Научная статья на тему 'Развитие иноязычного профессионального самообразования студентов вуза в рамках УИРС'

Развитие иноязычного профессионального самообразования студентов вуза в рамках УИРС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНВАРИАНТНЫЙ И ВАРИАТИВНЫЙ БЛОК ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL-RESEARCH WORK OF STUDENTS / INVARIANT AND VARIABLE UNIT OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE SELF-STUDY OF UNIVERSITY STUDENTS / INTERACTIVE WAYS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баликаева Марина Бембаевна

В статье рассматривается учебно-исследовательская работа в рамках развития иноязычного профессионального самообразования студентов и приводится её структура. Дана характеристика инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования студентов. Приводятся примеры из учебно-исследовательской работы Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. Указаны интерактивные способы учебно-исследовательской работы в рамках инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования студентов вуза. Выделен метод проектов как один из более эффективных методов учебно-исследовательской работы в рамках инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баликаева Марина Бембаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE SELF-STUDY OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE EDUCATIONAL RESEARCH WORK

The article discusses the educational and research work in the development of foreign language students and professional self is its structure. The characteristic of invariant and variable unit of professional foreign language self-study students. Provides examples of teaching and research activities of the Tyumen State University of Architecture, Building and Civil Engineering. Indicated interactive ways of teaching and research work of the invariant and variable unit of foreign language professional self-education of students. Selected project method as one of the more effective methods of teaching and research work of the invariant and variable unit of foreign language professional self-education of high school students.

Текст научной работы на тему «Развитие иноязычного профессионального самообразования студентов вуза в рамках УИРС»

УДК 378.14 ББК 74.54

М. Б. Баликаева

РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВуЗА В РАМКАХ УИРС

В статье рассматривается учебно-исследовательская работа в рамках развития иноязычного профессионального самообразования студентов и приводится её структура. Дана характеристика инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования студентов. Приводятся примеры из учебно-исследовательской работы Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. Указаны интерактивные способы учебно-исследовательской работы в рамках инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования студентов вуза. Выделенметод проектов какодинизболееэффективныхметодовучебно-исследовательской работы в рамках инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования студентов вуза.

Ключевые слова: учебно-исследовательская работа студентов, инвариантный и

вариативный блок иноязычного профессионального самообразования студентов вуза, интерактивные способы обучения.

М. В. В alika ev а

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE SELF-STUDY OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE EDUCATIONAL RESEARCH WORK

The article discusses the educational and research work in the development of foreign language students and professional self is its structure. The characteristic of invariant and variable unit of professional foreign language self-study students. Provides examples of teaching and research activities of the Tyumen State University of Architecture, Building and Civil Engineering. Indicated interactive ways of teaching and research work of the invariant and variable unit of foreign language professional self-education of students. Selected project method as one of the more effective methods of teaching and research work of the invariant and variable unit of foreign language professional self-education of high school students.

Key words: educational-research work of students, invariant and variable unit of professional foreign language self-study of university students, interactive ways of learning.

В положениях Болонской декларации говорится о фундаментальности образования, нацеленности на профессиональную подготовку специалистов, способных заниматься наукой.

Основная цель профессионального образования - профессиональная подготовка квалифицированного работника соответ-

ствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Профессиональное становление специалиста - длительный, сложный, противоречивый процесс, обусловленный многими самыми различными факторами. Наиболее

значимым среди них является исследовательская деятельность студентов. Для того, чтобы дать будущим специалистам хорошие знания, необходимо уже в процессе обучения, привить им навыки самостоятельной исследовательской работы, то есть научить работать с учебной и научной и профессиональной литературой накапливать и анализировать информацию, систематизировать и обобщать факты, составлять тезисы, писать рефераты, выступать с сообщениями на занятиях и с докладами на конференциях, участвовать в олимпиадах.

Исследовательская деятельность студентов - одна из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает навыки исследовательской работы, затем воплощает приобретенные теоретические знания в исследованиях, во внеаудиторной работе, так или иначе связанных с практикой. В процессе обучения студент должен освоить навыки самостоятельной работы, для этого он должен уметь пользоваться различными источниками, интерпретировать полученные сведения. Исследовательская деятельность студентов является в большинстве случаев учебной, так как ее главное назначение не столько в получении новых результатов, имеющих объективную новизну, сколько в умении применять простейшие исследовательские умения и навыки [5].

