Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАСТРОВОЙ ГРАФИКЕ СРЕДСТВАМИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАСТРОВОЙ ГРАФИКЕ СРЕДСТВАМИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНФОРМАТИКА / УЧАЩИЕСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аршба Т. В., Богданова А. Н.

В статье обоснована актуальность формирования эстетического вкуса у учащихся основной школы в процессе обучения растровой компьютерной графике. На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы авторами указывается, что информатика обладает большим потенциалом в вопросах формирования эстетического вкуса, который зачастую остается, к сожалению, невостребованным. Так, изучение наиболее популярной темы курса информатики, в рамках которой можно успешно заниматься эстетическим воспитанием, - компьютерная графика - зачастую сводится лишь к изучению функционала графических редакторов и обучению основам обработки изображений. Вслед за сказанным авторы формулируют противоречие, проблему, предмет, объект и гипотезу статьи. В качестве средства реализации был выбран телекоммуникационный проект «Графический эстет», цель, сценарий и примеры реализации основных этапов которого подробно описаны авторами. Приводятся рабочие определения ключевых понятий статьи: «эстетика», «эстетический вкус», «телекоммуникационный проект». Авторы подробно описывают задания, способствующее выработке эстетического вкуса по таким темам, как «Цветокоррекция», «Фотоколлаж», «Шаблоны для фотографий», «Эффект боке». Результаты своей работы учащиеся оценивают, руководствуясь проявлениями эстетического вкуса которыми, по мнению авторов статьи, могут являться: определение качества фотографии; соблюдение норм цветокоррекции, перспективы, композиции; обоснованный выбор фильтров, эффектов, шаблонов; оценивание обработанного изображения с точки зрения гармонии и единства. В качестве подтверждения практической ценности исследования приводятся результаты педагогического эксперимента, в ходе которого показа прирост сформированности показателей эстетического вкуса учащихся. Материалы статьи могут найти применение при обучении компьютерной графике как в основной, так и в старшей школе, а также в ВУЗе и системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE AESTHETIC TASTE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING RASTER GRAPHICS BY MEANS OF A TELECOMMUNICATIONS PROJECT

The article states the relevance of the formation of aesthetic taste among primary school students in the process of teaching raster computer graphics. Authors based on the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature indicate that computer science has a great potential in forming the aesthetic taste which unfortunately often remains unclaimed. Thus the study of the most popular topic of the computer science course-computer graphics-within which one can successfully engage in aesthetic education is often reduced only to studying the functionality of graphic editors and teaching the basics of image processing. Following the above the authors formulate a contradiction, a problem, a subject, an object and a hypothesis of the article. The telecommunications project "Graphic Aesthete" was chosen as a means of achieving the goal. Authors describe its goal, scenario and examples of the implementation of the main stages in detail. In the article the working definitions of the key concepts are given: "aesthetics", "aesthetic taste", "telecommunications project". Authors describe the tasks that contribute to the development of aesthetic taste on such topics as "Color Correction", "Photo Collage", "Templates for photos", "Bokeh Effect". Students evaluate the results of their work guided by the manifestations of aesthetic taste which according to the authors of the article can be: determining the quality of photo; compliance with the norms of color correction, perspective, composition; a reasonable choice of the filters, effects, templates; evaluating the processed image from the point of view of harmony and unity. As a confirmation of the practical value of the study authors present the results of the pedagogical experiment during which an increase in the formation of indicators of aesthetic taste of students is shown. The materials of the article can be used in teaching computer graphics both in primary and high school as well as in higher and additional education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАСТРОВОЙ ГРАФИКЕ СРЕДСТВАМИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА»

УДК 373.51 ББК 74.263.2 © Т. В. Аршба, А. Н. Богданова Б01: 10.24412/2225-8264-2021-3-12-18

Т. В. Аршба, А. Н. Богданова ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАСТРОВОЙ ГРАФИКЕ СРЕДСТВАМИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА

