Научная статья на тему 'Интенсификация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в военных вузах Министерства обороны РФ'

Интенсификация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в военных вузах Министерства обороны РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / МОДЕРАЦИЯ / MILITARY AND SPECIAL TRAINING / INTENSIFICATION / FOREIGN MILITARY PERSONNEL / MODERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачёв Владимир Александрович, Приступа Василий Васильевич, Нагорных Алексей Владимирович, Петунин Павел Владимирович

В статье представлены результаты исследований военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в вузах Министерства обороны РФ, а также педагогические пути и условия ее интенсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачёв Владимир Александрович, Приступа Василий Васильевич, Нагорных Алексей Владимирович, Петунин Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIFICATION THE MILITARY AND SPECIAL TRAINING OF FOREIGN MILITARY PERSONNEL AT SHORT-TERM COURSES IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION MINISTRY OF DEFENSE

Results of researches the military and special training of foreign military personnel on short-term courses in higher education institutions of the Russian Federation Ministry of Defense, and also pedagogical ways and conditions of its intensification, are presented in article.

Текст научной работы на тему «Интенсификация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в военных вузах Министерства обороны РФ»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, том 17, №2(4), 2015 УДК 378.046.4

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСАХ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ

© 2015 В.А. Ткачёв, В.В. Приступа, А.В. Нагорных, П.В. Петунин

Омский автобронетанковый инженерный институт

Поступила в редакцию 07.03.2015

В статье представлены результаты исследований военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в вузах Министерства обороны РФ, а также педагогические пути и условия ее интенсификации.

Ключевые слова: военно-специальная подготовка, интенсификация, иностранный военнослужащий, модерация

Анализ имеющейся практики военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в области эксплуатации вооружения и военной техники в вузах и учебных центрах Министерства обороны РФ (МО РФ) показал, что на современном этапе ее развития существует ряд противоречий, основным из которых является краткосрочность контрактов на обучение иностранных военнослужащих (от 3 месяцев до 1,5 лет) и значительные объемы теоретической информации, а также прикладных умений и навыков, которые должен освоить обучающийся в иноязычной образовательной среде человек. Основной трудностью в разрешении этого противоречия становится долговременная адаптация иностранных военнослужащих к условиям военно-специальной подготовки в иноязычной среде, что не позволяет им освоить сложную программу в отведенные сроки с необходимым высоким качеством. Слабая базовая подготовка иностранных военнослужащих из государств - заказчиков (средний балл групп - 3,2-3,4; уровень образования: основное общее образование - 12%; среднее общее образование - 67%; среднее профессиональное образование - 9%; высшее профессиональное образование - 12%), при

Ткачёв Владимир Александрович, преподаватель кафедры эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники. E-mail: tva.061177@mail.ru

Приступа Василий Васильевич, старший преподаватель кафедры эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники

Нагорных Алексей Владимирович, преподаватель кафедры эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники

Петунин Павел Владимирович, преподаватель кафедры эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники

увеличивающихся требованиях к качеству их подготовленности, требует от педагогического состава вузов МО РФ разработки новых путей совершенствования процесса военно-специальной подготовки и его интенсификации, обеспечивающих ускоренную взаимоадаптацию субъектов военно-специальной подготовки, с учетом индивидуальных познавательных особенностей иностранных военнослужащих, и реализацию объективно высоких требований заказчиков по их подготовке.

Цель исследования: на основе разработки теоретических и прикладных положений военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих и их опытно-экспериментальной проверки выявить и обосновать педагогические пути её интенсификации в военных инженерных вузах МО РФ.

Научная новизна исследования:

1. С новых педагогических позиций раскрыто понятие интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих и на основе средового и проблемно-деятельностного подходов, осуществлено внедрение педагогической технологии формирования интерактивной информационно-дидактической среды краткосрочных курсов военно-специальной подготовки в военных вузах МО РФ.

2. Обоснована педагогическая сущность процесса интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в военных вузах МО РФ, раскрыты содержание и структура исследуемого процесса, включая обоснованные с новых позиций закономерности и выявленные специфические противоречия.

3. Разработана и реализована в ходе опытно-экспериментальной работы функциональная модель процесса интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в военных вузах МО РФ. Определены критерии (мотивационный, содержательный, методический, инструментальный, результативный) и показатели оценки эффективности реализации интерактивной информационно-дидактической среды краткосрочных курсов военно-специальной подготовки в военных вузах МО РФ.

