BORUKHA S., RIADNOVA S., BOVKUNOVA U. APPLICATION OF PREDICTIVE METHODS TO DEVELOPING AN INTEGRATED PROGRAM OF COLLEGE
Solving the problem of the development of educational institutions is a prerequisite for effective management of educational activities at the institution of social and cultural sphere. The proposed forecasting technology is approved at Belgorod State Institute of Fine Arts and Culture.
Key words: forecasting technology, pedagogical prediction, development of educational system, an integrated development program, education in the fine arts and culture, education management.
В.И. КОВАЛЕНКО, профессор, зав. кафедрой педагогики и методики профессионального образования
Непрерывная
профессиональная
подготовка
педагогических кадров
В статье освещены основные направления внутривузовского непрерывного обучения преподавателей Белгородского государственного института искусств и культуры, обозначены некоторые проблемы и пути их решения в подготовке научно-педагогических кадров, рассматриваются актуальные направления диссертационных исследований.
Ключевые слова: развитие образовательной системы вуза, образовательная политика, система внутривузовской непрерывной профессиональной подготовки педагогов, подготовка научно-педагогических кадров, факторы определения проблематики педагогических исследований.
Для интенсивно развивающегося вуза сферы культуры и искусства нет, пожалуй, сегодня более актуальной проблемы, чем профессиональная подготовка собственных педагогических кадров. В условиях реформирования системы российского образования и смены образовательных ориентиров перед отраслевыми вузами встает комплекс проблем, требующих не только научно обоснованных решений, но, главное, - наличия педагогов, способных эти решения принимать и воплощать в жизнь. Возникла необходимость активизировать работу по совершенствованию системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, по разработке и апробации новых образовательных программ, обеспечению их методическими комплексами, внедрению инновационных образовательных методов и технологий. Существующий порядок перепод-
готовки и повышения квалификации кадров, при котором педагог обязан повышать свою квалификацию в системе дополнительного профессионального образования не реже одного раза в пять лет, не соответствует требованиям новых государственных образовательных стандартов по всем реализуемым и вновь вводимым в БГИИК образовательным программам. В связи с этим возникает острая потребность в организации перманентного образования преподавателей вуза. В институте реализуется комплексная программа подготовки и повышения квалификации профессорско-педагогического состава по трем направлениям: работа с начинающими педагогами, повышение квалификации и педагогического мастерства опытных преподавателей и аспирантская подготовка научно-педагогических кадров.
На кафедре педагогики и методики
профессионального образования в последние четыре года интенсивно ведется разработка и экспериментальная апробация инновационных форм внутривузовской непрерывной профессиональной подготовки педагогов, инициатором которой был заслуженный учитель РФ, профессор П.Е. Решетников. Сущность проблемы перехода к перманентному образованию (в дополнение к дискретным формам дополнительного образования) заключается в том, чтобы найти и реализовать в вузе наиболее продуктивные формы непрерывного обучения педагогов. В настоящее время в институте разработаны и апробированы следующие формы обучения преподавателей: непрерывно действующий теоретико-методологический семинар по проблемам профессиональной педагогики в социокультурной сфере; участие в работе научно-образовательных центров, занимающихся исследованием проблем профессиональной подготовки в рамках основных образовательных программ и внедрением результатов в учебно-воспитательный процесс; реализация преподавателями индивидуальных образовательных проектов с научно-консультационным сопровождением этой деятельности силами сотрудников кафедры педагогики и ежегодным отчетом о результатах творческой деятельности; проведение мастер-классов ведущими специалистами; непрерывное обучение преподавателей на основе включения их в системный эксперимент и др.
Внутривузовское непрерывное обучение педагогических работников осуществляется в БГИИК в соответствии с принятой образовательной политикой вуза, разработка и реализация которой являются сами по себе системообразующей, интегрирующей
формой такого обучения, на чем следует остановиться более подробно.
