Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ МАГИСТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / DEVELOPMENT / INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE / FUTURE MASTER OF PEDAGOGICAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES USING ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна, Поваляева Ольга Николаевна

Становление современного информационного общества сопровождается повышением требований к уровню развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования. Рассматривается проблема определения педагогических условий, отвечающих задачам оптимизации такого развития в учебном процессе. Цель - осуществить поиск содержания и обоснование педагогических условий развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования. Методы исследования: анализ массива научно-исследовательских работ в областях педагогики и психологии высшей школы, обобщение содержательного аспекта в выявлении педагогических условий, сравнение отличительных особенностей влияния в поиске обоснования педагогических условий. Выявлены педагогические условия развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогики, включающие: формирование этических и мировоззренческих приоритетов обучаемых в области интеллектуальной деятельности и ее результатов; обеспечение коммуникации в содержательной стороне познавательного процесса; построение широко контекстных проблемных полей, соотносимых с духовной культурой человека, его когнитивным, социально-экономическим и профессиональным опытом, мировоззренческими установками и общественной практикой; предоставление свободы выбора стратегии междисциплинарного поиска; поэтапный переход от простого к сложному, от копирования и подражания к созданию принципиально нового, к созиданию; обучение использованию инновационных технологий в обстановке, осложненной решением много аспектных и проблемных факторов; использование информационно-образовательной среды. Педагогические условия и их содержание отражают влияние на многокомпонентную природу информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования как системного образования, обеспечивая ее успешное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна, Поваляева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE OF THE FUTURE MASTER OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The formation of a modern information society is accompanied by increasing requirements for the level of development of information and research competence of the future master of pedagogical education. The problem of determining the pedagogical conditions that meet the tasks of optimizing such development in the educational process is considered. Purpose - to search for the content and justification of pedagogical conditions for the development of information and research competence of the future master of pedagogical education. Research methods: analysis of the array of research works in the fields of pedagogy and psychology of higher education, generalization of the content aspect in identifying pedagogical conditions, comparison of distinctive features of influence in the search for justification of pedagogical conditions. Pedagogical conditions for the development of information and research competence of the future master of pedagogy, including: formation of ethical and ideological priorities of students in the field of intellectual activity and its results; ensuring communication in the content side of the cognitive process; construction of broadly contextual problem fields correlated with a person's spiritual culture, cognitive, socio-economic and professional experience, worldview and social practice; providing freedom to choose an interdisciplinary search strategy; step-by-step transition from simple to complex, from copying and imitation to creating a fundamentally new one, to creation; training in the use of innovative technologies in an environment complicated by the solution of many aspects and problem factors; use of information and educational environment. Pedagogical conditions and their content reflect the impact on the multicomponent nature of the information and research competence of the future master of pedagogical education as a system of education, ensuring its successful development.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Shchuchka Tatyana Alexandrovna, Povalyaeva Olga Nikolaevna PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT ..

pedagogical sciences

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0034

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2020

SPIN: 1742-3282 AuthorID: 717136 ResearcherID: AAG-5215-2020 ORCID: 0000-0002-6595-8514

Щучка Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент

SPIN: 3542-4196 AuthorID: 652002 ResearcherID: AAG-1824-2020 ORCID: 0000-0001-6900-4286

Поваляева Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина (399770, Россия, Елец, ул.Коммунаров, 28, e-mail: elpavlik@rambler.ru) Аннотация. Становление современного информационного общества сопровождается повышением требований к уровню развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования. Рассматривается проблема определения педагогических условий, отвечающих задачам оптимизации такого развития в учебном процессе. Цель - осуществить поиск содержания и обоснование педагогических условий развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования. Методы исследования: анализ массива научно-исследовательских работ в областях педагогики и психологии высшей школы, обобщение содержательного аспекта в выявлении педагогических условий, сравнение отличительных особенностей влияния в поиске обоснования педагогических условий. Выявлены педагогические условия развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогики, включающие: формирование этических и мировоззренческих приоритетов обучаемых в области интеллектуальной деятельности и ее результатов; обеспечение коммуникации в содержательной стороне познавательного процесса; построение широко контекстных проблемных полей, соотносимых с духовной культурой человека, его когнитивным, социально-экономическим и профессиональным опытом, мировоззренческими установками и общественной практикой; предоставление свободы выбора стратегии междисциплинарного поиска; поэтапный переход от простого к сложному, от копирования и подражания к созданию принципиально нового, к созиданию; обучение использованию инновационных технологий в обстановке, осложненной решением много аспектных и проблемных факторов; использование информационно-образовательной среды. Педагогические условия и их содержание отражают влияние на многокомпонентную природу информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования как системного образования, обеспечивая ее успешное развитие.

