Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ'

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / ДВИЖЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Березовская Ирина Николаевна

Жизнь в современном мире требует от нас проявления волевых качеств, быстроты мышления, способности к реагированию на быстро меняющиеся условия действительности. В дошкольном возрасте закладываются жизненно важные базовые навыки и движения, создаётся основа двигательного опыта, впоследствии чего формируется вся двигательная деятельность человека, применяемая в жизни. И именно развитие координации движений дошкольника является чрезвычайно важным фактором его развития в целом. В данной статье рассматривается вопрос развития координации движений детей шестого года жизни через танцевальную деятельность в условия дошкольной образовательной организации, раскрытие актуальности поднятой проблемы, рассматриваются теоретических основы и положения разных авторов, представлены результаты исследований на базе детского сада. Содержание статьи содержит в себе взгляды разных авторов по вопросу развития координации посредством танцевальной деятельности: Л.П. Матвеев, В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, Р.Э. Романова, И.Г. Есаулова. Помимо теоретических обоснований проблемы, статья включает результаты исследования по данной теме, осуществленное в четырех направлениях: изучение ур овня развитии координации у детей шестого года жизни, анализ развивающей предметно-пространственной среды, анкетирование педагогов и родителей по вопросу готовности развития координации движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Березовская Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL - PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MOVEMENT COORDINATION IN DANCING ACTIVITIES IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE IN THE CONDITIONS OF A PRESCHOOL

Life in the modern world requires from us the manifestation of volitional qualities, quick thinking, the ability to respond to rapidly changing conditions of reality. In preschool age, vital basic skills and movements are laid, the basis of motor experience is created, after which all the motor activity of a person is formed, which is used in life. And it is the development of coordination of movements of a preschooler that is an extremely important factor in his development as a whole. This article discusses the development of coordination of movements in children of the sixth year of life through dance activities in the conditions of a preschool educational organization, disclosing the relevance of the problem raised, examines the theoretical foundations and provisions of various authors, presents the results of studies based on a kindergarten. The content of the article contains the views of various authors on the development of coordination through dance activities: L.P. Matveev and V.I. Lyakh, N.A. Bernstein, R.E. Romanova, I.G. Esaulova. In addition to the theoretical substantiation of the problem, the article includes the results of research on this topic, carried out in four directions: the study of the level of development of coordination in children of the sixth year of life, the analysis of the developing subject-spatial environment, questioning of teachers and parents on the readiness of the development of coordination of movements.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ...

V7TK" 474 17^ I©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> A14 J ' J |(сс) t^U Сз? Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1003-0004 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7031-1335 AuthorlD: 798950 ORCID: 0000-0002-2308-5188

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) ORCID: 0000-0002-7843-5042

БЕРЕЗОВСКАЯ Ирина Николаевна, бакалавр

Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: Iren433@mail.ru) Аннотация. Жизнь в современном мире требует от нас проявления волевых качеств, быстроты мышления, способности к реагированию на быстро меняющиеся условия действительности. В дошкольном возрасте закладываются жизненно важные базовые навыки и движения, создаётся основа двигательного опыта, впоследствии чего формируется вся двигательная деятельность человека, применяемая в жизни. И именно развитие координации движений дошкольника является чрезвычайно важным фактором его развития в целом. В данной статье рассматривается вопрос развития координации движений детей шестого года жизни через танцевальную деятельность в условия дошкольной образовательной организации, раскрытие актуальности поднятой проблемы, рассматриваются теоретических основы и положения разных авторов, представлены результаты исследований на базе детского сада. Содержание статьи содержит в себе взгляды разных авторов по вопросу развития координации посредством танцевальной деятельности: Л.П. Матвеев, В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, Р.Э. Романова, И.Г. Есаулова. Помимо теоретических обоснований проблемы, статья включает результаты исследования по данной теме, осуществленное в четырех направлениях: изучение ур овня развитии координации у детей шестого года жизни, анализ развивающей предметно-пространственной среды, анкетирование педагогов и родителей по вопросу готовности развития координации движений.

Ключевые слова: координация движений, движения, деятельность, танцевальная деятельность, физическое развитие, старший дошкольный возраст, нормативно-правовая основа, федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, предметно-развивающая среда, возрастные особенности.

