Научная статья на тему 'РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПОСЕЩЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ'

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПОСЕЩЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / мотив / студенты / физкультурно-спортивная активность / motivation / motivation / students / physical culture and sports activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишенко Галина Александровна

Актуальность Практические занятия направлены на формирование системы знаний, умений и навыков студентов и являются учебно-познавательной деятельностью. Практические занятия вы-ступают как ведущий фактор профессионального становления и развития и как объективный фактор профессиональной самореализации. Целью данного исследования явилось определение психологических компонентов мотивации студентов физической культуры к посещению практических занятий и физкультурно-спортивной активности мальчиков и девочек. Методы и организация исследования. Для решения поставленной проблемы использовали следующие методы: репрезентативное анкетирование, опрос студентов, ретроспективная оценка мотивации посещения занятий студентов. Результаты исследования и их обсуждение. Ретроспективный анализ активности студентов показал, что, в процессе посещения произошли следующие изменения в потребностно-мотивационной сфере: уменьшилась значимость мотива укрепления здоровья для девушек и юношей, мотив всестороннего физического развития. Увеличилась значимость мотива достижения высоких спортивных результатов, общения, укрепления силы воли, мотива осознания посещения практических занятий, мотива осознания назначения профессии, мотива профессиональной деятельности и профессионального общения. Выводы. Осознание мотива посещения практических занятий привело к формированию принципа мотивационного обеспечения их посещения студентами физической культуры и выявило как положительные мотивы, так и отрицательные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишенко Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MOTIVATION IN ATTENDING PRACTICAL CLASSES AND PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY OF STUDENTS OF THE COLLEGE OF PHYSICAL CULTURE OF DIFFERENT AGE AND GENDER GROUPS

Relevance Practical classes are aimed at forming a system of knowledge, skills and abilities of students and are educational and cognitive activities. Practical exercises are considered as a leading factor of professional formation and development and as an objective factor of professional self-realization. The purpose of this study was to determine the psychological components of motivation of physical education students to attend practical classes and physical culture and sports activity of boys and girls. Methods and organization of research. To solve the problem, the following methods were used: a representative questionnaire, a survey of students, a retrospective assessment of the motivation of students to attend classes. The results of the study and their discussion. A retrospective analysis of student activity showed that, during the course of the visit, the following changes occurred in the need-motivational sphere: the im-portance of the motive of health promotion for girls and boys, the motive of allsided physical develop-ment decreased. The importance of the motive of achieving high sports results, communication, strengthening willpower, the motive of awareness of attending practical classes, the motive of awareness of the purpose of the profession, the motive of professional activity and professional communication has in-creased. Conclusions. Awareness of the motive for attending practical classes led to the formation of the principle of motivational support for students of physical education to attend them and revealed both positive and negative motives.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПОСЕЩЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»

научный рецензируемый журнал

Vol.11 (№3) 2023

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-11 -3-36-40 Оригинальные статьи / Original Articles

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПОСЕЩЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

УДК 37.025.4

Шишенко Г.А. 1

1 Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» 620146, Россия, г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, 85

Аннотация.

Актуальность Практические занятия направлены на формирование системы знаний, умений и навыков студентов и являются учебно-познавательной деятельностью. Практические занятия выступают как ведущий фактор профессионального становления и развития и как объективный фактор профессиональной самореализации.

Целью данного исследования явилось определение психологических компонентов мотивации студентов физической культуры к посещению практических занятий и физкультурно-спортивной активности мальчиков и девочек.

Методы и организация исследования. Для решения поставленной проблемы использовали следующие методы: репрезентативное анкетирование, опрос студентов, ретроспективная оценка мотивации посещения занятий студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Ретроспективный анализ активности студентов показал, что, в процессе посещения произошли следующие изменения в потребностно-мотивационной сфере: уменьшилась значимость мотива укрепления здоровья для девушек и юношей, мотив всестороннего физического развития. Увеличилась значимость мотива достижения высоких спортивных результатов, общения, укрепления силы воли, мотива осознания посещения практических занятий, мотива осознания назначения профессии, мотива профессиональной деятельности и профессионального общения.

