Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ / ИСТОРИЯ КОСТЮМОВ / КОСТЮМЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE / AESTHETIC TASTE / AESTHETIC EDUCATION / ADOLESCENTS / HISTORY OF COSTUMES / COSTUMES / ADDITIONAL EDUCATION / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Крапивина Ирина Александровна

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы связана с направленностью современной образовательной политики на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества, развитие у них эстетического вкуса на основе ценных и значимых для общества культурных эталонов. Большими возможностями в решении данной проблемы в условиях дополнительного образования обладают занятия по истории костюма, учитывающие интересы старших подростков и способствующие формированию у них нравственно - эстетических эталонов как основы для проявления вкусовых предпочтений в продуктах творчества. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал обращения к истории костюма в развитии эстетического вкуса у подростков, рассмотреть принципы организации этого процесса и эффективные методы, способствующие его реализации в условиях дополнительного образования. Методологической основой статьи являются теоретические положения о социальной природе эстетического вкуса, тесно связанного с ценностными ориентирами человеческой деятельности (М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев); идеи социокультурного подхода в трактовке моды на одежду (И. В. Антоненко, Т. С. Бастрыкина, А. Белик, В. М. Липская, Б. Д. Парыгин, Г. Г. Шубин). В статье использовались такие методы исследования, как анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в определении принципов организации работы по развитию эстетического вкуса у подростков в процессе изучения истории костюма (историзма, спирального выстраивания материала, индивидуально - личностного развития) и соответствующих им методов, нацеленных на актуализацию личностного опыта и развитие способности к анализу явлений моды в одежде как выражения образа жизни и нравственно - эстетических ценностей времени. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами предложены методические решения задачи развития эстетического вкуса у современных подростков в условиях дополнительного образования, связанные с применением методов педагогики художественного образования. Это метод стилевого моделирования, метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне (способствующие формированию в сознании обучающихся целостной картины художественной культуры, представлений о связи эталонов красоты с нравственными ценностями эпохи); метод художественных проектов, метод создания ситуаций уподобления герою произведения (направленные на актуализацию личностного опыта обучающихся), разнообразные интерактивные методы, позволяющие обучающимся выражать свои субъективные позиции и отстаивать собственные вкусовые предпочтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Крапивина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE IN TEENAGERS IN THE CLASSES ON THE HISTORY OF COSTUME AT THE INSTITUTION OF THE ADDITIONAL EDUCATION

The relevance of the problem considered in the article is associated with the focus of modern educational policy on familiarizing students with the spiritual life of society, developing their aesthetic taste on the basis of cultural standards that are valuable and significant for society. Lessons on the history of costume, taking into account the interests of older adolescents and contributing to the formation of moral and aesthetic standards in them as the basis for the manifestation of their taste preferences in creative products, have great opportunities in solving this problem in conditions of additional education. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of referring to the history of costume in the development of aesthetic taste in adolescents, to consider the principles of organizing this process and effective methods that contribute to its implementation in conditions of additional education. The methodological basis of the article is theoretical provisions on the social nature of aesthetic taste, closely related to the value orientations of human activity (M. S. Kagan, B. T. Likhachev, A. F. Losev); ideas of a socio - cultural approach in the interpretation of fashion for clothes (I. V. Antonenko, T. S. Bastrykina, A. Belik, V. M. Lipskaya, B. D. Parygin, G. G. Shubin). The article used research methods such as literature analysis, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation. Scientific novelty consists in defining the principles of organizing work on the development of aesthetic taste in adolescents in the process of studying the history of costume (historicism, spiral alignment of the material, individual and personal development) and the corresponding methods aimed at updating personal experience and developing the ability to analyze fashion phenomena in clothing as expressions of the way of life and moral and aesthetic values of the time. The practical significance of the research results lies in the fact that the authors have proposed methodological solutions to the problem of developing aesthetic taste in modern adolescents in conditions of additional education, associated with the use of methods of pedagogy of art education. This is a method of stylistic modeling, a method of “running ahead” and “returning” to what has been passed at a new level (contributing to the formation in the minds of students of a holistic picture of artistic culture, ideas about the relationship of standards of beauty with the moral values of the era); the method of art projects, the method of creating situations of assimilating the hero of the work (aimed at updating the personal experience of students), a variety of interactive methods that allow students to express their subjective positions and defend their own taste preferences.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.036:371.398 DOI 10.26170/po20-05-20