PSYCHOLOGICAL - PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MOVEMENT COORDINATION IN DANCING ACTIVITIES IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE IN THE

CONDITIONS OF A PRESCHOOL

© The Author(s) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department

"Psychology and pedagogy of preschool education" Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) BEREZOVSKAYA Irina Nikolayevna, bachelor's degree Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, e-mail:Iren433@mail.ru) Abstract: Life in the modern world requires from us the manifestation of volitional qualities, quick thinking, the ability to respond to rapidly changing conditions of reality. In preschool age, vital basic skills and movements are laid, the basis of motor experience is created, after which all the motor activity of a person is formed, which is used in life. And it is the development of coordination of movements of a preschooler that is an extremely important factor in his development as a whole. This article discusses the development of coordination of movements in children of the sixth year of life through dance activities in the conditions of a preschool educational organization, disclosing the relevance of the problem raised, examines the theoretical foundations and provisions of various authors, presents the results of studies based on a kindergarten. The content of the article contains the views of various authors on the development of coordination through dance activities: L.P. Matveev and V.I. Lyakh, N.A. Bernstein, R.E. Romanova, I.G. Esaulova. In addition to the theoretical substantiation of the problem, the article includes the results of research on this topic, carried out in four directions: the study of the level of development of coordination in children of the sixth year of life, the analysis of the developing subject-spatial environment, questioning of teachers and parents on the readiness of the development of coordination of movements.

Keywords: coordination of movements, movements, activities, dance activities, physical development, senior preschool age, regulatory framework, federal educational standard of preschool education, subject-developing environment, age characteristics.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования регламентирована ФГОС и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», которые трактуют определение образование как «...- единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуально-

го, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Исходя из данного определения, можно говорить о том, что целью образовательного процесса является всестороннее и гармоничное развитие личности, а значит целостность формирования ее физических, психических, духовных и социальных аспектов.

Несмотря на то, что Дошкольные учреждения лишь с 2013 г. заняли первую ступень образовательного процесса РФ, их деятельность была и остается направленна на

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others PSYCHOLOGICAL - PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

разностороннее развитие личности ребенка в процессе освоения образовательных программ.

Рассмотрев основы возрастной психологии о развитии ребенка дошкольного возраста, можно заметить, что данный период является важным этапом в жизни человека, ведь именно в этот момент происходит не только формирование личности дошкольника, но и его активное физическое и психическое развитие. Базисными направлениями развития физических и психических изменений личности дошкольника, являются: формирование восприятия пространств, времени и движения, активизация физических способностей в момент наступления сенситивных периодов, развитие умственной сферы ребенка, освоение сенсорных эталонов и перцептивных действий. Определяя одной из важных задач физического воспитания формирование двигательных функций и способностей управлять своими движениями, обращаемся к вопросу развития двигательно-координационных способностей дошкольников, которые вместе с тем осуществляют не малое влияние и на психическое развитие. Значительную роль в формировании координации движений дошкольников играет танцевальная деятельность, которая является общедоступной, развивает музыкальные способности и обладает сильным эмоциональным воздействием.

МЕТОДОЛОГИЯ

Понятие «деятельность», в широком смысле сформулировано в работах Леонтьев А.Н, как «...практическое преобразование человеком объективного мира, в результате которого происходит переход объекта в его субъективную форму - в образ, который лежит в основе ориентировки человека в мире». В работах Леонтьева А.Н. человеческая деятельность разделяется по различным направленностям и признакам, к примеру: по эмоциональному напряжению, по способу осуществления, по форме и времени проведения, по пространственной характеристике, по физиологическим механизмам. В последствии, автором дается уточнение: «главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность» [2].

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста возможно благодаря построению педагогом активной работы, средством которой выступает - хореография (танцевальная деятельность), основной формой и предметом которой является танец. По мнению Гвоздевой Е.Б, которая обобщила в своей работе представление о данном термине разных авторов, именно танец является деятельностью, формирующей эстетические впечатления ребенка, влияя на его разум, чувства, волю, создавая «золотой запас впечатлений» (И.Ф. Гончаров), утверждая нравственный идеал, возбуждая «умные эмоции» (Л.С. Выготский) [3].

Более емкое, но не менее точное определение понятия «танец» встречается в работе А.Е. Тишуниной, которая указывает, что это один из подвидов входящий в хореографическое искусство, способствующий формированию художественного «Я» ребенка дошкольного возраста и являющегося средством музыкально- пластического и физического воспитания. В своей работе автор особо отмечает значимое влияние танцевальной деятельности на развитие чувства ритма, правильное восприятие музыки, укрепление мышц, скоординированность, и выразительность движений дошкольников [4].

Рассматривая изучаемую тему, через призму педагогики и психологии, стоит отметить, что на сегодняшний день проблеме физического воспитания не уделяется достаточного, должного внимания. Шарикало Н.А. писала, что физические (двигательные) способности - это совокупность биологических и психических свойств человека (ребенка), отражающая его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность [5].

