Научная статья на тему 'Педагогические условия необходимые для формирования навыков самостраховки у студентов во время падений'

Педагогические условия необходимые для формирования навыков самостраховки у студентов во время падений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НАВЫКИ САМОСТРАХОВКИ / СТУДЕНТЫ / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондин Сергей Сергеевич, Сущенко Валерий Петрович

В статье рассматриваются педагогические условия необходимые для формирования навыков самостраховки у студентов во время падений. К этим условиям относятся: соблюдение основных методических положений спортивной тренировки при подборе и использовании упражнений для формирования навыков самостраховки, а также использование упражнений для формирования навыков самостраховки в ходе всего тренировочного процесса. Важными условиями также являются: применение индивидуального подхода к подбору средств, для формирования навыков самостраховки у студентов; использование передового опыта на занятиях по формированию навыков самостраховки преимущественно из самбо и других видов борьбы. Менее важными условиями являются: применение упражнений повышающейся сложности при формировании навыков самостраховки у студентов; использование тренировочных заданий с учетом индивидуальных характеристик и уровня подготовленности студентов при формировании навыков самостраховки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондин Сергей Сергеевич, Сущенко Валерий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions needed for self-insurance skills formation at students during falls

In article, the pedagogical conditions needed for self-insurance skills formation at students during falls are considered. These conditions include: the observance of the basic methodical provisions of the sports training at selection and use of exercises for formation of skills of self-insurance and also use of the exercises for formation of skills of self-insurance during all training process. Important conditions also are the following: the application of individual approach to selection of means, for formation of skills of self-insurance at students; use of the best practices at classes for formation of the skills of self-insurance mainly from sambo and other types of fights. Less important conditions are the following: the application of exercises of the increasing complexity when forming the skills of self-insurance at students; use of training tasks considering individual characteristics and level of readiness of the students when forming skills of self-insurance.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия необходимые для формирования навыков самостраховки у студентов во время падений»

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырев, Р.В. Модель физической подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий / Р.В. Богатырев, А.В. Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 11-15.

2. Богатырев, Р.В. Факторы, определяющие восстановительную направленность физической подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий / Р.В. Богатырев, А.В. Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 28-32.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.

4. Болотин, А. Э. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, А.В. Петренко // Научное мнение. - 2015. - № 4-2. - С. 102-108.

REFERENCES

1. Bogatyrev R.V. and Borisov A.V. (2017), "Model of physical training of officers of aerospace forces after return from the combat zone", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 11-15.

2. Bogatyrev R.V. and Borisov A.V. (2017), "The factors defining recovery orientation of physical training of officers of aerospace forces after return from the combat zone", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 28-32.

3. Bolotin A. E., Borisov A.V. and Skripachev S.A. (2014), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with application of rationing of a training load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 11-14.

4. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V., and Petrenko, A.V. (2015), "Score of the significance of military and application-oriented skills for the decision of fighting tasks staff of subdividing of a special purpose, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Scientific opinion, No. 4-2, pp. 102-108.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.07.2018

УДК 796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТРАХОВКИ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПАДЕНИЙ

Сергей Сергеевич Бондин, аспирант, Валерий Петрович Сущенко, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье рассматриваются педагогические условия необходимые для формирования навыков самостраховки у студентов во время падений. К этим условиям относятся: соблюдение основных методических положений спортивной тренировки при подборе и использовании упражнений для формирования навыков самостраховки, а также использование упражнений для формирования навыков самостраховки в ходе всего тренировочного процесса. Важными условиями также являются: применение индивидуального подхода к подбору средств, для формирования навыков самостраховки у студентов; использование передового опыта на занятиях по формированию навыков самостраховки преимущественно из самбо и других видов борьбы. Менее важными условиями являются: применение упражнений повышающейся сложности при формировании навыков самостраховки у студентов; использование тренировочных заданий с учетом индивидуальных характеристик и уровня подготовленности студентов при формировании навыков самостраховки.

Ключевые слова: педагогические условия, навыки самостраховки, студенты, упражнения.

