Научная статья на тему 'Педагогические условия профессиональной адаптации воспитанников правоохранительного кадетского корпуса'

Педагогические условия профессиональной адаптации воспитанников правоохранительного кадетского корпуса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКИЙ КОРПУС / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Светлана Валерьевна

В статье обобщен опыт организации педагогических условий, реализация которых способствует процессу профессиональной адаптации воспитанников правоохранительного кадетского корпуса и тем самым обеспечивает повышение качества их профессиональной подготовки. Апробация педагогических условий осуществлялась на базе кадетских взводов Кубанского правоохранительного кадетского корпуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия профессиональной адаптации воспитанников правоохранительного кадетского корпуса»

УДК 377 ББК 74.570 Т 48

С.В. Ткаченко

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье обобщен опыт организации педагогических условий, реализация которых способствует процессу профессиональной адаптации воспитанников правоохранительного кадетского корпуса и тем самым обеспечивает повышение качества их профессиональной подготовки. Апробация педагогических условий осуществлялась на базе кадетских взводов Кубанского правоохранительного кадетского корпуса.

Ключевые слова: кадетский корпус, адаптация, профессиональная адаптация воспитанников правоохранительного кадетского корпуса, педагогические условия профессиональной адаптации воспитанников правоохранительного кадетского корпуса

S.V. Tkachenko

Pedagogical conditions of professional adaptation of pupils from the law-enforcement cadet school

Abstract. The paper generalizes experience in the organization of pedagogical conditions, the realization of which promotes the process of professional adaptation of pupils at a law-enforcement cadet school, providing improvement of quality of their professional training. Approbation of pedagogical conditions was carried out on the basis of cadet platoons of the Kuban law-enforcement military school.

Key words: a cadet school, adaptation, professional adaptation of pupils of a law-enforcement cadet school, pedagogical conditions of professional adaptation of pupils of a law-enforcement cadet school.

В условиях радикальных и быстрых перемен, происходящих в обществе, все большее внимание педагогов-исследователей, практиков, власти и силовых структур привлекает позитивный дореволюционный опыт функционирования кадетских корпусов (Н.И. Алпатов, М.Н. Жесткова, В.М. Крылов и др.).

Подтверждением особой заинтересованности государства и общества в их возрождении служат два нормативно-правовых акта (Распоряжение Президента РФ и Постановление Правительства [1]), официальное принятие которых способствовало соответствующему изменению, как к самой идее значимости кадетского образования, так и к их появлению в столичных городах и многих регионах России. До 1997 года этот процесс осуществлялся стихийно, то есть вне законодательного поля РФ [2].

Первый опыт их становления и функционирования показал следующее. Несмотря на то, что с 1917-го по 1997-ой годы на деятельность кадетских учреждений действовал запрет, 300-летняя практика их дореволюционной продуктивной деятельности оказалась утерянной не до конца.

Изучение практики последнего десятилетия позволило установить, что значительную часть прежнего опыта оказалось возможным трансформировать в условиях современных российских реалий. Особенно важным является более ранняя и, как следствие, адаптированная включенность воспитанников кадетских учреждений в профессионально ориентированную деятельность (И.А. Абатина, Х.И. Борс, Е.В. Климашкина, др.).

Анализ литературы, публикаций в газетах, выступлений специалистов, занимающихся вопросами кадетского образования, показал, что в результате отсутствия достаточно полной законодательной базы в этой сфере образования наметился ряд проблем, связанных с:

- необходимостью разработки новых и реализацией уже имеющихся нормативноправовых актов (как на федеральном, региональном, так и на местном уровне), определяющих цели, порядок и содержание подготовки подрастающего поколения граждан Российской Федерации, изъявивших желание обучаться в кадетских учебных заведениях;

- отсутствием общих идеологических подходов к дополнительным образовательным программам в кадетских образовательных учреждениях;

- отсутствием единообразия подходов к военно-патриотическому воспитанию и историческому образованию в указанных кадетских образовательных учреждениях;

- различием правил приема в указанные образовательные учреждения;

- отличием по материально-техническому обеспечению, в том числе отсутствием единого подхода к предоставлению льгот по оплате;

- отсутствием достаточного финансирования.

Обозначенные проблемы не затрагивают вопроса адаптации воспитанников указанных образовательных учреждений к жизни в обществе в целом и к будущей профессиональной деятельности, в частности. Решение данной проблемы составило предметное поле нашего исследования.