Смысл учебной исследовательской работы в рамках развития иноязычного профессионального самообразования студентов в том, что в процессе её выполнения студент овладевает определенным перечнем исследовательских умений и навыков: самостоятельно подбирать научную и профессиональную литературу на иностранном языке, работать с каталогами, информационными обзорами, конспектировать иноязычную литературу, выступать публично на научно-практических конференциях, сочетая иностранный язык и специальность, использовать метод проектной работы, участвовать в олимпиадах, конкурсах. Участие в исследовательской работе способствует интеллектуальному, профессиональному и в целом личностному росту студента.

В Тюменском государственном архитектурно-строительном университете элементы исследовательской работы пронизывают весь учебный процесс. Разнообразные виды и формы учебно-исследовательской работы студентов отличаются по своему характеру, массовости, профессиональными особенностями будущих инженеров в технических ву-

зах, но все они направлены на развитие иноязычной и речевой компетенции студентов, что, в свою очередь, является составляющей иноязычного профессионального самообразования студентов вуза.

Активное привлечение студентов к учебно-исследовательской деятельности является одним из эффективных путей профессиональной подготовки будущих специалистов.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов учебно-исследовательской деятельности, к которой относят поисково-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую, самостоятельную и другие, осуществляемые в рамках инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования. Для этого в учебном плане предусмотрены курсы по выбору, варианты различных специализаций, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности. Реализации указанной цели способствует интеграция специальных и гуманитарных дисциплин на факультете, повышение роли взаимосвязи и взаимовлияния иностранного языка, учебного материала и гуманитарных дисциплин [1; 2; 4].

На наш взгляд, именно вариативный блок может стать дополнением к инвариантному блоку иноязычного профессионального самообразования студентов вуза, способствовать закреплению и применению усвоенных студентами знаний, расширить их общий кругозор.

Основу вариативного блока иноязычного профессионального самообразования составляет образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и профессиональных потребностей студентов, не реализованных в рамках предметного обучения в вузе.

Он выходит далеко за рамки традиционных внеаудиторных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга студентов.

Вариативный блок иноязычного профессионального самообразования предоставляет студентам возможность более глубокого ознакомления с профессиональной литературой, историей, культурой народа, язык, которого они изучают. Снимая психологические барьеры, вариативный блок иноязычного профессионального самообразования делает трудоемкий процесс изучения иностранного языка интересным и радостным, расширяя общий кругозор студентов, способствуя билингвистическому развитию са-мообразующегося специалиста. Вариатив-

Структура развития иноязычного профессионального самообразования студентов вуза в рамках УИРС представлена на рис.1.

Рис.1. Структура развития иноязычного профессионального самообразования студентов

вуза в рамках УИРС

ный блок иноязычного профессионального самообразования формирует профессиональный интерес, совершенствует знания, умения, навыки по иностранному языку, организует свободное время студентов с целью их общего и профессионального развития.

Цели и задачи инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования совпадают, но в содержании, организации и формах проведения между ними наблюдаются существенные различия.

Во-первых, участие студентов в вариативном блоке в отличии от инвариантного

носит добровольный характер. Студенты сами решают вопрос об участии в тех или иных видах инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования (участие в олимпиадах, научно-практических конференциях) в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, изучать иностранный язык дополнительно.

Во-вторых, внеурочный характер занятий в рамках вариативного блока иноязычного профессионального самообразования выражается в отсутствии строгой урочной регламентации, касающейся времени, места,

формы их проведения, а также, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах.

В-третьих, в отличие от инвариантного блока иноязычного профессионального самообразования, где помощь преподавателя играет ведущую роль, в рамках вариативного блока иноязычного профессионального самообразования студенты проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации мероприятий, отвечающих их профессиональным интересам и склонностям.

Ведущий принцип организации вариативного блока иноязычного профессионального самообразования обязывает преподавателя своевременно обнаружить заинтересованность студентов, вовлечь в интересующую их профессиональную деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней.