4. Экспериментально апробированы основные педагогические пути и условия интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в военных вузах МО РФ: создание интерактивной информационно-дидактической среды краткосрочных курсов военно-специальной подготовки в военных вузах МО РФ; адаптация содержания военно-специальной подготовки к особенностям использования вооружения и военной техники в условиях национальных армий; внедрение педагогической технологии модера-ции в процесс военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих.

Исследование показало, что интенсификация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на сегодняшний день вызывает у военных преподавателей вузов МО РФ большие затруднения, так как 78% из них не имеют базового педагогического образования. Практически все 100% опрошенных преподавателей военно-специальных кафедр затруднились ответить на вопрос: «Какие структурные компоненты входят в образовательный процесс?», и «Что значит интенсификация процесса военно-специальной подготовки?». Практика показывает, что отсутствие системного педагогического образования у преподавателей военно-специальных дисциплин также негативно сказывается на уровне их профессиональных педагогических компетенций, одним из компонентов которых являются проектировочные компетенции, предполагающие владение умениями и навыками интенсификации процесса военно-специальной подготовки. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что интенсификации обучения иностранных военнослужащих в вузах и учебных центрах МО РФ уделяется большое внимание, что подтверждается представленными в научно-педагогической литературе исследованиями [1-9]. Особый интерес представляют работы Булкова А.А., исследовавшего профессиональную подготовку иностранных военнослужащих в инженерных вузах военно-воздушных сил России, и Жукова А.С., изучившего особенности военно-профессиональной

адаптации и психического здоровья иностранных военнослужащих. Исследование Калинов-ского А.Е рассматривает особенности довузовской подготовки по химии иностранных военнослужащих. В тоже время исследование показало, что большинство имеющихся в отечественной педагогической науке работ посвещены развитию языковых компетенций иностранных военнослужащих (Гусева Л.Г., Мигненко М.А., Чух-лебова И.А., Степанова И.С., Краснова С.В., Шаталова Н.С., Федотова Л.В.). Анализ имеющейся на сегодняшний день психолого-педагогической литературы показал, что нет ни одной работы в прямой постановке посвященной интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в ходе их дополнительного профессионального образования в инженерных вузах МО РФ.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования, определили его методологический аппарат.

Научная задача исследования заключалась в интенсификации процесса военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в военных вузах МО РФ за счет педагогического сопровождения обучающихся в созданной преподавателем интерактивной информационно-дидактической среде и применения инновационных педагогических методов, целенаправленно формирующих заданный иностранным заказчиком уровень военно-специальной компетентности иностранных военных специалистов за установленное контрактом время.

Объектом исследования является: военно-специальная подготовка иностранных военнослужащих в военных вузах МО РФ, а его предметом: процесс интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в военных вузах МО РФ.

Проведенный анализ факторов, влияющих на успешность процесса военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих показал, что основными из них являются: уровень базового образования; знание русского языка; опыт военной службы иностранных военнослужащих; качество переводческой деятельности; обеспеченность методической литературой на национальном языке; организация плановой подготовки преподавательского состава к учебной работе с иностранными военнослужащими; качество самостоятельной подготовки и проведение дополнительных занятий и консультаций, а также личностные параметры развития иностранного военного специалиста.

Исследование теоретико-методологических основ и нормативной регламентирующей базы военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих показало, что ее следует рассматривать как процесс овладения иностранными военными специалистами систематизированными знаниями, формирования у них навыков и умений выполнения боевых задач на основе уверенного применения вооружения и военной техники, а также их эксплуатации и ремонта. Военно-специальная подготовка иностранных военнослужащих рассматривается как педагогический процесс, носящий все его основные признаки, имеющий общепедагогическую процессуальную структуру и протекающий в некой образовательной среде.

Выдвинуто предположение, что повышение эффективности военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих возможно за счет ее интенсификации независимо от того, где происходит обучение: в военном вузе Минобороны России или на базе страны-заказчика. Проведенный в первой главе анализ базовых понятий «военно-специальная подготовка» и «интенсификация» позволил дать определение сущности процесса интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих.

