Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КАДРОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивная борьба / педагогические условия / профессиональная подготовка / средства / wrestling / pedagogical conditions / professional training / means

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасевич Игорь Владимирович, Любимов Владимир Борисович

Актуальность. В данной статье сделана попытка обоснования педагогических условий, повышающих эффективность формирования профессиональной направленности как ценностно-смысловой основы профессиональной компетентности тренеров по спортивной борьбе. Цель исследования выявление и создание педагогических условий формирования профессиональной направленности тренера по спортивной борьбе существенно влияют на процесс обучения и формирование личности будущего специалиста. Методы и организация исследования. Содержание педагогических условий тренера по спортивной борьбе включает в себя такие составляющие, как знание истории развития спортивной борьбы, знание системы судейства в борьбе, владение навыками самостраховки; знание методики обучения акробатическим упражнениям; владение методикой базовой техники в спортивной борьбе; понимание биомеханики в спортивной борьбе. Результаты исследования и их обсуждение. Профессиональная деятельность тренера-преподавателя по спортивной борьбе предусматривает высокую степень ответственности за здоровье воспитанников, предполагает умение общаться с занимающимися различного возраста и их родителями. Профессиональная деятельность обязывает тренеров-преподавателей в процессе всей профессиональной карьеры находиться в хорошей спортивной форме и всегда работать с учетом «профессионального риска», связанного с вероятностью «напрасности» многолетней работы, по обстоятельствам, зависящим, в частности, от спортсменов. Выводы. Выделенные нами блоки, образуя систему профессиональной деятельности тренера, составляют основу содержания учебных дисциплин и учебных программ для подготовки тренерских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасевич Игорь Владимирович, Любимов Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE USE OF WRESTLING EQUIPMENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PERSONNEL

Relevance. In this article, an attempt is made to substantiate the pedagogical conditions that increase the effectiveness of the formation of professional orientation as a value-semantic basis for the profes-sional competence of wrestling coaches. The purpose of the study is to identify and create pedagogical conditions for the formation of a profes-sional orientation of a wrestling coach that significantly affect the learning process and the formation of the personality of a future specialist. Methods and organization of research. The content of the pedagogical conditions of a wrestling coach includes such components as knowledge of the history of the development of wrestling, knowledge of the judging system in wrestling, possession of self-insurance skills; knowledge of the methodology of acro-batic exercises; knowledge of the methodology of basic techniques in wrestling; understanding of biome-chanics in wrestling. The results of the study and their discussion. The professional activity of a wrestling coach-teacher pro-vides for a high degree of responsibility for the health of pupils, assumes the ability to communicate with students of various ages and their parents. Professional activity obliges coaches-teachers to be in good shape throughout their professional career and always work taking into account the "professional risk" associated with the likelihood of "futility" of long-term work, under circumstances depending, in particular, on athletes. Conclusions. The blocks highlighted by us, forming a system of professional activity of a coach, form the basis of the content of academic disciplines and training programs for the training of coaching staff.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КАДРОВ»

научный рецензируемый журнал

Vol.11 (№3) 2023

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-11 -3-70-74 Оригинальные статьи / Original Articles

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КАДРОВ

УДК 378

Тарасевич И.В.1 Любимов В.Б. 2

1 Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО "УралГУФК" 620146, Россия, г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, 85

2 МАОУ ДО Спортивная школа олимпийского резерва по греко-римской борьбе 620028, Россия, г. Екатеринбург, ул. Кирова, 71

Аннотация.

Актуальность. В данной статье сделана попытка обоснования педагогических условий, повышающих эффективность формирования профессиональной направленности как ценностно-смысловой основы профессиональной компетентности тренеров по спортивной борьбе.

Цель исследования - выявление и создание педагогических условий формирования профессиональной направленности тренера по спортивной борьбе существенно влияют на процесс обучения и формирование личности будущего специалиста.

Методы и организация исследования. Содержание педагогических условий тренера по спортивной борьбе включает в себя такие составляющие, как знание истории развития спортивной борьбы, знание системы судейства в борьбе, владение навыками самостраховки; знание методики обучения акробатическим упражнениям; владение методикой базовой техники в спортивной борьбе; понимание биомеханики в спортивной борьбе.

Результаты исследования и их обсуждение. Профессиональная деятельность тренера-преподавателя по спортивной борьбе предусматривает высокую степень ответственности за здоровье воспитанников, предполагает умение общаться с занимающимися различного возраста и их родителями. Профессиональная деятельность обязывает тренеров-преподавателей в процессе всей профессиональной карьеры находиться в хорошей спортивной форме и всегда работать с учетом «профессионального риска», связанного с вероятностью «напрасности» многолетней работы, по обстоятельствам, зависящим, в частности, от спортсменов.

Выводы. Выделенные нами блоки, образуя систему профессиональной деятельности тренера, составляют основу содержания учебных дисциплин и учебных программ для подготовки тренерских кадров.

Ключевые слова: спортивная борьба, педагогические условия, профессиональная подготовка, средства.

