3. Осадченко, И.В. Развитие равновесия и координационных способностей у юных фигуристов / И.В. Осадченко, И.О. Черепанова // Олимпийские игры и современное общество. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Малаховка : [б.и.], 2017. - С. 172-178.
4. Урлова, О.Н. Развитие специальных координационных способностей у юных фигуристов на этапе предварительной подготовки : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Урлова О.Н. - Хабаровск, 2004. - 24 с.
5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта фигурное катание на коньках : приказ от 30 августа 2013 г. № 688 / Министерство спорта Российской федерации [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70475314/ (дата обращения: 01.01.2018).
REFERENCES
1. Grishina, M.V. (1991), Theoretical and methodical bases of management of training process in figure skating, dissertation, Moscow.
2. Kuramshin, Yu.F. (2010), Theory and methodology of physical education, Soviet sport, Moscow.
3. Osadchenco, I.V. and Cherepanova, I.O. (2017), "Development of balance and coordination abilities among the young skaters", Olympic games and modern society. Materials of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation, Malakhovka, pp. 172-178.
4. Orlova, O.N. (2004), Development of special coordination abilities in young skaters at the stage of preliminary training, dissertation, Khabarovsk.
5. The Federal standard of sports training in the sport figure skating. Ministry of sport of the Russian Federation. The order from August 30, 2013 No. 688, available at: http://base.garant.ru/70475314/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2018
УДК 796.323.2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ
ИХ СОМАТОТИПОВ
Ольга Сергеевна Давыдова, кандидат педагогических наук, Антон Николаевич Богдановский, аспирант,
Институт физической культуры, спорта и туризма, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются педагогические условия необходимые для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов с учетом их соматотипов. К этим условиям относятся: реализация индивидуального подхода к подбору средств развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов; использование упражнений скоростно-силового характера преимущественно в первой части тренировочного занятия; подбор упражнений для развития скоростно-силовых качеств на основе учета игровых функций юных баскетболистов; оценка влияния развития скоростно-силовых качеств на рост технического мастерства юных баскетболистов; использование тренировочных заданий исходя из индивидуальных возможностей баскетболистов; учет индивидуальных характеристик и уровня технического мастерства юных баскетболистов.
Ключевые слова: скоростно-силовые качества, юные баскетболисты, соматотипы, педагогические условия.
PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR DEVELOPMENT OF HIGHSPEED AND POWER QUALITIES AT YOUNG BASKETBALL PLAYERS TAKING INTO ACCOUNT THEIR SOMATOTYPES
Olga Sergeyevna Davydova, the candidate of pedagogical sciences, Anton Nikolaevich Bog-danovsky, the post-graduate student, Institute of Physical Culture, Sport and Tourism, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
The article considers the pedagogical conditions necessary for development of high-speed and power qualities at young basketball players taking into account their somatotype. These conditions are the following: the realization of individual approach to the selection of development tools of high-speed and power qualities at young basketball players; use of exercises of high-speed and power character mainly in the first part of training occupation; selection of exercises for development of high-speed and power qualities on the basis of accounting of game functions of young basketball players; assessment of influence of development of high-speed and power qualities on growth of technical skill of young basketball players; use of training tasks proceeding from individual opportunities of basketball players; accounting of individual characteristics and level of technical skill of young basketball players.
Keywords: high-speed and power qualities, young basketball players, somatotype, pedagogical conditions.
Развитие физических качеств у людей является главной задачей физической культуры. В современных условиях одним из путей развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов является применение индивидуально-типологического подхода к их подготовке. Он основан на разделении спортсменов на группы, с учетом характерных типологических признаков строения их тела. [1, 3].
Практика свидетельствует о наличии взаимосвязи между морфологическими показателями строения тела и уровнем развития скоростно-силовых качеств, а также качеством роста технического мастерства юных баскетболистов [2]. Для оценки телосложения юных баскетболистов многие исследователи применяют соматотипирование. Оно позволяет объективно оценить уровень физического развития юных баскетболистов и их возможности для эффективного совершенствования скоростно-силовых качеств. [1, 2, 3].
Многие исследователи рассматривают индивидуально-типологический подход к тренировочному процессу как форму, позволяющую произвести разделение занимающихся в соответствии с типами телосложения для более эффективного дозирования физической нагрузки по параметрам объема, интенсивности и направленности физических упражнений [1, 2, 3].
Практика показывает, что одним из наиболее значимых типологических признаков являются показатели телосложения и соматические признаки юных баскетболистов. Эти признаки в значительной степени влияют на быстроту развития скоростно-силовых качеств и рост технического мастерства юных баскетболистов. [1, 3].