В статье обоснована актуальность формирования эстетического вкуса у учащихся основной школы в процессе обучения растровой компьютерной графике. На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы авторами указывается, что информатика обладает большим потенциалом в вопросах формирования эстетического вкуса, который зачастую остается, к сожалению, невостребованным. Так, изучение наиболее популярной темы курса информатики, в рамках которой можно успешно заниматься эстетическим воспитанием, - компьютерная графика - зачастую сводится лишь к изучению функционала графических редакторов и обучению основам обработки изображений. Вслед за сказанным авторы формулируют противоречие, проблему, предмет, объект и гипотезу статьи. В качестве средства реализации был выбран телекоммуникационный проект «Графический эстет», цель, сценарий и примеры реализации основных этапов которого подробно описаны авторами. Приводятся рабочие определения ключевых понятий статьи: «эстетика», «эстетический вкус», «телекоммуникационный проект». Авторы подробно описывают задания, способствующее выработке эстетического вкуса по таким темам, как «Цветокоррекция», «Фотоколлаж», «Шаблоны для фотографий», «Эффект боке». Результаты своей работы учащиеся оценивают, руководствуясь проявлениями эстетического вкуса которыми, по мнению авторов статьи, могут являться: определение качества фотографии; соблюдение норм цветокоррекции, перспективы, композиции; обоснованный выбор фильтров, эффектов, шаблонов; оценивание обработанного изображения с точки зрения гармонии и единства. В качестве подтверждения практической ценности исследования приводятся результаты педагогического эксперимента, в ходе которого показа прирост сформированности показателей эстетического вкуса учащихся. Материалы статьи могут найти применение при обучении компьютерной графике как в основной, так и в старшей школе, а также в ВУЗе и системе дополнительного образования.

Ключевые слова: эстетика, эстетический вкус, компьютерная графика, телекоммуникационный проект, информатика, учащиеся основной школы.

опросы эстетического воспитания в целом и

В формирования эстетического вкуса в частности поднимаются педагогами уже давно, однако в текущих условиях указанные проблемы приобретают особую актуальность. В современном информационном обществе создаваемый информационный продукт чтобы быть востребованным и конкурентоспособным должен не просто выполнять требуемые функции, но и отвечать эстетическим требованиям. Как отмечают Е. М Крысинская и А. А. Павлова: «Современный школьник, обладая базовыми знаниями в области ИКТ, должен уметь разрабатывать информационный продукт, соответствующий эстетическим

требованиям, которые будут использоваться в различных ситуациях: в решении задач на уроках, в проектах, выполненных в виде презентации, в оформлении документов по образцу, в графических изображениях, в буклетах, в программах, написанных на языках программирования и т.д.» [4, с. 116]. Сказанное находит отражение и в требованиях системы образования: в законе об образовании (глава 7) отмечено, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, в том числе, через развитие эстетического вкуса.

Методы формирования эстетического вкуса у школьников рассматриваются в работах многих философов, педагогов, методистов и психологов, в частности: В. В. Бычкова, Е. П. Крупник, И. Л. Маца, В. А. Разумного, В. К. Скатерщикова, Л. Н. Столовича и др. Также существуют работы,

описывающие роль компьютера в художественном образовании (И. М. Власова, В. Е. Ленский, Н. А. Лепская и др.), рассматривающие особенности эстетического обучения на уроках информатики (Е. М Крысинская, А. А. Павлова, Т. Б. Панфилова, И. Ю. Парфентьева, О. Д. Щеголеватых и др.). Вместе с тем, несмотря на необходимость формировать и развивать эстетический вкус обучаемых комплексно, потенциал предметной области «Информатика», на наш взгляд, используется не в полной мере. Так, изучение наиболее популярной темы курса информатики, в рамках которой можно успешно заниматься эстетическим воспитанием, -компьютерная графика - зачастую сводится лишь к изучению функционала графических редакторов и обучению основам обработки изображений. При этом внимание эстетике создаваемых продуктов не уделяется. Сложившаяся ситуация усугубляется еще и тем, что большинство размещаемых в сети Интернет графических материалов не соответствуют эстетическим нормам и далеки от эстетических идеалов. Более того, предлагаемые примеры шаблонов и фильтров многих онлайн фоторедакторов противоречат элементарным правилам эстетики (не приукрашают фото, а, наоборот, уродуют его), демонстрируя и формируя тем самым у школьников антиэстетические примеры и идеалы.

Таким образам, налицо противоречие между необходимостью формирования эстетического вкуса у школьников в процессе обучения информатике и недостаточной разработанностью соответствующей методики. Осуществлять формирование

эстетического вкуса будем в рамках изучения учащимися общей школы темы «Растровая компьютерная графика». В силу ограниченности времени для изучения темы «Растровая графика» нами была выбрана форма телекоммуникационного проекта.