Инвариантный блок иноязычного профессионального самообразования опирается на работу в аудитории и основывается, как известно, на владении навыками и умениями, заложенными на занятиях иностранного языка, поэтому важно, чтобы студенты использовали эти навыки и умения как, можно полнее, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и особенностями вариативного блока иноязычного профессионального самообразования, оказывающего положительное воздействие на учебно-исследовательскую деятельность студентов в целом.

Проблема активизации вариативного блока иноязычного профессионального самообразования обусловлена требованиями к учебно-воспитательному и учебно-исследовательскому процессу. Она предоставляет в распоряжение преподавателя дополнительный резерв времени для расширения и углубления знаний по иностранному языку.

Формирование активной личности в процессе обучения, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную, учебно-исследовательскую, а в дальнейшем и профессиональную деятельность, требует установления соотношения инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования в пользу последних и выбора соответствующей организации учебного процесса, методов и средств обучения; установления соотношения обязательных и элективных курсов и работ, выбора соответствующей организации учебного процесса; индивидуализации обучения; индивидуализированных форм контроля знаний и умений; программированного обучения; научно-исследо-

вательской работы, организованной таким образом, чтобы студент испытывал потребность в изучении профессиональной литературы для решения намеченных задач; применения автоматизированных систем обучения.

Особое значение в обеспечении самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов по овладению иностранным языком, различными аспектами коммуникативной направленности, а, следовательно, по развитию иноязычного профессионального самообразования студентов приобретает комплексное применение мультимедийных средств обучения.

В учебных планах на дисциплину «Иностранный язык» отводится в среднем только 340 часов. В этой связи в учебном процессе по дисциплине «Иностранный язык» возрастает роль самостоятельной работы (вариативного блока иноязычного профессионального самообразования) студентов. Необходимость активизации самостоятельной работы студентов вызвана также возникающими проблемами при обучении группы студентов, у которых уровень знаний иностранного языка значительно отличается.

На первом курсе очень важно сформировать основные навыки четырех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письма. Многие наши студенты - это выпускники сельских школ, совсем не изучавшие язык (30 %) или изучавшие его частично (50 %). И только 20 % - выпускники спецшкол или студенты, изучавшие английский язык в полном объеме школьной программы. Предлагаемые нами задания для самостоятельной работы носят личностноориентированный характер.

На старших курсах, увеличивается время, отводимое на самостоятельную личностноориентированную деятельность студентов.

Проводя ежемесячное анкетирование, преподаватель учитывает потребности и пожелания студентов, предлагает им самим выбрать тему работы, сформулировать цели и задачи, представить ее в интересной для них форме.

Система научно-исследовательской работы в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете носит интегрированный характер: все виды и формы учебной деятельности, направленные на профессиональную подготовку будущего специалиста, включают в свое содержание формирование исследовательских умений.

Участие в студенческих конференциях, подготовка докладов, рефератов, написание статей по лингвострановедческим, культуро-логическим, научно-исследова-

тельским темам повышают мотивацию студентов, помогают сохранить заинтересованность в дальнейшем изучении иностранного языка и получении специальности.

Каждый год в рамках «Дни науки» студенты первого курса выступают на лингвострановедческой конференции с докладами актуальной тематики по проблемам молодежи, образования, обучения иностранным языкам, студенты второго курса выступают на лингвопрофессиональной конференции с докладами по своей специальности. Информацию они находят в аутентичных источниках.

Цель организации научно-практических конференций - формирование исследовательских умений, расширение теоретического кругозора будущих специалистов, владеющих методологией научного познания.

На конференции молодые исследователи имеют возможность выступить с докладом перед широкой аудиторией, овладевая при этом техникой и методами публичного выступления. Развитию навыков ораторского мастерства, умению свободно и раскованно держаться, отстаивать свои взгляды и дискутировать на иностранном языке способствует подготовка.

