Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «АРТ-КОЛЛАЖ»'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «АРТ-КОЛЛАЖ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИКА / САЙТ / ГАЙД / ОБРАТНЫЙ ДИЗАЙН / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна, Устюжанцева Анна Руслановна

В условиях трансформации образовательной системы интерес к проблеме эстетического воспитания личности неуклонно возрастает. Процесс эстетического развития носит социальный характер и состоит в том, что в современных условиях в основном через искусство происходит передача духовного опыта человечества, эмоционально-ценностного отношения к жизни, способствующего созданию гармонии духовного мира личности. Цель - подтверждение эффективности реализации педагогических условий развития эстетического вкуса обучающихся в процессе изучения курса «Арт-коллаж». Методы исследования: литературный обзор, обобщение, анализ и синтез информации, сравнение, педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования являлось бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет» (Региональный модельный центр дополнительного образования детей). В качестве обозначенных педагогических условий описываются: разработка дополнительной образовательной программы «Арт-коллаж» по модели обратного педагогического дизайна; конструирование и применение разработанного сайта «Арт-коллаж» и гайда «Пять современных российских коллажистов». Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, которые способствуют эффективности развития эстетического вкуса обучающихся в процессе изучения курса «Арт-коллаж». Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы способствуют совершенствованию практики эстетического воспитания обучающихся, разработанный курс может быть применен в практике обучения в образовательных учреждениях с целью повышения качества подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна, Устюжанцева Анна Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ AESTHETIC TASTE WHILE STUDYING THE “ART-COLLAGE” COURSE

Interest in the problem of aesthetic education of the individual is steadily increasing with the transformation of the educational system. The process of aesthetic development has a social character and consists in the fact that in modern conditions mainly through the art there is a transfer of the spiritual experience of mankind, emotional and valuable attitude to life, which contributes to the creation of harmony of the spiritual world of the individual. The aim is to confirm the effectiveness of the implementation of pedagogical conditions for the development of aesthetic taste of students while studying the course “Art collage". Methods of research include literature review, generalization, analysis and synthesis of information, comparison, pedagogical experiment. The experimental base of the study was the budgetary institution of higher education “Surgut State University" (Regional Model Center for Additional Education for Children). Among the designated pedagogical conditions the following are described: development of an additional educational program “Art Collage" on the model of reverse pedagogical design; construction and application of the developed website “Art Collage" and the guide “Five modern Russian collage artists". The scientific novelty of the study lies in the fact that pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of the development of aesthetic taste of students in the process of studying the course “Art Collage" have been developed and substantiated. Practical significance of the study lies in the fact that its theoretical provisions and conclusions contribute to improving the practice of aesthetic education of students, the developed course can be applied in the training practice in educational institutions in order to improve the quality of students’ training.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «АРТ-КОЛЛАЖ»»

УДК 378.1 DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-88-98

ББК 74.2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «АРТ-КОЛЛАЖ»

88

О.Ю. Муллер, А.Р. Устюжанцева

Аннотация. В условиях трансформации образовательной системы интерес к проблеме эстетического воспитания личности неуклонно возрастает. Процесс эстетического развития носит социальный характер и состоит в том, что в современных условиях в основном через искусство происходит передача духовного опыта человечества, эмоционально-ценностного отношения к жизни, способствующего созданию гармонии духовного мира личности. Цель — подтверждение эффективности реализации педагогических условий развития эстетического вкуса обучающихся в процессе изучения курса «Арт-коллаж». Методы исследования: литературный обзор, обобщение, анализ и синтез информации, сравнение, педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования являлось бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет» (Региональный модельный центр дополнительного образования детей). В качестве обозначенных педагогических условий описываются: разработка дополнительной образовательной программы «Арт-коллаж» по модели обратного педагогического дизайна; конструирование и применение разработанного сайта «Арт-коллаж» и гайда «Пять современных российских коллажи-стов». Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, которые способствуют эффективности развития эстетического вкуса обучающихся в процессе изучения курса «Арт-коллаж». Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы способствуют совершенствованию практики эстетического воспитания обучающихся, разработанный курс может быть применен в практике обучения в образовательных учреждениях с целью повышения качества подготовки обучающихся.