Миссия института состоит в превращении его в научно-образовательный, исследовательский и культурный центр Черноземья, объединяющий вокруг себя общеобразовательные и профессиональные учреждения и реализующий вместе с ними многоуровневую систему основного и дополнительного профессионального образования по специальностям культуры и искусства по сопряженным планам и программам.
Инновационная деятельность преподавателя является не только одним из социальных механизмов развития образовательной системы вуза, но и действенным средством его саморазвития и профессионального становления. Поэтому повышение качества образования предполагается достигнуть посредством реализации творческих находок преподавателей и студентов. Механизмами активизации творческой активности субъектов образовательной деятельности выступают: включение педагогического коллектива в экс-
периментальную деятельность; работа в составе научно-образовательных центров, исследовательских лабораторий, временных исследовательских групп, малых предприятий бизнес-инкубатора, включение в проектную деятельность преподавателей и студентов; материальное и моральное стимулирование инновационной и творческой деятельности.
Каждый преподаватель института в течение учебного года выполняет в обязательном порядке четыре проекта:
• образовательный (разработка занятия, проводимого в нетрадиционной форме);
• воспитательный (разработка и проведение серии кураторских часов; разработка занятий кружка или студенческого клуба; подготовка студентов к участию в концертах, конкурсах и смотрах, соревнованиях; подготовка и проведение общевузовских воспитательных мероприятий; участие в региональных социальных, молодежных и творческих проектах);
• методический (самостоятельная или совместная разработка и апробация образовательных программ; разработка методического комплекса по учебной дисциплине; проведение серии занятий по программе эксперимента; разработка нормативной документации; разработка мультимедийных и компьютерных технологий, тестового контроля по дисциплине и др.);
• научно-исследовательский (издательский) - публикация пособий, статей, монографий; оформление заявок на изобретение или патент.
Каждый преподаватель отчитывается ежегодно о выполнении проектов в одной из следующих форм: публичная презентация проекта; подготовка и проведение выставки работ, показов; проведение открытых занятий при ат-
тестации кадров; приведение научно-практических конференций; отчет о проделанной работе в период ежегодных смотров методической, воспитательной, научно-исследовательской и издательской деятельности кафедр.
Профессиональная карьера специалиста тесно увязана с его активностью в разработке проектов и с успешностью их реализации. Для объективности оценки деятельности преподавателей осуществляется внутривузовский мониторинг успешности реализации образовательных, социокультурных, воспитательных, научных, методических, технических, дизайнерских и др. проектов. Материально-техническую, финансовую и иную административную поддержку в первую очередь получают те проекты и инициативы, которые направлены на реализацию основных направлений развития вуза, отражены в концепции его развития, прошли отбор в научно-экспертном совете и одобрены всем коллективом. Инициативные проекты получают поддержку на основе конкурса внутривузовских и региональных грантов и проектов.
На реализацию стратегии развития вуза направлена и аспирантская подготовка научно-педагогических кадров, имеющая свои отличительные особенности. Специфика профессионального образования в сфере культуры и искусства проявляется на всех его этапах - от работы с детьми в школе искусств и вступительных испытаний абитуриентов в средние специальные и высшие образовательные учреждения до послевузовского профессионального образования. Традиционно творческая (исполнительская) компонента профессионального опыта педагога вуза социокультурной сферы является доминирующей по отношению к педагогической, что представляет существенную проблему при его поступ-
лении в аспирантуру на педагогическую специальность либо при прикреплении для написания кандидатской диссертации по педагогическим наукам. Это противоречие усиливается устойчиво проявляющейся в последние годы тенденцией поступления в аспирантуру вчерашних выпускников института, имеющих незначительный опыт педагогической работы. Дефицит практического опыта преподавания приходится компенсировать интенсивным обучением аспирантов по программе «Преподаватель высшей школы», предусматривающей курс теоретического и практического обучения на первом году аспирантской подготовки. Аспиранты как дневной, так и заочной формы обучения в обязательном порядке включаются в общеинститутские либо факультетские образовательные проекты, благодаря участию в которых под руководством педагогов-наставников они получают практические навыки организации и методического обеспечения учебного процесса.