ББК Ч 420.054.5 ГРНТИ 14.27.09 Код ВАК 13.00.02

Куприна Надежда Григорьевна,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: nkbv@mail.ru

Крапивина Ирина Александровна,

соискатель, специалист отдела подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: ira.krapivina@gmail.com

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: развитие эстетического вкуса; эстетический вкус; эстетическое воспитание; подростки; история костюмов; костюмы; дополнительное образование; художественное образование.

АННОТАЦИЯ. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы связана с направленностью современной образовательной политики на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества, развитие у них эстетического вкуса на основе ценных и значимых для общества культурных эталонов. Большими возможностями в решении данной проблемы в условиях дополнительного образования обладают занятия по истории костюма, учитывающие интересы старших подростков и способствующие формированию у них нравственно-эстетических эталонов как основы для проявления вкусовых предпочтений в продуктах творчества. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал обращения к истории костюма в развитии эстетического вкуса у подростков, рассмотреть принципы организации этого процесса и эффективные методы, способствующие его реализации в условиях дополнительного образования. Методологической основой статьи являются теоретические положения о социальной природе эстетического вкуса, тесно связанного с ценностными ориентирами человеческой деятельности (М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев); идеи социокультурного подхода в трактовке моды на одежду (И. В. Антоненко, Т. С. Бастрыкина, А. Белик, В. М. Липская, Б. Д. Парыгин, Г. Г. Шубин). В статье использовались такие методы исследования, как анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в определении принципов организации работы по развитию эстетического вкуса у подростков в процессе изучения истории костюма (историзма, спирального выстраивания материала, индивидуально-личностного развития) и соответствующих им методов, нацеленных на актуализацию личностного опыта и развитие способности к анализу явлений моды в одежде как выражения образа жизни и нравственно-эстетических ценностей времени. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами предложены методические решения задачи развития эстетического вкуса у современных подростков в условиях дополнительного образования, связанные с применением методов педагогики художественного образования. Это метод стилевого моделирования, метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне (способствующие формированию в сознании обучающихся целостной картины художественной культуры, представлений о связи эталонов красоты с нравственными ценностями эпохи); метод художественных проектов, метод создания ситуаций уподобления герою произведения (направленные на актуализацию личностного опыта обучающихся), разнообразные интерактивные методы, позволяющие обучающимся выражать свои субъективные позиции и отстаивать собственные вкусовые предпочтения.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Куприна, Н. Г. Развитие эстетического вкуса у подростков на занятиях по истории костюма в учреждении дополнительного образования / Н. Г. Куприна, И. А. Крапивина. -Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 5. - С. 170-176. -DOI: 10.26170/Р020-05-20.

Kuprina Nadezhda Grigorievna,

Candidate of Pedagogy, Professor of the Department of Theory and Methods of Educating a Culture of Creativity, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Krapivina Irina Alexandrovna,

Applicant, Specialist of the Department of Training and Certification of Highly Qualified Personnel, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE IN TEENAGERS IN THE CLASSES ON THE HISTORY OF COSTUME AT THE INSTITUTION OF THE ADDITIONAL EDUCATION

KEYWORDS: development of aesthetic taste; aesthetic taste; aesthetic education; adolescents; history of costumes; costumes; additional education; art education.

