Научная статья на тему 'Психологическое исследование гендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения'

Психологическое исследование гендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
934
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / АЛКОГОЛИЗМ / НАРКОЗАВИСИМОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ГЕНДЕР / ПУБЕРТАТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тормосина Наталья Геннадьевна

Статья посвящена проблеме влияния гендерных различий и фазы пубертата на степень риска и особенности проявления аутодеструктивного поведения подростков в таких его формах, как суицид, алкоголизм, наркомания, созависимое поведение, а также поиску оптимальных ресурсов их профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тормосина Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое исследование гендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения»

Поисково-конструктивные задания следующей группы предусматривают моделирование формы по описанию, где данные, определяющие элементы формы и их взаимосвязь, заданы неопределенно или не полностью. Это открывает возможность к поиску различных вариантов решения и потому делает задачу творческой. Если задача окажется трудной, ее можно упростить, опустив ту или иную часть условия. В предлагаемых заданиях, имеющих различную сложность, достаточно отчетливо прослеживаются все виды прямых и обратных преобразований, активно развивающих пространственные представления личности учителя. Поэтому при выдаче задания этого типа необходимо иметь в виду, что наибольшие трудности представляют многотипные преобразования.

Приведенные задания используется в строго указанной последовательности, предполагающей решение тренировочных и других вариантов. Для этого объект в каждом задании задан вполне определенно, однако творческий характер задания приобретают вследствии необходимости наполнения, изменения конструкции, форм, композиции и других проектных характеристик.

Библиографический список

1. Балл Г.А. Теория учебных задач / Г.А. Балл. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 185 с.

3. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. - 1983. - № 1.

4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

6. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. - Киев, 1987.

7. Рейтман У. Познание и мышление. - М.: Мир, 1968. - 96 с.

8. Репкин В.В., Дорохина В.Т. Процесс принятия задания в учебной деятельности. Теория задач и способов их решения. - Киев, 1973. - 112 с.

9. Слэйгл Дж. Искусственный интеллект. - М., 1973.

10. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под. ред. Л. Половникина и др. - М., 1995.

11. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988. - 62 с.

Н.Г. Тормосина

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация: статья посвящена проблеме влияния гендерныхразличий и фазы пубертата на степень риска и особенности проявления аутодеструктивного поведения подростков в таких его формах, как суицид, алкоголизм, наркомания, созависимое поведение, а также поиску оптимальных ресурсов их профилактики.

Ключевые слова: суицид, алкоголизм, наркозависимость, подростки, причины и механизмы аутодеструктивного поведения, гендер, пубертат.

© Тормосина Н.Г., 2013

Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение, как следует из самого термина - нанесение человеком самому себе какого-либо вреда. Этот термин можно трактовать очень широко, его значение в современной психологической науке еще точно не определено. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских под аутодеструктивным поведением понимают поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности [4]. А.А. Руженков, Г.А. Лобов, А.В. Боева определяют такое поведение как преднамеренные действия, следствием которых является физическое или психическое разрушение личности, не носящее осознанной цели лишения себя жизни [9]. И.В. Берно-Беллекур относит к аутодеструктивному поведению и суицид -преднамеренное и осознанное самоубийство [2].

В настоящее время активно исследуется роль и функции аутодеструктивного поведения в системе саморегуляции психики для определения путей его профилактики и коррекции. Аутодеструкция рассматривается как отражение специфической структуры личности, как способ разрешения внутриличностных конфликтов, как компонент поведения, который в определенный момент играл приспособительную роль, помогая человеку сохранить самоуважение, целостность «Я-концепции», позитивную самооценку, как средство диалога с окружающими, способ донесения до них информации о высокой степени личностного неблагополучия, как способ эмоциональной саморегуляции - уменьшения душевной боли за счет физических страданий [6].

Подростковый возраст не без основания называют критическим периодом развития человека. Эмоциональная нестабильность подростков, их склонность к «черно-белому» мышлению, отсутствие опыта переживания неудач - факторы повышенного риска аутодеструктивного поведения. Сложности подросткового возраста обычно связывают с явлением «пубертатного криза». В.В. Ковалев выделяет две его фазы: негативную (12-14 лет) и позитивную (15-16 лет) [5]. В первой фазе отмечается эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, колебания настроения, импульсивность, проявление амбивалентности реакций, утомляемость, раздражительность, демонстративность в поведении, контрастные, противоречивые личностные проявления. Вторая фаза пубертата отличается постепенной гармонизацией личности подростка. С точки зрения М.Е. Лит-вака, в первой фазе пубертатного криза подросток пытается обрести независимость, что следует рассматривать как нормальную реакцию человека, старающегося избавиться от чрезмерной опеки, сделать что-то по-своему. Обычно взрослым удается лишить подростка автономии. А так называемая позитивная фаза пубертата свидетельствует о прекращении борьбы за свободу [5]. Такое подчинение рождает противоречие между реальной жизнью подростка и его потребностями, интересами, желаниями, то есть формируется склонность к внутриличностным конфликтам. Таким образом, вопрос об изменении степени риска аутодеструктивного поведения в зависимости от фазы подросткового возраста не находит однозначного ответа в литературе, как и вопрос о влиянии факторов, связанных с гендерными различиями. Отмечается, что в младшем подростковом возрасте суицидальные попытки наблюдаются у мальчиков и девочек приблизительно поровну, а в среднем и старшем пубертатном периоде попытки самоубийства совершают по преимуществу девочки [7].

