Научная статья на тему 'БИОМЕХАНИКА СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БИОМЕХАНИКИ'

БИОМЕХАНИКА СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БИОМЕХАНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Греко-римская борьба / биомеханика спортивной борьбы / педагогическая биомеханика / учебно-тренировочный процесс студента. / Greco-Roman wrestling / biomechanics of wrestling / pedagogical biomechanics / educational and training process of the student.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безденежный З.А., Овчинников Ю.Д., Пигида К.С.

В статье авторы показывают отличие вольной борьбы от греко-римской борьбы. В настоящее время основными проблемами биомеханики спортивной борьбы являются: разработка методики построения эффективных педагогических программ обучения и совершенствования технического мастерства борцов на основе познания наиболее существенных механизмов работы двигательного аппарата и особенностей формирования сложных двигательных навыков. Актуальным направлением биомеханики спортивной борьбы является учебно-тренировочный процесс спортсмена с факторами развития и совершенствования двигательных возможностей, тем самым способствуя развития педагогической биомеханики. Научно-прикладное исследование было проведено в процессе изучения предмета «Биомеханика двигательной деятельности». Объектом исследования стал учебно-тренировочный процесс, который проходит на базе МБУ СШОР №6 МО г. Краснодара под руководством тренера Лазорька Александра Викторовича, тренера высшей категории, судьи Всероссийской и Международной категории, заместителя директора по спортивной работе. Студент 2 курса 19с6 Безденежный Захар Александрович, кандидат в мастера спорта выполняет учебно-тренировочный план, позволяющий развивать биомеханические качества и готовиться к соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безденежный З.А., Овчинников Ю.Д., Пигида К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOMECHANICS OF WRESTLING IN THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS IS AN IMPORTANT FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL BIOMECHANICS

In the article, the authors show the difference between freestyle wrestling and Greco-Roman wrestling. Currently, the main problems of biomechanics of wrestling are: the development of methods for building effective pedagogical training programs and improving the technical skills of wrestlers based on the knowledge of the most essential mechanisms of the motor system and the features of the formation of complex motor skills. The actual direction of biomechanics of wrestling is the training process of the athlete with the factors of development and improvement of motor capabilities, thereby contributing to the development of pedagogical biomechanics. The scientific and applied research was conducted in the course of studying the subject "Biomechanics of motor activity". The object of the study was the training process, which takes place on the basis of the MBU SSHOR No. 6 of the Moscow region. Krasnodar under the guidance of coach-Lazorka Alexander Viktorovich, coach of the highest category, judge of the All-Russian and International categories, Deputy Director for sports work. 2nd year student 19s6 Bezdenezhny Zakhar Alexandrovich, candidate for Master of Sports performs a training plan that allows you to develop biomechanical qualities and prepare for competitive activities.

Текст научной работы на тему «БИОМЕХАНИКА СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БИОМЕХАНИКИ»

контексте принципиально новые, социально значимые результаты и всесторонне способствует самореализации личности, развитию её способностей и созидательного потенциала. Творчество, с точки зрения философии, представляет собой самую продуктивную, общественно значимую и ценную процедуру деятельности [6].

В познании творчество начинается тогда, когда духовная деятельность сознательно направляется на постижение истины, результатом такого творчества является полное, глубокое, истинное знание о сторонах, свойствах исследуемого объекта, о самой глубинной сущности его. Творчество в познании - это нетрадиционный, нетривиальный ход мысли исследователя, ведущий к достижению принципиально нового знания, сознательная ориентация на получение значимых и истинных результатов познания.

Методология науки исследует структуру, логическую организацию, методы, средства, приемы и алгоритмы научного исследования, изучает многогранные стороны творческой активности в процессе

научного познания, является важнейшим элементом всей современной, постклассической философии науки. Методология охватывает совокупность представлений о философских основах творческой научно-исследовательской деятельности, рассматривает внутренний механизм, логику движения творческой организации знания.