ABSTRACT. The relevance of the problem considered in the article is associated with the focus of modern educational policy on familiarizing students with the spiritual life of society, developing their aesthetic taste on the basis of cultural standards that are valuable and significant for society. Lessons on the history of costume, taking into account the interests of older adolescents and contributing to the formation of moral and aesthetic standards in them as the basis for the manifestation of their taste preferences in creative products, have great opportunities in solving this problem in conditions of additional education. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of referring to the history of costume in the development of aesthetic taste in adolescents, to consider the principles of organizing this process and effective methods that contribute to its implementation in conditions of additional education. The methodological basis of the article is theoretical provisions on the social nature of aesthetic taste, closely related to the value orientations of human activity (M. S. Kagan, B. T. Likhachev, A. F. Losev); ideas of a socio-cultural approach in the interpretation of fashion for clothes (I. V. Antonenko, T. S. Bastrykina, A. Belik, V. M. Lipskaya, B. D. Parygin, G. G. Shubin). The article used research methods such as literature analysis, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation. Scientific novelty consists in defining the principles of organizing work on the development of aesthetic taste in adolescents in the process of studying the history of costume (historicism, spiral alignment of the material, individual and personal development) and the corresponding methods aimed at updating personal experience and developing the ability to analyze fashion phenomena in clothing as expressions of the way of life and moral and aesthetic values of the time. The practical significance of the research results lies in the fact that the authors have proposed methodological solutions to the problem of developing aesthetic taste in modern adolescents in conditions of additional education, associated with the use of methods of pedagogy of art education. This is a method of stylistic modeling, a method of "running ahead" and "returning" to what has been passed at a new level (contributing to the formation in the minds of students of a holistic picture of artistic culture, ideas about the relationship of standards of beauty with the moral values of the era); the method of art projects, the method of creating situations of assimilating the hero of the work (aimed at updating the personal experience of students), a variety of interactive methods that allow students to express their subjective positions and defend their own taste preferences.

FOR CITATION: Kuprina, N. G., Krapivina, I. A. (2020). Development of Aesthetic Taste in Teenagers in the Classes on the History of Costume at the Institution of the Additional Education. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 170-176. DOI: 10.26170/po20-05-20.

Введение. Современные социально-экономические преобразования требуют от молодого поколения активного участия в социокультурных процессах, творческого отношения к окружающей действительности на основе сформированной системы ценностно-смысловых ориентиров, культурных идеалов и образцов. В связи с этим актуализируется проблема развития у подрастающего поколения эстетического вкуса как способности к эстетической оценке предметов и явлений, тесно связанной с нравственными установками личности, ее мировоззрением и миропониманием.

Ориентиром для педагогов в решении этой проблемы становится ряд документов, важнейшими среди которых являются «Национальная доктрина образования в РФ на период 2016-2020 гг.», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где воспитание подрастающего поколения в системе социокультурных ценностей рассматривается как условие устойчивости, стабильности и самосохранения общества, идущего по пути реформирования и модернизации. Значимость привлечения классического и лучших образцов современного искусства в качестве эталонов для развития у обучающихся эстетического вкуса и связанных с ним нравственных ориентиров подчеркивается в документах, определяющих современную образовательную политику: Федеральных государственных обра-

зовательных стандартах основного общего образования, «Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025» и др.

Система дополнительного образования открывает большие возможности в решении данной задачи. Именно в этой сфере подростки могут реализовать свои потребности в творческом самовыражении с учетом своих эстетических предпочтений. В «Концепции развития дополнительного образования детей в РФ на период до 2025 года» клубы и кружки художественного творчества рассматриваются как «мотивирующее жизненное пространство» в самоактуализации личности [7, с. 2]. Доброжелательная атмосфера клубной и кружковой работы стимулирует творчество, благоприятствует расширению кругозора и обогащению художественно-эстетического опыта.

В то же время задачи развития эстетического вкуса на основе «выработки критического мышления и определения собственной позиции в отношении как культурного наследия, так и современного искусства» [15, с. 8] находятся на периферии внимания педагогов дополнительного образования, не имеют достаточного методического оснащения.

