Научная статья на тему 'Организация учебного процесса в кадетском корпусе в условиях эмиграции (Египет, 1920-е годы)'

Организация учебного процесса в кадетском корпусе в условиях эмиграции (Египет, 1920-е годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / КАДЕТСКИЕ КОРПУСА / РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЕГИПЕТ / ТЕЛЛЬ-АЛЬ-КЕБИР / ДОНСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС / MILITARY EDUCATION / CADET CORPS / RUSSIAN éMIGRé COMMUNITIES / UPBRINGING WORK / EGYPT / TELL EL KEBIR / DON CADET CORPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антошин А. В., Антошин В. А.

В статье анализируется деятельность российских военных педагогов в Египте в начале 1920-х годов. В центре внимания история функционирования Донского кадетского корпуса в Телль-аль-Кебире и районе города Исмаилия в 1920-1922 годах. Источником материала для статьи послужили мемуары воспитанника корпуса Ю.Ф. Гончарова и гражданского беженца, писателя и журналиста А.А. Яблоновского, также находившегося в лагере в Телль-аль-Кебире. Кроме того, использованы труды ведущих российских африканистов, специалистов по истории Русского зарубежья. Показана специфика условий, в которых функционировал на египетской земле Донской кадетский корпус. Впервые обращено специальное внимание на особенности ведения воспитательной работы в русском кадетском корпусе в условиях эмиграции в Египте. Проанализирована специфика проведения воспитательной и культурно-массовой работы, организации нравственно-эстетического воспитания кадетов в условиях эмиграции. Показано, какими методами руководству корпуса удалось в трудных условиях организовать учебный процесс, заново создать материально-техническую и методическую базу. Вместе с тем, показаны и трудности, с которыми пришлось столкнуться администрации и преподавательскому составу (ограниченность финансирования, дефицит квалифицированных педагогических кадров и др.). Охарактеризованы причины и исторические условия закрытия корпуса в 1922 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN CADET CORPS IN EMIGRATION CONDITIONS (EGYPT, 1920S)

The article is devoted to the activities of the Russian military pedagogues in Egypt in the early 1920s. The special attention is paid to the functioning ’s history of Don cadet corps in Tell El Kebir and near the city of Ismailia in 1920-1922. The source of information is the memoirs of the corps’ pupil Y.E. Goncharov and the civilian refugee writer and journalist A.A. Jablonowski, who was also in the camp of Tell El Kebir. In addition, the paper uses works by leading Russian africanists, specialists in the history of the Russian émigré communities. The article shows the specificity of the conditions in which Don cadet corps operated in Egypt. It is the first time when special attention is paid to the features of upbringing work in Russian cadet corps in the emigration conditions in Egypt. The paper analyzes the specificity of the educational and cultural work, organization of moral and aesthetic education of cadets in emigration. The authors show what methods the leadership corps managed in difficult conditions to organize educational process and re-create the material and technical and methodical base. Besides there are a lot of difficulties that the administration and academic staff faced (limited funding, shortage of qualified teaching personnel, etc.). The paper describes the reasons and historical conditions of closing of the corps in 1922

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса в кадетском корпусе в условиях эмиграции (Египет, 1920-е годы)»

А.В. Антошин, доктор ист. наук, доцент, профессор кафедры востоковедения, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, В.А. Антошин, канд. филос. наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Уральский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург, Россия, alex_antoshin@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ В УСЛОВИЯХ ЭМИГРАЦИИ (Египет, 1920-е годы)