Сущностью интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в военных вузах МО РФ является совокупность педагогических мер, обеспечивающих ее динамику и качественные изменения за счет создания интерактивной информационно-дидактической среды, формирующей необходимый и достаточный уровень профессиональных компетенций обучаемых, учитывающих особенности применения вооружения и военной техники в условиях национальных армий. Содержание этого процесса представлено в создании педагогических условий, удовлетворяющих требованиям:

- интерактивности среды за счет организации: взаимодействия между иностранными обучаемыми и предметом изучения на основе реализации электронных образовательных ресурсов и тренажерных средств для преодоления барьеров между теоретическим знанием и чувственно-предметным освоением информации, а также предоставления обучаемым возможности выбора индивидуального способа усвоения необходимых компетенций; взаимодействия между иностранными обучаемыми и преподавателями военно-специальной подготовки для своевременной педагогической диагностики и коррекции учебных затруднений, а также гибкого реагирования на вновь возникающие образовательные

запросы; взаимодействия между иностранными обучаемыми для взаимообучения и взаимоконтроля, а также формированию навыков совместной деятельности [10];

- информативности среды через: уплотнение дидактических единиц учебного процесса для достижения необходимого и достаточного образовательного уровня обучаемых и их готовности к применению полученных знаний, навыков и умений в условиях в национальных армиях;

- дидактичности среды за счет: улучшения компьютерно-тренажерной базы, обеспечивающей выработку необходимых психических состояний и приобретения двигательных навыков и умений (концентрации, динамических стереотипов, операторского напряжения и т.д.) с минимальным привлечением реальных боевых машин и применения педагогической технологии модерации.

Структура исследуемого процесса, представленная целями и задачами, субъект-субъектными отношениями, обоснованными выявленными закономерностями: зависимости цели военно-специальной подготовки от уровня и темпов развития военно-технического сотрудничества между соответствующими договаривающимися государствами, потребностей и возможностей страны-заказчика, уровня развития и возможностей российской педагогической науки и практики системы военного образования; зависимости содержания военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих от государственных потребностей и целей, интенсивности и качества военно-технического сотрудничества, возрастных и профессиональных возможностей контингента обучаемых, материально-технической и учебной базы, обусловливающей возможности процесса военно-специальной подготовки, как на территории Заказчика, так и в условиях российских военных вузов и учебных центров и др.; обусловленности эффективности военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих применением теоретико-методологических основ средового и компе-тентностного подходов, конкретизирующейся в новых принципах: высокой интеллектуальной технологичности обучения и модераторской (тьюторской) роли преподавателя.

Выявленными противоречиями, основным из которых является необходимость эффективной военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в ограниченные контрактом сроки при недостаточности для этого технических, информационных, технологических, учебно-методических и субъектных ресурсов имеющейся образовательной среды военно-специальной подготовки военного вуза, что

выдвигает требование ее построения на принципах интерактивности, информационной и дидактической достаточности; обоснованной перспективностью использования наряду с имеющимися формами, методами, средствами военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих применения специфических методов, таких как «метод анализа опыта» и организационно-деятельностных методов: моделирование, рефлексию, проектирование; и другими компонентами.

Целью изучаемого педагогического процесса являлось повышение качества военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в военных вузах МО РФ за счет создания интерактивной информационно-дидактической среды, адаптации ее содержания к особенностям использования вооружения и военной техники в условиях национальных армий, а также внедрение педагогической технологии модерации в процесс военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих, для обеспечения информационно-интеллектуальной поддержки обучаемых иностранных военных специалистов в повышении качественного уровня боевого применения, эксплуатации, обслуживания и ремонта вооружения и военной техники, закупаемой в военно-промышленном комплексе России и формирования у них необходимых для этого новых компетенций.

Для достижения указанной цели военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих необходимо решить следующие задачи:

- провести дифференцированное планирование военно-специальной подготовки с иностранными военнослужащими с учетом характера военного сотрудничества, особенностей развития национальных вооруженных сил, поставок из РФ вооружения и военной техники, специфики соответствующих театров военных действий, уровня подготовки иностранных военнослужащих, а также требований по соблюдению режима секретности и ограничений, установленных действующим законодательством РФ, нормативными актами МО РФ, руководящими документами видов ВС, родов войск ВС и управлений;

- составить квалификационные требования к выпускникам краткосрочных курсов на основе аналогичных требований к слушателям и курсантам Вооруженных Сил РФ, а также рекомендаций Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ и Главного управления кадров МО РФ. Следует отметить, что собственных конкретных квалификационных требований к результатам подготовки, кро-

ме общего высокого уровня владения образцами вооружения и военной техники, страны-заказчики не предъявляют. Эта работа становится задачей каждой организации МО РФ, обеспечивающей и контролирующей подготовку иностранных военнослужащих в подчиненных вузах, на офицерских курсах, в учебных центрах. Такой подход в некоторой степени осложняет работу вузов МО РФ и повышает ответственность принимающей стороны за результаты подготовки;

