Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / воспитание / иноязычное образование / иноязычное профессиональное самообразование / фактор / профессиональная социализация / гражданская социализация / education / upbringing / foreign language education / foreign language professional selfeducation / factor / professional socialization / civil socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гульсина Якуповна Гревцева, Марина Бембаевна Баликаева

Значимость социализации как социально-культурного процесса возрастает в силу ее особой роли в развитии личности как феномена, интегрирующего в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы. В статье раскрываются и уточняются понятия: «иноязычное образование», «иноязычное профессиональное самообразование», «фактор», «профессиональная социализация». Определяются структурные элементы иноязычного образования, содержание процесса профессиональной социализации. Рассматриваются сложившиеся подходы ученых к проблеме иноязычного образования, иноязычного самообразования, профессиональной социализации. Выделены методологические подходы (ценностный, коммуникативно-деятельностный, компетентностный). Охарактеризованы основные принципы обучения иностранным языкам: психологической комфортности, эргодизайна, коммуникативной направленности. Выявлены педагогические условия организации иноязычного образования: 1) использование инновационных технологий, 2) личностно развивающее сопровождение иноязычного образования студента, 3) включение студентов в работу с научными текстами на английском языке. Раскрыта роль иноязычного образования и самообразования в воспитании, социально-культурном развитии и социализации личности. Уделено внимание вопросам актуализации диалога культур в современном обществе. Представлен практический опыт работы по иноязычному образованию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ORGANIZATION OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AS A FACTOR IN THE PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL

The signifi cance of socialization as a socio-cultural process increases due to its special role in the development of the individual as a phenomenon that integrates the intellectual, emotional, sensory and activity spheres. The article reveals and clarifi es the concepts: “foreign language education”, “foreign language professional self-education”, “factor”, “professional socialization”. The structural elements of foreign language education and the content of the process of professional socialization are determined. The current approaches of scientists to the problem of foreign language education, foreign language self-education, and professional socialization are considered. Methodological approaches are identifi ed (value-based, communicative-activity-based, competency-based). The basic principles of teaching foreign languages are characterized: psychological comfort, ergodesign, communicative orientation. The pedagogical conditions of foreign language education are identifi ed: 1) the use of innovative technologies, 2) personal development support for a student’s foreign language education, 3) the inclusion of students in working with scientifi c texts in English. The role of foreign language education and self-education in education, socio-cultural development and socialization of the individual is revealed. Attention is paid to the issues of updating the dialogue of cultures in modern society. Practical experience in foreign language education of students is presented.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Воспитание и социализация личности Education and Socialization of the Individual

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). С. 129-137. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(4(40):129-137. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 316.6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Гульсина Якуповна Гревцева1, yakupovna@rambler.ru, ORCID 0000-0001-8334-8544 Марина Бембаевна Баликаева2, marinabalikaeva@list.ru, ORCID 0000-0002-3963-548X

1 Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

2 Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

Аннотация. Значимость социализации как социально-культурного процесса возрастает в силу ее особой роли в развитии личности как феномена, интегрирующего в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы. В статье раскрываются и уточняются понятия: «иноязычное образование», «иноязычное профессиональное самообразование», «фактор», «профессиональная социализация». Определяются структурные элементы иноязычного образования, содержание процесса профессиональной социализации. Рассматриваются сложившиеся подходы ученых к проблеме иноязычного образования, иноязычного самообразования, профессиональной социализации. Выделены методологические подходы (ценностный, коммуникативно-деятельностный, компетентностный). Охарактеризованы основные принципы обучения иностранным языкам: психологической комфортности, эргодизайна, коммуникативной направленности. Выявлены педагогические условия организации иноязычного образования: 1) использование инновационных технологий, 2) личностно развивающее сопровождение иноязычного образования студента, 3) включение студентов в работу с научными текстами на английском языке. Раскрыта роль иноязычного образования и самообразования в воспитании, социально-культурном развитии и социализации личности. Уделено внимание вопросам актуализации диалога культур в современном обществе. Представлен практический опыт работы по иноязычному образованию студентов.

Ключевые слова: образование, воспитание, иноязычное образование, иноязычное профессиональное самообразование, фактор, профессиональная социализация, гражданская социализация

Для цитирования: Гревцева Г. Я., Баликаева М. Б. Педагогические условия организации иноязычного образования как фактора профессиональной социализации личности // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). С. 129-137.