В статье анализируется деятельность российских военных педагогов в Египте в начале 1920-х годов. В центре внимания - история функционирования Донского кадетского корпуса в Телль-аль-Кебире и районе города Исмаилия в 1920-1922 годах. Источником материала для статьи послужили мемуары воспитанника корпуса Ю.Ф. Гончарова и гражданского беженца, писателя и журналиста А.А. Яблоновского, также находившегося в лагере в Телль-аль-Кебире. Кроме того, использованы труды ведущих российских африканистов, специалистов по истории Русского зарубежья. Показана специфика условий, в которых функционировал на египетской земле Донской кадетский корпус. Впервые обращено специальное внимание на особенности ведения воспитательной работы в русском кадетском корпусе в условиях эмиграции в Египте. Проанализирована специфика проведения воспитательной и культурно-массовой работы, организации нравственно-эстетического воспитания кадетов в условиях эмиграции. Показано, какими методами руководству корпуса удалось в трудных условиях организовать учебный процесс, заново создать материально-техническую и методическую базу. Вместе с тем, показаны и трудности, с которыми пришлось столкнуться администрации и преподавательскому составу (ограниченность финансирования, дефицит квалифицированных педагогических кадров и др.). Охарактеризованы причины и исторические условия закрытия корпуса в 1922 году.

Ключевые слова: военная педагогика, кадетские корпуса, Русское зарубежье, воспитательная работа, Египет, Телль-аль-Кебир, Донской кадетский корпус.

История российской военной педагогики, инструментарий моделирования профессиональной деятельности в обучении слушателей и курсантов военных учебных заведений уже не раз привлекали внимание исследователей. Такие авторы, как А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, П. Г. Иванов и другие охарактеризовали специфику использования личностно-соци-ально-деятельностного подхода в педагогике высшей военной школы1. Однако их работы были посвящены специфике образовательного процесса в учебных заведениях, находившихся в ведении Министерства обороны

СССР, Российской Федерации, Федеральной пограничной службы России. Авторы данных трудов обычно рассматривали ситуацию, когда вуз имеет стабильное финансирование, являясь элементом общегосударственной системы высшего военного образования. Однако в российской истории были периоды, когда военным педагогам приходилось заниматься подготовкой личного состава в значительно более сложных обстоятельствах.

В ХХ веке наша страна не раз переживала периоды кардинальной социально-экономической и политической трансформации,

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

когда условия для подготовки будущих офицеров были крайне тяжелыми. Один из таких периодов связан с эпохой революции 1917 года и Гражданской войны, в результате которой значительная — часть российского офицерского корпуса оказалась в эмиграции. Некоторые российские военные вузы были перебазированы в исламские страны Востока и вынуждены продолжать свое функционирование, находясь в ином цивили-зационном окружении, в сложных климатических условиях.

Однако этот исторический опыт пока еще слабо проанализирован в научной литературе. В качестве исключения можно назвать лишь исследования опыта патриотического воспитания и преподавания специальных военных дисциплин русскими эмигрантами в Тунисе, предпринятые Ю.В. Лукониным, С.С. Новиковым и некоторыми другими авторами2. Однако как историки российской военной педагогики, так и исследователи-эмигрантоведы фактически не обращались к анализу педагогической деятельности русских офицеров в Египте в начале 1920-х годов. Между тем, история функционирования Новочеркасского Донского кадетского корпуса на египетской земле показывает, как в экстремальной ситуации российским военным педагогам удалось организовать учебный процесс и воспитательную работу с личным составом.

Важнейшим историческим источником по данной тематике являются мемуары Ю.Ф. Гон -чарова (1903-1929), рано ушедшего из жизни талантливого поэта и прозаика. Уроженец станицы Каменской, он был одним из тех новочеркасских кадетов, которые с отступавшей армией генерала А. И. Деникина совершили тяжелый переход в Новороссийск, преследуемые частями Красной армии. В феврале 1920 года они были погру-

Беженский православный храм был переделан из камышового сарая, русская гимназия не имела ни окон, ни дверей и также была покрыта камышовой крышей. В подобных условиях начались и занятия на египетской земле Донского кадетского корпуса.