Выводы. Осознание мотива посещения практических занятий привело к формированию принципа мотивационного обеспечения их посещения студентами физической культуры и выявило как положительные мотивы, так и отрицательные.

Ключевые слова: мотивация, мотив, студенты, физкультурно- спортивная активность.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Для цитирования: Шишенко Г.А. Роль мотивации в посещении практических занятий и физкультурно-спортивной активности студентов колледжа физической культуры разных половозрастных группах // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2023. П1. №3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-11-3-36-40

Дата поступления статьи: 15.05.2023.

Дата принятия статьи к публикации: 28.08.2023

Дата публикации статьи: 03.09.2023

Информация для связи с автором: gced@sport-ural.ru

THE ROLE OF MOTIVATION IN ATTENDING PRACTICAL CLASSES AND PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY OF STUDENTS OF THE COLLEGE OF PHYSICAL CULTURE OF DIFFERENT AGE AND GENDER GROUPS

Galina A. Shishenko 1

1 Ekaterinburg Institute of Physical Culture 85 Shaumyan str., Ekaterinburg, Russia 620146

Annotation.

Relevance Practical classes are aimed at forming a system of knowledge, skills and abilities of students and are educational and cognitive activities. Practical exercises are considered as a leading factor of professional formation and development and as an objective factor of professional self-realization.

The purpose of this study was to determine the psychological components of motivation of physical education students to attend practical classes and physical culture and sports activity of boys and girls.

Methods and organization of research. To solve the problem, the following methods were used: a representative questionnaire, a survey of students, a retrospective assessment of the motivation of students to attend classes.

The results of the study and their discussion. A retrospective analysis of student activity showed that, during the course of the visit, the following changes occurred in the need-motivational sphere: the importance of the motive of health promotion for girls and boys, the motive of all-sided physical development decreased. The importance of the motive of achieving high sports results, communication, strengthening willpower, the motive of awareness of attending practical classes, the motive of awareness of the purpose of the profession, the motive of professional activity and professional communication has increased.

Conclusions. Awareness of the motive for attending practical classes led to the formation of the principle of motivational support for students of physical education to attend them and revealed both positive and negative motives.

Keywords: motivation, motivation, students, physical culture and sports activity.

Conflict of interest: the author declares that there is no conflict of interest

For citation: Shishenko G.A. The role of motivation in attending practical classes and physical culture and sports activity of students of the College of Physical culture of different age and gender groups // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2023. T11. No. 3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2023-11 -3-36-40

Date of receipt of the article: 15.05.2023

Date of acceptance of the article for publication: 28.08.2023

Date of publication of the article: 03.09.2023

Information for contacting the author: gced@sport-ural.ru

Введение. Мотивационная сфера студентов физической культуры является важным компонентом в посещении практических занятий. Она отражает внутреннее желание и интерес студентов к занятиям, их активное осознанное отношение к практическим занятиям.

Формированию мотивации посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных авторов (Е.П. Ильин, В. Г. Григо-ренко, С. С. Занюк, Ф. Тейлор, Э. Мейо, А.

Маслоу, и др.). Устойчивые мотивы ориентируют студентов на деятельность. Мотивы включают желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, ценностные ориентации, поэтому необходимо добиваться устойчивости мотивов у студентов физической культуры.

Мотивация - это процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы. Процесс формирования мотива начинается с возникновения по-

требности у студентов физической культуры посещать практические занятия и заканчивается побуждением их к достижению цели, если цель значима для них.

Как отмечает Е.П. Ильин, мотив - сложное интегративное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. Следовательно, мотивация связана с целью, с удовлетворением потребности студентов физической культуры к посещению практических занятий

Практические дисциплины оказывают влияние на мотивационную активность будущего специалиста, определяют психологическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности и ее результатам.

