Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ / ДВИЖЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Тарханова Виктория Сергеевна

Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни человека, так как именно в данном периоде происходит активное формирование личности ребенка. В современном мире важно развивать ребенка всесторонне и гармонично, а выразительность движений является одним из признаков гармоничности, потому как обеспечивает баланс всего физического и психического развития. Именно развитие выразительности движения является важным фактором развития ребенка в целом. В данной статье рассматривается вопрос развития выразительности движений детей шестого года жизни в танцевальной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. Для раскрытия актуальности поднятой проблемы рассматриваются теоретические основы и положения разных авторов, представлены результаты исследований на базе детского сада. Содержание статьи основывается на взглядах разных авторов по вопросу развития выразительности движений посредством танцевальной деятельности: В.А. Нижельской, М.В. Логинова и Ю.А. Кондратенко, Е.В. Горшкова. Помимо теоретических обоснований проблемы, статья включает результаты исследования по данной теме, осуществленное в четырех направлениях: изучение уровня развитии выразительности движений у детей шестого года жизни, анализ развивающей предметно-пространственной среды, анкетирование педагогов и родителей по вопросу готовности развития выразительности движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Тарханова Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL- PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MOVEMENT EXPRESSIVEIN DANCING ACTIVITIES IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE

Preschool age is a significant stage in a person's life, since it is during this period that the active formation of the child's personality takes place. In the modern world, it is important to develop a child comprehensively and harmoniously, and the expressiveness of movements is one of the signs of harmony because it provides a balance of all physical and mental development. It is the development of expressive movement that is an important factor in the development of the child as a whole. This article deals with the development of expressive movements of children of the sixth year of life in dance activities in the conditions of a preschool educational organization, the disclosure of the relevance of the problem raised, the theoretical foundations and positions of different authors are considered, the results of research on the basis of a kindergarten are presented. The content of the article contains the views of different authors on the development of expressive movements by means of dance activity: V. A. Nizhelskaya, M. V. Loginova, Yu. A. Kondratenko, and E. V. Gorshkova. In addition to the theoretical foundations of the problem, the article includes the results of research on this topic, carried out in four directions: the study of the level of development of expressiveness of movements in children of the sixth year of life, the analysis of the developing subject-spatial environment, the survey of teachers and parents on the readiness of the development of expressiveness of movements.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ...

V7TK" 474 17^ I©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> A14 J ' J |(сс) IfCaJ TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0037 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7031-1335 AuthorID:798950 ORCID: 0000-0002-2308-5188

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:shinkaryva@yandex.ru) ORCID: 0000-0001-7779-7984

ТАРХАНОВА Виктория Сергеевна, бакалавр

Иркутский государственный университет, (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:vika17042015@mail.ru) Аннотация. Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни человека, так как именно в данном периоде происходит активное формирование личности ребенка. В современном мире важно развивать ребенка всесторонне и гармонично, а выразительность движений является одним из признаков гармоничности, потому как обеспечивает баланс всего физического и психического развития. Именно развитие выразительности движения является важным фактором развития ребенка в целом. В данной статье рассматривается вопрос развития выразительности движений детей шестого года жизни в танцевальной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. Для раскрытия актуальности поднятой проблемы рассматриваются теоретические основы и положения разных авторов, представлены результаты исследований на базе детского сада. Содержание статьи основывается на взглядах разных авторов по вопросу развития выразительности движений посредством танцевальной деятельности: В.А. Нижельской, М.В. Логинова и Ю.А. Кондратенко, Е.В. Горшкова. Помимо теоретических обоснований проблемы, статья включает результаты исследования по данной теме, осуществленное в четырех направлениях: изучение уровня развитии выразительности движений у детей шестого года жизни, анализ развивающей предметно-пространственной среды, анкетирование педагогов и родителей по вопросу готовности развития выразительности движений.