Однако, в настоящий момент в научной литературе недостаточно полно представлены данные о развитии скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов, учитывающих соматические и конституциональные особенности строения их тела. Для решения этой задачи нами был проведен опрос 43 тренеров по баскетболу. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
В ходе проведенного исследования были обоснованы педагогические условия необходимые для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов с учетом их со-матотипов. К этим условиям относятся: реализация индивидуального подхода к подбору средств развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов; использование упражнений скоростно-силового характера преимущественно в первой части тренировочного занятия; подбор упражнений для развития скоростно-силовых качеств на основе учета игровых функций юных баскетболистов; оценка влияния развития скоростно-
силовых качеств на рост технического мастерства юных баскетболистов; использование тренировочных заданий исходя из индивидуальных возможностей баскетболистов; учет индивидуальных характеристик и уровня технического мастерства юных баскетболистов. Таблица 1 - Ранговая структура педагогических условий, необходимых для развития ско-
Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, %
1 Реализация индивидуального подхода к подбору средств развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 27,4
2 Использование упражнений скоростно-силового характера преимущественно в первой части тренировочного занятия 22,6
3 Подбор упражнений для развития скоростно-силовых качеств на основе учета игровых функций юных баскетболистов 17,9
4 Оценка влияния развития скоростно-силовых качеств на рост технического мастерства юных баскетболистов 12,1
5 Использование тренировочных заданий исходя из индивидуальных возможностей баскетболистов 10,7
6 Учет индивидуальных характеристик и уровня технического мастерства юных баскетболистов 9,3
Реализация индивидуального подхода к подбору средств развития скоростно-сило-вых качеств у юных баскетболистов указывает на целесообразность его применения в подготовке юных баскетболистов, используя в качестве типологических признаков их конституциональные особенности. Эффективность применения индивидуального подхода к подбору средств развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов основана на интеграции показателей состава и размера тела, аэробных возможностей юных баскетболистов. Практика показывает, что использование дифференцирования упражнений для развития скоростно-силовых качеств с учетом соматотипа юных баскетболистов является наиболее эффективным методом развития этих качеств.
Вторым по значимости педагогическим условием респонденты отметили использование упражнений скоростно-силового характера преимущественно в первой части тренировочного занятия юных баскетболистов. Они отмечают, что тип телосложения рассматривается как важнейший типологический признак для развития скоростно-силовых качеств. Они считает, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо осуществлять в первой части тренировочного занятия юных баскетболистов. Поскольку в первой части тренировочного занятия юные баскетболисты относительно «свежи», а это позитивно сказывается на качестве развития у них скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов. Организация такой тренировки будет способствовать не только эффективному развитию у юных баскетболистов скоростно-силовых качеств, но и улучшению физического состояния юных баскетболистов. При этом эффективность развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов подразумевает учет особенностей соматотипов при дозировании физических нагрузок [2].
Важным по значимости педагогическим условием является подбор упражнений для развития скоростно-силовых качеств на основе учета игровых функций юных баскетболистов. Результаты исследований свидетельствуют о наличии взаимосвязи между характеристиками соматотипов юных баскетболистов и их двигательными игровыми функциями. Исходя из этого, должно осуществляться дифференцирование средств, для развития ско-ростно-силовых качеств с учетом конституциональных типов юных баскетболистов. Это позволит им добиться более эффективного развития скоростно-силовых качеств в интересах качественного выполнения игровых функций. Такая тренировка способствует повышению функциональных возможностей организма юных баскетболистов с различными типами конституций. Дифференциация средств, в ходе тренировки юных баскетболистов, представляющих разные соматотипы, должна осуществляться на основе особенностей их морфофункционального развития и влияния различных двигательных режимов в ходе
выполнения игровых функций [1, 2].
Большое внимание респонденты уделили оценке влияния развития скоростно-сило-вых качеств на рост технического мастерства юных баскетболистов. Поскольку известны случаи, когда быстрое развитие скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов негативно сказывается на росте их технического мастерства. Наряду с рекомендациями по распределению объема нагрузки в тренировочном процессе юных баскетболистов, необходимо оценивать степень влияния развития скоростно-силовых качеств на рост технического мастерства юных баскетболистов. Это необходимо осуществлять с целью формирования правильной техники бросков по корзине у юных баскетболистов и повышения их технико-тактической подготовленности в различных игровых ситуациях.
В ходе исследования было установлено, что следует планировать тренировочные задания исходя из индивидуальных возможностей баскетболистов. Респонденты отметили, что эффективность формирования техники выполнения бросков по корзине, передач и других приемов у юных баскетболистов зависят от дифференциации спортсменов на три типологические группы в зависимости от их морфологических показателей: тотальных размеров тела, особенностей конституции и пропорций тела. Поэтому необходимо учитывать особенности выполнения технических приемов, выполняемых среднерослыми и высокорослыми баскетболистами. Поскольку технико-тактический арсенал баскетболистов разных типов неодинаков и имеет свои специфические особенности применения в условиях соревновательной и игровой деятельности.