Ключевые слова: педагогические условия, развитие, информационно-исследовательская компетентность, будущий магистр педагогического образования, научно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE OF THE FUTURE MASTER OF PEDAGOGICAL EDUCATION

© 2020

Shchuchka Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Povalyaeva Olga Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Yelets State University named after I. A. Bunin (399770, Russia, Yelets, Kommunarov St., 28, e-mail: elpavlik@rambler.ru) Abstract. The formation of a modern information society is accompanied by increasing requirements for the level of development of information and research competence of the future master of pedagogical education. The problem of determining the pedagogical conditions that meet the tasks of optimizing such development in the educational process is considered. Purpose - to search for the content and justification of pedagogical conditions for the development of information and research competence of the future master of pedagogical education. Research methods: analysis of the array of research works in the fields of pedagogy and psychology of higher education, generalization of the content aspect in identifying pedagogical conditions, comparison of distinctive features of influence in the search for justification of pedagogical conditions. Pedagogical conditions for the development of information and research competence of the future master of pedagogy, including: formation of ethical and ideological priorities of students in the field of intellectual activity and its results; ensuring communication in the content side of the cognitive process; construction of broadly contextual problem fields correlated with a person's spiritual culture, cognitive, socio-economic and professional experience, worldview and social practice; providing freedom to choose an interdisciplinary search strategy; step-by-step transition from simple to complex, from copying and imitation to creating a fundamentally new one, to creation; training in the use of innovative technologies in an environment complicated by the solution of many aspects and problem factors; use of information and educational environment. Pedagogical conditions and their content reflect the impact on the multicomponent nature of the information and research competence of the future master of pedagogical education as a system of education, ensuring its successful development.

Keywords: pedagogical conditions, development, information and research competence, future master of pedagogical education, research activities using ICT.

ВВЕДЕНИЕ.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Внедрение новых информационных технологий спровоцировало качественное изменение относительной ценности ресурсов и актуализировало роль интеллекта и его мобильности, что повлекло за собой в том числе

изменение характера предъявляемых к подготовке специалиста требований [1].

Значимая роль в совершенствовании такой подготовки в аспекте развития творческой составляющей личности будущего специалиста, по мнению ученых [2,3], отводится научно-исследовательской работе с применением ИКТ. Активное включение названного компо-

150

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Щучка Татьяна Александровна, Поваляева Ольга Николаевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО ...

нента в процесс обучения позволяет максимально приблизиться к реальной профессиональной деятельности, выступающей на современном этапе в качестве основы становления и развития будущего специалиста. В этой связи возникает необходимость развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования, ориентированного, как показывают исследования [4,5], на овладение обучающимися в рамках учебного процесса методами, приемами и навыками осуществления научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ, актуализацию таких качеств, как сотрудничество, самостоятельность, инициатива и нацеленность на научный поиск в решении проблемных ситуаций, что определяет задачу выявления педагогических условий такого развития.

Понимая, что педагогические условия как совокупность аргументированных и организованных ресурсов, которые определяют применяемые на практике дидактические компоненты (содержание, метод, прием и т.д.), направлены на результативность работы задач, мы рассматривали их разработку как определение независимых величин, оказывающих влияние на составляющие информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования как системного образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В выявлении педагогических условий развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра опирались на научные исследования ученых Белгородского государственного национального исследовательского университета [6], ученых в области психолого-педагогических исследований [7-19], используя собственный образовательный опыт в их апробации при подготовке будущего магистра педагогического образования к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Формирование целей статьи. Цель - осуществить поиск содержания и обоснование педагогических условий развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования.