Ключевые слова: выразительность движений, движения, деятельность, танцевальная деятельность, старший дошкольный возраст, нормативно-правовая основа, федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, предметно-развивающая среда, возрастные особенности.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MOVEMENT EXPRESSIVEIN DANCING ACTIVITIES IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE

© The Author(s) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department

"Psychology and pedagogy of preschool education" Irkutsk state University (664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnayastreet, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) TARKHANOVA Viktoriya Sergeevna, bachelor's degree Irkutsk state University, (664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnayastree, e-mail:vika17042015@mail.ru) Abstract:Preschool age is a significant stage in a person's life, since it is during this period that the active formation of the child's personality takes place. In the modern world, it is important to develop a child comprehensively and harmoniously, and the expressiveness of movements is one of the signs of harmony because it provides a balance of all physical and mental development. It is the development of expressive movement that is an important factor in the development of the child as a whole. This article deals with the development of expressive movements of children of the sixth year of life in dance activities in the conditions of a preschool educational organization, the disclosure of the relevance of the problem raised, the theoretical foundations and positions of different authors are considered, the results of research on the basis of a kindergarten are presented. The content of the article contains the views of different authors on the development of expressive movements by means of dance activity: V. A. Nizhelskaya, M. V. Loginova, Yu. A. Kondratenko, and E. V. Gorshkova. In addition to the theoretical foundations of the problem, the article includes the results of research on this topic, carried out in four directions: the study of the level of development of expressiveness of movements in children of the sixth year of life, the analysis of the developing subject-spatial environment, the survey of teachers and parents on the readiness of the development of expressiveness of movements.

Keywords: Expressiveness of movements, movements, activities, dance activities, senior preschool age, regulatory framework, federal educational standard of preschool education, subject-developing environment, age characteristics.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время образование является значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства в целом. Самой главной целью образовательного процесса является всестороннее и гармоничное развитие подрастающего поколения, а значит целостность формирования ее физических, психических, духовных и социальных аспектов.

Независимо от того, что дошкольные учреждения заняли первую ступень образовательного процесса РФ лишь в 2013 г., их деятельность все равно была и остается направлена на разностороннее и гармоничное развитие личности ребенка, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности в процессе освоения образова-

тельных программ.

Приоритетной задачей дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является «...создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1].

При изучении особенности развития ребенка дошкольного возраста следует заметить, что именно данный период является значимым этапом в жизни человека, так как именно в дошкольном возрасте происходит активное формирование личности ребенка, а также психическое и физическое развитие.

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Ключевыми направлениями развития физических и психических изменений в дошкольном возрасте являются: развитие умственной сферы ребенка; развитие воображения и творческой активности; овладение ритмичной организацией движений в пространстве; развитие движений, выражающихся в грации, изящности, выразительности и легкости. Выделяя одну из главных задач физического воспитания, направленных на освоение двигательных функций и способностью управлять собственными движениями, следует обратиться к вопросу развития выразительности движений дошкольников, которые обеспечивают баланс психического и физического развития.

Одной из наилучших и наиболее эффективных видов деятельности, направленных на развитие выразительности движений, следует считать танцевальную деятельность, осуществление которой производится в рамках воспитания и обучения дошкольников при непосредственном сочетании развития музыкальных способностей и благоприятным эмоциональным воздействием на детей.

МЕТОДОЛОГИЯ

Понятие «деятельность» обширно сформулировано в работах М.С. Кагана, где, по его мнению, человеческая деятельность определяется активностью субъекта, а самого человека стоит рассматривать как субъекта деятельности. В исследованиях М.С. Кагана деятельность разделяется по разным направлениям, к примеру: деятельность на природный предмет; на социальный предмет; деятельность, направленная на другого человека; деятельность, направленная на самого субъекта, то есть на саморазвитие [2].

A.Н. Леонтьев понятие «деятельность» рассматривает, как «.. .практическое преобразование человеком объективного мира, в результате которого происходит переход объекта в его субъективную форму - в образ, который лежит в основе ориентировки человека в мире» [3].