Относительно аутодеструктивного поведения взрослых описаны следующие ген-дерные особенности. Целью суицида у мужчин чаще становится поиск решения возникшей проблемы, невозможность найти иные выходы из ситуации. У женщин чаще отмечается демонстративное суицидальное поведение. Решение о самоубийстве у мужчин чаще носит спланированный, у женщин - спонтанный характер. Алкогольное поведение

женщин и мужчин различно. Аутистическое поведение, характеризующееся отсутствием приспособления к действительности с уходом в мир фантазий, отказом от общения и выбором одиночества, значительно чаще выявляется у мужчин [2]. Нарушения пищевого поведения, виктимное и созависимое поведение также более широко распространено среди женщин [3].

В ходе исследования особенностей формирования, проявления и возможностей профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте, мы экспериментально исследовали влияние гендерных различий и фазы пубертата на риск проявления аутодеструктивного поведения у подростков. В ходе исследования мы использовали следующие диагностические методики: опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, опросник ценностных ори-ентаций Ш. Шварца, методика диагностики социальной адаптации К. Роджерса и Р. Дай-мона в адаптации Т.В. Снегиревой, методика оценки нервно-психологической устойчивости (НПУ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко, клинический опросник выявления и оценки невротических состояний К.К. Яхтина, В.А. Менделевича (К-78), методика диагностики степени проявления созависимых моделей поведения Б. Уайнхолда, методика «Механизмы психологической защиты» Р. Плу-чека, Г. Келлермана [8]. Для математической и статистической обработки мы применили критерии Манна-Уитни, Краскела-Уоллиса, кластерный и корреляционный анализ. В исследовании приняли участие 363 подростка в возрасте 11-18 лет.

В ходе исследования были выявлены следующие особенности. Относительно риска суицида наиболее важными диагностируемыми показателями были «Слом культурных барьеров против суицида» и «Антисуицидальный фактор». Было выявлено, что среднее значение показателя «Слом культурных барьеров против суицида» возрастает в каждой возрастной группе подростков и юношей мужского пола и снижается в соответствующих группах девушек. В то же время значимые различия (по критерию Манна-Уитни) между величинами показателей, характеризующих риск суицида, алкоголизации, наркотизации, созависимого поведения отсутствовали, как и значимые различия по этим показателям между возрастными группами подростков (по критерию Краскла-Уоллиса).

В то же время группы подростков мужского и женского пола 11-15 лет достоверно отличаются друг от друга по ряду параметров, связанных с повышенным риском аутоде-структивного поведения - показателям большей демонстративности в поведении у мальчиков (p = 0,0093), ощущения собственной несостоятельности у девочек (p = 0,0121), большей важности ценности «включенность в группу» для девочек (p = 0,02) и «иерархия» (p = 0,03), «интеллектуальная автономия» (p = 0,016) для мальчиков. Также девочки чаще отмечают у себя признаки вегетативных нарушений, что может говорить о более высоком риске соматизации. Показатель демонстративности и ценность «иерархия» (признание важности социальной иерархии, неравного распределения власти и ресурсов) в группе подростков мужского пола 11-15 лет отрицательно коррелирует с показателем «Слом культурных барьеров против суицида». То есть для подростков мужского пола этой возрастной группы, в отличие от девочек и юношей 15-17 лет демонстративность является ресурсом профилактики суицидального поведения, средством повышения самооценки и возможным способом сигнала о личностном неблагополучии. Показатель «несостоятельность» у подростков женского пола 11-15 лет отрицательно коррелирует с показателем «антисуицидальный фактор», то есть для этой группы подростков ощущение собственной несостоятельности является особо значимым фактором, повышающим риск суицидального поведения.

Группы юношей и девушек 15-17 лет достоверно отличаются друг от друга по показателям важности ценностей «Включенность в группу» (р = 0,0053), «Цели в жизни», (р =0,03921) «Гармония» (р = 0,0091), «Астения» (р = 0,0393), «Обцессивно-фобические нарушения» (р = 0,008), «Доминирование» (р = 0,003). Эти показатели не связаны с рисками суицидального поведения, алкоголизации и наркотизации.