Сварковская Л.А и Герус И.И в своей работе указывают, что двигательные способности - это «комплексные 30

образования, основу которых составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки». При этом отмечается, что существенное влияние на физические качества оказывает «результативность двигательной деятельности, силовые, скоростные, ско-ростно-силовые, двигательно-координационные качества и способности (Матвеев Л.П.)». Данными авторами отмечается, что в качестве средств физического развития для старших дошкольников необходимо использовать комплекс заданий и упражнений, цель которых заключена в преодоление координационных трудностей. Ключевым же на взгляд автора является работа, направленная на осуществление анализа движений; развитие двигательного анализаторов; усложнение двигательных заданий, повышение уровня физического развития (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д. [6].

Еркомайшвили И.В. называет движение результатом двигательной деятельности, которая « является показателем количественных и качественных изменений в физическом развитии и мотивационно-эмоциональной сфере». По мнению Н.А. Фомина, двигательная деятельность заключается в естественном накоплении резервов здоровья человека, фактором, способствующим физическому и интеллектуальному развитию и повышения устойчивости к влиянию стресс генных факторов [7].

Лях В.И. пишет, что: «среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности (КС). Использование разнообразных упражнений (двигательных действий) выступает как эффективное и основное средство для формирования координации. Автор выделил критерии оценки координационных способностей: правильность, быстрота, рациональность, находчивость, имеющие как количественные, так и качественные показатели. [8.С.53].

Тема развития координации движений поднимается в научных трудах и других авторов, например, Верхошанского Ю.В., который трактует понятие координация движений, как «Способность к упорядочению внешних и внутренних сил, возникающих при решении двигательной задачи, для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человек» [8.С.52].

В работах Н.А. Бернштейна затрагивается вопрос ошибочного отнесения понятий «ловкость» и «координация» к синонимичным словам, а также подробно разбирается их схожесть и отличие. Разграничение данных понятий является необходимым при изучении данной темы. В своих трудах Бернштейн Н.А. определяет «что необходимой предпосылкой для ловкости является хорошая двигательная координация, а уж для этой последней столь же необходима безупречная фоновая работа уровня тонуса и осанки». Получается перед нами выстраивается довольно логическая цепочка, где работа над отдельными группами мышц организма и физических качеств - ведет к развитию координации - которая в свою очередь является предшественником ловкости - и как следствие одним из направлений для полноценного физического развития воспитанников [9].

Производя разбор процессов управления двигательной деятельностью Овчинникова Ю. выделила в своих работах ряд координационные способностей: способность к реагированию; способность к равновесию; ори-ентационная способность; дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность [10].

Есаулов И.Г рассмотрела понятие «координация» в аспекте хореографической деятельности: «Координация — это тактика в хореографии, последовательный путь освоения правил, приемов, при помощи которых можно управлять устойчивостью, равновесием, т.е. достичь желаемого апломба». С целью более точного воздействия

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ...

на обучающихся и достижения совершенных практических результатов Есауловым И.Г. определенны цепочки условных названий в системе координации движений. При изменении структурных основ хореографического искусства, изменяются и условные названия. Автором определены понятия, наиболее часто используемые в современности, среди них встречаются следующие: «центр тяжести», «площадь опоры», «опорная нога», «работающая нога», «ось» и т.п. Условные названия, раскрытые автором, используются и в рамках организации танцевальной деятельности в дошкольных учреждениях [11].

РЕЗУЛЬТАТЫ

С целью выявления исходного уровня развития координации движений детей старшего дошкольного возраста и ресурсных возможностей педагогических условий нами были подобраны диагностические методики, разработаны опросники для педагогов и родителей, экспертные листы оценки развивающей предметно-пространственной среды.

Исследование проводилось на базе МБДОУ города Иркутска. Для выявления исходного уровня координационных способностей у детей шестого года жизни были подобраны следующие методики: Методика Т.А. Тарасова «Определения способности воссоздания образа двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». Методика М. А. Руновой «Определения уровней двигательной активности ребенка, координационных способностей на основе тестовых упражнений». Методика А. В. Курганский, В. И. Лях «Определения имеющегося уровня развития координационных способностей (реакции, равновесия, ритмичности, согласованности движений, ориентировки в пространстве)».

Проведя методики по уровню развитии координационных способностей в рамках трех направлений ориен-тационная способность, дифференцированная способность, ритмическая способность, и проанализировав их, мы получили следующие результаты.

