ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
М. П. Сутырина
Features intellectual activities students hearing impaired
M. P. Sutyrina
Угуу органдары бузулган студенттердин интеллектуалдык иш аракеттеринин взгвчвлYктврY
М. П. Сутырина
На пути овладения профессией студент включен в различные виды деятельности: общественную, учебную, научную, исследовательскую. Основное место в процессе образования студента принадлежит учебно-профессиональной деятельности во время аудиторных занятий (лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ) и внеаудиторных (самостоятельная работа).
Особенность методики обучения в профессиональной школе - приобщение студентов к методам самостоятельного познания и научно-обоснованного действия: изучение методов науки и путей их применения, формирование интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно находить необходимую информацию и пополнять свой багаж знаний.
В теории учебной деятельности определены предметное содержание, ее свойства и структура.
1. Предмет учебной деятельности - это усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.
2. Средства: а) интеллектуальные действия, мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация и др; б) знаковые, языковые средства, в форме которых усваивается знание.
3. Способы учебной деятельности - репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные.
В содержании учебной деятельности необходимо учитывать, что интеллектуальные функции и действия выступают как важнейшие средства умственного труда, деятельности. Этот аспект деятельности мы будем рассматривать далее.
Интеллектуальную деятельность в студенческом возрасте мы понимаем как напряженную умственную работу, связанную с необходимостью переработки большого количества информации, принятия ответственных решений. Эффективность интеллектуальной деятельности зависит от многих факторов: содержания и сложности задач и целей учебной деятельности; уровня знаний и обученности; интеллектуальных знаний, навыков; мотивации студента; общих психологических установок студента; четких и ясных представлений о будущей профессии; психической устойчивости.
В студенческом возрасте имеются наибольшие возможности развития интеллектуальных функций, в этом возрастном диапазоне расположены сенситивные периоды, которыми еще недостаточно воспользовались при обучении в школе. Профессиональное образование создает условия для постоянной «тренировки» интеллектуальных действий, способов, которые могут достичь оптимума в ранней молодости; в условиях получения образования формируется индивидуальный когнитивный стиль работы, меняется степень сложности мыслительных операций.
Вопрос о потенциале интеллектуального развития молодых людей, имеющих нарушения слуха, остается на сегодняшний день открытым и требует детальной разработки, так как объем, уровень и качество интеллектуальных функций и действий тесно связаны с учебно-познавательной деятельностью в условиях профессионального образования.
В данной статье были поставлены задачи:
— дать характеристику интеллектуальной деятельности студентов с ограничениями здоровья;
— определить влияние особенностей структурной организации общих (интеллектуальных) способностей на процессуальную сторону мыслительной деятельности у студентов с нарушениями слуха.
Для решения этих задач мы использовали полученный ранее с помощью тестов интеллекта экспериментально-исследовательский материал. Хотелось бы уточнить, что интеллектуальные тесты Р. Амтхауэра, Д. Векслера, К. Кеттелла могут использоваться с разными целями - как для прямого определения умственной одаренности, также и для выяснения уровня и структуры интеллекта, объема и сложности интеллектуальных операций. Наиболее прогностичной в этом плане является методика Амтхауэра, которая изначально была предназначена для профессионального отбора и профессиональной ориентации.
Анализ данных по интеллектуальным характеристикам студентов с нарушениями слуха позволяет сделать следующие выводы.
1. В структурной организации интеллектуальных способностей у студентов с нарушениями слуха выявлены диспропорции между теоретическим и практическим интеллектом, между вербальным
МЕДИЦИНА
ежемесячный научно-практическии медицинским журнал
и невербальным интеллектом. Развитие невербального и практического интеллекта находится на более высоком уровне, что позволяет на практике лучше выполнять материальные и рецептивные действия в умственной деятельности и хуже - действия во внутреннем плане, без опоры на какие-либо внешние средства.
2. Операциональная сторона интеллекта также неоднородна по своей структуре. Анализ, синтез, операция экстраполяции, двухмерное мышление развиты у студентов с нарушениями слуха также как, как у нормально слышащих студентов. Показатели по трехмерному мышлению и запоминанию у студентов с нарушениями слуха достоверно выше. Более низкие показатели были получены по конкретному мышлению, логике и операции вычислений. Это влияет на приемы учебной деятельности (сравнение, раскрытие причинных связей, составление характеристик изучаемых явлений), а также на общеучебные умения и навыки (осмысление учебного материала, выделение главного, абстрагирование и конкретизация, анализ, синтез, классификация, систематизация доказательств, аргументирование).
3. Структура интеллектуальных действий и операций влияет на следующие характеристики деятельности: полноту выделения существенных признаков; степень обобщенности их формулиров-
ки в слове; соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий с данными признаками; устойчивость достигнутых обобщений (теоретических и практических); степень самостоятельности в выделении и оперировании признаками новой закономерности или правила; чувствительность к подсказке, помощи со стороны обучающихся.
В реальной практике профессионального обучения лиц с ограничениями здоровья мы наблюдаем индивидуальные различия по интеллектуальным действиям и характеристикам у студентов с нарушениями слуха. Необходимо дальнейшее исследование умственной деятельности у студентов в условиях профессионального обучения для психолого-педагогического обоснования форм и методов обучения взрослых глухих и тренировки их психофизиологических свойств, характеристик и умственных функций, так как продуктивная интеллектуальная деятельность тесно связана с изучением всех учебных дисциплин.
Сведения об авторе:
Марина Павловна Сутырина - ст. преподаватель Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, г. Новосибирск Россия. E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
М. В. Шпехт
ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск, Россия
Резюме. В статье рассматриваются особенности и значение коммуникативных характеристик студентов в процессе их адаптации при обучении в вузе. Автором представлены результаты исследования коммуникативных склонностей и установок, адаптационных способностей студентов-психологов педагогического вуза.
Ключевые слова: адаптация, коммуникативная компетентность, коммуникативные установки.
Features adaptation of students to training in high school
M. V. Shpecht State pedagogical university, Novosibirsk, Russia
Abstract. The article considers personal communicative and adaptive characteristics of students of pedagogical university. Authors investigated the communicative and social abilities, communicative attitude, professional adaptation and their interaction. The authors shows necessity investigate further communicative characteristics of communication activity, the negative aspects of interpersonal communication.
Key words: adaptation, communicative competence, communicative attitude.
Студенттердин жогорку окуу жайларында (жож) билим алууга карата адаптациялануу езгечелуктеру
М. В. Шпехт
Корутунду. Макалада жож окуусундагы алардын адаптациялануу процессиндеги студенттердин ком-муникативдик мYнeздeмeсYHYн мааниси жана eзгeчeлYктeрY каралган. Автор тарабынан педагогикалык жож студент-психологдордун адаптациялык жeндeмдYYЛYктeрY, коммуникативдик ийкемдYYЛYГY жана аныктоолор
Основной целью высшего образования является удовлетворение потребностей личности в получении знаний. Новые способы организации обучения в вузе, высокая интенсивность изучения
учебного материала, недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде, а также недостаточное формирование коммуникативных знаний и умений