Преподаватели кафедры, опираясь па коммуникативную методику преподавания, ставят своей целью не только обучение иностранному языку, но и создание атмосферы, благоприятной для развития творческих способностей студентов. Уже традиционным стало проведение конкурсов на лучший научно-технический перевод, лучшее аннотирование и реферирование статей из иноязычных научно-технических журналов, разработкой и проведением которых занимаются преподаватели кафедры.

Участие в конкурсах обогащает личный опыт студента, его знания о разнообразии профессиональной деятельности. Студент приобретает необходимые практические умения и навыки, у него развивается интерес к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной учебно-исследовательской деятельности в стенах вуза.

Студенты говорят, что такие конкурсы помогают самовыражению, проявлению индивидуальности, знакомят с разными видами творчества, учат работать самостоятельно, развивают техническое мышление и воображение, открывают скрытые способности к творчеству и самооценке.

Как известно, система учебной деятельности сообразуется с целями, характером обучения и определяется особенностями овладения иностранным языком как средством

общения. Основным условием совершенствования и расширения рамок учебной деятельности должно быть использование в ней вариативного блока иноязычного профессионального самообразования студентов.

Интерактивные способы научно-исследовательской работы в рамках инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования студентов вуза способствуют:

1) созданию у студентов целостного представления о самостоятельной научно-исследовательской работе, её динамике и месте в реальной ситуации решения конкретных профессиональных задач;

2) приобретению на учебных материалах социального и профессионального опыта, в том числе межличностного и группового взаимодействия для коллективного принятия решений, осуществления сотрудничества;

3) развитию творческого мышления и активности студентов;

4) созданию условий для появления личностной установки, мотивации;

5) закреплению знаний и умений, необходимых для развития иноязычного профессионального самообразования; 6) выявлению новых смыслов взаимодействия с одногруппниками.

К числу интерактивных способов обучения педагоги-исследователи называют также следующие эффективные способы обучения:

1) технология развития критического мышления через чтение и письмо;

2) технология «Дебаты» («круглый стол»);

3) метод кейсов;

4) метод «портфолио»

5) метод проектов [3; 6; 7].

Один из самых эффективных и широко применяемых интерактивных способов обучения иностранному языку в рамках инвариантного и вариативного блока иноязычного профессионального самообразования студентов вуза является метод проектов. Метод проектов - это метод моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых студент ставит и решает собственные проблемы при сопровождении самостоятельной научно-исследовательской работы. В ходе решения проблемы студенты должны проявить умения анализировать, диагностировать проблему, четко формулировать цели и задачи, воспринимать и оценивать информацию, планировать и реализовывать свои действия по достижению целей проекта. Метод проектов позволяет [8]:

• создать условия профессиональной деятельности, максимально приближенные к реальным для развития иноязычного про-

фессионального самообразования студен- рования, работу с реферативными журна-

тов; лами. На занятиях впервые знакомятся с

• вывести образование за пределы вуза; различными видами научно-технической

• «разгрузить» учебный день студента. литературы. Все это закладывает основы

Все перечисленные выше интерактив- их самостоятельной исследовательской ра-

ные способы обучения иностранному языку боты, а, следовательно, и иноязычного про-

формируют лингвистическую, коммуника- фессионального самообразования. Опыт

тивную и прагматическую группы компетен- преподавателей и студентов в этом направ-

ций, которые максимально способствуют лении продолжает совершенствоваться. Са-

развитию иноязычного профессионального мое главное здесь - поддерживать интерес

самообразованию студентов вуза, а также на- студентов к иностранному языку как важ-

ходят все большее применение на занятиях ному звену профессиональной подготовки

по иностранному языку и дают возможность будущего специалиста.

развивать творческие способности, навыки Таким образом, развитие иноязычно-исследования, умения выразить себя, пока- го профессионального самообразования у

зать свой профессиональный уровень. студентов в рамках УИРС, представляющей

Не следует думать, что УИРС на кафе- собой учебно-исследовательскую и научно-

дре иностранных языков - это компания, исследовательскую работу, осуществляе-

которая проводится несколько раз в год. мую в процессе инвариантного и вариатив-

Элементы исследовательской работы про- ного блока, является важнейшим условием

низывают весь учебный процесс. Студенты и средством профессионального становле-

изучают основы аннотирования, рефери- ния будущего выпускника вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галимзянова И.И. Формирование профессионально ориентированной языковой подготовки в пространстве технического вуза // Проблемы педагогики 2009. - №1. - С.179-182.