Во время практических занятий, студенты приобретают навыки организации, и управления и проведения занятий по физической культуре, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности.

Личностные особенности студентов по направлению «Физической культура» формируются в процессе воспитания и обучения и будут использоваться для формирования мотивации деятельности. Воля самих студентов, их убеждения, ценностные ориентиры, деятельность по саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутренним факторам развития.

Мотивы всегда внутренние в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации. Необходимость посещения студентами практических занятий служат стимулами, которые могут заинтересовать их, а в некоторых случаях могут не вызывать интерес, если не отвечают установкам, их потребностям и не представляют ценность для них. Чем выше интерес студентов к практическим занятиям, тем лучше сформирована мотивация к посещению занятий.

Практические занятия направлены на формирование системы знаний, умений и навыков студентов, включают одновременно цели развития и воспитания и составляют основу учебно-познавательной деятельности.

Практические занятия выступают как ведущий фактор профессионального развития и становления, а затем как объективный фактор профессиональной самореализации.

Изучение мотивации посещения практических занятий, и физкультурно-спортивной активности студентов колледжа физической культуры разных половозраст-

ных групп дает возможность судить об уровне готовности будущих специалистов к практической работе в профессиональной сфере. Чем выше посещаемость практических занятий, тем успешней профессиональная подготовка студентов колледжа физической культуры.

Двигательная активность посещаемости студентов понимается как стремление к самореализации через волю, убеждения, деятельность по самосамосовершенствованию. Необходимо побудить у студентов физической культуры стремление к посещению практических занятий через мотивацию.

В контексте данной работы при оценке мотивации посещения практических занятий мы используем понятия «физкультур-но-спортивная активность», а не «деятельность», что, на наш взгляд более обосновано, и в тоже время нельзя не рассматривать двигательную деятельность. Понятие «деятельность» и «активность» взаимосвязаны и взаимодополняемы.

Основными характеристиками деятельности является ее осознанность, целенаправленность, продуктивность и внутренняя мотивированность, полагает Л. П. Матвеев. Лишь тогда, деятельность превращается в компонент физической культуры, когда она становится направленной на оптимизацию физического состояния, формирует потребность в двигательной активности, спортивного мастерства в единстве с его духовным развитием.

Категория «потребность» выступает в качестве мотивационной характеристики физической культуры. Потребность в движении, в физическом совершенствовании, в сохранении и в укреплении здоровья, в достижении результата, в повышении спортивного мастерства будет основой мотивации посещения практических занятий и спортивной активности студентов разных половозрастных групп колледжа физической культуры.

Потребность в движении зависит от условий ее проявления, от особенности здоровья, физического развития, функциональной подготовленности студентов и двигательной потребности, так как в процессе своего развития является потребностью, не только биологической, и социальной.

Объект исследования. Практические занятия по видам спорта.

Предмет исследования. Мотивация посещений практических занятий и физкультур-но - спортивной активности.

Цель исследования. Определение психологических компонентов мотивации студентов физической культуры к посещению практических занятий и физкультурно -спортивной активности.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось с 2022 по 2023 год на базе колледжа физической культуры. Для решения поставленной проблемы использовали следующие методы: репрезентативное анкетирование, опрос студентов, ретроспективная оценка мотивации посещения занятий студентов.

Результаты и их обсуждение. Оценка мотивации девочек и мальчиков посещения практических занятий показала их существенные различия (Р < 0,05 по х2 - Пирсона). По отдельным мотивам достоверные различия (1 - критерию Стьюдента) между девочками и мальчиками выявлены в мотивах по требованию преподавателей, ради оценки - они выше у девочек; укрепление здоровья, нравится заниматься своим избранным видом спорта, физическими упражнениями, желание быть сильными и красивыми и добиться спортивного мастерства - выше у мальчиков, что свидетельствует о большей заинтересованности в посещении практических занятий.