Хорошие результаты по формированию целостного, системного представления аспирантов о сущности и особенностях образовательного процесса в вузе дает построение аспирантской подготовки в русле коллективного исследовательского проекта, направленного на изучение целей, задач, функций, структуры и состояния образовательной системы БГИИК, существующих в ней проблем и противоречий, определение тенденций, механизмов и путей ее совершенствования и завершающегося разработкой альтернативной стратегии развития вуза. Основные результаты исследовательского проекта представляются в научно-экспертный совет института для оценки возможности их дальнейшего внедрения.
Особую сложность для начинающих исследователей представляет определение направления научной работы. Недавние выпускники вуза, часто не имеющие исследовательской практики, испытывают серьезные затруднения с выбором проблемы и формулированием темы диссертационного исследования. При выборе педагогической проблематики научных исследований в вузе культуры мы ориентируем соискателей на учет социокультурных тенденций и факторов. В диссертационной работе соискателя должны быть отражены: современные тенденции развития образования в мире и Российской Федерации;специ-фические особенности образования в сфере культуры и искусств и проблемы его развития; противоречивое развитие педагогического процесса в вузе, порождающее новые педагогические ситуации, требующие теоретического осмысления, новых подходов и технологических решений; прикладные достижения смежных с профессиональной педагогикой наук (социальной педагогики, психологии,социологии,ин-форматики, обеспечения комплексной безопасности и т.д.).
Актуальные вопросы, на которые наши педагоги ищут ответы в своих научных исследованиях, касаются в первую очередь повышения профессионализма выпускников вузов социокультурной сферы. Эти вопросы формулируются чаще как запросы на эффективные методики и технологии достижения требуемого образовательного результата. Доступностью этого пути определения проблематики педагогического исследования объясняется смысловая схожесть большинства тем диссертационных исследований, проводимых аспирантами и соискателями кафедры педагогики и методики профессионального образования.
Чаще всего они звучат так: «Формирование, развитие ... (какой-либо) компетентности (либо иного качества, свойства) будущего специалиста вуза социокультурной сферы».
Доминирование подобной проблематики в кандидатских диссертациях наших молодых ученых обусловлено современными тенденциями развития образования в мире и в стране. В основу подготовки специалиста сферы культуры и искусства положен компе-тентностный подход, вносящий существенные изменения как в содержание обучения, так и в его формы и методы. Для педагогического сообщества процесс перехода на новые образовательные стандарты представляется вынужденным, навязываемым российскому образованию извне, не вполне согласованным с его внутренними закономерностями и механизмами развития. Вызывают опасения и темпы реализации компетентностного подхода с опорой лишь на международный опыт, с отметанием якобы устаревшей традиционной знаниевой парадигмы, на которой зиждилось российское образование. Идеологи модернизации образования утверждают, что ключевые компетентности выступают в качестве центрального звена, объединяющего знания, опыт и метакачества на уровне итога освоения содержания образования. Правда, каким образом можно достичь этого действенного итога, покане совсем ясно. Эта проблема требует глубокого исследования на всех уровнях: методологическом, теоретико-прикладном и практическом. При этом мы должны сохранить бережное отношение к традициям российского высшего образования, которое на протяжении десятилетий реализует одну из ведущих идей профессионального образования - усвоение профессионально значимых знаний, овладение
умениями, навыками и способами решения учебно-профессиональных и профессиональных задач. Накоплен огромный опыт по выбору профессионально-ориентированного содержания учебного материала и технологий формирования обобщенных единиц интегрированного опыта, развития профессионально значимых качеств. Особенно важно этот уникальный опыт не растерять в суете нововведений в сфере культуры и искусства, где готовятся «штучные» специалисты, а отношения между педагогом и учеником строятся в творческом процессе и отличаются особой чувствительностью к внешним возмущениям.
