УДК: 371
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ
TEACHING CONDITIONS OF GYMNASIUM STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
Н. Б. Протасова, О. Л. Шабалина N. B. Protasova, O. L. Shabalina
Аннотация. В статье раскрываются основные педагогические условия, при которых процесс профессионального самоопределения учащихся будет эффективным.
Abstract. The article reveals the main teaching conditions which provide the effective process of students' professional self-determination.
Ключевые слова: педагогические условия, профессиональное самоопределение учащихся, модель процесса профессионального самоопределения, преемственность образования, педагогическое сопровождение.
Keywords: teaching conditions, students' professional self-determination, model of students' professional self-determination, continuity of education, teacher's support.
Актуальность исследуемой проблемы. Найти свое место в жизни, выбрать сферу деятельности, которая бы максимально соответствовала индивидуальности, - наиболее приоритетные задачи развития человека. Проблема самоопределения личности является значимой, так как в повседневной жизни человек вынужден постоянно определять для себя цели, жизненные ориентиры, ценности. Актуальность самоопределения личности повышается в современных условиях в связи с глубокими социально-экономическими изменениями и неопределенностью ценностных ориентиров в обществе.
В научной литературе получили развитие различные трактовки понятия самоопределения. В толковом словаре русского языка самоопределение рассматривается как процесс определения своего места в жизни общества, осознанность своего общественного, классового, национального интереса.
Различным аспектам проблемы самоопределения личности посвящены исследования философов (Н. А. Бердяев, В. Франкл, К. Ясперс и др.), психологов (Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, В. А. Петровский, К. Роджерс и др.), педагогов (И. Э. Кашеко-ва, Т. В. Снегирева, А. Н. Тубельский и др.). Имеются значимые теоретические и практические исследования в области формирования у подрастающего поколения способности к личностному (М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, Н. С. Пряжников и др.), социальному (С. А. Баклушинский, Е. И. Головаха, М. И. Губанова и др.), профессиональному (Е. А. Климов, А. В. Мордовская, Н. С. Пряжников и др.) самоопределению.
Современная школа призвана готовить выпускника, способного к личностному, профессиональному, социальному, культурному и творческому самоопределению (М. Р. Гинзбург, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Т. В. Снегирева, С. Н. Чистякова и др.), к успешной реализации себя в непрерывно меняющихся социальных условиях.
Актуальность нашего исследования заключается в выявлении педагогических условий, при которых процесс профессионального самоопределения учащихся гимназии будет наиболее эффективным.
Материал и методика исследований. Методологическую основу исследования составляют теории непрерывного образования, профессионального самоопределения личности, личностно ориентированного образования. В качестве основных методов исследования выступили: изучение и анализ научной литературы, педагогический эксперимент.
Результаты исследований и их обсуждение. Эффективность педагогического исследования зависит от выявления комплекса необходимых и достаточных условий. Достаточным условием считается комплекс объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления [4].
Изучение и анализ научной литературы, обобщение практического опыта работы образовательных учреждений позволили сформулировать педагогические условия профессионального самоопределения учащихся, которые были апробированы в образовательном процессе гимназии. Основными условиями, на наш взгляд, являются:
- обеспечение преемственности профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия - вуз»;
- личностно ориентированная организация образовательно-воспитательного процесса гимназии;
- мониторинг процесса профессионального самоопределения учащихся гимназии;
- организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся гимназии.
Обеспечение преемственности обучения в системе «гимназия - вуз» выступает необходимым условием профессионального самоопределения учащихся. Преемственность - это основополагающий принцип в системе непрерывного образования, обеспечивающий связь между этапами формирования личности, между ступенями его профессионального становления и воспитания. Немалую роль в обеспечении преемственности играет введение в образовательный процесс новых компонентов (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность), сама суть которых определяет необходимость использования новых для гимназии организационных форм (лекций, семинаров, учебных проектов и т. д.) и способов учебной деятельности, во многом характерных для вузовского образования.
Появление систем «школа - вуз» (в нашем случае - «гимназия - вуз») связано с модернизацией российской системы образования, которая предполагает профилизацию старших классов средней школы. В связи с этим на первый план выступает проблема повышения эффективности допрофессиональной подготовки учащихся, практика которой свидетельствует, что наиболее оптимальным вариантом профильной подготовки по разным специальностям являются системы «школа - вуз», базирующиеся на тесном взаимодействии школы (гимназии) и высшего учебного заведения. Отличительной чертой подобных систем является, с одной стороны, ориентация выпускников на продол-
жение обучения в профессиональной высшей школе непосредственно после окончания средней, с другой - профилизация, обеспечивающая сознательный выбор образовательной траектории.