Исследование причин побуждающих студентов посещать практические занятия показало, что наиболее значимыми мотивами являются: желание добиться высоких спортивных результатов; укрепление состояние здоровья; всестороннее физическое развитие; успехи в профессиональной деятельности; активное профессиональное общение.

Наименее значимыми являться, мотивы общения и желание разнообразить свой досуг. При этом в ответах юношей и девушек не было выявлено достоверных различий (по х2 - Пирсона), что свидетельствует об отсутствия различий в данных мотивах.

© Галина Александровна Шишенко, 2023 © ЕИФК, 2023

Ретроспективный анализ активности студентов показал, что, в процессе посещения произошли следующие изменения в по-требностно-мотивационной сфере: уменьшилась значимость мотива укрепления здоровья для девушек и юношей, мотив всестороннего физического развития. Увеличилась значимость мотива достижения высоких спортивных результатов, общения, укрепления силы воли, мотива осознания посещения практических занятий, мотива осознания назначения профессии, мотива профессиональной деятельности и профессионального общения.

Выводы. Проведенное исследование мотивации посещения практических занятий физкультурно-спортивной активности студентов колледжа физической культуры показало, что повысилась значимость как позитивных мотивов, связанных с укреплением здоровья, приобретением силы и красоты, мотива достижения высоких спортивных результатов, так и не позитивных -принуждения, эмоциональной разрядки, желания разнообразить свой досуг, недостаточно свободного времени, другие увлечения, мешающие посещать практические занятия.

Выявлены существенные различия мотивации к посещению практических занятий между юношами и девушками по отдельным мотивам. Посещение практических занятий по требованию преподавателей, ради оценки - они выше у девушек, мотив заниматься физическими упражнениями, добиться спортивного мастерства - выше у юношей.

Поводья итоги данного исследования, можно предположить, что осознание высокой значимости мотива посещения практических занятий привело к формированию принципа мотивационного обеспечения среди студентов. А это значит, что формированная мотивация будет способствовать активной посещаемости практических занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабушкин,Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. -Омск: Сиб ГАФК, 2000.

2. Ильин,Е. П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - СПб.,2000.

3. Ильин,Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - Санкт - Петер-бург,2000.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Мат-веев, - М. : Физкультура и спорт, СпортАкадемПРЕСС,2008. -544с.

5. Матвеев,Л. П. Основы спортивной тренировки /Л. П. Матвеев.- М. :ФиС,1977.

6. Пилоян, Р. А. Повышение эффективности физкультурного образования / Р. А. Пилоян // Теория и практика физ. культуры. - 2005. №12. С. 48 - 51.

7. Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультур-ных вузов / под ред. А.В. Родионова. - М., 2004.

8. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М., 1986.

REFERENCES

1. Babushkin, G. D. Formation of sports motivation / G. D. Babushkin, E.G. Babushkin. Omsk: Sib GAFK, 2000.

2. Ilyin, E. P. Psychology of physical education / E.P. Ilyin. - St. Petersburg,2000.

3. Ilyin, E.P. Motivation and motives / E. P. Ilyin. - St. Petersburg, 2000.

4. Matveev, L.P. Theory and methodology of physical culture / L. P. Matveev, - M. : Physical culture and sport, SportAkademPress,2008. -544c.

5. Matveev,L. P. Fundamentals of sports training /L. P. Matveev.- Moscow : FiS, 1977.

6. Piloyan, R. A. Improving the effectiveness of physical education / R. A. Piloyan // Theory and practice of physics. culture. - 2005. No.12. pp. 48-51.

7. Psychology of physical education and sports: textbook for physical education universities / edited by A.V. Rodionov. - M., 2004.

8. Heckhausen, H. Motivation and activity / H. Heckhausen. - M., 1986.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR_

Шишенко Галина Александровна Galina A. Shishenko

кандидат педагогических наук, доцент Cand. Sci., Ass. Prof.

Екатеринбургский институт физической Еkaterinburg Institute of Physical Culture Yekaterin-культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» burg, Russia Екатеринбург, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.