Научная статья на тему 'Педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в межличностном взаимодействии преподавателей и иностранных военнослужащих'

Педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в межличностном взаимодействии преподавателей и иностранных военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННЫЙ СЛУШАТЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС "КОНФЛИКТОЛОГИЯ" / ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONFLICT RESOLUTION IN A DYAD TEACHER SERVICEMAN / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FOREIGN SERVICEMEN / SPECIAL COURSE "CONFLICTOLOGY" / LEVELS OF EDUCATION OF FOREIGN MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васянина Оксана Леонидовна

В статье рассматриваются условия конструктивного разрешения конфликта в диаде преподаватель иностранный слушатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васянина Оксана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONSTRUCTIVE RESOLUTION OF CONFLICTS IN INTER-LIABILITY INTERACTION OF TEACHERS AND FOREIGN MILITARY SERVICEMENTS

The article deals with the conditions of a constructive resolution of a conflict in a dyad a teacher a foreign servicemen.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в межличностном взаимодействии преподавателей и иностранных военнослужащих»

4. Лала М.А. Проблема формирования познавательной активности студентов в педагогико-психологической литературе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2012. - № 6. - С. 44-51.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

6. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: Феникс, 1992. - 321 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

8. Рюмина Ю.Н. Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 02. - ART 13520. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13520.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

9. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.

10. Шаблин М.С. Стимуляция изобразительного творчества учащихся в сфере дополнительного художественного образования с помощью анимационных и педагогических технологий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2011. - № 17. - С. 132-136.

Педагогика

УДК: 378.2

преподаватель Васянина Оксана Леонидовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ИНОСТРАННЫХ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассматриваются условия конструктивного разрешения конфликта в диаде преподаватель - иностранный слушатель.

Ключевые слова: педагогические условия разрешения конфликтов в диаде преподаватель - иностранный слушатель; индивидуально-психологические особенности иностранных военнослужащих; специальный курс «Конфликтология»; характеристики уровней образования иностранных военнослужащих.

Annotation. The article deals with the conditions of a constructive resolution of a conflict in a dyad a teacher a foreign servicemen.

Keywords: pedagogical conditions of conflict resolution in a dyad teacher - serviceman; individual psychological characteristics of foreign servicemen; special course "Conflictology"; levels of education of foreign military personnel.

Введение. В современных условиях развитие международных отношений основывается на принципах интеграции. Данный процесс проявляется в области международного военного сотрудничества, связанного с подготовкой в военных образовательных учреждениях России курсантов и слушателей иностранных государств. В настоящее время в условиях интеграции в военных вузах РФ обучаются представители стран ближнего и дальнего зарубежья. К сожалению, конфликты в учебно-воспитательном процессе в диаде преподаватель - иностранный слушатель не являются исключением.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим основные условия формирования конструктивного разрешения конфликтов в межличностном взаимодействии преподавателей и иностранных военнослужащих. В первую очередь, социально-педагогические условия т.е. совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих характер протекания и результат педагогического процесса. Анализируя литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что конструктивное разрешение конфликтов в учебно-воспитательном процессе возможно при соблюдении и выполнении ряда педагогических условий.

Также одним из условий является организация и проведение специального курса «Конфликтология» [1, 2, 3]. Неотъемлемой частью данного условия является учебно-методическое обеспечение: внедрение комплекса аудиторных и внеаудиторных форм, методов и приемов обучения преподавателей, работающих с ИВС, с целью положительного разрешения конфликтов. Данное условие нашло выражение в содержании учебного материала занятий спецкурса «Конфликтология».

Цель спецкурса: формирование умений и навыков по разрешению преподавателями конфликтов, возникающих в учебно-воспитательном процессе военного вуза при работе с ИВС посредством изучения вопросов конфликтологии, педконфликтологии в контексте философско-антропологических, социологических, психолого-педагогических и конфликтологических исследований.

Задачи спецкурса:

1) ознакомить преподавателей, работающих с ИВС, с основным понятийным аппаратом в области конфликтологии, сформировать целостное представление о социально-психологических проблемах конфликта, его роли в обществе и методах его разрешения; ознакомить со способами разрешения конфликтов в учебно-воспитательном процессе;

2) сформировать навыки разрешения конфликтов в учебно-воспитательном процессе военного вуза при работе с ИВС.

