Научная статья на тему 'Педагогические условия организации процесса физического воспитания студентов вуза'

Педагогические условия организации процесса физического воспитания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамикоев Феликс Георгиевич, Кетоев Казбек Эльбрусович

Статья посвящена адаптации студентов к вузовской образовательной среде. Рассмотрены самостоятельные занятия по физической культуре и спорту как один из компонентов физического самовоспитания и важный фактор положительного воздействия на личностные качества студентов, их совершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамикоев Феликс Георгиевич, Кетоев Казбек Эльбрусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации процесса физического воспитания студентов вуза»

ясняться оценкой когнитивного и ценностного аспектов суицидального поведения, в то время как у младших подростков большую роль играет и аффективный компонент суицидального поведения.

Таким образом, комплексный подход к изучению аутодетрукивного поведения позволяет выявить качественные отличия его причин и механизмов у разных групп подростков.

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Москва, 1998. - 704 с.

2. Берно-Беллекур И.В. Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения : дис. ... канд. психол. наук / И.В. Берно-Беллекур. - Санкт-Петербург, 2003. - 197 с.

3. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Латард, 1997. - 358 с.

4. Короленко Ц.П, Семь путей к катастрофе [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. - 224 с.

5. Литвак М.Е. Из ада в рай / М.Е. Литвак. - Ростов-на-Дону, 2002. - 448 с.

6. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика / Н. Мак-Вильямс. - М.: Независимая фирма «Класс», 2010. - 480 с.

7. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. -2011. - № 4. - С. 4-8.

8. Практикум по возрастной психологии / под ред. А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб, 2005.

9. Руженков А.А. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение» [Электронный ресурс] / А.А. Руженков, Г.А. Лобов, А.В. Боева. - Режим доступа: http://www.vsma.ac.ru/publ/vest/032/article/index4.htm (дата обращения: 11.04.2009).

Ф.Г. Хамикоев К.Э. Кетоев

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация: статья посвящена адаптации студентов к вузовской образовательной среде. Рассмотрены самостоятельные занятия по физической культуре и спорту как один из компонентов физического самовоспитания и важный фактор положительного воздействия на личностные качества студентов, их совершенствование.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, адаптация студентов к образовательному процессу в вузе.

Отношение студентов к физической культуре и спорту является одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса в вузе. Многочисленные исследования на протяжении длительного периода времени (Алексеев В.А., Белорусова В.В., Булич Э.Г., Гориневская В.С., Лубышева Л.И., Потапчук А.А., Пушкарева М.Т., Федоров В.С.) свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная

© Хамикоев Ф.Г., Кетоев К.Э., 2013

деятельность не является для большинства студентов насущной потребностью и предметом интереса личности. Это требует повышения общей культуры организации занятий физической культурой и спортом.

Реальные преобразования в стране и, как следствие, высшей школе нашли свое отражение в переосмыслении, пересмотре, да и переоценке концепции развития отечественной системы высшего образования. Вузовская информационно-воспитательная среда и ее важнейший компонент - физическая культура, спорт и туризм - ориентированы на совершенствование личности, воспитание гражданина, формирование профессионала. Физическая культура видится как важнейший фактор развития, совершенствования естественных жизненно важных возможностей, качеств человека, его способностей преобразовывать свое «я» и окружающий мир [2; 3]. Уровень учебно-трудовой и социально-практической деятельности сегодняшнего студента - завтрашнего управленца следует отнести к категории экономической, корреляционно зависящей от состояния здоровья, психофизической, интеллектуальной готовности к деятельности и объективному целенаправленному процессу взаимообмена между человеком и природой. Высокий уровень соматического и психического здоровья личности, физическая подготовленность - факторы не только создания имиджа, высокой производительности труда, но и конкретного благосостояния в жизни, создания семьи, роста населения страны [4; 5].

Трудно переоценить многоплановую деятельность вузовской кафедры физического воспитания, труд ее педагогов и тренеров: выполнение задач приходится интерпретировать в зависимости от состояния здоровья, физических и других недостатков студентов-первокурсников, прошедших огонь и воду сегодняшней образовательной школы, «физры» и дистрессового состояния в период сдачи приемных экзаменов. Заторможенность механизмов адаптации к вузовским требованиям четко связывается с неуспеваемостью студентов. Физическая культура, ее целенаправленные методы физического и психического воздействия на организм молодого человека значительно сокращают сроки адаптации, воспринимаемости, переработки и усвоения объемного материала вузовских дисциплин, форм и видов обучения. Общеизвестно, что студенты второго-третьего курса, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, обладают лучшим физическим развитием и учатся лучше, чем студенты-первокурсники. Особенно это относится к студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, физические недостатки. Ведь таких студентов только в государственных вузах страны более 30%, а учителем, тренером, управленцем должен быть каждый выпускник вуза [1].

