Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СТИМУЛИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СТИМУЛИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / патриотизм / патриотическое воспитание / патриотические качества / педагогические условия / стимулирование / учащаяся молодежь / education / patriotism / patriotic education / patriotic qualities / pedagogical conditions / stimulation / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Н. Томилин

Актуальность изучаемой темы объединяет комплекс факторов (внешних и внутренних). В настоящей статье автором обосновывается и раскрывается сущность педагогических условий для проводимого исследования, излагается суть и содержание метода педагогического стимулирования, его значимость в практике формирования патриотизма у учащейся молодежи. Цель публикации – довести до широкой педагогической общественности важность и значимость стимулирования, педагогические условия активизации воспитательно-патриотической деятельности, формирования настоящих патриотов России. В процессе проводимого исследования творчески применена совокупность педагогических методов, включающая теоретический анализ, обобщение, синтез, прогнозирование. Выделены характерные особенности педагогического стимулирования. На основе анализа подходов отечественных ученых предложено авторское видение термина «педагогические условия воспитательно-патриотической деятельности». Определены и раскрыты педагогические условия, используемые в деле патриотического воспитания современной учащейся молодежи. Статья обладает научной новизной, теоретической и практической значимостью. Материал настоящей статьи будет востребован как в процессе проводимых педагогических исследований, так и при проведении целенаправленной воспитательно-патриотической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE USE OF THE METHOD OF STIMULATION IN EDUCATIONAL AND PATRIOTIC ACTIVITIES WITH STUDENTS

Relevance of the topic under study unites a complex of external and internal factors. The author substantiates and reveals the essence of the pedagogical conditions for the conducted research, the essence and content of the method of pedagogical stimulation, its significance in the practice of forming patriotism among students are outlined. The purpose of the publication is to bring to the general pedagogical community the importance and significance of stimulation, pedagogical conditions for the activation of educational and patriotic activities, the formation of real patriots of Russia. In the process of the conducted research, a set of pedagogical methods has been creatively applied, including theoretical analysis, generalization, synthesis, forecasting. Characteristic features of pedagogical stimulation are highlighted. Based on the analysis of the approaches of Russian scientists, the author’s vision of the term “pedagogical conditions of educational and patriotic activity” is proposed. The pedagogical conditions used in the patriotic education of modern students are defined and disclosed. The article has scientific novelty, theoretical and practical significance. The material of this article will be in demand both in the process of ongoing pedagogical research and in conducting purposeful educational and patriotic activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СТИМУЛИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ»

Библиографический список

1. Загвязинский В.И. Методология и методика диссертационного исследования. Москва: Педагогика, 1982.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: курс лекций. Москва: Издательство УРАО, 2003.

3. Демченко А.Р, Морозова М.В. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профильного обучения за рубежом. Педагогика. 2013; № 8: 108-116.

4. Кон И.С. Социология личности. Москва: Академический проект, 2003.

5. Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография. Москва: МПГУ

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: учебное пособие. Москва: Академия, 2013.

7. Игтисамова ГР Некоторые концепции и модели профессионального образования на Западе и в России. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012; № 1: 120-125.

8. Курдюмова И.М. Модернизация общего образования за рубежом: монография для работников образования и науки. Москва: РАО, 2006.

9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

10. Трубина Г.Ф., Зеер Э.Ф., Мащенко М.В. Социально ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося. Образование и наука. 2017; № 19 (6): 9-32.

References

1. Zagvyazinskij V.I. Metodologiya i metodika dissertacionnogo issledovaniya. Moskva: Pedagogika, 1982.

2. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskaya antropologiya: kurs lekcij. Moskva: Izdatel'stvo URAO, 2003.

3. Demchenko A.R., Morozova M.V. Formirovanie professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v processe profil'nogo obucheniya za rubezhom. Pedagogika. 2013; № 8: 108-116.

4. Kon I.S. Sociologiya lichnosti. Moskva: Akademicheskij proekt, 2003.

5. Mudrik A.V. Social'no-pedagogicheskie problemy socializacii: monografiya. Moskva: MPGU.

6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2013.

