Научная статья на тему 'Социокультурное самоопределение студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности'

Социокультурное самоопределение студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERSONALITY SELF-DETERMINATION / SOCIOCULTURAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санджиева Нюдля Бадмаевна

Рассматривается проблема самоопределения личности, связи между социокультурным и профессиональным самоопределением. Формирование социокультурного самоопределения студентов позволяет решать различные проблемы в повседневной жизни, овладеть опытом выполнения типичных социальных ролей, культурными нормами и традици- ями, способствует повышению качества подготовки выпускников, эффективности профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural Self-Determination of Students as Factor of Readiness for Professional Activity

The article deals with self-identity, and the relationship between socio-cultural and professional selfdetermination. The formation of socio-cultural selfdetermination of students enables them to address various problems in daily and social life, to acquire experience while performing typical social roles, cultural norms and traditions, which contributes to the quality of training of graduates and performance of professional activities

Текст научной работы на тему «Социокультурное самоопределение студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности»

УДК 37.G13

Санджиева Нюдля Бадмаевна Nyudlya Sandjieva

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SOCIOCULTURAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS AS FACTOR OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Рассматривается проблема самоопределения личности, связи между социокультурным и профессиональным самоопределением. Формирование социокультурного самоопределения студентов позволяет решать различные проблемы в повседневной жизни, овладеть опытом выполнения типичных социальных ролей, культурными нормами и традициями, способствует повышению качества подготовки выпускников, эффективности профессиональной деятельности

Ключевые слова: самоопределение личности, социокультурное самоопределение студентов, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность

The article deals with self-identity, and the relationship between socio-cultural and professional self-determination. The formation of socio-cultural self-determination of students enables them to address various problems in daily and social life, to acquire experience while performing typical social roles, cultural norms and traditions, which contributes to the quality of training of graduates and performance of professional activities

Key words: personality self-determination, socio-cultural self-determination of students, professional self-determination, professional activity

Характерные для кон. XX — нач. XXI вв. изменения в системе образования — в его направленности, целях, содержании — все более ориентируют его на «свободное развитие человека», самостоятельность обучаемых, творческую инициативу, определение собственной позиции, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. При этом, происходящие в России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личност-но-поведенческого феномена, как результата образования, выступило понятие «социокультурное самоопределение».

На современном рынке труда конкурентоспособным будет такой специалист, который не только хорошо знает особенности своей профессии, но и имеет представление о системе социальных норм и ценностей в обществе, осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; умеет действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; владеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, эффективными способами организации свободного времени, культурными нормами и традициями, этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

В связи с этим, проблема становления социокультурного самоопределения будущего специалиста является ключевой в повышении уровня его профессионализма.

Модернизация современного российского образования на первый план выдвигает проблемы и вопросы, связанные с подготовкой педагога нового поколения. Под подготовкой специалиста нового поколения в области образования мы понимаем становление социокультурного самоопределения личности учителя, его готовность к взаимодействию с учащимися, что проявляется в способности и умениях психолого-педагогической диагностики личности ученика, его особенностей и потребностей; мониторинга образовательной среды; стимулировании, мотивации, проектировании и организации творческой деятельности обучаемых, развитии их гуманистических ценностных ориентаций, толерантности, т.е. всего того, что определяет качество образования студента.

Необходимость формирования социокультурного самоопределения студентов обусловлена необходимостью укрепления в российском образовании новой парадигмы, характеризующейся созданием личностно-и культуроориентированной образовательной системы, обеспечивающей подготовку учителя.

Педагогические аспекты проблемы самоопределения не исследовались в отечественной науке до середины 80-х гг. прошлого столетия. Ученые ограничивались изучением вопросов, связанных с профессиональным самоопределением. Причины данного явления заключаются в существовавшей социокультурной ситуации, в которой образование рассматривалось как наследование молодым поколением сложившейся системы знаний, умений, навыков, общественных норм и ценностей. Учащимся предопределялась роль ведомого, детерминация поведения и жизнедеятельности которого определялась в основном внешними условиями, и самоопределение сводилось к успешному вписыванию в определенные обществом рамки. Однако она имеет совершенно иной смысл. Теоретические основы проблемы самоопределения личности получили освещение в трудах философов, социологов, психологов и педагогов. Данная проблема ак-

тивно разрабатывалась в педагогических исследованиях О.С. Газмана, Н.Э. Касаткиной, Е.А. Климова, А.В. Мудрика, И.Н. Пашковской, Н.С. Пряжникова, Э.Р. Са-итбаевой, В.Ф. Сафина, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, П.А. Шавир и др. Авторы рассматривают готовность личности к самоопределению как сущностную характеристику современного человека. Осмысление самоопределения личности как социокультурного феномена, его основных функций и механизмов представлено в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, А.К. Осницкого, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, Э. Фромма, Э. Эриксона и др.