Современное образование в мире характеризуется тенденцией перехода от административно-регламентированной образовательной системы к вариативному, гибкому блочно-мо-дульному обучению на основе сотрудничества субъектов образовательного процесса, самообразования и самореализации, совместной ответственности за процесс и результат образования. Эта тенденция учитывается в материалах модернизации российского образования как один из ее приоритетов -воспитание социальной компетенции (умение жить, учиться и работать в группе, команде, коллективе, развитие способности к кооперативной деятельности и т.д.), но не совпадает с устойчивой тенденцией социального и межрегионального расслоения российского общества, возрастания закрытости и оторванности «эффективного» профессионального сообщества от молодежи - потенциального кадрового ресурса этого сообщества. Молодежь, не чувствующая себя его потенциалом и не имеющая перспектив профессиональной самореализации, соответственно, не мотивирована на саморазвитие; как правило, она огра-
ничивает выбор профессии кругом престижных, по которым уже давно произошло «кадровое перепроизводство». В диссертационных исследованиях все эти противоречия необходимо анализировать и определять степень их влияния на результаты профессионального образования.
Специфические особенности образования в сфере культуры и искусств и проблемы его развития образуют вторую условную группу факторов, определяющих тематику диссертационных исследований. В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы дана развернутая характеристика ситуации в этой области образования, высказана забота о сохранении сложившейся в России уникальной системы подготовки работников культуры и искусства [1].
Отметим, что сейчас остро востребованы диссертационные исследования по управлению развитием образовательных систем, т.к. без научно обоснованных стратегии и тактики в процессе их реформирования лучшие традиции непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства могут быть безвозвратно утеряны. Актуальны исследования, в задачу которых входит определение содержания и обеспечение преемственности разноуровневых образовательных программ в сфере культуры и искусства.
Практическая направленность профессионального образования предопределяет и характер подготовки педагогических кадров. Преподаватель профильных дисциплин осваивает методику преподавания, перенимая ее непосредственно от своего педагога. Бережно относясь к ее традиционной основе, он обогащает ее собственным опытом. Разрыв в непрерывной цепоч-
ке «педагог - ученик - педагог» в сфере искусства приводит к невосполнимым потерям. Отсюда вытекает особая важность задачи сохранения педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства.
Собственное противоречивое развитие педагогического процесса в вузе порождает новые педагогические ситуации, требующие теоретического осмысления, новых подходов и технологических решений. Образовательная система вуза в своем развитии посредством педагогической практики формирует тематику научных исследований - обширный комплекс организационных и методических вопросов, требующих научно обоснованного разрешения. Главное при этом - чтобы эти проблемы постоянно выявлялись и становились предметом обсуждения специалистов, экспертов, научных работников. Для этого должна работать система мониторинга комплексных проблем развития образовательной системы вуза.
Назовем некоторые наиболее важные компоненты внешней среды, влияние которых необходимо учитывать при проектировании образовательных систем в педагогических исследованиях, а может быть, и рассматривать в качестве самостоятельной педагогической проблемы. Культура, являясь определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, нуждается не только в сохранении и развитии, но и в активной защите - защите не только от воинствующих, разрушающих общественное сознание экстремистских идеологий, но и от повседневного, не менее опасного влияния массовой коммерческой культуры, угрожающей не только нашей национальной культуре, но и культурному развитию всего человечества.
Наиболее ярко влияние коммерческой культуры в худших своих проявлениях отражается на молодом поколении России, чья духовная среда обитания все более беднеет, уступая место циничному рационализму и потребительскому отношению к жизни.
В России коммерциализации подверглись все общественные отношения, начиная от товарно-денежных и заканчивая административно-распорядительными. Явления духовной жизни превращаются в товар, в них вкладываются капиталы, как и в любое производство. Ведущей функцией индустрии культуры становится не формирование мировоззрения, социальной позиции и расширение кругозора, а потребление, формирование рыночной психологии. При этом коммерческая культура ориентирована на максимально широкий круг потребителей с неким усредненным интеллектом, способным воспринимать относительно простые, порой и вовсе примитивные художественные тексты. Потребители коммерческой культуры - очень удобная аудитория: ею легко манипулировать, тиражируя пошлость, насилие и социальную пассивность [2].