Ключевые слова: педагогические условия, педагогика, сайт, гайд, обратный дизайн, эстетический вкус.

Для цитирования: Муллер О.Ю., Устюжанцева А.Р. Педагогические условия развития эстетического вкуса обучающихся в процессе изучения курса «Арт-коллаж» // Преподаватель XXI век. 2022. № 4. Часть 1. С. 88-98. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-88-98

© Муллер О.Ю., Устюжанцева А.Р., 2022

q I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License ■З^В The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' AESTHETIC TASTE WHILE STUDYING THE "ART COLLAGE" COURSE

I O.Yu. Muller, A.R. Ustyzhantseva

Abstract. Interest in the problem of aesthetic education of the individual is steadily increasing with the transformation of the educational system. The process of aesthetic development has a social character and consists in the fact that in modern conditions mainly through the art there is a transfer of the spiritual experience of mankind, emotional and valuable attitude to life, which contributes to the creation of harmony of the spiritual world of the individual. The aim is to confirm the effectiveness of the implementation of pedagogical conditions for the development of aesthetic taste of students while studying the course "Art collage". Methods of research include literature review, generalization, analysis and synthesis of information, comparison, pedagogical experiment. The experimental base of the study was the budgetary institution of higher education "Surgut State University" (Regional Model Center for Additional Education for Children). Among the designated pedagogical conditions the following are described: development of an additional educational program "Art Collage" on the model of reverse pedagogical design; construction and application of the developed website "Art Collage" and the guide "Five modern Russian collage artists". The scientific novelty of the study lies in the fact that pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of the development of aesthetic taste of students in the process of studying the course "Art Collage" have been developed and substantiated. Practical significance of the study lies in the fact that its theoretical provisions and conclusions contribute to improving the practice of aesthetic education of students, the developed course can be applied in the training practice in educational institutions in order to improve the quality of students' training.

Keywords: pedagogical conditions, pedagogy, website, guide, reverse design, aesthetic taste.

Cite as: Muller O.Yu., Ustyzhantseva A.R. Pedagogical Conditions for the Development of Students' Aesthetic Taste while Studying the "Art-Collage" Course. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 4, part 1, pp. 88-98. DOI: 10.31862/2073-9613-2022- Qfl 4-88-98 09

Введение

Процесс эстетического развития носит социальный характер и состоит в том, что в современных условиях именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, эмоционально-ценностного отношения к жизни, способствующего восстановлению связей между поколениями [1; 2]. Одной из важнейших задач современной педагогики является воспитание свободомыслящей, творческой личности, которая способна к эстетическому восприятию мира [3]. Любая художественная, творческая

деятельность, в том числе с использованием нетрадиционных техник, способов и форм ее организации может послужить действенным средством для решения этой задачи [4; 5]. Система дополнительного образования открывает большие возможности в развитии эстетического вкуса обучающихся [6; 7].

Вопросы развития эстетического вкуса исследовали философы М.Н. Муравьев, Ш.М. Герман, психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.В. Занков, педагоги Л.Н. Коган, Е.П. Крупник, Н.А. Ку-шаев, В.А. Разумный и др.

Согласно словарю С.И. Ожегова, эстетика — это философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии [8]. По мнению А.Ф. Лосева, предметом эстетики будет считаться то, что имеет определенно выраженную форму, при этом она может относиться к любой области понимания. Исследователь отмечал, что практически каждая область общественной жизни может стать источником эстетики, которая впитывает и концентрирует специфику любой социально-исторической конкретики [9]. В.В. Бычков рассматривает эстетику как науку о творческом отношении человека к миру, изучающую сам процесс освоения и получения опыта, в результате которого человек ощущает спектр непередаваемых эмоций, таких как эйфория, восторг, наслаждение, духовный подъем [10]. Развитое эстетическое чувство связано с индивидуальными особенностями человека, с восприятием целостных образов предметов, с практическим взаимодействием и способностью реагировать 90 на эстетические предметы и явления [11].

На основании вышерассмотренных понятий мы считаем, что развитие эстетического вкуса — это процесс, при котором у обучающихся повышается способность к ощущению гармонии в окружающем мире, искусстве и творчестве посредством получения необходимых знаний, а также в процессе практической деятельности.