Значимым педагогическим условием респонденты отметили учет индивидуальных характеристик и уровня технического мастерства юных баскетболистов при развитии ско-ростно-силовых качеств у юных баскетболистов. Практика показывает, что уровень технического мастерства юных баскетболистов в значительной степени влияет на эффективность развития скоростно-силовых качеств. Техничные баскетболисты, как правило, быстры и все технические приемы выполняют на большой скорости.
Результаты исследования свидетельствуют об эффективности применения выявленных педагогических условий в тренировочном процессе юных баскетболистов. Выявлено, что в качестве характерных типологических признаков следует использовать в тренировочном процессе различные конституциональные и соматические показатели юных баскетболистов. Применение педагогических условий позволяет с высокой эффективностью развивать скоростно-силовые качества и повышать техническую подготовленность спортсменов, специализирующихся в баскетболе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова, О.С. Факторы, определяющие необходимость развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов с учетом их соматотипов / О.С. Давыдова, А.Н. Богдановский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (15б). - С. 51-54.
2. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: теория и методика обучения : учебное пособие / Д.И. Нестеровский. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 33б с.
3. Шаханова, А. В. Функциональные и адаптивные возможности юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет в зависимости от соматотипа / А.В. Шаханова, А.А. Кузьмин, А.Х. Агиров // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. б0-б8.
REFERENCES
1. Davydova, O.S. and Bogdanovsky, A.N. (2018), "Factors defining need in development of high-speed and power qualities among young basketball players taking into account their somatotypes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 15б, No. 2, pp. 51-54.
2. Nesterovsky, D.I. (2007), Basketball: Theory and technique of training: manual, Publishing center "Academia", Moscow.
3. Shakhanova, A.V., Kuzmin, A.A., and Agirov, A.H. (2012), "Functional and adaptive opportunities of young football players and basketball players of 10-15 years depending on somatotype", Messenger of the Adygea state university, No. 1, pp. б0-б8.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2018
УДК 796.077.5
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Наталья Юрьевна Дрейко, Александр Васильевич Масленников,
Чайковский государственный институт физической культуры (ЧГИФК), Чайковский
Аннотация
Эффективная организация внеучебной деятельности в процессе становления бакалавра по физической культуре требует выполнения ряда организационно-педагогических условий. К их числу, можно отнести: разработку и внедрение в вузах целевых программ как интегрированных форм воспитательного воздействия на личность студента, объединение студентов и преподавателей на основе общих интересов (научной деятельности, творчества, спортивно-туристских мероприятий и т.д.), существующих в вузе социально-педагогических проектов, (патриотическое движение, акции милосердия, экологические программы и др.).
Ключевые слова: организация внеучебной деятельности, процесс, физическая культура.
ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE COURSE OF FORMATION OF BACHELOR IN PHYSICAL CULTURE
Natalia Yurievna Drake, Alexander Vasilyevich Maslennikov,
Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky
Annotation
The effective organization of extracurricular activities in the process of becoming a bachelor in physical education requires the fulfillment of a number of the organizational and pedagogical conditions. These conditions include: the development and implementation in the universities of the targeted programs as integrated forms of educational influence on the personality of the student, the unification of the students and teachers on the basis of the common interests (scientific activity, creativity, sports and tourist activities, etc.) existing in higher school of the social and pedagogical projects, (patriotic movement, charity actions, environmental programs, etc.).
Keywords: organization of extracurricular activities, process, physical culture.
Проблема подготовки будущих специалистов выпускников высших учебных заведений к профессиональной деятельности представляется актуальной в свете современных тенденций, связанных с социальными, экономическими и технологическими преобразованиями, а также с модернизацией российского высшего образования в целом. В обществе наблюдается острая потребность в творческих, духовно богатых и нравственных людях, обладающих высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, интересующихся участием в процессе преобразования страны [4, 5].
Незаменимой школой воспитания и становления личности обучающихся является внеучебная деятельность, которая обладает большими возможностями для профессионального становления будущих педагогов. Опыт активного участия во внеучебной работе в вузе в значительной степени расширяет сферу знаний, умений и навыков будущего педагога, что и делает его более востребованным на рынке труда. Однако современным профессиональным образованием эти возможности используются недостаточно [1]. Тем самым актуализируется необходимость разработки системы внеучебной работы в вузе, направленной на профессиональное становление будущего бакалавра.
Взаимодействие учебной и внеучебной деятельности обучающихся в качестве двух равноценных составляющих образовательного процесса существенно расширяет