Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усынина А.Е.

Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни человека, так как именно в данном периоде происходит активное формирование личности ребенка. В современном мире важно развивать ребенка всесторонне и гармонично, а эмоциональная чувствительность является одним из признаков гармоничности развития. В данной статье рассматривается вопрос развития эмоциональной чувствительности детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия сюжетной живописи в условиях дошкольной образовательной организации, раскрытие актуальности поднятой проблемы, рассматриваются теоретические основы и положения разных авторов, представлены результаты исследований на базе детского сада. Помимо теоретических обоснований проблемы, статья включает результаты исследования по данной теме, осуществленное в четырех направлениях: изучение уровня развитии эмоциональной чувствительности детей старшего дошкольного возраста, анализ развивающей предметно-пространственной среды, анкетирование педагогов и родителей по вопросу готовности развития эмоциональной чувствительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усынина А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

указательного пальца, ребром ладони, щепотью, одним пальцем или несколькими пальцами одновременно, симметрично движением двумя руками.

В работе применяются различные технические приемы рисования: засыпания, высыпания из кулачка, отпечатывания, разравнивание, разгребание песчинок вокруг, отсечь лишнее, просеивания песка между пальцев.

Начинать обучение детей рисованию песком можно с простейших графических заданий.

Это выбор или насыпка прямых линий: проводов, столбов, столбиков, заборчиков. Затем выбирать волнистые линии, а потом переходить к замкнутым (дым, бусинки, фонтанчики). От насыпания контуров переходим к выбору геометрических форм. Освоив базовые элементы пескографии можно переходить к составлению несложного сюжета, это может быть радуга и высокие горы. Элемент спирали может выполняться различными способами. Скованным и застенчивым детям рекомендуется скручивать спираль из одной точки, и разворачивать её. Гиперактивным напротив нужно скручиваться - это успокаивает их и умиротворяет.

Таким образом, обучение пескографии предусматривает создание естественной стимулирующей среды, в которой обучающийся с ограниченными возможностями здоровья чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Список использованной литературы:

1. Шарикова, Е.В. Рисуем на песке /Парциальная образовательная программа для детей 6-8 лет. 2021. - 48 с.

2. Сапожникова, О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2020. - 64 с.

© Недоводиева Н.М., Волобуева Т.П., 2023

УДК 37

Усынина А.Е.

студент ФГБОУ ВО «ИГУ», г. Иркутск, Россия Научный руководитель: Багадаева О.Ю.

доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, к. пед. наук

ФГБОУ ВО «ИГУ», г. Иркутск, Россия

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни человека, так как именно в данном периоде происходит активное формирование личности ребенка. В современном мире важно развивать ребенка всесторонне и гармонично, а эмоциональная чувствительность является одним из признаков гармоничности развития. В данной статье рассматривается вопрос развития эмоциональной чувствительности детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия сюжетной живописи в условиях дошкольной образовательной организации, раскрытие актуальности поднятой проблемы, рассматриваются теоретические основы и положения разных авторов, представлены результаты исследований на базе детского сада. Помимо теоретических обоснований проблемы, статья включает результаты исследования по данной теме, осуществленное в четырех направлениях: изучение уровня

развитии эмоциональной чувствительности детей старшего дошкольного возраста, анализ развивающей предметно-пространственной среды, анкетирование педагогов и родителей по вопросу готовности развития эмоциональной чувствительности.

Ключевые слова

эмоциональная чувствительность, эмоции, изобразительная деятельность, старший дошкольный возраст, федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, предметно-развивающая среда.

Самой главной целью образовательного процесса в настоящее время является всестороннее и гармоничное развитие подрастающего поколения, а значит целостность формирования ее физических, психических, духовных и социальных аспектов.

В ФГОС ДО указано, что «содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности» (ФГОС, п. 2.6.). Одним из направлений развития выделено художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие детей, которое предполагают развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), эмоциональной отзывчивости (ФГОС, п. 2.6.). В связи с этим на современном этапе все больше внимания уделяется вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми.