Танец является основным предметом хореографии, который так эффективно влияет на творческое развитие детей дошкольного возраста. В своей работе А.Е. Тишунина утверждает, что танцевальная деятельность имеет значительное влияние на развитие чувства ритма, правильное восприятие музыки и выразительность движения детей. Само понятие «танец» автор рассматривает, как один из подвидов хореографического искусства, который способствует формированию художественного «Я» дошкольника, и является средством музыкально-пластического и физического воспитания [4].

Физическое воспитание на сегодняшний день занимает немаловажное место в жизни ребенка, куда входит двигательная активность. А в танцевальную деятельность входят разнообразные движения. В своих исследованиях И.В. Еркомайшвили трактует понятие «движение», как результат двигательной активности. По его мнению, движение стоит рассматривать, как показатель качественных и количественных изменений в физическом развитии и мотивационно-эмоциональной сфере

[5].

B.А. Нижельской в своих работах утверждает, что через движение тела происходит действенная взаимосвязь человека с окружающим миром. Главным средством взаимосвязи является выразительность. Автор предполагает, что через выразительные движения проявляется эстетический характер. В.А. Нижельской рассмотрел понятие «выразительность», которое представляет собой некоторые специфические движения, движения пантомимы, сценические трюки [6].

В работе С.Л. Рубинштейна рассматривается вопрос выразительности движения с точки зрения невербального средства общения и поведения. То есть различные жесты, движения и позы опознаются окружающими по внешним формам и структурам, где проявляется выразительность [7].

Вопрос выразительности движений также рас-

сматривался в исследовании М.В. Логиновой и Ю.А. Кондратенко. Авторы выделяют два самых важных требования к красоте движений: выразительность и содержательность. Воспитывая физически свое тело, можно приобрести способность принимать любые формы и эстетическую естественность тела [8].

В трудах Е.В. Горшковой предполагается, что посредством пластики тела ребенка и выразительности его движений создается образ различных персонажей. Именно образ выразительности перевоплощения является признаком образно-пластического творчества. В данном случае выразительность движения рассматривается, как придумывание разнообразных способов передачи образа, сопровождая эмоционально-выразительным исполнением придуманного. Также автор в своей работе выделяет такое понятие, как «двигательно-пластическая выразительность», которое предполагает сочетание следующих составляющих: структурной и пластической выразительности движений. Структурная выразительность движений относится к содержательности движений, то есть воспроизведение движений в соответствии с культурным образцом. Пластическая выразительность движений характеризуется качеством текущего эмоционального проживания и смысловым наполнением движений, то есть это дополнительные штрихи к структурной выразительности движений, которые определяет своеобразие движений ребенка [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ

С целью выявления исходного уровня развития выразительности движений детей старшего дошкольного возраста и ресурсных возможностей педагогических условий нами были подобраны диагностические методики, разработаны опросники для педагогов и родителей, экспертные листы оценки развивающей предметно-пространственной среды.

Исследование проводилось на базе МБДОУ города Иркутск. Для выявления исходного уровня выразительности движенийу детей шестого года жизни были подобраны следующие методики: методика К.В. Тарасовой «Определения чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста», методика О.С. Озерецкого и А.Р. Лурия «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста» и методика Е.В. Горшковой «Оценка выразительности движений детей старшего дошкольного возраста».

Методики проанализированы по уровню развития выразительности движений в рамках трех направлений: развитие чувства ритма, психомоторное развитие, образно-пластическое развитие и образное перевоплощение, далее выполнив анализ, мы получили следующие результаты.