Материалы и методы

Методологическим основанием исследования являются идеи деятельностного подхода, направленного на развитие способностей, свойств личности, необходимых для развития эстетического вкуса. Нами был определен ряд педагогических условий, для которых требовалось

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

опытно-экспериментальное подтверждение. Апробация исследования осуществлялась на базе Регионального модельного центра дополнительного образования детей Сургутского государственного университета. Опытно-экспериментальная проверка проводилась в три этапа: констатирующий этап — определение начального уровня развития эстетического вкуса обучающихся; формирующий этап — реализация педагогических условий развития эстетического вкуса обучающихся; контрольный этап — анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Для определения уровней развития мотиваци-онного компонента в формировании эстетического вкуса обучающихся проведено анкетирование по методике Н.Г. Лусканов-ской для оценки уровня мотивации к творческой деятельности; когнитивного компонента — по тесту «Проверка знаний по законам композиции»; деятельностного компонента — на основе практического задания по созданию коллажа «Бабочка».

Цель статьи — теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий развития эстетического вкуса обучающихся в процессе изучения курса «Арт-коллаж».

Результаты исследования

В контексте изучения понятия «развитие эстетического вкуса» в процессе обучения курсу «Арт-коллаж» мы выявили его структуру, состоящую из определенных компонентов: мотивационного, когнитивного и деятельностного.

Мотивационный компонент определяет совокупность мотивов, потребность реализовывать креативные идеи, актуализацию новых чувственных или мыслительных образов и идей, интерес к существующим тенденциям и трендам в коллажировании, к творческой

4/2022

деятельности, способствует положительному эмоциональному настрою обучающихся, созданию атмосферы мотивированного и творческого обучения [12].

Когнитивный компонент представляет собой оптимальный объем теоретических знаний в области истории возникновения и развития коллажной техники, видов и стилей коллажа, материалов, инструментов и способов создания коллажа.

Деятельностный компонент включает в себя способность планировать творческую деятельность, осуществлять оригинальные замыслы в творческой деятельности, использовать навыки групповой работы.

В результате обучения вышеперечисленные компоненты выполняют функцию основы для формирования педагогических условий, применение которых в образовательном процессе позволит выполнить основную задачу профессионального образования — подготовить компетентного специалиста.

Рассмотрим педагогические условия развития эстетического вкуса обучающихся.

Первым условием является разработка дополнительной образовательной программы <Арт-коллаж» по модели обратного педагогического дизайна. Данная модель оптимальна для курсов, ориентированных по большей части на практику, что поможет обучающимся приобрести необходимые знания и конкретные навыки. Модель обратного педагогического дизайна позволяет сосредоточиться именно на результате, а не на процессе. Такой подход, возможно, покажется противоречивым: преподаватели сначала готовят лекции, а потом уже разрабатывают к ним задания, но именно данная модель от результатов обучения к содержанию позволяет отобрать для программы те знания, умения, средства, формы обучения и

технологии, которые необходимы для достижения результатов обучения.

Для разработки результатов обучения курса «Арт-коллаж» мы выбрали классификацию педагогических целей по таксономии Б. Блума, представленную в трех иерархических моделях и охватывающую цели обучения в когнитивной, аффективной и сенсорной областях [13]. Система состоит из шести уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Результаты обучения, разработанные в ходе работы, структурированы согласно иерархии уровней когнитивной сферы образовательных целей (см. рис.) [14].

Благодаря уровням таксономии Б. Блу-ма были раскрыты личностные, предметные и метапредметные результаты курса «Арт-коллаж».

Разработанная программа «Арт-кол-лаж» позволяет обучающимся обрести практический опыт работы в различных техниках создания коллажа, дает развернутое представление о многообразии выразительных средств коллажа, возможностях практического применения его в проектной культуре дизайна [15]. ЭД

Так как при обратном педагогическом моделировании первым делом определяется наполнение курса, только оно выражено в своей итоговой форме (результатах обучения), в целом не составило труда определиться с названием тем. Дополнительная программа формирует представления об истории мастеров коллажа, исторически сложившихся стилях, развивает навыки создания различных видов коллажа, пространственное мышление.