Наиболее общее представление о содержании данного понятия можно найти в словаре русского языка С.И. Ожегова (1987), где «самоопределение» трактуется как процесс определения своего места в жизни, в обществе, осознания своих интересов. С.Л. Рубинштейн самоопределение рассматривает как самодетерминацию, собственную активность личности. Ведь «человек не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека» [8; С. 243]. Подход, намеченный С.Л. Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская. По К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение — это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений [1; С. 52]. Именно в процессе профессионального самоопределения происходит развитие и становление личности. По словам Гинзбурга, «выбор профессии существенным образом характеризует смысловое будущее» [3; С. 24]. В зарубежной литературе в качестве аналога понятия «самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Э. Эриксоном [10; С. 271]. Формирование чувства идентичности связано с осознанием собственной ценности и компетентности.

Сложность и многоаспектность процесса самоопределения приводит к пред-

положению о существовании различных видов этого явления. В современной литературе наиболее часто выделяются следующие виды самоопределения: «личностное», «социокультурное» и «профессиональное самоопределение». При этом специальное внимание уделяется проблеме соотношения различных видов самоопределения. Идея взаимосвязанности, взаимовлияния как основной механизм соотношения различных видов самоопределения обсуждается многими авторами. Так, А.К. Маркова констатирует, что все виды самоопределения находятся в постоянном взаимодействии.

Несмотря на многоаспектное исследование проблемы самоопределения, остаются нерешенными важнейшие вопросы: какова связь между социокультурным и профессиональным самоопределением, и главное — что лежит и за тем и за другим. Нерешенность этих проблем объясняется отсутствием единой теории самоопределения.

Таким образом, необходимость самоопределяться в сложившейся ситуации развития личности и на этом основании модернизировать собственную деятельность является важнейшим признаком современного образования. Социокультурное самоопределение студента становится условием его включённости в процессы развития системы образования, проявляясь как сущностная характеристика его профессионального развития. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается студентами как условие социокультурного самоопределения личности и успешной интеграции ее в общество. При ориентации на такой подход от общества требуется решение ответственной задачи — предоставить каждому человеку возможность для выбора собственной жизненной траектории, «включения» механизмов личностного совершенствования.

По нашему мнению, сущность, понятие социокультурного самоопределения студентов заключается в становлении представлений человека об окружающем мире. Эти представления и их смыслы, сосредоточенные в структурах сознания, от-

ношения и функционирования, образуют специфический этнический, национальный образ мысли; выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; права и обязанности в вопросах экономики и права. Рассматривая будущую профессиональную деятельность выпускников, можно отметить, что необходимо готовить специалиста, владеющего не только достаточным объемом теоретических знаний и практических умений осуществления профессиональной деятельности, но и готового к социокультурному самоопределению, которая, в свою очередь, должна в образовательном процессе вуза проектироваться и реализовываться в необходимых масштабах, с системным и технологическим подкреплением данного процесса. Это будет способствовать повышению качества подготовки выпускников и, как следствие, эффективности профессиональной деятельности. Социокультурное самоопределение в профессиональной подготовке студента выступает как ключевое, овладение которым позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.

Социокультурное самоопределение студента мы рассматриваем в структуре его профессионального самоопределения и определяем ее как интегративное личнос-тно-профессиональное качество, обеспечивающее эффективность осуществления деятельности в динамично изменяющихся условиях поликультурного социума.

Фактически речь идет о подготовке в университетских стенах компетентного специалиста в основных сферах профессиональной деятельности. Это дает основание рассматривать социокультурное самоопределение как цель и результат подготовки студентов к социокультурному взаимодействию с учащимися.

Особое значение формированию социокультурного самоопределения принадлежит образованию в процессе подготовки педагога, так как знания и умения, которые студент получает в процессе обучения, будут использованы им в реальной профес-

сионально-педагогической, жизненной и социокультурной ситуации. В системе высшего образования готовность к профессиональной деятельности, формируемая в процессе подготовки будущего педагога, являются основой для готовности студента к формированию социокультурного самоопределения школьников.