Ситуация усугубляется тем, что современная культура представлена большим количеством разнонаправленных предпо-

© Куприна Н. Г., Крапивина И. А., 2020

чтений и идеалов. Современные старшеклассники, свободно пользуясь новыми формами коммуникации (виртуальное общение), погружены в мир интернет-пространства, в котором нивелируется авторитетность культурных ценностей прошлого, происходит трансформация многих традиционных нравственных и эстетических норм, распространяется типологизи-рованная массовая культура. Эстетические выборы молодых людей зачастую обусловливаются стремлением принадлежать той или иной молодежной субкультуре, что влечет выбор культурных, нравственных приоритетов и в целом образа жизни. Все это подчеркивает значимость разработки эффективного методического обеспечения процесса развития у подростков эстетического вкуса на основе ценных и значимых для общества культурных эталонов.

Основой для развития у подростков эстетического вкуса в условиях дополнительного образования может стать специально разработанный курс, связанный с историей костюма как историей нравственно-эстетических эталонов, отраженных в моде на одежду в разных эпохах. Возраст 14-16 лет - это возраст, в котором подростки ищут образ для подражания, некий идеал, воплощающий значимые ценностные смыслы в выразительной форме. Особый интерес в этом возрасте вызывают одежда и разнообразные внешние атрибуты, выражающие, по мнению подростка, его пристрастия и ценностные выборы. Курс по истории костюма в условиях дополнительного образования может стать для подростков основой формирования эстетических эталонов, понимания их взаимосвязи с нравственными нормами, а также открыть для них возможности выразить свои нравственно-эстетические вкусовые предпочтения в продуктах собственного творчества. Для педагогов дополнительного образования разработка такого курса актуальна как пример методического решения задачи развития эстетического вкуса у современных подростков.

Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал обращения к истории костюма в развитии эстетического вкуса у подростков, рассмотреть принципы организации этого процесса и эффективные методы, способствующие его реализации в условиях дополнительного образования.

Обзор литературы. Проблема развития у подрастающего поколения эстетического вкуса в тесной связи с нравственными ориентирами отмечалась еще античными философами - Платоном, Аристотелем. В этом аспекте к анализу проблемы эстетического вкуса обращались европейские (Д. Аддисон, Дж. Локк, Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо) и отечественные (Э. В. Ильен-

ков, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков) философы и культурологи. По замечанию М. С. Кагана, в основе эстетического вкуса лежит представление человека об эстетическом идеале, тесно связанном с ценностными ориентирами человеческой деятельности. Соотнесение реальности с идеалом, осуществляемое людьми в ходе их повседневного общения с окружающим миром, лежит в основе эстетической оценки, являясь проявлением эстетического вкуса [4, с. 113].

В отечественной педагогике задача формирования эстетического вкуса как задача нравственного воспитания детей была блестяще реализована в педагогических системах Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского. В современной педагогической теории и практике идея взаимосвязанности процессов развития эстетического вкуса и формирования нравственных основ личности ребенка воплощается в работах педагогов-исследователей С. М. Борисовой, Т. А. Копцевой, М. Е. Кудрявцевой, Б. М. Не-менского, Г. В. Раицкой, Н. Л. Рощиной, Д. В. Рявкина и др. По замечанию М. П. Рескина, хороший эстетический вкус - это нравственное качество, «развивать вкус у ребенка идентично развитию его характера» [12, с. 24].

Развитие у обучающихся эстетического вкуса на эталонных произведениях классики и современности рассматривается авторами современной «Концепции преподавания предметной области „Искусство"» в качестве «важного фактора их успешной социализации, индивидуально-личностного развития как субъектов культуры, подготовки к взаимодействию с информационной средой и массовой культурой, толерантности к культурному разнообразию» [5, с. 15].

Костюм как форма сообщения информации о нравственно-эстетических ценностях определенного времени и как внешнее проявление внутреннего «я», «манифестация личности» (по выражению В. М. Лип-ской) с точки зрения ее ментальных, эмоциональных, социальных, этических и этнических особенностей изучается в работах И. В. Антоненко, Т. С. Бастрыкиной, А. Бе-лика, И. Н. Карицкого, В. М. Липской, Б. Д. Парыгина, Г. Г. Шубина.