Результаты первой проведенной методики (К.В. Тарасовой) в контрольной и экспериментальной группе показали нам, что у 44 % детей определен средний уровень развития чувства музыкального ритма, для данного результата характерно, что дети способны повторить простой ритмический рисунок, но недостаточно правильно. То есть они не всегда своевременно сменяли движения под музыку и не всегда проявляли эмоционально выразительный отклик. К низкому уровню было отнесено 31 % ребят, которые в процессе диагностики показали затруднения при выполнении задания. То есть дети допускали большое количество ошибок во время повторения ритмического рисунка, не своевременно сменяли движения под музыку и не проявляли эмоционально выразительный отклик на содержание музыки. Среди испытуемых 25 % детей показали высокий уровень развития чувства ритма, это показывает, что дети способны правильно воспроизвести ритмический рисунок музыки, не допуская при этом ошибок. Они чувствуют музыку и способны двигаться соответственно музыкальному фрагменту, при этом проявляя эмоционально-выразительный отклик во время изменения характера музыки.

Результаты второй проведенной диагностики (О.С.

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ...

Озерецкого и А.Р. Лурия) преподнесли нам следующие итоги: 50 % детей находятся на среднем уровне, для данных результатов характерно то, что дети не укладывались в положенное время, то есть, качество выполнения движений компенсировалось скоростью выполнения движений. При увеличении скорости темпа, качество движений детей ухудшалось. Но при более медленном выполнении заданий, когда был повышен контроль над качеством движения, результаты у детей были близки к оптимальному уровню. Среди испытуемых 31 % ребят были отнесены к низкому уровню психомоторного развития, в данном случае ребята испытывали трудности в удержании равновесия, в выполнении движений на координацию, в выполнении движений на мелкую моторику. В основном у детей не получалось точно и правильно выполнять движения: они роняли предметы, касались не той части тела, нарушали положение тела, не удерживая позу. Лишь 19 % обследуемых были отнесены к высокому уровню и имеют оптимальный уровень развития равновесия, координации, мелкой моторики и автоматизации движений ведущей руки. Дети способны четко удерживать равновесие, сохраняя правильное положение тела в течение 15 секунд с закрытыми глазами, умеют с закрытыми глазами указывать на часть тела называемую взрослым, выполнять мелкие и тонкие движения рук, не допуская ошибок.

Результаты проведенного анкетирования с педагогами по определению уровня готовности к развитию выразительности движений у детей шестого года жизни в условиях ДОУ показали, что из опрошенных педагогов:

- к высокому уровню относятся педагоги, набравшие 90 %. Высокий показатель готовности свидетельствует о том, что у педагогов сформированы целостные представления о выразительности движений. Педагоги имеют представления о том, как развивать выразительность движений у детей, какие следует использовать в своей работе методы и приемы, которые будут эффективными для развития выразительности движений, какие условия следует создать для развития выразительности движений. Понимают необходимость совершенствования своих профессиональных знаний, умений и навыков по вопросу выразительности движений.

- к среднему уровню относятся воспитатели, набравшие 75 % и 70 %. Педагоги данного уровня характеризуются сформированностью основных представлений о развитии выразительности движений у детей. Они способны правильно определить выразительность движений, обозначить методы, приемы, средства и условия развития выразительности движений, но отмечают, что работа осуществляется ими недостаточно эффективно, так как им необходимо получение дополнительных знаний по данному вопросу.

- к низкому уровню относятся педагоги, набравшие 45 %. Педагоги плохо ориентируются в вопросах выразительности движений, затрудняются четко определить, что такое выразительность движений, каковы критерии оценки выразительности движений у детей, испытывают трудности в выделении методов, приемов, средств и условий развития выразительности движений. Отмечают неэффективность проводимой работы.

Также в работе при оценке условий развития выразительности движений у детей старшего дошкольного возраста было проведено анкетирование родителей. Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим итогам:

- 20 % родителей имеют высокий уровень готовности к развитию выразительности движений детей. На данном уровне родители имеют представления о значении выразительности движений, способны определить выразительное движение, имеют возможность проводить работу по развитию выразительности движений в семье, используя различные игры под музыку, игры на подражание. А также способны проявлять интерес в повышении уровня своих знаний, умений и навыков по данному

вопросу.

- у 30 %из опрошенных родителей определен средний уровень готовности к развитию выразительности движений детей. Показатели данного уровня отличается тем, что у родителей присутствует желание способствовать развитию выразительности движений у своих детей, но они недостаточно владеют знаниями о вопросе, связанном с выразительными движениями, при этом проявляют интерес к совместной работе, способствующей повышению уровня сформированности данных представлений.

