности; интеллектуальные качества; степень работоспособности и помощи коллегам; конфликтность сотрудников; приоритет личных и групповых целей; нравственные качества; отношение к коллегам; отношение коллег к себе. На основе данного анализа были определены умения и навыки, а также показатели по каждому из предлагаемых компонентов модели. Таким образом, мы выделили критерии личностного компонента - саморазвитие, самостоятельность, самосовершенствование, толерантность, эмпатию, способность к принятию решений; мотивационного компонента - мотивацию к изучению иностранного языка как предмета, мотивацию к овладению коммуникативной компетентностью, потребность в овладении КК в повседневной жизни, потребность в овладении КК для профессиональной деятельности, для работы на международном уровне; операционного компонента -умение регулировать темп речи, навыки публичного выступления, навыки делового общения, навыки общения с противоположным полом, умение регулировать эмоциональность речи, соблюдение стилей речи, применение правил грамматики; эмоционально-волевого компонента -умение справляться с волнением в деловом общении, во время публичного выступления, во время общения с противоположным полом, эмоциональность речи, умение управлять эмоциональностью речи; социального компонента - способность к адаптации в кругу новых друзей, в кругу коллег (одногруппников), в кругу вышестоящих по должности, способность к адаптации в незнакомом коллективе, лидерство в кругу коллег, лидерство в кругу друзей и знакомых, умение отстоять свое мнение; лингвистического компонента - социокультурную компетенцию, социолингвистическую компетенцию, грамматическую компетенцию, дискурсивную компетенцию.

Для исследования уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов вуза нами был проведен констатирующий эксперимент. Его целью стало изучение показателей развития каждого из компонентов. В качестве основных методов было выбрано анкетирование, беседа, ранжирование, наблюдение. В исследовании принимали участие 200 студентов факультета технологии, экономики, дизайна специальностей «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Национальная экономика», «Управление в экономике». Анкета состояла из шести блоков. Каждый из блоков соответствовал компонентам предлагаемой модели - мотивационный блок, операционный, эмоционально-волевой, личностный, социальный и лингвистический. Вопросы анкеты содержали четыре варианта стандартных ответов. Кроме того, мы использовали методики «Ценностных ориентаций» М. Рокича, «Экспресс-диагностику социальных ценностей личности», «Методику выявления коммуникативных и организаторских способностей» А.В. Батаршева и «Диагностику коммуникативной толерантности» В.В. Бойко [3, 4, 5]. На основе данных методик были выделены три уровня развития исследуемого явления: высокий, средний, низкий.

Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, приведены в сводной таблице 1:

Таблица 1 - Уровни сформированности компонентов коммуникативной компетентности

студентов экономических специальностей

Компоненты Уровни

Высокий Средний Низкий

Общая гр. Контр. гр. Общая гр. Контр. гр. Общая гр. Контр. гр.

Мотивационный компонент 35,6 % 33,7 % 36,8 % 39,6 % 27,6 % 26,7 %

Операционный компонент 31,6 % 27 % 41,1 % 37,5 % 27,3 % 35,5 %

Эмоционально-волевой компонент 41,9 % 44,4 % 33,3 % 32,1 % 24,8 % 23,5 %

Личностный компонент 31 % 28 % 33,8 % 33,3 % 35,2 % 38,7 %

Социальный компонент 15,4 % 13 % 50,5 % 47 % 34,1 % 40 %

Лингвистическая компонента 20 % 18,9 % 31,5 % 30 % 48,5 % 51,1 %

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большая часть студентов осознает необходимость изучения иностранного языка и овладения коммуникативной компетентностью (КК). Этот показатель находится на среднем уровне. Что касается потребности КК для будущей профессии и для работы на международном уровне, то студенты осознают необходимость овладения КК и показывают высокий уровень мотивации. Студенты считают КК важной для своей профессии, так как многие связывают свое будущее с реализацией крупных национальных и международных проектов. Тем не менее лишь некоторые видят необходимость комплексной работы над собой для развития компетенций необходимых в профессиональной деятельности. В результате можно сделать вывод, о том, что мотивационный компонент находится на среднем уровне.

В ходе исследования операционного компонента мы определили, что владение коммуникативными навыками и умениями у испытуемых находятся на среднем уровне. Многим студентам не удается регулировать эмоциональность и темп своей речи во время публичного выступления и делового общения, корректно применять грамматические правила и ориентироваться в функциональных стилях речи, то есть не все обладают данными навыками. Таким образом, в процессе обучения стоит обратить особое внимание на данные аспекты коммуникации.

Для российского менталитета эмоциональность речи в общении считается привычным явлением. Тем не менее данный показатель рассматривался нами в связи с тем, что в деловом общении с представителями англоязычных стран слишком эмоциональная речь не допускается и может повлиять на исход встречи или переговоров. Результаты эксперимента показали, что большая часть студентов испытывает затруднения во время делового общения и публичного выступления. Кроме того, большинству опрошенных достаточно сложно справляться со своими эмоциями и присущим волнением во время общения, что часто негативно сказывается на результатах каких-либо выступлений и деловых встреч.