Конфликт интересов: один из авторов является членом редакционной коллегии журнала

Для цитирования Тарасевич И.В., Любимов В.Б. Педагогические условия использования средств спортивной борьбы в процессе профессиональной подготовки физкультурно-спортивных кадров // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2023. T11. №3. https ://d oi.org/10.57006/2782-3245-2023-11 -3-70-74

Дата поступления статьи: 30.05.2023.

Дата принятия статьи к публикации: 28.08.2023

Дата публикации статьи: 03.09.2023

Информация для связи с автором: fk@sport-ural.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE USE OF WRESTLING EQUIPMENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PERSONNEL

Igor V. Tarasevich 1

Vladimir B. Lyubimov 2

1 Еkaterinburg Institute of Physical Culture

85 Shaumyan str., Yekaterinburg, Russia 620146

2 Olympic school in Greco-Roman wrestling of Yekaterinburg

71 Kirov st., Ekaterinburg, Russia, 620028

Annotation.

Relevance. In this article, an attempt is made to substantiate the pedagogical conditions that increase the effectiveness of the formation of professional orientation as a value-semantic basis for the professional competence of wrestling coaches.

The purpose of the study is to identify and create pedagogical conditions for the formation of a professional orientation of a wrestling coach that significantly affect the learning process and the formation of the personality of a future specialist.

Methods and organization of research. The content of the pedagogical conditions of a wrestling coach includes such components as knowledge of the history of the development of wrestling, knowledge of the judging system in wrestling, possession of self-insurance skills; knowledge of the methodology of acrobatic exercises; knowledge of the methodology of basic techniques in wrestling; understanding of biomechanics in wrestling.

The results of the study and their discussion. The professional activity of a wrestling coach-teacher provides for a high degree of responsibility for the health of pupils, assumes the ability to communicate with students of various ages and their parents. Professional activity obliges coaches-teachers to be in good shape throughout their professional career and always work taking into account the "professional risk" associated with the likelihood of "futility" of long-term work, under circumstances depending, in particular, on athletes.

Conclusions. The blocks highlighted by us, forming a system of professional activity of a coach, form the basis of the content of academic disciplines and training programs for the training of coaching staff.

Keywords: wrestling, pedagogical conditions, professional training, means

Conflict of interest: one of the authors is a member of the editorial board of the journal

For citation: Tarasevich I.V., Lyubimov V.B. Pedagogical conditions for the use of sports wrestling equipment in the process of professional training of physical culture and sports personnel // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2023. T11. №3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-11-3-70-74

Date of receipt of the article: 30.05.2023

Date of acceptance of the article for publication: 28.08.2023

Date of publication of the article: 03.09.2023 Information for contacting the author: fk@sport-ural.ru

Введение

Современный уровень физического воспитания студентов профессиональных образовательных учреждений требует длительной и упорной работы, направленной на развитие физических качеств, овладение техникой двигательных действий, формирование двигательных умений и навыков, воспитание психологической устойчивости и профессионально-прикладной готовности.

Ряд авторов, таких как Кузнецов А.С., Соколов А.И., Калябин В.А., Литвинов С.А. и др. уже предприняли попытку обоснованного введения элементов борьбы на уроках физического воспитания, получив хорошие результаты и, тем самым, подтвердили правильность выбранного пути. Изучались элементы борьбы, приемы закреплялись и совершенствовались специфическими средствами и подвижными играми для едино-

борств. Но спортивные поединки не проводились из-за возможности травм.

Упражнения спортивной борьбы как средство физического воспитания на занятиях физической культуры позволяют активизировать умственную, двигательную и оздоровительную деятельность обучающихся, способствуют приобщению студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, обеспечивают в полной мере полноценное физическое развитие обучающихся, поскольку способствуют быстрому решению задач в единицу времени.

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом-тренером профессиональных функций является личная педагогическая культура. Современные исследователи (В. Л. Бенин, К. М. Левитан, Н. В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя, воспитателя, тренера-преподавателя — вообще педагога в широком смысле слова.

Рисунок 1 - Средства физического воспитания в спортивной борьбе Fig. 1 - Means of physical education in wrestling

Методы и организация исследования.

Одно из ведущих мест в общем развитии личности тренера занимает его нравственность, определяющая избирательность отношений человека с окружающим миром.

Ядро педагогической направленности составляет профессионально-личностная гуманистическая позиция, суть которой состоит в овладении «человеческим смыслом» педагогической профессии, в освоении нравственно-духовных ценностей, в выявлении и развитии гуманного отношения к воспитанникам.

Таким образом, логическим центром и основанием структуры профессиональных качеств тренера является направленность

- интегральное, стержневое свойство личности тренера, выражающееся в мировоззрении, интересах и духовных потребностях.

Эффективность подготовки будущего тренера по спортивной борьбе определяется:

- формированием мотивационно-ценностного отношения к освоению профессиональных знаний и умений;

- осознанием социального престижа и личностной значимости выбранной профессии и обращенностью в перспективу своей профессиональной деятельности;

- мотивацией достижения высоких результатов профессиональной деятельности;

- направленностью на совместную продуктивную деятельность в структурах «студент - преподаватель», «студент - студент» и приобщением к студенческой культурной среде.