Постановка задания. Предполагается, что информационно-исследовательская компетентность будущего магистра педагогического образования является интегративным качеством личности, детерминантой педагогического процесса подготовки к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ, причиной противоречий в профессиональной подготовке, разрешение которых возможно при наличии теоретико-методологического обоснования, включающего выявление педагогических условий, отвечающей задачам оптимизации этого развития.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В процессе исследования использованы теоретические методы: анализ массива научно-исследовательских работ в областях педагогики и психологии высшей школы, обобщение содержательного аспекта в выявлении педагогических условий, сравнение отличительных особенностей влияния в поиске обоснования педагогических условий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В результате исследования определены педагогические условия, определяющие эффективность развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогики, включающие:

- формирование этических и мировоззренческих приоритетов обучаемых в области интеллектуальной деятельности и ее результатов [7,8];_

- обеспечение коммуникации в содержательной стороне познавательного процесса; построение широко контекстных проблемных полей, соотносимых с духовной культурой человека, его когнитивным, социально-экономическим и профессиональным опытом, мировоззренческими установками и общественной практикой

[9];

- предоставление свободы выбора стратегии междисциплинарного поиска; поэтапный переход от простого к сложному, от копирования и подражания к созданию принципиально нового, к созиданию; обучение использованию инновационных технологий в обстановке, осложненной решением много аспектных и проблемных факторов [10];

- использование информационно-образовательной среды [11].

Формирование этических и мировоззренческих приоритетов обучаемых в области интеллектуальной деятельности и ее результатов можно представить как ценностно-смысловое отношение обучаемых к познанию и его продуктам. Как педагогическое условие оно реализуется у обучаемых в опыте ценностно-смысловой регуляции познанием, предполагающим, что обучаемый не только управляет открытием нового, но и вырабатывает ценностно-смысловое отношение к способам получения научного знания, к уровню получаемой новизны, что подтверждается исследованиями ученых [20]. Ценностно-смысловое отношение к познанию у обучаемых обеспечивается формированием совокупности ценностных отношений к составлющим процесса научного познания, а также совокупности рефлексивно-смысловых умений (умений сотносить цели познания и цели жизнедеятельности, оценивать способы познаний с позиций творчества, осуществлять выбор целей, задач, средств и способов познания на основе предполагаемого уровня новизны и личностных предпочтений и др.)

Психолого-педагогические исследования отмечают, что обучаемые в условиях решения исследовательских задач могут привлекаться к формулированию и комментированию наиболее значимых ориентиров в целеполагании, выдвижении гипотезы, поиске принципов, подходов к задаче, предполающей наличие неопределенности хода ее решения [21]. В то же время может быть специально организована ценностно-смысловая поисковая деятельность (обнаружение ценности и смысла предлагаемых к изучению теорий, идей, изобретений, научных открытий, концепций; установление связей между различными смыслами, проведение сравнительного анализа используемых методов, определение источников зарождения новых идей, оценка значимости научных открытий, перестройка имеющегося опыта получения новых знаний, конструирование ценностно-смыслового отношения к продуктам и методам познавательной деятельности), которая реализует ценностно-смысловое отношение к опыту получения новизны, что в итоге явится условием для последующего развития мотивации личности к использованию творческого подхода к получению нового знания, востребованности личностных структур обучающихся [22].

Обеспечение коммуникации в содержательной стороне познавательного процесса, то есть творческой диалогичности в познании как педагогического условия развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогики, предполагает умение педагога выстраивать проблемно-поисковое пространство в полисубъектной форме, стимулировать субъектно-личностную позицию обучаемого при совместном решении задач и проблем, требующих творческого подхода. Ведущими ситуациями творческой диалогичности могут стать ситуации самопредъявления субъектов познавательной деятельности по поводу формулирования и обсуждения

Shchuchka Tatyana Alexandrovna, Povalyaeva Olga Nikolaevna pedagogical

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT ... sciences

альтернативных научных гипотез: поиска аргументов, обосновывающих каждую из гипотез; определения данных, недостающих для доказательства гипотезы; предлагаемых приемов и способов решения творческих задач, объединения схем познания, представления нескольких творческих моделей познаваемого объекта и выбор наиболее продуктивной.

В условиях обучения в вузе, как отмечено некоторыми учеными [23], творческая диалогичность реализуется при погружении студентов в научное пространство исследовательской деятельности, а также при разработке одной и той же профессиональной исследовательской проблемы различными творческими группами, что при сопоставлении результатов позволяет продемонстрировать многогранность процесса познания, его безграничность и многомерность.