В задачи программы курса входят обучающие (сформировать навык организаторских способностей, научить создавать картины в технике коллаж поэтапно от идеи до готового проекта, познакомить с

Рис. Результаты обучения курса «Арт-коллаж»

92

методом построения композиции, видами и стилями коллажей), развивающие (развить командные и индивидуальные навыки работы, навыки коллажирования в деятельности работы дизайнера, развить навык поиска и структурирования теоретической информации, дать понимание основных понятий и определений), а также воспитательные (повысить восприимчивость к современным видам искусства, привить интерес к творческим экспериментам в разных видах искусства, воспитать способность контролировать и координировать свои действия в процессе работы, раскрыть роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека).

В процессе изучения программы формируется творческий потенциал, разрушается шаблонное восприятие, расширяется диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве.

Вторым условием развития эстетического вкуса обучающихся является конструирование и применение разработанного сайта «Арт-коллаж» и гайда «Пять современных российских коллажистов».

Для успешной реализации курса нами был разработан гайд «Пять современных российских коллажистов». Гайд — это руководство, мануал или путеводитель, который ведет или направляет кого-то. Соответственно, он должен быть

максимально понятен и полезен человеку, который держит его в руках. Цель разработанного нами гайда — познакомить с биографией и работами современных российских художников, работающих в коллажном жанре. Данная цель поможет обучающимся получить знания о положении дел в современном искусстве, о профессии художник-коллажист, а также вдохновить и способствовать мотивации к созданию собственных творческих работ.

Поскольку современное образование отличается усилением роли интернет-ресурсов, широкий круг учреждений дополнительного образования не может обойтись без информационных ресурсов. С каждым годом создаются новые средства и методы обучения, в том числе применяются онлайн-сервисы, поэтому нами было принято решение разработать сайт для повышения вовлеченности обучающихся в образовательный процесс и практико-ориентированности обучения. С помощью разработанного нами сайта «Арт-коллаж» обучающиеся смогут на главной странице ознакомиться с информацией о курсе, формируемыми навыками, количеством предусмотренных занятий и часов, с гайдом к курсу и информацией о преподавателе, а также записаться на сам курс. Кроме того, на сайте на странице материалов курса представлены следующие разделы программы: первый раздел — «Знакомство с техникой коллаж», который включает в себя такие темы, как «История возникновения и развития коллажной техники», «Аспекты работы в технике коллаж», «Групповая работа по созданию абстрактного коллажа»; второй раздел — «Создание коллажей»: «Поэтапная разработка коллажа», «Композиция. Приемы композиции», а также «Разработка картины»; третий раздел собрал в себя такие темы, как «Актуальные направления в

коллажировании», «Коллаж в дизайне» и «Коллаж как эксперимент». К каждой теме разработан лекционный материал в виде визуализации информации и практическое задание.

Таким образом, обучение с применением разработанного сайта и гайда способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет по-новому в сравнении с традиционным обучением организовать образовательный процесс, благоприятно влияет на развитие эстетического вкуса обучающихся.

Для проведения экспериментальной работы нами были созданы педагогические условия исследования для экспериментальной группы обучающихся. Анализ результатов диагностики уровня развития эстетического вкуса обучающихся на базе регионального модельного центра дополнительного образования детей Сургутского государственного университета проходил в три этапа у двух групп: экспериментальной (в кол-ве 11 человек) и контрольной (11 человек).

Констатирующий этап включал в себя изучение научной литературы; составление программы проведения апробации 93 (программы дополнительного образования, образовательного гайда «Пять современных российских коллажистов» и разработанного сайта «Арт-коллаж»); проведение мониторинга и подготовку материалов для оценки эффективности апробации пакетов диагностических методик на всех этапах; ознакомление всех участников с методикой проведения апробации.

С целью определения уровня мотива-ционного компонента развития эстетического вкуса нами было проведено анкетирование обучающихся для оценки уровня мотивации к творческой деятельности по методике Н.Г. Лускановской. Анкетирование обучающихся проводилось в очном

формате с помощью раздаточного материала. Результаты анкетирования были проанализированы с помощью всех необходимых инструментов для учета и анализа полученных данных.