Результаты анализа данных, полученных в процессе изучения личностного компонента, говорят о том, что его показатели находятся на низком уровне, то есть толерантность, самостоятельность, самообразование, оперативность в принятии решений присущи респондентам, но в меньшей степени. Это связано, прежде всего, с тем, что современное обучение как в школе, так и в вузе в большинстве своем имеет когнитивную направленность и мало уделяет внимания развитию личностных качеств учащихся.

Общий показатель по социальному компоненту также находится на среднем уровне, то есть большая часть испытуемых ощущают дискомфорт при общении и работе с незнакомыми людьми и с вышестоящими по должности людьми. Кроме того, многие не считают себя лидерами даже в кругу знакомых и друзей.

В ходе изучения лингвистического компонента нами рассматривались основные компетенции овладения иностранным языком: социокультурная, социолингвистическая, грамматическая, дискурсивная. В данном разделе анкеты студентам предлагались тесты на проверку грамматических, лексических (профессиональная лексика), монологических (навыки выражения самостоятельных суждений, доводов), диалогических навыков (реакция на реплики различных уровней общения), а также на знание страноведческих аспектов английского языка. Результаты, полученные при анализе анкеты на определение уровня лингвистических компетенций, показали, что студенты находятся на низком уровне владения лингвистическими компетенциями и не обладают достаточными навыками владения иностранным языком.

Для определения ценностных ориентаций студентов по методике М. Рокича, основанной на прямом ранжировании списка ценностей, опрашиваемым предлагались два класса ценностей - терминальные (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальные (убеждения в том, что какой-то образ действий является предпочтительным в любой ситуации). Респондентам предлагалось два списка ценностей, каждой из которых необходимо было присвоить ранговый номер. Среди терминальных ценностей первое место занял вариант «материальная обеспеченность» (93 %), затем «развлечения» (92 %) и на третьем - «свобода, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках» (76 %). Среди инструментальных - «независимость, способность действовать самостоятельно, решительно» (81 %), «жизнерадостность, чувство юмора» (76 %), «образованность, широта знаний, высокая общая культура» (77 %).

«Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» позволяет выявить личные и социально-психологические ориентации и предпочтения. Данная методика также используется многими кадровыми агентствами для подбора персонала. В ходе эксперимента респондентам предлагалось оценить в баллах значимость каждого из 16 утверждений, которые затем группируются.

Полученные результаты показали, что приоритетными для студентов являются материальные ценности и наличие достойной профессии, способствующей в первую очередь удовлетворению этих материальных потребностей, что свидетельствует о необходимости развития многих личностных качеств.

Для выявления коммуникативных способностей нами использовались «Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей» А.В. Батаршева и «Диагностика коммуникативной толерантности» В.В. Бойко. Результаты первой методики выявили средний уровень развития коммуникативных способностей студентов. Во второй респондентам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. Максимальное количество баллов свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим. Тем не менее в результате опроса наибольшее количество студентов набрали от

75 до 85 баллов, что говорит о низком уровне коммуникативной толерантности, которая является одной из составляющих коммуникативной компетентности.

Помимо описываемых выше методик в процессе эксперимента нами использовались также методы наблюдения, беседы с другими преподавателями, была изучена отчетная документация о прохождении практики студентов старших курсов. Результаты данного исследования показали, что не всем удается успешно справляться с предлагаемой на производстве работой. В немалой степени это связано с тем, что многим практикантам было достаточно сложно найти необходимые подходы к работе с людьми и вступить в деловые отношения с коллегами. Об этом также говорят характеристики студентов с мест прохождения практики.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы обнаружили, что показатели по исследуемым компонентам модели находятся на среднем или низком уровнях. Это говорит о том, что современный студент вуза не обладает достаточными умениями и навыками общения, ведения беседы как на родном, так и на иностранном языке, что является серьезным барьером для будущей профессиональной деятельности. Следовательно, существующая практика обучения иностранному языку не приносит ожидаемых результатов и не способствует формированию коммуникативной компетентности, необходимой для профессионального общения. Традиционные методики устарели и должны быть частично заменены более совершенными, действительно необходимыми в современном обучении иностранному языку в вузе.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.

2. Казанович В.Г. Анализ представленности компетенций в действующих государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». М.; Уфа, 2005.

3. Батаршев А.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб., 2007.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999.

5. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991.

1. Gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. M., 2000.

2. Kazanovich V.G. Analiz predstavlennosti kompe-tentsiy v deystvuyushchikh gosudarstvennykh obra-zovatel'nykh standartakh vysshego professional'nogo obrazovaniya // Materialy XV Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Aktual'nye problemy kachestva obrazovaniya i puti ikh resheniya v kontek-ste evropeyskikh i mirovykh tendentsiy». M.; Ufa, 2005.

3. Batarshev A.V. Diagnostika professional'no vazhnykh kachestv. SPb., 2007.

4. Batarshev A.V. Psikhodiagnostika sposobnosti k obshcheniyu, ili Kak opredelit' organizatorskie i kom-munikativnye kachestva lichnosti. M., 1999.

5. Zhukov Y.M. Diagnostika i razvitie kompetentnosti v obshchenii. M., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.