- 50% родителей находится на низком уровне готовности развития выразительности движений детей. Родители с низким уровнем готовности к развитию выразительности движений считают, что развитие выразительности движений является неважной составляющей развития ребенка. Родители не интересуются повышением уровня своих знаний, умений и навыков, не осуществляют развитие выразительности движений у ребенка в семье.

Также в нашем исследовании был произведен анализ, имеющегося уровня оснащенности развивающей предметно-пространственной среды 2 групп для изучения условий развития выразительности движений у детей шестого года жизни. Оценка среды проводилась на основе методических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» [1].

Выполнив анализ РППС группы детей шестого года жизни, мы получили следующие результаты: в первой исследуемой группе уровень оснащенности центров музыкального развития и двигательной активности составляет 60 %, а во второй группе 70 %. Данные результаты показали, что изученные группы являются хорошей площадкой для организации видов деятельности, направленных на развитие выразительности движений. А также, стоит отметить, что для эффективной и плодотворной работы по развитию выразительности движений у детей педагогу необходимо поддерживать и вносить новые материалы в центры активности.

ОБСУЖДЕНИЕ

В статье Е.В. Горшковой «Особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детей 5-7 лет» так же поднималась тема развитии выразительности движений у детей старшего дошкольного возраста, но отличие заключается в том, что в статье Е.В. Горшковой работа больше направлена на индивидуальную работу по воплощению детьми заданного образа посредством выразительных движений [10].

Содержание методики отличается тем, что работа была направлена больше на эмоции, чувства и особенности характера. У автора статьи отсутствуют результаты исследования педагогов, родителей, развивающей предметно-пространственной среды. Сходство исследований заключается в том, что получены низкие результаты по проведенным диагностикам, это показывает недостаточный уровень развития выразительности движений у детей старшего дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные нами данные в ходе диагностики участников исследования и оценки РППС способствовали определению дальнейшего вектора работы по развитию выразительности движений в танцевальной деятельности у детей шестого года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения. Данным вектором является повышение уровня осведомлённости по данному вопросу родителей и педагогов, а также внесение изменений в предметно-пространственную развивающую среду группы и проецирование комплекса организационно-педагогических условий ДОУ.

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

- URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf. Загл. с экрана

2. Петров И.Ф. О человеческой деятельности [Текст] // Международный научный журнал символ науки. 2016 - № 3 — С.109-110.

3. Бороздина Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева //Национальный психологический журнал. — 2015 — № 4(20). — С. 3-12.

4. Тишунина А.Е. Возможности хореографии в развитии творческих способностей детей [Текст] // Психолого-педагогический журнал гаудеамус. 2018 - № 17 (37). — С. 76-80.

5. Волошина Л.Н., Галимская О.Г., Никулина О.В. Проблемы формирования самостоятельности и активности старших дошкольников в двигательной деятельности [Текст] // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020 - №4. с. 16-27.

6. Нижельской В.А. О физическом и художественном аспектах развития выразительного движения [Текст] // Российская академия театрального искусства ГИТИС. 2016 - № 2 — С. 165-173.

7. Девишвили ДМ., Н.А. Бернштейн — основатель современной биомеханики [Текст] //Национальный психологический журнал. 2015

- № 4 (20). — С. 74-78.

8. Логинова М.В., Кондратенко Ю.А. — проблема художественной выразительности танца в концепции 20-х гг. [Текст]//Грамота. 2017

- №4 (78). — С. 122-124.

9. Горшкова Е.В. О развитии образно - пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики [Текст] //Журнал современное дошкольное образование 2017 - №7 — С.29-37.

10. Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения дви-гательно-пластического образа детьми 5-7 лет // Современное дошкольное образование. — 2020. - №2 (98). — С. 28-37.

Статья поступила в редакцию 24.05.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.