Отечественные психологи утверждают, что эмоции - это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов: аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров), аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев), аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А. Фортунатов).

Согласно первой точки зрения, специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. С.Л. Рубинштейн считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает» [2]. Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту.

Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. П.М. Якобсон считает, что «...человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира» [4].

Говоря об исследовании чувств, отечественными психологами, следует отметить, что большинство авторов - С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Петровский, А.Г. Ковалёв - считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями. Высшие социальные эмоции или чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности.

Другие учёные (С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.П. Фортунатов) считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой, глубиной, динамичностью. С их точки зрения чувства более длительные и глубокие по этому сравнению с эмоциями, и они всегда предметны. Поэтому с этих позиции говорят о чувствительности. Р.В. Ершова определяет чувствительность как готовность к аффективным реакциям, тонкость восприятия внешнего мира [2].

С.Л. Рубинштейн под эмоциональной чувствительностью понимает качество личности, проявляющиеся в глубине эмоциональной реакции на происходящее [2].

Таким образом, чувствительность - это способность замечать слабое изменение интенсивности воздействующего раздражителя, характерологическую особенность человека, проявляющаяся в

повышенной восприимчивости к происходящим с ним событиям и обычно сопровождаются высокой тревожностью. Эмоциональная чувствительность - это качество личности, проявляющиеся в глубине эмоциональной реакции на происходящее.

С целью выявления исходного уровня развития эмоциональной чувствительности детей старшего дошкольного возраста и ресурсных возможностей педагогических условий нами были подобраны диагностические методики, разработаны опросники для педагогов и родителей, экспертные листы оценки развивающей предметно-пространственной среды.

Исследование проводилось на базе МБДОУ города Иркутск. Для выявления исходного уровня развития эмоциональной чувствительности у детей старшего дошкольного возраста были подобраны следующие методики: методика «Отличи живопись от графики» (адаптированная, автор Г.Г. М. Вишнева), методика «Найди лишнюю картину» (автор Г.М. Вишнева), методика «Нравится ли тебе?» (автор Г.М. Вишнева).

Проведя методики по уровню развития эмоциональной чувствительности в рамках трех направлений: умение отличить сюжетную живопись от других видов живописи и графики, умение выделить изобразительные особенности сюжетной живописи, умение поделиться личными впечатлениями от картины, мы получили следующие результаты.

Результаты первой проведенной методики «Отличи сюжетную живопись от других видов живописи и от графики» (автор Г. М. Вишнева) в экспериментальной группе показали нам, что у 52% детей определен средний уровень развития эмоциональной чувствительности. Дети этого уровня легко отличили графику от живописи, дети справились с заданием самостоятельно с небольшой помощью взрослого, но ответ их был недостаточно аргументированный. На высоком уровне было выявлено 16% детей. Дети этого уровня легко отличили живопись от графики. Определив графичное изображение как «лишнее». При этом дети справились с заданием самостоятельно, без помощи взрослого, их ответ был аргументированным, полным. 32% детей с заданием не справились, они были отнесены к низкому уровню, так как выбрали картину хаотично, без каких-либо пояснений.

По результатам второй проведенной методики «Найди лишнюю картину и опиши ее» (автор Г. М. Вишнева) к высокому уровню было отнесено 16% детей. Дети этого уровня достаточно уверенно выбрали «лишнюю» картинку. Они смогли объяснить, в чём разница между разными видами пейзажа и живописи. Дети справились с заданием самостоятельно, без помощи взрослого, их ответ аргументированный, полный. 40% детей справились с заданием частично, т.е. смогли выбрать сюжетную живопись только при наводящих вопросах. Дети этого уровня были отнесены к среднему уровню. 44 % детей были отнесены к низкому уровню. Они не смогли отличить сюжетную живопись от других видов живописи, не выделили изобразительные особенности сюжетной живописи, не смогли объяснить и аргументировать свой ответ.