Результаты первой проведенной методики (Т.А. Тарасова) в контрольной и экспериментальной группе показали нам, что у 56% детей определен средний уровень развития координационных способностей при воссоздании образа двигательной деятельности, для данных результатов характерно то, что дети могут справляться с поставленной педагогом задачей со 2-3 попытки, способны повторить с первой попытки лишь меньше половины упражнений или доводят их не до конца. Среди испытуемых 31% детей отнесены к низкому уровню: такие ребята не способны в полной мере повторить показанные движения, для точного воссоздания детям требовалось совершить 3 и более повторения, в случае затруднений некоторые из детей отказывались выполнять упражнения. 13% дошкольников выполнили задание на отлично и были отнесены к высокому уровню, для данных показаний было характерно: четкое повторение показанных воспитателем движения с первой попытки.

Результаты второй проведенной диагностики (М. А. Руновой) заносились в таблицу и анализировались на основе разработанной автором шкалы и показали нам, что при выполнении упражнения челночный бег по 37% детей в контрольной и экспериментальной группе отнесены к низкому и 37% среднему уровню, 25% к высокому. При выполнении упражнения прыжки через скакалку по 44% обследуемых детей отнесены к низкому и среднему уровню и лишь 12% к высокому. После проведения упражнения подкидывание и ловля мяча 50% дошкольников были отнесены к среднему уровню, 31% к низкому и 19 % имели высокий уровень. В ходе отбивания мяча было отмечено, что 44% детей имеют средний уровень, 37% относятся к низкому уровню и 19% выполнили упражнение на высоком уровне. Тестовое упражнение на сохранение статического равновесие показало, что 50% дошкольников относятся к среднему, 19% к низкому, 31% относятся к высокому уровню. При вы-

полнении упражнения наклоны корпуса, 56% дошкольников справились с задачей и были отнесены к среднему уровню, 25% имели высокий уровень и 19 % были отнесены к низкому уровню. Суммирование и определение среднего показателя по всем имеющимся критериям показало нам, что в контрольной и экспериментальной группе 47% из всех детей имеют средний уровень, 31% низкий уровень, наименьший же процентный результат, а именно 22% имеется у детей с высоким уровнем двигательной активности и развития координационных способностей.

Результаты первой проведенной диагностики (А. В. Курганский, В. И. Лях) показали нам, что в контрольной и экспериментальной группе:

- 56 % детей находится на среднем уровне, для данных результатов характерно то, что дети справляются с заданием, однако делают это не с первой попытки (с 2-3 попытки), их реакция более замедленна, такие ребята с трудом сохраняют равновесие и путаются в определении направления при ориентировке в пространстве.

- 25% дошкольников были отнесены к низкому уровню и отличались следующими характеристиками: для выполнения задании необходимо было совершить 3-5 попыток, дети испытывают трудности с пониманием поставленной задачи, не способны быстро реагировать и держать заданный темпо-ритм, а также не в состоянии справится с заданием на ориентировку в пространстве.

- 19% из всех обследуемых детей были отнесены к высокому уровню. Ребята были способны четко выполнять предложенные задания с первой попытки, уверенно держать равновесие, подчиняться установленному ритму, а также самостоятельно следовать по выстроенному маршруту выбирая правильное направление.

Результаты проведенного анкетирования с педагогами по определению уровня готовности к развитию координации движений детей шестого года жизни в условиях ДОУ показали, что из 4 опрошенных педагогов

- к высокому уровню относятся педагоги набравший 90%. Высокий показатель свидетельствует о сформиро-ванности представлений педагога о координации движений и ее развитии у детей шестого года жизни, методах, формах, приемах и средствах для ее развития. При этом отмечается, что педагог организует работу, а также видит необходимость в совершенствовании своих профессиональных знаний и умений.

- к среднему уровню относятся воспитатели, набравшие 55% и 50%. Педагоги, отнесенные к среднему уровню, четко определяют, что такое координация движений, называют методы, формы приемы, средства и условия ее развития, однако отмечают, что проводимая ими работа на практике недостаточно эффективна, требуются дополнительные знания по данному вопросу.

- к низкому уровню относятся педагоги набравший 30%. Низкие показатели готовности определяется: недостаточными представлениями и затруднениями у педагогов в определении критериев оценки координации движений, сложностями в выделении методов, форм, приемов, средств и условий развития координации движений; необходимостью в повышении уровня своих знаний и умений с целью роста эффективности проводимой работы.

Еще одним направлением в работе при оценке условий развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста стало проведение анкетирования среди родителей. Согласно полученным данным, из опрошенных родителей:

- 20% родителей имеют высокий уровень готовности к развитию координации движений детей. В данным случае показателями послужила сформировалось представления о понятии координация движений и ее значении в развитии ребенка, принятие участие в организации условий по развитию координации движений дома, проявление желания в усовершенствовании своих знаний по данному вопросу.