Необходимость разрешения указанного противоречия определяет актуальность и определяет проблему: как следует обучать школьников растровой компьютерной графике, чтобы формировать их эстетический вкус?

Объект - процесс формирования эстетического вкуса у учащихся основной школы.

Предмет - формирование эстетического вкуса у учащихся основной школы средствами учебного телекоммуникационного проекта.

Под «телекоммуникационным проектом» вслед за Е. С. Полат будем понимать «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-участников, которая организована на основе компьютерной' телекоммуникации и имеющая общую проблематику, направленную на достижение совместного результата» [7, с.125].

Гипотеза - если при обучении учащихся растровой графике применять

телекоммуникационный проект, основу которого составляет их деятельность по анализу и оценке графических изображений с позиции эстетики; подбору и использованию эстетически обоснованных решений для обработки графических изображений различных жанров, то это будет способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

На сегодняшний день работа с растровой графикой очень востребована у современных пользователей, а особенно среди подрастающего поколения. С помощью мобильных устройств, приложений, программных средств и сетевых сервисов школьники создают, обрабатывают, размещают множество фотографий в социальных сетях и распространяют их через средства коммуникации. Однако фотография способна передать великолепие окружающего нас мира только в том случае, когда сам человек не только может воспринимать прекрасное вокруг себя, но и самостоятельно создавать фото, а также другие графические продукты, руководствуясь

эстетическими нормами, что делает получаемый продукт более качественным, приятным к восприятию и выводит его на новый уровень.

Понимание красоты и прекрасного в философском аспекте связано с термином «эстетика», созданным и определенным в трактате «ЛеБШейса» (1750-1758) А. Э. Баумгартеном через такие понятия, как «ощущающий», «чувствующий», «чувственный». Эстетика - это наука о прекрасном, раскрывающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни [3]. Эстетика тесно связана с понятием вкуса - еще Иммануил Кант описывал эстетику как науку о суждении вкуса.

Отметим, что эстетический вкус, в первую очередь, определяется через чувства и ощущения. По мнению Б. Т. Лихачева, эстетический вкус определяет способность ребенка к рассуждению о предметах, явлениях, ситуациях с точки зрения их эстетических качеств [5, с. 32]. Е. В. Ильина отмечает, что в понимание сути прекрасного школьник должен включать сложившиеся эстетические идеалы, вкус и способность давать ему оценку. Ощущая прекрасное, ребенок должен сравнивать и анализировать его с увиденным ранее [6].

При обработке на компьютере растровых графических изображений человек руководствуется своим собственным эстетическим вкусом, который должен быть основан, прежде всего, на эстетических нормах обработки растровых графических изображений, яркими примерами которого является фотографии. Они напрямую связаны с такими понятиями, как композиция, перспектива, цветокоррекция, симметрия и т.д. [1]. При работе с растровыми изображениями проявлениями эстетического вкуса будут являться: определением качества фотографии; соблюдения норм цветокоррекции, перспективы, композиции; обоснованный выбор фильтров, эффектов, шаблонов; оценивание обработанного изображения с точки зрения гармонии и единства.

Подводя итог сказанному, сформулируем компоненты эстетического вкуса и их проявления при изучении графической информации:

Школьник должен знать: суть понятий «дизайн», «композиция», «перспектива»,

«симметрия» и т.д. основы теории цветоведения, в частности: основные понятия о цвете, принципы работы с ним, цветовые круги, роль цвета в композиции и т д.

Школьник должен уметь: осуществлять выбор цвета в композиции (в том числе при помощи цветовых кругов), воспринимать и оценивать эстетические качества созданного продукта; отделять объективные достоинства предметов от своих субъективных предпочтений (объективизация).

В соответствии с требованиями стандартов для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, ценностных ориентаций был создан тлекоммуникационный проект «Графический эстет» (рисунок 1).

Данный проект направлен на развитие эстетического вкуса учащихся, творческого воображения, мышления, формирование

информационных компетенций в процессе обучения основам обработки графических изображений. В рамках данного проекта учащиеся познакомятся с основными понятиями и правилами обработки растровых изображений, а также научатся правильно корректировать изображения с точки зрения эстетики, создавать коллажи и добавлять различные эффекты, руководствуясь правилами построения композиции и цветокоррекции.