- дидактически структурировать информацию по основам боевой подготовки и ведения военных действий для доведения до иностранных военнослужащих, согласно утвержденным программам обучения с учетом штатной структуры национальных вооруженных сил, их технического оснащения, особенностей военных доктрин и военно-географического положения соответствующих иностранных государств;

- специально разработать учебные материалы (без ссылок на источники, конкретные главы и статьи) учитывая ограничения по сведениям, которые запрещается сообщать иностранным военнослужащим в тематических планах кафедр военных вузов;

- изучить специфику и использовать учебную организацию войск, характерную для армий иностранных государств-заказчиков при подготовке иностранных военнослужащих в вузах, офицерских курсах и учебных центрах МО РФ;

- при изучении военно-специальных (военно-технических) дисциплин основное внимание уделить отработке вопросов, как боевого применения, так и организации эксплуатации, хранения и ремонта вооружения и военной техники в мирное время и в условиях ведения боевых действий, поддержания их в постоянной боевой готовности в климатических условиях страны-заказчика;

- предусмотреть использование тренажерных средств и технических средств обучения в контексте будущей профессиональной деятельности иностранных военнослужащих.

С целью проверки гипотезы проводимого исследования была создана интерактивная информационно-дидактическая среда военно-специальной подготовки, проведена адаптация ее содержания к особенностям использования вооружения и военной техники в условиях национальных армий, осуществлено внедрение педагогической технологии модерации в процесс военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих. В созданную среду военно-специальной подготовки были помещены экспериментальные группы иностранных военнослужащих. Контрольные группы обучались по тра-

диционной системе. Критериями оценки адап- смысловой, содержательный, методический, ин-тивности сформированной для эксперимента струментальный и результативный (табл. 1). среды являлись следующие: ценностно-

Таблица 1. Критерии и показатели сформированности адаптивной образовательной среды военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих

Критерий Показатели

ценностно-смысловой - понимание иностранными военнослужащими теоретических основ военной профессии, обретение каждым обучаемым личностного смысла военно-специальной подготовки, осознание важности приобретаемых компетенций

содержательный - вариативность содержания материала военно-специальной подготовки в соответствии с индивидуальными познавательными особенностями иностранных военнослужащих; - детальное структурирование содержания дидактического материала на основе опыта реального применения изучаемых образцов вооружения и военной техники; - адекватность спроектированных педагогических ситуаций потребностям приобретения личностного и профессионального опыта

методический - широкий спектр заданий развивающего характера; частота использования ситуации диалога, обмена мнениями; выраженное учебное сотрудничество с иностранными военнослужащими; умение слушать и слышать обучаемых; гибкость преподавателя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки их результативности; - возможность реализации иностранными военнослужащими индивидуального образовательного маршрута; - руководство в проектировании индивидуального образовательного маршрута иностранными военнослужащими; - модерация процесса военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих

инструментальный - степень обеспеченности процесса военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих техническими средствами обучения (информационными, контрольными, тренажерными) с лингвистической поддержкой; - наличие и качество учебно-методических материалов (методических указаний, пособий, электронных учебников, информационного материала)

результативный - сформированные у иностранных военнослужащих эффективные способы деятельности, адекватные требованиям будущей военно-профессиональной деятельности (военно-профессиональные компетенции)

Анализ значений величин описательной статистики результатов констатирующего и контрольного эксперимента подтверждает заключение об отсутствии статистически значимых раз-

личий между контрольной и экспериментальной группами в начале эксперимента и их появлении после эксперимента (рис. 1).

о До эксперимента ■ После эксперимента

Рис. 3. Оценка образовательной среды военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих по завершении формирующего эксперимента

Выводы и рекомендации: представленные показатели объективно свидетельствуют о том, что изначально практически равные по уровню подготовленности контрольная и экспериментальная группы по завершению формирующего эксперимента показали различные результаты. Полученные результаты подтверждают выдвинутую в исследовании гипотезу и действенность предложенной методики интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военных специалистов на краткосрочных курсах в военных вузах МО РФ. Отмечено, что создание и внедрение интерактивной информационно-дидактической среды краткосрочных курсов военно-специальной подготовки в военных вузах МО РФ, адаптация содержания военно-специальной подготовки к особенностям использования вооружения и военной техники в условиях национальных армий и внедрение педагогической технологии модерации в процесс военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих повышают эффективность военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих за счет ее интенсификации.