7. Igtisamova G.R. Nekotorye koncepcii i modeli professional'nogo obrazovaniya na Zapade i v Rossii. Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2012; № 1: 120-125.

8. Kurdyumova I.M. Modernizaciya obschego obrazovaniya za rubezhom: monografiya dlya rabotnikov obrazovaniya i nauki. Moskva: RAO, 2006.

9. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996.

10. Trubina G.F., Zeer 'E.F., Maschenko M.V. Social'no orientirovannyj podhod v obrazovanii kak uslovie uspeshnoj socializacii uchaschegosya. Obrazovanie i nauka. 2017; № 19 (6): 9-32.

Статья поступила в редакцию 06.12.22

УДК 378.01

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE USE OF THE METHOD OF STIMULATION IN EDUCATIONAL AND PATRIOTIC ACTIVITIES WITH STUDENTS.

Relevance of the topic under study unites a complex of external and internal factors. The author substantiates and reveals the essence of the pedagogical conditions for the conducted research, the essence and content of the method of pedagogical stimulation, its significance in the practice of forming patriotism among students are outlined. The purpose of the publication is to bring to the general pedagogical community the importance and significance of stimulation, pedagogical conditions for the activation of educational and patriotic activities, the formation of real patriots of Russia. In the process of the conducted research, a set of pedagogical methods has been creatively applied, including theoretical analysis, generalization, synthesis, forecasting. Characteristic features of pedagogical stimulation are highlighted. Based on the analysis of the approaches of Russian scientists, the author's vision of the term "pedagogical conditions of educational and patriotic activity" is proposed. The pedagogical conditions used in the patriotic education of modern students are defined and disclosed. The article has scientific novelty, theoretical and practical significance. The material of this article will be in demand both in the process of ongoing pedagogical research and in conducting purposeful educational and patriotic activities.

Key words: education, patriotism, patriotic education, patriotic qualities, pedagogical conditions, stimulation, students.

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СТИМУЛИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ

Актуальность изучаемой темы объединяет комплекс факторов (внешних и внутренних). В настоящей статье автором обосновывается и раскрывается сущность педагогических условий для проводимого исследования, излагается суть и содержание метода педагогического стимулирования, его значимость в практике формирования патриотизма у учащейся молодежи. Цель публикации - довести до широкой педагогической общественности важность и значимость стимулирования, педагогические условия активизации воспитательно-патриотической деятельности, формирования настоящих патриотов России. В процессе проводимого исследования творчески применена совокупность педагогических методов, включающая теоретический анализ, обобщение, синтез, прогнозирование. Выделены характерные особенности педагогического стимулирования. На основе анализа подходов отечественных ученых предложено авторское видение термина «педагогические условия воспитательно-патриотической деятельности». Определены и раскрыты педагогические условия, используемые в деле патриотического воспитания современной учащейся молодежи. Статья обладает научной новизной, теоретической и практической значимостью. Материал настоящей статьи будет востребован как в процессе проводимых педагогических исследований, так и при проведении целенаправленной воспитательно-патриотической деятельности.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотические качества, педагогические условия, стимулирование, учащаяся молодежь.

Сегодня наша страна - Российская Федерация, уверено следующая курсом основания нового демократического государства, нуждается в активных, энергичных, инициативных и добросовестных участниках его строительства. Реализация такой важной задачи потребовала от всех государственных институтов, в том числе и образовательных организаций, воспитание подрастающего поколения, особенно учащейся молодежи, как профессионально компетентных личностей с развитыми организаторскими и деловыми качествами; как зрелых граждан российского государства с сформированными гражданскими и личностными качествами; как настоящих патриотов России, обладающих высоким уровнем патриотических качеств и патриотическими ценностными ориентациями.

