3. Западалова, Ю.Е. Физическая реабилитация больных ишемической болезнью сердца с хронической сердечной недостаточностью на стационарном этапе : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Западалова Ю.Е. - СПб., 2004. - 17 с.
4. Калинина, А.М. Школа здоровья. Стабильная стенокардия / А.М. Калинина. - М. : Гэотар-Медиа, 2010. - 176 с.
5. Потемкина, Р.А. Школа здоровья. Физическая активность и питание / Р.А. Потемкина. -М. : Гэотар-Медиа, 2011. - 96 с.
REFERENCES
1. Aronov, D.M. (2014), "Programs of physical exercise in the prevention of cardiovascular events in apparently healthy people with a variety of risk factors for coronary heart disease", Preventive Medicine, Vol. 17, No. 3, pp. 62-67
2. Bubnova M.G., Aronov D.M. and Boytsov S.A. (2016), "Guidelines. Provision of physical activity in people with limitations in health", Kardiosomatika, No. 7 (1), available at: http://www.rosokr.ru/magazine/KS-2016-1-MetodRekom0FAGs0GR.pdf.
3. Zapadalova, Yu.E. (2004), Physical rehabilitation of patients with ischemic heart disease and chronic heart failure at a stationary stage, dissertation, St. Petersburg.
4. Kalinina, A.M. (2010), School of Health. Stable angina, Geotar-Media, Moscow.
5. Potemkina G.A. (2011), School of Health. Physical activity and nutrition, Geotar-Media, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.02.2018
УДК 796.323.2
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-
СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИХ
СОМАТОТИПОВ
Ольга Сергеевна Давыдова, кандидат педагогических наук, Антон Николаевич Богдановский, аспирант, Институт физической культуры, спорта и туризма, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В статье рассматриваются факторы, определяющие необходимость развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов с учетом их соматотипов. К этим факторам относятся: высокие требования, предъявляемые к развитию скоростно-силовых качеств у баскетболистов; генетически определенные различия их антропометрических данных; особенности игрового амплуа юных баскетболистов; различия в их физическом развитии; необходимость использования индивидуального подхода к развитию скоростно-силовых качеств; разная степень готовности к перенесению физической нагрузки скоростно-силового характера.
Ключевые слова: скоростно-силовые качества, юные баскетболисты, соматотипы, факторы.
FACTORS DEFINING NEED IN DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED AND POWER QUALITIES AMONG YOUNG BASKETBALL PLAYERS TAKING INTO ACCOUNT
THEIR SOMATOTYPES
Olga Sergeyevna Davydova, the candidate of pedagogical sciences, Anton Nikolaevich Bogdanovsky, the post-graduate student, Institute of physical culture, sport and tourism, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Annotation
The article considers the factors defining need in development of the high-speed and power qualities at the young basketball players taking into account their somatotype. These factors include: the great demands placed on development of high-speed and power qualities among basketball players; the genetically
defined distinctions of their anthropometrical data; the features of game role of young basketball players; the differences in their physical development; the need in use of the individual approach to development of high-speed and power qualities; the different degree of readiness for overcoming the physical activity of high-speed and power character.
Keywords: high-speed and power qualities, young basketball players, somatotype, factors.
Выполнение игровых задач баскетболистами предъявляет высокие требования к уровню развития у них скоростно-силовых качеств. Основы высокого уровня физической готовности у спортсменов закладываются в юношеском возрасте. [1, 5]. Поэтому достижение высокого уровня физической готовности у баскетболистов в юношеском возрасте на основе развития скоростно-силовых качеств является одной из важнейших задач тренировочного процесса. [2]. В этой связи особая роль в тренировочном процессе юных баскетболистов отводится специальной физической подготовке, в содержание которой должны включаться средства для развития у них скоростно-силовых качеств.
В настоящее время проблема низкого уровня развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов является наиболее актуальной. Практика показывает, что это является следствием недостаточной эффективности тренировочного процесса юных баскетболистов. Некоторые исследователи обращают внимание на низкий уровень физической подготовленности юных спортсменов вообще и особенно, в уровне развития скоростно-силовых качеств [1, 3, 5]. Все вышесказанное негативно сказывается на становлении технического мастерства юных баскетболистов.
Результаты проведенных исследований указывают на целесообразность поиска наиболее эффективных форм, средств и методов тренировки, направленных на развитие скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов. Для решения тренировочных задач, следует более детально изучать комплекс упражнений необходимых для развития ско-ростно-силовых качеств у юных баскетболистов, выбирая из них наиболее эффективные. Современные методики тренировки юных баскетболистов не предусматривают развитие у них скоростно-силовых качеств с учетом роста, массы тела и других морфофункциональ-ных показателей. Это становится основной причиной замедления роста их спортивного мастерства. [4].