Построение широко контекстных проблемных полей, соотносимых с духовной культурой человека, его когнитивным, социально-экономическим и профессиональным опытом, мировоззренческими установками и общественной практикой происходит с помощью специальных заданий, которые не только связаны с ориентацией на определенные профессии и отражают интеллектуальную деятельность людей высокотехнологичных, наукоемких профессий, но предполагают рассмотрение актуальных научных решений для существующей практики. Для составления заданий педагогами, исходя из опыта работы отдельных ученых [24,25], могут быть использованы тексты, видеоматериалы, предполагающие привлечение жизненного познавательного опыта, опыта научной и профессиональной деятельности, рассмотрение злободневных проблем, связанных с применением научных идей.

В результате исследования различных проблем, связанных с научной, профессиональной деятельностью, жизненными реалиями, обучаемые могут прийти к выводу о том, что точка зрения конкретных людей может зависеть от их профессиональных интересов и связей в обществе, к пониманию идеи вероятности и риска, к составлению представлений о факторах, которые влияют на готовность людей принимать решения в ситуации риска. Они также могут получить умения проводить разграничение между чисто научными проблемами и этическими проблемами. Обучаемые в процессе исследования таких проблем могут осознать, что многое из того, что ученые и сами обучаемые хотели бы понять, пока не может быть объяснено с помощью существующих моделей.

Что касается изучения инноваций, обучаемые могут прийти к выводу о том, что они могут быть как выгодными, так и приводить к ситуации риска, включая риски, которые невозможно предвидеть. Существенным для понимания процесса решения проблемы является понимание обучаемыми того, что при решении научных проблем берутся в расчет различные соображения (техническая реализуемость, стоимость, общественное значение, экологический аспект, политические и религиозные обстоятельства, этические ограничения и др.), а потому и решения могут быть разными в зависимости от ситуации.

В вузовском обучении сформулированные проблемы отражают усиление связей образования науки с общественной активностью различных корпоративных сегментов общества (бизнес-сообществ, общественных движений и групп). Особое внимание для реализации рассматриваемого условия педагоги вузов обращают на современные инструментально-дидактические средства, необходимые для решения творческих задач (современную приборную базу, моделирование условий профессиональной деятельности) [26,27].

Предоставление свободы выбора стратегии междисциплинарного творческого поиска на основе обогащения индивидуального познавательного опыта личности означает создание для обучаемого особой 152

обстановки, направленной на творчество, с своим собственным микроклиматом, который обеспечивает уникальную атмосферу созидания.

Нахождение в подобных условиях будет стимулировать обучаемого на пути к самосовершенствованию, развивать его творческий потенциал и желание эффективно реализовать себя в своей профессиональной деятельности. С учетом возможностей среды педагог активизирует внутренние ресурсы обучаемого, осуществляя малые резонансные воздействия на индивидуальный стиль его образовательной деятельности. В результате обучаемый может проявить свою образовательную инициативу, проявляющуюся как вызов, как претензия на новый (творческий) способ решения познавательных задач.

Учитывая тот факт, что особый интерес для обучаемых представляют актуальные проблемы, которые не получили еще решения, им предоставляется интеллектуальная свобода, поскольку пока нет ни логического, ни опытного подтверждения истинности знания. Эти проблемы не вызывают страха идти на интеллектуальный риск в процессе учебного и научного исследования. Возникает возможность системного рассмотрения объекта познания в диалектическом единстве наличного знания и потенциального знания, включения их в собственную целостную картину мира. Обучаемые получают возможность войти в мир современной науки, частично осознать уровень ее развития, пережить драму и привлекательность научного поиска с использованием междисциплинарного подхода.

Представление междисциплинарных учебных и научных заданий, требующих использования стратегий междисциплинарного поиска, дает уникальные и многоплановые возможности для решения проблемы, обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание.

Так, педагог может объединять понятийно-информационную сферу предметов, использовать толкование терминов в различных научных областях как источник постановки и осознания научной проблемы, проводить вместе с обучаемыми сравнительно-обобщающее изучение материала, которое предполагает анализ тех же фактов и проблем, но в иных рамках, ином контексте, с точки зрения иных ассоциативных связей. Такой подход позволяет формировать у обучаемых целостную картину мира и способствует пониманию ими важности использования стратегии междиплинарного творческого поиска.

Обеспечение обучаемому самостоятельного выбора междисциплинарного исследовательского задания позволяет учесть его профессиональные интересы, индивидуальный стиль учения, темп работы, осуществить индивидуальное целеполагание, изучить и помочь выбрать стратегии междисциплинарного творческого поиска. При этом обучаемый может проявить творческую активность не только при работе над собственным научным исследованием, но и в рамках коллективной деятельности.