Актуальность темы исследования подтверждается наличием следующего комплекса факторов:

- внешних (характеризуют наличие реальных военных опасностей и угроз для Российской Федерации). К данной группе относятся следующие: а) крайнее обострение международной и военно-политической обстановки в мире, вызванное стремлением США сохранить своё лидирующее положение; б) стремление стран НАТО втянуть в этот истинно агрессивный блок все страны, в том числе и соседей России, и развернуть на их территориях мощные военные группировки; в) образование под эгидой США коалиции государств, поддерживающих морально, военно-технически, материально-финансово Украину, и постепенным

втягиванием своего военного и экономического потенциала в этот военный конфликт;

- внутренних (характеризует существенность патриотического воспитания для формирования высокого уровня морально-психологического потенциала нашей страны, потребного для обеспечения крепкой и надежной обороноспособности и безопасности Отечества). В данную группу факторов входят: а) отсутствие в нашей стране единой государственной идеологии, что размывает духовные ориентиры воспитания граждан России; б) проведение специальной военной операции по принуждению Украины к демилитаризации и денацификации, что требует усиления патриотического воспитания граждан; в) обострение социальных проблем в стране, рост инфляции, увеличение миграции населения за счет прибывающих граждан с освобождённых территорий; г) бегство части элиты за рубеж и уклонение от призыва более 300 000 граждан [1].

Приведенные факторы не только подтверждают актуальность рассматриваемой темы, но и ориентируют на необходимость активизации воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью, поиска новых форм и методов работы, позволяющих актуализировать внимание и интерес юношей и девушек к теме патриотизма, желание сформировать и развить в себе комплекс патриотических качеств, потребных для повседневной и профессиональной деятельности, защиты Отечества.

Актуальность темы и анализ научных публикаций позволили сфокусировать наш взор на воспитательном потенциале стимулирования, выборе и реализации комплекса педагогических условий в практике патриотического воспитания курсантов морского вуза.

Цель исследования: объективный выбор и применение в практике воспитательно-патриотической деятельности с курсантами морского вуза комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное применение метода стимулирования.

Достижение установленной цели требует решения следующих задач:

- провести теоретический анализ научной литературы (российской и зарубежной) в рамках намеченной темы;

- осуществить уточнение сущности терминов «педагогические условия» и «педагогическое стимулирование»;

- определить характерные особенности педагогического стимулирования;

- выбрать и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих эффективному применению в воспитательно-патриотической деятельности с курсантами метода педагогического стимулирования.

Научная новизна: обоснована новая научная идея - выбор и реализация на практике комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное применение метода педагогического стимулирования воспитательно-патриотической деятельности курсантов морского вуза.

Теоретическая значимость включает следующие элементы: а) уточнен понятийно-категориальный аппарат применения метода педагогического стимулирования; б) конкретизирован и обоснован комплекс педагогических условий применения метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с курсантами морского вуза.

Практическая значимость состоит в возможности применения предложенной идеи и разработанного комплекса педагогических условий использования метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с современной учащейся молодежью, что эффективно скажется на результатах патриотического воспитания

Метод стимулирования воспитанников известен еще с древних времен. Уже в первобытном обществе применялись поощрение и наказание. С тех пор «одобрение взрослыми поступков» детей прочно вошло в практику воспитания как позитивная форма поощрения. В то же время такие формы как окрик, шлепок, угроза, составляли арсенал наказания провинившихся и нерадивых молодых индивидов [2].

Известные классики педагогики И.Ф. Гербарт, И.Г Песталоцци, К.Д. Ушин-ский и др. заложили основы теоретической базы педагогического стимулирования, акцентируя внимание на таких сущностных идеях, как руководящая роль педагога в стимулировании интереса и проявление активности воспитанника в учебе, поведении и деятельности.

Значимый вклад в становление и развитие метода педагогического стимулирования внесли такие отечественные педагоги, как А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, З.И. Равкин, ГИ. Щукина, М.Г. Яновская и др.

В последние десятилетия взоры исследователей обращены к применению метода педагогического стимулирования в интересах эффективного проведения воспитательно-патриотической деятельности (С.Н. Томилина (2013), С.И. Фоменко (2016), М.Ю. Корнилова (2017), А.А. Мирзаев (2018), М.А. Егоров (2020) и др.). По мнению данных исследователей, применение метода педагогического стимулирования позволяет не только привлечь внимание учащейся молодежи к теме патриотического воспитания, но и содействует проявлению ими активности и деловитости, укрепляет желание самосовершенствоваться в сфере патриотизма и развивать свои патриотические качества.