жены на пароход «Саратов» вместе с больными и раненными солдатами и офицерами Белой армии. В момент эвакуации им было неизвестно, что корпус будет перебазирован в Египет. Как отмечает Ю.Ф. Гончаров, «если бы конечный пункт путешествия был известен, вряд ли и десятая часть состава Корпуса была бы погружена на "Сара-

Преподавательский состав был поставлен в непростую ситуацию: многим воспитателям и кадетам было трудно привыкнуть к тяжелым климатическим условиям, в которых они оказались.

После длительного пребывания корпуса в карантине в Александрии британские власти отправили его вглубь территории Египта. Временным местом дислокации Донского кадетского корпуса стало селение Телль-аль-Кебир, расположенное на краю пустыни. Следует учесть, что к моменту прибытия корпуса здесь уже находились размещенные ранее русские беженцы, в том числе больные и раненые офицеры и солдаты Добровольческой армии. Находясь на излечении, они, конечно, уже начали утрачивать воинскую дисциплину. Ю.Ф. Гончаров отмечает, что «соседство с беженскими лагерями таило неисчерпаемые источники соблазнов и разлагающе влияло на молодежь»4. Поэтому директор корпуса генерал-лейтенант А.В. Черячукин почти сразу же начал добиваться перевода корпуса в другое место.

Но пока этот вопрос решался, преподавательский состав начал нести потери: уже в Телль-аль-Кебире умер один из воспитателей. Хоронили здесь русских беженцев без гробов, заворачивая покойников в госпитальные одеяла и зарывая в песок.

Здесь же начались и учебные занятия. Параллельно с освоением программы кадетского корпуса воспитанники учили английский язык, знакомились с новой для себя страной. Уже в Телль-аль-Кебире им довелось испытать немало лишений. В качестве беженца здесь находился известный журналист и писатель А. А. Яблоновский

55

тов »3

(1870-1934), впоследствии - председатель совета объединенного Зарубежного союза русских писателей и журналистов в Париже. В своих заметках, опубликованных одной из парижских газет, он так характеризовал ситуацию в Телль-аль-Кебире: «Жизнь русских беженцев в английском лагере можно охарактеризовать одним словом - бедность. Бедность непокрытая, сиротская, граничащая с совершенной нищетой»5. Беженский православный храм был переделан из камышового сарая, русская гимназия не имела ни окон, ни дверей и также была покрыта камышовой крышей. В подобных условиях начались и занятия на египетской земле Донского кадетского корпуса.

Однако систематически учебный процесс был организован уже после перевода корпуса на берег озера Тимсах, рядом с городом Исмаилия. Здесь разместились 286 кадетов, 28 воспитателей и сотрудников, а также 12 членов их семей - всего 326 человек. Они находились в 150 палатках. Администрация корпуса состояла из директора А.В. Черячукина, переводчика Г.П. Чеботарева, инспектора классов и преподавателя истории Н.В. Суровецкого. В составе руководства корпуса был и представитель британских властей Р. Крег. Кроме британцев помощь Донскому кадетскому корпусу ока-

зали французская администрация Суэцкого канала и ряд других иностранных структур.

Преподавательский состав был поставлен в непростую ситуацию: многим воспитателям и кадетам было трудно привыкнуть к тяжелым климатическим условиям, в ко -торых они оказались. «Вечный зной, вечный ветер с Ливийской пустыни, вечный песок... Песок был в посуде, забирался в уши, волосы, хрустел на зубах и между листами книг»6, - вспоминал Ю.Ф. Гончаров. Условия проживания в палатках также были спартанскими, не было ни кроватей, ни матрасов. Кадеты спали на одном одеяле, укрывшись другим.

Следует отметить еще одно обстоятельство: педагоги работали в Египте на чистом энтузиазме, фактически их труд никем не финансировался. Как отмечал сам директор корпуса генерал-лейтенант А.В. Черячу-кин, «жалования никто никому не выплачивает, а при таком положении трудно требовать напряжения всех педагогических и воспитательных сил»7.