При обеспечении этого условия педагог ориентируется на относительно устойчивые состояния готовности обучаемого к определенной форме восприятия проблемной ситуации: типовая, или стандартная форма готовности предусматривает последовательное использование уже знакомых средств и методов достижения цели; в проблемно ориентированной форме готовности доминирует творчество и новаторство, осознанное использование инновационных методов, стремление к совершенству; пассивная, или индифферентная готовность характеризуется безразличным отношением к поставленному заданию; при хаотической форме готовности наблюдается дезорганизованное поведение, бессистемное использование любых методов и средств в надежде на результат.

Реализация этого педагогического условия предполагает следующие виды работы педагога: анализ Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Щучка Татьяна Александровна, Поваляева Ольга Николаевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО ...

проявлений информационно-исследовательской компетентности обучаемых, а также определение содержания программного и дополнительного материалов по предмету в зависимости от его объема, составление диф-фиренцированных по степени сложности заданий, выбор активных форм и методов обучения, учитывающих постепенное усложнение познавательного материала, определение меры иформационного шума в предлагаемых исследовательских задачах, выделение стратегий решения творческих познавательных задач, создание вариантов педагогической помощи в условиях различных интеллектуальных и информационно-исполнительских затруднений, разработку вариантов индивидуальных образовательных программ.

Педагогическое сопровождение в «зоне ближайшего развития» обучаемомого предполагает:

- руководство обучаемым на всех стадиях процесса обучения (например, диагностика фоновых знаний, постановка целей и задач, ход исследования, коррекция результатов и их оценка);

- создание творческой познавательной атмосферы в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности на основе свободного выбора путей и методов исследовательской деятельности; опору на ценностные ориентации личности: мотивацию достижения, реализацию творческих потребностей, профессиональную идентичность в соответствии с требованиями общества к будущему специалисту.

Обучение теоретическим и практическим методам исследования предполагает использование новых для обучаемых методов и технологий на основе имеющейся теоретической подготовки и возможности оперативного доступа к необходимой информации, которые представлены в исследованиях ученых [28,29].

Используя информационно-коммуникационные технологии, можно выявлять познавательные затруднения, корректировать способы и методы их устранения, а также осуществлять необходимую коммуникацию взаимодействия в профессиональной среде, предусматривающую как выбор форм и методов работы, так и подведения итогов на всех этапах решения задачи.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Выявленные педагогические условия и их содержание со всей очевидностью свидетельствуют о их комплексном и системном характере, отражающем не только их специфику в плане отношений между ними, но и много аспектные способы их взаимодействия, благодаря которым совершенствуется информационная и исследовательская компетентность будущего магистра педагогики, достигая необходимого уровня, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к современному специалисту.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Определение педагогических условий развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогики и их интерпретация представляют возможность подойти к более глубокому пониманию принципов, тенденций и закономерностей развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогики, к оптимальному решению проблемных ситуаций, осуществлению их системного синтеза и выявлению их специфики, что позволит в итоге научно обосновать реальный процесс развития информационно- исследовательской компетентности будущего магистра педагогики в его подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https:// minobr.gov-murman.ru/files/eios_conception.pdf (дата обращения: 14.01.2020).

2. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к

конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] //Вестник Института образования человека. 2011. №1. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2011/10S/ (дата обращения: 14.01.2020)

S. Бережнова Е.В. Результаты научного исследования как ориентир в обновлении содержания учебной дисциплины // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 14-17. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=25606106 (дата обращения: 04.09.2018).

4. Крол A. Будущая система образования 2.0 // Интерактивное образование. 2017. № 1. С. 20 — 28.

5. Сухарева Л/M., Сафронова A.Н. Научно-педагогическое сопровождение аспирантов в процессе формирования общенаучных компетенций //Mир науки. 2015. № S. URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=25S99448 (дата обращения: 18.10.2018).

6. Развитие научного потенциала личности: теория, диагностика, технология: Коллективная монография / отв. редакторы И.Ф.Исаев, Н.И.Исаева, Г.В.Mакотрова - Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2011. - S61a

7. Ильиных A.E., Aсанова Н.В., Яшанина A.A. Креативность и самоактуализация в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 1 (11). С. S1S7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25646741 (дата обращения: 19.08.2019).

