скую активность, демонстрировать сопричастность к происходящим в обществе и государстве социально-экономическим, политическим и культурно-нравственным процессам.
Литература
1. Литвинова М.В. Социокультурная динамика массовых праздников и зрелищ. Белгород: ИПЦ «Политерра», 2003. 156 с.
LITVINOVA M, KOROTAEVA I. CREATIVITY AS A BASE COMPONENT IN FORMATION OF THE EXPERT IN THE SPHERE OF ARTS AND CULTURE
The innovative technologies of the organization of educational process at the institution of culture and arts are presented. Different forms of the creative activities are considered to be the base component of training specialist in the sphere of culture and arts.
Key words: creative activities, creative activities management, concert-performing activities, creative group.
О.А. КИРЕЕВА, канд. пед. наук, начальник научно-исследовательского управления В.С. ИГНАТОВА, начальник отдела
Педагогические условия организации инновационной среды в региональном вузе
Показана значимость формирования в высшем учебном заведении инновационной среды. Определены структурные элементы инновационной среды регионального вуза сферы культуры и искусств. Дана классификация педагогических условий, необходимых для ее организации.
Ключевые слова: инновационная среда, педагогические условия, инновационный потенциал вуза, региональный вуз, сфера культуры и искусств, социальное партнёрство.
В целях повышения эффективности развития инновационной среды Белгородской области, частью которой является Белгородский государственный институт искусств и культуры, правительство области разработало и реализует комплекс мер. Ряд мер государственного регулирования экономики области направлен на решение проблем стабильности и устойчивого развития кадрового потенциала, что определяет особую роль высшей школы.
Исходя из этих тенденций эксперты в области образования и науки в ряду приоритетных задач выделяют необходимость формирования инновационной среды вуза, диверсификации его деятельности и актуализации инновационной стратегии.
Региональным вузам в контексте сложившейся ситуации следует активнее вводить в практику презентации региональных компаний, участие представителей вуза в руководящих органах предприятий, обмен знаниями между бизнесом и высшим образованием - все это во многом определяет конкурентоспособность нашей экономики и обеспечивает улучшение качества жизни населения. При этом преподаватели, ориентируясь на ФГОС, должны ежегодно корректировать образовательные программы в зависимости от текущей экономической ситуации, тесно контактировать с бизнесом, органами власти, проводить консультации, являться членами различных общественных организаций.
Направление развития науки и выс-
шей школы должно совпадать с вектором, стремящимся к формированию инновационной среды путем создания кластеров типа «культура - наука -бизнес». Причем образование в вузах сферы культуры и искусств должно быть перспективным, ориентированным на подготовку конкурентоспособных специалистов, готовых производить инновации в культуре не только по итогам обучения, но и в самом его процессе.
Вузам необходимо сотрудничать с компаниями для проведения обоюдовыгодных корпоративных программ повышения квалификации, результатами которых должен стать мониторинг рынка труда, а также интеграция вузовской науки и бизнеса на платформе традиционной культуры региона. Работоспособный, высококвалифицированный коллектив, сформированный в результате такого сотрудничества, составит основу конкурентоспособности регионального вуза.
В целом конкурентоспособность регионального вуза сферы культуры и искусств включает следующие базовые составляющие, которые, кстати, являются и качественными показателями наличия в вузе инновационной среды [1]:
• успешное позиционирование на рынке образовательных услуг и представление на нем новых видов образовательных продуктов;
• демонстрация секторов науки, по которым накоплен определенный потенциал и достигнуты признанные результаты;
• активное международное сотрудничество в сфере образования и науки;
• представление вуза в федеральных целевых, научных, образовательных программах и проектах;
• партнерские отношения с органами исполнительной власти и бизне-
сом и целевая ориентация на интересы экономики;
• система трудоустройства и оценки успешности деятельности выпускников вуза;
• активная маркетинговая деятельность;
• благоприятный имидж вуза, активная информационная и рекламная политика.
Инновационная среда, сформированная в нашем вузе, имеет внешний и внутренний контуры.
Внешний представляет собой дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, оказывающее косвенное либо прямое влияние на условия инновационной деятельности вуза и ее результат. Компонентами макросреды являются социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы региона. Компоненты внешней микросреды определены стратегическими зонами хозяйствования, рынком новшеств, рынком конкуренции
инноваций, рынком инвестиций, звеньями административной системы, элементами инновационной инфраструктуры, обслуживающими инновационный процесс.
Внутренний контур инновационной среды - это внутривузовские отношения, связи, образуемые элементами системы БГИИК, влияющими на его инновационную деятельность.
Такая композиция средовых компонентов позволяет её субъектам стабильно отслеживать:
• инновационный потенциал вуза (внутренняя инновационная среда);
• инновационный климат (внешняя инновационная среда);
• инновационную позицию института (среда в целом).