Однако несмотря на безденежье, сложные климатические условия, ситуацию эвакуации и многие другие трудности российские военные педагоги продолжали осуществлять свою деятельность. Офицерам удалось организовать быт воспитанников

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

корпуса и учебные занятия. Лагерь корпуса выглядел весьма опрятно, тем более что командование организовало соревнование между кадетами за самую чистую палатку.

Лекции проводились в камышовых бараках. Большой проблемой было отсутствие учебных пособий: эвакуация корпуса проходила в таких условиях, что вся библиотека была потеряна. Тетради для воспитанников были нарезаны из типографской бумаги, рулоны которой случайно были обнаружены на пароходе «Саратов». Только к весне 1921 года из Парижа удалось получить учебные пособия, что сделало возможной организацию нормального учебного процесса.

Кроме специальных военных дисциплин большое внимание уделялось физической подготовке кадетов. Воспитанники занимались легкой атлетикой, плаванием, волейболом, крикетом, настольным теннисом. Любимым видом спорта стал футбол.

Большое внимание уделялось организации нравственно-эстетического воспитания кадетов. При этом руководство Донского кадетского корпуса опиралось на традиции русских дореволюционных кадетских корпусов. Как отмечают исследователи, для них были характерны учет возрастных особенностей, уважение личного достоинства кадетов. При этом воспитатели всегда стремились к актуализации взаимосвязи и взаимозависимости нравственного и эстетического воспитания, усилению понимания искусства и литературы как основы нравственного вос-питания8.

Именно этим целям служил хор под управлением уральского казака Н.М. Ве-рушкина. Благодаря деловым качествам корпусного священника отца Димитрия Троицкого удалось даже организовать поездку хора в Иерусалим, которая прошла с большим успехом. Впрочем, были в истории корпусного хора и те моменты, о которых Ю. Ф. Гончаров вспоминает с большим сожалением. По его словам, Н.М. Веруш-

Большое внимание уделялось организации нравственно-эстетического воспитания кадетов. При этом руководство Донского кадетского корпуса опиралось на традиции русских дореволюционных кадетских корпусов. Как отмечают исследователи, для них были характерны учет возрастных особенностей, уважение личного достоинства кадетов.

кин уделял основное внимание «рафинированным» оперным партиям, при этом казачья песня оказалась «в забросе». Генералу А.В. Черячукину пришлось даже применять _ меры физического воздействия по отношению к кадетам, чтобы за-

ставить их разучивать

песни донских казаков . Кроме хора энергичный Н. М. Верушкин организовал еще и духовой оркестр, инструменты для которого подарили находившиеся в египетском городе Порт-Саид русские моряки из Вла-= дивостока. Кроме того, даже находясь в палаточном лагере на краю Ливийской пустыни, командование Донского кадетского корпуса смогло организовать свой театр. Первой его постановкой стала пьеса Э. Ростана «Романтики», затем появились новые спектакли.

В условиях египетского лагеря Донскому кадетскому корпусу даже удалось организовать издание собственного рукописного журнала «Донец на чужбине». За 1920-1921 годы вышло 19 номеров (ныне комплект издания хранится в Научной библиотеке Российских федеральных архивов в Москве). Редактировали журнал кадеты-старшеклассники (сначала В. Алимов, затем И. Егоров). Там публиковалось литературное творчество кадетов. Журнал пользовался большой популярностью среди воспитанников, была организована даже очередь за возможность прочесть некоторые номера. Именно знакомство с этим изданием показывает, что и в Египте донские кадеты сохранили патриотические настроения. Об этом свидетельствует стихотворение «На чужбине», опубликованное в одном из номеров:

«Дух русский царит среди нас неизменно,

И вечером часто в безмолвной тиши Хор громкий, раздольный в созвучии смелом

Звучит отголоском казачьей души... Но тихо все в лагере в пору ночную, Заботы дневные забыты во сне,

И снятся нам сны про Россию родную

Про степи, станицы в родимой земле»10.