Для определения уровня когнитивного компонента развития эстетического вкуса обучающимся было предложено пройти тест «Проверка знаний по законам композиции». Целью данного теста являлось определение уровня знаний о построении композиции. Тестирование обучающихся на определение уровня знаний проходило на платформе Google Forms, в которой было представлено семь вопросов. Задача обучающихся состояла в выполнении тестирования с максимальным количеством правильных ответов.

Для того, чтобы определить уровень деятельностного компонента развития эстетического вкуса, нами было разработано практическое задание. Обучающиеся должны были выполнить работу по созданию коллажа «Бабочка». Практическое задание было выполнено обучающимися на очном занятии.

Формирующий этап заключался в про-Q4 ведении апробации педагогических условий развития эстетического вкуса обучающихся в процессе изучения курса «Арт-коллаж». Курс имеет художественную направленность и предполагает стартовый уровень освоения программы. В процессе изучения программы курса формируется творческий потенциал, разрушается шаблонное восприятие, расширяется диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве; а также в процессе работы нарабатывается опыт и собирается портфо-лио, которое в дальнейшем может помочь при поступлении в творческий вуз. В задачи программы курса входят обучающие (сформировать навык организаторских способностей, научить создавать картины

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

в технике «коллаж» поэтапно от идеи до готового проекта, познакомить с методом построения композиции, видами и стилями коллажей), развивающие (развить командные и индивидуальные навыки работы, навыки коллажирования в деятельности работы дизайнера, развить навык поиска и структурирования теоретической информации, дать понимание основных понятий и определений), а также воспитательные (повысить восприимчивость к современным видам искусства, привить интерес к творческим экспериментам в разных видах искусства, воспитать способность контролировать и координировать свои действия в процессе работы, раскрыть роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека).

По итогу освоения программы планируются следующие результаты: мета-предметные (планировать организацию совместной работы, сравнивать результаты с исходной задачей, уметь обобщать мнения нескольких людей, планировать совместную деятельность в процессе работы над групповым проектом), личностные (соотносить знания о современных видах искусства с практической деятельностью, обобщать знания о современных видах искусства в учебной творческой деятельности, находить применение навыкам коллажирования в дизайнерской деятельности, осуществлять оригинальные замыслы в творческой деятельности), предметные (создавать картины в технике бумажного коллажа, разрабатывать коллаж поэтапно от идеи до готового проекта, проектировать эскизы, используя приемы композиции, соотносить знания о построении композиции, о видах и стилях с поиском вариантов создаваемых образов).

Система контроля результативности программы предполагает такие формы и средства выявления результата, как:

4/2022

• беседа — словесное обсуждение изучаемого материала («Коллаж в работе дизайнера», «Что такое коллаж и зачем он нужен?», «Художник-коллажист в современном искусстве»);

• наблюдение — применяется на занятии-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыков и приемов применения практических знаний;

• практическая работа — это форма обучения, которая предполагает непосредственное участие обучающегося в исследовании того или иного объекта с целью формирования практических навыков («Абстрактный коллаж», «Создание эскиза будущей картины», «Журнальный коллаж», «Коллаж в смешанной технике», "Mixed media", «Эскиз интерьера на основе принципов коллажирова-ния», «Образ в одежде на основе принципов коллажирования», мудборд на тему «Будущее, о котором я мечтаю»);

• тестирование — оценивание знаний обучающихся при помощи системы тестовых заданий (Тест «Проверка знаний законов композиции» в Google Forms);

• опрос — проверка уровня знаний обучающихся посредством устных или письменных вопросов («Виды коллажа», «Громкие имена в коллажном мире», «Абстрактный коллаж»);

• презентация и взаимооценка проектов — защита проектов и взаимное комментирование работ;

• презентация портфолио — итоговая демонстрация всех работ обучающихся,

выполненных в процессе прохождения курса.

На контрольном этапе проходила обработка результатов апробации, подготовка материала для отчёта по итогам апробации.

На начало опытно-экспериментальной работы обучающиеся характеризовались низким уровнем развитости по всем представленным компонентам данного понятия. Обучающиеся были менее активны, не было сильной мотивации к учебной деятельности, уровень знаний в области коллажирования был недостаточно высок. После внедрения педагогических условий уровень мотивации возрос, обучающиеся стали обладать более высоким объемом знаний в области построения композиции, что нашло отражение в их итоговых работах.