Преподавание данного спецкурса ведётся методом комплексного и системно-проблемного изучения явлений и процессов с выявлением их причинно-следственных связей, объективных противоречий, а также с помощью анализа конфликтных ситуаций и конфликтов, их последствий в преподавательской деятельности при работе с ИВС в военном вузе.

Формы организации занятий по спецкурсу предусматривают сочетание традиционных лекционных занятий с проведением семинаров в конце изученных тем.

На базе Филиала федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской

Федерации в г. Сызрани в 2018 г. будет выпущено учебно-методическое пособие «Стили и методы разрешения конфликтов в военном вузе». Основными составляющими теоретической базы учебно-методического пособия, определившими его структуру, являются следующие разделы и темы: «Проблема конфликтов в образовательной среде», «Специфика конфликтов при работе с иностранными военнослужащими», «Стили разрешения конфликта преподавателем», «Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликте», «Пошаговая деятельность преподавателя при разрешении конфликта».

В методическом пособии будут представлены ключевые понятия конфликтологии, выстроена система формирования конфликтологических знаний преподавателя военного вуза, рассмотрены стили разрешения конфликта, стратегии и методы для выработки модели поведения педсостава в конфликте при работе с ИВС.

Цель методического пособия - представить стили управления и разрешения конфликтов разного типа для компетентного содействия их разрешению с учетом специфики конфликтов в сфере высшего военного образования.

Следующим условием конструктивного разрешения конфликтов в межличностном взаимодействии преподавателей и иностранных военнослужащих является учет индивидуально-психологических особенностей обучаемых.

В настоящее время в военном вузе, по нашему мнению, недостаточно уделяется внимания индивидуально-психологическим особенностям обучаемых. Мы вносим следующие предложения, позволяющие учитывать как индивидуально-психологические, так и национальные особенности иностранных военнослужащих, которые дают возможность уменьшить возникновение конфликтов в учебно-воспитательном процессе. Основное содержание данных предложений заключается в следующем:

1) уточнение структуры проведения занятий с ИВС в военном вузе, предполагающей сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы, а также использование интерактивных форм обучения;

2) использование результатов психодиагностического тестирования ИВС; применение результатов данного тестирования для определения психологических и педагогических приемов, позволяющих активизировать деятельность слушателя во время обучения; формирование групп с учетом подбора психологически совместимых лиц с различным сочетанием индивидуально-психологических характеристик;

3) использование различных методик для составления индивидуальных психологических карт ИВС и определение психологических условий, которые будут способствовать достижению наилучших показателей в учебно-воспитательном процессе;

4) использование входного тестирования ИВС, позволяющего определять уровень знаний иностранных слушателей после окончания подготовительного курса и вновь прибывших курсантов и слушателей из стран ближнего зарубежья, а также проводить формирование «однородных» учебных групп.

В связи с увеличением числа обучаемых иностранных военнослужащих в России, растет интерес к образовательным программам военных вузов нашей страны [4]. Мы соглашаемся с мнением Л. Ю. Монаховой, В. В. Танюхиной [5] о том, что необходимо создание отдельных программ по дисциплинам для каждой категории иностранных военнослужащих как на этапе предвузовской подготовки, так и на этапе дальнейшего обучения. Мы опирались на данные [6] рейтинга стран мира по уровню образования и контрактно-договорные документы иностранных курсантов и слушателей, прибывших на обучение в г. Сызрань. Анализ документов позволил выделить три группы ИВС. При распределении иностранных военнослужащих учитывались критерии, характеризующие системы образования государств: уровень грамотности населения, индекс развития человеческого потенциала, индекс уровня образования; срок службы в рядах национальных армий или отсутствие такого срока службы у ИВС; уровень ранее полученного образования иностранным курсантом и слушателем, результаты входного тестирования. Опираясь на вышеизложенное, мы можем составить таблицу, позволяющую охарактеризовать уровни готовности ИВС.