У студентов вузов культуры и искусств необходимо формировать миссионерскую готовность противостоять экспансии коммерческой культуры в широкие массы населения. Остается незадействованным в полной мере огромный потенциал социокультурной сферы в качестве субъекта профилактики не только культурной и духовно-ценностной деформации молодежи, но и ее девиантного поведения. Так, в вузах культуры и искусства не ведется специальная профессиональная подготовка студентов к антинаркотической профилактике средствами социокультурной деятельности, хотя именно в учреждениях культуры и досуга
молодежи, в учебных заведениях идет активное потребление наркотических средств и сильнодействующих препаратов. Изменению этой ситуации, на наш взгляд, будет способствовать выполнение в БГИИК диссертационных исследований по проблемам профессиональной подготовки будущих специалистов к обеспечению комплексной безопасности профессиональной деятельности.
Следуетпризнать, что в педагогических исследованиях аспирантов и соискателей сферы культуры и искусств преобладают идеальные модели решения педагогических задач по формированию той или иной профессиональной компетентности, компетенции, по развитию тех или иных личностных новообразований без учета факторов внешней среды, оказывающих порой на процесс воспитания студентов значительно большее влияние, нежели внутренние факторы образовательной среды, в частности нацеленное воспитательное воздействие педагогов. Среди факторов внешней среды выделим следующие: влияние на процесс становления личности студента всевозможных молодежных субкультур, неограниченное тиражирование средствами массовой информации насилия, низкопробных образцов культуры и социального поведения, обеспечивающих быстрый успех и материальный достаток; маргинализация населения под действием алкоголизации и наркомании; падение престижа труда; угасание массовых трудовых традиций семьи (появление и распространенность роли родителя-неудачника в глазах подростка) и т.д. Эти и иные факторы внешней среды, дестабилизирующие процесс позитивной социализации молодежи и являющиеся в экспериментальных педагогических исследованиях неуправляемыми, требуют исследования и учета.
Прикладные достижения смежных с профессиональной педагогикой наук оказывают стимулирующее воздействие на научный поиск методов совершенствования профессионального образования в сфере культуры и искусства. Огромный опыт развития личности и профессионала накоплен в социальной психологии и социальной педагогике; несомненно, его следует применять и в наших профессионально-педагогических исследованиях.
В социологическом, социально-психологическом знании формируются представления о социальном взаимодействии как средстве повышения эффективности процесса обучения. Сегодня профессиональное воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешная профессиональная социализация учащейся молодежи в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности [3].
Как показали проведенные нами исследования по развитию субъектных функций обучающихся, эффективным
для этого процесса является полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза. Представляется продуктивным применение теории полисубъектного управления и в образовательном процессе. Так, ее идеи уже успешно используются в нескольких диссертационных исследованиях, посвященных полисубъектному управлению развитием методической компетентности преподавателя и полисубъектному взаимодействию в подготовке руководителей любительского театра.
Литература
1. Концепция развития образования в сфере
культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы. URL: http:// www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow _DocumID_141760.html
2. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 308 с.
3. Ромм М.В, Ромм Т.А. Социализация и
профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. 2010. № 12. С.104-113.
KOVALENKO V. CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF: PROBLEMS AND PROSPECTS
The article deals with the main aspects of internal continuous training of the teaching staff at Belgorod State Institute of Culture and Arts, emphasizes some problems and ways of their solving in the sphere of academic and research staff training, designates actual aspects of dissertation research.
Key words: training system of higher education institution, educational policy, system of internal continuous professional training, academic and research staff training, factors of subject matter designation in pedagogical research.