Основой организации образовательно-воспитательного процесса в гимназии является личностно ориентированный подход, который предполагает центрацию на личность учащегося. В связи с этим особое значение приобретает формирование мотивов, интересов, потребностей, развитие профессионально значимых качеств личности.
Личностно ориентированный подход основывается на взаимодействии учащегося и педагога, для которого созданы оптимальные условия с целью развития способности к самообразованию, самоопределению и реализации себя.
При личностно ориентированном развивающем обучении личность учащегося должна находиться в центре образовательной системы, а раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика должно служить исходным пунктом методики обучения. В процессе обучения создаются условия для проявления индивидуальной избирательности учащегося к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивации, стремления использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Важным условием эффективного профессионального самоопределения учащихся является мониторинг данного процесса. Для осуществления мониторинга необходима многоаспектная диагностика, направленная на изучение интересов, склонностей, способностей учащихся, изучение сформированности у них представлений о профессии и требованиях, которые она предъявляет к личности специалиста.
В педагогике и психологии существует несколько определений этого термина. Одно из них: «диагностика - это описание состояния объектов, которыми могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация» [3]. Термин «диагностика» понимается двояко: 1) в широком смысле слова - сближается с измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психолого-педагогическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств; 2) в узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально-психологических свойств личности.
При проведении профдиагностического обследования используются традиционные методы психологии, среди которых основная роль принадлежит анкетированию и тестовым методикам.
Диагностика профессионального самоопределения - это процесс установления и изучения признаков, характеризующих отклонение различных параметров конкретного человека от требований избранной профессии.
Главными задачами профдиагностики являются следующие задачи:
1) изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся;
2) соотношение индивидуальных особенностей с требованиями выбранной профессии.
И. Г. Ожерелова и И. В. Сыромятников через данные задачи определяют основную функцию выбора профессии: устранение внутриличностного противоречия и установление определенного баланса между своими возможностями и предпочтениями, с одной стороны, и нормативными требованиями деятельности и профессионального сообщества - с другой [2].
В теории и практике подготовки учащихся к профессиональному самоопределению наблюдаются отход от рассмотрения его с позиции управления и переход на парадигмы психолого-педагогической поддержки (О. С. Газман, Л. М. Митина), педагогического сопровождения (А. Г. Цукерман, С. Н. Чистякова и др.).
А. В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на приобщение школьников к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для их самореализации и саморазвития [1].
С. Н. Чистякова описывает педагогическое сопровождение самоопределения учащихся как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьниками по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждении в ней [5].
Разделяя эти точки зрения, мы рассматриваем педагогическое сопровождение профессионального самоопределения как систему психолого-педагогических средств, проявляющуюся в особой профессионально-педагогической деятельности учителя по выявлению у учащегося профессиональных интересов, способностей, ценностно-целевых установок, определению способов преодоления затруднений профессионального самоопределения, что обеспечивает формирование готовности учащихся к самоопределению в профессиональной сфере.
Нами была разработана и апробирована программа педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся гимназии, которая включает три взаимосвязанных компонента: изучение личности учащегося; создание педагогических условий для профессионального самоопределения; психолого-педагогическую помощь.
Резюме. Выявленные педагогические условия были реализованы в образовательновоспитательном процессе гимназии. Анализ результатов экспериментальной работы полностью подтвердил их эффективность. В процессе исследования нами были определены, научно обоснованы и успешно апробированы педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия - вуз».
ЛИТЕРАТУРА
1. Мудрик, А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации / А. В. Мудрик // Вестник ПСТГУ IV : Педагогика. Психология. - 2008. - Вып. 3 (10). - С. 7-24.
2. Ожерелова, И. Г. Теоретическое обоснование методологии оценки профессионального самоопределения субъекта деятельности / И. Г. Ожерелова, И. В. Сыромятников // Инновации в образовании. - 2005. -№ 1. - С. 62-80.
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
4. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Туль-кибаевой, Л. В. Трубайчук. - М. : Восток, 2003. - 274 с.
5. Чистякова, С. Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / С. Н. Чистякова. - М. : Ин-т общ. сред. образования РАО, 1997. - 112 с.