Рис.1. Стартовая страница проекта «Графический эстет»

В разработанном проекте были реализованы различные возможности и элементы, предлагаемые технологией дистанционного обучения портала «Школа». К основным элементам проекта можно отнести следующие: база данных, пакет SCORM, образовательные ресурсы, состоящие из файлов, страниц, пояснений, и ссылок на иные источники, форум, задание, опрос.

В процессе работы над проектом учащиеся изучают теоретический материал и выполняют практические задания. Также в ходе обучения учащимся периодически предлагаются небольшие задания на проверку освоения изученного материала, в том числе тесты с автоматической проверкой результатов, что в свою очередь позволит закрепить знания и послужит показателем успеваемости в образовательном процессе. Изучение курса осуществляется индивидуально, при этом учащиеся взаимодействуют с учителем и с другими участниками курса посредством форума.

Приведем некоторые материалы и задания проекта «Графический эстет», наиболее ярко, на наш взгляд, иллюстрирующие процесс формирования эстетического вкуса.

Работа с теоретическим материалом осуществляется в формате видеолекций, касающихся теории цвета (физические основы формирования цвета, цветовые круги Иттена, комбинации цветов, психологические аспекты восприятия цветов). Обучение эстетическим нормам при работе с растровой графикой производится посредством интерактивных лекций, где учащимся раскрываются методы корректного использования композиции, перспективы, цветокоррекции и симметрии.

Телекоммуникационный проект включает проверочные интерактивные задания, нацеленные на анализ правильного применения учащимися норм эстетики на примерах конкретных фотографий. Приведем пример таких заданий.

Задание 1. На какой из картинок лучше сочетаются цвета (рисунок 2)?

Рис.2. Задание на сочетание цветов

Задание 2. На представленных ниже фотографиях (рисунок 3) выберите те, которые удовлетворяют правилам кадрирования.

Рис. 3. Задание на Особое место в телекоммуникационном проекте занимают задания, направленные на анализ и отбор фотографий, в частотности, для создания коллажей, для обработки фотографий с целью их улучшения (применение различных эффектов и фильтров). Это связано с тем, что именно в процессе подобного отбора учащимися совершается наибольшее количество ошибок с точки зрения эстетики, а обработанные ими фотография зачастую

правила кадрирования

противоречат эстетическим нормам. Приведем примеры таких заданий.

Задание 3. С помощью инструмента «Голосование» на портале «Школа» из представленных ниже фотографий (рисунок 4) выберете только ту, для которой эстетически применим эффект «Боке» и реализуйте его для выбранной фотографии.

2

3

4

Рис. 4. Примеры изображений, отбираемые для эффекта «Боке»

Уточним, что эффект Боке представляет собой художественное размытие фона на фотографии. Этот художественный приём помогает сконцентрировать внимание на объекте фотосъёмки, а не на фоне. Техника боке незаменима при создании портрета вне студии, когда вокруг много «раздражителей», отвлекающих внимание от модели. Соответственно наиболее уместен эффект Боке для фотографии, расположенной под номером 2. Для обсуждения результатов, выявления трудностей и ошибок, возникших в результате отбора фотографии, в рамках проекта организован консультационный форум с авторами и координаторами проекта. Только после

обсуждения участники приступают к практической реализации эффекта «Боке».

Отметим, что большое количество фотографий, противоречащих нормам эстетики, относится к «костюмированным» фотографиям, когда учащиеся вставляют свое лицо в различные шаблоны, примеряя тем самым разнообразные образы: киногероев, героев мультипликационных фильмов, исторических персонажей и т.д. Как показывает опыт работы с учащимися, особую трудность вызывает подбор фотографии для вставки своего лица. В телекоммуникационном проекте приведены рекомендации по выбору фото для шаблона, рассмотрены конкретные примеры (рисунок 5).

Как правильно выбрать фото для шаблона?

1) Офто дсл»но был» юрсшега качвстм, '«егкм, жапателыч иелзн»ое лрм хэд&иец освиценин 2| ршдо лица дся'с« совпадать с ракурсом шаблона

Л.ч(о дотаю быги бедно псгоюсн л. ж» обрвхвю 4) На пице не дагс-м быть прядей мри; или чего-либо еце

Рис. 5. Страница проекта с рекомендациями по подбору фото для «костюмированных» фотографий Ниже приведено задание, направленное на вставку фото в шаблон.