8. Креативная педагогика. Mетодология, теория, практика. [Электронный ресурс] / под ред. д.т.н., проф.В.В. Попова, акад. PAO Ю.Г.Круглова. 5-е изд. (эл.). Электрон. текстовые дан. (1 файл PDF: S22 с.). M.: Лаборатория знаний, 2017.

9. Вишневская О.Н. Aктуализация коммуникативной креативности в процессе межсубъектного затрудненного общения: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. Кострома, 2015. 212 с.

10. Красненкова С.A., Суслов Ю.Е., Федоров A.Ф. К вопросу об изучении творческого потенциала и готовности к инновациям реформирования. Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 1 (65). С. 111-115.

11. Калмыкова С.В. Эффективное обучение в цифровом образовательном пространстве (опыт СПбПУ) // eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018 : материалы междунар. конф. : Proc. of the Intern. Conf., Mосква, 5—6 декабря 2018 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» ; отв. ред. Е. Ю. Кулик. M. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. С. 169 — 174.

12. Щучка Т.A. Педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования //Aзимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 2S6-2S8.

1S. Корчагина M.В., Жаткин Д.Н. Креативность как основа педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (2S). С. 75-78.

14. Жданова Л.Г., Mанахова Н.M., Сухова M.A. Стрессо-устойчивость старшеклассников с разным уровнем креативности // Балканско научно обозрение. 2019. Т. S. № S (5). С. 70-72.

15. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (2S). С. 272-274.

16. Бахарев Н.П. Формирование компетентности творчества у студентов техических университетов // Aзимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 18-21.

17. Полякова O.M., Прентсель A.A., Ройтбург Ю.С. Aрхитектура аппаратно-программного комплекса для профессиональной ориентации и технического творчества молодежи по направлению национальной технологической инициативы «Aвтонет» // Хуманитарни Балкански изследвания. 2017. № 1. С. 2S-26.

18. Dzekun Y.O. Higher education as a way to developing the creative potential of a future professional // Jurnalul Umanitar Modern. 2018. № 1. С. 14-17.

19. Tuaeva L.A., Kanteeva I.A. The role of creativity ofpliev gris in the formation of civil ideals of students // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. S. № 2 (4). С. 91-9S.

20. Дири M.И. Информационная культура современного педагога как условие формирования готовности к применению инновационных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 1 ß7). С. 41-50.

21. Mедунецкий В/M., Силаева К.В. Mетодология научных исследований. СПб: Университет ИТMO, 2016. 55 с.

22. Mокuй M.С., Никифоров A.A., Mокий В.С. Mеmодология научных исследований. Изд-во Юрайт, 2017. 255 с.

2S. Новиков A. M., Новиков Д. A. Mеmодологuя научного исследования: учеб.-метод. пособие. 4-е изд. M.: URSS: ЛEНAНД, 2017. 270 с.

24. Комарова A.A. Формирование информационного мировоззрения будущего педагога: степень изученности проблемы в современных исследованиях // Интернет-журнал «Mир науки», 2018 № 6. URL: https://mirnauki.com/PDF/40PDMN618.pdf (дата обращения: 1.06.2019)

25. Веризов Т.Г., Костина E.A. Образовательные веб-технологии в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. S9-49.

26. ПоповаН.Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и перспективы //Вестник новосибирского государственного педагогического университета. 2015. №S. С. S4-44.

27. Кондрашева Н.Н. Формирование информационных компетенций преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shchuchka Tatyana Alexandrovna, Povalyaeva Olga Nikolaevna PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT ..

pedagogical sciences

Перспективы науки и образования. 2017. №6 (30). С. 26-28. URL: http:// pnojournal. wordpress.com (дата обращения 18.11.2018).

28. ГнатышинаЕ.В. Некоторые аспекты формирования цифровой культуры будущего педагога в условиях внедрения инновационных образовательных технологий // Современное образование: опыт прошлого — взгляд в будущее: Материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2018. С. 145- 147.

29. Bonsignore E. M. Playing for Real: Designing Alternate Reality Games in Learning Contexts // Digital Repository at the University of Maryland. 2016. URL: http://drum.lib.umd.edu/handle/1903/18334 (data access: 28.05.2019). DOI: https://doi.org/10.13016/M2HN4C.

Статья поступила в редакцию 14.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

154

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.