Проведенное исследование показало, что профессиональная адаптация как процесс по времени возникновения далеко предшествует этапу становления сотрудника органов внутренних дел. Она начинается еще в школе, при выборе профиля обучения и будущей профессии, охватывает период пребывания в учреждениях профессионального образования и период вхождения в профессиональную среду. То есть, еще не являясь сотрудником ОВД, а только определив свои жизненные планы и поступив в учреждения образования системы МВД, будущий офицер начинает постепенно и целенаправленно готовить себя к данному виду деятельности. Этот этап можно назвать этапом «предварительной адаптации». Он существует реально и играет основополагающую роль в формировании мотивации и окончательном выборе профессии сотрудника ОВД.

Исходя из логики нашего исследования, под профессиональной адаптацией воспитанников правоохранительного кадетского корпуса понимается процесс постепенного приспособления воспитанников к приобретаемой профессии в период обучения; вхождения воспитанников в круг новых повседневных обязанностей; самоутверждения в учебном коллективе; активного приспособления к новым формам и методам обучения, к условиям труда, быта, отдыха; овладения профессиональными навыками и умениями; формирования устойчивого положительного отношения к будущей профессии сотрудника правоохранительных органов.

При обосновании изучаемой проблемы было выявлено противоречие между потребностью в быстрой адаптации воспитанника правоохранительного кадетского корпуса к приобретаемой профессии в период обучения и отсутствием научнообоснованных педагогических условий, позволяющих оптимизировать этот процесс. Указанное противоречие обусловило проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления и научного обоснования педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессиональной адаптации воспитанников правоохранительного кадетского корпуса.

В научной литературе на рассматриваемое понятие существуют различные точки зрения. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения, данные Н.М. Борытко [3] и В.И. Андреевым.

Например, под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающее достижение определенного результата.

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания,

методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей»

[4].

Учитывая вышеизложенное, в качестве условий нами выделены:

- включение в локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и учебно-воспитательную деятельность Кубанского правоохранительного кадетского корпуса, положений, призванных обеспечить эффективную работу всех подразделений по организации процесса профессиональной адаптации воспитанников;

- использование в образовательном процессе профессионально-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих формирование у воспитанников значимых для их будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, навыков, умений, дающих возможность выполнять функциональные обязанности по предназначению;

- организация воспитательной работы, направленной на содействие осознанному выбору профессии; оптимизации сроков адаптации воспитанников; выявление, формирование и развитие личностных и профессионально-значимых качеств воспитанников.

Для реализации первого педагогического условия нами было разработано и внедрено «Положение об отделении среднего профессионального образования (Кубанский правоохранительный кадетский корпус (КПКК)) Армавирского филиала Краснодарского университета МВД России», которое регулирует порядок организации и осуществления образовательного процесса в корпусе. При разработке данного документа мы опирались на мнения ученых о том, что «адаптационный, учебный и воспитательный процессы тесно связаны и являются взаимообусловленными» [5].

Согласно «Положению» целью деятельности КПКК является «содействие становлению и развитию профессионально компетентной личности юриста, будущего сотрудника правоохранительных органов, обладающего профессионально и социально значимыми качествами для успешного выполнения профессиональной деятельности».

Основной задачей обучения является профессиональная подготовка будущих юристов-правоведов, имеющих высокий общеобразовательный и культурный уровень, обладающих широким кругозором, овладевших основами общеюридических дисциплин и в достаточной мере адаптированных как к продолжению обучения в высших учебных заведениях, так и к службе в системе МВД РФ.

Опыт личной педагогической деятельности показал, что построение учебновоспитательного процесса в соответствии с разработанным нами «Положением» способствует более быстрой и успешной адаптации воспитанника к приобретаемой профессии в период обучения в образовательном учреждении системы Министерства внутренних дел РФ, а также развитию профессионально-значимых качеств выпускников.

Следующим педагогическим условием, повышающим эффективность процесса профессиональной адаптации, является использование в образовательном процессе профессионально-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих формирование у воспитанников значимых для их будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, навыков, умений, дающих возможность выполнять функциональные обязанности по предназначению.

Профессионально-ориентированная технология обучения рассматривается нами как система психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и воспитанников с учетом их способностей и склонностей, направленных на реализацию принципов, содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей деятельности и профессионально важным качествам специалистов силовых структур.

При организации учебно-воспитательного процесса мы опирались на педагогические принципы: социальной обусловленности и научности в обучении; практической направленности; целенаправленности, систематичности и

последовательности; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся и др., позволившие повысить его эффективность.