Список литературы

1. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.1. - М., 1974, с.100

2. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998

3. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб. 1997

4. Грязнов В.М. Методология научного творчества. М., изд. РУДН, 2000

5. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М., Логос, 2000

6. Баубекова Г.Д., Бекбаева Ж.С. Проблемы развития творческого мышления. - Астана, 2007, с. 49

БИОМЕХАНИКА СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БИОМЕХАНИКИ

Безденежный З.А.,

кандидат в мастера спорта, студент факультета спорта, Овчинников Ю.Д., Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин» Пигида К.С., кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета спорта Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Россия, г. Краснодар

BIOMECHANICS OF WRESTLING IN THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS IS AN IMPORTANT FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL BIOMECHANICS

Cash-Strapped Z.,

candidate master of sports, student, faculty of sports

Ovchinnikov Yu.,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of "Biochemistry, Biomechanics and Natural Sciences"

Pigida K.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Dean of the Faculty of Sports Kuban State

University of Physical Culture, Sports and Tourism Russia, Krasnodar

Аннотация

В статье авторы показывают отличие вольной борьбы от греко-римской борьбы. В настоящее время основными проблемами биомеханики спортивной борьбы являются: разработка методики построения эффективных педагогических программ обучения и совершенствования технического мастерства борцов на основе познания наиболее существенных механизмов работы двигательного аппарата и особенностей формирования сложных двигательных навыков. Актуальным направлением биомеханики спортивной борьбы является учебно-тренировочный процесс спортсмена с факторами развития и совершенствования двигательных возможностей, тем самым способствуя развития педагогической биомеханики. Научно-приклад-

ное исследование было проведено в процессе изучения предмета «Биомеханика двигательной деятельности». Объектом исследования стал учебно-тренировочный процесс, который проходит на базе МБУ СШОР №6 МО г. Краснодара под руководством тренера - Лазорька Александра Викторовича, тренера высшей категории, судьи Всероссийской и Международной категории, заместителя директора по спортивной работе. Студент 2 курса 19с6 Безденежный Захар Александрович, кандидат в мастера спорта выполняет учебно-тренировочный план, позволяющий развивать биомеханические качества и готовиться к соревновательной деятельности.

Abstract

In the article, the authors show the difference between freestyle wrestling and Greco-Roman wrestling. Currently, the main problems of biomechanics of wrestling are: the development of methods for building effective pedagogical training programs and improving the technical skills of wrestlers based on the knowledge of the most essential mechanisms of the motor system and the features of the formation of complex motor skills. The actual direction of biomechanics of wrestling is the training process of the athlete with the factors of development and improvement of motor capabilities, thereby contributing to the development of pedagogical biomechanics. The scientific and applied research was conducted in the course of studying the subject "Biomechanics of motor activity". The object of the study was the training process, which takes place on the basis of the MBU SSHOR No. 6 of the Moscow region. Krasnodar under the guidance of coach-Lazorka Alexander Viktorovich, coach of the highest category, judge of the All-Russian and International categories, Deputy Director for sports work. 2nd year student 19s6 Bezdenezhny Zakhar Alexandrovich, candidate for Master of Sports performs a training plan that allows you to develop biomechanical qualities and prepare for competitive activities.

Ключевые слова: Греко-римская борьба, биомеханика спортивной борьбы, педагогическая биомеханика, учебно-тренировочный процесс студента.

Keywords: Greco-Roman wrestling, biomechanics of wrestling, pedagogical biomechanics, educational and training process of the student.

Греко-римская борьба (классическая) - дисциплина с олимпийским статусом, в которой схватка происходит один на один. Два бойца стремятся уложить друг друга на лопатки, используя для этого разрешенные приемы. К таковым относятся броски, захваты, удерживание противника, действия ногами запрещены[4,7].

Проведенный анализ показал, что основным отличием является техническое различие между бросками в этих стилях. И оно очень заметное. Дело в том, что в вольной борьбе огромная часть всех бросков начинается с прохода в ноги (Айсуев Л.Д., Сагалеев А.С.)[1].

В греко-римской борьбе проходы, и любые технические действия с ногами - запрещены. Работать борцы могут только с верхней частью тела.

Если в греко-римской борьбе огромную роль играет силовая составляющая борца, то в вольной, скорее, техническая (Болтаев З.Б.; Завьялов А.А.)[2,5].

В вольной борьбе проходы в ноги разрешены, а также можно проводить подсечки, зацепы, сбивания.

Для вольной борьбы очень характерна высокая скорость всех технических действий, просчитать действия соперника. В греко-римской действия противника более предсказуемы, потому что подавляющее большинство приёмов завязано на обхвате туловища, и последующем броске через "мост".

В греко-римской и вольной борьбе броски выполняются с падением атакующего, а в борьбе, которая проводится в одежде (особенно в самбо), выше оцениваются броски без его падения. Такие броски возможны в случае подавляющего преимущества перед соперником.

Выявленная проблема. В настоящее время основными проблемами биомеханики спортивной борьбы являются: разработка методики построения

эффективных педагогических программ обучения и совершенствования технического мастерства борцов на основе познания наиболее существенных механизмов работы двигательного аппарата и особенностей формирования сложных двигательных навыков[8].