© Гревцева Г. Я., Баликаева М. Б., 2023

Original article

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ORGANIZATION OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AS A FACTOR IN THE PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL

Gulsina Ya. Grevtseva1, yakupovna@rambler.ru, ORCID 0000-0001-8334-8544 Marina B. Balikaeva2, marinabalikaeva@list.ru, ORCID 0000-0002-3963-548X

1 Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

2 Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia

Abstract. The significance of socialization as a socio-cultural process increases due to its special role in the development of the individual as a phenomenon that integrates the intellectual, emotional, sensory and activity spheres. The article reveals and clarifies the concepts: "foreign language education", "foreign language professional self-education", "factor", "professional socialization". The structural elements of foreign language education and the content of the process of professional socialization are determined. The current approaches of scientists to the problem of foreign language education, foreign language self-education, and professional socialization are considered. Methodological approaches are identified (value-based, communicative-activity-based, competency-based). The basic principles of teaching foreign languages are characterized: psychological comfort, ergode-sign, communicative orientation. The pedagogical conditions of foreign language education are identified: 1) the use of innovative technologies, 2) personal development support for a student's foreign language education, 3) the inclusion of students in working with scientific texts in English. The role of foreign language education and self-education in education, socio-cultural development and socialization of the individual is revealed. Attention is paid to the issues of updating the dialogue of cultures in modern society. Practical experience in foreign language education of students is presented.

Keywords: education, upbringing, foreign language education, foreign language professional self-education, factor, professional socialization, civil socialization

For citation: Grevtseva GYa, Balikaeva MB. Pedagogical conditions for the organization of foreign language education as a factor in the professional socialization of the individual. Innovative development of vocational education. 2023;(4(40):129-137. (In Russ.).

Введение

Иноязычное образование выступает составляющей профессиональной компетентности. Сегодня проблема иноязычного образования как фактора профессиональной социализации обучающихся является одной из приоритетных. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах. Законом «Об образовании в РФ» предусмотрено международное сотрудничество образовательных организаций [1].

Общение — один из ведущих видов человеческой деятельности. История развития иноязычной коммуникации показывает, что знание иностранного языка — объективная потребность общества, без которой оно не может полноценно функционировать и развиваться. Иностранный язык тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности социума. Спрос на специалистов, владеющих английским языком, возрастает. Как и родной, иностранный язык выполняет две важнейшие функции — познания и общения.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования использованы общетеоретические, в том числе: анализ теоретических и научно-практических источников, психолого-педагогических работ, эмпирических исследований, обобщение, систематизация.

Цель данного исследования — выявление педагогических условий организации иноязычного образования как фактора профессиональной социализации. Научная значимость работы состоит в уточнении понятия «иноязычное образование как фактор профессиональной социализации», определении основных компонентов иноязычного образования, выявлении педагогических условий их развития. Теоретическая значимость работы заключается в определении теоретических основ иноязычного образования. Практическая значимость работы заключается в возможности применения в образовательной практике результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Поставленные в государственных документах задачи активизировали педагогические исследования, способствующие культурному обогащению и профессиональной социализации личности. Работы А. Н. Данилова [2], И. Г. Кондратьевой [3], Н. Н. Мальцевой и М. В. Новак [4], С. Ю. Умеренко [5] и др. посвящены иноязычному образованию, подготовке учителя к иноязычному образованию, медиаграмотности, безопасности и социализации личности в цифровом пространстве. Т. Д. Ладыжникова и В. И. Ладыжникова отмечают, что необходимо формировать у обучающихся такие компетенции, как мультиязычность и мультикультурность, за счет внедрения инновационных и цифровых технологий [6]. Обратимся к понятию «иноязычное образование».

О. А. Моисеенко и Т. А. Белоусова трактуют его как многогранный диалектический феномен современного обучения (самообучения) и воспитания (самовоспитания) личности, формирующий и непрерывно развивающийся процесс познания как себя лично, так и других [7]; М. Н. Ветчинова — как обучение и воспитание учащихся посредством иностранного языка, которое оказывает положительное воздействие на их культурное и творческое развитие [8]. Мы понимаем иноязычное образование как учебно-воспитательный процесс развития учащихся, способствующий социализации и формированию их иноязычной культуры. Структурными элементами иноязычного образования являются: когнитивный (накопление знаний в сфере иноязычного образования), ценностный (система ценностей, ориентированных на получение иноязычного образования) и деятельностный (разнообразные виды деятельности).