Учение приобретает личностную значимость для каждого студента в силу того, что его смысл опирается на систему ценностей, идеалов.

Учет и реализация данного условия в учебном процессе означает такую подготовку специалиста по физической культуре, которая предусматривает усвоение достаточного объема теоретических знаний и практических умений, формирование необходимых предпосылок для их успешной профессиональной адаптации в новых или измененных условиях.

В качестве педагогических условий выступают те особенности педагогической деятельности, которые позволяют не толь-

ко удовлетворять потребности тренера, но и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей; определяют пути осуществления социально-педагогической деятельности, способы удовлетворения потребности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного опыта; проявляются в гибкости, вариативности, находчивости, раскрывают профессионально-этическую культуру тренера как специфический способ реализации сущностных сил человека [4].

Содержание педагогических условий тренера по спортивной борьбе включает в себя такие составляющие, как знание истории развития спортивной борьбы, знание системы судейства в борьбе, владение навыками самостраховки; знание методики обучения акробатическим упражнениям; владение методикой базовой техники в спортивной борьбе; понимание биомеханики в спортивной борьбе.

Результаты исследования и их обсуждение. Профессиональная деятельность тренера-преподавателя по спортивной борьбе предусматривает высокую степень ответственности за здоровье воспитанников, предполагает умение общаться с занимающимися различного возраста и их родителями. Профессиональная деятельность обязывает тренеров-преподавателей в процессе всей профессиональной карьеры находиться в хорошей спортивной форме и всегда работать с учетом «профессионального риска», связанного с вероятностью «напрасности» многолетней работы, по обстоятельствам, зависящим, в частности, от спортсменов.

Рассматривая профессиональную деятельность тренера по борьбе [1], необходимо выделить следующие блоки: организаторский, учебный (образовательный), методический, информационный, оздоровительный и общественно-политический.

К блоку организаторской деятельности тренера относится решение многих вопросов: от финансирования учебно-тренировочной деятельности вплоть до строительства залов, загородных баз, материально-технического обеспечения. Важны также создание системы спортивных школ, системы общего и специального образования (школа - колледж - вуз -

магистратура - аспирантура - докторантура), организация соревнований (в том числе международных). Все это способствует созданию оптимальных условий для эффективного решения задач подготовки высококвалифицированных борцов.

Блок учебной деятельности тренера включает в себя подготовку спортсменов-разрядников, тренеров-общественников и судей по видам борьбы.

Блок методической работы тренера направлен на развитие моральной, интеллектуальной, эстетической, волевой, технической, стратегическо-тактической подготовки борцов.

Блок информационной деятельности тренера связан с организацией и проведением соревнований, показательных выступле-

© Игорь Владимирович Тарасевич, 2023 © Владимир Борисович Любимов, 2023 © ЕИФК, 2023

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корх, А.Я Тренер: деятельность и личность. /А.Я Корх. - М.: Тера-спорт, 2000. - 120 с.

2. Миндиашвили Д. Г., Подливаев Б. А. Планирование подготовки квалифицированных борцов: Методические рекомендации. М, 2000.

3. Николаев, А.Н. Успешность деятельности тренера /А.Н. Николаев// Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 12. - С. 29-32.

4. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: учебное пособие для институтов физкультуры. М., 1998. -285 с.

REFERENCES

1. Korkh, A.Ya. Coach: activity and personality. /A.Ya. Korkh. - M.: Tera-sport, 2000. - 120 p.

2. Mindiashvili D. G., Podlivaev B. A. Planning the training of qualified wrestlers: Methodological recommendations. M, 2000.

3. Nikolaev, A.N. The success of the coach's activity / A.N. Nikolaev// Theory and practice of physics. culture. - 2003. - No. 12. - pp. 29-32.

4. Tumanyan, G.S. Wrestling: a textbook for physical education institutes. M., 1998. - 285 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Тарасевич Игорь Владимирович кандидат педагогических наук, доцент Заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» Екатеринбург, Россия Вклад в работу 50% Ответственный за переписку автор Igor V. Tarasevich Cand. Sci., Assoc. Prof. Head of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture, Еkaterinburg Institute of Physical Culture Еkaterinburg, Russia Contribution to the work 100% Corresponding author

Любимов Владимир Борисович Мастер спорта международного класса МАОУ ДО СШОР по греко-римской борьбе г. Екатеринбурга Екатеринбург, Россия Вклад в работу 50% Vladimir B. Lyubimov Master of sports of international class Olympic school in Greco-Roman wrestling of Yekaterinburg Еkaterinburg, Russia Contribution to the work 50%

ний, а также организацией и проведением пресс-конференций в СМИ.

Блок оздоровительной деятельности тренера направлен на укрепление здоровья, формирование телосложения, совершенствование кондиционных качеств воспитанников (выносливости, гибкости, мощности и т. д.).

Блок общественно-политической деятельности тренера - это участие в работе региональных федераций и общественных организаций, выполнение отдельных поручений руководства федерации.

Выводы. Все эти блоки, образуя систему профессиональной деятельности тренера, составляют основу содержания учебных дисциплин и учебных программ для подготовки тренерских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.