Научная статья на тему 'Педагогические условия использования интегративной художественной деятельности как средства воспитания авторской позиции школьника'

Педагогические условия использования интегративной художественной деятельности как средства воспитания авторской позиции школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / АВТОРСКАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРАКТИКА / ИНТЕГРАТИВНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / Е.В. ЧЕСТНЯКОВ / AUTHOR''S POSITION / AUTHOR''S INTEGRATIVE PRACTICE / JEFIM ĈESTNJAKOV / INTEGRATIVE ARTISTIC PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова Татьяна Юрьевна

В статье определяется сущность интегративной художественной деятельности как особого типа художественно-образовательной деятельности и педагогические условия ее использования как средства воспитания авторской позиции школьника. Большое значение придается анализу конструкции интегративной художественной деятельности как авторской интегративной художественной практики, основанной на художественной практике отдельного автора (Е.В. Честнякова), выступающей в качестве образца самореализации школьника в художественном творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большакова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic conditions of use of integrative artistic activity as a means of educating schoolchild''s author''s position

The essence of integrative artistic activity as a special type of artistic and educational activities and pedagogic conditions of its use as a means of educating schoolchild''s author''s position is determined in the article. Great importance is attached to analysis of the pattern of integrative artistic activity as author''s integrative artistic practice based on the individual author''s (Jefim Ĉestnjakov''s) artistic practice, which serves as a model of self-realization of the schoolchild''s self-realization in artistic creative work.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия использования интегративной художественной деятельности как средства воспитания авторской позиции школьника»

УДК 371.4

Большакова Татьяна Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Bolshakova64@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА

В статье определяется сущность интегративной художественной деятельности как особого типа художественно-образовательной деятельности и педагогические условия ее использования как средства воспитания авторской позиции школьника. Большое значение придается анализу конструкции интегративной художественной деятельности как авторской интегративной художественной практики, основанной на художественной практике отдельного автора (Е.В. Честнякова), выступающей в качестве образца самореализации школьника в художественном творчестве.

Ключевые слова: авторская позиция, авторская интегративная практика, интегративная художественная деятельность, Е.В. Честняков.

Воспитание авторской позиции школьника целесообразно рассматривать в качестве актуальной задачи современного образования. Идея воспитания авторской позиции в значительной мере соответствует опубликованным положениям Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (А.Г. Асмолов, С.Г. Косарецкий, А.А. Попов), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. В данном контексте авторская позиция рассматривается нами как совокупность: мотивации самореализации в занятиях искусством; самоидентификации в качестве автора, интериоризации ценностного отношения к искусству, личностного отношения к действительности, отражаемой в художественном образе, авторского стиля интерпретации художественных произведений.

Культурно-эстетическая воспитательная среда организаций дополнительного образования детей (В.П. Голованов, Е.Б. Евладова, А.В. Золотарева, Б.В. Куприянов и др.) обладает значительным педагогическим потенциалом в воспитании авторской позиции школьника в процессе его занятий художественной деятельностью. Процесс художественной деятельности связан с объективацией системы художественных представлений, т.е. созданием художественного образа как особого вида освоения действительности (Ю.Б. Борев) [2]. Существуя в рамках того или иного вида искусства художественный образ имеет свой состав, структуру и функции, обусловленные материалом творчества, пространственно-временными характеристиками: в литературе - словесные, в изобразительном искусстве - пластические; в театральном искусстве -зрительно-пластические образы.

Далее прибегнем к попытке описания модели интегративной художественной деятельности, выступающей в качестве общей платформы взаимодействия видов и жанров искусства и художественной деятельности школьников, направленной на создание художественных образов в рамках того или иного вида и жанра искусства.

Анализ результатов исследований ученых [3], опыта работы педагогов-практиков [1] и собственного многолетнего опыта позволяет утверждать, что интеграция расширяет образовательный потенциал совокупности художественных деятельностей за счет обращенности к различным сферам человеческого существа (интеллектуальная, психо-физи-ческая, эмоционально-психологическая сферы).

В этом контексте интегративная художественная деятельность представляет собой органичное соединение нескольких видов художественной деятельности в рамках отдельных проектов по подготовке и осуществлению общего творческого действия - спектакля театра кукол, при этом отдельные виды деятельности создают компоненты общего действия, а результаты (продукты) одного вида художественной деятельности служат средствами для другого вида.

Мы предприняли попытку создания модели ин-тегративной художественной деятельности, объединяющей разнообразные циклы художественной деятельности школьника в следующих плоскостях:

- плоскость деятельности (цикл создания сценария спектакля от выбора идеи до написания текста; цикл подготовки кукольного спектакля);

- плоскость овладения учащимися деятельностью (циклы занятий: «Литературная мастерская», «Художественная мастерская», «Театральная мастерская»);

- плоскость социальной презентации результатов деятельности (цикл показов спектакля различным целевым группам (родители, дети из соседнего детского сада, приюта и др.); цикл гастрольных поездок; цикл выставок).