Н. Н. Михеева и Р. Г. Гусева выделяют тенденцию современного иноязычного образования, связанную с разработкой предметно-языкового обучения, что «позволяет формировать профессионала-исследователя, способного самостоятельно осваивать и получать новые лингвистические и профессиональные знания в результате переноса смыслового контекста учебной деятельности от функционального к автономному, творческому» [9, с. 397].

Иноязычное образование — эффективное средство воспитания патриотизма, гражданственности и нравственности. Как отмечают ученые, осознание ценностей родной культуры наступает лишь при встрече с представителями иных культур. Воспитательный потенциал дисциплины необходимо использовать для приобщения обучающихся к культурному наследию народа.

Изучение иностранных языков способствует воспитанию культуры межнационального общения, социализации. Социализация связана с присвоением личностью социальных, точнее социально-культурных ценностей, включением последних в структуру личности и руководство ими в повседневной практике. В ходе социализации человек учится взаимодействовать с другими. «Профессиональная социализация представляет собой сложный многообразный процесс, предполагающий формирование профессиональных навыков и умений, которые способствуют активному включению в производственную среду, освоению практического опыта, социальных норм и ролей, воспроизводству профессиональной культуры» [10, с. 35]. Социализацию мы рассматриваем как процесс формирования гражданско-патриотических качеств, развития коммуникативных, информационно-аналитических умений, позволяющих обучаемому реализовать полученные знания, навыки и умения в компетенциях.

Социализация личности (и человека с ограниченными возможностями здоровья) может быть реализована и через интернет-пространство, социальные сети, использование «умных технологий, что позволит расширить свой круг общения и получить ценный жизненный опыт» [11]. Понятие «профессиональная социализация» имеет глубокий смысл. Л. Б. Осипова считает, что «профессиональная социализация представляет собой сложный многообразный процесс, предполагающий формирование профессиональных навыков и умений, которые способствуют активному включению в производственную среду, освоению практического опыта, социальных норм и ролей, воспроизводству профессиональной культуры» [12, с. 35].

В рамках нашего исследования считаем, что системный подход дает возможность системного изучения объекта, процесса и результата исследуемого процесса.

Ценностный подход обеспечивает освоение ценностей, формирование ценностных отношений, духовную безопасность, единство содержания иноязычного образования и внешней среды. Ценностный подход актуализирует роль и значение личностных ценностей, смыслов, мотивов и потребностей, которые регулируют его деятельность.

При коммуникативно-деятельностном подходе интегрируется деятельность субъектов образовательного процесса, определяются перспективы совершенствования процесса

иноязычного образования, особенности учебно-познавательной, исследовательской, проектировочной, коммуникативной и др. видов деятельности, возможности разнообразных видов деятельности в формировании ценностей в процессе иноязычного образования личности. Формами, методами и средствами иноязычного образования являются ролевые и деловые игры; проблемные ситуации.

Компетентностный подход позволяет решать проблемы, текущие задачи, осваивать инновационные технологии, развивать коммуникативную, информационную, аналитическую, алгоритмическую и другие компетенции. Данный подход формирует систему ценностных отношений; качественно новую модель специалиста, востребованную современным обществом. Реализация компетентностного подхода в условиях учебного процесса осуществляется с учетом принципа ориентации на ценности образования (сотрудничество, гуманизм, гражданственность и т. д.), являющиеся основанием для самоорганизации и саморазвития, и принципа рефлексивности, выражающегося в самоконтроле и осмыслении собственных действий.

А. В. Рубцова в докторском исследовании отмечает, что результатом профессионально ориентированного иноязычного образования, реализуемого на основе продуктивного подхода, являются два основных образовательных продукта: 1) новообразования обучающегося, определяющие развитие его личностных качеств и реализацию его личностного потенциала; 2) иноязычный текстовый продукт, обуславливающий способность студента осуществлять профессионально ориентированную иноязычную коммуникацию [13, с. 43].

Г. А. Краснощекова и Е. А. Славгород-ская [14] в целях повышения качества языкового образования обучающихся среди современных образовательных парадигм выделяют субъ-ектно-личностную, сетевую, смыслодеятель-ностную, гуманистическую, компетентностно ориентированную, традиционную знаниево-центристскую парадигмы; предлагают интегра-тивный контентно ориентированный подход.