Руководство корпуса уделяло большое внимание нравственному воспитанию кадетов. При этом следует учесть, что православно-религиозный компонент всегда присутствовал в воспитательной деятельности кадетских корпусов Российской империи. На учебу воспитанников благословил Александрийский патриарх Фотий, специально приехавший в лагерь11. На египетской земле удалось организовать корпусную церковь, для которой из Иерусалима были привезены икона (дар Иерусалимского патриарха Дамиана) и частица Животворящего креста.

Очевидно, генерал-лейтетант А.В. Че-рячукин прекрасно понимал, что Гражданская война в России развивается не в пользу Белого движения. Уже сам факт эвакуации корпуса из Новороссийска в Египет после поражения армии А.И. Деникина свидетельствовал о том, что красные начинают одерживать верх. Поэтому командование корпуса готовило кадетов к тому, что, возможно, им придется остаться на чужбине, занимаясь не военным делом, а чем-то иным. Большое внимание уделялось обучению иностранным языкам. Уже через несколько месяцев после начала занятий многие кадеты существенно улучшили свой уровень знания английского и французского языков. Впрочем, поскольку труд иностранных преподавателей (как и русских офицеров) не оплачивался, то занятия проходили не очень долго. Лишь одна француженка занималась с кадетами в течение всего учебного года.

Для того чтобы найти работу на чужбине, выпускники корпуса должны были помимо военных обладать и гражданскими знаниями и навыками, иметь востребованную специальность. Поэтому для воспитанников были организованы курсы шоферов, имелся свой гараж, кадеты получали навыки вождения автомобиля. Преподавалась в корпусе

и электротехника, были организованы переплетная, сапожная, плотницкая мастерские.

Инициатором организации этих небольших предприятий стал англичанин Р. Крег. Именно его деятельность, по некоторым данным, в итоге и привела к закрытию корпуса. Постепенно Р. Крег начал усиливать свое влияние в руководстве учебного заведения. Поскольку Белое движение потерпело окончательное поражение на юге России, он стал доказывать, что необходимость в существовании Донского кадетского корпуса отпала. В связи с этим Р. Крег предложил трансформировать корпус в коммерческое предприятие с использованием труда воспитанников. Когда генерал-лейтенант А. В. Черячукин выступил против этой идеи, Р. Крег стал вести интриги против него. По мнению некоторых исследователей, именно это в итоге и привело к закрытию корпуса12.

Всего на египетской земле состоялось два выпуска Донского кадетского корпуса. В 1922 году он был переведен на Балканы и вскоре после этого прекратил свое существование. Воспитанники вынуждены были поступить в различные русские гражданские и военные учебные заведения в Болгарии.

Таким образом, изучение исторического опыта функционирования Донского кадетского корпуса в Египте в 1920-1922 годах показывает, как руководству военного учебного заведения, педагогам и воспитателям удалось организовать учебный процесс в экстремальных условиях. Несмотря на сложные климатические условия, отсутствие материально-технической и учебно-методической базы, дефицит квалифицированных педагогических кадров были восстановлены занятия в кадетских классах. Как показывают исторические источники, именно особая ситуация, в которой был возобновлен учебный процесс в корпусе, сделала необходимой активизацию воспитательной работы. В соответствии с традициями россий-

Командование корпуса готовило кадетов к тому, что, возможно, им придется остаться на чужбине, занимаясь не военным делом, а чем-то иным. Большое внимание уделялось обучению иностранным языкам. Уже через несколько месяцев после начала занятий многие кадеты существенно улучшили свой уровень знания английского и французского языков.

ских кадетских корпусов важную роль здесь играл религиозный компонент. Сочетание его с нравственно-эстетическим воспитанием молодых военнослужащих позволило руководству Донского кадетского корпуса укрепить у воспитанников патриотические настроения, сохранить воинскую дисциплину и обеспечить функционирование военного учебного заведения даже в условиях эмиграции.