Фундаментальными предпосылками организации инновационного потенциала вуза являются педагогические условия формирования его инновационной среды. При этом они должны способствовать установлению равновесного состояния между наукой конкретного, имеющего специфическую направленность вуза и экономическим состоянием региона, представляя собой своеобразный адаптер.
На наш взгляд, процесс создания инновационной среды регионального вуза сферы культуры и искусств будет эффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий:
V условия, опосредованно влияющие на процесс создания инновационной среды вуза (пассионарность, ко-мандность, профессионализм);
V условия, непосредственно влияющие на процесс создания инновационной среды вуза.
В общем виде последние можно представить следующим образом [2]:
■ принятие и адаптация имеющихся наработок в области создания инновационной среды;
■ придание организационной структуре вуза адаптивности (организация работы в направлении поиска и создания заинтересованности компаний в проведении профильных исследований, адаптация учебного процесса, кадровая политика и т.д.);
■ организация оптимальных для специфики вуза форм взаимодействия с внешней средой и создание условий для постоянной генерации инновационного процесса во внутренней среде;
■ складывание инновационной инфраструктуры как совокупности различных организаций и учреждений, без наличия которых инновационный процесс развивался бы менее эффективно;
■ формирование мировоззрения, адекватного той среде, которая генерирует проекты; моделирование и внедрение основ новой организационной культуры, основанной на структуре «культура - наука - бизнес».
В образовательном процессе вуза выделенные педагогические условия с точки зрения включённости представителей учащейся молодежи в процесс создания инновационной среды реализуются посредством различных видов деятельности, соответствующих стратегическим целям.
Отправной точкой в реализации педагогических условий является организация студенческого коллектива, что предусматривает авторитарные действия педагогов-организаторов по объединению студенческой молодёжи в единый коллектив, дальнейшая деятельность которого предполагает приобщение индивида к социуму, включение его в общественную жизнь, обучение поведению в коллективах (научно-образовательный центр, учебно-научная или научная лаборатория, творческая группа в бизнес-инкубаторе и т.д.), выполнение им определенных социальных ролей. Членство в коллективах разных уровней и направ-
лений даёт возможность студентам вузов культуры и искусств отрабатывать профессиональные навыки, нарабатывать организаторский опыт, формирует их ответственность как полноправных представителей вуза.
Важным педагогическим условием создания инновационной среды вуза сферы культуры и искусств является теоретическая и практическая подготовка студентов к управленческой деятельности.
В процессе формирования у выпускника вуза профессиональных качеств основной акцент в современной педагогике делается на подготовку конкурентоспособной личности, конструирование её личной стратегии, формирование её индивидуальной траектории развития, направленной не только на освоение профессии, но и на приобретение необходимых навыков для жизнедеятельности в современном социуме. Современному обществу нужен специалист, обладающий, наряду с профессиональными знаниями и умениями, навыками саморазвития, самовоспитания, самообразования, самореализации и самоуправления.
Эффективность освоения студентами специфики управленческой деятельности, овладения ими формами и методами её организации и одновременно навыками самоорганизации, саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности зависит от профессионализма педагогов, обучающих этому студентов и направляющих их практическую деятельность. При этом необходимо избегать «временного разрыва между практикой и знаниями, поскольку они укладываются в сознании не в результате автоматического повторения теоретических правил и абстрактных понятий в стенах аудиторной комнаты, а приобретаются в процессе деятельности» [3, с. 80].
Продуктивность участия студента во внутривузовской управленческой деятельности, а затем и в управленческой деятельности во внешней по отношению к вузу среде зависит от степени его подготовленности к ней. Специальное психолого-педагогическое обеспечение процесса подготовки студентов вузов культуры и искусств к управленческой деятельности является одним из условий успешной интеграции вуза в инновационную среду. Оно предполагает несколько этапов реализации, а именно:
■ психолого-педагогическую диагностику уровня подготовленности студентов к управленческой деятельности, видения ими взаимосвязи управленческих навыков с будущей профессиональной деятельностью;
■ разработку и внедрение учебных курсов, направленных на обучение студентов основам, навыкам и передовым технологиям организации управленческой деятельности;
■ апробацию знаний, умений и навыков, сформированных у студентов в
процессе обучения, в практической управленческой деятельности в вузе и в ходе партнёрских отношений в социуме;
■ анализ эффективности обучающих программ.
Организация деятельности по подготовке студентов к профессиональной и управленческой деятельности предполагает высокий уровень профессионализма самих педагогов, знание ими основ управленческой деятельности, психологических особенностей молодёжной среды и тех необходимых качеств личности выпускника вуза культуры и искусств, которые помогут ему в профессиональном самоопределении. Т.В. Волоткевич справедливо подчёркивает, что «студент должен быть подготовлен к реализации функций выбранной специальности в развитом обществе, успешному включению в различные виды деятельности, оправданию своего общественного и профессионального значения, при условии, что он сформирован как социально активная личность» [4, с. 39].