Цели сегодняшнего физического воспитания в вузе - укрепление здоровья, повышение уровня физической и умственной работоспособности. Особое внимание уделено студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, задачи физического воспитания для которых шире - они связаны со стабилизацией и улучшением конкретных, приемлемых для индивидуума форм, видов двигательной активности, необходимыми умениями для жизнедеятельности. Эта категория студентов, имеющих серьезные физические недостатки, хронические заболевания, временно, после перенесенной травмы или болезни, не имеющих возможности осилить программный материал, не могущих заниматься со всеми вместе, это студенты, которым необходим индивидуальный подход, специальные задания, консультация и своеобразная методика контроля [7; 8]. На кафедрах физического воспитания Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова накоплен определенный опыт педагогической деятельности со студентами специальной медицинской группы с индивидуальным домашним заданием. Занятия даются и контролируются на методико-практических занятиях, собеседованиях, на которых тактично

подчеркивается посильность, постепенность, лечебно-оздоровительная направленность комплекса, упражнения, движения. Обращается внимание и на более глубокую образовательную подготовку, имеющую заметное значение для более сознательного овладения режимами двигательной активности, методикой обучения, возможностью оперативно следить за состоянием своего здоровья. Формы общения - строго индивидуальны.

На начальной ступени выясняется уровень общей работоспособности, состояния, выносливости облегченными тестами типа ортостатическая проба, теппинг-тест, био-ритмотест, проба Рюффье и т.п., а также посильный двигательный режим. При повторной встрече, по результатам тестирования и с учетом диагноза, рекомендуется определенная литература, комплексы, упражнения, формы самоконтроля и тесты: функциональная проба Летунова, PWC170, а также педагогические - по физической подготовленности. Все рекомендации выдаются с обязательным (возможно и консультация врача) учетом особенностей диагноза. Наибольший интерес проявляется к комплексам упражнений гигиенической, дыхательной, релаксационной гимнастике, аутогенной тренировке. Индивидуальные задания, результаты тестирования и наблюдения обязательно фиксируются студентами в дневниках самоконтроля. Подобные встречи - методические консультации - проводятся не менее шести раз с каждым (в отдельности) студентом. Затраты времени на каждого студента за учебный год колеблются в пределах 8-12 часов.

Наиболее интересные и результативные обобщения рекомендуются для сообщения на ежегодных, ставших региональными, научно-практических конференциях студентов «День науки». Следует отметить, что работа с такой категорией студентов еще недостаточно документирована и конкретизирована в программе по физическому воспитанию, обобщение результатов тестирования подтверждает необходимость научно-обоснованных требований, возможно, норм: объем учебной нагрузки для преподавателя, работающего с этой категорией студентов, должен быть не менее восьми часов на каждого студента в учебном году, к педагогической работе с описываемой категорией студентов желательно привлекать наиболее опытных, авторитетных преподавателей, высокий профессионализм и такт которых не вызывает сомнения.

Проблемы адаптации студенческой молодежи к условиям и особенностям вузовского обучения и вузовской среде следует отнести к категории вечных проблем. Не вызывает сомнений, что физическая культура и спорт и высшей школе оказывают значительное влияние на учебно-познавательную и будущую профессиональную деятельность студентов. Совершенствуя психофизические качества студентов средствами физического воспитания, спорта, отдельных систем и целенаправленных комплексов упражнений, кафедра физического воспитания в вузе безусловно влияет и на эффективность учебно-трудовой и дальнейшей трудовой деятельности. Видимо, не менее важно и то, что физическая культура и спорт - важный компонент адаптации недавних школьников к условиям вузовской среды с ее мягкими на первых порах формами обучения в течение семестра и неизмеримо более жесткими по отношению к организму, порой недостаточно окрепшему, в периоды сессий.

Условия жизнедеятельности и обучения в вузе сегодня далеко не идеальны. Учебно-трудовая деятельность студента характеризуется ежедневной 6-9-часовой занятостью в течение семестра, 12-16-часовой - в экзаменационные и зачетные периоды. В организме накапливается усталость, и студент во второй половине семестра постоянно находится в состоянии утомления, низкой работоспособности. Компенсаторные и реабилитационные системы не справляются (особенно в периоды нервно-эмоционального напряжения) со своими задачи. Отсюда низкий уровень восприятия учебного материала, успеваемости.