По нашему мнению, в данном случае исторический опыт еще раз убедительно показывает важность воспитательной работы при подготовке будущих офицеров. Данное обстоятельство, естественно, не отменяет необходимость формирования учебных планов с учетом специфики военного вуза, где значительное место должно занимать освоение специальных дисциплин. Однако создание здорового воинского коллектива невозможно без формирования корпоративной культуры военнослужащих, наличия у будущих офицеров осознанных патриотических убеждений. Именно воспитательная работа в данном случае играет ключевую роль, что необходимо учесть при совершенствовании учебного процесса в вузах Министерства обороны Российской Федерации. ^

Литература

1. См.: Основы военной педагогики и психологии / под ред. А.В. Барабанщикова. М., 1988; Вдо-вюк В.И. Педагогика высшей военной школы. М., 1997; Военная педагогика / под ред. В.Н. Герасимова. М., 1997; Иванов П.Г. Теория и практика моделирования образовательного процесса в вузах

ФПС России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001.

2. См.: Луконин Ю.В., Новиков С.С. Россияне в Тунисе // Российская диаспора в Африке. 192050-е гг.: сб. ст. М., 2001. С. 70-90; Русская коло -ния в Тунисе. 1920-2000 / под ред. К.В. Махрова. М., 2008 и др.

3. Гончаров Ю. Донской кадетский корпус в Египте // Африка глазами эмигрантов. Россияне на кон -тиненте в первой половине ХХ века. М., 2002. С. 18.

4. Там же. С. 19.

5. Яблоновский А. Письма эмигранта // Африка глазами эмигрантов. Россияне на континенте в первой половине ХХ века. М., 2002. С. 9.

6. Гончаров Ю. Донской кадетский корпус в Египте // Африка глазами эмигрантов. Россияне на кон -тиненте в первой половине ХХ века. М., 2002. С. 20.

7. Цит. по: Беляков В.В. «К берегам священным Нила.» Русские в Египте. М., 2003. С. 162.

8. См.: Свеженцева Ю.И. Нравственно-эстетическое воспитание в российских кадетских корпусах (XVIII - 1-я половина ХХ в.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011.

9. См.: Гончаров Ю. Донской кадетский корпус в Египте // Африка глазами эмигрантов. Россияне на континенте в первой половине ХХ века. М., 2002. С. 21.

10. Цит. по: Беляков В. В. «К берегам священным Нила.» Русские в Египте. М., 2003. С. 163.

11. См.: Луконин Ю.В. С «нансеновским паспортом» на берегах Нила // Российская диаспора в Африке. 1920-50-е гг.: сб. ст. М., 2001. С. 29.

12. См.: Рябова В. И. Российская эмиграция в Африке в 1920-1945 гг. М., 2005. С. 131.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN CADET CORPS IN EMIGRATION CONDITIONS (EGYPT, 1920S)

A.V. Antoshin, Doctor of History, Docent, Ural Federal University, V.A. Antoshin, Candidate of Philosophy, Professor, Ural Institute of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Yekaterinburg, Russia, alex_antoshin@mail.ru

The article is devoted to the activities of the Russian military pedagogues in Egypt in the early 1920s. The special attention is paid to the functioning's history of Don cadet corps in Tell El Kebir and near the city of Ismailia in 1920-1922. The source of information is the memoirs of the corps' pupil Y. F. Goncharov and the civilian refugee writer and journalist A. A. Jablonowski, who was also in the camp

of Tell El Kebir. In addition, the paper uses works by leading Russian africanists, specialists in the history of the Russian émigré communities. The article shows the specificity of the conditions in which Don cadet corps operated in Egypt. It is the first time when special attention is paid to the features of upbringing work in Russian cadet corps in the emigration conditions in Egypt. The paper analyzes the specificity of the educational and cultural work, organization of moral and aesthetic education of cadets in emigration. The authors show what methods the leadership corps managed in difficult conditions to organize educational process and re-create the material and technical and methodical base. Besides there are a lot of difficulties that the administration and academic staff faced (limited funding, shortage of qualified teaching personnel, etc.). The paper describes the reasons and historical conditions of closing of the corps in 1922

Key words: military education, cadet corps, Russian émigré communities, upbringing work, Egypt, Tell El Kebir, Don cadet corps.