Неотъемлемым условием, оказывающим непосредственное влияние на процесс создания инновационной среды регионального вуза сферы культуры и искусств, является ряд мер по организации социального партнёрства вуза и включение во внутривузовские и внешние партнёрские отношения представителей студенческой молодёжи. При этом в процессе социального партнёрства студент, как его субъект, уже сегодня может формировать в себе качества, доставляющие ему ощущение счастья от результатов собственной деятельности, что позволяет в определённой степени избежать того, о чем предупреждал русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев: «Современное воспитание приносит в жертву настоящее будущему, в воспитываемых видят собственно не детей и юношей, а буду-
щих взрослых людей, деятелей в различных сферах. Воспитание понимается не как развитие того, что есть, а как подготовка к тому, что будет... Второе понимание неизбежно влечёт за собой искусственную постановку воспитания» [5, с. 100]. Особо актуально это утверждение для студентов вузов культуры и искусств как носителей и ретрансляторов культуры, призванных в силу специфики своей профессиональной деятельности иметь опыт работы по воспитанию различных слоёв населения в духе культуросообразности.
Советский философ Э.В. Ильенков, предвосхищая роль и значение социального партнёрства и взаимодействия студентов с внешней для вуза средой, отмечает: «Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала . в такие взаимоотношения с другими . людьми, внутри которых он не только смог бы, но и вынужден был бы стать личностью» [5, с. 34]. Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности - человек становится лишь тогда, когда сам совершает эту деятельность, оказывая влияние на все сферы жизнеобеспечения социума.
Анализ системы высшего образования, а также стратегических планов развития общества позволяет сделать вывод о том, что создание инновационной среды в региональном вузе сферы культуры и искусств представляет собой весьма сложную многоуровневую и масштабную задачу. Ее решение значительно упрощается при условии выполнения вышеперечисленных педагогических условий.
Литература
1. Курганский С.И. Интенсификация развития образовательной системы вуза (на
примере вузов культуры и искусств). Белгород: Изд-во БелГИК, 2005. 348 с.
2. Масликов В.А. Предпосылки инновацион-
ного развития среды вуза. URL: http:// www.sociograd.ru/ index.php/ abutur/1/ 189-savchenko
3. Афонченко Л.Ф. Формирование готовно-
сти у студентов вуза искусств и культуры к профессиональной педагогической де-
ятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Воронеж, 2002. 24 с.
4. Волоткевич Т.Н. Самоуправление студен-
тов как фактор организации воспитательной работы в вузе: Дисс____канд. пед. наук:
13.00.08. Красноярск, 2005.
5. Мудрость воспитания: книга для родите-
лей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989. 304 с.
KIREEVA O, IGNATOVA V. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF INNOVATION ENVIRONMENT AT THE REGIONAL UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS
The importance of creation of an innovation environment at higher educational institution is shown. The main structural elements of the innovation environment of the regional university of culture and arts are designated, and the classification of pedagogical conditions of organization of innovation environment is given.
Key words: innovative environment, pedagogical conditions, innovation potential of the university, regional university, sphere of culture and arts, social partnership.
В.Н. ВВЕДЕНСКИЙ, профессор
Развитие научно-исследовательской деятельности студентов институтов культуры и искусства
На примере проведения научно-методологического семинара как дисциплины по выбору представлено формирование научно-исследовательской компетентности у студентов творческого вуза. Определен перечень формируемых интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение) у студентов институтов культуры и искусств.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, научно-методологический семинар, верификационизм, фальсификационизм, интеллектуальные умения.
В настоящее время еще ведутся дискуссии о необходимости формирования исследовательских навыков у будущих представителей художественной интеллигенции. Междутем, хотя наука и искусство представляют собой разные формы деятельности и знания, они тесно связаны между собой: это как бы два полюса в культуре. Необходимость развития научно-исследовательской деятельности студентов институтов культуры и искусств определена соответствующими ФГОС высшего профессионального образования. Вместе с тем трудно согласиться с тем, что только в процессе их реализации
формируются требуемые компетенции, ведь во многих вузах действуют студенческие научные общества. В Белгородском государственном институте искусств и культуры также успешно действует научное общество студентов, где будущие режиссеры, хореографы, дизайнеры, музыканты занимаются исследовательской работой, отвечающей их интересам и способностям.
Основа НИРС закладывается, как правило, в рамках учебного процесса, в ходе изучения различных дисциплин. В целях усиления этой работы в БГИИК в качестве предмета по выбору для студентов пятого