Таблица 1

Характеристики уровней образования ИВС

Название уровня Составляющие критериев

Недостаточный 1. ИВС прибыли из страны с низким уровнем образования. 2. ИВС не имеют срока службы в армии. 3. ИВС имеют низкий уровень вузовской подготовки. 4. Удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

Необходимый 1. ИВС прибыли из страны со средним или низким уровнем образования. 2. ИВС имеют продолжительный срок службы в армии. 3. ИВС не имеют неполное высшее или высшего образования. 4. ИВС имеют незаконченное высшее образование соответствующего профиля. 5. Удовлетворительные результаты входного тестирования ИВС по иностранному языку (русскому языку).

Высокий 1. ИВС прибыли из страны с высоким уровнем образования. 2. ИВС имеют непродолжительный или продолжительный срок службы в армии. 3. ИВС имеют неполное высшее или высшее образование соответствующего профиля. 4. Удовлетворительные результаты входного тестирования ИВС по иностранному языку (русскому языку).

Таблица 2

Уровни готовности ИВС к обучению на первом курсе в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в Сызрани

№ Страна Кол-во ИВС Уровни Характеристики

1. Казахстан 20 Высокий 1. ИВС прибыли из страны с высоким уровнем образования(0, 805). 2. ИВС имеют высокий уровень довузовской подготовки. 3. ИВС имеют среднее общее образование. 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку

2. Киргизстан 11 Высокий 1. ИВС прибыли из страны с высоким уровнем образования(0, 721). 2. ИВС имеют высокий уровень довузовской подготовки. 3. ИВС имеют среднее общее образование. 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

3. Перу 7 Высокий 1 .ИВС прибыли из страны с высоким уровнем образования(0, 672). 2. ИВС имеют высокий уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют неполное высшее или высшее образование соответствующего профиля (авиационный технологический институт, 2 курса). 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

4. Монголия 10 Высокий 1. ИВС прибыли из страны с высоким уровнем образования(0, 737). 2. ИВС имеют высокий уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют неполное высшее или высшее образование соответствующего профиля (военное училище, 1 курс). 4. ИВС имеют непродолжительный срок службы в армии (1 ИВС). 5. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

5 ЮАР 4 Высокий 1. ИВС прибыли из страны с высоким уровнем образования(0,705). 2. ИВС имеют высокий уровень довузовской подготовки. 3. ИВС имеют среднее общее образование. 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

6 Мали 7 Высокий 1. ИВС прибыли из страны с низким уровнем образования(0,312). 2. ИВС имеют высокий уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют неполное высшее или неполное высшее образование соответствующего профиля (общевойсковое сержантское военное училище, 2 курса). 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

8 Камерун 2 Высокий 1. ИВС прибыли из страны со средним уровнем образования (0,493). 2. ИВС имеют высокий уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют высшее или неполное высшее образование соответствующего профиля (высшее общевойсковое военное училище)

9 Азербайджан 4 Необходимый 1 .ИВС прибыли из страны со средним уровнем образования (0,723). 2.ИВС имеют средний уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют среднее общее образование.

10 Абхазия 14 Необходимый 1. Нет информации об уровне образования в стране. 2. ИВС имеют высокий или средний уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют среднее общее образование. 4. Имеют удовлетворительный результат

входного тестирования по иностранному языку.

11 Ангола 20 Необходимый 1. ИВС прибыли из страны со средним уровнем образования (0, 482). 2. ИВС имеют высокий или средний уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют среднее общее образование. 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку

12 Джибути 6 Необходимый 1. ИВС прибыли из страны с низким уровнем образования(0, 310). 2. ИВС имеют средний уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют неполное высшее или высшее образование соответствующего профиля (4 ИВС имеют высшее образование, 2 ИВС - средне-специальное образование). 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

13 Лаос 2 Необходимый 1. ИВС прибыли из страны со средним уровнем образования(0,474). 2. ИВС имеют низкий уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют средне-техническое образование. 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку

14 Намибия 1 Необходимый 1. ИВС прибыли из страны со средним уровнем образования (0,546). 2. ИВС имеют неполное высшее (институт гражданской авиации; 2 курса). 3. ИВС имеют средний уровень довузовской (вузовской) подготовки. 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

15 Никарагуа 11 Необходимый 1. ИВС прибыли из страны со средним уровнем образования (0,542). 2. ИВС имеют среднее образование. 3. ИВС имеют средний уровень довузовской (вузовской) подготовки.