В целях решения выявленной проблемы были проведены научно-прикладные исследования в рамках изучения учебного предмета «Биомеханика двигательной деятельности». Анализ биомеханических упражнений, выполняемых спортсменом был проведен в учебно-тренировочном процессе с фиксацией видеоряда выполняемых двигательных задач и формирования педагогических и профессиональных компетенций у студента [3,6].

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Учебно-тренировочный процесс проходит на базе МБУ СШОР №6 МО г. Краснодара под руководством тренера - Лазорька Александра Викторовича, тренера высшей категории, судьи Всероссийской и Международной категории, заместителя директора по спортивной работе[9].

Студент 2 курса 19с6 Безденежный Захар Александрович, кандидат в мастера спорта выполняют следующий учебно-тренировочный план, позволяющий развивать биомеханические качества и готовиться к соревновательной деятельности. Проведенный научно-методический анализ показал структурированность учебно-тренировочного процесса, выполняемого спортсменом.

Учебно-тренировочный план включает три основных блока:

1 Блок- Разминка.

2 Блок- Отработка специальных приемов(Фото 5,6,7).

3 Блок - Физические упражнения с выполнением растяжек(Фото8).

1. Разминка состоит из трех взаимозависимых направлений, включающих важные биомеханические фазы движения:

1) - бег по кругу, бег с крестными шагами, бег подставным шагом, бег спиной, бег с ускорени-ями(Фото1);

- кувырки вперед, кувырки назад, кувырки с выходом, кувырки через правое и левое плечо(Фото2);

- по -пластунски, защита от наката,

- напрыгивания.

2) Разминка на месте:

- прыжки на месте с захлестом ног;

- круговые движения туловища и таза(ФотоЗ);

- растяжка(Фото4).

3) Специальные борцовские упражнения:

- накаты на шею;

- забегания;

- перевороты;

- со стойки на мост;

X

Фото1. бег по кругу, бег скрестными шагами, бег подставным шагом, бег спиной, бег с ускорениями

vi

А

Фото2. Кувырки вперед, кувырки назад, кувырки с выходом, кувырки через правое и левое плечо:

Силовые качества в греко-римской борьбе играют ведущую роль, в то время как в вольной борьбе техника превалирует. Это стоит воспринимать как типичную ситуацию, имеющую и исключения, когда приоритеты в борьбе меняются(рис1.)-

Рис.1.Бросок прогибом захватом за туловище с рукой

/ 4

Фото4. Растяжка Захар Бежденежный

В учебно-тренировочный процесс спортсмена включены специальные борцовские упражнения:

- накаты на шею;

- забегания;

- перевороты(рис2);

- со стойки на мост.

Фото 5,6 броски: бедро, через спину, прогиб

Фото 7. Борьба в стойке с захватом

Чем универсальнее техника борца, тем сложнее его будет одолеть. Борец и его противник контролируют деятельность на основании собственных ощущений [11,12]. Судьи осуществляют визуальный контроль с фиксацией действий (оценок) в судейском протоколе. Тренер ведет педагогические наблюдения.

Фото 8. Физические упражнения на укрепление мышц ног

Заключение. Борьба очень адаптивный вид спорта[10]. На современном этапе развития спорта стандартные схемы, используемые борцами, могут и не сработать, и спортсменам приходится прямо на ковре проводить ситуационный анализ о правильности проведения приема.

Список литературы

1. Айсуев Л.Д., Сагалеев А.С. Методика обучения и совершенствования вариативных техникотак-тических действий в вольной борьбе//Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 15. С. 87-90.

2. Болтаев З.Б. Повышение качества учебно-тренировочного процесса для сохранения контингента учащихся в группах начальной подготовки по вольной борьбе//Вестник спортивной науки. 2010. № 5. С. 22-24.

3. Волков Л.А. Взаимосвязь мотивов занятий физической культурой и психофизической подготовки студентов Вузов//Теория и практика физической культуры. 2020. № 4. С. 98.

4. Егиазарян А.А., Свищёв И.Д., Павлова А.В. Биомеханические показатели усилий борцов греко-римского стиля при выталкивании сопер-ника//Теория и практика физической культуры. 2018. № 12. С. 79-81.

5. Завьялов А.А. Биомеханика некоторых тактико-технических действий в вольной борьбе//Вестник Томского государственного университета. 2007. № 301. С. 167-169.

6. Завьялов А.И., Завьялов Д.А., Завьялов А.А. Биопедагогика-основа спортивной трени-ровки//Теория и практика физической культуры. 2007. № 7. С. 56-58.