Анализ показал, что все исследователи применяют в своих работах педагогическое стимулирование как один из важных элементов сконструированной пе-

дагогической системы, как конкретное педагогическое условие, способствующее воспитанию патриотов.

Вместе с тем установлено, что целенаправленного исследования потенциала педагогических условий применения метода педагогического стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с курсантами морского вуза не проводилось.

Сущность феномена «педагогические условия». В педагогических словарях данный феномен рассматривается как «внешние и внутренние факторы», воздействие которых эффективно содействует развитию личности воспитанника [3].

В трудах отечественных ученых встречаются и иные дефиниции.

Так, В.А. Беликов стоит на позиции, что педагогические условия представляют собой «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач» [4]. Н.М. Борытко понимает их как «внешнее обстоятельство», существенно влияющее на ход педагогического процесса [5]. В.И. Андреев понимает педагогические условия как результат деятельности преподавателя, включающий «отбор, конструирование и применение» необходимых элементов содержания, методов, форм, средств и приемов, обеспечивающих достижение намеченной цели [6]. Н.В. Ипполитова видит их как непременный «компонент педагогической системы» [7]. Н.Г. Баженова и И.В. Хлудеева придерживаются мнения, что педагогические условия есть некие «обстоятельства», творческое применение которых способствует реализации поставленных задач и достижению определенной цели [8].

Обратим своё внимание на определение понятия «педагогические условия», относящееся к проблематике патриотического воспитания учащейся молодежи.

К примеру, Л.П. Ильченко понимает сущность термина «педагогические условия формирования патриотизма у студентов» как «продуманно отобранные или специально созданные обстоятельства и ситуации, содействующие целенаправленной ... воспитательно-патриотической работе» [9]. Г Я. Гревцева и М.В. Циулина трактуют сущность понятия «педагогические условия» как комплекс потребных мер, применяемых учителями, воспитателями, преподавателями в интересах повышения эффективности педагогического процесса патриотической направленности [10, с. 196]. А.А. Калекин придерживается мнения, что «педагогические условия патриотического воспитания» есть «комплекс объективных факторов и организационных мер», применяемых в целях повышения эффективности воспитательно-патриотической деятельности и формирования патриотов [11, с. 64].

Произведенный теоретический анализ дает нам обоснованную возможность сформулировать собственное видение сущности феномена «педагогические условия воспитательно-патриотической деятельности», представляющего собой совокупность тщательно отобранных мер, конструктивно-творческое применение которых обеспечивают эффективность процесса развития патриотизма и патриотических качеств учащейся молодежи.

Характерными особенностями педагогических условий являются:

- сочетание внутренних, личностных и внешних (информационно-воспитательная среда, методы, формы, средства, приемы) факторов;

- направленность на достижение конкретной цели;

- требование тщательного и взвешенного отбора;

- устремленность на повышение эффективности педагогической деятельности;

- конструирование преподавателем для улучшения качества и результативности педагогического процесса;

- учитывание и применение в педагогической практике и педагогических исследованиях;

- целенаправленное влияние на ход педагогического процесса;

- ориентация на достижение намеченного результата.

Комплекс педагогических условий применения метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с курсантами морского вуза. На основе проведенного анализа выбраны следующие педагогические условия:

1. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей в сфере стимулирования учащейся молодежи. В отечественной педагогике под термином «педагогическое мастерство» понимается высокий, качественный и результативный уровень выполнения преподавателем своих профессиональных обязанностей [12].

Наличие у преподавателя педагогического мастерства предполагает:

- богатство педагогических знаний, умений и навыков;

- знание и овладение требованиями руководящих документов;

- высокий уровень постижения педагогической деятельности;

- сформированность и развитость профессионально важных качеств;

- проявление педагогического такта;

- умение эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью курсантов;

- развитость коммуникативных способностей и умение взаимодействовать с юношами и девушками;

- способность эффективно осуществлять педагогическое воздействие на учащуюся молодежь;

- систематическое знакомство и овладение передовым педагогическим опытом;

- постоянное самосовершенствование.