Результаты исследования. В современной трактовке эстетический вкус является способностью к эстетической оценке предметов и явлений на основе их чувственного восприятия и сравнения с эстетическими эталонами, сформированными внешней средой и индивидуальными условиями развития личности. Эстетический вкус тесно связан с нравственными ориентирами личности и выражается как в твор-

ческой деятельности человека, так и в его поведенческих проявлениях.

Обращение в воспитательной работе со старшими подростками к истории костюма помогает сформировать представления о тесной взаимосвязи эстетических и нравственных установок в определенных социокультурных контекстах, о существовании разных эталонов красоты и выразительности в истории культуры.

Необходимо выделить следующие принципы организации работы по развитию эстетического вкуса у подростков в процессе изучения истории костюма.

Принцип историзма в подаче материала является основополагающим при изучении истории костюма, поскольку эталоны красоты тесно связаны с духовным портретом поколения, мировоззренческими ценностями эпохи. Каждая эпоха имеет свой нравственно-эстетический кодекс, ярко проявляющийся в костюмах этого времени. Принцип историзма в подаче материала позволяет проследить логику изменений в костюме в соответствии с изменениями нравственно-эстетических идеалов в разные эпохи.

Принцип спирального выстраивания материала предполагает акцентирование внимания в каждой теме на стилевых проявлениях одежды прошлых времен в элементах современного костюма. Это позволяет расширять и углублять представления обучающихся о содержательной наполненности средств выразительности костюма, смысловом значении каждой его детали.

Принцип индивидуально-личностного развития проявляется в предоставлении возможностей подростку экспериментировать в творческих заданиях с элементами костюмов прошлых эпох и настоящего времени, конструировать авторские варианты костюма, сопрягая их с личным опытом и собственными вкусовыми предпочтениями.

Практика проведения курса истории костюма в условиях кружковой работы с подростками позволила выделить следующие наиболее эффективные методы в развитии у них эстетического вкуса.

Принципу историзма соответствует метод моделирования стилевого контекста (Н. Г. Куприна [9]) в процессе восприятия и анализа костюма как эстетического объекта, принадлежащего определенной эпохе. Стили культуры, порожденные атмосферой духовности той или иной эпохи, выступают смысловым контекстом формы создаваемых в этот период эстетических и художественных объектов, определяют их «принцип конструирования» (по словам А. Ф. Лосева [11, а 226]).

В задачу педагога, реализующего данный метод, входит отбор произведений

разных видов искусства, наиболее ярко представляющих стиль эпохи или направления, в рамках которых возник изучаемый тип костюма. Основу видеоряда составляют произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры), в которых герои запечатлены в костюмах этого времени. Сопровождать видеоряд могут музыкальные произведения, созданные в этот период. Видеоряд может быть представлен фрагментами театральных постановок (оперы, балета, драмы). В процессе обсуждения материалов на занятии педагог подводит обучающихся к формулированию ведущих идей и ценностных ориентиров на данном временном отрезке культуры, помогает сделать выводы о том, как эти мировоззренческие идеи и ценности выразились в эталонах красоты и как отразились в конструкции и деталях костюма.

В дальнейшем при анализе выразительных средств в костюмах последующих исторических периодов обучающиеся могут самостоятельно выполнять задания, связанные с моделированием стилевых контекстов, определивших «принципы конструирования» костюмов определенных эпох.

Принцип спирального выстраивания материала предполагает использование метода «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне. Данный метод введен Д. Б. Кабалевским [3]) в рамках педагогики музыкального образования и направлен на установление взаимосвязей между темами программы, конкретными произведениями искусства, формирующимися музыкальными умениями и навыками, опытом музыкально-творческой деятельности и т. д. В то же время метод широко применяется в целом в педагогике художественного образования, поскольку сообразен природе художественного восприятия, связанной с ассоциативным сопоставлением элементов художественной формы на всех ее уровнях. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному на новом уровне способствует формированию в сознании обучающихся целостной картины художественной культуры, пониманию логики ее развития, а также последовательному и все более глубокому познанию той или иной темы, развитию у обучающихся способности к осмыслению пройденного материала на новом уровне.