Интегративная художественная деятельность призвана предоставить возможности участникам:

- заниматься различными видами художественной деятельности, избирать из множества функции и роли (автор, исполнитель, воспринимающий), переходить от занятий одним видом деятельности к другому;

- объединяться в кратковременные группы, позволяющие каждому участнику вносить посильный

158

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Большакова Т.Ю., 2014

Педагогические условия использования интегративной художественной деятельности..,

вклад в достижение общего результата, снизить риск неудачи обучающегося в ситуации творческих проб.

Методика интегративной художественной деятельности как средства воспитания авторской позиции школьника состоит из следующих этапов:

- первый этап - процесс конструирования ин-тегративной художественной деятельности, включающий знакомство школьников с образцами художественной деятельности в следующих вариантах: а) восприятие (чтение художественных произведений, посещение выставок, просмотр спектаклей и др.); б) продуцирование (выполнение учебных и творческих заданий: сочинительство, рисунки, лепка, живое слово, пение и др.); в) коммуникация по поводу художественных объектов (в т.ч. общение с авторами (профессионалами и любителями);

- второй этап: а) оформление интегративной художественной деятельности как художественно-социального проекта (спектакля), обусловленного спецификой учебной группы, функционирующей в рамках школы-студии; б) увеличение числа учебных групп; в) формирование репертуарной афиши театра, отражающей специфику творческой направленности групп, обусловленную индивидуальными характеристиками участников;

- третий этап - диверсификация интегративной художественной деятельности, выражающаяся в формировании сложной многокомпонентной практики, включающей пространства детской школы искусств, театра-студии, включающей пространства мастерской (художественно-творческая деятельность) и клуба (общение, творческие встречи, диспуты и др.).

Разрабатывая педагогические условия использования интегративной художественной деятельности как средства воспитания авторской позиции школьника, мы предположили следующее: во-первых, конструкция интегративной художественной деятельности, разработана и осуществляется на основе авторской интегративной художественной практики. Содержательно и символически занятия детско-подросткового объединения основываются на художественной практике отдельного автора, которая выступает в качестве образца самореализации школьника в художественном творчестве. Обучающиеся занимаются исследованием, «проживанием», интерпретацией художественного наследия того или иного автора, модификацией и воплощением его произведений. Таким автором для нас стал Е.В. Честняков (1874-1961 гг.), имя которого отразилось в названии театра «Ефимов ключик», созданного нами на базе МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Кологрива Костромской области в 1999 году. Важной особенностью ин-тегративной художественной деятельности стало использование в качестве сюжетной основы сказок Честнякова и отдельных художественных приемов

его авторской интегративной художественной практики [4]. Так, например, в театрально-игровом действе участвуют не только дети-актеры, но и созданные ими живописные работы (мини-декорации) и куклы-глинянки, «оживляемые» ими в ходе спектакля, звучат музыкальные композиции, сочиненные детьми на занятиях музыкой.

Второе условие использования интегративной художественной деятельности в качестве педагогического средства, обеспечивающего успешное воспитание авторской позиции школьника в организациях дополнительного образования, формулируется нами следующим образом: в процессе обучения осуществляется последовательное освоение учащимися художественных эталонов и образцов, являющихся основой для творческой самореализации в художественно-творческой деятельности по созданию спектакля как художественно-социального проекта.

Включаясь в интегративную художественную деятельность, школьники проходят обучение в процессе нескольких циклов занятий. Содержание того или иного цикла обусловлено формой организации художественного образа, художественной техникой, форматом театрального представления и формами эстетической коммуникации:

- цикл занятий «Литературная мастерская» (создание концепции, определяющей тему и замысел будущего спектакля; знакомство с различными литературными источниками (пьесы, сказки; стихи и др.) в рамках концепции; выбор пьесы (или ее написание) и ее анализ, обусловленный изучением законов драматургии и правил написания сценария; литературное творчество в виде сочинений, статей в СМИ, рецензий, творческих программ, проектов, сценариев и других);

- цикл занятий «Художественная мастерская», связанных с работой над художественным оформлением спектакля (лепка игрушек к спектаклю, изобразительная деятельность (в частности, создание декораций с использованием особенностей рисунка, живописи, композиции; декоративной росписи);

- цикл занятий «Театральная мастерская», связанных с работой над ролью и режиссурой спектакля (решение главной режиссерской задачи - перенесение с помощью режиссерского мастерства на сцену своего видения событий, отраженных в сценарии; овладение инструментами выражения режиссерской мысли в театре: навыком работы с актерами, светом, звуком и др.; обучение азам актерского мастерства, занятия сценической речью, сценическим движением, вокалом, работа актера с кук-лой-глинянкой).