Основными путями совершенствование педагогического мастерства преподавателей в сфере стимулирования учащейся молодежи являются:

- наличие в вузе действенной системы повышения педагогического мастерства преподавателей, предусматривающей проведение систематических занятий, в процессе которых до преподавателей доводятся новые руководящие документы, поясняются их требования; организуются и проводятся инструктажи по актуальным вопросам педагогической практики, теоретические семинары, обмены опытом работы и др.;

- действующая система наставничества, предусматривающая закрепление за новичками, молодыми преподавателями более опытных мастеров педагогической деятельности, которые содействуют успешной адаптации и становлению молодых специалистов;

- регулярное (не реже чем один раз в течение пяти лет) пополнение и расширение своих педагогических знаний, развитие педагогических навыков и умений на специализированных курсах повышения квалификации. Такое обучение можно провести как очно, так и дистанционно;

- постоянное проведение самостоятельной подготовки перед занятиями с учащейся молодежью, обдумывание и проигрывание различных учебных и воспитательных ситуаций, взвешенный выбор методов, форм и приёмов работы, что позволит качественно и результативно провести каждое занятие;

- систематизированное самообучение, чтение педагогической литературы, знакомство с новинками и передовым опытом педагогической деятельности.

2. Актуализация внимания и развития интереса учащейся молодежи к воспитательно-патриотической и общественно полезной деятельности. Интерес представляет собой яркое желание, влечение личности к основательному познанию конкретного объекта или явления, стремление человека овладеть неким видом деятельности [13].

Специфическими особенностями интереса являются:

- возникновение на основе потребностей личности;

- присутствие избирательного характера со стороны личности;

- актуализация учебной, интеллектуальной и практической работы курсанта;

- выполнение явной роли одного из самых существенных стимулов овладения новыми знаниями, расширения мировоззрения, укрепления убеждений;

- требование волевых усилий со стороны каждого учащегося;

- демонстрация подлинно творческого отношения личности к деятельности.

Необходимыми путями актуализации внимания и развития интереса учащейся молодежи к воспитательно-патриотической и общественно полезной деятельности являются:

- разъяснение курсантам в процессе профессиональной подготовки и воспитательной работы сущности патриотического воспитания, важности патриотизма граждан для экономического развития и обороны государства;

- перестройка системы учебно-воспитательной деятельности и выделение в числе приоритетных вопросов патриотического воспитания, формирования курсантов как патриотов Российской Федерации;

- погружение курсантов в сферу отечественных патриотических ценностей и формирование у них патриотических ценностных ориентаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вовлечение курсантов в различные виды массово-политической, общественной, патриотической и волонтерской деятельности;

Библиографический список

- популяризация активистов воспитательно-патриотической и общественно полезной деятельности;

- обобщение и распространение передового позитивного опыта воспитательно-патриотической и общественно полезной деятельности.

3. Информирование учащейся молодежи о применении метода стимулирования, его видах и формах. Для этого целесообразно:

- ознакомить курсантов с системой педагогического стимулирования;

- разъяснить учащейся молодежи сущность и предназначение каждого вида стимулирования (поощрения, соревнования, наказания);

- объяснить курсантам сложившуюся в морском вузе практику применения системы педагогического стимулирования.

4. Строгое соблюдение правил применения метода педагогического стимулирования, недопущение его искажения или извращения.