Применительно к материалу курса истории костюма данный метод способствует актуализации для обучающихся сведений из истории культуры. Проведение смысловых параллелей между прошлым и настоящим приводит к пониманию связи формы и содержания в конструкции костюма, соответствия элементов костюма нравственно-

эстетическим эталонам определенного времени, символическом значении применения этих элементов в современной одежде, что способствует развитию у обучающихся эстетического вкуса.

Принцип индивидуально-личностного развития связан с методами актуализации личностного опыта обучающихся в процессе анализа выразительных средств в конструкции костюма.

Наиболее эффективным здесь выступает метод художественных проектов - создания эскизов личного гардероба для разных жизненных ситуаций: костюм для школы, костюм для вечеринки, костюм для посещения театра, костюм для деловой встречи и пр. Обучающимся дается возможность выбора стилевых элементов костюма для того, чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность или создать нужное настроение в соответствии с жизненной ситуацией, для которой предназначен конструируемый костюм.

Для актуализации личностного опыта и развития творческой активности обучающихся могут применяться разнообразные игровые и интерактивные методы.

Ассоциативный метод позволяет в занимательной игровой форме осуществлять анализ выразительных средств костюма и выразить свое отношение при его восприятии. Подросткам предлагается подобрать словесные ассоциации к ключевому слову, обозначающему цвет костюма (или его форму). Затем на основе зафиксированных ассоциаций предлагается сочинить стихотворение или краткое эссе. При этом поощряются любые, самые неожиданные варианты («цвет неба перед закатом солнца», «цвет розы», «цвет клюквенного киселя», «цвет бабушкиного праздничного платка» и пр.) По итогам выполнения задания творческие работы обсуждаются и анализируются с точки зрения отражения в них личностного опыта и вкусовых предпочтений авторов.

Метод ролевой игры предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует активности в поиске дополнительных знаний, относящихся к принятой роли.

Применительно к курсу истории костюма подходящей оказывается ролевая игра, разработанная Э. де Боно и известная как «Шесть пар образа действий». В основе данной игры лежит соотношение цвета и формы обуви с образом действия. Каждая пара обуви имеет свой цвет и свое название и отвечает за конкретный стиль поведения или образ действия, т. е. несут смысловую нагрузку. Учебная группа (класс) делится на шесть малых групп. Каждой группе предоставляется возможность выбрать «свою»

пару обуви, которая символизирует определенный образ действий. Группы обговаривают стиль одежды (возможно, конструируют костюм) в соответствии с заданным образом. Примерами пар обуви могут быть «флотские фирменные ботинки» (синие); «повседневные кроссовки» (серые); «рабочие башмаки» (коричневые); «домашние тапочки» (розовые); «резиновые сапоги» (оранжевые); туфли для официальных приемов (пурпурного цвета) и пр. Цвет и форма обуви связаны с образом действия. Например, синий цвет - цвет многих униформ. Это всегда порядок, режим, контроль, ответственность. Коричневый цвет ассоциируется с практической работой («как сделать лучше, эффективнее, производительнее» - таковы стратегии коричневой обуви). Оранжевый цвет - предупреждение об опасности. Это цвет обуви пожарных и спасателей. Соответственно, это работа в чрезвычайных обстоятельствах, требующих от человека собранности и поиск оптимальных решений. Розовые тапочки ассоциируются с домашним теплом и семейным очагом, а потому предполагают такие проявления, как забота, сострадание, бережное отношение друг к другу. Пурпурный цвет - цвет власти. Ученик в такой обуви выполняет роль «управленца» - официального лица, наделенного властными полномочиями.

Привлекательность метода Э. де Боно заключается в том, что позволяет «включать» разные субъективные позиции, разные типы мышления при анализе проблемы (в данном случае, проблемы стилевого единства костюма).