Задание 4. Подберите свое фото и вставьте его в указанный шаблон (участники-девочки - в шаблон 1, а участники-мальчики - в шаблон 2). Критерии оценивания такого задания следующие: правильный выбор фотографии для шаблона (ракурс фото совпадает с ракурсом шаблона), аккуратность вставки фотографии в шаблон, единство фотографии и шаблона.

Шаблон 1

Шаблон 2

Рис. 4. Примеры шаблонов для вставки фото

Далее приведем творческое задание проекта.

Творческое задание. Создайте коллаж на тему «Прошлое, настоящее, будущее», используя один сетевой онлайн сервис из предложенных на выбор: РЬО1ОУ1Б1, Ро1осо1^е-кагаМа8И, Мусо1^еБ, Бойг. Создайте коллаж по следующей схеме: фотография 1- ваше детское фото обрезать в виде портрета; фотография 2 - фото с эффектом «Боке» (фотография должна соответствовать критерию выбора фотографии для данного эффекта); фото 3 - шаблон с костюмом своей будущей профессии.

В заключение отметим, что до прохождения школьниками телекоммуникационного проекта «Графический эстет» и по его итогам нами была произведена диагностика уровня развития эстетического вкуса у школьников. В результате обучаемые были отнесены к группам с низким, средним и высоким уровнем развития эстетического

вкуса. Для указанной диагностики мы выбрали методику, изложенную в исследовании Н.П. Боташевой, в котором она выделяет когнитивный, операционно-творческий, мотивационный,

эмоционально-оценочный, поведенческий критерии сформированности эстетического вкуса [2]. Рассмотренные автором показатели и средства диагностики сформированности эстетического вкуса были адаптированы к тематике нашей работы. В результате диагностика выявила, что большинство школьников после прохождения

телекоммуникационного проекта «Графический эстет» показали высокий уровень сформированности эстетического вкуса (80% по сравнению с исходными 30 %), часть средний (20% по сравнению с 40%), учащихся с низким уровнем выявлено не было (до проекта этот показатель был равен 30%). Сказанное

подтверждает практическую значимость

исследования.

Таким образом, мы рассмотрели возможности формирования эстетического вкуса у учащихся основной школы в процессе обучения основам растровой графики. В качестве средства мы предлагаем телекоммуникационный проект, включающий не только практические задания, нацеленные на формирование исключительно практических умений в области обработки фотографий, но и задания на эстетический анализ фотографий, эстетическую целесообразность, применение эстетических норм, шаблонов, цветовых схем, фильтров, составляющих основу формирования эстетического вкуса у школьников. Считаем, что если уделять должное внимание деятельности учащихся

по анализу и оценке графических изображений с позиции эстетики, подбору и использованию эстетически обоснованных решений для обработки графических изображений различных жанров, то это будет способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

Особо отметим практическую значимость работы - созданные в рамках телекоммуникационного проекта «Графический эстет» учебно-методические материалы могут использоваться в практике обучения информатике основной школы, преподавателями информатики в вузах, методистами в системе повышения квалификации и переподготовки учителей информатики.

Библиографический список

1. Аверин, В. Н. Компьютерная графика: Учебник для учреждений среднего профессионального образования / В.Н. Аверин. - Москва : Academia, 2016. - 304 c. - Текст: непосредственный.

2. Боташева, Н. П. Формирование эстетического вкуса подростков в условиях поликультурной образовательной среды средствами регионального народного декоративно-прикладного искусства : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Боташева Наталья Пантелеевна. —Майкоп, 2013. — 31 с. — Текст : непосредственный.

3. Гончарова, О. В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания / под редакцией О.В. Гончаровой. - Москва : Творческий центр Сфера, 2010. - 128 с. - Текст: непосредственный.

4. Крысинская, Е. М. Цифровые графические технологии как средство повышения эстетической культуры / Е. М. Крысинская, А. А. Павлова. - Текст: непосредственный // Информатика и образование. - 2006.

- № 12. - С. 116-118.

5. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. / Б.Т. Лихачев. - Москва : Просвещение, 1985. - 175 с. - Текст: непосредственный.