7. Крикуха Ю.Ю. Оптимизация технико-тактического арсенала в условиях смены соотношений длины и пропорций тела борцов греко-римского стиля//Омский научный вестник. 2011. № 1 (95). С. 133-136.

8. Колунин Е.Т., Прокопьев Н.Я. Хронобиоло-гические показатели центральной гемодинамики у мальчиков 8 лет в состоянии физиологического покоя на начальном этапе занятий греко-римской борьбой//Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2019. № 3 (23). С. 14-20.

9. Нескреба Т.А. Сущность и структура профессионально педагогической деятельности будущих тренеров-преподавателей//Гуманитарный вестник (Горловка). 2017. № 3 (2). С. 150-159.

10. Тихонова И.В., Розевика Е.А. Биомеханические особенности техники дзюдо-исток//Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3-4 (22). С. 53-55

11. Фоменко А.А., Горская И.Ю., Таламова И.Г. Морфофункциональный статус квалифицированных борцов греко-римского стиля различных весовых категорий//Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2017. № 1 (139). С. 26-33.

12. Якимова Е.А. Биологическое обоснование тренировочно-соревновательной деятельности в единоборствах//Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1. № 2. С. 96-101.

РОЗВИТОК ГОТОВНОСТ1 ВИКЛАДАЧ1В СПЕЩАЛЬНИХ ДИСЩИПЛ1Н ПРОФЕС1ЙНО-ТЕХН1ЧНОГО НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАД1В ДО ВИКОРИСТАННЯ ОСОБИСТ1СНО-ОР1СНТОВАНИХ ПЕДАГОГ1ЧНИХ ТЕХНОЛОГ1Й:РЕЗУЛЬТАТИ ЕКСПЕРИМЕНТУ

Ткачук Г.Е.

ДЗП(ПТ)О «Втницьке мiжрегiональне вище професшне училище»,

викладач

DEVELOPMENT OF READINESS OF TEACHERS OF SPECIAL DISCIPLINES OF VOCATIONAL SCHOOLS TO USE PERSONALITY-ORIENTED PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES:

EXPERIMENT RESULTS

Tkachuk G.

DPTNZ "Vinnytsia Interregional Higher Vocational School",

teacher

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анотащя

У статп висвггленш отриманих експериментальних даних щодо ефективносп розвитку готовносп ви-KiaAa4iB спецiальних дисциплiн до використання особистiсно-орieнтованих педагогiчних технологiй в pa3i застосування обгрунтованих педaгогiчних умов: позитивна мотива^ педaгогiв до застосування особисп-сно-орieнтовaних педaгогiчних технологiй; оновлення змiсту та структури пвдвищення квaлiфiкaцil викла-дaчiв спецiaльних дисциплiн в системi тслядипломно! педагопчно! освiти та в мiж курсовий перiод; упро-вадження регюнально! вiртуaльноl системи неперервно! пiдтримки педагопв.

Abstract

The article highlights the obtained experimental data on the effectiveness of the readiness of teachers of special disciplines to use personality-oriented pedagogical technologies in the case of reasonable pedagogical conditions: positive motivation of teachers to use personality-oriented pedagogical technologies; updating the content and structure of professional development of teachers of special disciplines in the system of postgraduate pedagogical education and in the inter-course period; introduction of a regional virtual system of continuous support for teachers.

Ключов1 слова: готовшсть, особистiсно-орieнтовaнi педагопчш технологи, викладач спещальних ди-сциплш, педагопчш умови, модель, методика, експеримент.

Keywords: readiness, personality-oriented pedagogical technologies, teacher of special disciplines, pedagogical conditions, model, methods, experiment.

Шдвищення професшного рiвня викладача не-одмшно пов'язана з використанням сучасних педа-гопчних технологш, переходом ввд принципу «освгга на все життя» до принципу «освгги через все життя». Проблема шдвищення квалiфiкацii пе-дагопчних ка^в у контексл змши самого освгт-нього процесу залежить ввд наявностi цшеспрямо-ваноi методичноi системи навчання всiх без виклю-чення освгтян навчального колективу з

переорieнтaцieю на розвиток готовностi до використання особисriсно-орieнтовaних педaгогiчних тех-нологш у свош професiйнiй дiяльностi, освоения нових методик, розвиток штелектуального та твор-чого потенцiaлу. Для цього необхвдно забезпечити викладачам необхiднi умови та можливосп, якi дозволять !м вiльно обирати методи, форми, засоби розвитку особистосл учня, оптимальний змiст на-вчально-виховно! дiяльностi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.