Метод создания ситуаций уподобления герою произведения, введенный в практику педагогики художественного образования Б. М. Неменским [14], связан со своеобразным «примериванием» на себя образа героя определенной эпохи или стиля культуры. На занятии обучающимся предлагается ряд репродукций в жанре портрета, относящихся к разным эпохам и стилевым направлениям. Обучающимся нужно выбрать образ, наиболее созвучный их настроению, отвечающий их вкусовым предпочтениям, и нарисовать себя в костюме героя. Далее свои размышления о том, что пришлось бы поменять в своих поведенческих проявлениях, если бы пришлось оказаться в другом времени и носить такой костюм, обучающиеся могут выразить в высказываниях или письменно в виде краткого эссе.

Методы, связанные с актуализацией личностного опыта при анализе костюма, настраивают обучающихся на осознание того, что индивидуальные критерии эстетической оценки складываются из существующих объективных норм и субъективных

предпочтений. В результате подростки приходят к пониманию, что уровень эстетического вкуса зависит от широты их художественно-эстетического опыта, глубины знаний в области эстетики, развитой способности к эстетическому суждению на основе понимания смыслового содержания средств художественной выразительности.

Заключение. Обращение на занятиях художественного кружка к истории костюма обладает значительным педагогическим потенциалом в развитии эстетического вкуса у подростков. Данный материал соответствует интересам подростков, открывает возможности для реализации потребности в независимости, свободе, общении, активной деятельности, творческом самовыражении.

Принципы организации этого процесса (историзма, спирального выстраивания материала, индивидуально-личностного развития) позволяют наполнить образовательно-воспитательный процесс творческим содержанием.

Наиболее эффективными для развития эстетического вкуса у подростков являются методы педагогики художественного образования, связанные с актуализацией личностного опыта и нацеленные на развитие способности к анализу явлений моды в одежде как эталонов в выражении образа жизни, свойственного определенной нации и эпохе, развитие способности к оценочным суждениям и рефлексии над собственными вкусовыми предпочтениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антоненко, И. В. Социальная психология моды / И. В. Антоненко, И. Н Карицкий // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 11-2 (39). - С. 105-111.

2. Белик, А. Эстетика и современность (очерк некоторых актуальных проблем) / А. Белик. - М. : Изд-во политической литературы, 1967. - 223 с.

3. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.

4. Каган, М. С. Вопросы истории и теории эстетики / М. С. Каган. - Л. : ЛГУ, 1974. - 215 с.

5. Концептуальные основы модернизации предметной области «Искусство» в современном информационном обществе : монография / Е. М. Акишина, И. Э. Кашекова, И. М. Красильникова [и др.] ; под науч. ред. Е. М. Акишиной. - М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - 232 с.

6. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации : проект. -М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - 10 с.

7. Концепция развития дополнительного образования детей. - URL: https://www.consultant.ru/law/ hotdocs/36940.html. - Текст : электронный.

8. Кудрявцева, М. Е. Психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Кудрявцева М. Е. ; Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. - СПб., 2000. - 220 с.

9. Куприна, Н. Г. Цифровые технологии в освоении китайскими студентами музыкальных стилей европейской культуры / Н. Г. Куприна, Ш. Ван, Ю. Гуань. - Текст : электронный // Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education History, Trends and Prospects» (DETP 2020). - URL: https: //www.atlantis-hress.com/proceedings / dept-20.

10. Липская, В. М. Костюм как «Манифестация» личности / В. М. Липская // Санкт-Петербургское философское общество. - 2014. - № 21. - С. 62-71.

11. Лосев, А. Ф. Проблема художественного стиля / А .Ф. Лосев. - Киев : Collegium ; Киевская Академия Евробизнеса, 1994. - 288 с.

12. Рявкин, Д. В. Формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Рявкин Д. В. ; Московский государственный педагогический университет. - М., 2013. - 260 с.

13. Национальная доктрина об образовании до 2025 года : одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации № 751 от 04.10.2000. - URL: http://www.karavella.nios.ru/DswMedia/ nacionalnayadoktrinaobrazovaniyavrf.pdf (дата обращения: 01.02.2020). - Текст : электронный.

14. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : кн. для учителей общеобразо-ват. учреждений / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 2012. - 240 с.

15. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. - URL: https://pravobraz.ru/ federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya. - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Antonenko, I. V., Karitskii, I. N. (2014). Sotsial'naya psikhologiya mody [Social psychology of fashion]. In Privolzhskiy nauchnyy vestnik. No. 11-2 (39), pp. 105-111.

2. Belik, A. (1967). Estetika i sovremennost' (ocherk nekotorykh aktual'nykh problem) [Aesthetics and modernity (outline of some topical problems)]. Moscow, Izd-vo politicheskoy literatury. 223 p.

3. Kabalevskii, D. B. (1981). Vospitanie uma i serdtsa [Nurturing the mind and heart]. Moscow, Prosvesh-che-nie. 192 p.

4. Kagan, M. S. (1974). Voprosy istorii i teorii estetiki [Questions of history and theory of aesthetics]. Leningrad, LGU. 215 p.

5. Akishina, E. M., Kashekova, I. E., Krasil'nikova, I. M., et al. (2016). Kontseptual'nye osnovy moderni-zatsii predmetnoy oblasti «Iskusstvo» v sovremennom informatsionnom obshchestve [Conceptual foundations of modernization of the subject area "Art" in the modern information society] / ed. by E. M. Akishina. Moscow, FGBNU «IKhOiK RAO». 232 p.

6. Kontseptsiya prepodavaniya predmetnoy oblasti «Iskusstvo» v Rossiyskoy Federatsii [The concept of teaching the subject area "Art" in the Russian Federation]. (2016). Moscow, FGBNU «IKhOiK RAO». 10 p.

7. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [The concept of the development of additional education for children]. URL: https: //www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html.

8. Kudryavtseva, M. E. (2000). Psikhologo-pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti uchitelya po vospitaniyu esteticheskogo vkusa uchashchikhsya [Psychological and pedagogical foundations of the teacher's activities to educate the aesthetic taste of students]. Dis. ... kand. ped. nauk. Saint Petersburg. 220 p.

9. Kuprina, N. G., Van, Sh., Guan', Yu. Tsifrovye tekhnologii v osvoenii kitayskimi studentami muzykal'nykh stiley evropeyskoy kul'tury [Digital technologies in the development of musical styles of European culture by Chinese students]. In Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education History, Trends and Prospects» (DETP 2020). URL: https://www.atlantis-hress.com/proceedings /dept-20.

10. Lipskaya, V. M. (2014). Kostyum kak «Manifestatsiya» lichnosti [Suit as "Manifestation" of personality]. In Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo. No. 21, pp. 62-71.

11. Losev, A. F. (1994). Problema khudozhestvennogo stilya [The art style problem]. Kiev, Collegium, Ki-evskaya Akademiya Evrobiznesa. 288 p.

12. Ryavkin, D. V. (2013). Formirovanie khudozhestvenno-esteticheskogo vkusa u mladshikh shkol'nikov na zanyatiyakh izobrazitel'nym iskusstvom v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Formation of artistic and aesthetic taste among junior schoolchildren in fine arts classes in the system of additional education]. Dis. . kand. ped. nauk. Moscow. 260 p.

13. Natsional'naya doktrina ob obrazovanii do 2025 goda : odobrena Postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 751 ot 04.10.2000 [National doctrine on education until 2025: approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 751 of 04.10.2000]. URL: http://www.karavella.nios.ru/ DswMedia/nacionalnayadoktrinaobrazovaniyavrf.pdf (mode of access: 01.02.2020).

14. Nemenskii, B. M. (2012). Pedagogika iskusstva. Videt', vedat' i tvorit' [Pedagogy of art. See, know and create]. Moscow, Prosveshchenie. 240 p.

15. Federal'nyy gosudarstvennyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal State Standard of Preschool Education]. URL: https: //pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.