Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЛАВАНИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЛАВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОК / СРЕДНИЙ ЦИКЛ (МЕЗОЦИКЛ) / ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов И.Н., Смирнов Н.И.

В статье представлен опыт подготовки спортсменов-пловцов путем рационального планирования и реализации блоков скоростно-силовых нагрузок в рамках средних тренировочных циклов (мезоциклов), направленных на развитие скоростно-силовых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов И.Н., Смирнов Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЛАВАНИИ»

УДК 797.2

Смирнов И.Н.

к.п.н., старший преподаватель кафедры физической подготовки ФГКВОУ ВО «Военная академия

радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко»

г. Кострома, РФ Смирнов Н.И.

курсант ФГКВОУ ВО «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты

имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко»

г. Кострома, РФ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ

ПОДГОТОВКИ В ПЛАВАНИИ

Аннотация

В статье представлен опыт подготовки спортсменов-пловцов путем рационального планирования и реализации блоков скоростно-силовых нагрузок в рамках средних тренировочных циклов (мезоциклов), направленных на развитие скоростно-силовых качеств.

Ключевые слова

Скоростно-силовая подготовка, тренировочный процесс, структура построения тренировок, средний цикл (мезоцикл), общая и специальная физическая подготовка, педагогические условия.

Актуальность. Спортивной подготовке военных специалистов уделяется особое внимание. Ведь именно физкультурно-спортивная деятельность направленно развивает физические качества, без которых трудно представить современного воина, готового преодолевать все тяготы военной жизни.

В НФП-2013 утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 № 200, говорится, что занятия по военно-прикладному плаванию направлены на формирование навыков, воспитание выдержки и самообладания при нахождении в воде, развитие общей выносливости [2].

В соревновательной деятельности военнослужащих плавание - представлено, как и отдельная дисциплина соревнований, так и одним из компонентов военно-прикладных видов спорта.

Рост достижений в плавании в большой мере определяется постоянным совершенствованием системы подготовки квалифицированных спортсменов. И неотъемлемой частью подготовки с пловцами является скоростно-силовая подготовка.

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать педагогические условия организации скоростно-силовой подготовки пловцов на разных этапах годичного цикла.

Для исследования данной проблемы в экспериментальной работе использовался комплекс методов: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания (тестирование), математико-статистические методы.

Основным методом исследования выступил педагогический эксперимент.

Организация исследования. Исследование проходило поэтапно. Была проанализирована научно-методическая литература. Анализ применялся с целью изучения исследуемой проблемы, ее разработанности и степени практического освоения, что позволило получить комплекс аналитических результатов для составления программы подготовки.

Нами была рассмотрена структура построения тренировок - представленная как последовательность средних циклов (мезоциклов), которые систематизируют тренировочный процесс направленный, на достижение преемственности в развитии основных физических качеств, а также позволяет наряду с

достижением высокого эффекта избежать переутомления [4].

Исходя из вышесказанного, мы представили процесс управления скоростно-силовой подготовкой пловцов, как системный подход, который реализуется путем последовательного достижения промежуточных целей, при этом тренирующие воздействия на каждом этапе подготовки должно соответствовать адаптационным ресурсам организма [1].

В основной части исследования приняла участие группа пловцов. Метод контрольных испытаний применялся на все этапах исследования:

• на начальном этапе - для определения степени подготовки спортсменов;

• на последующих - для определения степени развития скоростно-силовых способностей.

В качестве тестов были выбраны контрольные нормативы, позволяющие определить наиболее значимые проявления физических способностей.

Для определения общей и скоростной выносливости спортсменов был дан тест на дистанцию - 1500м кроль, который выявил, что спортсмены недостаточно готовы к аэробной работе и показывают недостаточную выносливость, скоростно-силовую подготовку, нарушают требования техники, что соответственно влияет на их ритм дыхания.

Ключевым моментом управления процессом подготовки спортсменов является эффективная диагностика состояний, от которой зависит корректировка промежуточных целей и средств воздействия на спортсмена [1] и контрольно-соревновательный метод, применяемый на всех этапах исследования. Для наработки скоростно-силовой подготовки была разработана программа организации тренировочного процесса в рамках контрольно-подготовительного мезоцикла, согласно распределения физической нагрузки на зоны мощности работы в циклических видах спорта (см. табл. 1). Тренировочный процесс выстраивался следующим образом: увеличение объема тренировки, включения на втором этапе исследования в тренировочный процесс специально подобранных обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений, которые вошли в план организации тренировки пловцов на основе средних циклов (мезоциклов). Помимо тренировок на воде часть времени уделялось упражнениям в зале сухого плавания для «отрабатывания» гибкости, наработки скоростных и силовых качеств, с использованием специального инвентаря для плавания, специальных упражнений для силы гребка со штангой, а также упражнения с собственным весом.

Таблица 1

Программа организации тренировочного процесса в рамках контрольно-подготовительного мезоцикла

микроцикл Задачи Программа Контр. тест

1 неделя Увеличение объема тренировочной дистанции. Особое внимание уделялось техническим элементам • 3серии 10х100 кроль (1 серия в I зоне с отдыхом 20 сек.;2 серия во II зоне с отдыхом 20-25 сек.;3 серия в III зоне с отдыхом 25-30 сек.) • 2 серии 4х100 кроль (1 серия на руках во II зоне; • 2 серия в полной координации в ГУ зоне с отдыхом 30 сек.) 800 м кроль.