Результаты исследований многих авторов свидетельствуют о наличии взаимосвязи между морфологическими показателями строения тела юных баскетболистов и подбором наиболее эффективных средств развития у них скоростно-силовых качеств. Вместе с тем, для эффективного определения средств, для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов, с учетом особенностей их телосложения, многие исследователи применяют соматотипирование. Установлено, что качество тренировочного процесса юных баскетболистов существенно повышается в случае выявления факторов, определяющих необходимость развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов с учетом их сома-тотипов и других типологических признаков. Для решения этой задачи нами был проведен опрос 37 тренеров по баскетболу. Результаты этого исследования представлены в таблице 1. Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость развития ско-
Ранговое место Факторы Ранговый показатель (%)
1 Высокие требования, предъявляемые к развитию скоростно-силовых качеств у баскетболистов 28,3
2 Генетически определенные различия антропометрических данных 21,7
3 Особенности игрового амплуа юных баскетболистов 15,6
4 Различия в физическом развитии юных баскетболистов 14,4
5 Необходимость использования индивидуального подхода к развитию скоростно-си-ловых качеств 10,8
6 Разная степень готовности к перенесению физической нагрузки скоростно-силового характера 9,2
В ходе проведенного исследования были выявлены факторы, определяющие необходимость развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов с учетом их сома-тотипов. К этим факторам относятся: высокие требования, предъявляемые к развитию ско-ростно-силовых качеств у баскетболистов; генетически определенные различия их антропометрических данных; особенности игрового амплуа юных баскетболистов; различия в их физическом развитии; необходимость использования индивидуального подхода к развитию скоростно-силовых качеств; разная степень готовности к перенесению физической нагрузки скоростно-силового характера.
Было установлено, что в основе специальной физической подготовки юных баскетболистов лежит развитие у них скоростно-силовых качеств. Развитие данных качеств возможно лишь при воздействии на их физиологические системы с учетом соматотипов юных баскетболистов. В тренировочном процессе по развитию скоростно-силовых качеств должны учитываться генетически определенные различия антропометрических данных юных баскетболистов. Известно, что юноши растут по-разному. Одни растут быстрее, а другие медленнее. У них формируется разная степень готовности к перенесению физической нагрузки скоростно-силового характера. Это также влияет на применение средств и методов в ходе их скоростно-силовой подготовки. В ходе развития у юных баскетболистов скоростно-силовых качеств необходимо учитывать и особенности игрового амплуа юных баскетболистов.
ВЫВОД. В настоящее время недостаточно хорошо разработаны вопросы дифференцирования методов развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов, где критерием дифференцирования выступали бы их соматотипы. До настоящего времени не разработана методика развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов с учетом их соматотипов. Выявленные факторы, определяющие необходимость развития ско-ростно-силовых качеств у юных баскетболистов с учетом их соматотипов позволят успешно решить вышеперечисленные задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакаев, В.В. Факторы, определяющие спортивную специализацию лыжников-гонщиков / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 40-41.
2. Бакаев, В. В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе физической подготовки будущих спасателей к действиям в условиях горной местности /
B.В. Бакаев, А. Э. Болотин, С. С. Аганов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. -
C. 6-8.
3. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.
4. Панченко, И. А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-34.
5. Руденко, Г.В. Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 97-99.
REFERENCES
1. Bakayev, V.V., Bolotin, A.E. and Vasilyeva V.S. (2015), "The factors defining sports specialization of skiers-racers", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 40-41.
2. Bakayev, V.V., Bolotin, A.E. and Aganov, S.S. (2016), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of physical training of future rescuers to actions in the conditions of the mountain area", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 6-8.
3. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique
of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.
4. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 3234.
5. Rudenko, G.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Organizational and pedagogical conditions necessary for introduction of the GTO new complex", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 97-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.02.2018
УДК 796.011.3
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Алла Владимировна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Ивановна Попова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»),
Чайковский
Аннотация
В статье анализируются результаты исследования активности молодёжной среды: сфера интересов; информационная среда; социальная, познавательная и двигательная активности; мотивы посещения занятий физической культурой и спортом. Предлагаются возможные пути повышения познавательной и двигательной активности студентов в системе физического воспитания вуза.
Ключевые слова: физическое воспитание, студенческая среда, профессиональная деятельность, сфера интересов, активность, познавательная активность, двигательная активность.
PHYSICAL EDUCATION AS UNIVERSITY STUDENTS' ACTIVITY FORMING
FACTOR
Alla Vladimirovna Danilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Ivanovna Popova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Education, Tchaikovsky
Annotation
The article analyzes the results of the study of youth activity: the sphere of interests; information environment; social, cognitive and motor activities; motivation to physical culture and sports classes. It suggests possible ways of increasing students' cognitive and motor activities in the system of physical education in the higher school.
Keywords: physical education, student environment, professional activity, sphere of interests, activity, cognitive activity, motor activity.
ВВЕДЕНИЕ
Успешность профессиональной деятельности человека во многом зависит не только от его уровня профессиональных знаний, умений и навыков, но и от способностей к работе в команде, лидерских качеств, целевых установок, нравственных и патриотических ценностей, навыков самоорганизации и способности к саморазвитию. При этом современные условия жизни требуют от работника любой сферы высокого уровня как умственной, так и физической активности. Высокий уровень умственной активности позволяет сохранять и своевременно получать новую информацию, а физической - сохранять здоровье и повышать работоспособность [1-3].
ВВЕДЕНИЕ
Успешность профессиональной деятельности человека во многом зависит не только от его уровня профессиональных знаний, умений и навыков, но и от способностей к работе