PEDAGOGICAL CONDITIONS NEEDED FOR SELF-INSURANCE SKILLS FORMATION AT STUDENTS DURING FALLS

Sergey Sergeevich Bondin, the post-graduate student, Valery Petrovich Sushchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Annotation

In article, the pedagogical conditions needed for self-insurance skills formation at students during falls are considered. These conditions include: the observance of the basic methodical provisions of the sports training at selection and use of exercises for formation of skills of self-insurance and also use of the exercises for formation of skills of self-insurance during all training process. Important conditions also are the following: the application of individual approach to selection of means, for formation of skills of self-insurance at students; use of the best practices at classes for formation of the skills of self-insurance mainly from sambo and other types of fights. Less important conditions are the following: the application of exercises of the increasing complexity when forming the skills of self-insurance at students; use of training tasks considering individual characteristics and level of readiness of the students when forming skills of self-insurance.

Keywords: pedagogical conditions, skills of self-insurance, students, exercises.

В настоящее время на практических занятиях по физической культуре у студентов нередки случаи травматизма, этот факт кажется очевидным, если брать во внимание специфику двигательной активности, представленной на занятиях. Однако спортивный травматизм - это специфический вид травматизма. Вместе с тем практика свидетельствует, что большинство травм студенты получают в бытовых ситуациях. Большинство из них, на первый взгляд кажутся случайными: поскользнулся во время ходьбы, неудачно упал, неловко приземлился при спрыгивании и т.д. Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовленностью, низким уровнем сформированности навыков самостраховки, а также недостаточным вниманием преподавателей по физической культуре к упражнениям, развивающим эти навыки у студентов.

Однако, в настоящий момент в научной литературе не представлены данные о формировании навыков самостраховки у студентов во время падений. Для решения этой задачи нами был проведен опрос 87 преподавателей высшей школы и тренеров по различным видам борьбы. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура педагогических условий, необходимых для формирования навыков самостраховки у студентов во время падений (п=87)_

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Соблюдение основных методических положений спортивной тренировки при подборе и использовании упражнений для формирования навыков самостраховки 27,5

2 Использование упражнений для формирования навыков самостраховки в ходе всего тренировочного процесса 22,5

3 Применение индивидуального подхода к подбору средств, для формирования навыков самостраховки у студентов 17,2

4 Использование передового опыта на занятиях по формированию навыков самостраховки преимущественно из самбо и других видов борьбы 12,8

5 Применение упражнений повышающейся сложности при формировании навыков самостраховки у студентов 10,7

6 Использование тренировочных заданий с учетом индивидуальных характеристик и уровня подготовленности студентов при формировании навыков самостраховки 9,3

В ходе проведенного исследования были обоснованы педагогические условия необходимые для формирования навыков самостраховки у студентов во время падений. К этим условиям относятся: соблюдение основных методических положений спортивной

тренировки при подборе и использовании упражнений для формирования навыков самостраховки, а также использование упражнений для формирования навыков самостраховки в ходе всего тренировочного процесса. Важными условиями также являются: применение индивидуального подхода к подбору средств, для формирования навыков самостраховки у студентов; использование передового опыта на занятиях по формированию навыков самостраховки преимущественно из самбо и других видов борьбы. Менее важными условиями являются: применение упражнений повышающейся сложности при формировании навыков самостраховки у студентов; использование тренировочных заданий с учетом индивидуальных характеристик и уровня подготовленности студентов при формировании навыков самостраховки.

Соблюдение основных методических положений спортивной тренировки при подборе и использовании упражнений для формирования навыков самостраховки является по мнению респондентов важнейшим педагогическим условием. Эффективность соблюдения основных методических положений спортивной тренировки при подборе и использовании упражнений для формирования навыков самостраховки основана на интеграции принципов и методов спортивной тренировки. [1, 3].

Практика показывает, что использование данного условия позволяет в значительной степени ускорить формирование навыков самостраховки у студентов на занятиях.

Вторым по значимости педагогическим условием респонденты отметили использование упражнений для формирования навыков самостраховки в ходе всего тренировочного процесса. Они отмечают, что использование упражнений для формирования навыков самостраховки в ходе всего тренировочного процесса позволит качественно освоить данный навык. При этом эффективность использования упражнений для формирования навыков самостраховки в ходе всего тренировочного процесса будет выше только при правильном дозировании физических нагрузок [1, 2].