По результатам третьей проведенной методики: 30% детей было отнесено к среднему уровню. Дети этого уровня отвечают на вопросы правильно, но не умеют доказать, почему они так думают, что картина рассказывает именно об этом, слабо используют в речи эпитеты, образные сравнения, не всегда умеют подтвердить логическими связями между содержанием и выразительными средствами (цветом, композицией, формой, мимикой, позой). 70% детей были отнесены к низкому уровню. Дети не смогли доказать, почему они так думают, что картина рассказывает именно об этом, не используют в речи эпитеты, образные сравнения, не умеют подтвердить логическими связями между содержанием и выразительными средствами (цветом, композицией, формой, мимикой, позой).

Результаты проведенного анкетирования с педагогами по определению уровня готовности к развитию эмоциональной чувствительности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ показали следующие результаты: повышенный уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития эмоциональной чувствительности у детей старшего дошкольного возраста был выявлен у 20% педагогов, базовый определен у 30% воспитателей, 50% педагогов были отнесены к критическому

уровню.

Также в работе при оценке условий развития эмоциональной чувствительности детей старшего дошкольного возраста не маловажным стало проведение анкетирования родителей. Анализируя полученные данные, пришли к следующим итогам:

20% родителей были отнесены к базовому уровню готовности родителей. Родители изредка занимаются развитием эмоциональной чувствительности у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и при помощи сюжетной живописи. Например, Инна Валерьевна М. отметила, что водит ребенка в музей, они внимательно рассматривают картины, но происходит это очень редко. Дома у них имеются некоторые иллюстрации живописи для ознакомления детей.

Критический уровень был выявлен у 80% родителей. Родители, не занимаются развитием эмоциональной чувствительности. У них дома отсутствуют материал и оборудования для ознакомления с живописью.

Анализ оснащенности развивающей предметно-пространственной среды характеризуется тем, что в группе недостаточно материалов и оборудования для развития эмоциональной чувствительности средствами изобразительной деятельности, в том числе и эмоциональной чувствительности.

Мы отмечаем, что в наличии имеется: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры по количеству детей. Но тем не менее их нет в свободном доступе. Дети рисуют на использованной копировальной бумаге (с одной копия черно-белая, с другой белая бумага), и карандашами, которые в основном являются поломанными. Однако в группе практически нет репродукций живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей (натюрморты с изображением цветов, фруктов, знакомых предметов). Анализ показал, что в группе нет в доступности репродукций картин, журналов или каталогов. Педагог отметила, что если они знакомят с репродукциями, то дети их видят на экране компьютера или на доске. Опрос другого педагога, работающего на старшей группе, показал, что для того, чтобы показать детям картину они используют презентации, которые специально создаются педагогами к таким занятиям. Но данный вид не является доступным для детей, следовательно, оборудование является недоступным и принцип доступности в группе не реализуется в этом направлении. В группе полностью отсутствуют дидактические игры, направленные на развитие эмоциональной чувствительности средствами живописи. Нет методических пособий, помогающим воспитателям реализовать это направление. Таким образом, в группе отсутствует необходимое оборудование для развития эмоциональной чувствительности средствами сюжетной живописи.

Таким образом, полученные нами данные в ходе диагностики участников исследования и оценки РППС способствовали определению дальнейшего вектора работы по развитию эмоциональной чувствительности детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования в условиях дошкольного образовательного учреждения. Данным вектором является повышение уровня осведомлённости по данному вопросу родителей и педагогов, а также внесение изменений в предметно пространственную развивающую среду группы и проецирование комплекса организационно-педагогических условий ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - Ростов н/Д: «Феникс», 1998. - 498 с.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный документ]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/. - Загл. с экрана.

4. Якобсон, Л. М. Психология художественного восприятия [Текст] / Л. М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1964. - 123 с.

© Усынина А.Е., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.