а) теоретические выводы

1. Установлено, что выявленные и сформулированные в исследовании противоречия процесса военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих успешно разрешаются посредством ее интенсификации путем формирования интерактивной информационно-дидактической среды краткосрочных курсов военно-специальной подготовки в военных вузах МО РФ; адаптации содержания военно-специальной подготовки к особенностям использования вооружения и военной техники в условиях национальных армий; внедрения педагогической технологии модерации в процесс военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих. С целью проверки гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, основу которой составила апробация разработанной функциональной модели интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ, а также выработка критериев и показателей исследуемого процесса.

2. Сформулированы:

- педагогическая сущность интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих, как совокупности педагогических мер, обеспечивающих ее динамику и качественные изменения за счет создания интерактивной информационно-дидактической среды, формирующей необходимый и достаточный уровень профессиональных компетенций обучаемых, учитывающих особенности применения

вооружения и военной техники в условиях национальных армий;

-содержание данного процесса, выраженное в создании педагогических условий удовлетворяющих требованиям интерактивности среды за счет: своевременной педагогической диагностики и коррекции учебных затруднений, преодолении барьеров между теоретическим знанием и чувственно-предметным освоением информации; гибкого реагирования на вновь возникающие образовательные запросы; предоставления обучаемым возможности выбора индивидуального способа усвоения необходимых компетенций; информативности через: уплотнение дидактических единиц учебного процесса до уровня необходимого и достаточного в условиях применения в национальных армиях; дидактичности за счет: улучшения компьютерно-тренажерной базы, обеспечивающей выработку необходимых психических состояний и приобретения двигательных навыков и умений (концентрации, динамических стереотипов, операторского напряжения и т.д.) с минимальным привлечением реальных боевых машин и применения педагогической технологии модерации; - структура процесса, представленная целями и задачами, субъект-субъектными отношениями, обоснованными выявленными закономерностями: зависимости цели военно-специальной подготовки от уровня и темпов развития военно-технического сотрудничества между соответствующими договаривающимися государствами; потребностей и возможностей страны-заказчика, уровня развития и возможностей российской педагогической науки, и практики системы военного образования; зависимости содержания военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих от государственных потребностей и целей, темпов военно-технического прогресса; возрастных и профессиональных возможностей контингента обучаемых; достигнутого на современном этапе уровня развития теории и практики обучения военнослужащих в системе военного образования Российской Федерации; материально-технической и учебной базы, обусловливающей возможности процесса военно-специальной подготовки, как на территории Заказчика, так и в условиях российских военных вузов и учебных центров и др.; обусловленности эффективности военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих применением теоретико-методологических основ средового и компетентностного подходов, конкретизирующейся в новых принципах: высокой интеллектуальной технологичности обучения, модератор-ской (тьюторской) роли преподавателя и др.

Выявленными противоречиями, основным из которых является необходимость эффективной военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в ограниченные контрактом сроки при недостаточности для этого технических, информационных, технологических, учебно-методических и субъектных ресурсов имеющейся образовательной среды военно-специальной подготовки военного вуза, что выдвигает требование ее построения на принципах интерактивности, информационной и дидактической достаточности; обоснованной перспективностью использования наряду с имеющимися формами, методами, средствами военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих применения специфических методов, таких как «метод анализа опыта» и организаци-онно-деятельностных методов: моделирование, рефлексию, проектирование; и другими компонентами.

3. В результате получили подтверждение пути интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих: формирование интерактивной информационно-дидактической среды краткосрочных курсов военно-специальной подготовки в военных вузах МО РФ; адаптация содержания военно-специальной подготовки к особенностям использования вооружения и военной техники в условиях национальных армий; внедрение педагогической технологии модерации в процесс военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих.

б) практические рекомендации

В целях интенсификации военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в военных вузах МО РФ целесообразно предложить:

1. Органам управления военным образованием:

- рассмотреть вопрос о внедрении в военных вузах и учебных центрах МО РФ концепции создания интерактивной информационно-дидактической среды военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих;

- изучить возможности создания единого координационно-методического центра по созданию новейших технических обучающих средств (4-5 поколений) на базе федерального государственного унитарного предприятия «Муромское специальное конструкторское бюро - Научно-производственное предприятие» и Омского филиала Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева;

- разработать проекты мероприятий, направленных на централизацию курсов переподготовки и повышения квалификации преподавателей,