Основные формы и методы организации учебного процесса в правоохранительном кадетском корпусе представлены в таблице 1.

В Кубанском правоохранительном кадетском корпусе при построении учебного процесса использовались как традиционные, так и инновационные формы и методы обучения и контроля за учебной деятельностью учащихся. При этом применение нетрадиционных учебных форм позволяет активизировать познавательный интерес и творческий потенциал воспитанников, стимулировать инициативу, самостоятельность, социальную ответственность при принятии профессиональных решений.

К таким формам обучения, в частности, относятся дидактические игры. Исследование показало, что в результате их проведения развиваются умения быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, появляются способности в принятии профессиональных решений. Кадеты получают возможность применить свои приобретенные профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности, рефлексировать свои способности, поведение, корректировать допущенные ошибки. По сути, этот аспект есть не что иное, как приобретение первичного адаптационного опыта, направленного на противодействие («блокировку») дезадаптационных трудностей в предстоящей профессиональной деятельности.

Таблица 1.

Формы организации учебного процесса в Кубанском правоохранительном кадетском корпусе.

Срез 2006 - 2008 уч. гг.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Направленные на теоретическую подготовку Направленные на практическую подготовку Традиционные Инновационные

Лекция Практическое занятие Контрольная работа Тестирование

Семинар Курсовое проектирование Индивидуальное собеседование Рейтинг

Экскурсия Стажировка и преддипломная практика Зачет

Конференция Деловая игра Семестровые экзамены

Подготовка рефератов, докладов, сообщений Видеопроекты Защита курсового проекта

Самостоятельная подготовка (самоподготовка) Г осударственные экзамены

Наряду с названными в кадетском корпусе используются и специфические формы и методы обучения и воспитания, применяемые в высших военных учебных заведениях и в учебных заведениях системы МВД (табл. 2) [6].

Реализация обозначенных дидактических принципов, методов и форм обучения и воспитания, применяемых в правоохранительном кадетском корпусе, ориентирует преподавателей на подготовку будущих сотрудников правоохранительных органов к выполнению своих профессиональных обязанностей и придает обучению практическую направленность. Это способствует адаптации воспитанников не только к обучению в кадетском корпусе, но и к предстоящей профессиональной деятельности.

Воспитательную работу в правоохранительном кадетском корпусе можно определить как специально организованную деятельность преподавателей, воспитателей, начальников курсов по реализации целей и задач воспитания в условиях кадетского корпуса. Её специфика заключается в углубленном анализе, выявлении и развитии тех профессиональных свойств личности юриста (профессионально значимых качеств и компетенций), которыми он должен обладать для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Таблица 2.

Специфические формы обучения, адаптированные к обучению в КПКК и будущей профессиональной деятельности

Ф О Р М Ы О Б У Ч Е Н И Я

Учебные Служебные Внеслужебные Специфические

Теоретические и практические занятия по изучению: - уставов; - начальной военной подготовки; - специальной физической подготовки (боевые приемы); - начальной медицинской подготовки; - этики сотрудника правоохранительных органов; - музыки и хореографии; -истории кадетских корпусов Парковые дни; - дни регламентных работ - Викторины; - конкурсы, - тематические вечера; - научные конференции и т.д. - Совместные дежурства с сотрудниками ГБДД, ППС, ОБЭП; - наряды; - огневая подготовка; - полевые сборы; - курс молодого бойца

При организации воспитательной работы необходимо учитывать, что её формы и методы, реализуемые в кадетском корпусе по сравнению с гражданскими образовательными учреждениями, требуют определенной модификации, учитывающей специфику будущей профессиональной деятельности воспитанников.

Выделенные педагогические условия потребовали экспериментальной проверки.

Опытно-экспериментальная работа условно определялась как многоэтапная и проводилась в рамках учебно-воспитательного процесса в правоохранительном кадетском корпусе.

На первом этапе оценивался исходный уровень профессиональной адаптации кадетов. В процессе проведения бесед, наблюдений, анкетирования выявились факторы, препятствующие процессу естественной адаптации воспитанников. Результаты, полученные на первом этапе, были приняты как исходные (базовые); они свидетельствовали о необходимости коррекции учебно-воспитательного процесса за счет внедрения более эффективных методов и приемов работы по их адаптации к условиям правоохранительного кадетского корпуса.

Второй этап характеризовался подготовкой и включением экспериментальной группы воспитанников в разработанную нами адаптационную программу.