Полученные в ходе обучения в рамках образовательных программ организации дополнительного образования знания, умения и навыки (по академическому рисунку, живописи, композиции,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

159

скульптуре, декоративно-прикладному искусству, музыке, вокалу), школьники могут использовать в интегративной художественной практике, направленной на создание авторского проекта (спектакля) или его однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой режиссерской концепцией.

Спектакль как художественно-социальный проект позволяет интегрировать различные авторские практики школьников (создание игрушек, декораций, сценического образа - роли, музыкального сопровождения) и включить в творческий процесс практически всех членов разнородной учебной группы, каждому найти место в соответствии с его интересами и возможностями. При этом осуществляется переход воспитанника из одного состояния в другое: получает новый статус (автор, исполнитель, воспринимающий); совершает пробы в различных видах интегративной художественной деятельности, получает новый социальный опыт в процессе восприятия, продуцирования и коммуникации по поводу художественных объектов.

Для создания спектакля школьники объединяются в группы на основе: принципа добровольного участия и удовлетворения потребности в творчестве каждого члена группы, общих интересов, возрастных, гендерных, этнических, психо-физи-ческих особенностей, уровня эстетической подготовленности, знаний, умений и навыков в сфере художественной деятельности и др. Основные виды занятий творческой группы - индивидуальное и коллективное творчество, межгрупповой и меж-микрогрупповой обмен результатами определенного рода деятельности (Б.В. Куприянов) [5].

Третье педагогическое условие успешного использования интегративной художественной деятельности в процессе воспитания авторской позиции заключается в обеспечении активного взаимодействия с социальной средой в форме гастролей, экскурсий и показов - представлений спектаклей, реализации изготовленной сувенирной продукции.

Реализация данного педагогического условия предполагает оформление результатов интегратив-ной художественной деятельности в том виде, в котором они могут быть использованы (выставки, спектакли и др.). Спектакль или выставка как итог творческой работы коллектива или отдельного автора представляется для ознакомления всем заинтересованным лицам (родителям школьников, руководству воспитательной организации, педагогам, широкой зрительской аудитории), что позволяет воспитанникам получить адекватную оценку собственной художественной деятельности. При этом получение оценки качества извне (отзывы экспертов, зрителей, публикации в СМИ) превращает результат из субъективно значимого в социально значимый. Из общего числа воспитанников (75 человек) театра-студии «Ефимов ключик» получили

дипломы участников и лауреатов областных и всероссийских конкурсов - 52%; выбрали творческие профессии и получили образование в сфере культуры и искусства 22%. За семь лет работы театра глинянок «Ефимов ключик» театральную афишу пополнили 14 авторских спектаклей. Театру в 2003 г. присвоено почетное звание «Народный» («За творческие успехи, пропаганду самодеятельного художественного творчества»).

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что использование интег-ративной художественной деятельности как средства воспитания способствует становлению школьника в качестве автора и обеспечивает качественные изменения авторской позиции: развитие у обучающегося мотивации самореализации в занятиях искусством, идентификацию себя в качестве автора художественного проекта или его фрагмента; формирование индивидуально-избирательного отношения к действительности, отражаемой в художественном образе, оформление у обучающегося оригинального способа интерпретации художественных произведений; интериоризацию школьником отношения к искусству как способу понимания человеком самого себя и окружающей его действительности.

Таким образом, конструирование интегратив-ной художественной деятельности на основе авторской интегративной художественной практики; обеспечение последовательного освоения учащимися художественных эталонов и образцов в процессе обучения как базы творческой самореализации учащихся в интегративной художественной деятельности; обеспечение активного взаимодействия с социальной средой в форме гастролей, экскурсий и показов - представлений спектаклей, реализации изготовленной сувенирной продукции являются приоритетными условиями становления авторской позиции школьника в процессе интегра-тивной художественной деятельности.

Библиографический список

1. Бабушкина Т. В. О щедрой радости детства. -СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь, 2009. - 128 с.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Русь-Олимп; АСТ: Астрель, 2005. - 829 с.

3. Городецкая Ю.А. Синтез искусств в развитии творческих способностей школьников в учреждениях дополнительного образования // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2012. - № 3 (77). - С. 72-78.

4. Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честня-ков. - Изд-во «Теза», 1995. - 127 с.

5. Куприянов Б.В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: Дис. ... д-ра пед. наук. - Кострома, 2012. - 616 с.

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.