Исследование показало, что важным по значимости педагогическим условием является применение индивидуального подхода к подбору средств, для формирования навыков самостраховки у студентов. Результаты исследований свидетельствуют о необходимости подбора средств, с учетом конституциональных особенностей и типов специализаций студентов. Иными словами, спортивная специализация студентов требует индивидуализации подбора средств, при формировании навыков самостраховки.

Большое внимание респонденты уделили использованию передового опыта на занятиях по формированию навыков самостраховки у студентов и упражнениям преимущественно из самбо и других видов борьбы. Наряду с рекомендациями по индивидуализации подбора средств, при формировании навыков самостраховки, необходимо использовать передовой опыт из самбо и других видов борьбы. [2]. По мнению респондентов это позволит более качественно освоить технику выполнения приемов самостраховки.

В ходе исследования было установлено, что в ходе обучения студентов следует применять упражнения повышающейся сложности при формировании навыков самостраховки у студентов. Респонденты отметили, что эффективность обучения от использования данного педагогического условия значительно повышается. Значимым педагогическим условием респонденты отметили использование тренировочных заданий с учетом индивидуальных характеристик и уровня подготовленности студентов при формировании навыков самостраховки. Практика показывает, что уровень технического исполнения приемов самостраховки, в значительной степени зависит от применения данного условия в тренировочном процессе студентов.

ВЫВОД. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности применения выявленных педагогических условий, для формирования навыков самостраховки у студентов. Применение данных педагогических условий позволяет с высокой степенью эффективности формировать навыки самостраховки у студентов на занятиях по физическому воспитанию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.

2. Болотин, А.Э. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, А.В. Петренко // Научное мнение. - 2015. - № 4-2. - С. 102-108.

3. Руденко, Г.В. Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7 - С.97-99.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E., Borisov, A.V. and Skripachev, S.A. (2014), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with application of rationing of a training load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 11-14.

2. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V. and Petrenko, A.V. (2015), "Score of the significance of military and application-oriented skills for the decision of fighting tasks staff of subdividing of a special purpose, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Scientific opinion, No. 4-2, pp. 102-108.

3. Rudenko, G.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Organizational and pedagogical conditions necessary for introduction of the GTO new complex", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 97-99.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.07.2018

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАСТАВНИКОВ В ЦЕНТРАХ (ШКОЛАХ, АКАДЕМИЯХ) ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛЬНЫХ АРБИТРОВ НАЧАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

Андрей Дмитриевич Будогосский, кандидат педагогических наук, Почетный

спортивный судья России, Почетный судья по футболу, судья Всесоюзной и Всероссийской категории, президент, «Центр - «Футбольный арбитр», Москва

Аннотация

В статье рассматриваются особенности и результаты применения специально разработанных программ «Таланты и наставники», регламентирующих деятельность наставников в процессе подготовки футбольных арбитров начальных категорий в специализированных центрах (школах, академиях). Дефиниция «организация работы наставников» рассматривается авторами как регламентированная программно-директивным документом деятельность менторов-классификаторов в центрах (школах, академиях) подготовки футбольных арбитров». В рамках исследования обоснована эффективность вариантов программы «Таланты и наставники», предусматривающей «индивидуально-коллективную» или «комбинированную» формы взаимодействия ментора- классификатора с обучаемым.

Ключевые слова: футбольный арбитр, начальная категория, наставничество, организация, специализированный центр (школа, академия), программа «Таланты и наставники».

FEATURES OF YOUTH FOOTBALL REFEREE TUTORS' PRACTICE IN THE SYSTEM OF SCHOOLS AND TRAINING CENTERS IN THE REGIONS OF RUSSIA

Andrey Dmitrievich Budogossky, the candidate of pedagogic sciences, Honored sport referee of Russia, Honored football referee, Referee ofAll-Union category (USSR), president, All-Russian Association "Center - "Football referee", Moscow

Annotation

The article considers the features and results of the application of specially developed "Talents and tutors" programs. These programs regulate tutorship activities while training of the initial category football

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.