В процессе иноязычного образования М. Г. Евдокимова и М. А. Красильщикова [15] уделяют особое внимание использованию цифровых электронных и телекоммуникационных технологий. А цифровая среда требует обращения к педагогической эргономике, которая призвана создать условия для развития личности, содействовать формированию ценностей. При

этом необходимо учитывать принцип психологической комфортности, предполагающий создание в вузе и на учебном занятии такой атмосферы, которая расковывает обучающихся, создает доброжелательную атмосферу [16, с. 10], а также, как отмечает А. В. Стрельников [там же], принцип эргодизайна, который влияет на уровень работоспособности личности. Система эргодизайна обеспечивает максимальный учет личностного фактора в процессе оптимального использования человеком организационно-предметных и информационно-технических средств в соответствии с их назначением и требованиями.

Не менее важно учитывать принцип диалога культур при обучении иностранному языку. В мире, в котором происходит ценностная трансформация, необходимы культурологические знания, межкультурный диалог — «процесс открытого и уважительного обмена или взаимодействия отдельных людей, групп и организаций с разными культурными традициями и мировоззрением» [17, с. 62].

Ведущим методическим принципом является принцип коммуникативной направленности, ориентированный на овладение коммуникативной компетенцией (это «способность человека средствами изучаемого языка осуществлять речевое общение в той или иной сфере деятельности» [18, с. 254]). Данный принцип определяет содержание, средства, методы и приемы обучения, обеспечивающие умение общаться на изучаемом языке. Указанный принцип предполагает создание условий для речевой и мыслительной активности обучающихся в процессе иноязычного образования.

Одним из педагогических условий организации эффективного иноязычного образования является использование инновационных технологий (проектные, игровые, компьютерные, аудиовизуальные, погружение в иноязычную культуру и т. д.). Особую значимость приобретают практические занятия, содействующие воспитанию мобильности, активности, стрес-соустойчивости, инициативности, коммуникабельности, ответственности и т. д. В процессе иноязычного образования студенты овладевают компетенциями, знакомятся с культурой и традициями других стран.

Студенты разрабатывают проекты по следующим темам: «Традиции народов мира», «Игры народов мира», «Песни и танцы народов мира», «Кухня народов мира» и т. д. Участвуют в конкурсе «Effective Ecology» — предлагают технологии по совершенствованию экологии

и защищают свой проект на иностранном языке. Участвуют в конкурсах по созданию видео на темы: «Памятники истории и культуры», «Памятники моего города», «Традиции моей семьи», «Праздники моей страны» и т. д. Проектные технологии позволяют повышать мотивацию к исследовательской деятельности, развивать мыслительные способности, различные виды мышления, культуры речи, коммуникативную и лингвистическую компетенции.

В процессе иноязычного образования нами использовались цифровые технологии, которые проникли во все сферы жизни общества, включая высшее образование. Прежде всего это связано с длящимися последнее десятилетие и перешедшими сегодня на принципиально новый уровень процессами цифровизации образования. С 2019 г. использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения повсеместно приобрело массовый характер. Современный цифровой мир, по мнению И. Янки, — пространство кросс-действий, это рефлексивная коммуникация, происходящая как акт рефлексии во время кросс-действий [19].

Виртуальное пространство межкультурного общения, как отмечает П. П. Ростовцева, «предоставляет студентам возможность выбрать актуальный и доступный стиль получения новых знаний, дополнительные занятия, направленные на приобретение знаний в той или иной области, которые соответствуют запросам, возможностям и уровню языковой подготовки конкретного студента» [20, с. 233].

Студенты имели возможность принять участие в международном интеллектуальном форуме «Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и циф-ровизации», международном научно-творческом форуме «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века», международных научных конференциях молодых исследователей «Культурные инициативы», «Язык и культура», «Социализация подрастающего поколения в условиях реальной и цифровой среды», всероссийской научно-практической конференции «Природное и культурное наследие Урала» и др. Среди актуальных вопросов, которые на них обсуждались, можно выделить: проблемы изучения и сохранения языков и культур народов мира, межкультурная коммуникация, гра-жданско-патриотическое воспитание, брендинг как современная технология актуализации наследия, 1Т-технологии и социокультурные практики и т. д.