Заключение

Таким образом, анализ результатов эксперимента показал, что внедрение педагогический условий в процесс обучения по курсу «Арт-коллаж» способствовало развитию эстетического вкуса обучающихся, повышению качества об- 95 учения и устойчивости сформированных компонентов развития эстетического вкуса.

Констатируя результаты исследования, можно утверждать, что предложенные нами педагогические условия способствуют развитию эстетического вкуса обучающихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лоскутова, В.А. Исследование развития эстетического вкуса младших школьников на уроках рисования // Бакалавр. 2016. № 11 (24). С. 14-16.

2. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.: Академия, 2017. 184 с.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 14.02.2022).

96

4. Куприна, Н.Г., Крапивина, И.А. Развитие эстетического вкуса у подростков на занятиях по истории костюма в учреждении дополнительного образования // Педагогическое образование в России. 2020. № 5. С. 170-176.

5. Мерцалова, О.Д., Аленушкина, Е.А., Полякова, М.А. Развитие эстетического вкуса младших школьников через формирование дизайнерского мышления на уроках технологии // Педагогика и психология как основа развития современного общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 117-119.

6. Чернышова, Н.Ю., Фокина, И.В. Развитие эстетического вкуса младших школьников во внеурочной деятельности // Наука и молодежь — 2020: взгляд в будущее: международный научно-практический форум. Оренбург, 2020. С. 247-250.

7. Миронова, А.В. Исследование развития эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства региона // Символ науки: международный научный журнал. 2019. № 1. С. 79-82.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л.И. Скворцова. М.: Мир и Образование, 2019. 1376 с.

9. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1980. 767 с.

10. Бычков, В.В. Эстетика. М.: Академический Проект, 2020. 452 с.

11. Крапивина, И.А. Развитие эстетического чувства как фактор формирования эстетического вкуса подростков // Образование и наука в современных реалиях: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / редкол. О.Н. Широков и др. Чебоксары, 2017. С. 88-90.

12. Ефремов, С.С. Аспекты развития эстетического вкуса у обучающихся в нетиповой образовательной организации на основе инновационных подходов // Академическая публицистика. 2022. № 5-1. С. 339-341.

13. Мурзагалиева, А.Е., Утегенова, Б.М. Учебные цели согласно таксономии Блума. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. 54 с.

14. Педагогический дизайн. URL: https://e-queo.com/blog/expertnie-stati/chto-takoe-pedagogiche skii-dizain (дата обращения: 15.02.2022).

15. Векслер, А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011. 24 с.

REFERENCES

1. Loskutova, V.A. Issledovanie razvitiya esteticheskogo vkusa mladshih Shkolnikov na urokah risovaniya [Study of the Development of the Aesthetic Taste of Younger Schoolchildren in Drawing Lessons], Bakalavr = Bachelor, 2016, No. 11 (24), pp. 14-16 (in Russ).

2. Shackaya, V.N. Obshchie voprosy esteticheskogo vospitaniya v shkole [General Issues of Aesthetic Education at School]. Moscow, Akademiya, 2017, 184 p. (in Russ).

3. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 287 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation Dated May 31, 2021 No. 287 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Basic General Education"]. Available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (accessed: 14.02.22). (in Russ).

4. Kuprina, N.G., Krapivina, I.A. Razvitie esteticheskogo vkusa u podrostkov na zanyatiyah po istorii kostyuma v uchrezhdenii dopolnitelnogo obrazovaniya [Development of Aesthetic Taste in

Adolescents in Classes on the History of Costume in an Additional Education Institution], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2020, No. 5, рр. 170176. (in Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Mercalova, O.D., Alenushkina, E.A., Polyakova, M.A. Razvitie esteticheskogo vkusa mladshih shkolnikov cherez formirovanie dizajnerskogo myshleniya na urokah tekhnologii [Development of the Aesthetic Taste of Younger Schoolchildren Through the Formation of Design Thinking In Technology Lessons]. In: Pedagogika i psihologiya kak osnova razvitiya sovremennogo obshchestva [Pedagogy and Psychology as the Basis for the Development of Modern Society: Collection of Articles on the Results of the International Scientific and Practical Conference]. Sterlitamak, 2020, рр. 117-119. (in Russ).