Исследования, проведенные нами среди студентов и выпускников специальности «Технология и предпринимательство» и «Технологическое образование» Калмыцкого государственного университета в 2009-2010 гг., свидетельствуют о том, что необходимость социокультурного образования средствами технологического образования студентов исходит из реальных потребностей в учителе технологии нового поколения.

Оценке подлежали социокультурные компоненты, которые проявляются на практике: общественные отношения, социально-экономические знания, умения, навыки; опыт общения в быту, в повседневном поведении; этика культурного взаимодействия и др. Студенты отмечали наличие у них этих данных, отмечали их индивидуальные проявления и причины недостаточного развития отдельных качеств.

В результате анкетирования 56 % студентов 2...4 курсов отметили недостаточность опыта общения со школьниками при выполнении профессиональных ролей, отсутствие владения этикой общения с учащимися во время практики, с однокурсниками. Большинство студентов указали на отсутствие у них знаний и умений профессионального поведения, этикета; 61 % отметили, что отсутствие знаний о закономерностях взаимодействия между людьми в коллективе не позволяет им эффективно проводить беседы со школьниками на бытовые, общечеловеческие темы, принимать участие на семинарских, практических занятиях в университете, публично выступать. Более половины студентов отмечают, что, зная народные традиции и обычаи, они их не соблюдают и только 20 % опрошенных планируют создавать и соблюдать традиции в будущей семейной жизни.

Основными причинами слабого проявления социокультурных компетенций студенты считают следующие:

— отсутствие в содержании профессионального обучения будущего учителя технологии спецкурсов, тренингов, мероприятий, направленных на формирование профессионально-педагогической компетенции — 61 %;

— нет желания работать по данной специальности и интереса осваивать содержание обучения — 33 %;

— отсутствие преемственности поколений в передаче и соблюдении традиций и обычаев в их семьях — 80 %.

Студенты отмечают недостаточное качество их знаний по базовым предметам специальности. Причиной этого, по их мнению, является отсутствие у них мотивации обучения, что, в свою очередь, ведет к мнению о невостребованности профессии учителя; не видят дальнейшего карьерного роста. Большинство студентов имеют вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков. Мы считаем необходимым организовать спецкурс по формированию социокультурного самоопределения студентов.

В настоящее время остро ощущается необходимость в разработке новой интегра-тивной теории развития социокультурного самоопределения в целом, которая могла бы объяснить взаимодействие студента с профессиональной деятельностью и способность личности к отражению и преобразованию себя и среды. Мы рассматриваем социокультурное и профессиональное самоопределение как взаимодополняющие друг друга процессы, то есть профессиональное развитие личности — как становление, рост, интеграцию в профессиональном труде личностных качеств и способностей, но главное — как активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к его принципиально новому строю и способу жизнедеятельности, творческой самореализации в профессии.

Следовательно, ориентация на достижение готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста задает принципиально иную логику организации

образования в вузе. Основными направлениями в решении проблемы формирования социокультурного самоопределения в процессе профессионального образования студентов является взаимосвязь общего и профессионального образования, использование метода творческих проектов, техно-

логии модульного обучения, связь обучения с производством, реализация межпредметных связей, принципа диалогичности в учебном процессе, использование социокультурной информации в содержании гуманитарных, психолого-педагогических дисциплин.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Проблемы изучения личности. Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988. 152 с.

2. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. 416 с.

3. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19-26.

4. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Психолого-социальный ин-т; Воронеж: МО-ДЭК, 1999. 560 с.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 72 5000 слов и фразеологических выражений. М.: АЗЪ, 1993. 960 с.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2008. 320 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер ком, 2000. 720 с.

9. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологические аспекты самоопределения личности // Психологический журнал. Т. 5. № 4. С. 65-73; № 5. С. 23-25.

10. Эриксон Э. Личность: Юность и Кризис. СПб.: ACT, 1995. 592 с.

Коротко об авторе_

Санджиева Н.Б., аспирант, каф. «Технология и менеджмент профессионального образования», Калмыцкий государственный университет, г. Элиста

[email protected]

_Briefly about the author

N. Sandjieva, postgraduate student, technology and management of professional training department, Kalmyk State University Elista

Научные интересы: социокультурное самоопределение студентов, профессиональная деятельность

Scientific interests: social-and-cultural self-determination of students, professional activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.