Каждый год в рамках «Дней науки» студенты первого курса Тюменского индустриального университета (преподаватель М. Б. Баликаева) выступают на лингвострановедческой конференции с докладами актуальной тематики по проблемам молодежи, образования, обучения иностранным языкам, студенты второго курса — на лингвопрофессиональной конференции с докладами по своему профилю и направлению.

Применение цифровых образовательных ресурсов содействует успешной самостоятельной работе обучающихся; позволяет использовать видеофильмы о традициях и культуре страны изучаемого языка, программы для составления тестов, контрольных работ; прослушивать тексты, развивать устную, письменную, цифровую коммуникацию, координировать совместную деятельность.

Игровые технологии на занятиях по иностранному языку снимают языковой барьер, создают благоприятную обстановку и обеспечивают успешную коммуникацию. Среди игровых технологий популярны методы геймификации (игрофикация), которые повышают мотивацию и стимулирование личности, содействуют организованности и командной работе. Игровая деятельность развивает творческое мышление, эффективную коммуникацию, толерантность, самостоятельность, ответственность; усиливает мотивацию к изучению предмета.

Популярной является технология учебной мастерской, в которой создаются условия для творческой самостоятельной работы, приобретения опыта групповой деятельности. Все этапы мастерской (индукция, деконструкция, реконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия) нацелены на создание студентами творческого продукта (от теории к практике).

Второе условие организации иноязычного образования — личностно развивающее сопровождение иноязычного образования студента, позволяющее расширить его образовательные возможности, приобрести компетенции, необходимые для профессиональной социализации.

В личностно развивающее сопровождение входит информация о стране изучаемого языка, книги, тексты и фильмы на иностранном языке, 1Т-технологии, памятки, интеллект-карты, кластеры и сложные планы, листы самооценки и т. д.

Ознакомление с элементами национальной культуры является неотъемлемой частью изучения любого иностранного языка. Бесспорно,

необходимо знакомить учащихся с нормами этикета (правилами речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях), страноведческими реалиями, значением ряда аббревиатур, спецификой социокультурной и политической жизни страны, структурой системы образования. В фокусе внимания должны находиться просмотр и анализ выпусков новостей, видеофильмов.

Технологию языкового портфеля (рефлексивный дневник) мы используем с целью развития рефлексивных умений, критического, алгоритмического и аналитического мышления, осмысления собственной деятельности, диагностики и контроля результатов деятельности. В портфеле обучающегося должны находиться творческие отчеты, реализованные проекты, аннотации и рецензии к научным статьям, сертификаты участника круглых столов, конференций разного уровня (вузовского, межвузовского, всероссийского и международного), дипломы победителя конкурсов, фестивалей и т. д. Здесь же помещаются памятки, алгоритм, оценочные карты, педагогические кластеры, интеллект-карты, отзывы преподавателей и однокурсников.

Третье педагогическое условие — включение студентов в работу с научными текстами на английском языке. При их подборе учитываются актуальность, информативность, специфика специальности, оригинальность. Выполняя задания к тексту, студент овладевает основными видами чтения, усваивает содержание, понятийный аппарат. Отвечая на вопросы, сформулированные к тексту, приобретает разговорные навыки, знакомится с профессиональными нормами и ценностями профессии.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет овладеть способами интегрирования информации, учиться принимать самостоятельные решения, строить умозаключения и логические цепочки, доказывать свою точку зрения, делать выводы. Эффективными для этой цели являются следующие приемы: педагогический кластер, мозговой штурм, мини-сочинение, эссе, корзина идей, чтение с остановками и т. д.

Студенты изучают аутентичные тексты из учебного пособия «Английский язык» (направление «Строительство», квалификация бакалавр). Упражнения по текстам выполняются в обычном для студентов порядке — различные виды упражнений по чтению, переводу и т. д. Параллельно студенты детально изучают строительные конструкции по специальному предмету и выполняют задания для самостоятельной работы. Для анализа текстов предлагаются инструкции и алгоритмы решения задач проекта. Каждый участник проекта может почувствовать себя не только представителем получаемой профессии, но и смежной с ней. Студентам предлагались упражнения на составление интеллект-карты, сопоставление слов с их значением из текста, заполнение пропусков, подбор заголовков к текстам, определение основной идеи текста, распределение частей текста в логическом порядке, определение ключевых слов в предложении, составление краткого изложения и др.