6. Chernyshova, N.Yu., Fokina, I.V. Razvitie esteticheskogo vkusa mladshih shkolnikov vo vneurochnoj deyatelnosti [Development of the Aesthetic Taste of Younger Schoolchildren Through the Formation of Design Thinking in Technology Lessons]. In: Nauka i molodezh — 2020: vzglyad v budushchee [Science and Youth 2020: A Look into the Future: International Scientific and Practical Forum]. Orenburg, 2020, рр. 247-250. (in Russ).

7. Mironova, A.V. Issledovanie razvitiya esteticheskogo vkusa detej starshegodo shkolnogo vozrasta pri vospriyatii proizvedenij dekorativno-prikladnogo iskusstva regiona [Study of the Development of the Aesthetic Taste of Children of Senior Preschool Age in the Perception of Works of Decorative and Applied Art of the Region], Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal = Symbol of Science: International Scientific Journal, 2019, No. 1, рр. 79-82. (in Russ).

8. Ozhegov, S.I. Tolkovyj slovar russkogo yazyka: оkolo 100 000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij [Explanatory Dictionary of the Russian Language: About 100,000 Words, Terms and Phraseological Expressions], ed. by L.I. Skvortsov. Moscow, Mir i Obrazovanie, 2019, 1376 р. (in Russ).

9. Losev, A.F. Istoriya antichnoj estetiki [History of Ancient Aesthetics]. Moscow, Iskusstvo, 1980, 767 р. (in Russ).

10. Bychkov, V.V. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Akademicheskij Proekt, 2020, 452 р. (in Russ).

11. Krapivina, I.A. Razvitie esteticheskogo chuvstva kak factor formirovaniya esteticheskogo vkusa podrostkov [Development of Aesthetic Sense as a Factor in the Formation of Adolescents' Aesthetic Taste]. In: Obrazovanie i nauka v sovremennyh realiyah [Education and Science in Modern Realities: Collection of Materials of the III International Scientific and Practical Conference], ed. O.N. Shirokov et al. Cheboksary, 2017, рр. 88-90 (in Russ).

12. Efremov, S.S. Aspekty razvitiya esteticheskogo vkusa u obuchayushchihsya v netipovoj obrazovatelnoj organizacii na osnove innovacionnyh podhodov [Aspects of the Development of Aesthetic Taste Among Students in a Non-Standard Educational Organization Based on Innovative Approaches], Akademicheskaya publicistika = Academic Journalism, 2022, No. 5-1, рр. 339-341. (in Russ).

13. Murzagalieva, A.E., Utegenova, B.M. Uchebnye celi soglasno taksonomii Bluma [Learning Objectives According to Bloom's Taxonomy]. Astana, AOO "Nazarbaev Intellektualnye shkoly" Centr pedagogicheskogo masterstva, 2015, 54 р. (in Russ).

14. Pedagogicheskij dizajn [Pedagogical Dizajn]. Available at: https://e-queo.com/blog/expertnie-stati/chto-takoe-pedagogicheskii-dizain (accessed: 15.02.22). (in Russ).

15. Veksler, A.K. Kollazh v sisteme professionalnoj podgotovki hudozhnika-pedagoga [Collage in the System of Professional Training of the Artist-Teacher]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). St. Petersburg, 2011, 24 р. (in Russ).

97

Муллер Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики профессионального и дополнительного образования, Сургутский государственный университет, olga_ megion@mail.ru

Olga Yu. Muller, PhD in Education, Associate Professor, Pedagogy of Professional and Additional Education Department, Surgut State University, olga_megion@mail.ru

Устюжанцева Анна Руслановна, магистрант, Сургутский государственный университет, austyuzha@gmail.com

Annа R. Ustyuzhantseva, Master's Student, Surgut State University, austyuzha@gmail.com

Статья поступила в редакцию 29.07.2022. Принята к публикации 26.08.2022 The paper was submitted 29.07.2022. Accepted for publication 26.08.2022

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.