6. Ильина, Е. В. Воспитание искусством / Е.В. Ильина - Текст: непосредственный // Искусство в школе.

- 2009. - № 1. - С. 13-15.

7. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - Москва : Академия, 2007. - 368 с. - Текст: непосредственный.

References

1. Averin, V. N. Komp'yuternaya grafika: Uchebnik dlya uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. / V. N. Averin [Computer graphics: Textbook for institutions of secondary vocational education]. Moscow: Academia, 2016 . - 304 p.

2. Botasheva, N. P. Formirovanie esteticheskogo vkusa podrostkov v usloviyah polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy sredstvami regional'nogo narodnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva. : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.01 / Botasheva Natalia Panteleevna [Formation of aesthetic taste of adolescents in a multicultural educational environment by means of regional folk decorative and applied art]. Maykop, 2013. - 31 p.

3. Goncharova, O. V. Teatral'naya palitra. Programma khudozhestvenno-esteticheskogo vospitaniya / pod redaktsiyey O.V. Goncharovoy [Theatrical palette. The program of artistic and aesthetic education]. Moscow : Tvorcheskiy tsentr Sfera, 2010. - 128 p.

4. Krysinskaya, E. M. Tsifrovyye graficheskiye tekhnologii kak sredstvo povysheniya esteticheskoy kul'tury / E. M. Krysinskaya, A. A. Pavlova // [Digital graphic technologies as a means of improving aesthetic culture]. Informatika i obrazovaniye. - 2006. - № 12. - рр. 116-118.

5. Likhachev, B. T. Teoriya esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov: ucheb. posobie po speckursu dlya ped. in-tov / B.T. Likhachev [Theory of aesthetic education of schoolchildren: textbook. manual for a special course for pedagogical universities]. Moscow: Education, 1985. - 175 p.

6. Ilyina, E.V. Vospitanie iskusstvom / E. V. Ilyina [Education by art]. // Art at school. - 2009. - No. 1. - рр.

13-15.

7. Polat, E. S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenii / E .S. Polat, M.Yu. Bukharkin [Modern pedagogical and

information technologies in the education system: textbook. manual for students of higher educational institutions]. Moscow : Academy, 2007. - 368 p.

FORMING THE AESTHETIC TASTE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING RASTER GRAPHICS BY MEANS OF A TELECOMMUNICATIONS PROJECT

Tatyana V. Arshba

Associate Professor, Omsk state pedagogical university

Alina N. Bogdanova

Associate Professor, Omsk state pedagogical university

Abstract. The article states the relevance of the formation of aesthetic taste among primary school students in the process of teaching raster computer graphics. Authors based on the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature indicate that computer science has a great potential in forming the aesthetic taste which unfortunately often remains unclaimed. Thus the study of the most popular topic of the computer science course -computer graphics -within which one can successfully engage in aesthetic education is often reduced only to studying the functionality of graphic editors and teaching the basics of image processing. Following the above the authors formulate a contradiction, a problem, a subject, an object and a hypothesis of the article. The telecommunications project "Graphic Aesthete" was chosen as a means of achieving the goal. Authors describe its goal, scenario and examples of the implementation of the main stages in detail. In the article the working definitions of the key concepts are given: "aesthetics", "aesthetic taste", "telecommunications project". Authors describe the tasks that contribute to the development of aesthetic taste on such topics as"Color Correction", "Photo Collage", "Templates for photos", "Bokeh Effect". Students evaluate the results of their work guided by the manifestations of aesthetic taste which according to the authors of the article can be: determining the quality of photo; compliance with the norms of color correction, perspective, composition; a reasonable choice of the filters, effects, templates; evaluating the processed image from the point of view of harmony and unity. As a confirmation of the practical value of the study authors present the results of the pedagogical experiment during which an increase in the formation of indicators of aesthetic taste of students is shown. The materials of the article can be used in teaching computer graphics both in primary and high school as well as in higher and additional education.

Keywords: aesthetics, aesthetic taste, computer graphics, telecommunications project, computer science, primary school students.

Сведения об авторах:

Татьяна Владимировна Аршба - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14, e-mail: tvatzuk@mail.ru)

Алина Николаевна Богданова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14, e-mail: leon-ali na @ va nde x. ru)

Статья поступила в редакцию 19.09.21 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.