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others PSYCHOLOGICAL - PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

- 40% родителей из опрошенных родителей определен средний уровень готовности к развитию координации движений детей. Показатели анкетирования родителей со средним уровнем свидетельствуют о том, что родители не в полной мере знакомы с вопросом развития координации движений, однако проявляют интерес к повышению уровня собственных представлений.

- 50% родителей находится на низком уровне готовности развития координации движений детей. Низкий уровень готовности характеризуется у родителей, недостаточностью или полным отсутствием представлений о развитии координаций движений у детей старшего дошкольного возраста. Родители не видят необходимости в повышении уровня своих знаний и не организуют работу по развитию координации движений ребенка дома.

Изучение условий развития координации движений у детей шестого года жизни было построено на основе проведения анализа, имеющегося уровень оснащенности развивающей предметно-пространственной среды 2 групп. Оценка среды проводилась на основе методических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»[1].

Проанализировав РППС группы детей шестого года жизни в первой исследуемой группе уровень оснащенности центров музыкального развития и двигательной активности составляет 60%, а во второй группе 70%. Имеющиеся показатели говорят о том, что рассматриваемые группы являются хорошей площадкой для организации видов деятельности, направленных на развитие координации движений. Следует отметить, что эффективность среды напрямую зависит от ее поддержания педагогом. Стимулирование работы детей в центрах активности и внесение нового материала, способствующего развитию координации движений, являются необходимыми составляющими для результативной и эффективной работы.

ОБСУЖДЕНИЕ

В статье Н. А. Сальковой «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста» так же поднималась тема развитии координации у детей, но отличительной особенностью является направленность на двигательную деятельность в рамках занятия по физическому развитию [12]. Содержание проводимых методик отличается большей конкретизацией на отдельные группы мышц, в методиках на определение уровня координации в танцевальной деятельности упор делается не только на физическое, но и музыкально развитие детей. Сходство исследований заключается в том, что получены низкие результаты по проведенным диагностикам, это показывает недостаточный уровень развития координации движений у дошкольников. У авторов статьи отсутствуют результаты исследования педагогов, родителей, развивающей предметно-пространственной среды.

ВЫВОДЫ

Данные, полученные нами в ходе диагностирования участников исследования и оценки РППС, помогли определить вектор для дальнейшей работы по развитию координации движений в танцевальной деятельности у детей шестого года жизни в условиях ДОУ Таким вектором является проектирование комплекса психолого-педагогических условий по работе с детьми, повышение уровня осведомлённости по данному вопросу родителей и педагогов, а также внесение изменений в предметно пространственную развивающую среду группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: - URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf. Загл. с экрана

2. Бороздина Л.В. Концепция личности и характера, основанная

32

на теории деятельности А.Н. Леонтьева //Национальный психологический журнал. — 2015 — № 4(20). — С. 3-12.

3. Гвоздева Е.Б. Педагогическое обеспечение проблемы становления хореографических умений у детей дошкольного возраста [Текст] //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педаго-гическогоуниверситета. 2015 - № 4. — С. 47-59

4. Тишунина А.Е. Возможности хореографии в развитии творческих способностей детей [Текст] // Психолого-педагогический журнал гаудеамус. 2018 - № 17 (37). — С. 76-80.

5. Шарикало Н.А. Взаимосвязь физического развития и физических качеств у детей старшегодошкольного возраста [Текст] // Вестник полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2018 - № 1 - С. 21-26.

6. Сварковская Л.А., Герус И.И. К вопросу о путях развития ловкости и координации движений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]//Символ науки. 2018 - № 12 — С. 74-76.

7. Волошина Л.Н., Галимская О.Г., Никулина О.В. Проблемы формирования самостоятельности и активности старших дошкольников в двигательной деятельности [Текст] // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020 - №4. с. 16-27

8. Галимова А. Г., Цинкер В. М. Координационные способности как фактор повышения кондиций человека [Текст] // ГАОУ города Москва. 2014 - № 13 — с. 51-56.

9. Девишвили Д.М., Н.А Бернштейн — основатель современной биомеханики [Текст] //Национальный психологический журнал. 2015 — № 4 (20). — С. 74-78

10. Овчинников Ю. Биомеханика движений [Текст] //Дошкольное воспитание. 2014. — № 4 (8). — с. 49-52.

11. Клименко Н.А. Особенность освоения классического танца детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] // Инновационная наука. 2020 — № 9. — С. 68-69.

12. Салькова Н.А. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст]// Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017 - № 3 — С. 111-116.

Статья поступила в редакцию 23.03.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.