К таким важнейшим правилам относятся:

- верная оценка педагогической ситуации;

- гуманистическое отношение к учащейся молодежи;

- руководство правилом, провозглашающим поощрение, как ведущего метода воспитательной деятельности преподавателя, а наказание - как вспомогательного;

- соблюдение меры, разумное и подготовленное применение конкретного вида и формы стимулирования учащегося;

- тщательный подбор как поощрения, так и наказания, что максимально обеспечит эффективность педагогического воздействия;

- поощрение как мера воспитательного воздействия направлено на поддержку курсанта, наибольшее увеличение его положительных побуждений и эмоций;

- поощрения следует основывать на следующих принципах: а) справедливости; б) поддержки коллектива; в) оценки реальных достижений курсанта; г) исключения любых злоупотреблений; д) понимания и верной оценки курсантом самого факта поощрения;

- наказание следует рассматривать как меру педагогической коррекции. Практика применения преподавателем наказания должно происходить с опорой на принципы: а) справедливости; б) ясности; в) разовости предпринятого порицания; г) исключения унижения и оскорбления воспитанника; д) полезности для формируемой личности; е) исключения мести; ж) недопущения вреда моральному и физическому здоровью курсанта; з) неотвратимости [14];

- учет реальных возможностей курсантов, их возрастных особенностей;

- учет морально-психологического состояния курсантов;

- опора на общественное мнение курсантского коллектива.

Предложенный комплекс педагогических условий выступает как совокупность тщательно отобранных мер, обеспечивающих эффективное использование метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с учащимся морского вуза.

Научная новизна: обоснована новая научная идея - выбор и реализация на практике комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное применение метода педагогического стимулирования воспитательно-патриотической деятельности курсантов морского вуза.

Метод педагогического стимулирования оказывает огромное и эффективное воспитательное воздействие на учащуюся молодежь. Центральной задачей стимулирования является формирование и развитие мотивации у учащейся молодежи к учебной и воспитательно-патриотической деятельности. Практика показывает, что творческое использование предлагаемого комплекса педагогических условий обеспечивает достижение наилучшего результата в патриотическом воспитании курсантов.

1. Аринцев А. Крысы бегут с корабля: почему мы выпустили сотни тысяч молодых и сильных, а вместо них мобилизуем больных и вышедших из призывного возраста. Available at: https://www.9111.ru/questions/7777777772013538/

2. Щеглова А.Е. Концептуальные основы зарождения и развития проблемы дисциплины, поощрения и наказания в зарубежной педагогике: монография. Ульяновск, 2015.

3. Глоссарий по педагогике. Available at: https://didacts.ru/termin/uslovija-pedagogicheskie.html

4. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. Москва: Академия Естествознания, 2010.

5. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001.

6. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

7. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих уителей к патриотическому воспитанию учащихся. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2000.

8. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012; № 151: 217-223.

9. Ильченко Л.П. Педагогические условия организации патриотического воспитания студентов в современном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 1 (56): 25-28.

10. Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Авторы-составители Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. Челябинск: Цицеро, 2014.

11. Калекин А.А., Томилин А.Н. Воспитание патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2021.

12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Москва: Academia, 2005.

13. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

14. Швалюк Я.А. Педагогические условия и методические особенности использования методов поощрения и наказания в воспитательном процессе. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 60-2: 380-383.

References

1. Arincev A. Krysy begut s korablya: pochemu my vypustili sotni tysyach molodyh isil'nyh, a vmesto nih mobilizuem bol'nyh i vyshedshih iz prizyvnogo vozrasta. Available at: https:// www. 9111.ru/questions/7777777772013538/

2. Scheglova A.E. Konceptual'nye osnovy zarozhdeniya irazvitiya problemy discipliny, pooschreniya i nakazaniya v zarubezhnojpedagogike: monografiya. Ul'yanovsk, 2015.

3. Glossarijpo pedagogike. Available at: https://didacts.ru/termin/uslovija-pedagogicheskie.html

4. Belikov V.A. Obrazovanie. Deyatel'nost'. Lichnost': monografiya. Moskva: Akademiya Estestvoznaniya, 2010.

5. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti: monografiya. Volgograd: Peremena, 2001.

6. Andreev V.I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.

7. Ippolitova N.V. Teoriya ipraktika podgotovkibuduschih uitelejkpatrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2000.

8. Bazhenova N.G., Hludeeva I.V. Pedagogicheskie usloviya, orientirovannye na razvitie: teoreticheskij aspekt. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2012; № 151: 217-223.

9. Il'chenko L.P. Pedagogicheskie usloviya organizacii patrioticheskogo vospitaniya studentov v sovremennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 1 (56): 25-28.