16 Палестина 7 Необходимый 1. ИВС прибыли из страны со средним уровнем образования (0,655). 2. ИВС имеют средний уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют среднее образование. 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

17 Королевство Саудовская Аравия 11 Необходимый 1. ИВС прибыли из страны со средним уровнем образования (0,768). 2. ИВС имеют средний уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют среднее образование, 4 ИВС закончили 1 курс военной академии. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

18 Таджикистан 23 Необходимый 1. ИВС прибыли из страны со средним уровнем образования (0, 658). 2. ИВС имеют средний уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют среднее образование. 4. Имеют неудовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

19 Туркменистан 8 Необходимый 1. ИВС прибыли из страны со средним уровнем образования (0, 629). 2. ИВС имеют средний уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС закончили военный институт МО РТ 2 курса, 4 ИВС закончили 1 курс военный институт МО РТ. 4. Имеют неудовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

20 Судан 3 Необходимый 1. ИВС прибыли из страны со слабым уровнем образования (0,318). 2. ИВС имеют средний уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. Курсанты закончили 1 курс военного университета.

4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

21 Конго 4 Необходимый 1. ИВС прибыли из страны со средним уровнем образования(0, 520). 2. ИВС имеют высокий уровень довузовской подготовки. 3. ИВС имеют среднее общее образование. 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

21 Нигер 2 Недостаточный 1. ИВС прибыли из страны со слабым уровнем образования (0, 206) 2. ИВС имеют средний уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют среднее образование. 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

22 Афганистан 2 Недостаточный 1. ИВС прибыли из страны со слабым уровнем образования (0,398). 2. ИВС имеют низкий уровень довузовской (вузовской) подготовки. 3. ИВС имеют среднее образование. 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

23 Мозамбик Недостаточный 1. ИВС прибыли из страны со слабым уровнем образования (0,398). 2. ИВС имеют низкий уровень вузовской подготовки. 3. ИВС имеют среднее образование. 4. Имеют удовлетворительный результат входного тестирования по иностранному языку.

Данные, представленные в таблице, позволяют выделить уровни образования ИВС, приступивших к обучению в 2017-2018г. в Филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Сызрани. Слушатели Монголии, Конго, ЮАР, Мали, Камеруна, Перу, Казахстана, Киргизской Республики обладают высокой степенью готовности к обучению (с высоким уровнем образования в стране; получившие ранее высшее, неполное высшее образование; высокий показатель тестирования по иностранному языку). Обучаемые, обладающие необходимой степенью готовности, прибывшие из Абхазии, Анголы, Джибути, Намибии, Никарагуа, Палестины, Королевства Саудовская Аравия, Таджикистана, Туркменистана, Конго, Судана имеют средний уровень образования в стране, незаконченное высшее образование соответствующего профиля или срок службы в армии. Обучаемые из Камбоджи, Нигера, Мозамбика, Афганистана обладают недостаточной степенью готовности, т. к. представители этих государств прибыли из страны со слабым уровнем образования; военнослужащие имеют низкий уровень вузовской подготовки.

Безусловно, соблюдение пунктов приказа №575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации», приказа Министра обороны РФ № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения министерства обороны РФ», а также учёт уровней подготовки иностранных курсантов и слушателей позволят грамотно формировать учебные группы на первом курсе.

Выводы. Вышеперечисленные условия способствуют сокращению количества конфликтов в учебно-воспитательном процессе, а при возникновении позволяют конструктивно разрешать их.

Литература:

1. Бреус Е. Д. Программа спецкурса «Конфликтология» Ростов-на-Дону, 2002. С. 5-7.

2. Брусочкина Ж. В. Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология». Иваново, 2011. С. 6-7.

3. Орланова А. И. РУДН. Программа дисциплины «Конфликтология». Москва, 2003. С. 6-7.

4. Арефьев А. Л., Шереги А. Ф. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стат. сб. Выпуск 8 / М-во образования и науки РФ. - М.: Центр социал. прогнозирования и маркетинга, 2011. С. 155 -156.

5. Монахова Л.Ю., Танюхина, В. В. Исследование уровней готовности иностранных курсантов к обучению. Человек образование. № 1 (30) 2012. - С. 114-115.