2 неделя Удержание скорости на коротких отрезках • 3 серии (4х50 кроль, 2х100 кроль, 200 кроль, 50 кроль отдых между отрезками составлял около 30- 35 сек.) После 200 метров дается отдых 1 минута с последующей дистанцией проплывания 50 метров в 5 зоне. Между сериями давался отрезок 350 метров спокойно в 1 зоне для восстановления ЧСС и дыхания. • 16х100 кроль (8 на руках в больших лопатках - 8 в полной координации; • 3 х100 надо плыть во II зоне + 100 метров плыть в 5 зоне. Режим на задании давался 1 мин.45 сек. И отдых составлял около 25 сек. • 8х50 на ногах (по 2 раза каждым способом 50 метров в I зоне на технику с хорошим выполнением длинных выходов + 50 метров сохраняя выходы в 5 зоне. Отдых после первых 50 метров 15 сек. После вторых 50 метров 35-40 сек. -

микроцикл Задачи Программа Контр. тест

3 неделя • 16х50 кроль (режим 1 мин. 3х50 плыть во 2 зоне +50 в У зоне) и в конце тренировки давался отрезок со старта в размере 50 метров на спине; • 4 серии с заданием «ЛОКОМОТИВ», которое выполняется следующим образом - спортсмен стартует 100 метров в У зоне, приплывает делает отдых 15 сек. и плывет 400 метров во 2 зоне. По окончанию дистанции выполняется отдых 1мин.30 сек., и серия повторяется заново. • 6х25 ноги в 5 зоне основным способом (отдых 30 сек). • 6х25 в полной координации основным способом (отдых 25 -30 сек). 200м комплекс

4 неделя Предсоревновательная. Уменьшение объема проплывания, подготовка к соревнованиям 12х50 (основным способом 25 метров в 5 зоне + 25 метров доплывать спокойно в I зоне, отдых 25 сек.); • 4х50 дельфин (в У зоне с большим отдыхом до полного восстановления около- 1мин.30 сек.); • 6 серий (50 со старта основным максимально быстро+350 метров в I зоне восстанавливая пульс и дыхание, между сериями отдых 1 минута). Соревнования

По результатам исследования можно увидеть, что скоростно-силовая и функциональная подготовка у спортсменов возросла благодаря изменению тренировочного процесса:

• увеличение объема тренировки;

• варьирования интенсивности выполнения заданий в различных зонах мощности;

• задания с плавательным инвентарем

организации занятий по общей и специальной физической подготовки в зале сухого плавания со специальным инвентарем и без него. Все это в совокупности привело к улучшению времени на соревнованиях.

Разработанная программа была апробирована в подготовке команды Военной Академии по плаванию. Эксперимент проводился в течение 1 месяца. Сравнение контрольных испытаний на дистанциях по основным способами плавания для пловцов, показанными до начала тренировок и результатами выступления сборной команды на соревнованиях на Первенстве и Кубке Костромской области по плаванию, Спартакиаде образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, явилось доказательством эффективности разработанной программы к оптимизации предсоревновательного периода пловцов.

Спортсменами команды Военной Академии по плаванию были показаны результаты превышающие, не только их предварительное время, но и личные достижения спортсменов. Так улучшили, по сравнению с предыдущим тестированием 90 % пловцов команды, при этом 60% - смогли показать свои личные рекордные результаты. Однако 15% участников соревнований частично улучшили свое время не на всех

Рисунок 1 - Результаты исследования

В ходе проведенного нами исследования были выявлены педагогические условия, влияющие на

организацию скоростно-силовой подготовки пловцов юношей:

• результат в плавании во многом определяется индивидуальными особенностями пловцов. Особенно важны такие антропометрические показатели как длина стопы, предплечья, вес, рост и показатели физической подготовленности в особенности гибкость, скоростно-силовые способности и выносливость.

• знание теоретико-методической основы тренировочного процесса и учет возрастных особенностей спортсменов.

• качественное планирование годового плана, с выделением основных стартов, и определением целей и задач для разработки методики организации тренировок способствует достижению пиковой результативности в определенный момент времени.

• проведение постоянного контроля за физиологическим состоянием спортсмена при организации тренировочного процесса.

Если все эти компоненты будут учтены, то можно добиться оптимальных результатов и вывести спортсменов к пику максимальной формы.

Данное исследование может быть продолжено в рамках учебно-тренировочного процесса курсантов Академии при подготовке к соревнованиям по плаванию, военному пятиборью и троеборью. Список использованной литературы:

1. Абсалямова Е. Т. Принципы скоростно-силовой подготовки пловцов-юниоров высокой квалификации // Вестник спортивной науки -2009. -№ 4. - С. 21-23.

2. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации, Приказ Минобороны России от 21 апреля 2009 г. N 200 (С изменениями и дополнениями от 31 июля 2013 г.) [электронный источник] / http://ivo.garant.ru/#/document/195845/paragraph/283637:1 (дата обращения 03.11.2018).

3. Середкина С.А. Формирование основных двигательных способностей юных пловцов с учетом особенностей сенситивного периода // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="http://stienceforum.m/2013/artide/2013008374"> http://scienceforum.ru/2013/article/2013008374</a> (дата обращения: 02.11.2020).

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с. - (Сер. Бакалвриат) ISBN 978 -5-7695-9526-4

© Смирнов И.Н., Смирнов Н.И.,2020

УДК-37

Степанова Д.Г.

Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО «Успех»

Белгородский район Пимонова А. А.

Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО «Успех»

Белгородский район Закирова А.Р.

Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО «Успех»

Белгородский район

«ПОДВИЖНЫЙ» СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому очень важно формировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.