2. Зинкина Л.С. Иностранный язык в техническом вузе / Л.С. Зинкина, Н.Ю. Мамонтова // Прикладная филология и инженерное образование: сб. науч. тр. Ч.1. / - Томск: Изд-во Томск, политехн. ин-та. 2006. — С.28-32.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В.Кларин. - М.: Арена, 1994. - 222 с.

4. Мухина Ю.Р. Активизация исследовательской деятельности студентов IT-специальностей на практических занятиях по физике / Ю.Р. Мухина // Ярославский педагогический вестник. 2012. - №2 - Том11 (Психологопедагогические науки. - С.215-220.

5. Лохонова Г.М. Научно-исследовательская работа студентов вуза как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов / Г.М. Лохонова // Актуальные проблемы современной педагогики: материалы международной заочной научно-практической конференции. - 15 февраля 2010. - hptt: //sibac. info.

6. Серов О.В. Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов / О.В. Серов // Проблемы и перспективы развития образования. Международная заочная конференция. - Пермь, апрель 2011. - С.132-133.

7. Печерская О.Н. Использование инновационных методов обучения в формировании иноязычной коммуникативной компетенции / О.Н. Печерская // Социокультурные проблемы языка и коммуникации: Сборник научных трудов. Выпуск 7. - Саратов: ПАГС, 2011. - С.135-140.

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С.Полат. - М: Academia, 2000. - 271 с.

REFERENECES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Galimzianova I.I. Formation of professionally-oriented language training in the space of a technical high school. Problemy pedagogiki - Problems of Pedagogy, 2009, no. 1, pp.179-182 (in Russian).

2. Zinkina L.S. Inostrannyi iazyk v tekhnicheskom vuze [Foreign language in a technical college]. Prikladnaia filologiia i inzhenernoe obrazovanie: sb. nauch. tr. Ch. 1. [Applied Philology and Engineering Education: collection of scientific papers. Part 1.]. Tomsk, Izd-vo TPI, 2006, pp.28-32 (in Russian).

3. Klarin M.V. Innovatsionnye modeli obucheniia v zarubezhnykh pedagogicheskikhpoiskakh [Innovative training model in search of foreign teachers]. Moscow, Arena, 1994. 222 p.

4. Mukhina Iu.R. Activation of the research activities of students IT-specialties in practical classes in physics. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik - Yaroslavl Pedagogical Gazette, 2012, no.2, pp.215-220 (in Russian).

5. Lokhonova G.M. The research work of students of the university as a component of the training of future specialists. Aktual'nyeproblemy sovremennoi pedagogiki: materialy mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Actual problems of modern pedagogy: proceedings of the International correspondence scientific-practical conference]. Available at: hptt://sibac.info (accessed 15 November 2013).

6. Serov O.V. The use of project method in the educational process of students. Problemy i perspektivy razvitiia obrazovaniia. Mezhdunarodnaia zaochnaia konferentsiia [Problems and prospects of the development of education. International Scientific and Practical Conference]. Perm, April, 2011. pp.132-133.

7. Pecherskaia O.N. The use of innovative teaching methods in the formation of foreign language communicative competence. Sotsiokul'turnye problemy iazyka i kommunikatsii: Sbornik nauchnykh trudov. Vypusk 7 [Social and cultural issues of language and communication: Proceedings. Issue 7]. Saratov, PAGS, 2011. pp.135-140 (in Russian).

8. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia [New teaching and information technology in education]. Moscow, Academia, 2000. 271 p.

Информация об авторе Баликаева Марина Бембаевна (Россия, Тюмень) - Доцент, Кандидат педагогический наук. Тюменский государственный архитектурно-строительный университет. E-mail: marinab alikaeva@list.ru

Information about the author Balikaeva Marina Bembaevna (Russia, Tyumen) - Associate Professor, PhD in Pedagogy. Tyumen State University of Architecture, Building and Civil Engineering. E-mail: marinabalikaeva@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.