Глубоко понимая значимость профессионально-прикладной направленности физического воспитания, нами определены средства отдельных видов спорта, которые оптимально решали задачи, направленные на увеличение двигательной активности, усиление физической нагрузки на нижние конечности, расширение координационных возможностей, развитие выносливости, наконец, своеобразную гипервентиляцию и др. Активный отдых в походах, учебно-оздоровительные сборы, временный горнолыжный лагерь, отдых, проводимый в горах в праздничное и каникулярное время, дали возможность не только улучшить состояние здоровья, повысить уровни подготовленности (что в свое время исследовалось и определялось тестами контрольных испытаний), стимулировать эмоциональный подъем, позитивное настроение (изучалось методом опроса) и физическую работоспособность студентов, но и предоставили возможность будущему специалисту избавиться от многих профессиональных заболеваний. И, что особенно важно, эти мероприятия позволили бы усвоить основы технологии профилактики и реабилитации состояния здоровья, конкретной работоспособности.

Необходимо подчеркнуть, что студенту-первокурснику, преодолевающему барьер, отделяющий условия обучения в школе от вузовской среды, не только профессионально, но и жизненно важно освоить и технологию адаптации к новым условиям и особенностям обучения в вузе. Ведь период адаптации, по результатам исследования отдельных ученых-педагогов, может длиться, к сожалению, и не один год. И этот процесс растягивается по времени у 7-12% бывших абитуриентов. Вместе с тем, замечена четкая закономерность, что адаптационный период значительно уменьшается у тех, кто не боится общения, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности.

Многолетний анализ и обобщение опыта различных вузов позволяют заключить: 1) активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование, скалолазание и другие виды целенаправленной физической занятости, особенно связанные с пребыванием в природных условиях, профессионально важны; 2) рекомендуется вовлекать студенческую молодежь в массовые оздоровительно-спортивные, развлекательные мероприятия в качестве не только пассивных участников, но и организаторов и ответственных помощников; 3) необходимо активно пропагандировать здоровый стиль жизни, связывая его с особенностями обучения и будущего профессионального труда.

Самостоятельные занятия являются одним из компонентов самопознания физического самовоспитания, внедрение которых в повседневную жизнь студентов - важный фактор положительного воздействия на личностные качества, на их совершенствование. Содержание и формы самостоятельных занятий физическими упражнениями определяются их целью, задачами, и это надо учитывать при составлении рекреационных комплексов упражнений.

Кроме того, необходимо знать и уметь использовать методические рекомендации при составлении и выполнении упражнений:

- соблюдать принципы обучения и тренировки;

- строго дозировать выполнение упражнений;

- следить за дыханием;

- упражнения выполнять с полной амплитудой движения;

- постепенно увеличивать силу воздействия и интенсивность его выполнения;

- избегать статистических положений и упражнений с сильным напряжением;

- знать назначение каждого упражнения и влияние его на организм, группы мышц

и т.п.;

-после выполнения каждого комплекса упражнений необходимо расслабиться (релаксироваться). Таким образом, вузовское физическое воспитание имеет большие резервы не только для совершенства двигательных качеств, но и позволяет глубоко познать себя, активизировать физическое самовоспитание в процессе самостоятельных занятий. А задача преподавателя, тренера - направить деятельность студентов в русло осознанной самостоятельности.

Библиографический список

1. Алексеев В.А. Физкультура и спорт. - М.: Просвещение, 2010. - 220 с.

2. Белорусова В.В. Воспитание в спорте / В.В. Белорусова. - М., 2000. - 254 с.

3. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учеб. пособие / Э.Г. Булич. - М.: Высш. шк., 2011. - 255 с.

4. Гориневская В.С. Двигательный режим и здоровье школьников // Начальная подготовка юного спортсмена. - 2000. - № 4. - С. 97-105.

5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубыше-ва. - М.: ГЦОЛИФК, 2012. -120 с.

6. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей / А.А. Потапчук. - СПб., 2001. - 166 с.

7. Пушкарева М.Т. Методика занятий оздоровительной физической культурой при профилактике остеохондроза позвоночника у учащихся 11-12 лет общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 2000. - 18 с.

8. Федоров В.С. Теория и практика физической культуры: учеб. пособие / В.С. Федоров. -М.: Наука, 2012. - 154 с.

К.Ф. Юркшат

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенную форму хронических нейроповеденческих расстройств детского возраста. Данный вид нарушения характеризуется одним из самых высоких показателей по проценту распространенности среди нарушений психического развития. Анализ исследований проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью за последние 10 лет указывает на отсутствие единой системы диагностических критериев данной формы нарушений. В работе представлена и описана авторская схема диагностических критериев выявления проявлений СДВГ у младших подростков, сформированная на основе отечественных и зарубежных исследований.

Ключевые слова: проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, младшие подростки, регуляторнаяразбалансированность и сбалансированность свойств внимания.

© Юркшат К.Ф., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.