Заключение

Иностранный язык является важнейшим средством международного и межкультурного общения. Изучаемый в рамках учебной дисциплины он обеспечивает успешную профессиональную социализацию, развивает коммуникативную компетенцию.

Определены методологические подходы (системный, ценностный, коммуникативно-де-ятельностный, компетентностный), принципы обучения (психологической комфортности, эр-годизайна, диалога культур, коммуникативной направленности).

Педагогическими условиями успешного усвоения иностранного языка являются: использование инновационных технологий (проектные, игровые, цифровые, диалоговые, технология языкового портфеля, технология развития критического мышления через чтение и письмо); личностно развивающее сопровождение иноязычного образования студента; включение студентов в работу с научными текстами на иностранном языке.

Список источников

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/.

2. Данилов А. Н. Диалог культур в глобализирующемся мире // Социологический альманах. 2022. № 13. С. 46-52.

3. Кондратьева И. Г. Современные тенденции в языковом образовании // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=31397 (дата обращения: 07.08.2023).

4. Мальцева Н. Н., Новак М. В. Медиаграмотность, безопасность и социализация личности в цифровом пространстве: обзор отечественной и зарубежной аналитики // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9, № 1. С. 207-212.

5. Умеренко С. Ю. Развитие универсальных учебных действий обучающихся в иноязычном образовании // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya-v-inoyazychnom-obrazovanii (дата обращения: 09.08.2023).

6. Ладыжникова Т. Д., Ладыжникова В. И. Новый подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей в контексте трансформации российского образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 4 (115). С. 190-200. DOI 10.23859/1994-0637-2023-4-115-16.

7. Моисеенко О. А., Белоусова Т. А. Внеучебная деятельность в системе иноязычного образования студентов неязыковых факультетов // Современные проблемы науки и образования.

2020. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29872 (дата обращения: 04.09.2023).

8. Ветчинова М. Н. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX — начала XX века : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 466 с.

9. Михеева H. H., Гусева Р. Г. Специфика иноязычной подготовки специалиста: теоретические и практические аспекты // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 2. С. 391-399. URL: DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-2-391-399.

10. Ребышева Л. В. Особенности процесса профессиональной социализации студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (83). С. 37-46. DOI 10.26105/SSPU.2023.83.2.004.

11. Мальцева Н. Н., Новак М. В. Медиаграмотность, безопасность и социализация личности в цифровом пространстве: обзор отечественной и зарубежной аналитики // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9, № 1. С. 207-212.

12. Осипова Л. Б. Особенности профессиональной социализации студентов в системе среднего профессионального образования // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2023. № 1. С. 33-45.

13. Рубцова А. В. Продуктивный подход в иноязычном образовании (аксиологические аспекты) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2012. 54 с.

14. Краснощекова Г. А., Славгородская Е. А. Интегративный контентно-ориентированный подход как теоретико-методологический базис методики обучения иностранному языку учащихся средней школы // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=30532 (дата обращения: 10.07.2023).

15. Евдокимова М. Г., Красильщикова М. А. Методологические подходы к системному исследованию цифровых средств обучения иностранным языкам // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 1. С. 96-105.

16. Стрельников А. В. Формирование информационно-коммуникационной культуры будущих бакалавров документоведения и архивоведения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2016. 26 с.

17. Диалог культур в современном мире: новые выявления в эпоху цифровой цивилизации : материалы VII Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Диалог культур в современном мире: новые выявления в эпоху цифровой цивилизации». Нальчик,

2021. 204 с.

18. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке : учеб. пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М. : Икар, 20l4. 454 с.

19. Jahnke I. Digital didactical Designs: Teaching and learning in crossactionspaces. New York, NY: Routledge. 2016. 220 p.

20. Ростовцева П. П. Виртуальная реальность в иноязычном учебном процессе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 233-235.

References

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ. Legal reference system "ConsultantPlus". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/. (In Russ.).

2. Danilov AN. Dialogue of cultures in a globalizing world. Sotsiologicheskiy al'manakh = Sociological almanac. 2022;(13):46-52. (In Russ.).

3. Kondratyeva IG. Modern trends in language education. Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya = Modern problems of science and education. 2021;(6). URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=31397. (In Russ.).