осуществляющих военно-специальную подготовку иностранных военнослужащих, особенно выезжающих для этих целей на учебные базы Заказчика, на основе которых изучить особенности внедрения педагогической технологии моде-рации в процесс военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих;

- организовывать ежегодный конкурс научных работ в области совершенствования военно-специальной подготовки в вузах МО РФ;

- рассмотреть вопрос о материальном и моральном стимулировании преподавателей, осуществляющих разработки новейшего материально-технического и информационно-технологического инструментария для обучения иностранных военнослужащих;

- осуществлять теоретико-методологическое и информационно-методическое сопровождение процесса адаптации содержания военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих к особенностям использования вооружения и военной техники в условиях национальных армий в военных вузах МО РФ.

2. Военно-специальным кафедрам военных вузов и учебным центрам МО РФ целесообразно рекомендовать:

- проектировать модули образовательных программ по актуальным проблемам эксплуатации вооружения и военной техники, готовыми к гибкому и оперативному применению при первой необходимости;

- интенсифицировать исследования в области обучения иностранных военнослужащих, их презентацию и обсуждение в педагогических коллективах;

- осуществить модернизацию учебно-методических комплексов дисциплин, изучаемых в процессе военно-специальной подготовки отечественных специалистов, и на их основе адаптировать содержание военно-специальной подготовки для иностранных военнослужащих.

3. Слушателям факультетов обучения иностранных специалистов и учебных центров основные усилия сосредоточить на самостоятельном овладении научными и прикладными основами эксплуатации вооружения и военной техники. Овладеть методикой самообучения при помощи предоставляемых образовательной средой учреждений МО РФ технических и тренажерных средств обучения и информационных ресурсов.

Дальнейшую разработку научных и прикладных основ военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих целесообразно осуществлять по следующим направлениям: междисциплинарные исследования в области развития теории и практики обучения иностранных

военнослужащих военно-технических дисциплинам; управление процессом профессионально-педагогической подготовки преподавателей военно-специальных дисциплин к обучению иностранных военнослужащих; профессионально-педагогическое самосовершенствование преподавателей в области проектирования образовательных сред в военных вузах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Булков, А.А. Повышение эффективности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах военно-воздушных сил России: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007. 351 с.

2. Гусева, Л.Г. Дидактическое обеспечение профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных военнослужащих на этапе довузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2004. 179 с.

3. Жуков, А.С. Особенности военно-профессиональной адаптации и психического здоровья иностранных военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях Российской Федерации: дисс. . канд. мед. наук. - СПб., 2009. 142 с.

4. Чухлебова, ИА. Обучение иностранных военнослужащих научному стилю речи русского языка: дисс. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2007. 217 с.

5. Калиновский, А.Е. Довузовская подготовка по химии иностранных военнослужащих в высшей военной школе: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2005. 205 с.

6. Мигненко, МА. Формирование лингвокультуроло-гической компетенции в процессе профессиональной подготовки иностранных военнослужащих: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2004. 207 с.

7. Степанова, И.С. Формирование единого учебно-методического комплекса по обучению русскому языку иностранных военнослужащих: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2004. 137 с.

8. Краснова, С.В. Формирование лексической компетентности иностранных курсантов при овладении русским языком в специальных целях: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2010. 198 с.

9. Шаталова, Н.С. Теоретические основы формирования речевого компонента профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002. 301 с.

10. Moore, M.G. The American Journal of Distance Education, Vol. 3, No 2 (1989), Editorial.

INTENSIFICATION THE MILITARY AND SPECIAL TRAINING

OF FOREIGN MILITARY PERSONNEL AT SHORT-TERM COURSES IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION MINISTRY OF DEFENSE

© 2015 V.A. Tkachyov, V.V. Pristupa, A.V. Nagornykh, P.V. Petunin Omsk Autoarmoured Engineering Institute

Results of researches the military and special training of foreign military personnel on short-term courses in higher education institutions of the Russian Federation Ministry of Defense, and also pedagogical ways and conditions of its intensification, are presented in article.

Key words: military and special training, intensification, foreign military personnel, moderation

Vladimir Tkachyov, Teacher at the Department of Armoured and Automobile Equipment Operation. E-mail: tva.061177@mail.ru Vasiliy Pristupa, Senior Teacher at the Department of Armoured and Automobile Equipment Operation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aleksey Nagornykh, Teacher at the Department of Armoured and Automobile Equipment Operation

Pavel Petunin, Teacher at the Department of Armoured and Automobile Equipment Operation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.