Показатель «риск алкоголизации» у мальчиков 11-15 лет отрицательно коррелирует с показателями «временная перспектива», и положительно - с показателями «локус контроля -жизнь», «овладение», у юношей 15-17 лет - с такой чертой характера как конформность, необходимостью внешнего контроля и ценностями «включенность», «иерархия», показателем «выраженность созависимых моделей поведения». У девочек 11-15 лет показатель «риск алкоголизации» положительно коррелирует с показателем «демонстративность» и отрицательно - с показателями «уровень нервно-психической устойчивости», «выраженность созависимых моделей поведения» а также с такой ценностью как «включенность» (тесная связь с социальным окружением). Таким образом, алкоголизация у них связана с желанием произвести впечатление на окружающих и с компенсацией низкой нервно-психической устойчивости. У девочек 15-17 лет показатель «риск алкоголизации» положительно коррелирует с такими показателями как «уникальность», «конформность», «риск депрессии» и ценностями «включенность», «овладение как форма экспансии, завоевания мира». То есть при столкновении с проблемами, которые сложно решить только с помощью собственного опыта, которого у подростка еще недостаточно, и появляется тяга к алкоголю. По критерию Краскела-Уоллиса, степень риска алкоголизации и наркотизации в этой группе взаимозависимы (р = 0,0179). Показатель «риск наркотизации» у мальчиков 11-15 лет связан положительной корреляционной связью с показателем «максимализм», а у девушек 15-17 лет - с показателем «тревожность».

Таким образом, процедуры кластерного и корреляционного анализа позволили выявить качественно иной характер связи показателей риска разных форм аутодеструктив-ного поведения с другими характеристиками в группах подростков мужского и женского пола, а также юношей и девушек, несмотря на отсутствие достоверных различий между величиной показателей риска аутодеструкции. Можно связать отсутствие различий и со спутанностью ролей, незавершенностью процесса формирования идентичности, в том числе гендерной. Кроме того, по результатам нашего исследования, мускулинность в системе отношений у подростков обоих половозрастных групп выражена достаточно сильно (см. рис.).

Рис. Мужественность и женственность в системе отношений у подростков 11-15 лет

и юношей и девушек 15-17 лет

Отсутствие различий показателей, связанных с аутодеструктивным поведением, в частности, с риском суицида в возрастных группах 11-15 лет и 15-17 лет может объ-

□ му жест в еннасть в системе от ношений

■ женственность в системе от ношений

ясняться оценкой когнитивного и ценностного аспектов суицидального поведения, в то время как у младших подростков большую роль играет и аффективный компонент суицидального поведения.

Таким образом, комплексный подход к изучению аутодетрукивного поведения позволяет выявить качественные отличия его причин и механизмов у разных групп подростков.

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Москва, 1998. - 704 с.

2. Берно-Беллекур И.В. Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения : дис. ... канд. психол. наук / И.В. Берно-Беллекур. - Санкт-Петербург, 2003. - 197 с.

3. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Латард, 1997. - 358 с.

4. Короленко Ц.П, Семь путей к катастрофе [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. - 224 с.

5. Литвак М.Е. Из ада в рай / М.Е. Литвак. - Ростов-на-Дону, 2002. - 448 с.

6. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика / Н. Мак-Вильямс. - М.: Независимая фирма «Класс», 2010. - 480 с.

7. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. -2011. - № 4. - С. 4-8.

8. Практикум по возрастной психологии / под ред. А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб, 2005.

9. Руженков А.А. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение» [Электронный ресурс] / А.А. Руженков, Г.А. Лобов, А.В. Боева. - Режим доступа: http://www.vsma.ac.ru/publ/vest/032/article/index4.htm (дата обращения: 11.04.2009).

Ф.Г. Хамикоев К.Э. Кетоев

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация: статья посвящена адаптации студентов к вузовской образовательной среде. Рассмотрены самостоятельные занятия по физической культуре и спорту как один из компонентов физического самовоспитания и важный фактор положительного воздействия на личностные качества студентов, их совершенствование.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, адаптация студентов к образовательному процессу в вузе.

Отношение студентов к физической культуре и спорту является одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса в вузе. Многочисленные исследования на протяжении длительного периода времени (Алексеев В.А., Белорусова В.В., Булич Э.Г., Гориневская В.С., Лубышева Л.И., Потапчук А.А., Пушкарева М.Т., Федоров В.С.) свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная

© Хамикоев Ф.Г., Кетоев К.Э., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.