4. Maltseva NN, Novak MV. Media literacy, security and socialization of the individual in the digital space: a review of domestic and foreign analytics. Nauchnyy rezul'tat. Sotsial'nye i gu-manitarnye issledovaniya = Scientific result. Social and humanities studies. 2023;9(1):207-212. (In Russ.).

5. Umerenko SYu. Development of universal educational actions for students in foreign language education. Uchenye zapiski: elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universite-ta = Scientific notes: electronic scientific journal of Kursk State University. 2023;(1(65). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya-v-inoyazych-nom-obrazovanii. (In Russ.).

6. Ladyzhnikova TD, Ladyzhnikova VI. A new approach to teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties in the context of the transformation of Russian education. Vest-nik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Cherepovets State University. 2023;(4(115):190-200. DOI 10.23859/1994-0637-2023-4-115-16. (In Russ.).

7. Moiseenko OA, Belousova TA. Extracurricular activities in the system of foreign language education for students of non-linguistic faculties. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2020;(3). URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=29872. (In Russ.).

8. Vetchinova MN. Teoriya i praktika inoyazychnogo obrazovaniya v otechestvennoy pedagogike vtoroy poloviny XIX — nachala XX veka = Theory and practice of foreign language education in domestic pedagogy of the second half of the 19th — early 20th centuries. Thesis. Moscow; 2009. 466 p. (In Russ.).

9. Mikheeva NN, Guseva RG. Specifics of foreign language training of a specialist: theoretical and practical aspects. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki = Bulletin of Tambov University. Series Humanities. 2022;27(2):391-399. DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-2-391-399. (In Russ.).

10. Rebysheva LV. Features of the process of professional socialization of students. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2023;(2(83):37-46. DOI 10.26105/SSPU.2023.83.2.004. (In Russ.).

11. Maltseva NN, Novak MV. Media literacy, security and socialization of the individual in the digital space: a review of domestic and foreign analytics. Nauchnyy rezul'tat. Sotsial'nye i gumanitarnye issledovaniya = Scientific result. Social and humanities studies. 2023;9(1):207-212. (In Russ.).

12. Osipova LB. Features of professional socialization of students in the system of secondary vocational education. Vestnik PNIPU. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki = Bulletin of PNIPU. Socioeconomic sciences. 2023;(1):33-45. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Rubtsova AV. Produktivnyy podkhod v inoyazychnom obrazovanii (aksiologicheskie aspe-kty) = Productive approach to foreign language education (axiological aspects). Abstract of thesis. St. Petersburg; 2012. 54 p. (In Russ.).

14. Krasnoshchekova GA, Slavgorodskaya EA. Integrative content-oriented approach as a theoretical and methodological basis for teaching a foreign language to secondary school students. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2021;(1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30532. (In Russ.).

15. Evdokimova MG, Krasilshchikova MA. Methodological approaches to the systematic study of digital means of teaching foreign languages. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki = Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy. 2021;(1):96-105. (In Russ.).

16. Strelnikov AV. Formirovanie informatsionno-kommunikatsionnoy kul'tury budushchikh baka-lavrov dokumentovedeniya i arkhivovedeniya = Formation of information and communication culture of future bachelors of document science and archival science. Abstract of thesis. Chelyabinsk; 2016. 26 p. (In Russ.).

17. Dialogue of cultures in the modern world: new revelations in the era of digital civilization. In: Dialog kul'tur v sovremennom mire: novye vyyavleniya v epokhu tsifrovoy tsivilizatsii = Dialogue of cultures in the modern world: new revelations in the era of digital civilization. Nalchik; 2021. 204 p. (In Russ.).

18. Shchukin AN. Metodika obucheniya rechevomu obshcheniyu na inostrannom yazyke = Methods of teaching speech communication in a foreign language. Moscow: Icarus; 20l4. 454 p. (In Russ.).

19. Jahnke I. Digital didactical Designs: Teaching and learning in crossaction spaces. New York: Routledge; 2016. 220 p.

20. Rostovtseva PP. Virtual reality in the foreign language educational process. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2023;(2(99):233-235. (In Russ.).

Информация об авторах

Г. Я. Гревцева — профессор кафедры педагогики и этнокультурного образования, доктор педагогических наук, профессор.

М. Б. Баликаева — кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors

G. Ya. Grevtseva — Professor of the Department of pedagogy and ethnocultural education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

M. B. Balikaeva — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 10.08.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 09.09.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.