10. Kratkij slovar'-spravochnik po grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniyu. Avtory-sostaviteli G.Ya. Grevceva, M.V. Ciulina. Chelyabinsk: Cicero, 2014.

11. Kalekin A.A., Tomilin A.N. Vospitanie patriotizma u kursantov voennogo vuza na osnove kul'turologicheskogo podhoda: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2021.

12. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar'. Moskva: Academia, 2005.

13. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

14. Shvalyuk Ya.A. Pedagogicheskie usloviya i metodicheskie osobennosti ispol'zovaniya metodov pooschreniya i nakazaniya v vospitatel'nom processe. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 60-2: 380-383.

Статья поступила в редакцию 08.01.23

УДК 378.147

Avetisyan A.D., Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminalistics, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

AN INTEGRATED APPROACH TO THE TRAINING OF CADETS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE PROCESS OF TRAINING DISTRICT POLICE OFFICERS. The article reveals the content of an integrated approach in the training of cadets in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of training district police officers. The subject relationships between academic disciplines in the acquisition of knowledge by cadets, the development of their skills and abilities will allow teachers to prepare them for practical work as a district police commissioner. The authors conclude that the problems of in-depth study of disciplines arising in the educational process can be solved by using modern educational technologies in the process of training district police officers. Teachers should use, first of all, an integrated approach when teaching cadets and trainees in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the process of applying an integrated approach, interdisciplinary connections are implemented, allowing the use of knowledge gained during the study of other disciplines.

Key words: cadet, teacher, integrated approach to training, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, model of district police commissioner, brainstorming, business game.

АД. Аветисян, канд. юрид. наук, доц., проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: aleksandr. avetisjan@rambler. ru

А.А. Рясов, канд. юрид. наук, доц., проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

В статье раскрывается содержание комплексного подхода при обучении курсантов в высших учебных заведениях МВД России в процессе подготовки участковых уполномоченных полиции. Предметные взаимосвязи между учебными дисциплинами при получении знаний курсантами, выработки у них умений и навыков позволит преподавателям подготовить их к практической деятельности в должности участкового уполномоченного полиции. Авторы делают вывод о том, что возникающие в учебном процессе проблемы углубленного изучения дисциплин могут быть решены путем использования современных образовательных технологий в процессе подготовки участковых уполномоченных полиции. Преподавателями следует использовать, прежде всего, комплексный подход при обучении курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России. В процессе применения комплексного подхода реализуются межпредметные связи, позволяющие использовать знания, полученные в ходе изучения других дисциплин.

Ключевые слова: курсант, преподаватель, комплексный подход при обучении, образовательная организация МВД России, модель участкового уполномоченного полиции, мозговой штурм, деловая игра.

Актуальность статьи взаимосвязана с комплексным подходом при подготовке участковых уполномоченных полиции в процессе реализации инновационных методов обучения с учётом специфики профессиональной деятельности участковых уполномоченных полиции.

Комплексный подход в обучении курсантов в высших учебных заведениях изучали следующие ученые: А.А. Базулина [2], Д.Р Марданов [3] и другие. При организации обучения в образовательных организациях системы МВД России целесообразно использовать положительный опыт комплексного изучения курсантами дисциплин в учебном процессе, предложенный вышеуказанными учеными.

Возникающие в учебном процессе проблемы комплексного изучения дисциплин могут быть решены путем использования современных образовательных технологий в процессе подготовки участковых уполномоченных полиции.

Целью статьи является вопрос комплексности получения знаний курсантами, формирование у них умений и навыков, необходимых для выполнения служебных задач в практической деятельности органов внутренних дел.

Задача статьи состоит в совершенствовании деятельности преподавателей при организации учебного процесса у обучающихся при подготовке участковых уполномоченных полиции.

Методами исследования являются анализ научных источников, наблюдение, синтез и обобщение положительного опыта преподавания в высшем учебном заведении.

Научная новизна статьи состоит в комплексном подходе в определении межпредметных связей и реализации современных методов обучения при формировании компетенций выпускников высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.