References

1. Sm.: Osnovy voennoj pedagogiki i psihologii [Principles of military pedagogy and psychology] / Pod red. A. V. Barabanshchikova. M., 1988; Vdovyuk V I. Pedagogika vysshej voennoj shkoly [Pedagogy of higher military school]. M., 1997; Voennaya pedagogika / Pod red. V. N. Gerasimova. M., 1997; Ivanov P. G. Teoriya i praktika modelirovaniya obrazovatel'nogo processa v vuzah FPS Rossii [Theory and practice of modeling of the educational process in the universities of FPS Russia]: Avtoref. dis...dokt.ped.nauk. M., 2001.

2. Sm.: Lukonin YU. V., Novikov S. S. Rossiyane v Tunise [The Russians in Tunisia] // Rossijskaya diaspora v Afrike. 20-50-e gg. Sb.statej. M., 2001. S. 70-90; Russkaya koloniya v Tunise [Russian colony in Tunisia]. 1920 - 2000 / Pod red. K. V Mahrova. M., 2008 i dr.

3. Goncharov YU. Donskoj kadetskij korpus v Egipte [The don cadet corps in Egypt] // Afrika glazami ehmigrantov. Rossiyane na kontinente v pervoj po-lovine XX veka. M., 2002. S. 18.

4. Goncharov YU. Donskoj kadetskij korpus v Egipte [The don cadet corps in Egypt] // Afrika glazami ehmigrantov. Rossiyane na kontinente v pervoj polovine XX veka. M., 2002. S. 19.

5. YAblonovskij A. Pis'ma ehmigranta [Letters of an emigrant] // Afrika glazami ehmigrantov. Rossiyane na kontinente v pervoj polovine XX veka. S. 9.

6. Goncharov YU. Donskoj kadetskij korpus v Egipte [The don cadet corps in Egypt] // Afrika glazami ehmigrantov. Rossiyane na kontinente v pervoj polovine XX veka. M., 2002. S. 20.

7. Cit. po: Belyakov V. V. «K beregam svyashchennym Nila...» Russkie v Egipte ["To the banks of the sacred Nile..." the Russians in Egypt]. M., 2003. S. 162.

8. Sm.: Svezhenceva YU. I. Nravstvenno-ehsteticheskoe vospitanie v rossijskih kadetskih korpusah (XVIII - 1-ya polovina XX v.) [Moral-aesthetic education in the Russian cadet corps (the XVIII - 1st half of XX century)]: Avtoref.dis.kand. ped.nauk. Voronezh, 2011.

9. Goncharov YU. Donskoj kadetskij korpus v Egipte [The don cadet corps in Egypt] // Afrika glazami ehmigrantov. Rossiyane na kontinente v pervoj polovine XX veka. M., 2002. S. 21.

10. Cit. po: Belyakov V V. «K beregam svyashchennym Nila.» Russkie v Egipte ["To the banks of the sacred Nile..." the Russians in Egypt]. S. 163.

11. Sm.: Lukonin YU. V. S «nansenovskim pasportom» na beregah Nila [With the "Nansen passport" on the banks of the Nile] // Rossijskaya diaspora v Afrike. 20-50-e gg. S. 29.

12. Sm.: Ryabova V. I. Rossijskaya ehmigraciya v Afrike v 1920-1945 gg [Russian emigration in Africa, 1920-1945]. M., 2005. S. 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.