«Программа организации Кубанского правоохранительного кадетского корпуса» включает в себя три этапа: I - профессиональное самоопределение; II - адаптация к обучению в кадетском корпусе; III - адаптация к предстоящей профессиональной деятельности. Для каждого этапа определены и сформулированы цели, задачи, содержание, формы контроля и ожидаемый результат.

В процессе педагогического эксперимента осуществлялись следующие направления психолого-педагогической деятельности:

- учебно-методическая, направленная на совершенствование процесса профессиональной адаптации воспитанников;

- индивидуально-дифференцированный подход в работе с воспитанниками;

- консультативная - оказание помощи и поддержки участникам образовательного процесса;

- диагностическая, направленная на выявление наличествующего уровня профессиональной адаптации кадетов по мере их перехода с курса на курс.

Реализация указанных направлений психолого-педагогической деятельности способствовала сокращению сроков адаптации воспитанников, созданию положительного микроклимата во взводах, улучшению показателей учебной деятельности и существенному снижению отчислений кадетов из корпуса.

На третьем этапе был проведен сравнительный анализ показателей профессиональной адаптации кадетов контрольной и экспериментальной групп.

Эффективность разработанной нами программы была подтверждена результатами сравнительного анализа диагностируемых в ходе эксперимента показателей.

В частности, изменения в уровневых показателях профессиональной адаптации в конце экспериментальной работы демонстрируют следующие результаты: высокоадаптированным уровнем в экспериментальных группах стали обладать 20,8 %, адаптированным - 54,2%, реадаптированным - 21,3 %, дезадаптированным - 3,7 % кадетов (прирост относительно первоначальных результатов 20,8 % - на

высокоадаптированном уровне, 10,2 % - на адаптированном уровне, уменьшение на 11,2 % на реадаптированном уровне и 9,8 % - на дезадаптированном уровне).

В распределении уровневых показателей контрольных групп наблюдалась следующая динамика: высокоадаптированный уровень у 12,3 %, адаптированный - 50,9 %, реадаптированный - 30,6 %, дезадаптированный - 6,2 % кадетов (прирост относительно первоначальных результатов 12,3 % - на высокоадаптированном уровне, 6,9 % - на адаптированном уровне, уменьшение на 1,9 % на реадаптированном уровне и 7,3 %

- на дезадаптированном уровне).

Представленные в данной статье педагогические условия и «Программа организации процесса профессиональной адаптации воспитанников Кубанского правоохранительного кадетского корпуса» были успешно реализованы в образовательном процессе Армавирского филиала Краснодарского университета МВД России и его структурного подразделения Кубанского правоохранительного кадетского корпуса и нашли свое отражение в специальных документах о внедрении. Полученные результаты дают основание для расширения географии их использования в целях обеспечения успешной профессиональной адаптации воспитанников кадетских корпусов и классов различной ведомственной направленности.

Примечания:

1. О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов): распоряжение Президента РФ от 09.04. 1997 г. № 118-РП // Собрание законодательства РФ. 1997. № 15. Ст. 1783; Об утверждении типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате): постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1427 (с изменениями от 10.03.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 47. Ст. 5411.

2. Об образовании: закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изменениями от 13.02.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

3. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград, 2001. 181 с.

4. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000. 124 с.

5. Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 1997. 355 с.

6. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы. URL: http://pabelobraztsov.narod.ru/text.

References:

1. On creation of general educational institutions - cadet schools (boarding schools): order of the President of the Russian Federation of 09.04. 1997 N 118 - RP // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 1997. N 15. Item 1783; On the statement of typical regulations about cadet school (a cadet boarding school): decision of the Government of the Russian Federation of November 15, 1997 N 1427 // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 1997. N 47. Item 5411. (changed 10.03.2009).

2. On education: law of the Russian Federation of 10.07.1992 N 3266-1 // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 1996. N 3. Item 150. (changed 13.02.2009).

3. Borytko N.M. In space of educational activity: monograph / Sci. ed. N.K. Sergeyev. Volgograd, 2001.

181 pp.

4. Andreev V.I. Pedagogy: a training course for creative self-development. Kazan, 2000. 124 p.

5. Ashchepkov V.T. Theoretical bases and applied aspects of professional adaptation of teachers of the

higher school: thesis for Doctor of Pedagogy degree. Maikop, 1997. 355 p.

6. Obraztsov P.I., Kosukhin V.M. Didactics of the higher military school. URL:

http://pabelobraztsov.narod.ru/text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.