6. Рейтинг стран мира по уровню образования. Информация об исследовании и его результаты. Education Index / Индекс уровня образования [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.08.2018).

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Целью статьи является изучение методологических основ экологического образования. В исследовании обосновывается потребность реализации механизмов экологического образования, анализируются основные этапы его изучения в отечественной науке и реализации в образовательном пространстве, рассматриваются ключевые понятия терминологического аппарата экологического образования и концептуальные положения его реализации на современном этапе.

Ключевые слова: экологическая ситуация, экологическое состояние, окружающая среда, природа, человечество, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое мышление, экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическая парадигма.

Annotation. The aim of the article is to study the methodological foundations of environmental éducation. The study substantiates the need to implement the mechanisms of environmental education, analyzes the main stages of its study in Russian science and implementation in the educational space, considers the key concepts of the terminological apparatus of environmental education and the conceptual provisions of its implementation at the present stage.

Keywords: ecological situation, ecological state, environment, nature, humanity, ecological education, ecological education, ecological culture, ecological thinking, ecological consciousness, ecological worldview, ecological paradigm.

Введение. Анализ современного состояния окружающей среды убедительно свидетельствует о том, что причины, детерминирующие обострение экологической ситуации, объективно действуют в любом обществе, независимо от социально-экономического строя, но значительно поддаваясь воздействую факторов технико-технологического, экономического и социокультурного развития, уровня демократии в государстве, возможностям влияния граждан на процессы принятия решений относительно использования природных ресурсов и реализации защиты объектов природы.

На основании исследования документов последних лет, посвященных проблемам окружающей среды и гармоничного социального развития человечества, заметим, что в современных условиях большое внимание уделяется экологической культуре и сознанию, информированности людей об экологической ситуации в мире, государстве, регионе, о возможных путях решения экологических проблем, о концептуальных подходах сохранения биосферы и цивилизации. Все это в совокупности предусматривает воспитание граждан социума, отличающихся уровнем культуры и ответственности за реализацию экологически толерантной и природосообразной деятельности.

Экологическое образование и воспитание, нацеленное на формирование экологически образованных граждан, выступает одним из важнейших и необходимых средств осуществления перехода к гармоничному развитию мирового сообщества в условиях глобализации.

Так, с учетом вышеизложенного сегодня граждане всех категорий, возрастных групп и сфер деятельности должны быть охвачены серьезным теоретическим овладением экологическими знаниями, формированием экологической культуры, мышления, сознания и мировоззрения. Глобализационное, экобезопасное развитие должно стать базисной идеей, методологической основой экологического образования в соответствии с международными требованиями.

Активизация экологического образования и необходимость его совершенствования и реформирования являются приоритетными направлениями деятельности многих научных отраслей, в том числе и педагогической науки. Так, общий процесс модернизации образования должен коснуться и экологического образования, нуждающегося в реформировании форм, методов и технологий его реализации.

Внедрение в содержание всех образовательных уровней экологического компонента обосновано осознанием роли негативных факторов, влияющих на состояние окружающей природной среды.

Целью реализации образовательной экологически сообразной деятельности на современном этапе развития отечественного общества является разносторонняя подготовка граждан, способных изучать, понимать и оптимально решать социально-экологические проблемы на основе знаний о процессах развития биосферы, общечеловеческого опыта и объективно положительных ценностей.

Так, экологическое образование сегодня является общей задачей гуманитарно-эстетических, социально-исторических и природоохранных мероприятий, содержание которой раскрывает единство связей в системе «природа - человек - общество».

Реализация всесторонней подготовки граждан, заключающейся в формировании высокого уровня экологических знаний, экологического сознания и культуры на основе современных критериев оценки взаимоотношений человеческого общества и природы требует глубокого теоретического анализа и изучения методологических основ экологического образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение методологических основ экологического образования, стратегических направлений его развития в отечественной системе образования на современном этапе.

Изложение основного материала статьи. Понимание представителями общества важности экологических проблем в стране и в мире обосновывает потребность реализации массовой природоохранной и экологосообразной деятельности. Защита окружающей среды и улучшение ее состояния требуют включения в экологосообразную деятельность широких масс населения различного возраста, уровня образования и разной профессиональной ориентации. В этой связи экологическое образование выступает одним из наиболее актуальных и востребованных образовательных концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.